Гуманитарный профиль предметы

Социально-гуманитарный профиль

Изучение русского языка в социально-гуманитарном профиле основной (полной) школы предполагает реализацию целей и содержания базового уровня, и в то же время он обеспечивает готовность к получению высшего гуманитарного образования. Притом, что цели и содержание курса для социально-гуманитарного и филологического профиля являются общими, обучение русскому языку в социально-гуманитарном профиле имеет определенные особенности, которые связанны с актуализацией межпредметных связей не только с литературой (как это было в филологическом профиле), но и с такими учебными предметами, как история, обществознание, право. Профильная ориентация проявляется здесь не только в углублении курса, но и в отборе дидактического материала, который вводит старшеклассников в метаязык изучаемых профильных дисциплин.

Итак, русский язык как учебный предмет на старшей ступени школьного образования может быть представлен следующим образом:

Базовый уровень Физико-математический профиль
Физико-химический профиль
Химико-биологический профиль
Биолого-географический профиль
Социально-экономический профиль
Информационно-технологический профиль
Агротехнический профиль
Художественно-эстетический профиль
Оборонно-спортивный
Профильный уровень Филологический профиль
Социально-гуманитарный профиль

Таким образом, в основу выделения данных типов курса русского языка на завершающем этапе школьного образования положен принцип уровневой дифференциации (уровень овладения и изучения языка) с учетом профильной дифференциации.

Элективные курсы

Ведущим принципом выделения элективных курсов является принцип профильной дифференциации. При изучении русского языка на базовом уровне возможны элективные курсы, которые реализуют межпредметные связи и, выполняя функции внутрипрофильной специализации обучения, обеспечивают индивидуальные образовательные траектории. Элективные курсы при изучении русского языка на профильном уровне, кроме этого, могут «поддерживать» непосредственно профильный курс данного учебного предмета. Наконец, имеют право на существование и элективные курсы общей направленности, которые могут быть использованы независимо от профиля обучения.

Сказанное может быть продемонстрировано с помощью таблицы.

Базовый уровень Профиль Элективные курсы
Физико-математический Языки естественные и искусственные. Язык математики и русский язык. Русский язык для физики. Язык современной науки. Русское правописание: орфография и пунктуация
Физико-химический Языки естественные и искусственные. Русский язык на уроках химии. Язык химии и естественные языки. Особенности терминологической системы современной физики/химии. Русское правописание: орфография и пунктуация
Химико-биологический Особенности терминологической системы биологии. Учимся читать научные тексты по специальности. Экология языка и экология природы. Русское правописание: орфография и пунктуация
Биолого-географический Экология окружающей среды и культура речи. Топонимика родного края. Языки и народы. Русское правописание: орфография и пунктуация.
Социально-экономический Деловой русский. Русский для бизнеса. Язык законов. Русское правописание: орфография и пунктуация.
Информационно-технологический Русский язык в Интернете. Языки естественные и искусственные. Интернет и культура речевого общения.
Агротехнический Экология языка и экология природы. Учимся читать тексты по специальности. Особенности терминологической системы биологии.
Индустриально-технологический Языки естественные и искусственные. Русский язык на уроках физики и технологии.
Художественно-эстетический Формы художественного мышления в русской литературе и в музыке (живописи). Образность в языке и в искусстве. Практическая стилистика.
Оборонно-спортивный Деловой русский. Спортивная терминосистема.
Профильный уровень Филологический Русский язык вчера, сегодня, завтра. Наш язык в действии. Вселенная в алфавитном порядке. Этимология. Современная лингвистика и психология. Диалог культур. Секреты русского словообразования. Основы риторики. Язык и культура. История русской письменности. Логико-предметные категории и способы их выражения в языке и речи.
Социально-гуманитарный Язык юридических документов. Судебное красноречие. Риторика. Деловой русский.

Как это видно из таблицы, некоторые из предложенных элективных курсов могут быть использованы независимо от профиля обучения. К таковым можно отнести, например, элективные курсы «Диалог культур», «Риторика», «Деловой русский», «Русское правописание: орфография и пунктуация» и некоторые другие. Список элективных курсов подобного рода можно продолжить: «Русский язык для говорения и письма», «Язык всем знаниям и всей природе ключ», «Условия успешной коммуникации», «Практика делового общения» и др.

Требования к оснащенности учебного процесса

Внедрение в практику обучения государственного стандарта общего образования для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы по русскому языку предполагает разработку новых подходов к формированию системы материально-технической оснащенности учебного процесса.

На современном этапе развития системы школьного образования его приоритетной целью становится развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, что определяет иное место средств обучения и учебного оборудования в системе обучения русскому языку. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по русскому языку, разработка настоящих требований предполагает их ориентацию не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание образовательной среды с помощью мультимедийных средств, направленных на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, на формирование не только системы языковых и речевых навыков и умений, но и на отработку общеучебных умений, что предполагает овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Исходя их из этого главной целью использования материально-технических средств обучения становится поддержка перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиление аналитического компонента учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источниками.

Одним из существенных условий реализации государственного образовательного стандарта по русскому языку является использование в школьной практике информационных и коммуникационных технологий, в частности, разработка информационных и информационно-деятельностных моделей обучения. В активизации познавательной деятельности учащихся особую значимость приобретают такие информационно-коммуникационные средства обучения, как: мультимедийные обучающие программы и электронные учебники (приложения к учебникам) по основным разделам курса русского языка, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы по всем разделам курса русского языка, электронные библиотеки по курсу русского языка, игровые компьютерные программы (по разделам курса русского языка) и т.п. Информационные и коммуникационные технологии должны войти в систему контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

В то же время требования к оснащенности учебного процесса должны включать и традиционные средства обучения, апробированные многолетней школьной практикой. В этой связи в перечне материально-технических средств обучения должны быть представлены разнообразные статичные средства (схемы, таблицы, картины, транспаранты, слайды и т.п.), аудиовизуальные средства (видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, диафильмы по разным разделам курса русского языка) с помощью которых повышается эффективность работы.

В номенклатуру средств обучения должны войти и другие традиционные учебные средства, в частности, соответствующая книгопечатная продукция: нормативные документы (Федеральный Закон «Об образовании»; Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку; Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень); Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень); Примерная программа основного общего образования по русскому языку; Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень); Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень); авторские программы по русскому языку т.п.); учебники и учебные пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, практикумы, научно-популярная литература по предмету, словари различных типов, справочники, методическая литература для учителя и т.п., повышающие эффективность учебного процесса.

Требования к оснащенности учебного процесса должны включать также перечень технических средств обучения, а также учебно-практического оборудования, необходимых для оформления кабинета русского языка.

ЛИТЕРАТУРА

Пояснительная записка

Курс литературы – один из основных в школьном гуманитарном образовании. Освоение этого курса определяет уровень интеллектуального и эмоционально-нравственного развития школьника, его образного мышления, его культуры, в том числе уровень владения родным языком и искусством речи.

Изучая литературу, ученик приобретает опыт её понимания, а также опыт творческого самовыражения. В процессе обсуждения литературных произведений и работы над собственными сочинениями он учится пользоваться литературным языком как средством оформления собственных мыслей. В рамках курса литературы школьник учится также практически применять знания, полученные им в курсах родного языка и истории; работает с такими междисциплинарными, общегуманитарными категориями, как личность, культура, миф, картина мира, эстетическая и художественная ценность и др.

Цели и задачи литературного образования

Непосредственная цель преподавания литературы – воспитание эстетически и этически развитого читателя, который заинтересован в общении с искусством и способен самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественную модель мира, созданную автором, вести с автором опосредованный произведением «диалог» о главных мировоззренческих проблемах.

Литература как школьный предмет знакомит с памятниками отечественной и мировой литературы и фольклора, на материале которых школьник учится воспринимать особенности художественного произведения как обусловленные авторской волей, развивает вкус, побуждает к размышлению над прочитанным. Представление о памятниках древней литературы, знание истории новой литературы в крупнейших именах, событиях, фактах, сведения о периодах развития литературы, литературных направлениях и школах способствуют пониманию места литературы в общем контексте отечественной и мировой истории, её художественного, нравственно-философского и общественного значения.

Понимать литературу как вид искусства помогает опыт анализа и интерпретации произведения как художественного целого, концептуальное осмысление его в этой целостности, взгляд на его поэтику как на воплощение авторского замысла, а также попытки собственного литературного творчества; Этот опыт дает возможность школьнику познакомиться с разнообразными художественно-идеологическими позициями авторов, с неоднозначными оценками явлений, с возможностью поиска аргументов в пользу разных прочтений, что формирует критичность мышления, умение выражать, аргументировать и корректировать собственную позицию. В свою очередь, это развивает литературный вкус, представление о критериях художественности, о классике, массовой литературе, беллетристике.

Углублению знания о предмете способствует знакомство школьников с задачами и методами науки о литературе, а также с жанрами и типами литературоведческих исследований: текстологических, комментаторских, биографических, критических, интерпретационных. Расширяют знания о предмете сведения об истории книги, о крупнейших библиотеках, книжных и рукописных собраниях. Эти знания, как и прочие, способствуют успешности практической учебной деятельности школьников, для которой необходимо работать с комментариями и справочным аппаратом, основными литературоведческими словарями и энциклопедиями, различать основные типы изданий литературных произведений (академические, научные, массовые).

Содержание литературного образования

Структура и объем школьного курса предусматривает освоение основополагающих литературоведческих понятий и получение ряда сведений по теории и истории литературы.

В основе литературного образования – анализ текста программных произведений. Учебные программы школьного курса литературы содержат обязательную и вариативную части.

Теория литературы

Художественная литература как искусство слова. Художественный вымысел. Художественный образ в литературе. Художественное, нравственно-философское и общественное значение литературного произведения Поэтика как основа науки о литературе, о генезисе литературы и закономерностях ее развития.

Основы анализа художественного произведения; сравнительный анализ; анализ произведения в контексте творчества писателя, национальной и мировой литературы.

Базовые литературоведческие понятия и термины:

— произведение, текст;

— литературный язык, стиль;

— роды (эпос, лирика, драма) и жанры литературы;

Организация социально­гуманитарного
профиля в средней школе1

Практика

Итак, что это за компетентности, в каких сферах они лежат?

– В семейно-бытовой (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении ее проблем);

– в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

– в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

– в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

– в сфере массовой коммуникации (быть способным находить необходимую социальную информацию, критически воспринимать информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ)3.

Кроме того, по мнению академика Л.Н. Боголюбова4, возраст старшеклассников 15–17 лет представляет собой особый этап социализации. Именно в этот период «существенно расширяется дееспособность индивида: в 14 лет он получает паспорт, с 15 лет может поступать на работу и самостоятельно заключать трудовой договор с работодателем; с 14 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки и самостоятельно нести по ним имущественную ответственность; с 14 лет подлежит уголовной ответственности за многие преступления, включая убийство, грабеж, кражу, хулиганство и т.п., а с 16 лет – уголовную ответственность по любым преступлениям; с 16 лет, если он работает по трудовому договору или если в соответствии с законом он до 18 лет вступил в брак, – он может быть объявлен полностью дееспособным, т.е. своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; наконец, вскоре после окончания школы, с 18 лет, он может в полном объеме осуществлять свои права и обязанности. Иными словами – это рубеж, когда человек, от рождения обладающий основными правами и свободами, должен без скидок на возраст оправдать ожидания общества, выступая в типичных ролях члена семьи, собственника, потребителя, гражданина, работника, непрерывно совершенствующего свою квалификацию».

С другой стороны, переход современной цивилизации от индустриального к постиндустриальному обществу приводит к тому, что на смену навыкам работы с материальными объектами приходит умение работать с людьми. Основным объектом манипуляции человека становится то, что невидимо глазу, – социальные и технические символы, власть, престиж, эмоции, интеллект. А обеспечивают необходимые умения и способы деятельности именно социально-гуманитарные дисциплины. Они же служат каналом подготовки к политической деятельности, к вступлению в аппарат государственного управления, дают возможность человеку приобрести высокий социальный статус.

Публикация статьи произведена при поддержке металлургического портала «Металл Плейс». На сайте опубликованы каталоги металлургических ГОСТов, статьи о различных металлургических отраслях, еженедельные отчёты рынка металлов, финансовые новости, индекс цен, онлайн расчёт стоимости и веса сортового проката, металлургический справочник и другая важная информация. А также доступна доска объявлений и возможность подать своё объявление. Подробную информацию смотрите на сайте портала: metallplace.ru.

Социально-гуманитарный профиль предоставляет учащимся старшей школы возможность широкого выбора будущей профессиональной деятельности. На с. 26 приводится таблица, где представлены специальности, на которые может рассчитывать выпускник класса социально-гуманитарного профиля, и возможности построения его дальнейшей профессиональной карьеры (на примере высших учебных заведений г. Омска).

Таким образом, мы видим, что основными сферами, в которых будет реализовывать себя выпускник класса социально-гуманитарного профиля, являются сферы труда, политики, потребления, «гражданское общество» и инициативный сектор социального развития. А значит, этим сферам необходим человек-деятель, способный ставить цели, планировать и программировать способы их достижения, мобильный и грамотный.

Важно понимать, что отношение к гуманитарному знанию сегодня изменилось. «К нему относятся уже не как к истине в ее законченном виде, а как способу понимания сложно устроенных объектов, таких, как человек, общество и, прежде всего, сам субъект познания. Специфика гуманитарного образования состоит в том, чтобы научить человека действовать в ситуации неопределенности и отсутствия «единственно верного» решения. Гуманитарная проблема заключается не в ответе, а в способе постановки вопроса, в поиске ответа, его аргументации, в способе презентации своего решения, в позиционировании (т.е. выборе рациональной позиции для решения ситуативной задачи), в убеждении окружающих (близких и не очень близких) в основательности собственных выводов и положений. Гуманитарное образование помогает научиться отвечать за принятые решения, определять меру собственной компетентности и ответственности, научиться планировать собственные действия и проектировать желаемые эффекты, разрешать проблемы из жизни, а не решать задачи из учебника»5.

Специфика социально-гуманитарного познания заключается в совпадении изучаемого объекта и субъекта познавательной деятельности. В отличие от естественно-научного социально-гуманитарное знание характеризуется:

  • участием в общественных процессах различных социальных сил;

  • переплетением многообразных экономических, политических, духовных причин и социальных процессов и явлений;

  • вторжением в общественные процессы множества случайностей;

  • пересечением интересов множества людей.

Следствием этих особенностей социально-гуманитарного знания является высокая степень субъективизма, несовпадение выводов и оценок в существующих знаниях об одном и том же общественном явлении. Во многих случаях отсутствует не только однозначная оценка того или иного явления, но не существует и общепринятого определения понятия, его обобщающего. В этом проявляется и сложность объекта изучения, и различная методология множества научных школ и направлений.

Важно отметить различия социальных и гуманитарных знаний.

Социальные знания

Гуманитарные знания

Отражают относительно устойчивые связи, общественные тенденции в развитии человечества

Обращены к миру человека, целям и мотивам его деятельности, его духовным ценностям, субъективному, личностному восприятию мира

При этом экономика, социология несколько ближе к естественным наукам, поскольку они отражают объективные процессы; социальная философия, политология, культурология, в которых более заметно влияние субъективных факторов, несут больше признаков гуманитарного знания; для правоведческой составляющей курса характерна максимальная степень формализации знаний, строгость языка, присущая праву, точность определений.

Это учтено в содержании стандартов и программ профильной школы по обществознанию. В них также выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны обладать учащиеся по окончании профильной школы.

Рассмотрим сетку часов социально-гуманитарного профиля (см. Примерный учебный план).

В социально-гуманитарном профиле на базовом уровне изучаются иностранный язык, математика, экономика, естествознание, мировая художественная культура, физическая культура в соответствии с инвариантной частью федерального компонента БУПа.

Базовые общеобразовательные предметы направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Базовые курсы не являются профилирующими; они предназначены для завершения образования учащихся в области базовых компетенций и являются преимущественно интегративными, обобщающими, с явно выраженной методологической составляющей. Содержание базовых курсов определяется стандартами базового образования для старшей ступени школы. Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Задача изучения интегрированного предмета «Естествознание» в профиле гуманитарной направленности – формирование современного научного мировоззрения, самоопределения личности в окружающем мире.

Следует заметить, что часто проблемы возникают именно у учителей, ведущих базовые общеобразовательные предметы. Стремление педагогов представить свой предмет учащимся наиболее полно, да еще и выйти за рамки курса, общеизвестно. Переход на новую сетку часов, а значит, и на принципиально новые учебные программы, необходимость вести систематизированные, обобщающие курсы базового уровня, отсутствие на сегодняшний день необходимого учебно-методического обеспечения явно вызовут у части педагогов состояние психологического и профессионального дискомфорта. На наш взгляд, этой проблеме следует уделить большое внимание и в системе повышения квалификации педагогов, и в организации работы муниципальных методических служб, а также методической работы в образовательных учреждениях (школах).

Профильными учебными предметами в классах социально-гуманитарной направленности остаются: русский язык, литература, история, обществоведение, право.

Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в той или иной области образования, направленной на сферу будущей профессиональной деятельности. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации. Содержание профильных курсов определяется стандартами профильного образования по каждому учебному предмету.

В профильном классе необходимо отказаться от обучения даже самых слабых учащихся на уровне репродуктивного воспроизведения фактов. Требуется создание условий для максимального вовлечения учащихся в процесс содержательного расширения и обобщения знаний основной школы; формирование умений и навыков разрешения проблемной ситуации; обучение на основе практического применения знаний в сходных предметно-образовательных ситуациях. А также формирование умений и навыков самостоятельного выхода из критической жизненной проблемной ситуации на основе консультирования или развития коммуникативных компетентностей.

Результативностью деятельности учащихся будет написание рефератов по общим проблемам литературы, истории и обществознания или по региональной тематике, творческих сочинений, исторических эссе; выполнение коллективных или специальных проектов в своей профильной области, научных исследований, творческих работ.

Предполагается, что выпускные экзамены учащиеся будут сдавать именно по профильным предметам.

Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе углубленного изучения элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору учащегося из компонента образовательного учреждения или различных спецкурсов, спецпрактикумов, модулей по выбору учащихся. Предлагаемый перечень элективных курсов должен учитывать, во-первых, необходимость дополнительной подготовки к ЕГЭ, во-вторых, специфику видов деятельности, ведущую в будущей профессиональной деятельности учащихся. На 2 года обучения в социально-гуманитарном профиле предлагается 7 часов элективных курсов.

Так как итоговая аттестация выпускников средней (полной) школы проводится по 5 предметам (из них 2 обязательных – русский язык и математика, 3 по выбору учащихся) в формате Единого государственного экзамена, то ученик класса социально-гуманитарного профиля может успешно сдать ЕГЭ по 4 профильным предметам: русскому языку, литературе, истории, обществознанию.

Для того чтобы он справился с заданиями ЕГЭ по математике и в соответствии с запросами учащихся, можно добавить в учебный план дополнительный час на изучение этого предмета за счет часов элективных курсов. Кроме того, математика решает задачу формирования специальных умений по предмету, необходимых для гуманитариев: развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, а также проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений.

Конечно, выбор элективных курсов будет зависеть в большей степени от кадровых и материально-технических возможностей школ и запросов учащихся и их родителей. Однако можно обозначить несколько вариантов формирования учебного плана для классов социально-гуманитарного профиля ОУ в части элективных курсов. И мы обратимся к этому вопросу в следующем номере.

Таблица

Специальность

Экзамены

Возможности для дальнейшей профессиональной карьеры

Журналистика

Русский язык

и литература

Журналист – работа в средствах массовой информации

Издательское дело и редактирование

История России,

обществознание,

русский язык

Издатель – специалист в книгоиздательском предпринимательстве, редактор

Библиотечно-информационное дело

Русский язык

и литература

Библиотекарь

История, музеология

История России, русский язык, обществознание

Историк – учитель в школе, преподаватель истории в вузе;

Историк-архивист – работа в органах архивного и информационного управления, ученый-исследователь

Музеология – работа в государственных и частных музеях различных профилей, в туристических агентствах (если есть специализация), в организациях частного бизнеса

Социальная работа

Обществознание,

русский язык или история России, обществознание,

русский язык

Работа в органах социальной защиты, фондах социальной помощи, в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта

Политология, социальная антропология

Обществознание, история России, русский язык

Политолог – работа в органах государственной власти и управления; в структурах крупных современных предприятий и организаций; в консультационных фирмах по направлениям: руководство персоналом, политический менеджмент и маркетинг; в общественно-политических центрах и партийно-политических структурах; в сферах исследовательской деятельности

Социолог – в структурах, связанных с государственным и социальным управлением; правоохранительных органах и политических организациях; коммерческих структурах и СМИ

Культурология, теология

Обществознание, история России, русский язык

Культуролог – работа в научно-исследовательских и проектных организациях, связанных с изучением культуры; в государственных учреждениях, занимающихся управлением культурой и охраной памятников истории и культуры; в образовательных учреждениях различных уровней

Теолог – работа в органах управления в сфере религии и межнациональных отношений; в СМИ; в высшей и средней школе, где могут преподавать историю мировой культуры, этику, основы нравственности, философию, историю религии и религиоведения, основы православной культуры

Филология

Русский язык

и литература

Филолог – работа в образовательных учреждениях различных уровней

Психология

Обществознание,

русский язык

или история России,

обществознание,

русский язык

Психолог – осуществляет индивидуальное психологическое консультирование; личностную психодиагностику и коррекцию; ведет социально-психологические тренинги и психолого-методические семинары; организует и проводит социально-психологические исследования; решает психологические проблемы в сфере производства; разрабатывает и проводит индивидуальные развивающие программы; оказывает психологическую помощь различным группам населения и многое другое

Философия

История России,

обществознание,

русский язык

Философ – преподавание в системе высшего, среднеспециального и общего образования; научно-исследовательская деятельность; работа в органах государственного управления, в сферах политики и бизнеса, консалтинга и рекламы

Связи

с общественностью

История России,

обществознание,

русский язык

или русский язык,

иностранный язык,

математика

Специалист по связям с общественностью (PR) – работа в госучреждениях, коммерческих фирмах, политических партиях и общественных движениях: пресс-секретарь, менеджер коммуникационной структуры, эксперт, консультант, референт по вопросам массовой информации и деловой коммуникации, научных и культурных обменов; формирование имиджа предприятий и его руководителей; организация связей с общественностью; планирование и проведение рекламных, пропагандистских и информационных компаний

Юриспруденция

Обществознание,

русский язык

Работа в государственных органах прокуратуры и судах, адвокатуры и нотариата; в государственных и негосударственных структурах; в сфере предпринимательства и политики; в высшей школе (преподавание и научно-исследовательская деятельность)

Примерный учебный план для классов социально-гуманитарного профиля

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Иностранный язык

Математика

Экономика

Естествознание

Мировая художественная

культура

Физическая культура

II. Профильные учебные предметы

Русский язык

Литература

История

Обществоведение

Право

III. Элективные учебные предметы

Курсы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

Наталия БУГРОВА,
Омский государственный педагогический университет

Материал разработан для курсов повышения квалификации руководителей ОУ. Как указывается в методических рекомендациях «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2004/2005 учебном году в условиях перехода на новое содержание». Болотина Т. С. «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2004/05 уч. г. в условиях перехода на новое содержание образования» / Т.С. Болотина, С.И. Козленко, О.В. Кишенкова; в сб.: Методическое обеспечение профильного обучения. История и обществознание: методические рекомендации. – М.: АПКиПРО, 2004. Боголюбов Л.Н. Проблемы обществоведческой подготовки в профильных классах / В сб.: Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. – М.: ИОСО РАО, 2003.

Социально-гуманитарный профиль

Сайт Государственного академического университета гуманитарных наук

Сайт Федерального научно-исследовательского социологического центра

Сайт Института Всеобщей истории РАН

Проект «Академический (Научно-технологический) класс» объединяет усилия учителей московских школ, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы и научных организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций Российской Федерации.

Участники реализации проекта:

  • Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России);
  • Департамент образования города Москвы;
  • Городской методический центр ДОгМ;
  • Общеобразовательные организации Москвы;
  • Центры коллективного пользования, созданные в научных институтах;
  • Научные организации, подведомственные ФАНО.

Образовательные программы академических (научно-технологических) классов содержат элементы предпрофессионального образования, знакомят учащихся с применением научных знаний и результатов научных исследований в изучении проблем реальной жизни и основаны на погружении в научно-исследовательскую (проектную) деятельность для осознанного выбора современных профессий в наукоемких отраслях экономики.

Обучение в академических (научно-технологических) классах предоставляет учащимся новые возможности:

  • осваивать современные методы научных исследований;
  • оценивать и рассчитывать достоверность, воспроизводимость и значимость полученных результатов;
  • самостоятельно получать новые научные знания, выдвигать и верифицировать гипотезы;
  • проводить поисковые работы, решая задачи без заранее известного результата;
  • работать в школьных научных обществах с учащимися из других классов, образовательных учреждений и уровней образования под руководством известных ученых.

В итоге реализации проекта научно-технологических классов организации высшего образования и научные организации получат надежный ресурс – выпускников, мотивированных на получение профессий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологические отрасли экономики, необходимых для устойчивого опережающего развития России в XXI веке.

Нормативно-правовое обеспечение проекта

Положение о профильных 10-11 классах

Учебные планы 10-11 профильных классов ГБОУ Школа № 463

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *