Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией

Инспекционный контроль. Кем проводится и что в себя включает инспекционный контроль?

Сертификация

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет Орган по подтверждению соответствия (ОПС) — ранее орган сертификации (ОС), выдавший Сертификат. ОПС проводит Инспекционный контроль если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия Сертификата соответствия. Целью проведения инспекционного контроля является факт установления, что продукция на производстве продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным при ее сертификации ОПС. Инспекционный контроль проводится, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтверждения соответствия, т. е., что реализуемая продукция, продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при ее сертификации. Инспекционный контроль может быть плановый и внеплановый

Плановый инспекционный контроль проводится не ранее чем через 6 месяцев со дня выдачи сертификата. Последующие инспекционные контроли проводят не позднее чем через 12 месяцев со дня предыдущего инспекционного контроля. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, стабильность производства, объем выпуска, наличие на производстве системы менеджмента качества и т.д.

Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются в нормативных документах на конкретную продукцию.

Инспекционный контроль, как правило, включает в себя 5 этапов.

Первый этап — формировании инспекционной комиссии, с назначеним председателя комиссии.

Председатель комиссии составляет план проведения инспекционного контроля. Формирует членов комиссии. Согласовывает с производителем время проведения инспекционного контроля

Второй этап — включает в себя проведение анализапоступающей информации о сертифицированной продукции предприятия;

Третий этап — выезд комиссии на предприятие и проверка соблюдения на производстве условий, необходимых для выпуска продукции стабильного качества;

Четвертый этап — проведение испытаний продукции по разработанной программе испытаний и анализ результатов;

Пятый этап — включает в себя оформление результатов контроля актом в произвольной формы, в котором дается оценка результатов испытаний образцов, других вопросов проверки и делается заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия ранее выданного Сертификата соответствия

При наличии у производителя продукции Сертификата ISO на систему менеджмента качества конкретной продукции и положительных результатов инспекционного контроля, анализ условий выпуска продукции стабильного качества не проводится.
Акт хранится в ОПС не менее трех лет, также высылается производителю продукции.

По результатам инспекционного контроля ОПС может приостановить или отменить действие Сертификата соответствия, в случае несоответствия сертифицированной продукции требованиям нормативных документов РФ, в следующих случаях: -отрицательного результата испытаний продукции; — изменения производителем нормативного документа на продукцию, без уведомления ОПС; — изменение конструкции, комплектности продукции, технологии производства, без уведомления ОПС; — невыполнения методов испытаний продукции, без согласования с ОПС. Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях: — поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных продукции от потребителей, органов исполнительной власти, общественных объединений потребителей и т.п.; — при обращении заявителя с просьбой о проведении инспекционного контроля по причине изменений в его деятельности, связанных с сертификационными требованиями и ограничениями на область действия сертификата соответствия.

Результаты внепланного инспекционного контроля оформляют актом.

Смотри Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 40.002-2000

Уважаемые господа, если Вы хотите подробно ознакомится с трудоемкими и сложными процедурами сертификации и процессами оформления Сертификатов, Деклараций соответствия, Свидетельств о Государственной регистрации, Отказных писем Таможенного союза, или в любой входящих в него стран, а также процедурами получений Разрешений на применение оборудования, технологий и материалов Ростехнадзора Российской Федерации, Госпромнадзора Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, тогда с этой информацией, Вы можете ознакомиться на нашем сайте простым нажатием соответствующей клавиши меню.

Если, Вам необходимо сэкономить свое время, сократить финансовые затраты, сроки оформления и получения всех необходимых разрешительных документов на Вашу продукцию обращайтесь к специалистам Группы компании ООО «ГостНорм», заполнив формуляр запроса (заявку) на нашем сайте. Можете отправить электронное письмо rtn@gostnorm.ru, или позвонить по телефонам: +7 (499) 340-13-17 . Мы будем рады и личной встрече с Вами в любом из офисов нашей компании.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 схема подтверждения соответствия: Совокупность и последовательность действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

2.2 схема сертификации: Схема подтверждения соответствия, применяемая при сертификации продукции.

2.3 орган по сертификации: Орган, аккредитованный в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

2.4 испытательная лаборатория (центр): Лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) продукции в соответствии с областью аккредитации (областью деятельности).

2.5 заявитель: Физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

2.6 заявка на сертификацию: Исходный документ заявителя, содержащий предложения органу по сертификации провести сертификацию заявленного объекта на соответствие указанным требованиям.

2.7 знак соответствия: Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы сертификации.
Примечание — Знак соответствия применяется в рамках добровольной системы сертификации или системы обязательной сертификации в переходный период (до вступления в силу соответствующего технического регламента).

2.8 знак обращения на рынке: Обозначение, служащее для информирования приобретателей (потребителей) о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

2.9 испытание: Определение одной или более характеристик объекта оценки соответствия согласно процедуре.

2.10 анализ состояния производства: Операция, проводимая органом по сертификации с целью установления наличия у заявителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при сертификации.

2.11 инспекционный контроль: Систематическая контрольная оценка соответствия, осуществляемая аккредитованным органом по сертификации с целью установления, что продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации, для поддержания правомерности выдачи сертификата соответствия.

2.12 установленные требования: Требования к продукции, соответствие которым подтверждается при сертификации.

3 Общие положения

3.1 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (далее — инспекционный контроль) является частью схемы сертификации, определенной в решении по заявке на сертификацию.

3.2 Инспекционный контроль осуществляется с целью установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, и применяется ли должным образом маркировка продукции знаком соответствия или знаком обращения на рынке. Необходимость инспекционного контроля должна быть известна заявителю до начала подтверждения соответствия.

3.3 Инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию.
В случае прекращения деятельности органа по сертификации инспекционный контроль может проводиться другим уполномоченным на это органом по сертификации.
Орган по сертификации может на договорных началах поручить проведение отдельных работ по инспекционному контролю другой компетентной организации. Проведение работ сторонними организациями не исключает ответственности органа по сертификации за полноту доказательств и обоснованность принимаемых решений по результатам инспекционного контроля.

3.4 Основанием для проведения инспекционного контроля является договор на сертификацию (дополнительное соглашение к нему), заключенный заявителем с органом по сертификации, или специальный договор между этими сторонами о проведении инспекционного контроля.

3.5 Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме систематического отслеживания и анализа информации о сертифицированной продукции, в том числе сообщений заявителя об изменениях, вносимых в продукцию или в производственные процессы, и в форме инспекционных проверок (плановых или внеплановых), включающих процедуры, предусмотренные схемой сертификации.

3.6 Результаты инспекционного контроля служат основанием для принятия решения органом по сертификации о подтверждении, приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия.

3.7 При возникновении спорных вопросов по результатам инспекционного контроля за сертифицированной продукцией заявитель может обжаловать решения и (или) действия (бездействия) органа по сертификации в органе по аккредитации, а в случае несогласия с его решением — в суде.

4 Виды, сроки и объемы инспекционных проверок

4.1 При инспекционном контроле предусматриваются плановые проверки с установленной периодичностью, а в случае необходимости — по решению органа по сертификации проводятся внеплановые проверки.

4.2 Периодичность плановых инспекционных проверок устанавливается в технических регламентах или в правилах сертификации (действующих в переходный период до вступления в силу соответствующих технических регламентов или при добровольной сертификации). В случае неустановления в технических регламентах или в правилах по сертификации предельной частоты инспекционных проверок периодичность инспекционных проверок определяет орган по сертификации.

4.3 При определении периодичности и объема плановой инспекционной проверки учитываются следующие факторы: степень потенциальной опасности продукции, характер производства (серийный, массовый, единичный, сезонный), стабильность производства, объем выпуска, наличие системы менеджмента, информация о результатах испытаний и проверок продукции и ее производства, проведенных изготовителем, органами государственного контроля (надзора), включая информацию об аналогичной продукции, выпускаемой тем же изготовителем.

4.4 В случае приостановки производства сертифицированной продукции и (или) отсутствия образцов для испытаний держатель сертификата соответствия до установленного срока проведения инспекционной проверки официально извещает об этом орган по сертификации. На основании полученной информации орган по сертификации может перенести срок запланированной проверки, но не более чем на шесть месяцев.

4.5 Объем плановой инспекционной проверки по решению органа по сертификации может устанавливаться в пределах объема ранее проведенных проверок (при сертификации, при предыдущей инспекционной проверке) или может быть скорректирован с учетом следующих факторов:
— выявленной в предыдущих проверках стабильности характеристик и запаса их значений по отношению к предельно допустимым;
— трудоемкости определения каждой характеристики продукции;
— результатов проведенных заявителем производственных испытаний продукции (приемо-сдаточных, периодических, типовых);
— результатов проведенного ранее аудита за функционированием системы менеджмента или анализа состояния производства;
— результатов государственного контроля (надзора) за продукцией, на которую распространяется действие сертификата соответствия;
— полученных от заявителя данных о претензиях по поводу дефектов, выявленных приобретателями продукции.

4.6 Внеплановые инспекционные проверки проводятся по решению органа по сертификации в случаях поступления информации о нарушении или возможности нарушений требований к выпускаемой продукции, вызывающих необходимость проверки до планового срока проведения очередной инспекционной проверки.

4.6.1 Основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки может служить информация о претензиях к качеству и безопасности продукции от потребителей, торговых организаций, от средств массовой информации, а также органов и организаций, осуществляющих общественный или государственный контроль за продукцией, на которую выдан сертификат соответствия, в том числе информация, полученная органом по сертификации от органов государственного контроля (надзора) о выявленных нарушениях и необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия.
Внеплановые инспекционные проверки могут также проводиться при получении сведений от держателя сертификата соответствия об изменениях, внесенных в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированной продукции.

4.6.2 Орган по сертификации проводит анализ полученной информации. По результатам анализа он может принять решение в соответствии с разделом 6 или назначить дополнительную проверку в соответствии с разделом 5 настоящего стандарта.

4.7 Объем внеплановой инспекционной проверки определяется исходя из полученной информации и характера отмеченных в ней нарушений установленных требований.

5 Подготовка и проведение работ по инспекционному контролю

5.1 Инспекционный контроль состоит из следующих этапов:
— сбор и анализ информации о сертифицированной продукции;
— разработка и утверждение программы инспекционной проверки;
— формирование группы инспекционной проверки;
— проведение инспекционной проверки;
— оформление результатов инспекционной проверки;
— принятие решения по результатам инспекционного контроля.

5.2 Сбор, систематизацию и анализ информации о сертифицированной продукции осуществляет орган по сертификации постоянно в течение срока действия сертификата соответствия с целью получения дополнительных сведений для инспекционной проверки или непосредственного принятия решений.
Источниками информации о сертифицированной продукции являются:
— сведения, представляемые держателем сертификата соответствия, об изменениях, внесенных в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированной продукции;
— сведения от органов государственного контроля (надзора), сообщения в печати, по радио и телевидению, в Интернете.
Полученные сведения и результаты их анализа отражают в отчетах, справках и других документах. Формы документов и порядок их составления рекомендуется устанавливать в руководстве по качеству органа по сертификации.

5.3 Программу инспекционной проверки разрабатывает орган по сертификации. Программа в зависимости от схемы сертификации должна содержать (кроме общих сведений о предприятии, сертифицированной продукции, сроках проведения проверки) задания по проверке, включая:
— идентификацию продукции;
— испытания;
— проверку состояния производства или контроль за системой менеджмента (производства);
— проверку применения знака обращения на рынке или знака соответствия;
— проверку жалоб приобретателей (потребителей) на полученную продукцию;
— оформление результатов проверки.

5.3.1 Конкретные задания формируются на основе операций, проведенных при сертификации продукции, с учетом информации, полученной по результатам сертификации или предыдущей проверки.
В случае выявления недостатков при сертификации, включенных в план корректирующих мероприятий, но не проверенных в процессе сертификации, в программе инспекционной проверки предусматривают контроль выполнения таких корректирующих мероприятий.

5.3.2 Задания по испытаниям включают установление проверяемых показателей продукции, сведения об отборе образцов (проб) и месте проведения испытаний, возможность зачета результатов испытаний, проведенных изготовителем или иными организациями.

5.3.3 Задания по проверке состояния производства включают объекты проверки: техническую документацию, технологические процессы, состояние средств технологического оснащения, систему контроля и испытаний, метрологическое обеспечение, компетентность персонала, взаимодействие с потребителем, идентификацию продукции и прослеживаемость, соблюдение технологии производства, входной контроля сырья, материалов и покупных комплектующих изделий, корректирующие и предупреждающие действия, погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковку, маркировку, консервацию, поставку, управление регистрацией данных о качестве, маркировку и нанесение знака соответствия или знака обращения на рынке.

5.3.4 Задания по контролю системы менеджмента формируют исходя из требований международных стандартов ИСО серии 9000.

5.3.5 Задания по анализу состояния производства или контролю системы менеджмента могут оформляться в виде самостоятельных программ.

5.3.6 Программу плановой инспекционной проверки, утвержденную руководителем органа по сертификации, заблаговременно доводят до сведения заявителя и других участников проверки.

5.4 Идентификация продукции осуществляется путем проверки действующей нормативной и технической документации на продукцию на отсутствие в ней существенных изменений, влияющих на сохранение типа по отношению к образцам, прошедшим сертификационные испытания, а также проверки характера изменений, внесенных в нормативные документы, по которым была сертифицирована продукция. Кроме того, проводят сличение отобранных образцов продукции на однородность, проверку маркировки, в том числе знаком соответствия (знаком обращения на рынке).

5.5 Отбор образцов осуществляется по методике, используемой при сертификации, в зависимости от схемы сертификации на предприятии-изготовителе и (или) в организациях торговли (оптовых базах). Отбор проводится группой инспекционной проверки или по поручению органа по сертификации испытательной лабораторией (центром). Отбор образцов оформляют актом отбора образцов.
Отобранные и опломбированные образцы направляются в аккредитованную испытательную лабораторию (центр). Организация доставки образцов к месту испытаний, объем и условия испытаний согласовываются с испытательной лабораторией (центром) и держателем сертификата соответствия. При значительной удаленности испытательной лаборатории (центра) и наличии надлежащей испытательной базы на месте проверки по решению органа по сертификации инспекционные испытания могут быть проведены на этой базе в присутствии представителя органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра).

5.5.1 Результаты проведенных инспекционных испытаний оформляются протоколом. В обоснованных случаях по решению органа по сертификации вместо инспекционных испытаний могут быть использованы полностью или частично результаты ранее проведенных периодических или типовых испытаний, если иное не предусмотрено правилами сертификации.

5.5.2 Результаты инспекционных и других испытаний рекомендуется сопоставлять с результатами сертификационных испытаний для выявления тенденции изменения значений характеристик в межпроверочный период.

5.6 Проверку состояния производства (оценку системы менеджмента) при сертификации осуществляют:
— при использовании процедуры анализа состояния производства — орган по сертификации продукции;
— при использовании процедуры оценки системы менеджмента — орган по сертификации систем менеджмента;
— при использовании процедуры сертификации системы менеджмента или производства — орган по сертификации систем менеджмента, выдавший сертификат соответствия на данную систему менеджмента или производство.

5.7 Проверку состояния производства (оценку системы менеджмента) и оформление ее результатов осуществляют в соответствии с программами и методиками, разработанными органами по сертификации, осуществляющими инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
Во всех случаях предусматриваются анализ претензий и рекламаций потребителей, а также анализ недостатков, выявленных органами государственного контроля (надзора).

5.8 Проверка соблюдения условий применения знака соответствия (знака обращения на рынке) должна начинаться с проверки наличия и правильности нанесения этого знака на продукцию (тару, упаковку, сопроводительную и техническую документацию). Проверка проводится на предприятии-изготовителе и (или) в торговых организациях, если это предусмотрено программой инспекционной проверки.
Результаты инспекционной проверки оформляют отдельными документами по каждой операции, предусмотренной схемой сертификации: протоколами испытаний, актом по результатам анализа состояния производства, актом контроля системы менеджмента и т.п.
Документы по результатам инспекционной проверки должны содержать достаточные сведения и выводы, позволяющие на их основе сделать однозначное заключение о действии сертификата соответствия. На основе этих документов составляется акт, в котором даются оценка результатов испытаний образцов, стабильности качества продукции и общее заключение о состоянии ее производства.

6 Принятие и оформление решений по результатам инспекционного контроля

6.1 Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов испытаний образцов и других проверок, делается вывод о возможности (невозможности) сохранения действия выданного сертификата соответствия. Форма акта инспекционного контроля приведена в приложении А.
При выявлении недостатков в акте указывают на необходимость разработки корректирующих мероприятий по их устранению.
Акт инспекционного контроля представляется для ознакомления руководителю предприятия-изготовителя (держателю сертификата соответствия). Один экземпляр акта остается у держателя сертификата соответствия. Другой экземпляр акта хранится в органе по сертификации.
Положительные результаты инспекционного контроля могут учитываться органом по сертификации для продления срока действия сертификата соответствия.

6.2 Акт инспекционного контроля, содержащий положительную оценку по всем заданиям программы инспекционной проверки, означает решение органа по сертификации о подтверждении действия сертификата соответствия. В случае отрицательной оценки орган по сертификации оформляет соответствующее решение.

6.3 Орган по сертификации может принять решение о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия при несоответствии продукции установленным требованиям, а также в случаях:
— изменения нормативного документа на продукцию или методы испытаний;
— изменения конструкции (состава) и комплектности продукции;
— изменения организации и (или) технологии производства;
— изменения (невыполнения) требований технологии, методов контроля и испытаний, системы менеджмента;
— отказа держателя сертификата соответствия от проведения или оплаты инспекционного контроля;
— отсутствия у держателя сертификата соответствия необходимых условий для проведения инспекционной проверки в установленный срок, согласно 5.3.
Приостановление или прекращение действия сертификата соответствия вступает в силу с момента принятия решения органом по сертификации.
Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, письменно информирует держателя подлинника сертификата соответствия и заинтересованные стороны о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия.
Форма решения о приостановлении действия сертификата соответствия приведена в приложении Б, форма решения о прекращении действия сертификата соответствия — в приложении В.

6.4 Решение о приостановлении действия сертификата соответствия принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, держатель сертификата соответствия может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить соответствие продукции установленным требованиям. В противном случае действие сертификата соответствия прекращается.

6.5 В случае приостановления действия сертификата соответствия держатель сертификата соответствия разрабатывает корректирующие мероприятия по устранению выявленных несоответствий и их причин, согласовывает их с органом по сертификации, обеспечивает выполнение корректирующих мероприятий по устранению несоответствий и их причин, информирует орган по сертификации о выполнении корректирующих мероприятий и их результативности.

6.6 При положительных результатах проверки результатов выполнения корректирующих мероприятий действие сертификата соответствия восстанавливается, при отрицательных — орган по сертификации принимает решение о прекращении действия сертификата соответствия. Форма решения о возобновлении действия сертификата соответствия приведена в приложении Г.

6.7 Информация о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия согласно действующему порядку доводится органом по сертификации до сведения держателя сертификата соответствия, территориальных органов государственного контроля (надзора) по месту расположения изготовителя (продавца), таможенных органов (по импортируемой продукции) для принятия ими соответствующих мер.

Приложение А (рекомендуемое). Форма акта инспекционного контроля

Приложение А
(рекомендуемое)

АКТ N

инспекционного контроля за сертифицированной продукцией

«___»______________20___г.

Орган по сертификации

наименование

в период с

г. по

г.

провел в соответствии с утвержденной программой инспекционный контроль продукции

,

наименование и обозначение продукции

изготовленной

наименование изготовителя

по

,

наименование и обозначение нормативного документа

сертифицированной на соответствие

наименование и обозначение нормативного документа (технического регламента)

При проверке установлено:

Объекты проверки

Способы проверки

Исполнители

Заключение

1

_______________
В графе 1 указывают разделы программы, содержащие задания.
В графах 2, 3, 4 даются заключения по конкретным заданиям соответствующего раздела программы.

Рекомендации по устранению выявленных недостатков и разработке корректирующих мероприятий по их устранению:

Заключение

общая оценка соответствия продукции установленным требованиям,

состояние ее производства, возможность (невозможность) сохранения действия сертификата соответствия

Приложения:

протоколы испытаний,

акты оценки состояния производства и т.п.

Руководитель органа по сертификации

подпись

инициалы, фамилия

Эксперт по сертификации продукции

подпись

инициалы, фамилия

С актом ознакомлен

Руководитель предприятия-изготовителя

(держателя сертификата соответствия)

подпись

инициалы, фамилия

Инспекционный контроль сертифицированной продукции

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет Орган по подтверждению соответствия (ОПС) — ранее орган сертификации (ОС), выдавший Сертификат. Целью проведения инспекционного контроля является факт установления, что продукция на производстве продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным при ее сертификации ОПС. Инспекционный контроль проводится, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтверждения соответствия, т.е., что реализуемая продукция, продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при ее сертификации. Инспекционный контроль может быть плановый и внеплановый. Плановый инспекционный контроль проводится не ранее чем через 6 месяцев со дня выдачи сертификата. Последующие инспекционные контроли проводят не позднее чем через 12 месяцев со дня предыдущего инспекционного контроля. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, стабильность производства, объем выпуска, наличие на производстве системы менеджмента качества и т.д. Инспекционный контроль, как правило, включает в себя 5 этапов. Первый этап — формировании инспекционной комиссии, с назначением председателя комиссии. Председатель комиссии составляет план проведения инспекционного контроля. Формирует членов комиссии. Согласовывает с производителем время проведения инспекционного контроля. Второй этап — включает в себя проведение анализа поступающей информации о сертифицированной продукции предприятия; Третий этап — выезд комиссии на предприятие и проверка соблюдения на производстве условий, необходимых для выпуска продукции стабильного качества; Четвертый этап — проведение испытаний продукции по разработанной программе испытаний и анализ результатов;

Пятый этап — включает в себя оформление результатов контроля актом в произвольной формы, в котором дается оценка результатов испытаний образцов, других вопросов проверки и делается заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения …

изменение конструкции, комплектности продукции, технологии производства, без уведомления ОПС;

невыполнения методов испытаний продукции, без согласования с ОПС.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях:

поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных продукции от потребителей, органов исполнительной власти, общественных объединений потребителей и т.п.;

при обращении заявителя с просьбой о проведении инспекционного контроля по причине изменений в его деятельности, связанных с сертификационными требованиями и ограничениями на область действия сертификата соответствия.

По окончании, инспекционной проверки составляется акт, в котором дается оценка результатов испытаний образцов, стабильности качества продукции и общее заключение о состоянии ее производства.

Акт инспекционной проверки, подписанный всеми членами инспекционной группы, представляется для ознакомления руководителю предприятия — изготовителя (обладателю сертификата). Один экземпляр акта остается у обладателя сертификата, а остальные — в органе по сертификации /7/.

При выявлении недостатков в акте указывают о необходимости разработки корректирующих мероприятий по их устранению. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

  • · приостанавливает действие сертификата и действие лицензии на применение знака соответствия;
  • · информирует заинтересованных участников сертификации;
  • · устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий.

Изготовитель (продавец): определяет масштаб выявленных нарушений: количество произведенной с нарушением продукции, модель, номер и размер партии; уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности применения (эксплуатации) продукции.

При невыполнении изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий и их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и аннулирует лицензию на применение знака соответствия.

Принятое решение оформляется органом по сертификации, и направляется обладателю сертификата, в центральный орган системы сертификации однородной продукции или Госстандарта России, а на продукцию, сертифицированную по обязательным требованиям стандартов, решение направляется также в территориальный орган Госстандарта России по месту расположения предприятия — изготовителя.

4. Информация о результатах ПС

Зарегистрированная декларация о соответствии вместе с документами, на основании которых она была принята, хранится у изготовителя (продавца, исполнителя) не менее 3 лет после окончания срока ее действия.

В течение такого же срока в органе по сертификации хранятся копии зарегистрированной декларации о соответствии и сопроводительных документов. В реестр заносятся наименование организации или фамилия, инициалы индивидуального предпринимателя, принявших декларацию о соответствии, их адрес, регистрационный номер декларации о соответствии и вид продукции, соответствие которой подтверждено, срок действия декларации о соответствии. Зарегистрированная декларация о соответствии дает право Заявителю маркировать продукцию, выпускаемую в обращение на территории Российской Федерации знаком соответствия. Хранение материалов осуществляется в помещении ОС, обеспечиваются условия, не допускающие доступа к материалам посторонних лиц, изменение содержания и порчу письменных материалов. Материалы по каждому заявлению формируются экспертом, ответственным за рассмотрение заявления, передаются ответственному за делопроизводство для хранения в папках согласно номенклатуре /7/. Хранению подлежат следующие материалы: копия заявления, решение, копия декларации о соответствии. Сведения о приостановлении, возобновлении или прекращении действия ранее зарегистрированных ОС деклараций о соответствии вносятся в Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии на основании поступающих заявлений заявителей или актов органов власти. Ответственность за наличие сертификата и знака соответствия несет изготовитель. Потребитель обязательно должен располагать информацией об изготовителе, чтобы иметь возможность защитить свои права в случае их нарушения. Поэтому Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителя на информацию о производителе и продавце товара.

Что это такое?

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией – это процедура суть которой заключается в проверке соответствия изделия предъявляемым требованиям. Он проводится в силу различных обстоятельств.

Законодательством установлено два вида проверки – обязательная и добровольная.

  • В первом случае это происходит в связи с требованиями самой сертификации. То есть действующими стандартами предусмотрено периодическое проведение проверки.
  • Второй вариант обусловлен намерением самого производителя. Причины для этого могут быть различными, например, повышение уровня конкурентоспособности, продвижение товаров на общем рынке, предпочтения покупателей.

Независимо от причин контроля, основанием для его осуществления является договор, либо дополнительное соглашение к нему, которое заключается между производителем и сертифицирующей организацией.

Вся процедура должна происходить по правилам установленного государственного стандарта. Ранее таковым являлся ГОСТ Р 54010-2010, который в настоящее время утратил силу и не применяется. 1 сентября 2013 года введен в действие ГОСТ 31815-2012, который и является основанием для проведения инспекционного контроля.

Кем осуществляется?

По правилам пункта 3.3 ГОСТа 31815-2012, проведение инспекционного контроля находится в компетенции организации, выдавшей сертификат соответствия.

Такая компания должна сама соответствовать определенным требованиям, то есть пройти процедуру аккредитации.

Критериями в данном случае являются:

  1. Система определения качества. Здесь имеется ввиду наличие необходимой информационной базы, а также использование установленных методик проведения проверки.
  2. Наличие квалифицированного персонала. В штате организации должны быть специалисты, которые обладают необходимым образованием и навыками.
  3. Наличие специального оборудования и помещений, в которых можно проводить необходимые работы.

В некоторых ситуациях контроль может осуществлять другая сертифицирующая компания. Чаще всего это связано со случаем прекращения деятельности аккредитованной организации. В такой ситуации заинтересованное лицо, должно обращаться в другую компанию, которая наделена соответствующими правами.

Сертифицирующая компания может обратиться к посреднику и по собственной инициативе. Это связано с тем, что в распоряжении организации может не иметься необходимого оборудования или условий для проведения оценки.

В таких случаях договор может быть заключен со сторонней организацией, обладающей необходимыми ресурсами. Законом это не запрещено. Но за полноту и достоверность сведения все равно несет ответственность сертифицирующая компания.

В какой форме и как часто проводится?

Действующим законодательством установлено два вида контроля за продукцией, которые производят после выдачи сертификата:

  1. плановый
  2. внеплановый.

Периодичность запланированных проверок определяется правилами сертификации, либо техническими нормами. Если таковые не установлены, то решение принимает уполномоченный орган.

Плановость контроля определяется следующими факторами:

  • уровень опасности для окружающих;
  • особенности изготовления продукции, то есть является ли она массовой, серийной, разовой или привязана ко времени года;
  • объем производства;
  • стабильность выпуска;
  • сведения об испытаниях, проведенных изготовителем.

Если производство было остановлено, либо нет образцов для проверки, оценка может быть отложена на период до полугода. Для этого изготовитель должен направить соответствующую информацию в сертифицирующий орган.

Каждая запланированная проверка осуществляется в определенных рамках. Они могут быть изменены с учетом следующих обстоятельств:

  1. Выявление стабильности характеристик и их запаса по отношению к установленным пределам.
  2. Сложность определения параметров продукции.
  3. Результаты испытаний, проведенных изготовителем, аудиторами и государственными надзорными инстанциями.
  4. Претензии к качеству со стороны потребителей.

Внеплановая оценка периодичности не имеет. Такие мероприятия проводятся по инициативе сертифицирующего органа. Они связаны со случаями несоблюдения технологии производства продукции, которые влекут за собой снижение качества и могут представлять угрозу для потребителей.

В качестве основания может выступать информация о претензиях со стороны:

  • покупателей;
  • торговых компаний;
  • средств массовой информации;
  • государственных надзорных инстанций.

Инициатором внеплановой оценки может выступать и сам производитель. Это характерно для случаев изменения технологии производства, либо увеличения конкурентоспособности изделий на рынке.

После получения информации сертифицирующий орган принимает решение о проведении контрольных мероприятий. Объем определяется исходя их характера изменений или нарушений.

Порядок проведения

Основные этапы инспекционной оценки нашли свое отражение в пункте 5.1 ГОСТа 31815-2012. К ним отнесены:

  1. В течение первого этапа проводится сбор и оценка данных о проверяемом изделии. В качестве источников могут выступать – сведения от производителя, государственных контролирующих органов, сообщения в СМИ. Результаты оценки оформляются в виде справок специалистов сертифицирующей компании.
  2. Подготовка и утверждение плана инспекционного контроля. Такой документ разрабатывается проверяющим органом. Помимо общих сведений программа должна включать в себя и обязательные задания – распознание продукции, её испытания, соблюдение технологии производства, учет поступивших претензий и жалоб, порядок оформления результатов.
  3. Создание группы проверяющих. В её состав должны входить только квалифицированные специалисты, обладающие необходимым образованием, навыками и знаниями.
  4. Непосредственное проведение оценки. Сама процедура не является сложной. Поверяющие специалисты берут за основу образцы продукции и проверяют их на соответствие требованиям технологии производства и качества. Они сравниваются с другими изделиями такого же вида. Отобранные образцы должны быть опломбированы и направлены на лабораторный анализ.

По окончании всех работ оформляется необходимая документация, на основании которой принимается окончательное решение.

Результаты

Все мероприятия по инспекционному контролю за сертифицированной продукцией находят свое отражение в итоговом акте. На основании такого документа уполномоченный орган принимает окончательное решение. По своему содержанию оно может быть, как положительным, так и отрицательным.

Оформление акта

Акт инспекционного контроля за сертифицированной продукцией является итоговым документом проверки. В нем должно быть указано следующее:

  1. Номер и дата составления.
  2. Название организации, оформившей его.
  3. Период проведения проверки.
  4. Наименование продукции, которая подвергалась оценке.
  5. Сведения об изготовителе.
  6. Ссылка на государственный стандарт. В данном случае это будет ГОСТа 31815-2012.
  7. Что было установлено в ходе анализа.
  8. Какие мероприятия рекомендовано провести для устранения выявленных недостатков.
  9. Заключение.
  10. Приложения к акту.

Акт подписывается руководителем уполномоченной инстанции, специалистом, проводившим экспертизу, а также представителем производителя. Документ оформляется в двух экземплярах, один для проверяющей организации, второй для изготовителя.

  • Вынесение положительного решения

    Если акт содержит в себе положительный результат, то это означает, что сертификат соответствия продолжает действовать. В данном случае оформление дополнительного решения не требуется. Положительная оценка учитывается при продлении срока действия сертификата.

    Вынесение решения о приостановлении или прекращении сертификата

    Не редки случаи, когда результаты оценки могут носить отрицательный характер. Несоответствие установленным требованиям, отраженное в акте, должно быть оформлено в виде отдельного решения. Такое может иметь место в следующих случаях:

    1. Изменения нормативного акта или методики испытаний.
    2. Изменения конструкции или комплектности.
    3. Изменения технологии производства.
    4. Невыполнения методов контроля.
    5. Отказ производителя от проведения или оплаты проверки.
    6. Отсутствие необходимых условия у производителя для проведения оценки.

    Об отрицательном результате производитель должен быть проинформирован надлежащим образом.

    Сертификат может быть приостановлен в случае, если в результате проведенных мероприятий изготовитель сможет устранить выявленные недостатки. После этого проводится повторная оценка. Если она будет положительной, то действие сертификата возобновится. В случае отрицательного результата сертификат будет аннулирован.

    Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией может осуществляться как в плановом, так и внеплановом порядке. Инициатором может выступать даже сам производитель. В случае выявления недостатков их можно устранить и возобновить действие сертификата на продукцию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *