Институт права это совокупность правовых норм регулирующих

1.3 Система права. Отрасли права

Система права– это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой – их специализацию.

В основе построения системы права лежат принципы, уже ранее рассмотренные нами принципы:

– принцип верховенства прав и свобод человека;

– принцип законности;

– принцип компетентности;

– принцип формализованности;

– принцип общедоступности;

– принцип приоритета международно-правовых источников;

– принцип перспективного действия нормы и ряд других.

Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.

Норма права – это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, «кирпичиком» системы права из которых данная система права строится.

Правовой институт – это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица – все это правовые институты отрасли гражданского права. Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ – это правовые институты отрасли уголовного права. Иногда правовой институт дробится на субинституты. Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т. д…

Подотрасль права – это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве – избирательное право, в гражданском – предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.

Отрасль права – это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы – определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.

Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная – специализированные правовые институты.

Правовые отрасли – это центральное звено системы права, определяющее развитие действующего законодательства. Изучение всех правовых наук в связи с этим носит в целом отраслевой характер. Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям – предмет и метод отрасли права.

Предмет отрасли права – это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.

Отрасль права объединяет нормы, регулирующие однородные общественные отношения.

Разнообразие, общественных отношений обусловливает специализацию норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам. Предмет показывает, какую сферу общественных отношений регулирует данная отрасль. Так, земельное право регулирует отношения в сфере землепользования и охраны земель, трудовое право – в сфере трудовых отношений между работником и работодателем и т. д.

Метод регулирования отрасли права – это совокупность приемов, способов, средств правового воздействия на общественные отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулирует данная отрасль, то метод – как, каким образом это регулирование осуществляется.

Кроме предмета и метода в романо-германских системах права важным отраслевым признаком выступает соответствующая кодификация. Наличие или отсутствие кодифицированного акта, как правило, свидетельствует о наличии либо отсутствии отрасли права. Хотя существуют и некодифицированные отрасли – например, экологическое право, предпринимательское право, информационное право и т. д.

Система права отражает структуру реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права. Значительное влияние на нее оказывают исторические, религиозные, национально-этнические факторы, образ жизни населения.

Часть отраслей российского права носит комплексный характер, объединяя нормы различных отраслей и институтов. В качестве примеров, можно привести такие специальные отрасли, как хозяйственное, природоресурсное, торговое, банковское, морское, таможенное право.

Отрасли права подразделяются на публичные и частные, материальные и процессуальные.

Материальные отрасли права регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов. Процессуальные отрасли регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений.

Группировка норм на материальные и процессуальные может проводиться на уровне правовой отрасли в целом либо внутри одной отрасли права.

При этом собственно материально-правовой характер носят нормы гражданского, трудового, семейного, уголовного права. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное право целиком состоит из процессуальных норм.

Есть отрасли права, носящие смешанный характер, т. е. В них имеются как нормы материального характера, так и нормы процессуального характера. Конституционное, административное и финансовое право включает как материально-правовые, так и процессуальные нормы.

Первоначальное разделение права на частное и публичное приписывают древнеримскому юристу Ульпиану. Известно Публичное право относилось к положению Римского государства в целом, в то время как частное – к пользе отдельных лиц.

Таким образом, в системе права есть нормы, регулирующие общезначимые, публичные интересы государства и общества, и нормы, выражающие интересы частных лиц. Если возникновение правоотношений и защита субъективных прав в частном праве осуществляется лишь по инициативе самих субъектов, то в публичном праве – императивно, на основании предписаний закона.

Публично-правовые отрасли регулируют сферу государственного управления, межгосударственные отношения, местное самоуправление, правосудие, государственно-правовое принуждение. Публично-правовыми являются уголовное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др. К сфере частного права относят, прежде всего, коммерческие, имущественные, семейные, трудовые, нематериальные отношения. Частно-правовые нормы направлены на защиту интересов отдельных лиц – индивидов и организаций. Это, например, гражданское, трудовое, семейное право.

Публичными отраслями российского права являются:

– конституционное право – закрепляет национально-государственное устройство Российской Федерации, организацию, функции и принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, основные свободы, правового положения личности, основы конституционного строя Российской Федерации.

– уголовное право – система правовых норм, позволяющих признавать деяние преступлением и определить основание и пределы уголовной ответственности;

– административное право – регулирует общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации;

– таможенное право – закрепляет правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

– финансовое право – регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода (подотраслями являются налоговое, банковское, бюджетное право).

Частно-правыми отраслями российского права признаются:

– гражданское право – регулирует имущественные и личные неимущественные отношения на основе юридического равенства и автономии воли участников (подотрасли – авторское право, патентное, наследственное);

– семейное право – регулирует личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие из брака, родства, принятия детей на воспитание в семью;

– предпринимательское право – регулирует на основе использования диалектического взаимодействия отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею.

Особое положение занимает международное право, которое представляет собой систему норм регулирующая отношения между государствами, в процессе их борьбы или сотрудничества на основе международных договоров, конвенций, актов международных организаций и правовых обычаев.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права. Предмет его регулирования чрезвычайно многообразен и выходит за рамки внутригосударственных отношений. Это экономическое и гуманитарное сотрудничество государств, дипломатические сношения, освоение космоса, борьба с терроризмом, охрана окружающей среды, миротворческие операции, деятельность международных организаций и многие другие вопросы.

Нормы международного права регулируют межгосударственные отношения. Таким образом, в международном праве выражается волеизъявление не какого-либо отдельного государства, а коллективная воля государств мирового сообщества. Если внутригосударственное право есть результат правотворчества исключительно его собственных органов, то международно-правовые нормы формируются путем совместного волесогласования различных государств.

В то время как основными источниками внутригосударственного права выступают нормативно-правовые акты в романо-германской правовой системе или судебные прецеденты в англосаксонской правовой системе, то источниками международного права являются нормативные договоры.

Действие норм международного права в пространстве и по кругу лиц характеризуется экстерриториальностью, не ограничиваясь границами одного государства. Нормы международного права распространяют действие на территорию всех государств, признающих их действие.

Нормы международного права соблюдаются, как правило, добровольно. Возможность применения мер принуждения, тем более санкций, здесь значительно ограничена по сравнению с возможностями применения санкций норм внутригосударственного права.

Международно-правовые нормы, ратифицированные государством, являются составной частью его правовой системы. При этом нормы международного права имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные Российской Федерацией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем российским законом, то применяются нормы международного договора.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

УДК 340.137

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Белгородский

государственный

университет

А.И. ЛЯХОВА

В статье анализируются процессы трансформации российского права и законодательства в современных условиях. Автор исследует процессы реформирования российского законодательства в условиях глобализации, унификации и гуманизации правовой системы.

e-mail: Lyakhova@bsu.edu.ru

Ключевые слова: правовая система, права человека, система принципов права, юридический принцип.

Проводимые в настоящее время реформы в социально-экономической, политической, правовой и духовной сферах нашего общества позволяют сделать вывод о неуклонном возрастании роли права, правовых предписаний как эффективного способа обеспечения охраны прав и свобод личности. В центре внимания любого государства должна находиться личность и присущие ей права и свободы. Международные стандарты в области защиты прав и свобод личности, основные демократические институты приобретают все большее значение в отечественном праве.

Выступая на пленарном заседании мирового политического форума «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности» 10 сентября 2010 года Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что «государство XXI века требует правового воплощения гуманистических ценностей и идеалов, … все те ценности, которых мы придерживаемся, должны иметь правовую рамку. Придание этим ценностям практической силы закона, которая направляет развитие всех общественных отношений, то есть задаёт главные ориентиры общественного развития».

Права человека становятся ныне и высшим принципом современной международной правовой системы, а самыми опасными международными преступлениями являются преступления против человечности, влекущие гуманитарные катастрофы, угрожающие не только локальной, но и глобальной международной безопасности.1 Основная цель современного законодательства — провозглашение и защита прав и свобод человека, создание реальных, эффективных механизмов для их реализации. Ограничение произвола государства рамками закона, ликвидация нарушения прав человека — внутренние условия функционирования гражданского общества и правового государства.

В связи с поставленной перед государством задачей необходимым представляется изменение методов правового регулирования. Гуманизация права привела к широкому применению общедозволительного метода: «разрешено все, что не запрещено законом». Однако данный метод относится к частноправовым отношениям и касается всех субъектов гражданского общества. Напротив государственным органам и должностным лицам адресован другой метод, называемый разрешительным: «дозволено только то, что прямо указано в законе». Такое соотношение между дозволениями и запретами способствует более эффективной реализации системы прав и свобод личности.

Гуманизация системы права проявляется не только в создании материальных нормативных предписаний, отражающих требования правовой действительности, но и в нормах процедурного характера. К примеру, в уголовном судопроизводстве с принятием нового УПК значительно расширены возможности участников процесса, позволяющие реализовать принадлежащее им право на защиту своих интересов. К таким возможностям следует отнести: возможность участия адвоката в допросе свидетеля (п. 6. 44 ст. 56

1 Явич Л.С. О философии права на XXI век.//Правоведение. — 2000. — № 4. — С. 6.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14

УПК РФ; признание недопустимыми доказательств полученных в ходе досудебного производства путем допроса подозреваемого, обвиняемого в отсутствии защитника (п. 1. ч2 ст. 75 УПК РФ); возможность обжалования в судебном порядке действий и решений органов предварительного расследования и суда (ст. 123 УПК РФ); ограничение конституционных прав участников уголовного судопроизводства только по решению судебных органов (ст. 29 УПК РФ) и т.д. В ряде статей Уголовного кодекса были снижены или вообще исключены нижние пределы санкций (ст. 179, 201, 224, ч. 2 ст. 268). Ряд преступлений переводятся из категории особо тяжких в категорию тяжких преступлений, из тяжких среднюю тяжесть или средней тяжести в небольшую тяжесть. Расширен перечень преступлений, за которые может назначаться наказание в виде обязательных работ (ст. 119, 121, 124,133). Отдельные виды преступлений были декриминализированы (ст. 182, 200 УК РФ).

На этом процесс гуманизации российского уголовного законодательства продолжается и 21 октября 2010 года на совещании по вопросам либерализации уголовного законодательства было предложено исключить из 68 составов преступлений нижние пределы санкций в виде лишения свободы. «Это достаточно радикальная мера, но она должна позволить суду при назначении наказания применять дифференцированный подход, а стало быть, наказание может быть более справедливым. При этом, конечно, должны максимально учитываться данные о личности обвиняемого, и приговор к лишению свободы в этом случае будет применяться только тогда, когда преступление действительно представляет серьёзную опасность для общества»2.

Одной из основных тенденций развития мирового сообщества на современном этапе является глобализация. Она представляет собой новую стадию процесса интернационализации различных аспектов общественной жизни.3

Единство мирового сообщества, упрочение взаимозависимости государств диктуют необходимость того, чтобы их социально-экономические и политико-правовые системы были совместимы и способны взаимодействовать друг с другом и с глобальной системой в целом в качестве ее составных частей.4

Процессы глобализации наиболее ярко проявляются в экономической сфере, выражаясь в формировании единого экономического пространства. Однако и другие сферы общественной жизни также подвержены процессам глобализации. Глобализационные процессы в праве способствует созданию единого правового поля, приводят к унификации национальных законодательств.

В рамках глобальной системы правового регулирования будут активно взаимодействовать национальные правовые системы друг с другом, с региональными системами и общим международным правом. Фундаментом такой системы служат основные принципы международного права5.

Положение п. 4 ст. 15 Конституции РФ провозглашает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации рассматриваются как составная часть ее правовой системы. Международные договоры, признаются не только полноправными источниками российского права, им придается приоритет в случае коллизии с национальным законодательством.

В целях обеспечения единства международного сообщества государства должны подчиняться принятым ими правовым актам. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им договора» (ст. 27).

Глобализация требует от государства обеспечивать оптимальные условия развития институтов демократии и демократического управления обществом. «В наше время

2 Выступление Президента РФ Медведева Д.М. на Совещании по вопросам либерализации уголовного законодательства //www.kremlin.ru/transcripts/9305.

5 Там же.

происходит глобализация демократических ценностей. Демократия признается принципом всеобщего значения. Право на нее становится глобальным правом, которое в растущей мере будет поддерживаться международным сообществом в целом»6.

Экономические преобразования, проводимые в нашей стране в последние годы, свидетельствуют о стремлении России к интеграции в мировое экономическое пространство. Расширение сотрудничества между государствами в различных сферах общественной жизни увеличивает объем общения между людьми, порождает увеличение объема правоотношений между субъектами различной государственной принадлежности. Для совместной экономической деятельности между государствами и их гражданами, инвестиционной деятельности требуется единая правовая регламентация экономических отношений. Экономическое процветание и стабильность государств в определенной степени зависит от реализации задач по гармонизации и унификации российского права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько значение унификации законодательства в «аккумулировании однотипных предписаний и создании юридических актов, которые упрощали бы законодательство, делая его доступным и единообразным»7.

С точки зрения А.В. Баркова, «под гармонизацией … понимается согласование и нормативное закрепление положений международных договоров во внутреннем законодательстве или изменение актов национального законодательства, имеющих своей целью применение единообразных норм и правил»8.

Проблема гармонизации российского права с правопорядками ведущих экономически развитых стран означает основательное взаимодействие международного и внутреннего права. При этом границы между международным и внутригосударственным правом не стираются, поскольку это привело бы к нарушению их нормального функционирования. У каждой из этих правовых систем своя природа, сфера действия, объект регулирования и механизм действия. Происходит углубление взаимодействия двух правовых систем, а не стирание границ между ними. Гармонизация законодательства осуществляется через интеграцию норм международного права в российское законодательство.

Унификация законодательства выступает как выработка единообразных однотипных предписаний в законодательстве разных государств и во внутригосударственном праве. С помощью унификации ликвидируется несогласованность, разобщенность в системе правовых норм, устраняется сложность законодательного регулирования различных сфер общественной жизни.

Унификация права является основным инструментом глобализационного процесса. Особое значение в этой связи приобретает унификация норм материального права. Именно они, единообразно регулируя общественные отношения, обеспечивают единый правовой режим и позволяют создать единое правовое пространство. На это указывает и усиление их роли по сравнению с коллизионными нормами. Обеспечивая единый правовой режим, унификация материальных норм также способствует сближению правовых систем.

В июле 2010 года вступил в действие Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, что требует унификации таможенного законодательства всех стран- участников союза и детальной разработки унифицированных таможенных правила — единого Таможенного кодекса.

Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана является интеграционным экономическим проектом, который на такой значительной территории создаёт единое таможенное пространство, оказывает большое влияние на развитие событий и на состояние интеграционных тенденций, а также требует трансформации правового пространства стран — участниц Таможенного союза. Унификация российского законодательства проводится и в рамках подготовки вступления России в ВТО. Сейчас, в атмосфере

6 Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. — С. 23.

7 Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. — М.: Юристъ, 2001.- С. 236.

8 Барков A.B. Проблемы гармонизации в Евразийском экономическом сообществе // Журнал российского права. — 2003. — № 8.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14

очень сложной экономической ситуации такого рода интеграционные процессы могут помочь решить реальные экономические проблемы.

Однако тенденции унификации не следует рассматривать исключительно с точки зрения мировых глобализационных процессов, поскольку процессы унификации протекают и во внутригосударственном праве. Федеративное устройство государства требует унифицированного подхода к согласованности законодательства субъектов РФ, формированию единого правового пространства на всей территории Российской Федерации. Существующие противоречия между федеральными и региональными нормативными правовыми актами порождают кризисные явления политического, экономического и социального характера. Возникающие проблемы, связаны с неправильным пониманием природы федеративного государства, неоднозначным осмыслением принципов разграничения предметов ведения РФ и ее субъектов.

Процесс унификации протекает также и в системе российского процессуального законодательства, при этом унифицированные правовые модели вырабатываются с учетом отраслевой принадлежности нормативных предписаний для регулирования сходных общественных отношений с учетом их общих свойств и качеств.

На наш взгляд проблема унификации права должна рассматриваться не только с позиций отраслевого подхода, но и с позиции универсализации процессуальных норм в различных отраслях права и процессуальных институтах. Процессуальные принципы осуществления и защиты прав личности должны быть максимально общими и единообразными независимо от отраслевой принадлежности предмета регулирования общественных отношений. Необходима выработка единых процессуальных гарантий, унификации процессуальных правил реализации прав личности независимо от вида юридического процесса, но с учетом специфики регулируемых процессуальных отношений. Унификация права позволяет уменьшить объем нормативного материала, исключить его дублирование, облегчить применение нормативных предписаний. Особое значение приобретает данная проблема в связи с принятием нового закона «О полиции» обсуждение которого происходит в настоящее время. Процессуальные гарантии, права и свободы личности, закрепленные в уголовно-процессуальном и административно-процессуальном законодательстве должны быть унифицированы и найти свое отражение в новом законе. Например, проект закона «О полиции» предусматривает, что сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (п.4 ст.5 Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина), однако закон не содержит никаких правовых последствий неисполнение этого предписания. Возникает необходимость предусмотреть в уголовнопроцессуальном и административном законодательстве РФ последствия нарушения указанной нормы как признание недопустимыми доказательств, полученных с нарушением указанной нормы.

Следующей тенденцией развития права можно назвать процесс противоположный унификации — специализацию права.

Для права наряду с процессом интеграции характерны конкретизация и дифференциация, т.е. специализация правового регулирования, все более возрастающее «разделение труда» между нормативными предписаниями, правовыми институтами, отраслями права позволяющее в соответствии с социальными потребностями обеспечить более конкретное, содержательно определенное правовое регулирование9.

Специализация и унификация как объективные закономерности развития права и юридической практики тесно взаимосвязаны друг с другом и фактически являются парными правовыми категориями.

Поскольку право обусловлено материальными условиями жизни общества, постольку с изменением этих условий оно вынуждено изменяться. При этом усложняются

9 Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 1. — М.: «Юридическая литература», 1981. —

С. 132-133.

общественные отношения и внутренняя структура законодательства. Процессы специализации характерны для всей системы права в целом и оказывают влияние не только на ее форму, но и на ее содержание.

Некоторые авторы выделяют следующие виды специализации: предметная (отраслевая), функциональная, региональная и смешанная10.

Предметная специализация заключается в появлении в системе законодательства новых отраслей права и правовых институтов. Реформы в социально-экономической сфере обусловливают необходимость внутренних преобразований системы права путем дифференциации законодательства на различные отрасли. Постепенное накопление нормативного материала и формирование специального предмета правового регулирования приводит к выделению самостоятельных правовых институтов, подотраслей и отраслей права. В настоящее время активно формируется налоговое, налоговопроцессуальное, банковское право, развивается страховое законодательство, законодательство в области регламентирования использования высоких технологий.

Под функциональной специализацией понимается обособление правовых предписаний внутри нормативно-правовых актов с целью совершенствования их организационного строения и внутренней структуры.

Региональная специализация законодательства напрямую связана с федеративным устройством государства и необходимостью формирования самостоятельного законодательства субъектов РФ. Данный вид специализации обусловлен объективным процессом трансформирования российской государственности, расширением полномочий субъектов Федерации, самостоятельностью правотворческой деятельности субъектов.

Смешанная специализация сочетает в себе предметно-функциональный признак или функционально-региональный.

Специализация законодательства является не одномоментным, а длительным и объективно закономерным процессом и имеет свои формы внешнего выражения, такие как: дифференциация, конкретизация и детализация.

Дифференциация выступает как первоначальный процесс специализации, который позволяет определить специфические черты определенных групп общественных отношений.

Конкретизация позволяет сформулировать определенные правовые предписания, которые регламентируют определенную группу однородных общественных отношений и уточняют содержание общих положений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Детализация является завершающим этапом процесса специализации и представляет собой внутреннее структурирование содержания нормативных предписаний на составные элементы, которые в своей совокупности образуют их сущность.11

Современное законодательство должно быть эффективным, при этом оно должно отражать и защищать интересы государства, интересы общества и интересы отдельного гражданина. Процессы, происходящие в российском законодательстве в настоящее время, отражают современные международные тенденции развития права и способствуют развитию правового государства и гражданского общества.

1. Явич Л. С.О философии права на XXI век.//Правоведение. — 2000. — № 4. — С. 4-7.

2. Совещание по вопросам либерализации уголовного законодательства.// www.kremlin .т/1:гап8Спр1:8/9305.

10 Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. М.,1997. —

Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. М.,1997. —

Список литературы

С. 388.

С. 391-

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14

5. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. — М., 2000. С. 23.

6. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. — М.: Юристъ, 2001.

7. Барков А.В. Проблемы гармонизации в Евразийском экономическом сообществе // Журнал российского права. — 2003. — № 8. — С. 137-144.

8. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 1. — М.: «Юридическая литература», 1981.

TENDENCIES OF THE DEVELOPMENT OFTHE MODERN RUSSIAN LAW ANDTHELEGISLATION

A. I. LYAKHOVA

1. Институт права: понятие и виды

Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.

Юридическая норма является исходным элементом, «ячейкой» права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.

Институт – это блок, составная часть, звено отрасли. В любой отрасли их множество. Они имеют относительную самостоятельность, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов:

1) в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;

2) в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;

3) в государственном праве – институт гражданства;

4) в административном – институт должностного лица;

5) в семейном праве – институт брака и т. д.

Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов

Правовые институты делятся по отраслям права:

1) на гражданские;

2) уголовные;

3) административные;

4) финансовые и т. д.

Как много отраслей, так же много и соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов является самым общим критерием их разделения. По этому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.

Простой институт в основном небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный, или комплексный, институт является относительно крупным, так как имеет в своем составе более мелкие автономные образования, которые называют субинститутами. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Институт права – это совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *