Инвестиционный комитет

КОЛЛЕКТИВНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА СБЕРЕЖЕНИЯ

Болвачев А.А., аспирант ГОУ ДПО ГАСИС

В данной статье рассматривается привлекательность инвестирования в паевые инвестиционные фонды. Рассматриваются 3 основных вида паевых инвестиционных фондов, которые отличаются возможностью покупать и продавать паи. Кроме того, паевые инвестиционные фонда классифицируются по степени риска и инвестиционной стратегии. При этом, рассматриваются положительные и отрицательные аспекты инвестирования в паевые инвестиционные фонда.

Ключевые слова: коллективное инвестирование, управляющая компания, паевой инвестиционный фонд, фонд акций, фонд облигаций, фонд смешанных инвестиций, акции, облигации.

COLLECTIVE INVESTMENT AS A FORM OF SAVINGS

Bolvachev A., Post-graduate, GOU DPO GАSIS

Средства на покупку квартиры или автомобиля, на оплату обучения детей или хороший отдых за границей есть не у каждого. Да и просто сбережения на «черный день» никому не помешают. Но копят все в основном по старинке — «под подушкой». Это не самый лучший способ в современных условиях. Даже если забыть о том, что хранить большую сумму дома опасно, приходится помнить, что деньги почти каждый день обесцениваются, подвергаясь инфляции. Особенно это заметно тому, кто откладывает часть зарплаты на покупку квартиры: стоимость жилья растет быстрее, чем сбережения.

Коллективные инвестиции потенциально могут дать наибольший доход.Коллективные инвестиции — это объединенные денежные средства, которые граждане и юридические лица передают в доверительное управление с целью получения прибыли.

Доверительное управление — одна из основных услуг, оказываемых сегодня компаниями на фондовом рынке. Управление ценными бумагами предполагает осуществление одним лицом (доверительным управляющим) деятельности по доверительному управлению переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу (учредителю управления) ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги.

В роли специалистов доверительного управления выступают управляющие компании. Они готовы предложить владельцу сбережений больший доход на условиях доверительного управления активами клиента на рынке ценных бумаг, чем, к примеру, банковские депозиты.

Доверительное управление осуществляется в интересах учредителя управления или указанных им третьих лиц. Доверительный управляющий осуществляет управление от своего имени, за вознаграждение и в течение определенного срока. При передаче имущества в доверительное управление право собственности на имущество остается у учредителя управления, а не передается управляющему.

На российском фондовом рынке наиболее распространен такой вид доверительного управления, как паевые инвестиционные фонды (ПИФы). Их деятельность на российском рынке ценных бумаг становится весьма и весьма привлекательным сектором коллективных инвестиций. ПИФы — это возможность для частного инвестора вкладывать средства в российские акции и облигации, если он не обладает необходимыми знаниями и опытом для самостоятельной работы на фондовом рынке, но при этом имеет сбережения^йр://^^й’^оскроГ:а1.1’и/зесопд/14/аЬои1р11В этих условиях необходимость получения дополнительной информации о паевых инвестиционных фондах весьма очевидна.

В настоящее время инвесторам предоставлен богатый выбор паевых фондов. Управляющие компании предлагают широкий спектр ПИФов различных видов. Вниманию инвесторов представлены открытые, интервальные, закрытые фонды, которые различаются по структуре активов (фонды акций, облигаций, смешанных инвестиций). Такой большой выбор может привести инвестора в замешательство. Обращение непосредственно к законодательным актам, порой не проясняет ситуацию. Из большого количества нор-

мативных документов, регулирующих деятельность ПИФов не всегда удается быстро получить необходимую информацию.

Попробуем разобраться что такое паевой инвестиционный фонд, какие бывают виды ПИФов, а также их разновидности по структуре активов.

Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) в Российской Федерации действуют на основании закона «Об инвестиционных фондах» №156-ФЗ от 29 ноября 2001 года (с изменениями от 29.06.2004г).

По определению ПИФ — это:

■ имущественный комплекс без создания юридического лица;

■ совокупность имущества, переданного инвесторами (физическими и юридическими лицами) в доверительное управление управляющей компании.

Паевые инвестиционные фонды бывают следующих видов:

открытые — инвестиционные фонды, которые дают возможность в любой рабочий день предъявить купленный пай к выкупу и достаточно быстро получить денежные средства в размере цены выкупа;

интервальные — фонды, в которых погашение (выкуп) инвестиционных паев происходит в сроки, установленные правилами фонда, но не реже одного раза в год;

закрытые — фонды, имеющие строго определенное количество паев. Они дают возможность пайщикам участвовать в общем собрании владельцев инвестиционных паев, а также право на получение дохода от доверительного управления имуществом, составляющим фонд, если это предусмотрено правилами. Погасить пай в закрытом фонде можно только в строго определенных законом случаях. Например, в случае принятия общим собранием решения об изменении правил фонда, погасить свои паи могут пайщики, голосовавшие против этого решения или не принимавшие участие в голосовании.

Как было отмечено, паевые фонды в зависимости от структуры своего портфеля делятся на фонды акций, фонды облигаций и смешанные фонды. Поэтому, решая, в каком фонде стать пайщиком, необходимо определить для себя, какую стратегию выбрать

— высокий риск и возможность большой доходности инвестиций (фонды акций), или стабильную, но относительно меньшую доходность (фонды облигаций), или нечто среднее (смешанные фонды, вкладывающие как в акции, так и в облигации). Деление на фонды акций, облигаций или смешанные фонды условно и может быть определено только по структуре портфеля фонда (публикуется ежеквартально).

Сравнивая доходности паевых фондов, надо учитывать, что каждый фонд придерживается собственной стратегии доходности и риска, поэтому нет смысла сравнивать фонды акций и облигаций

— у этих фондов различные задачи. У одной управляющей компании могут быть как высокодоходные фонды, так и фонды со стабильной доходностью, ориентированные на разные типы инвесторов. Как правило, УК управляет средствами сразу нескольких фондов, которые различаются между собой по структуре активов.

Инвестиционный пай является именной ценной бумагой — вла-

дельцы паев регистрируются в специальном реестре паевого фонда. Инвестиционные паи существуют в бездокументарном виде, т. е. не печатаются на специальной бумаге с водяными знаками и другими степенями защиты. Это так называемый электронный документ, который представляет собой запись в специальной компьютерной программе. Подтверждением того, что вы стали владельцем инвестиционного пая, является выписка из реестра. Отличие инвестиционного пая от традиционного представления о ценных бумагах состоит в том, что он не имеет номинальной стоимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Владелец инвестиционного пая является опосредованным владельцем материальных ценностей, составляющих имущество паевого фонда: ценных бумаг, денежных средств. Владелец пая может: покупать и продавать, дарить, передавать по наследству, конвертировать инвестиционный пай в паи других паевых фондов данной управляющей компании (если это предусмотрено Правилами ПИФа).

Где и как можно купить паи фондов, чтобы стать пайщиком? Паи паевых инвестиционных фондов покупаются и продаются непосредственно через пункты приема заявок самой управляющей компании и ее агентов по размещению и выкупу паев. Агентами являются инвестиционные компании и банки, имеющие договор с управляющей компанией и доверенность от нее. Узнать, где подаются заявки и оплачиваются паи, можно в самой управляющей компании (на ее сайте).

Цена продажи (выкупа) пая может отличаться от самой стоимости пая: управляющая компания или агент имеют право продавать паи с надбавкой, а выкупать их у пайщиков со скидкой, и тогда цена пая будет отличаться от его стоимости. При этом надбавка не превышает 1,5 % суммы, а скидка 3% от стоимости пая. Надбавка и скидка — это своеобразная комиссия при входе и выходе из фонда.

Наконец, разобравшись, какие бывают фонды и куда они вкладывают активы инвесторов, резонно возникает вопрос: где гарантии сохранности инвестиций?

Паевой инвестиционный фонд не имеет право гарантировать какую-либо конкретную доходность. Однако ПИФ гарантирует сохранность вложенных средств, т.к. управляющие компании (УК) паевых фондов подотчетны Федеральной службе по финансовым рынка (ФСФР), т.е. контролируются государством. Деятельность УК полностью прозрачна для пайщиков, т.е. в любой момент можно узнать: какая на сегодня стоимость активов фонда, в какие ценные бумаги вложены средства пайщиков, какую доходность фонд обеспечивал для пайщиков за все время своего существования, за год, за последний месяц или даже за день.

Чтобы управляющая компания не могла злоупотреблять средствами паевого фонда, используется разделение управления средствами от их хранения. Хранятся средства пайщиков в другой организации — специализированном депозитарии, который не только хранит их, но и контролирует законность операций с этими средствами. Права инвесторов защищает независимый регистратор, который ведет реестр владельцев инвестиционных паев. Каждый паевой фонд не реже одного раза в год проходит аудиторскую проверку, осуществляемую независимым аудитором. Действия всех участников рынка коллективных инвестиций жестко регламентированы и контролируются Федеральной службой по финансовым рынкам.

Несмотря на жесткий контроль государства, существует вероятность, что УК может обанкротиться. Что будет с фондом в этом случае? Если УК обанкротиться, то средства фонда будут возвращены пайщикам, так как в ПИФе все средства остаются собственностью пайщиков. Они могут либо увеличиваться при успешной работе и хорошей ситуации на рынке, либо, наоборот, уменьшаться. Но превышения обязательств над объемом имеющихся средств наступить не может. За все время работы ПИФов не было случаев обмана пайщиков или мошенничеств. В том случае, если, например, после дефолта 1998 года фонд не мог работать с государственными бумагами, то средства возвращались пайщикам.

Разобравшись с надежностью инвестиций в паевые инвестиционные фонды, необходимо определиться со сроками вложений.

Помимо отношения к риску при выборе фонда, также необходимо принимать в расчет сроки инвестирования. Например, не имеет смысла инвестировать в акции, если срок вложений меньше, чем 6 — 12 месяцев. В краткосрочном периоде значительна вероятность, что инвестор не получит дохода, или вообще останется в минусе. В фонды облигаций можно инвестировать и на более короткий срок, но не меньше, чем на 2-3 месяца — скидки и надбавки управляющей

компании съедят весь доход.

В своей основе паевые инвестиционные фонды являются механизмом долгосрочного инвестирования. Инвестиции в паевой фонд являются вложениями не на год-два, а на много лет. Инвестор такого типа может позволить себе игнорировать спекулятивные игры, краткосрочные падения и даже стагнацию рынка. Если у инвестора есть внутренняя готовность и время инвестировать на большой срок, то лучшим вариантом будет фонд акций, или хотя бы сбалансированный подход, для консервативных инвесторов. Анализ доходности и рисков акций и облигаций в прошлом позволяет обрисовать общие рамки инвестиционной стратегии для инвесторов ориентирующихся на большой срок вложений. Такому инвестору надо ставить на акции. На краткосрочном временном отрезке поведение акций непредсказуемо, однако в долгосрочном периоде, как было сказано выше, ослабевает влияние рыночных спекуляций и акции способны обеспечить большую норму прибыли, чем облигации.

Если акции и облигации наилучшая возможность, чтобы приумножать свои сбережения, то паевые фонды это самый простой способ получать доход на акциях и облигациях.

В этом случае перед инвесторами стоит главная задача — выбрать наиболее доходный паевой фонд с надежной управляющей компанией. Доходность отличается в зависимости от вида фонда, его инвестиционной стратегии. Однако, проанализировав деятельность ПИФов становиться понятно, как доходность фондов акций, облигаций и смешанных инвестиций соотносится с риском. Итак, инвестор, вкладывая в паевые фонды, получает: профессиональное управление своими деньгами на фондовом рынке и высокий доход на акциях или стабильный доход на облигациях;

доступность информации, т.е. инвестор ежедневно может отслеживать стоимость чистых активов фонда, стоимость и доходность паев, а значит и качество управления фондом;

защиту своих прав — постоянный контроль со стороны государства делает выгодной только добросовестную работу всех компаний, обслуживающих фонд;

раздельное управление и хранение активов — ценные бумаги приобретаемые управляющей компанией, хранятся и учитываются в специализированном депозитарии, который так же осуществляет контроль за сохранностью имущества фонда, т.е. за сохранностью имущества инвесторов.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.11.2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

2. Солабуто Н. Секреты инвестирования в ПИФ, 2007г., 144 стр.

3. Рынок ценных бумаг Учебник /Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001. -448 стр.: ил.

Об утверждении Положения об инвестиционном комитете министерства сельского хозяйства Сахалинской области по рассмотрению вопросов реализации инвестиционных проектов в сфере сельскохозяйственного производства

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 2 апреля 2019 года N 3.07-3
Об утверждении Положения об инвестиционном комитете министерства сельского хозяйства Сахалинской области по рассмотрению вопросов реализации инвестиционных проектов в сфере сельскохозяйственного производства

В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 28.02.2019 N 88 «Об утверждении Регламента инвестиционной деятельности на территории Сахалинской области на основе принципа «одного окна», в целях осуществления взаимодействия министерства сельского хозяйства Сахалинской области и областного государственного казенного учреждения «Сахалинское агентство по привлечению инвестиций» с субъектами инвестиционной деятельности, реализующими или планирующими к реализации инвестиционные проекты в сфере сельскохозяйственного производства на территории Сахалинской области:

1. Утвердить Положение об Инвестиционном комитете министерства сельского хозяйства Сахалинской области по рассмотрению вопросов реализации инвестиционных проектов в сфере сельскохозяйственного производства (прилагается).

2. Опубликовать настоящий приказ в газете «Губернские ведомости», на «Официальном интернет-портале правовой информации» и разместить на официальном сайте министерства сельского хозяйства Сахалинской области.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра сельского хозяйства Сахалинской области Т.Б.Муленкову.

Министр
сельского хозяйства
Сахалинской области
М.П.Кузьменко

Положение об Инвестиционном комитете министерства сельского хозяйства Сахалинской области по рассмотрению вопросов реализации инвестиционных проектов в сфере сельскохозяйственного производства

Утверждено
приказом
министерства сельского хозяйства
Сахалинской области
от 02.04.2019 N 3.07-3

Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет компетенцию, порядок формирования и порядок деятельности Инвестиционного комитета министерства сельского хозяйства Сахалинской области по рассмотрению вопросов реализации инвестиционных проектов в сфере сельскохозяйственного производства (далее — Инвестиционный комитет), порядок взаимодействия министерства сельского хозяйства Сахалинской области (далее — министерство) с субъектами инвестиционной деятельности, реализующими или планирующими к реализации инвестиционные проекты в сфере сельскохозяйственного производства на территории Сахалинской области.

1.2. Инвестиционный комитет является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, сформированным из представителей исполнительных органов государственной власти Сахалинской области и других заинтересованных органов и организаций.

1.3. Инвестиционный комитет в своей деятельности руководствуется законами Сахалинской области, указами и распоряжениями Губернатора Сахалинской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Сахалинской области, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

1.4. Организационно-техническое обеспечение работы Инвестиционного комитета осуществляет отдел инвестиционного развития министерства.

1.5. В настоящем Положении применяются следующие термины:

— Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);

— Инициатор инвестиционного проекта — субъект инвестиционной деятельности, заинтересованный, предпринимающий и осуществляющий практические действия по реализации инвестиционного проекта на территории Сахалинской области;

— Комплексное сопровождение инвестиционного проекта — совокупность информационных, консультационных и организационных мероприятий, осуществляемых отраслевыми органами исполнительной власти Сахалинской области, органами местного самоуправления Сахалинской области, институтами развития и другими заинтересованными организациями, направленных на реализацию инвестиционного проекта;

— Экспертная группа Совета по инвестиционной деятельности при Правительстве Сахалинской области (далее — Экспертная группа) — совещательный орган по рассмотрению инвестиционных проектов на предмет возможности и экономической обоснованности их реализации на территории Сахалинской области.

Цели, задачи и права Инвестиционного комитета

2.1. Инвестиционный комитет создан в целях:

— проведения комплексной оценки инвестиционных проектов.

2.2. Инвестиционный комитет осуществляет следующие задачи:

— рассматривает заявления инициаторов инвестиционных проектов, поступившие от областного государственного казенного учреждения «Сахалинское агентство по привлечению инвестиций» (далее — Агентство) в министерство;

— определяет необходимость и возможность комплексного сопровождения инвестиционных проектов на территории Сахалинской области;

— рассматривает вопросы реализации инвестиционных проектов на этапе их комплексного сопровождения.

Организация работы, состав Инвестиционного комитета

3.1. Основанием для проведения заседаний является:

— поступление заявления Инициатора на комплексное сопровождение инвестиционного проекта на территории Сахалинской области с прилагаемым Перечнем материалов и документов (далее — заявление);

— проведение мониторинга хода комплексного сопровождения инвестиционных проектов.

3.2. Поступившее в министерство заявление в течение 5 рабочих дней со дня поступления направляется на рассмотрение и проведение комплексной оценки инвестиционного проекта членам Инвестиционного комитета, за исключением Агентства.

3.3. По итогам рассмотрения Заявления и проведенной комплексной оценки инвестиционного проекта, не позднее 15 рабочих дней с даты поступления заявления в министерство, проводится заседание Инвестиционного комитета.

3.4. На заседании Инвестиционного комитета, по итогам презентации инвестиционного проекта инициатором и итогам комплексной оценки, составляется протокол, включающий решение о направлении проекта на рассмотрение Экспертной группы и проведение экспертизы инвестиционных проектов в целях получения мер государственной поддержки в соответствии с Порядком рассмотрения и экспертизы инвестиционных проектов (постановление Правительства Сахалинской области от 17.10.2014 N 509), либо об отказе в направлении проекта на рассмотрение Экспертной группы.

3.5. Протокол должен включать информацию о результатах проведения комплексной оценки инвестиционного проекта, в том числе:

— о производстве товаров, работ и услуг в результате реализации инвестиционного проекта на территории Сахалинской области;

— о соответствии реализации проекта целям развития отрасли;

— об актуальности и корректности данных, использованных в инвестиционном проекте;

— о принадлежности инициатора инвестиционного проекта к категории получателей мер государственной поддержки;

— о наличии в бизнес-плане инвестиционного проекта расчетным образом подтвержденных положительных показателей экономической и бюджетной эффективности (рост поступления налогов и иных обязательных платежей в областной бюджет Сахалинской области и местный бюджеты), а также финансовой состоятельности (окупаемости) проекта без учета мер государственной поддержки, на которые претендует инициатор инвестиционного проекта;

— о наличии социальной эффективности инвестиционного проекта в виде создания новых рабочих мест либо сохранения существующих рабочих мест при условии увеличения объемов производства продукции;

— о наличии земельного участка с соответствующим видом разрешенного использования или наличии помещения, позволяющих осуществлять вид деятельности, предусмотренный инвестиционным проектом;

— о наличии на территории, где предполагается реализация инвестиционного проекта, а также на прилегающей территории объектов внутренней и внешней инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционного проекта;

— о наличии сырья и материалов, необходимых для реализации проекта;

— об актуальности технологий, используемых при реализации проекта;

— о наличии рынка сбыта, обеспечивающего реализацию производимых в рамках проекта товаров и услуг;

— о наличии документально подтвержденных источников финансирования инвестиционного проекта в размере не менее 10% от общей стоимости капитальных затрат по проекту;

— об отсутствии просроченной задолженности по платежам в областной бюджет Сахалинской области и местные бюджеты муниципальных образований Сахалинской области, в том числе по перечислению налога на доходы физических лиц;

— об отсутствии просроченной задолженности по выплате заработной платы сотрудникам;

— об отсутствии в отношении инициатора процедур банкротства, ликвидации, а также наложенного в судебном порядке ареста на имущество или обращения взыскания на исполнение обязательств перед третьими лицами;

— об объеме государственной поддержки, возможной к возмещению по результатам проверки документов, представленных Инициатором инвестиционного проекта.

3.6. Подписанный Протокол в течение 3 рабочих дней с даты заседания Инвестиционного комитета направляется в Агентство.

3.7. Состав Инвестиционного комитета утверждается распоряжением министерства.

3.8. Инвестиционный комитет состоит из: руководителя Инвестиционного комитета, его заместителя, секретаря и членов. В работе Инвестиционного комитета могут принимать участие другие заинтересованные лица, определяемые руководителем, а в его отсутствии — заместителем руководителя Инвестиционного комитета.

3.9. Состав Инвестиционного комитета формируется в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 28.02.2019 N 88 «Об утверждении Регламента инвестиционной деятельности на территории Сахалинской области на основе принципа «одного окна» из представителей министерства сельского хозяйства Сахалинской области, исполнительных органов государственной власти Сахалинской области (по согласованию) и других заинтересованных органов и организаций (по согласованию).

3.10. Заседание Инвестиционного комитета считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов.

3.11. Члены Инвестиционного комитета обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых на заседании Инвестиционного комитета вопросов.

3.12. Решения Инвестиционного комитета принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов Инвестиционного комитета. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании.

3.13. Решение Инвестиционного комитета оформляется протоколом, который подписывается присутствующими на заседании членами Инвестиционного комитета.

3.14. В случае невозможности принятия участия члена в заседании Инвестиционного комитета он вправе изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде, которое доводится до участников заседания и отражается в протоколе.

3.15. Руководитель Инвестиционного комитета:

— организует работу и осуществляет руководство Инвестиционным комитетом, обеспечивает контроль за исполнением его решений;

— организует перспективное и текущее планирование работы Инвестиционного комитета;

— организует выполнение Инвестиционным комитетом поручений Губернатора Сахалинской области, Правительства Сахалинской области.

3.16. В период отсутствия руководителя Инвестиционного комитета его полномочия осуществляет заместитель руководителя.

3.17. Члены Инвестиционного комитета:

— проводят комплексную оценку инвестиционного проекта, в пределах своей компетенции, по результатам чего готовят заключение, которое рассматривается на Инвестиционном комитете;

— участвуют в мероприятиях, проводимых Инвестиционным комитетом, а также в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам;

— вносят предложения по формированию повестки дня заседаний Инвестиционного комитета;

— высказывают свое мнение по существу обсуждаемых вопросов, замечания и предложения.

3.18. Секретарь Инвестиционного комитета:

— формирует повестку очередного заседания Инвестиционного комитета;

— обеспечивает своевременное оповещение членов Инвестиционного комитета о проведении заседания;

— ведет протокол заседания.

В отсутствие секретаря Инвестиционного комитета его полномочия могут быть возложены руководителем Инвестиционного комитета на любого из членов Инвестиционного комитета.

Если посмотреть в интернете рекламу ЗПИФа как финансового продукта, то инвестиционный комитет будет назван одним из главных преимуществ, который позволяет и имущество передать в доверительное управление, и контроль не утратить. Например (орфография сохранена):

«Контроль осуществляется путем создания Инвестиционного комитета, в рамках которого предусматривается необходимость одобрения всеми или несколькими владельцами инвестиционных паев всех сделок с имуществом, составляющим Фонд. Таким образом, пайщики через Инвестиционный комитет самостоятельно определяют направления инвестирования.»

«Так, правилами фонда может быть предусмотрено наличие такого органа, как инвестиционный комитет. И несмотря на то что инвестиционный комитет созывается по инициативе управляющей компании, инвестор, назначив своих представителей в инвестиционный комитет, способен контролировать любые действия управляющей компании с теми активами, которые находятся в закрытом паевом инвестиционном фонде. То есть у владельца паев есть механизм практически полного контроля над тем, что происходит с активами и как ими распоряжаются. Все это в совокупности дает очень удобный, достаточно защищенный конфиденциальный механизм как владения активами, так и проведения сделок.»

«Инвестиционный Комитет — контролирует все сделки с имуществом фонда. Без его согласия не может быть проведена ни одна сделки ни один платеж. Председателю комитета может быть преданы ключи от банка-клиента с одной из контрольных подписей.»

Еще один пример, на этот раз из судебной практики, иллюстрирующий правдивость рекламы:

Cуд допросил NN в судебном заседании, который показал, что он являлся руководителем Управляющей компании. NN пояснил, что XX являлся руководителем управления внешних активов банка, координировал действия Управляющей компании; объяснил порядок приобретения активов в состав различных фондов: предложение XX заключить сделку выносилось на инвестиционный комитет, происходил сбор документов и оценка, затем информация направлялась в специализированный депозитарий, который проверял законность сделки. NN также пояснил, что работа в Управляющей компании была построена таким образом, что действия совершались в интересах определенного куратора (XX), который давал задания к исполнению; банк являлся учредителем и пайщиком с долей 100% в ПИФах; управляющая компания (управляющий) обязан действовать в интересах пайщика.

И несмотря на то, что на первый взгляд инвестиционный комитет может показаться эффективным инструментом контроля, в условиях неопределенности применять его, как мне кажется, нужно достаточно осторожно и руководствоваться общими нормами гражданского законодательства, в том числе о недопустимости злоупотребления правом. Сейчас в судебной практике есть одно дело, где возможно суд посмотрит на инвестиционный комитет под углом злоупотребления и законодательства о банкротстве, но сейчас указывать его кажется преждевременным, но как только в нем появятся какие-то выводы, я напишу.

ФЗ «Об инвестиционных фондах» и Типовые правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом регулируют деятельность инвестиционного комитета достаточно формально и не вводят каких-либо ограничений его деятельности. Иными словами, российское законодательство предусматривает возможность создания инвестиционного комитета в ЗПИФе для квалифицированных инвесторов и требует в этом случае определить две вещи: сделки, которые подлежат одобрению и порядок формирования / принятия решений инвестиционным комитетом. Сам закон предоставляет владельцам инвестиционных паев свободу действий, хочешь — одобряй все сделки, не хочешь – отдай на откуп управляющей компании. При этом, если Правила доверительного управления содержат необходимость одобрения сделок инвестиционным комитетом, то по сделкам, совершенным в нарушение установленного порядка, обязывается управляющая компания лично и отвечает собственным имуществом.

Для понимания недостатков реализации этой конструкции в России нужно обратиться к немецкому законодательству. Как и у нас, в Германии по общему правилу управляющая компания обладает исключительными правами управления в отношении переданного имущества, при этом третьи лица (в том числе инвесторы) не имеют права вмешиваться в деятельность управляющей компании и давать ей какие-либо указания. Но из общего принципа невмешательства существует исключение для специальных фондов (spezialfonds), которые создаются для профессиональных (в основном институциональных) инвесторов. Эти фонды с точки зрения регулирования – аналог российских ЗПИФов для квалифицированных инвесторов и участие инвесторов в доверительном управлении путем инвестиционного комитета (Anlageausschüsse) допускается, но в форме принципиально иной, чем в России.

Основное отличие немецкого модели от российской в том, что в Германии инвестиционный комитет выступает в качестве экспертно-консультативного органа, который может давать только рекомендации управляющей компании, не являющиеся, впрочем, для нее обязательными. Из этого следует, что ответственность за выбор объектов инвестирования, все операции с активами, ненадлежащее или неэффективное управление всегда лежит на управляющей компании, вне зависимости от того, какие рекомендации давали (или не давали) ей инвесторы. Вторым отличием является то, что сотрудники управляющей компании в Германии входят в состав инвестиционного комитета, в силу чего он является своеобразной площадкой для диалога, для обсуждения инвестиционной политики, рисков и иных вопросов. Единственный случай, когда немецкая судебная практика признала гипотетическую возможность обязательных инструкций инвесторов, с одновременным исключением ответственности управляющей компании за действия в результате исполнения соответствующих инструкций – специальные фонды, в которых все инвестиционные паи принадлежат одному лицу (single investor fund).В данном случае суд указал на сходство управления инвестиционным фондом с индивидуальным доверительным управлением по модели non-discretionary, в которой инвестиционное решение принимается инвестором, что влечет перераспределение бремени убытков и пересмотр методики расчета вознаграждения управляющей компании.

Что касается европейского права, то Директива об управляющих альтернативными инвестиционными фондами (AIFMD) устанавливает, что одним из признаков организации коллективного инвестирования является отсутствие у инвесторов права принимать и контролировать операционные решения в отношении имущества фонда (no day-to-day discretion or control). Согласно разъяснениям ESMA, операционными решениями являются те решения, которые существенно выходят за пределы компетенции общего собрания акционеров, в которую традиционно входят избрание директоров, аудиторов, утверждение годовой отчетности, ликвидация и т.п. Одновременно отмечается, что сам по себе факт участия в операционном управлении имуществом фонда одного или более (но не всех) инвесторов не приводит к прекращению статуса организации коллективного инвестирования, но во взаимосвязи с другими критериями (например, отсутствие определенной инвестиционной политики) может указывать на иной характер деятельности.

Есть основания исходить из того, что основной целью приобретения инвестиционных паев и передачи имущества в состав паевого инвестиционного фонда является инвестирование, то есть деятельность, направленная на извлечение прибыли, с привлечением лица (управляющей компании), обладающего специальными знаниями и навыками. Договорная модель коллективных инвестиций предполагает наличие, в первую очередь, договора, в котором заранее установлены правила инвестирования (правила доверительного управления, инвестиционная декларация). Законодательством предусмотрено обязательное участие в процессе независимого третьего лица (специализированного депозитария), осуществляющего контроль за соответствием действий управляющей компании законодательству и правилам инвестирования. Управляющая компания несет ответственность за причинение убытков владельцам инвестиционных паев вследствие нарушения закона или договора. При появлении инвестиционного комитета с его обязательными решениями в этой стройной модели управления фондом логика пропадает. Ниже вопросы, на которые я не могу пока уверенно ответить:

1. Члены инвестиционного комитета несут какую-либо ответственность за принятые ими решения (по аналоги со ст. 53.1 ГК)? Управляющая компания может ссылаться на вину кредитора (владельца паев) при определении размера ответственности? Я склоняюсь к ответу нет, потому что ст. 10 в данном случае будет маловато, законом основания ответственности не предусмотрены, в целом даже не возложена обязанность действовать добросовестно и разумно, а если ее презюмировать, то не совсем понятно в чьих интересах – своего принципала или фонда.

2. Членам инвестиционного комитета может выплачиваться вознаграждение в размере не более 5 процентов среднегодовой стоимости чистых активов фонда. Для сравнения всем вместе управляющей компании, специализированному депозитарию, лицу, осуществляющему ведение реестра владельцев инвестиционных паев, оценщику, аудиторской организации – не более 10 процентов. При этом вторая группа – это профессиональные организации с лицензиями, стандартами деятельности, ответственностью, а члены инвестиционного комитета – просто представители инвестора, которые одобряют или отвергают предложения управляющей компании за небольшое вознаграждение (на самом деле за очень большое). Какая природа у указанного вознаграждения, ближе к вознаграждению члена Совета директоров или к компенсации расходов? Можем ли мы оспорить выплату указанного вознаграждение в случае, если сделка по передаче имущества в оплату инвестиционных паев будет признана недействительной?

3. Какая цель у лиц, приобретающих инвестиционные паи и передающих права на свое имущество фонду, если они не полагаются на заранее определенные правила, профессионализм и этику управляющих компаний, а напротив посредством инвестиционного комитета резервируют себе право ограничить действия управляющей компании сверх ограничений, установленных договором? И вот этот вопрос, в отличие, пожалуй, от двух предыдущих, может иметь практическое значение в оспаривании сделок.

Здесь нужно упомянуть, что история о том, что передача имущества в оплату инвестиционных паев в России защищает от кредиторов, является отчасти мифом. То есть, с одной стороны, действительно, имущество фонда, паи которого принадлежат владельцу в процедуре банкротства, не попадет в конкурсную массу автоматически. Но сделки по передаче имущества в состав паевого инвестиционного фонда оспариваются в рамках дел о банкротстве по общим основаниям, а имущество паевого инвестиционного фонда возвращается в конкурсную массу.

Представляется, что договор доверительного управления на условиях полного (или почти полного) контроля управляющей компании со стороны инвесторов противоречит существу коллективных инвестиций и профессионального доверительного управления. Управляющая компания вправе совершать любые фактические и юридические действия с имуществом в интересах инвестора, принятие решений управляющей компанией – обязательный элемент коллективных инвестиций. В соответствии со ст. 61.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) одним из оснований признания сделки совершенной с целью причинения вреда имущественным правам кредиторов является сохранение контроля за судьбой переданного имущества (дословно как «после совершения сделки по передаче имущества должник продолжал давать указания его собственнику об определении судьбы данного имущества»). Строго говоря, управляющая компания не является собственником имущества, входящего в состав паевого инвестиционного фонда, однако она в полном объеме осуществляет правомочия собственника. И в случае, когда владелец инвестиционных паев продолжает, несмотря на наличие договора доверительного управления, определять судьбу имущества, дает обязательные для управляющей компании указания посредством одобрения сделок на инвестиционном комитете фонда, с моей точки зрения, появляются основания указанную сделку оспорить и по ст. 10 / 168 ГК, и как подозрительную в рамках закона о банкротстве.

Коллеги, было очень сложно найти что-то по этой теме. Если у вас есть какие-то интересные примеры или вопросы, напишите, пожалуйста, можно в комментарии или личным сообщением. Спасибо!

Речь идет о правовой природе закрытого паевого инвестиционного фонда для квалифицированных инвесторов, имеющим некоторые общие черты с юридическим лицом.</o:p>

Пп. 2 и пп. 4 п. 1 ст. 17.1 (Правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого ограничены в обороте): Правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, наряду с положениями статьи 17 настоящего Федерального закона могут предусматривать (2) необходимость одобрения инвестиционным комитетом (всеми либо несколькими владельцами инвестиционных паев или назначенными ими физическими лицами) сделок за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и (или) действий, связанных с осуществлением прав участника хозяйственного общества, акции или доли которого составляют этот фонд; (4) вознаграждение члена инвестиционного комитета за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, с указанием его размера или порядка определения указанного вознаграждения, а также условий его выплаты.</o:p>

Пп. 6 ст. 17.1: Если правилами доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом предусмотрена необходимость одобрения инвестиционным комитетом сделок за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и (или) действий, связанных с осуществлением прав участника хозяйственного общества, акции или доли которого составляют этот фонд, указанными правилами должны быть определены: (1) сделки и (или) действия, которые требуют одобрения, и порядок их одобрения; (2) порядок формирования инвестиционного комитета и порядок принятия им решений.</o:p>

Пп. 6.1 ст. 17.1: В инвестиционный комитет не могут входить управляющая компания, ее должностные лица и работники или назначенные ею лица.</o:p>

Пп. 1 п. 9 ст. 18 (Общее собрание владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда): Общее собрание принимает решения по вопросам утверждения изменений и дополнений в правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом, связанных с введением, исключением или изменением положений о необходимости одобрения инвестиционным комитетом сделок за счет имущества, составляющего закрытый паевой инвестиционный фонд, и (или) действий, связанных с осуществлением прав участника хозяйственного общества, акции или доли.</o:p>

Типовые правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.07.2002 N 564) устанавливают, что:</o:p>

38 (1) По сделкам, совершенным в нарушение настоящего пункта, управляющая компания несет обязательства лично и отвечает только принадлежащим ей имуществом. Долги, возникшие по таким обязательствам, не могут погашаться за счет имущества, составляющего фонд (абзац включается, если правилами определены сделки, которые требуют одобрения инвестиционным комитетом).</o:p>

38 (3) Должен быть указан максимальный совокупный размер вознаграждения всех членов инвестиционного комитета за отчетный год, который не может превышать 5 процентов среднегодовой стоимости чистых активов фонда, определяемой в порядке, установленном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.</o:p>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *