Исковая давность по административным делам

Ответственность и наказание в административном праве

Ответственность рассматривается как принудительная обязанность поступать так, как предписано действующими законами, либо воздержаться от определённых действий в интересах общества и сохранения установленного общественного порядка.

В противном случае нарушитель понесёт ответственность перед судом по закону (юридическая ответственность).

Административная ответственность является одним из видов ответственности юридической и регламентируется Кодексом об Административных Правонарушениях (ФЗ №195 2001/30/12 редакции 2016/05/12 и 2016/21/12).

Административная ответственность

Всякое противоправное умышленное или неосторожное деяние, нарушающее гражданские права, нравственность, установленный общественный порядок, здоровье, экологию, все виды отношений внутри социума классифицируется как административное правонарушение.

Административная ответственность наступает именно по факту правонарушения и ведёт к ограничению доступа к определённым общественным благам:

  • сужение рамок личной и правовой свободы нарушителя;
  • издержки имущественного и материального толка;
  • принижение достоинства;
  • урон репутации и ограничение деятельности.

В отдельных случаях административные санкции могут быть сведены к порицанию (КоАП ст.2.9). К административной ответственности может быть привлечён любой гражданин от 16 лет (КоАП ст.2.3).

Административное наказание

Будучи обоснованной реакцией государства на проступок (нарушение), наказание служит мерой ответственности «нарушителя спокойствия».

Наказание, имеющее целью восстановление справедливости и правового баланса в обществе, несёт не только карательную функцию, но и показательно-воспитательную – чтоб другим неповадно было (КоАП ст.3.1).

При определении степени наказания опираются (КоАП гл.4) на характер административного проступка и его потенциальные последствия для общества, но обязательно учитывают личность провинившегося (статус предприятия, если в роли виновного выступает ЮЛ), его материальное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства дела.

Административные санкции могут выражаться в следующем:

  • порицание (замечание, выговор, предупреждение и пр.);
  • наложение штрафа;
  • лишение особого права (охота, управление тс, использование спецоборудования), предоставленного ранее, и конфискация орудия (предмета), повлекшего правонарушение;
  • арест и принудительные работы (до 30 суток);
  • выдворение из страны (не-граждане РФ);
  • дисквалификация (снятие с должности) и замораживание деятельности.

Дважды за одно правонарушение привлечь к административной ответственности невозможно (КоАП ст.4.1 п.5).

При совокупности нарушений, рассматриваемых в рамках одного процесса, наказание не суммируется, а назначается по более строгой статье (КоАП ст.4.4 п.2).

Срок исковой давности по административным правонарушениям

КоАП стт.4.5, 31.9

Какой срок давности по административным правонарушениям установлен законом?

Административная ответственность, в отличие от уголовной, не так тяжела, а потому не тянет за собой судимость и характеризуется более лояльными давностными сроками.

В общем виде давность в отношении административных нарушений исчисляют:

  • 2 месяца – привлечение к ответственности (3 месяца при судебном рассмотрении);
  • 2 года – приведение в исполнение наложенного наказания.

По ряду правонарушений (ст.4.5 п.1) определён давностный срок привлечения 1 год. По нарушениям в финансовой сфере – 2 года. По коррупционным делам срок давности составляет 6 лет.

Согласно общему правилу, через год лицо, виновное в административном проступке, принявшее и исполнившее наказание, уже считается «чистым» и не привлекавшимся к ответственности. Иными словами, гражданин классифицируется как «привлечённый к административной ответственности» (подвергнутый наказанию) с момента вынесения постановления плюс время на исполнение плюс один год после свершившегося «факта возмездия».

Срок начинает исчисляться со следующего дня после того, как произошло нарушение и, соответственно, оно попало в поле зрения должностного сотрудника.

Попытки привлечения к ответственности по истечении срока давности административного правонарушения противозаконны (ст.24.5 п.1 пп.6). В этом случае производство не может быть инициировано, а если процедура уже началась, то она немедленно прекращается (дело закрывается).

Давность исполнения наказания начинает исчисляться с момента вынесения постановления, которое утрачивает законную силу по истечении 2х лет. Если за этот время постановление так и не реализовано, то его можно считать аннулированным. Повторного привлечения по тому же правонарушению быть не может (ст.4.1 п.5).

В том случае, если по исполнению постановления имеется отсрочка, рассрочка либо приостановление (КоАП стт.31.5, 31.6), то срок давности пролонгируется на этот промежуток времени, то есть прерывается, потом отсчитывается срок рассрочки/отсрочки/приостановления, потом продолжается течение срока давности.

При намеренном уклонении от назначенного наказания давность восстанавливается в своём течении с момента обнаружения виновного или его имущества.

Иными словами, административное взыскание по прошествии 2х лет не может быть наложено, если постановление было вынесено и о нём забыли. Если же принимались меры, если с «клиентом» работали, но он упрямо скрывался, то течение давности прерывалось и возобновлялось всякий раз после его обнаружения – таким образом, 2-летний давностный срок мог заметно удлиниться.

Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД

Штрафы ГИБДД, будучи административными, подлежат оплате в 2-месячный срок.

Если оплата вносится в течение 20 дней, то сумма штрафа сокращается вдвое (КоАП ст.32.2 пп.1, 1.3).

Отсчёт начинается через 10 дней после получения нарушителем постановления.

При неуплате штрафа судебным приставом возбуждается исполнительное производство (КоАП ст.32.2 п.5). По факту открытия производства ССП уклонисту даётся 5 дней на добровольное покрытие задолженности (ФЗ №229 2007/02/10 редакция 2016/01/10 ст.30 п.12). После этого в поле зрения пристава попадают все доходы и имущество должника. При сумме штрафов гибдд свыше 10 тысяч пристав накладывает временный запрет на выезд должника за границу (ФЗ №229 ст.67 пп.1, 3).

Срок давности по наложению штрафа – 2 месяца (через суд 3 месяца), а по взысканию (обычное правонарушение) он лимитирован 2 годами с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. На обжалование предусмотрено:

  • 10 дней – у начальника госавтоинспекции;
  • 60 дней – в суде.

Если инспектор не выписал штраф на месте, то через 2 месяца он не может уже привлечь нарушителя к ответственности. Через 3 месяца срок давности данного нарушения истекает окончательно и бесповоротно.

Пример. М превысил скорость 15 января 2014 года, был остановлен инспектором и оштрафован. Постановление о наложении штрафа стало актуальным 25 января 2014 (не обжаловалось). С 26 января 2014 начинал течь срок давности, который вышел 26 января 2016. За прошедшие 2 года никто его не тревожил (меры не предпринимались), не пытался принудительно привлечь к ответственности.

Требование гаишника уплатить «должок», предъявленное ему после названной даты, не правомерно, так как М не скрывался и не уклонялся (его даже не пытались найти), а срок давности истёк – постановление утратило свою силу.

Срок давности по штрафам с камер видеонаблюдения ничем не отличается от традиционных штрафов.

Единственное отличие – в назначении наказания за злостную неуплату. В этом случае арест на 15 суток не возможен (КоАП ст.20.25 п.3).

Любое административное нарушение предполагает ответственность за содеянное и наказание, которое назначается специальными уполномоченными лицами (органами).

Давность по предъявлению претензий и наложению взыскания ограничивается в общем случае 2 месяцами. Давность по исполнению постановления о взыскании истекает через 2 года. Это не означает, что можно «переждать» и скрыться таким образом от ответственности. В случае выявления уклониста меры, которые будут к нему применены, весьма суровы.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Исковая давность и КоАП РФ: общее понятие

Срок давности по административным правонарушениям – это время, по истечении которого нарушителя нельзя привлечь за совершённые им противозаконные действия.

Административным нарушением гражданина считаются действия, совершенные с умыслом, который подразумевает нарушение правовых законодательных норм в области трудового, налогового, семейного, авторского и других законодательств. Если смотреть на отличие административного правонарушения от преступления, то оно будет заключаться в размере нанесенного ущерба. Хотя в судебной практике бывают случаи, когда действия нарушающие закон (зависит от степени тяжести) могут быть как административное нарушение, так и преступление.

Наказания предусмотренные за административные правонарушения следующие:

  • предупреждение (например, управление автомобилем с грязными(нечитаемыми) гос.знаками;
  • штраф (например, управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке при первичном нарушении обязательно штраф);
  • арест (например, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции срок до 30 суток);
  • дисквалификация (например, за невыплату зарплаты работникам предприятия дисквалифицируют учредителя юридического лица);
  • приостановление деятельности (например, при массовом отравлении людей предприятием общепита(кафе) приостанавливают его деятельность до устранения нарушений);
  • обязательные работы (например, за неуплату штрафов ПДД);
  • некоторые другие.

Стоить заметить, что административному аресту и обязательным исправительным работам не подлежат:

  • беременные женщины;
  • женщины, у которых есть дети до 14 лет;
  • несовершеннолетние (лица до 18 лет);
  • инвалиды I и II групп;
  • военнослужащие;
  • граждане, призванные на военные сборы;
  • сотрудники со спец. званиями органов МВД, Прокуратуры и других лиц указанных в части 2 ст. 3.9 КоАП РФ.

Все сказанное выше, а также наш основной вопрос по срокам привлечения к административной ответственности регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ).

У правонарушителя при установлении факта нарушения закона, есть шанс уйти от наказания в случае если выйдут сроки давности привлечения к административному наказанию (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Говоря простым языком, судья не сможет вынести постановления о привлечении к ответственности и привлечь виновного к ответственности нельзя, если упомянутые в начале абзаца сроки превышены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ, условный срок давности за административное правонарушение равен 2 месяцам, а по делам, разбираемыми судьёй (в суде) 3 месяца.

Административные нарушения со сроком давности в 1,2,3 года и 6 лет

Срок давности в один год распространяется на большую группу деяний. Это обосновано тем что последствия правонарушения (противозаконного действия) может не совпадать с временем при котором проявились вредные последствия. Например, предприятие загрязняло окружающую среду токсичными отходами 1 месяц, а последствия в виде вреда экологии наступили через 6 месяцев.

Список сфер законодательства РФ, в которых срок исковой давности равен 1 год за административное нарушение:

  • экспортного контроля;
  • внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, в исключительной экономической зоне РФ;
  • геодезия и картография, в сфере наименований географических объектов;
  • патентного законодательства (авторских и смежных прав, товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров);
  • антимонопольных законов;
  • сфера охраны окружающей среды;
  • энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • охраны здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • в сфере защиты детей от информации причиняющей вред их здоровью или развитию;
  • правил ПДД (статьи 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ);
  • использования атомной энергии;
  • налогов и сборов;
  • в защите прав потребителей;
  • в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • в сфере государственного регулирования цен (тарифов);
  • в сфере естественных монополий;
  • основ регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
  • в сферах рекламы, энергетики, тепло и водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и лотереях;
  • в физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях);
  • в государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр);
  • на выборах и референдумах;
  • в участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • организации и о проведении азартных игр;
  • в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации;
  • И многие другие сферы, с которыми вы можете ознакомиться по ссылке.

Административные нарушения со сроком исковой давности в 2 года:

  • за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
  • за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • за нарушение законодательства о бухгалтерском учете;
  • за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ.

Административные нарушения со сроком давности в 3 года:

  • за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 КоАП РФ);
  • за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Административные правонарушения со сроком давности в 6 лет:

  • за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 КоАП РФ);
  • за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

09 Ноя Срок давности по административным правонарушениям

Дата публикации: 2014-11-09
Рубрика: Административное право Владимир Чикин

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает сроки давности, с наступлением которых привлечение к административной ответственности становиться невозможным.

Данная статья актуальна на 03 июня 2017 года

Согласно п. б ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности означает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Последний случай встречается чаще: рассмотрение дела об административном правонарушении затягивается и в конечном итоге это может привести к вынесению постановления о прекращении производства по делу со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ.

Если такое постановление по истечении срока давности не принимается, а напротив, лицо привлекается к административной ответственности, имеется достаточное основание для отмены принятого акта как незаконного.

Срок давности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Важно учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Адвокат Владимир Чикин расскажет о перспективах вашего дела, подготовит документы и представит ваши интересы в суде. Пишите на advice@vvcl.ru или звоните по телефону + 7 499 390 76 96.

Для разных правонарушений срок давности отличается. Урегулирован данный вопрос в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Норма изложена путанно, объёмно и неудобочитаемо. Ниже мы приводим ее в упрощенном виде.

Срок давности по умолчанию: 2 месяца

Срок давности по делу, рассматриваемому судьей: 3 месяца

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 1: 1 год

За нарушение законодательства Российской Федерации:

  • об экспортном контроле,
  • о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации,
  • о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов,
  • патентного,
  • антимонопольного,
  • об охране окружающей среды,
  • об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности,
  • об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
  • о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию,
  • о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ),
  • об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров,
  • об использовании атомной энергии,
  • о налогах и сборах,
  • о защите прав потребителей,
  • в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля,
  • о государственном регулировании цен (тарифов),
  • о естественных монополиях,
  • об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса,
  • о рекламе,
  • об электроэнергетике,
  • о теплоснабжении,
  • в сфере водоснабжения и водоотведения,
  • о газоснабжении,
  • о лотереях,
  • о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях),
  • о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр),
  • о выборах и референдумах,
  • об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,
  • об организации и о проведении азартных игр,
  • о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
  • об акционерных обществах,
  • об обществах с ограниченной ответственностью,
  • о рынке ценных бумаг,
  • страхового законодательства,
  • о клиринговой деятельности,
  • об организованных торгах,
  • об инвестиционных фондах,
  • о негосударственных пенсионных фондах,
  • о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком,
  • за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства,
  • правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников),
  • процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 КоАП РФ),
  • порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента,
  • в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ),
  • о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ),
  • об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках,
  • об основах государственного регулирования торговой деятельности,
  • в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
  • о пожарной безопасности,
  • о промышленной безопасности,
  • о безопасности гидротехнических сооружений,
  • о градостроительной деятельности,
  • о техническом регулировании,
  • о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях,
  • о применении контрольно-кассовой техники,
  • об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
  • об исполнительном производстве,
  • об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации,
  • о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
  • за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения,
  • в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации.

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 2: 1 год

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации.

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 3: 2 года

За нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле,

за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования,

за нарушение законодательства о бухгалтерском учете,

за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,

за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ.

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 4: 3 года

За нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 КоАП РФ),

за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 5: 6 лет

За нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 КоАП РФ),

за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
 

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

Цитата ( Хах-ху-нах » )

Соориентируйте по сроку давности за незаконное использование товара. Суть такая: компания ввезла товар с нарушением законодательства (заниженная таможенная стоимость), какое-то время пользовалась этим активом, а потом продала его. Срок давности два года (по п.1 ст. 4.5 КоАП) с момента обнаружения. НО! тут где-то услышала, что срок давности исчисляется еще год после продажи этого актива. Но найти в каких-то источниках это не могу. Тыкните, пожалуйста, в правовую норму!
Заранее спасибо!

Во-первых:
Я думаю вы имели в виде следующую норму:
КОАП РФ
Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), законодательства о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.
Но этот год продления, о котором вы говорите не осуществляется и вы не можете быть наказанным еще и за продажу данного оборудования по КОАП , так как:
4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Во-вторых, правонарушения по КОАП ст. 16.2 за недостоверное декларирование не яляется длящимся и ваша фраза » с момента обнаружения» не подходит т.к. правонарушение не длящиеся и срок исчесляется с момента выпуска товаров — с момента, когда вы должны были выполнить свои обязательства по достоверному декларированию.

Сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил



В нормах КоАП России не содержится определения длящегося административного правонарушения, а также критериев, позволяющих отнести конкретные виды административных правонарушений к категории длящихся. В законе не имеется и перечня длящихся административных правонарушений.

Определение длящегося административного правонарушения сформулировано в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5. Согласно этому определению «длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей». При этом такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

В пределах компетенции и в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ таможенные органы уполномочены составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.1 — 16.23 КоАП РФ. Анализ таможенных правонарушений, предусмотренных главой 16 КоАП РФ, позволяет прийти к выводу о том, что длящимися среди них можно назвать, например, такие, как «незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами» (ст. 16.20 КоАП РФ); «незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств» (ст. 16.21 КоАП РФ); «незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела» (ст. 16.23 КоАП РФ).

Заметим, что КоАП РФ, устанавливая пределы компетенции уполномоченных органов по составлению протоколов, в ч. 1 ст. 28.3 содержит ссылку на главу 23 Кодекса, которая устанавливает предметную подведомственность по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Таможенные органы не уполномочены рассматривать дела, предусмотренные ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ. Это исключительная компетенция судебных органов. Именно в этой связи данный состав не включен в 23-ю главу. Остается непонятным, кто же уполномочен составлять протоколы по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ. Однако по умолчанию в правоприменительной практике таможенные органы возбуждают такие дела, при необходимости проводят административное расследование и впоследствии направляют дела в суд для рассмотрения.

Выделение длящихся правонарушений из общего перечня таможенных правонарушений основано в первую очередь на применении таких критериев, как место и время. Так, местом нарушения правовых предписаний, установленных главой 16 КоАП РФ, являются таможенная граница, зона таможенного контроля, осмотра и т.п.

Вышеперечисленные длящиеся правонарушения в области таможенного дела, как правило, совершаются на таможенной территории Российской Федерации, т.е. вне мест, именуемых таможенной границей, зоной таможенного контроля, осмотра. Для таких действий, как пользование, распоряжение, хранение, транспортировка либо незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела, таможенным законодательством не установлены временные характеристики.

В свою очередь, для многих других действий участников внешнеэкономической деятельности законом предусмотрены и установлены номинальные сроки их осуществления. К таким действиям можно отнести, например, декларирование (подачу таможенной декларации), доставку, представление документов и сведений, отчетность, вывоз или ввоз товаров временно ввезенных товаров и транспортных средств. Однако невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. В этой связи нельзя признать длящимися такие, например, правонарушения, как «недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств» (ст. 16.2 КоАП РФ); «недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации» (ст. 16.4 КоАП РФ); «недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них» (ст. 16.9 КоАП РФ); «несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений» (ст. 16.12 КоАП РФ); «непредставление в таможенный орган отчетности» (ст. 16.15 КоАП РФ); «невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами» (ст. 16.18 КоАП РФ).

Уяснение четкого определения длящегося правонарушения неразрывно связано с вопросами исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Таможенным законодательством закреплено право таможенного органа осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, а именно в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем (ч. 2 ст. 361 Таможенного кодекса РФ). Такую проверку после выпуска товаров таможенные органы вправе проводить посредством применения форм таможенного контроля, предусмотренных главой 35 ТК РФ. Формами таможенного контроля являются: проверка документов и сведений; устный опрос; получение пояснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотр помещений и территорий; таможенная ревизия.

Вместе с тем далеко не все из перечисленных форм таможенного контроля могут осуществляться после выпуска товаров. Анализ ст. 367 — 376 ТК РФ позволяет сделать вывод, что такие формы контроля, как проверка документов и сведений, таможенное наблюдение, таможенный досмотр товаров и транспортных средств и личный досмотр, не могут проводиться таможенными органами после выпуска товаров в свободное обращение, так как они должны осуществляться либо при таможенном оформлении, либо во время перевозки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, либо при подаче таможенной декларации. В свою очередь, нормы, устанавливающие применение таких форм таможенного контроля, как получение пояснений, таможенный осмотр товаров и транспортных средств, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, осмотр помещений и территорий, не содержат запрета, а следовательно, данные формы таможенного контроля могут применяться после выпуска товаров. Лишь одна норма Таможенного кодекса РФ (ст. 376), устанавливающая порядок и условия применения такой формы таможенного контроля, как таможенная ревизия, достаточно четко обозначает возможность применения этой формы таможенного контроля после выпуска товаров.

Таким образом, если в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем в ходе проведения таможенной ревизии будет установлен факт совершения длящегося таможенного правонарушения, тогда срок давности привлечения к административной ответственности будет исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Таким днем будет являться день завершения проведения проверки и незамедлительного составления акта о результатах проведения таможенной ревизии.

В этой связи интересным представляется предложение профессора Н.Г. Салищевой. Отмечая новеллу в применении норм ст. 4.5 КоАП РФ об установлении сроков давности привлечения к административной ответственности со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа за правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31 — 14.33 КоАП РФ, автор говорит о возможности установления аналогичного правила применительно к нарушениям законодательства об экспортном и валютном контроле.

Учитывая специфику правоприменительной деятельности таможенных органов, в частности нормативно урегулированную возможность проведения проверки после выпуска товаров и (или) транспортных средств, на наш взгляд, аналогичное правило следует установить применительно к нарушениям таможенных правил и дополнить ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ указанием на ст. 16.20, 16.21, 16.23 КоАП РФ.

Вместе с тем представляется ошибочным предложение автора о целесообразности исключения антимонопольного законодательства из перечня отраслей законодательства, при нарушениях в которых допускается проведение административного расследования. По мнению автора, действия комиссии антимонопольного органа по установлению факта нарушения антимонопольного законодательства, по сути дела, представляют собой специфический вид административного расследования. Несомненно, это специфический вид административного расследования, вид — как часть административного расследования, но не административное расследование в обычном нормативном понимании его содержания с тем полным объемом полномочий государственных органов, которые предоставляются им законом после возбуждения дела об административном правонарушении.

Равное положение относится и к нарушениям таможенного законодательства. Так, согласно таможенному законодательству при проведении таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица; требовать безвозмездного представления любой документации и информации; осматривать помещения и территории проверяемого лица; проводить осмотр и досмотр товаров; проводить инвентаризацию товаров; проводить изъятие товаров либо налагать на них арест. Однако это далеко не полный перечень процессуальных действий и мер административно-правового принуждения, который правомочен проводить таможенный орган в рамках административного расследования, осуществляемого в ходе производства по делу об административном правонарушении. В этой связи исключение антимонопольного, таможенного законодательства из перечня отраслей законодательства, о нарушениях которых допускается проведение административного расследования, не позволит уполномоченным органам всесторонне, полно и объективно исследовать все доказательства дела.

Указанные особенности административного производства по делам о нарушении таможенных правил с учетом их существенного практического значения вызывают необходимость дальнейшего исследования и совершенствования нормативного регулирования.

КоАП РФ: особенности

Штраф как наказание за админ. правонарушение

Кодекс РФ, регламентирующий административные правонарушения, считает таковыми действия, противоречащие нормам закона, а также бездействие, которое приводит к последствиям, являющимся общественно опасными.

Однако административное правонарушение — это не преступление. Разница заключается в степени потенциальной опасности для общества. Тем не менее, административные правонарушения также подлежат наказанию.

Степень наказания за случившиеся правонарушения содержится в вышеупомянутом Кодексе. В отдельных субъектах РФ есть свои нормативные акты, которые предполагают ответственность за определенные нарушения. Существует несколько направлений, нарушения в которых обязательно влекут административное наказание. Это такие:

  • транспортные перевозки;
  • нарушение норм охраны окружающей среды;
  • посягательства на любые права граждан, на их здоровье.

При доказательстве факта возникновения административного правонарушения учитывается, мог ли подозреваемый избежать совершения противоправного деяния, умышленно ли он нарушил требования законодательства. Наказанию подлежат и лица, не совсем соблюдающие существующие требования закона. Тяжесть правонарушения является определяющим фактором в установлении вида наказания:

  1. штрафы;
  2. административный арест;
  3. общественные работы.

Особенность действия данного Кодекса заключается в необходимости не просто нести ответственность, соотносимую с определенным видом наказания, но и возмещать нанесенный ущерб. Сумма ущерба устанавливается судом в зависимости от опорой на обстоятельствами дела. Как вариант – необходимо обеспечить выполнение обязательств, невыполнение которых в прошлом стало причиной административного разбирательства.

Сроки исковой давности

Сроки исковой давности зависят от вида правонарушения

Чтобы разобраться в особенностях сроков исковой давности, анализируют тонкости закона. Каждый законодательный акт содержит свои критерии. Например, по делам, попадающим под действие ГК, ее определяют по статьям 195 – 208, а по административным правонарушениям уже по статьям КоАП РФ.

Сроки давности, применимые для привлечения к административной ответственности, напрямую зависит от особенности правонарушений. Для вынесения постановлений по любым делам по правонарушениям, имеющим – не менее 2 месяцев после совершения правонарушения.

Срок немного увеличивается, если дело имело судебное рассмотрение – 3 месяца. Если предмет постановления касается нарушения законов РФ о правах детей, о пожарной безопасности, об охране природы, об авторских правах, тогда срок вынесения этого постановления увеличивается до года от совершения правонарушения.

Если в результате совершившегося правонарушения виновный был дисквалифицирован, то привлечение к ответственности может наступить в продолжение года после совершенного противоправного деяния. Если правонарушение имеет длящийся характер, то отсчет 12 месяцев начинается с момента обнаружения.

Когда нарушается таможенное законодательство, срок давности – 2 года. Этот срок распространяется на лиц, уличенных в совершении противоправных деяний. А вот в делах, имеющих отношение к закону о противодействии коррупции, продолжительность срока увеличится до 6 лет. Это связано с увеличивающейся тяжестью преступления.

Если в качестве виновных выступают лица, связанные с употреблением запрещенных препаратов, например, спортсмены, то отсчет исковой давности начинается со дня, когда устанавливается официальной организацией факт употребления данных средств, например, Общероссийской Антидопинговой Организацией, а не с момента проведения проб.

Когда сроки заканчиваются, дела передаются судебным приставам

Если выявление признаков административного правонарушения стало поводом для отказа в возбуждении уголовного дела либо причиной прекращения такового, то момент отказа / прекращения уголовного дела становится моментом отсчета исковой давности для административного дела.

Нарушение ПДД считается одной из самых распространенных направлений административных правонарушений. Практически каждый водитель, несмотря на все предосторожности, сталкивается с подобными нарушениями. В этом случае особые сроки исковой давности.

Это год с момента установления факта совершения правонарушения. Когда водитель получает квитанцию о необходимости оплатить штраф, у него есть 10 дней, чтобы обжаловать его. Если срок прошел, то платить надо в любом случае. После оплаты надо отнести квитанцию в соответствующий орган ГИБДД. Это тот орган, от которого была получена квитанция на оплату.

Если штраф ГИБДД не оплачен вовремя, то документы передаются судебным приставам либо в судебные органы. В таком случае отсутствие платежей будет наказываться в соответствии с законом.

Особенность административных дел – в возможности досудебного урегулирования. Если все споры решатся между сторонами добровольно до непосредственной передачи в судебные инстанции, дело будет считаться урегулированным. Если виновная сторона будет ходатайствовать о передаче дела в отделение суда по месту жительства, идущий срок исковой давности приостановят. А вот когда документы придут уже к судье по месту жительства, тогда отсчет срока продолжится.

О сроках исковой давности расскажет видеоматериал:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *