К каким человеческим чувствам обращается религиозное искусство

Актуализация проблемы

Давайте рассмотрим с вами несколько храмов, относящихся к трем мировым религиям. Обратим внимание на то, какие виды искусств объединяются в храме.

Но сначала назовите три мировые религии.

Слайд № 10.
Задание: расположите мировые религии по порядку их возникновения.

Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.

В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

Слайд №11-12

  1. Буддийский храм.

Давайте рассмотрим буддийский храм. Буддийский храм является центром многих искусств — архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства. Храмы и монастыри были тем местом, где человек укрывался от мирской суеты и мог бы предаваться возвышенным размышлениям и созерцанию. Создавать определенный психологический настрой и были призваны произведения буддийского искусства.

Слайд №13-14.
Буддийские храмы, открытые для обозрения, служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем. Храмовый ансамбль с окружающим его садом, оказывал на сознание посетителей неизгладимое впечатление. Классическим примером такого гармоничного храмового ансамбля может служить прекрасный храм Удзи-Бёдоин с окружающим его пышным садом и озером.

Слайд №15.
Как называются буддийские храмы-башни?

Такие сооружения называются пагоды

В чем особенность архитектуры увиденных храмов? Какие черты архитектуры их объединяют?

Слайд №16-17.
В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем ветерке, издавая нежный мелодичный звон. Колокольчики являлись еще и защитой храма от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в обрядах.

Слайд №18.
Главные здания храмов украшены настенной живописью, живописными свитками и скульптурными фигурами, изображавшими Будду, а также буддийских святых. Буддийская скульптура служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения.

Слайд № 19.
Интерьер храма вызывал у паломников благоговейный трепет.

Какое впечатление произвели на вас буддийские храмы? Какие виды искусства объединяются в этих храмах?

  1. Мусульманский храм.

Теперь познакомимся с мусульманским храмом.

Слайд № 20 .
Как называется мусульманский храм?

Слайд №21-22
Своим великим куполом мечеть символизирует единого Бога (Аллаха), а минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета).

Слайд № 23

Главный фасад со стороны улицы оформляется айваном – арочным порталом больших масштабов (высотой 2-3 этажа) .

Обычно их поверхность полностью покрыта мозаикой из разноцветной керамики. Таков знаменитый портал медресе «Шир-дор» (1619) в Самарканде.

А что это за башни около мечети? Каково их назначение?

Около каждой мечети возводили один или несколько минаретов – высоких башен, с которых 5 раз в день верующих созывали на молитву специальные служители. Мечеть и минареты составляли единый архитектурный ансамбль.

Слайд № 24-25 .
Мусульманская мечеть включает в себя 2 пространства – открытый двор и затененный молитвенный зал. Убранство мечети самое простое: в ней нет мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители. Зато множество колонн, изящных и легких, заполняют молитвенный зал.

Слайд № 26 .
На одной из стен находится ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки. Во время молитвы все становятся лицом к этой нише и повторяют все движения стоящего перед ними священнослужителя – муллы, или имама.

Как правило, стены, в которых находится михраб, всегда более нарядны, так как именно к ним устремлены взоры верующего. Подобные стены обычно сплошь украшены лепниной, резьбой или керамической мозаикой, напоминающей ковровые изделия Востока.

Слайд № 27.
Обратите внимание на орнамент — Арабеска

Мусульманская религия осуждала изображения людей и животных. В Коране говорится, что вырезать идолов и ваять образы человека – дело дьявола. Несчастье ждет того, кто будет изображать живое существо. Поэтому в украшении мечети получил развитие орнаментальный стиль. Стены зданий покрывали арабесками – сложными узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Этот орнамент бесконечный, он строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.

Слайд №28.
Арабесками украшались как внутренние стены, так и внешние.

Орнаменты придавали мусульманским мечетям и минаретам нарядный и праздничный вид. Иногда орнамент красочным ковром покрывал порталы, стены или своды арок.

Какое впечатление произвели на вас мусульманские храмы? Какие виды искусства объединяются в этих храмах?

Слайд №29
Православный храм
Традиционно на Руси к выбору места постройки храма подходили ответственно: выбиралось красивое место, на возвышенности. Самый популярный материал дерево со своими плюсами и минусами. Оно доступно, легко обрабатывается, экологично, не горит и гниёт. Строили храмы и из камня. Строительство храмов, иконопись, как и сама религия пришли к нам из Византии. По началу и мастера которые строили первые храмы были иностранцами.

Слайд №30-33
Храм традиционно состоит их 3 частей: притвор, сам храм /средняя часть/ и алтарь. Каждый храм посвящен какому-нибудь святому или событию: Покрова, Успению Богородицы, Троицы…
Здание храма имеет форму креста/символ Христа/, завершается храм куполом/символ неба/ с крестом. Около храма традиционно размещают колокольню или звонницу: для оповещения верующих о праздниках, службах…
Количество куполов: 1, 2,3, 5, 7, 12. Покрываются сусальным золотом или в цвета: голубой, зеленый. Каменные храмы традиционно окрашены в белый цвет. Могут быть украшены колоннами, закомарами, арочные перекрытия окон, дверей. ля моля­щихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное про­странство. Алтарная часть — для бо­жественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одно­голосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представлен­ным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизи­рующие могущество и единение свет­ского и церковного начал, как основы государственности России.

Золотой фон словно уносит фигу­ры святых в недосягаемые светящи­еся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают вырази­тельность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количест­ва лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы. Но внутреннее, душевно-духовное наполнение обря­да молитвой есть дело находящихся в храме людей.

Слайд №34-36
Католический собор

Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витра­жами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинствен­ный свет, создавая в храме необыч­ную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания. Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в пра­вославном храме соотносятся с хоро­вым пением без сопровождения (а капелла). В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *