Кадастровый учет территориальных зон

Кадастровый учет территориальных зон

Кадастровый учет территориальных зон

Территориальная зона – часть территории, которая характеризуется

особым правовым режимом использования земельных участков и границы

которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным за-

конодательством, градостроительным законодательством, лесным законода-

тельством, водным законодательством, законодательством о налогах и сбо-

рах, законодательством об охране окружающей среды и иным законодатель-

ством РФ и законодательством субъектов РФ. Сведения о территориальных

зонах (ТЗ) подлежат учету в государственном земельном кадастре и служат

для формирования характеристик земельных участках (категорий земель,

оценочных характеристик, ограничений в использовании и т.д.). Классифи-

кация территориальных зон приведена в «Классификаторе территориальных

зон», который принят и введен в действие приказом Госкомзема России № 84

от 22 ноября 1999 г. В соответствии с данным классификатором при ведении

Государственного земельного кадастра могут выделяться следующие терри-

ториальные зоны:

• административно-территориальные образования;

• зоны категорий земель;

• территориальные зоны в городах и сельских поселениях;

• зоны ограничения использования территорий для осуществления гра-

достроительной деятельности;

• зоны, выделяемые по качественному состоянию земель;

• территориально-экономические оценочные зоны.

Документы, входящие в состав раздела государственного реестра зе-

мель кадастрового района «Территориальные зоны» содержат следующую

информацию:

• Общие сведения – характеризующие территориальную зону;

• Содержание ограничений – перечень действий, осуществление которых

в границах территориальной зоны запрещено или ограничено опреде-

ленными условиями, со ссылкой на документ, являющийся основанием

для их установления;

• Содержание сервитутов – перечень сервитутов, обременяющих право-

обладателей земельных участков (частей земельных участков), распо-

ложенных в границах территориальной зоны, со ссылкой на документ,

являющийся основанием для их установления;

• Сведения о территориях, на которых распространяется территориаль-

ная зона.

В материалах дежурной кадастровой карты учет сведений о террито-

риальных зонах заключается в формировании и ведении перечня территори-

альных зон, расположенных на территории кадастрового квартала и нанесе-

ние их на План границ территориальных зон кадастрового квартала.

В соответствии с рекомендациями Федерального кадастрового центра

«Земля» на Плане границ территориальных зон кадастрового квартала

должны быть отображены:

• границы территориальных зон, сведения о которых учтены в государ-

ственном реестре земель кадастрового квартала;

• границы (трассы) зонообразующих объектов, сведения о которых учте-

ны в ГРЗ КР;

• поворотные точки (и их номера) границ территориальных зон, сведения

о которых учтены в ГРЗ КР;

• поворотные точки (и их номера) границ (трасс), зонообразующих объ-

ектов, сведения о которых учтены в ГРЗ КР;

• кадастровые номера территориальных зон;

• кадастровые номера зонообразующих объектов;

• объекты местности и основные местные ориентиры.

Планы границ территориальных зон кадастровых кварталов вычерчи-

ваются в установленных для кадастровых карт (планов) условных знаках и

обозначениях в общепринятом для крупномасштабных карт масштабном ря-

ду.

Примером отображения территориальной зоны в населенном пункте

может служить водоохранная зона вдоль берега реки (рис. 8).

Система классификаторов ГЗК.

Классификаторы, предназначенные для ведения ГЗК, представляют

собой систему основных понятий объектов и явлений, отображающих ин-

формацию земельного кадастра. Система классификаторов предназначена

для использования в качестве единого стандартизированного языка общения

при ведении ГЗК, а также для описания и регулирования земельных и иных

имущественных отношений Российской Федерации.

Система классификаторов для целей ведения ГЗК включает в себя сле-

дующие виды классификаторов: «Классификатор недвижимого имущества»,

«Классификатор территориальных зон», «Классификатор кадастрового номе-

ра», «Классификатор формирования земельных участков», «Классификатор

объектов кадастрового картографирования».

В классификаторе недвижимого имущества (КНИ) объектом класси-

фикации является недвижимое имущество по видам (земельные участки и

прочно связанные с землей здания (строения), сооружения), назначению, ис-

пользованию и другим свойствам, информация о которых включена в ГЗК.

КНИ является составной частью общей системы классификаторов для целей

ведения ГЗК (классификации и кодирования кадастровой информации). Он

предназначен для использования в качестве единого языка общения между

держателями банка кадастровых данных и пользователями (потребителями)

кадастровой информации о недвижимом имуществе, описании недвижимо-

сти и для решения задач по управлению земельными ресурсами РФ и регули-

рованию рыночного оборота земель.

Классификатор недвижимого имущества интегрирован в единую клас-

сификационную схему государственных классификаторов, что позволяет по-

лучить полную информацию о земельных участках, зданиях и сооружениях,

создать целостную схему описания объектов недвижимости. Это достигается

путем увязки в единую систему:

• адресно-справочные характеристики (местоположение и адрес недви-

жимого имущества);

• назначение и использование в различных отраслях экономической дея-

тельности,

• виды и наименования субъектов прав на недвижимое имущество,

• виды прав на недвижимое имущество;

• виды и наименование организационно-правовых форм юридических

лиц и хозяйств, граждан и др.

Тем самым обеспечивается выход (через систему перекодирования) в

другие ведомственные реестры, регистры и информационные системы, со-

держащие данные об этих видах недвижимого имущества в Российской Фе-

дерации, а также в международные банки данных.

Классификатор недвижимого имущества разработан в соответствии с

«Федеральной целевой программой создания автоматизированной системы

ведения ГЗК» с учетом требований законодательства Российской Федерации.

При разработке классификатора недвижимого имущества были использованы

утвержденные в установленном порядке классификаторы Госкомстата Рос-

сии: ОКАТО (Общероссийский классификатор административно-

территориального деления), ОКДП (Общероссийский классификатор видов

экономической деятельности, продукции и услуг), ОКПО (Общероссийский

классификатор предприятий и организаций), ОКОГУ (Общероссийский клас-

сификатор органов государственной власти и управления), ОКФС (Общерос-

сийский классификатор форм собственности), КОПФ (Классификатор орга-

низационно-правовых форм хозяйствующих субъектов), КСМ (Классифика-

тор стран мира). Ведение классификатора недвижимого имущества предпо-

лагает его актуализацию при изменениях законодательных и иных норматив-

ных правовых актов, регулирующих отношения по поводу недвижимого

имущества и порядку ведения государственного земельного кадастра.

Классификатор недвижимого имущества дает полное описание объекта

ГЗК и отражается в следующих разделах, включающих несколько уровней:

«Назначение и виды использования недвижимого имущества» (пять уров-

ней), «Качество недвижимого имущества» (четыре уровня), «Экономические

характеристики недвижимого имущества» (два уровня), «Правовые характе-

ристики недвижимого имущества» (шесть уровней).

В свою очередь, каждая из категорий включает виды функционального

использования (разрешенного и фактического использования) земель. Земли

сельскохозяйственного назначения (код классификатора 1.1.) — это земли,

предназначенные и предоставленные для нужд сельского хозяйства, за чер-

той населенных пунктов. Эта категория включает следующие виды функцио-

нального использования земельных участков:

• Сельскохозяйственные угодья (код классификатора 1.1.1).

• Земли под зданиями (строениями), сооружениями (1.1.2). В соответст-

вии с классификатором к этим землям относятся участки под жилыми

домами, гаражами, дачами (государственными, муниципальными,

кооперативными, индивидуальными);

• Земли под строительством зданий (строений), сооружений (1.1.3). К

этой группе земель относятся участки под строительством промыш-

ленных и других производственных объектов (коммунальных, склад-

ских, транспортных и др.), жилищным строительством, строительством

культурно-бытовых объектов, строительством религиозных объектов,

гаражным и дачным строительством ;

• Земли под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в

лесной фонд (1.1.4);

• Земли — резерв сельскохозяйственных угодий (1.1.5);

• Прочие земли сельскохозяйственного назначения (1.1.6).

Понятие сельскохозяйственных угодий объединяет виды сельскохозяй-

ственных угодий и земель, не занятых зданиями (IY уровень раздела КНИ

«Назначение и виды использования недвижимого имущества»):

• Пашня (код классификатора 1.1.1.1).

• Земля (земельный участок) под многолетними насаждениями (садами,

ягодниками, виноградниками и т.п., код классификатора 1.1.1.2);

• Кормовые угодья (1.1.1.3) это земельные участки, покрытые многолет-

ней травянистой растительностью и систематически используемые для

сенокошения и выпаса скота. Они подразделяются на: сенокос, паст-

бище, пастбище оленье, пастбище конское.

• Смешанные сельскохозяйственные угодья, для использования в под-

собных хозяйствах (1.1.1.4);

• Залежь (1.1.5.1).

• Земли в стадии рекультивации (1.1.5.2);

• Земли в стадии мелиорации (1.1.5.3);

• Земли нарушенные (1.1.5.4);

• Болота (1.1.5.5);

• Другие сельскохозяйственные земли, пригодные к освоению в сельско-

хозяйственные угодья (1.1.5.6).

Аналогично представляется описание объектов Государственного ка-

дастрового учета для земель других категорий

Раздел КНИ «Качество недвижимого имущества» позволяет получить

качественную характеристику объекта кадастрового учета. Для описания ка-

чества земельного участка предназначены параметры четвертого уровня дан-

ного раздела (приложение 2, раздел «Качество недвижимого имущества»,

уровень IY). К ним относятся закарстованность (код классификатора 1.1.1.1),

сейсмичность (1.1.1.2), уровень стояния грунтовых вод (1.1.1.3), вероятность

затопления паводковыми водами (1.1.1.4) и т.д.

Классификатор территориальных зон (КТЗ) является ведомственным

нормативным документом Федеральной службы земельного кадастра России,

обязательным для использования в системе государственного земельного ка-

дастра при формировании, обработке, хранении и выдаче информации в ав-

томатизированном режиме и на бумажных носителях.

К территориальным зонам, учитываемым при ведении ГЗК и подлежа-

щим классификации в КТЗ, относятся:

• административно-территориальные образования (информационный

массив А);

• зоны категорий земель (информационный массив Б);

• территориальные зоны в городах и сельских поселениях (информаци-

онный массив В);

• зоны ограничения использования территорий для осуществления

• градостроительной деятельности (информационный массив Г);

• зоны, выделяемые по качественному состоянию земель (информацион-

ный массив Д);

• территориально-экономические оценочные зоны (информационный

массив Е).

Классификатор территориальных зон разработан с учетом требований

законодательства Российской Федерации, регулирующих отношения по по-

воду зонирования территорий и включения информации о них в ГЗК. Схема

классификатора территориальных зон, способы его применения и порядок

пользования соответствуют классификатору недвижимого имущества, что

позволяет использовать оба классификатора в единой системе (приложение

12).

В Классификаторе формирования земельных участков (КФЗУ) объек-

том классификации является способ формирования объектов кадастрового

учета по видам, назначению, использованию и другим свойствам, информа-

ция о которых включена в государственный земельный кадастр. Классифика-

тор формирования земельного участка включает в себя основную схему

классификатора и фасеты. Схема построения данного классификатора соот-

ветствует схеме Классификатора недвижимого имущества, что позволяет ис-

пользовать оба классификатора в единой системе .

Классификатор кадастрового номера земельного участка (ККНЗУ)

устанавливает структуру кадастрового номера и обозначение кадастровых

единиц в соответствии с действующими правилами (словарь №1 – номер

субъекта РФ, словарь №2 – номер кадастрового района субъекта РФ на осно-

ве кодов ОКАТО).

Классификатор объектов кадастрового картографирования (КОКК)

является документом, который устанавливает:

• общие требования к содержанию кадастровых планов и карт;

• обязательные для применения термины, коды и определения понятий

всех объектов и их характеристик, составляющих содержание кадаст-

ровых планов и карт;

• конкретные условия отображения этих объектов и их характеристик на

кадастровых планах и картах в зависимости от масштабов.

Установленное классификатором объектов кадастрового картографи-

рования содержание обязательно для всех видов кадастровых планов и карт

М 1:2000 и 1:10000:

• кадастровых планов и карт, отражающих результаты инвентаризаций

(инвентаризационных);

• кадастровых планов и карт, отражающих результаты кадастрового уче-

та (учетных);

• дежурных кадастровых карт и планов;

• карт кадастрового деления;

• планов и карт объектов кадастрового учета (земельных участков, тер-

риториальных зон);

• специализированных кадастровых планов и карт.

Установленное классификатором объектов кадастрового картографи-

рования содержание кадастровых планов и карт, термины и определения обя-

зательны для применения при кадастровом картографировании, при ведении

дежурных кадастровых карт и планов, а также при разработке классификато-

ров кадастровой информации, в унифицированных формах документов, при

обмене цифровой кадастровой картографической информацией на электрон-

ных носителях.

Содержание кадастровых планов и карт разработано с учетом выбран-

ных масштабов. Кадастровые планы М 1:2000 создаются на территории насе-

ленных пунктов, а кадастровые карты М 1:10000 предназначены для отобра-

жения территорий вне населенных пунктов (пригородные зоны, земли веде-

ния сельского и лесного хозяйства и т.п.). При этом основными задачами ис-

пользования классификатора объектов кадастрового картографирования яв-

ляется регламентация собираемой и отображаемой на кадастровых планах и

картах информации, а также упорядочение и унификация кадастровых объ-

ектов и их характеристик, отображаемых на кадастровых планах и картах.

Для земельных участков указываются виды их границ (установленные

при межевании, существующие только по документам, фактические твердые,

фактические условные и спорные); на кадастровых планах М 1:2000 отобра-

жаются все участки границ, на картах М 1:10000 отображаются те участки

границ, чьи длины выражаются в масштабе. Объекты кадастрового деления

отображаются на всех кадастровых планах и картах в обязательном порядке

все с указанием их кадастровых номеров.

Объекты административно-территориального деления отображаются

на всех кадастровых планах и картах в обязательном порядке все с указанием

их собственных названий. Границы Российской Федерации и Субъектов Рос-

сийской Федерации отображаются на всех видах кадастровых планов и карт

только на основе соответствующих документальных данных. Границы ос-

тальных объектов административно-территориального деления отображают-

ся на основе соответствующих документальных данных, если таковые име-

ются либо отображаются с помощью видов их границ (существующие только

по документам, фактические твердые, фактические условные и спорные).

При показе ряда объектов административно-территориального деления

и при показе земельных участков предусмотрен показ пяти видов их границ:

установленных при межевании, существующих только по документам, фак-

тических твердых, фактических условных и спорных. Границы, существую-

щие только по документам, фактические твердые, фактические условные и

спорные выявляются в результате инвентаризации территорий. При этом под

границами, существующими только по документам, подразумеваются грани-

цы, чье прохождение на местности не привязано к физическим объектам и

документы не являются документами государственного земельного кадастра

последнего установленного образца.

Отображение видов границ позволяет определить состояние кадастро-

вого учета на соответствующей территории, обеспечивает возможность вы-

явления противоречий между документальными данными о границах и пло-

щадях соответствующих территорий, и данными, полученными при съемке, а

также о наличии споров о границах. Виды границ позволяют судить о точно-

сти определения прохождения границ и точности определения фактических

площадей. Также отображение этих видов границ облегчает поиск границ

объекта на местности.

Зоны особого режима использования отображаются на всех кадастро-

вых планах и картах в обязательном порядке все с указанием их кадастровых

номеров.

Объекты топографической основы показываются, как правило, обоб-

щенно, с отображением их особенностей при помощи пояснительных подпи-

сей. В зависимости от вида кадастровых планов (карт) объекты топографиче-

ской основы могут отображаться на всей картографируемой территории

(инвентаризационные и учетные планы (карты)), на территории учтенных

объектов (учетные планы (карты) и дежурные кадастровые карты), не ото-

бражаться вообще. Ограничение территории отображения объектов топогра-

фической основы определяется специальными требованиями местных адми-

нистраций и органов кадастрового учета. У объектов топографической осно-

вы, имеющих собственные названия (улицы, реки, озера и т.п.), указываются

эти названия.

Здания и сооружения отображаются как объекты топографической ос-

новы. На кадастровых планах М 1:2000 здания и сооружения, построенные

на фундаментах, как правило, подлежат показу все. На кадастровых картах М

1:10000 отображаются здания и сооружения только особо выдающиеся и

ориентирного значения. У всех нежилых зданий, а также у всех отображае-

мых сооружений в М 1:2000 пояснительной подписью указывается вид их

фактического использования.

Разъяснения по вопросу внесения в ГКН сведений о границах населённых пунктов и территориальных зон

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО

от 11 мая 2012 года N 2963-12
Разъяснения по вопросу внесения в ГКН сведений о границах населённых пунктов и территориальных зон

В связи с завершением работ по подготовке и утверждению документов территориального планирования городских округов, городских поселений и муниципальных районов, в результате которых определяются границы населённых пунктов, а также границы территориальных зон, Управление сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) сведения о границах населённых пунктов, территориальных зон подлежат внесению в обязательном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Такие сведения вносятся в ГКН в порядке информационного взаимодействия в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее — Положение).
В соответствии с пунктом 11 Положения орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат (МСК-51 для Мурманской области), а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Для внесения сведений о границах населённых пунктов в ГКН в соответствии с пунктом 11 Положения орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, — выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (МСК-51 для Мурманской области).
Согласно ст.1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее — Закон о землеустройстве) территории населённых пунктов, а также территориальные зоны являются объектами землеустройства.
Для определения координат характерных точек границ объектов землеустройства, необходимо выполнить землеустроительные работы, такие как описание местоположения границ объектов землеустройства. В результате таких работ подготавливается соответствующая землеустроительная документация — карта (план) объекта землеустройства (ст.20 Закона о землеустройстве). Форма и требования к её составлению определены постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 N 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению».
При проведении землеустройства необходимо руководствоваться также Порядком описания местоположения границ объекта землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 (далее — Порядок). В соответствии с пунктом 9 Порядка материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, формируются в землеустроительное дело, один экземпляр которого передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее — ГФД) Управления.
Для внесения в ГКН сведений о границах объектов землеустройства, карта (план) формируется в электронном виде в формате XML, согласно приказу Минэкономразвития РФ от 20.10.2010 N 503 «Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости» (далее — Приказ).
Согласно п.4 Приказа, в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости при представлении в электронном виде документов должна применяться электронная цифровая подпись (далее — ЭЦП), сертифицированная в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимая со средствами ЭЦП, применяемыми Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
При формировании электронного вида карты (плана) объекта землеустройства необходимо учитывать приказы Росреестра от 24.03.2011 N П/83 «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде», а также от 08.02.2012 N П/0054* «О внесении изменений в приказ Pocpeecтpa от 24.03.2011 N П/83».
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать «N П/54» — Примечание изготовителя базы данных.
На официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru в рубрике «Государственные услуги/ Государственный кадастровый учёт недвижимого имущества/ Бланки, XML-схемы» размещена информация об актуальности xml-схем для формирования xml-документов и нормативно-распорядительных документов, устанавливающих требования к документам в электронном виде при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, сведения о границах населённых пунктов и территориальных зон вносятся в кадастр после проведения землеустроительных работ, только на основании карты (плана) объекта землеустройства.
Статьей 4 Закона о землеустройстве установлены основания проведения землеустройства. К указанным основаниям относятся: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства, судебные решения, а также договоры о проведении землеустройства.
Для выполнения указанных в Законе о кадастре требований, Управление готово оказать содействие в части предоставления материалов из ГФД и подготовки технического задания на проведение работ по землеустройству. Кроме того, рекомендуем при разработке условий технического задания на проведение работ по землеустройству до окончательной приёмки работ предусмотреть направление землеустроительной документации на государственную экспертизу в Управление.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 N 214 «Об утверждении положения о государственной экспертизе землеустроительной документации» государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется бесплатно по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц в целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства.

Руководитель Управления
С.Г.Наймушина

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

официальный сайт Росреестра
по Мурманской обл.
http://www.minstroy.gov.murman.ru
(сканер-копия)
по состоянию на 25.01.2013

Кадастровый учет и регистрация охранных зон
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 7 Закона N 218-ФЗ в состав Единого государственного реестра недвижимости входит самостоятельный реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территории и прочих зон, так или иначе обременяющих земельные участки. Согласно пп. 5 п. 5 ст. 8 Закона N 218-ФЗ сведения о том, что участок полностью или частично расположен в границах территории с особыми условиями использования территории, включаются в кадастр недвижимости, который является составной частью Единого государственного реестра недвижимости.
Как следует из ст. 10 Закона N 218-ФЗ, в ЕГРН вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий:
1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);
2) описание местоположения границ таких зон и территорий;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения НПА, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими НПА не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий;
5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;
6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);
7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, увеличении площади или досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.
Подпункт 9 п. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.
При этом в соответствии со ст. 46 Закона N 221-ФЗ сведения об установленных до дня вступления в силу данного Закона зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, подлежат внесению в ГКН.
Отдельные положения отраслевых нормативных актов прямо устанавливают, что охранная зона считается установленной с момента осуществления ее кадастрового учета <1>.
———————————
<1> Пункт 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160.
Исходя из описанных выше норм, казалось бы, запросив обычную кадастровую выписку, можно установить, какие охранные зоны установлены в отношении земельного участка, и сопоставить данные зоны с планируемым к осуществлению проектом застройки, однако это не так.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.12.2014 N 798 до 1 января 2017 года был установлен переходный период, в рамках которого Росреестр должен был включить в ЕГРН сведения об установленных до вступления в силу Закона N 221-ФЗ зонах с особыми условиями использования территорий.
Однако в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N 252-ФЗ <1> сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.
———————————
<1> Федеральный закон от 13.07.2015 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Соответственно, предполагается, что сведения обо всех уже существующих зонах с особыми условиями использования будут внесены в ЕГРН к 2022 г. Вместе с тем имеющийся опыт выполнения государственными и муниципальными органами Приказа Минэкономразвития России от 12.12.2014 N 798, к сожалению, позволяет усомниться в том, что к указанному сроку сведения обо всех существующих зонах будут внесены в ЕГРН.
Необходимо отметить, что Законом N 252-ФЗ в ЗК РФ и ГрК РФ внесены изменения, направленные на дополнительное создание условий для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования в ЕГРН, информирование правообладателей земельных участков, попадающих в соответствующие зоны, об их установлении, а также унификацию порядка установления охранных зон в отношении будущих объектов.
Так, в соответствии с п. п. 5.1, 5.2 ст. 87 ЗК РФ обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Подготовка такого описания, перечня координат характерных точек границ зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов.
Пункт 5.3 ст. 87 ЗК РФ предусматривает обязательное уведомление правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение 15 дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны. Указанные изменения в ЗК РФ вступили в силу с 1 января 2016 г.
Постановлением N 662 <1> утверждены Правила уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны (далее — Правила).
———————————
<1> Постановление Правительства РФ от 12.07.2016 N 662 «Об уведомлении правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны».
Правила предусматривают направление уведомления правообладателям земельных участков о попадании земельных участков в зоны с особыми условиями использования:
— по адресу электронной почты правообладателя земельного участка, который содержится в ЕГРН;
— почтовым отправлением по почтовому адресу правообладателя земельного участка, который содержится в ЕГРН и по которому осуществляется связь с правообладателем земельного участка (при отсутствии в ЕГРН сведений об адресе электронной почты правообладателя земельного участка).
Соответственно, наличие контактной информации правообладателя земельного участка в ЕГРН приобретает еще большее значение, и контроль за ее внесением полностью отвечает интересам правообладателей.
В уведомлении должны быть указаны следующие сведения:
— наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении зоны, реквизиты такого решения;
— дата внесения в кадастр недвижимости сведений об установлении зоны;
— индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и т.п.) зоны;
— описание местоположения границ зоны;
— содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах зоны;
— кадастровые номера земельных участков, включенных в границы зоны и принадлежащих правообладателю.
Несмотря на отсутствие прямого указания на это в Правилах, из смысла п. 5.3 ст. 87 ЗК РФ, а также самих Правил следует, что уведомление правообладателей земельных участков о попадании земельных участков в зоны с особыми условиями использования должно осуществляться Росреестром.
Унификация правил в части установления охранных зон объектов связана с внесением изменений в ГрК РФ, вступивших в силу с 1 января 2018 г.
Так, в соответствии с пп. 13 п. 3 ст. 55 ГрК РФ в случае подачи заявления о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, и если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны, для принятия решения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо представить подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны. При этом местоположение границ такой зоны должно быть согласовано с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении такой зоны (границ такой зоны), за исключением случаев, если указанные органы являются органами, выдающими разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Одновременно в п. 10.2 ст. 55 ГрК РФ предусмотрено, что в указанном случае обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию являются представленные заявителем текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны. При этом данное разрешение одновременно является решением об установлении охранной зоны указанного объекта.
Вместе с тем при всей положительной направленности приведенных изменений необходимо отметить, что существует сформировавшаяся судебная практика в отношении действия уже установленных охранных зон, согласно которой охранная зона инженерных сетей, построенных в советский период, не требовала кадастрового учета и, соответственно, ограничения такой зоны действуют без кадастрового учета и в настоящее время <1>.
———————————
<1> Определение ВАС РФ от 04.06.2013 N ВАС-6464/13 по делу N А65-30854/2011.
Ситуацию с «невыявленными» зонами, к сожалению, не исправляет наличие в п. 6 ст. 56 ЗК РФ нормы о том, что охранные зоны являются обременением земельного участка и подлежат государственной регистрации в качестве таковых.
К сожалению, правоприменительная практика государственных органов игнорирует норму ЗК РФ. Так, Росреестр как орган, ответственный за регистрацию прав на недвижимое имущество и ограничений (обременений) такого имущества, полагает, что ограничение участка в виде охранной зоны не подлежит государственной регистрации <1>. К похожему выводу приходят и суды <2>. Основным аргументом судов является то, что создание охранной зоны и ограничения по использованию земельного участка в охранной зоне связаны с самим фактом существования опасного объекта, а не с регистрацией охранной зоны. Очевидно, с учетом комплексных нововведений в законодательство данный подход должен измениться.
———————————
<1> Письмо Росреестра от 18.12.2014 N 14-17484/14.
<2> Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 13.11.2014 по делу N 33-15312/2014.
Также можно говорить о том, что определенные предпосылки для отхода от приведенной судебной практики уже существуют. Так, ВС РФ не поддержал доводы нижестоящих судов о признании построек самовольными ввиду их возведения с нарушением минимального расстояния до газопровода, построенного в 1973 г., поскольку информация о наличии газопровода отсутствовала на картах землепользователей в исполкомах районных (городских) Советов народных депутатов, а именно это обстоятельство имело юридическое значение для решения вопроса о том, являлись ли действия правообладателя по возведению на земельном участке садового дома противоправными <1>.
———————————
<1> Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2017 N 9-КГ17-11.

31.12.2017 принят закон — 507 ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Большая часть изменений уже вступила в силу 11 января 2018 года, часть изменений вступят в силу только в 2021 году. Рассмотрим подробнее: изменения касаются Градостроительного кодекса и федерального закона «О землеустройстве». Они призваны облегчить и ускорить процедуру внесения в ЕГРН информации о границах населенных пунктов, территориальных зон и частей таких территорий. Так, например:

  • документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, со дня утверждения;
  • при подготовке и утверждении документов территориального планирования муниципальных образований и при внесении в указанные документы территориального планирования изменений не допускается включать в указанные документы положения о территориальном планировании, реализация которых приведет к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов федерального значения и объектов регионального значения;
  • обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, будут установлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение ЕГРН;
  • обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон. Формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, будут установлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение ЕГРН;
  • не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются). — Эта норма вступит в силу с 01.01.2021.

Согласно переходным положениям органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу данного Федерального закона, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии установленными требованиями до 01.06.2020.

Органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов, правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в ЕГРН, в целях обеспечения внесения таких сведений в ЕГРН в срок не позднее 01.01.2021.

Полный текст закона .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *