Как арендовать землю?

В соответствии с Законом Кемеровской области от 22.12.2014 № 128-ОЗ «Об отнесении полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе — городе Кемерово к полномочиям специального органа исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющего отдельные полномочия в сфере земельных отношений» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе – городе Кемерово осуществляет комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (КУГИ КО, г. Кемерово, пр. Советский, 58, т. 58-11-94).

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2009 № 496 «Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области — города Кемерово» утвержден порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Кемерово.

Таким образом, для решения вопроса по существу Вы вправе обратиться в комитет с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном действующим законодательством. С бланком заявления установленного образца и перечнем необходимых документов Вы можете ознакомиться на сайте комитета http://old.kugi42.ru/ в разделе «предоставление земельных участков».

Информируем также, что для выбора земельного участка создан «банк площадок» возможных к освоению индивидуальным жилищным строительством, ознакомиться с которым возможно на городском портале обеспечения градостроительной деятельности (www.mgis42.ru).

Информационный банк площадок для ИЖС обновляется с учетом информации от уполномоченного на распоряжение земельными участками органа — комитета по управлению государственным имуществом о предоставлении того или иного земельного участка.

Кроме того, для приобретения права собственности либо аренды на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, Вы можете обратиться на сайт администрации Кемеровской области «Кузбассфонд» (www.kuzbassfond.ru) или на сайт Государственного предприятия Кемеровской области «Агентство по оформлению прав на земельные участки» (www.gpko-agentstvo.ru).

Если предложенные на сайте участки Вас не заинтересуют, Вы вправе самостоятельно найти свободный (пустующий) земельный участок, предназначенный для выбранной цели и подать соответствующее заявление.

В рамках работы в Совете по продпринимательству при Президенте Республики Татарстан в рабочей группе Уполномоченного по защите прав предпринимателей представители УК и муниципалитетов — инициаторы проектов муниципальных индустриальных, промышленных парков — вновь подняли вопрос:

НУЖНА упрощенная процедура выделения муниципальных земельных участков в аренду без торгов — инвесторам и девелоперам индустриальных, промышленных парков

НО! Управляющая компания (УК) индустриального (промышленного) парка воспользоваться этой возможностью напрямую не может — ее проект без проектов резидентов не является масштабным и не соответствует вышеприведенным критериям!
Значит нужно дать возможность считать масштабным проектов сумму проектов УК и резидентов при условии, что УК принимает на себя обязательства привлечь на территорию индустриального парка резидентов, чтобы выполнить показатели масштабного проекта (по годам развития)

наши предложения по развитию в Республике Татарстан переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции:
развитие системы агро-промышленных парков;
развитие системы агро-логистических — оптово-распределительных центров (ОРЦ) в муниципальных районах в рамках обсуждения с Министерством сельского хозяйства РТ планов по реализации мероприятий поддержки на 2017 — 2020 годы

Земельный участок предоставляется в аренду без проведения торгов на основании решения Инвестиционного совета Республики Татарстан, принимаемого в соответствии со следующими нормативными документами:

  • «Порядок рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Земельным кодексом Республики Татарстан, для предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжениями Президента Республики Татарстан», утвержден Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2015 № 1034;
  • Указ Президента Республики Татарстан от «07» декабря 2015 года № уп-1170 «Об установлении качественных и количественных показателей критериев, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, для реализации которых допускается предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов».

Поставление Кабинета Министров РТ № 1034 регламентирует механизм получения земельных участков в аренду без проведения торгов — принятию Постановления предшествовали изменения в Земельном Кодексе Российской Федерации, вступившие в силу с 1 марта 2015 года.

Согласно статье 33.3 Земельного Кодекса Татарстана и Указу Президента РТ, изданному в соответствии с ЗК РТ, масштабный инвестиционный проект должен соответствовать вышеуказанным критериям.

Заявка на выделение земли в аренду подается в Агентство инвестиционного развития, удовлетворяется сразу после одобрения ее на Инвестиционном совете РТ. При конфликте интересов (подаче нескольких заявок на 1 участок) указанная земля выделяется тому, кто первым получил одобрение Инвестиционного совета или первым подал заявку (при одобрении обоих проектов, второму проекту предоставляется другой участок с соответствующими параметрами)

Вести работу по приему и рассмотрению документов на аренду земельного участка поручено Агентству инвестиционного развития Татарстана.

В течение 10 рабочих дней с момента поступления ходатайства оно должно быть рассмотрено, проведен финансовый анализ бизнес-плана, проверено соответствие объекта установленным критериям и подготовлен проект мотивированного заключения. В данный момент разрабатывается форма заключения о соответствии объекта/проекта установленным критериям.

Список документов к заявке и порядок рассмотрения заявки (ходатайства)

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ОБОСНОВЫВАЮЩИХ СООТВЕТСТВИЕ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО И КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ, МАСШТАБНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА КРИТЕРИЯМ, УСТАНОВЛЕННЫМ ЗЕМЕЛЬНЫМ КОДЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В АРЕНДУ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ В СООТВЕТСТВИИ С РАСПОРЯЖЕНИЯМИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2015 г. N 1034

Полный текст документа (в ред. Постановления КМ РТ от 12.10.2016 N 734)

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуры рассмотрения ходатайства юридического лица о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в собственности Республики Татарстан, муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, соответствующих критериям, установленным статьей 33.3 Земельного кодекса Республики Татарстан и Указом Президента Республики Татарстан от 7 декабря 2015 года N УП-1170 «Об установлении качественных и количественных показателей критериев, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, для реализации которых допускается предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов» (далее — Указ Президента Республики Татарстан).

2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:

объекты — объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, соответствующие требованиям, определенным пунктом 2 статьи 33.3 Земельного кодекса Республики Татарстан;

проекты — масштабные инвестиционные проекты, в том числе по созданию промышленных (индустриальных) парков, промышленных площадок муниципального уровня, технопарков, центров инжиниринга и прототипирования, транспортно-логистических центров, критерии которых установлены пунктом 3 статьи 33.3 Земельного кодекса Республики Татарстан, качественные и (или) количественные показатели критериев которых утверждены Указом Президента Республики Татарстан;

КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРИТЕРИЕВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ МАСШТАБНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОТОРЫХ ДОПУСКАЕТСЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В АРЕНДУ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ (в ред. Указов Президента РТ от 03.11.2016 N УП-981 и от 14.11.2016 N УП-1004 «О внесении изменения в качественные и количественные показатели критериев, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, для реализации которых допускается предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов)

Критерий

Показатель критерия

Создание или увеличение количества рабочих мест

Инвестиционный проект предполагает строительство объектов, размещение которых позволит увеличить количество рабочих мест в муниципальном образовании, на территории которого они размещаются, не менее чем на 50 рабочих мест на территориях сельских и городских поселений или не менее чем на 100 рабочих мест на территориях городских округов, или не менее чем на 30 рабочих мест на территории опережающего социально-экономического развития при осуществлении ее резидентом видов экономической деятельности, определенных решением Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего развития, в том числе на 20 рабочих мест — в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития

(в ред. Указа Президента Республики Татарстан от 03.11.2016 N УП-981)

Требование к предполагаемому объему инвестиций

Инвестиционный проект предполагает общий объем инвестиций более 350 миллионов рублей или объем капитальных вложений более 50 миллионов рублей на территории опережающего социально-экономического развития при осуществлении ее резидентом видов экономической деятельности, определенных решением Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего развития, в том числе 5 миллионов рублей — в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития

(в ред. Указа Президента Республики Татарстан от 03.11.2016 N УП-981)

Увеличение ежегодных поступлений от налогов, взимаемых на территории Республики Татарстан

Инвестиционный проект предполагает строительство объектов, размещение которых позволит увеличить ежегодные поступления от налогов в консолидированный бюджет Республики Татарстан не менее чем на 25 миллионов рублей

Строительство индивидуальных жилых домов и (или) многоквартирных домов для предоставления мер по защите прав граждан — участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков (далее — пострадавшие граждане)

Инвестиционный проект предполагает строительство многоквартирного дома (многоквартирных домов) общей площадью жилых помещений не менее 10 тысяч квадратных метров и предоставление одной из следующих мер по защите прав пострадавших граждан на территории Республики Татарстан:
передача в собственность пострадавших граждан жилых помещений площадью, равной не менее чем 10 процентам общей площади жилых помещений, строительство которых предусмотрено инвестиционным проектом;
завершение строительства не достроенного недобросовестным застройщиком многоквартирного дома (многоквартирных домов), строящегося (строящихся) с привлечением денежных средств участников долевого строительства, затраты на которое составляют не менее 50 миллионов рублей

(в ред. Указа Президента Республики Татарстан от 14.11.2016 N УП-1004)

Проблема не решена до конца для управляющих компаний индустриальных парков в Республике Татарстан

НО! Управляющая компания (УК) индустриального (промышленного) парка воспользоваться этой возможностью напрямую не может — ее проект без проектов резидентов не является масштабным и не соответствует вышеприведенным критериям!
Значит нужно дать возможность считать масштабным проектов сумму проектов УК и резидентов при условии, что УК принимает на себя обязательства привлечь на территорию индустриального парка резидентов, чтобы выполнить показатели масштабного проекта (по годам развития)

наши предложения по развитию в Республике Татарстан переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции:
развитие системы агро-промышленных парков;
развитие системы агро-логистических — оптово-распределительных центров (ОРЦ) в муниципальных районах в рамках обсуждения с Министерством сельского хозяйства РТ планов по реализации мероприятий поддержки на 2017 — 2020 годы

А) Нужно прописать особые условия выделения земельных участков (передача без проведения торгов) для девелоперов (УК) проектов промышленных (индустриальных) парков, ОРЦ, технопарков, промышленных площадок.

Как помочь девелоперу получить использовать земельный участок по назначению, а именно организовать там промышленный парк?

Логика ЗК РФ — распределение земельных участков должно проходить на стандартной конкурсной основе. В данном случае, видим как минимум 3 препятствия при данной схеме:

1) Земельный участок согласно условиям конкурса может достаться человеку (ФЛ) или организации, которые не заинтересованы в его развитии в качестве УК или девелопера или резидента промпарка. В таком случае процедура изъятия у него и передача девелоперу (резиденту) может затянуться. Инвестор (девелопер) просто уйдет в другой регион.

2) Изначально земельный участок представляет собой, как правило, один большой участок земли, который будет дробиться в дальнейшем на 2 части:

— участки для нужд резидентов (для сдачи в аренду\субаренду\для продажи) под размещени проивзсодственных и складских корпусов.

— участки для технических коридоров, дорог, трасс, технических площадок, заборов (непригодных для сдачи в аренду) общего пользования

В дальнейшем (касается государственных парков), после строительства коммуникаций, муниципалитет должен объявлять новый конкурс уже на управление инфраструктурой парка. Таким образом может возникнуть ситуация, когда:

  • одна УК может выиграть конкурс на распоряжение земельными участками для резидентов — для сдачи в аренду\продажу,
  • вторая УК — на управление коммуникациями.

Данную ситуацию считаем неправильной, так как парком должна управлять одна УК.

3) Зачастую важно снизить до минимума (коэффициентом к ставке арендной платы или земельного налога) затраты УК, девелопера, резидента по уплате арендной платы на землю или налога на период строительства (это фактор привлечения девелопера, УК, резидента).

При проведении конкурса на повышение ставки аренды (аукцион по 44-ФЗ, конкурс) — вариант льготного периода (уменьшающего коэффициента) исключается или связан с судами и санкциями — УФАС не допустит.

Выводы: Должны быть приоритеты по заключению договора ДУ\аренды коммуникаций у УК, выигравшей конкурс на аренду земли для передачи резидентами То же касается продления и перезаключения договоров при дроблении\объединеии участков

Решение: Потребуется внесение изменений в Земельный кодекс РФ (затем ЗК РТ) — приоритетный порядок (без проведения торгов) передачи земель муниципального и государственного фонда в аренду \ собственность УК или девелоперу реализующему масштабный инвестиционный проект (критерии утверждаются субъектом) — строительство индустриального (промышленного) парка, площадки, агро-промышленного парка, агро-логистического (оптово — распределительного центра — ОРЦ) центра.

Власти работают над этим — внесены поправки в ПКМ 1034 о передаче земельных участков без торгов — индустриальные парки, промплощадки, ОРЦ признаны масштабными инвестпроектами.

Следующий шаг — приравнять заявителя — например, УК — как субъекта, реализующего совместно с резидентами (другими инвесторами) масштабный инвестиционный проект.

Руководитель компании Маслехин Сергей дал свои предложения по развитию мер поддержки предпринимательства в Республике Татарстан в 2017 году в рамках обсуждения с Министерством экономики РТ планов по реализации мероприятий поддержки на 2017 год

Б) Нужна упрощенная процедура перевода категории земель в земли промышленности или изменение вида разрешенного использования — для строительства промышленных объектов для девелоперов (УК) проектов промышленных (индустриальных) парков, ОРЦ, технопарков, промышленных площадок.

Сейчас процедура усложненная — через внесение изменений в градостроительный план (ТИГП и т.п.) и через КМ РТ и долгая (несколько месяцев — иногда больше года) процедура перевода категории земель в земли промышленности или изменение вида разрешенного использования — для строительства промышленных объектов.

Нужна упрощенная процедура — основанием будет прянятое на уровне района (Республики) решение о включении участков в черту пром. парка как территории перспективного развития для узаконивания пром парка

Решение: потребуется внесение изменений в нормативные документы КМ РТ и в Земельный кодекс РФ (затем ЗК РТ) — приоритетный порядок изменения категории и целевого вида разрешенного использования земель муниципального и государственного фонда при реализации масштабного инвестиционный проект (критерии утверждаются субъектом) — строительство индустриального (промышленного) парка, площадки, агро-промышленного парка, агро-логистического (оптово — распределительного центра — ОРЦ) центра

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Компания имеет практический опыт сопровождения проектов туристических кластеров (включая сопровождение объектов туризма) Республики Татарстан и других регионв в конкурсах федеральных и региональных Министерств, ведомств, Фондов. Также компания имеет практический опыт сопровождения более 500 проектов предпринимателей

Чем мы можем быть Вам полезны:

    Со стоимостью возможных комплексов услуг и работ
    .
    Обращайтесь к нам!

  • разработка презентации, концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • подготовка документации вашего проекта и сопровождение проекта для получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
  • услуги финансиста, экономиста, юриста, маркетолога.

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам и за дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь. Это можно сделать одним из способов:

Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, заявку на проведение консультации, на обратный звонок:

Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/20-2084 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА в электронной форме № АЗ-МЫТГО/20-2046 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА в электронной форме № АЗ-МЫТГО/20-1282 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА в электронной форме № АЗПЭ-МИО/19-2035 на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Московской области, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: рынки, для субъектов малого и среднего предпринимательства

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/19-1350 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/19-962 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/19-963 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства

ИЗМЕНЕНИЯ в извещение о проведении аукциона № АЗЭ-МЫТГО/19-584 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: спорт

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/19-768 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства

ИЗВЕЩЕНИЕ о проведении аукциона № АЗ-МЫТГО/19-696 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства

ИЗВЕЩЕНИЕ о проведении аукциона № АЗ-МЫТГО/19-697 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства

ИЗВЕЩЕНИЕ о проведении аукциона № АЗЭ-МЫТГО/19-584 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: спорт

ИЗВЕЩЕНИЕ о проведении аукциона № АЗ-МЫТГО/19-525 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства

ИЗМЕНЕНИЕ в извещение о проведении аукциона № АЗ-МЫТГО/18-1175 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: магазины

ИЗМЕНЕНИЕ в извещение о проведении аукциона № АЗ-МЫТГО/18-1809 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ об итогах приватизации муниципального имущества по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, ул. Сукромка, д. 24А

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ об итогах приватизации муниципального имущества по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, ул. Борисовка, д. 4

ИЗМЕНЕНИЯ в извещение о проведении аукциона № АЗ-МЫТГО/18-1809 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта

ИЗМЕНЕНИЯ в извещение о проведении аукциона № АЗ-МЫТГО/18-1175 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: магазины
ИЗМЕНЕНИЯ в извещение о проведении аукциона № АЗ-МЫТГО/18-1619 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/18-1618 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства

ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/18-1175 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: магазины

ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/18-1619 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/18-1809 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта

ИЗМЕНЕНИЕ в ИЗВЕЩЕНИИ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/18-1618 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/18-1809 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта (1 лот)

ИЗМЕНЕНИЕ в извещение о проведении аукциона № АЗ-МЫТГО/18-1175 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: магазины

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Московской области, расположенных по адресу: Московская область, Мытищинский район, городское поселение Мытищи, восточнее д. Подрезово

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/18-1620 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/18-1619 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/18-1618 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/18-1186 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства
ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/18-1175 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: магазины

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА №АЗ-МЫТГО/18-1538 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/18-1537 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: склады (1 лот)

ИЗМЕНЕНИЕ В ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/18-1175 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: магазины

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА АЗ-МЫТГО/18-1186 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА АЗ-МЫТГО/18-1175 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: магазины

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА АЗ-МЫТГО/18-1144 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА АЗ-МЫТГО/18-1143 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА АЗ-МЫТГО/18-1056 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА АЗ-МЫТГО/18-1027 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА АЗ-МЫТГО/18-665 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА АЗ-МЫТГО/18-1029 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА АЗ-МЫТГО/18-983 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА АЗ-МЫТГО/18-967 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА АЗ-МЫТГО/18-966 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА АЗ-МЫТГО/18-964 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА АЗ-МЫТГО/18-876 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ о проведении аукциона АЗ-МЫТГО/18-670 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства(1лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ о проведении аукциона АЗ-МЫТГО/18-669 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства (1лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ о проведении аукциона АЗ-МЫТГО/18-668 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ о проведении аукциона АЗ-МЫТГО/18-666 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства(1лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ о проведении аукциона АЗ-МЫТГО/18-665 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства(1лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-2046 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-2045 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-2039 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА №АЗ-МЫТГО/17-1651 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная
собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-1360 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-1361 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-1229 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-1232 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-1237 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-1182 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-1144 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-1096 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства (1 лот)
ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-1076 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобого хозяйства (1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-1078
на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобого хозяйства
(1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-672

на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства
(1 лот)
ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-671
на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства
(1 лот)
ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-670
на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства
(1 лот)
ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-669
на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства
(1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-657
на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства
(1 лот)
ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-656
на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: ведение садоводства
(1 лот)
ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-655
на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства
(1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-600 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства

(1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-599 на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: обслуживание жилой застройки

(1 лот)

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА № АЗ-МЫТГО/17-556
на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Мытищи Московской области, вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства
(1 лот)

В соответствии с п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника (в вашем случае собственник – муниципальное образование) этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.

В соответствии с п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка (продавец дома) вправе переуступить вам права и обязанности по договору аренды на оставшийся срок аренды без согласия собственника участка при условии уведомления муниципалитета. Поэтому одновременно с договором купли-продажи дома необходимо заключить договор переуступки права аренды земельного участка.

На основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ вопрос выкупа земельного участка в собственность за плату вы должны решать с собственником, подав соответствующее заявление в муниципалитет. Размер стоимости выкупа будет зависеть от кадастровой стоимости земельного участка (есть в публичной кадастровой карте Росреестра) и процентной ставки (от 1,5 до 25% от кадастровой стоимости) выкупа, которая определяется региональными (местными) нормативными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 377 Граждан­ского кодекса (ГК) Украины, к лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), здание или сооружение, переходит право собственности, право пользования земельным участком, на котором они расположены, без изменения целевого назначения в объеме и на условиях, установленных для предыдущего землевладельца (землепользователя). Аналогичную норму содержит часть 1 статьи 120 Земельного кодекса (ЗК) Украины.

В основе указанных выше норм лежит принцип единства юридической судьбы земельного участка и объектов недвижимости, которые на нем расположены. Указанный принцип заключается в том, что право на земельный участок и право на недвижимое имущество, расположенное на нем, — неразделимы, так как земельный участок, независимо от того, за кем он закреплен «на бумаге», фактически использует именно то лицо, которое владеет зданием или сооружением, расположенным на этом земельном участке. Иначе говоря, здание следует за земельным участком, на котором оно расположено, и наоборот.

Приведенные нормы ГК и ЗК Украины не новы для отечественной системы права. Современное законодательство Украины безболезненно восприняло подходы, выработанные по этому вопросу советским правом. Так, сразу несколько норм Земельного кодекса Украинской ССР 1970 года (статьи 89, 90, 1061) регламентировали вопрос перехода права собственности (права пользования) на земельный участок в случае перехода права собственности (права управления) на здание, расположенное на нем. Позднее статья 28, ставшая впоследствии статьей 30, Земельного кодекса Украинской ССР 1990 года в категорической форме закрепила положение о том, что при переходе права собственности на здание или сооружение вместе с этими объектами к собственнику переходит и право собственности или право пользования соответствующим земельным участком.

Преемственность отечественной правовой традиции обусловила появление соответствующих норм в действующем законодательстве Украины. На сегодня вопрос перехода правового титула на земельный участок при переходе права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на нем, регулируется нормами статей 120, 141 ЗК Украины, статей 7, 31 Закона Украины «Об аренде земли» (Закон), статьи 377 ГК Украины.

Устанавливая такие нормы, законодатель руководствовался «благим намерением» предоставить новому собственнику здания или сооружения возможность самостоятельно хозяйствовать на земле, прилегающей к принадлежащему ему зданию (сооружению), путем предоставления ему определенного объема правомочностей (в виде права собственности или права пользования) на такой земельный участок.

Арендаторы поневоле

Изначально (и в период действия статьи 30 ЗК Украины 1990 года, и после 1 января 2004 года — момента вступления в силу ГК Украины с его статьей 377) к применению соответствующих норм закона зачастую прибегали именно новые собственники домов (зданий/сооружений), пытаясь закрепить за собой якобы перешедшее к ним право собственности (право пользования) на прилегающий к дому (зданию/сооружению) земельный участок. Распространенными были иски лиц, приобретших здание, о признании права собственности (права пользования) на прилегающий к зданию земельный участок, а также иски этих же лиц о понуждении органа власти (органа местного самоуправления) к принятию решения о передаче истцу земельного участка в собственность (аренду) либо к заключению с истцом договора аренды земли.

Вместе с тем, активный рост рынка жилой и коммерческой недвижимости в крупных городах Украины постепенно привел к существенной трансформации хозяйственных целей участников отношений, регулируемых положениями статьи 377 ГК Украины, статьи 120 ЗК Украины.

Компании-застройщики, получившие в аренду от городских советов земельные участки под застройку, зачастую отчуждают возведенные на арендуемом участке здания третьим лицам. Классический пример — массовая продажа площадей во вновь построенных торгово-развлекательных и бизнес-центрах города Киева.

В итоге компании-застройщики невольно становятся заложниками собственной недальновидности — не имея намерения владеть возводимыми объектами недвижимости сколь-нибудь длительный промежуток времени, они зачастую заключают с местными советами договоры аренды земельного участка сроком на 10 — 30 лет.

Продавая построенное здание третьим лицам, компания-застройщик фактически прекращает пользоваться земельным участком, на котором расположено здание. Но, к огромному сожалению горе-застройщиков, им приходится продолжать из собственного кармана платить арендую плату за земельный участок, фактически используемый другими лицами, поскольку между застройщиком и соответствующим органом власти (местного само­управления) существует действующий договор аренды земли.

Читая между строк

В соответствии со статьей 598 ГК Укра­ины обязательство прекращается частично или в полном объеме на основаниях, установленных договором или законом. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается лишь в случаях, установленных договором или законом.

Часть 3 статьи 7 Закона (в ее нынешней редакции) говорит о том, что договором, который предусматривает приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, прекращается договор аренды земельного участка в части аренды предыдущим арендатором земельного участка, на котором расположены такие жилой дом, здание или сооружение. Толкуя приведенные нормы буквально, приходим к выводу, что в силу упомянутой нормы Закона договор аренды земельного участка необходимо считать прекратившимся в связи с заключением договора купли-продажи дома (здания/сооружения), расположенного на арендуемом земельном участке. Казалось бы, есть все основания говорить о том, что закон устанавливает автоматическое прекращение обязательства по договору аренды земли в связи с отчуждением дома (здания), равно как и автоматический переход права аренды земельного участка к новому собственнику дома (здания/сооружения) на условиях, которые были предусмотрены для прежнего собственника дома (здания/сооружения).

Однако, в отличие от «буквы» закона, на практике — все «с точностью до наоборот».

Так, например, коллегия судей Выс­шего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) оставила в силе постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции об отказе в иске о признании прекратившимся права аренды земли. Соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, коллегия судей ВХСУ отметила, что «возникновение права собственности на объект недвижимости не является основанием для автоматического возникновения права собственности или права пользования (аренды) с оформлением договора аренды земли» (постановление ВХСУ от 15 марта 2011 года по делу № 07/1118).

Пересматривая судебные решения по делу о расторжении договора аренды земли в связи с переходом права собственности на расположенный на арендованном участке объект незавершенного строительства, ВХСУ оставил в силе решение суда первой инстанции об отказе в иске. Суд кассационной инстанции согласился с правильностью выводов суда первой инстанции в той части, что основанием для отказа бывшему собственнику отчужденного здания в иске о расторжении договора аренды земли является то, что «законом не предусмот­рен автоматический переход к приобретателю имущества права пользования земельным участком на условиях аренды от отчуждателя имущества» (постановление ВХСУ от 13 октября 2011 года по делу № 17/114).

Исходя из того, что говорит по этому поводу ВХСУ, положения статьи 377 ГК Украины и статьи 120 ЗК Украины не могут быть истолкованы таким образом, будто в силу заключения договора купли-продажи здания происходит автоматическое прекращение обязательств по договору аренды земельного участка, на котором расположено здание.

Следовательно, лицо, продавшее дом (здание), расположенное на арендуемом им земельном участке, будет освобождено от обязанности вносить арендную плату за землю лишь в том ­случае, ­если договор аренды земли будет расторгнут — по обоюдному согласию сторон либо в судебном порядке.

Необходимость обращения в суд с иском о расторжении договора аренды земли в случае отчуждения расположенного на ней дома (здания) обусловлена, среди прочего, еще и тем, что арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности является формой общегосударственного налога, порядок взимания которого регулируется положениями Налогового кодекса (НК) Украины.

Основанием для начисления налоговыми органами арендной платы за земельный участок государственной или коммунальной собственности является договор аренды земли. Органы исполнительной власти и органы местного само­управления обязаны до 1 февраля каждого года подавать органу государственной налоговой службы перечень лиц, с которыми заключены договоры аренды земли за текущий год, а также уведомлять соответствующий орган государственной налоговой службы о заключении новых, внесении изменений в существующие договоры аренды земли и об их расторжении (статья 288.1 НК Украины).

Откажись арендодатель (местный совет/администрация) расторгнуть с вами договор аренды земли в связи с отчуждением вами расположенного на арендуемом участке здания, вам попросту нечего будет предъявить в соответствующий налоговый орган, дабы с вас прекратили взимать арендную плату. Вероятнее всего, договор купли-продажи здания не будет воспринят налоговыми органами в качестве надлежащего доказательства того, что ваши с арендодателем правоотношения по аренде земельного участка прекратились. И налоговая служба продолжит начислять вам арендную плату за этот земельный участок.

Если же договор аренды земельного участка будет расторгнут в судебном порядке, решение суда о расторжении договора будет приравнено к «уведомлению (налоговой службы исполнительным органом (органом местного самоуправления)) о расторжении договора аренды» в понимании статьи 288.1 НК Украины, что приведет к прекращению начисления арендной платы за земельный учас­ток, договор аренды которого расторг­нут судом.

Слово о расторжении

Статья 651 ГК Украины и статья 188 Хозяйственного кодекса (ХК) Украины гласят: изменение и/или расторжение договоров в одностороннем порядке не допускается, если иное не предусмотрено договором или законом. В то же время часть 2 статьи 651 ГК Украины допускает, что договор может быть изменен или расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения договора второй стороной и в других случаях, установленных договором или законом.

Являются ли нормы статьи 377 ГК Укра­ины и статьи 120 ЗК Украины «случаем, установленным законом» в понимании части 2 статьи 651 ГК Украины, который дает возможность суду расторг­нуть договор аренды земли по требованию одной из сторон договора? Практика пока не выработала однозначного ответа на этот вопрос.

Так, до 2009 года судебная практика шла в основном путем отказа в удовлетворении исков о расторжении договоров аренды земли в связи с переходом права собственности на жилой дом, здание или сооружение.

ВХСУ зачастую ссылался на то, что положения статьи 377 ГК Украины и статьи 120 ЗК Украины носят исключительно диспозитивный характер в том, что касается перехода при отчуждении недвижимости к ее приобретателю права пользования землей, возникшего у продавца недвижимости на основании договора аренды земли с собственником земли (постановление ВХСУ от 23 декабря 2008 года по делу № 25/175-08; постановление ВХСУ от 22 января 2009 года по делу № 38/204-08). Также ВХСУ неединожды делал особый акцент на том, что закон не предусматривает автоматического перехода права пользования земельным участком на условиях аренды в случае совершения сделок по отчуждению объекта недвижимости, расположенного на земельном участке государственной или коммунальной собственности.

Как далее разъяснял ВХСУ, в подобных спорах судам следует учитывать тот факт, что порядок предоставления земельных участков государственной или коммунальной собственности в пользование урегулирован статьей 123 ЗК Украины, которая не содержит императивной обязанности (органа исполнительной влас­ти или) органа местного самоуправления принять решение о заключении договора аренды земли с лицом, которое приобрело право собственности на объекты недвижимости, расположенные на этой земле (постановление ВХСУ от 14 июля 2009 года по делу № 8/244-08).

При таком положении вещей у арендатора земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности не было шансов добиться досрочного расторжения договора аренды земли, и он был вынужден продолжать платить арендную плату за земельный участок, которым он фактически уже не пользовался.

Усматривается, что, отказывая в удовлетворении таких исков, ВХСУ исходил из того, что закон не предусматривал такого основания для досрочного расторжения договора аренды земли как приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендуемом земельном участке.

В ответ на такую практику ВХСУ Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю» от 5 нояб­ря 2009 года в ЗК Украины, ГК Украины и Закон Украины «Об аренде земли» были внесены соответствующие изменения. В частности, статья 120 ЗК Украины и статья 377 ГК Украины были изложены в новой редакции. Статья 7 Закона «Об аренде земли» была дополнена частью 3 следующего содержания: «К лицу, к которому перешло право собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном земельном участке, также переходит право аренды на этот земельный участок. Договором, который предусматривает приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, прекращается договор аренды земельного участка в части аренды предыдущим арендатором земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, здание или сооружение».

Кроме того, статья 141 ЗК Украины, устанавливающая основания прекращения права пользования земельным участком, была дополнена таким основанием для прекращения права пользования земельным участком как приобретение другим лицом права собственности на жилой дом, здание или сооружение, которые расположены на земельном участке. Аналогичным положением была дополнена статья 31 Закона Украины «Об аренде земли».

Таким образом, законодатель непосредственно в самом Законе указал, что приобретение другим лицом права собственности на здание/сооружение, расположенное на земельном участке, является основанием для прекращения договора аренды земли.

К сожалению, оказалось, что и это кардинально не изменило ситуацию. А часть 3 статьи 7 Закона, о которой уже шла речь выше, на сегодня является фактически «мертвой» нормой.

Доказательством истинности подобного утверждения может служить постановление ВХСУ от 1 июля 2010 года по делу № 32/528, в котором суд, отменяя постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда и решение Хозяйственного суда г. Киева об удовлетворении исковых требований о расторжении договора аренды земли, указывал на то, что «ссылка судов предыдущих инстанций на положения статьи 141 ЗК Украины как на основание для досрочного расторжения спорного договора в судебном порядке сделана без учета исключительного, предусмотренного статьями 13, 142 Конституции Украины, права совета, … распоряжаться землей, которая является материальной и финансовой основой местного самоуправления, ведь доходы от ее использования являются составляющими в формировании доходов местного бюджета».

Ветер перемен

Чаша весов ВХСУ пошатнулась в пользу арендаторов только совсем недавно. Так, в деле о расторжении договора аренды земельного участка и прекращении правоотношения по договору аренды (постановление ВХСУ от 1 февраля 2011 года по делу № 11/227) коллегия, «учитывая указанные нормы материального права в редакции на момент обращения истца к ответчику с предложением о расторжении договора аренды земли и учитывая, что истец добровольно отказался от права пользования земельным участком, поскольку фактическое пользование земельным участком и возведенным на нем зданием осуществляет другое лицо (новый собственник здания), а не истец», пришла к выводу, что «приведенное является законным основанием для прекращения земельных отношений сторон по спорному договору аренды и предопределяет удовлетворение иска в части расторжения этого договора».

Более того, в указанном постановлении ВХСУ таки признал, что «в связи с переходом права собственности на объекты недвижимости происходит переход к приобретателю тех прав на земельный участок, на которых он принадлежал отчуждателю, — права собственности или права пользования». Верховный Суд Украины своим постановлением от 6 июня 2011 года по этому делу поддержал позицию ВХСУ.

На сегодняшний день можно привести несколько примеров разрешения споров о расторжении договоров аренды земли в пользу арендаторов, в частности, постановления ВХСУ: от 28 сентября 2010 года по делу № 27/70-10; от 5 апреля 2011 года по делу № 3/294; от 8 февраля 2011 года по делу № 36/197.

Как видим, практика ВХСУ кардинально изменилась. Учитывая это, необходимо полагать, что ныне арендаторы земельных участков, продавшие здания, находящиеся на арендуемых земельных участках, могут смело обращаться в суды с исками о расторжении договоров аренды земли в связи с приобретением другим лицом права собственности на объект недвижимости.

ТРИФОНОВА Валерия — юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», г. Киев,

ИВАНИВ Ольга — юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», г. Киев

Мнение

«Упрощенка» под ударом

Михаил СОРОКА,
адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры»

Уже два года как приведением к единому знаменателю статьи 120 ЗК Украины, статьи 377 ГК Украины и статьи 7 Закона Украины «Об аренде земли» был упрощен вопрос порядка приобретения прав на землю. Речь идет о Законе № 1702-VI от 5 ноября 2009 года.

Однако подобная «упрощенка» остается невозможной в реализации. Если на основании упомянутых статей суды еще как-то и приходят к выводу об автоматическом переходе права аренды на землю при приобретении дома, то в других госорганах, особенно в налоговых и земельных, такого понимания нет и в помине. Причем непонимание весьма обоснованно. Отметим, что в связи с отложением старта госрегистрации прав еще на год (до 1 января 2013 года) продолжено другое — сложное в применении — правило: право пользования земельным участком возникает с момента регистрации земельного участка, то есть с момента открытия Поземельной книги (пункт 3 раздела II Закона № 1066-VI от 5 марта 2009 года). Возможности открыть Поземельную книгу, имея на руках только договор купли-продажи дома, соответствующий Порядок не преду­сматривает.

Таким образом, действующее законодательство, к сожалению, не дает однозначного ответа на вопрос о моменте возникновения права аренды земельного участка при приобретении объекта недвижимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *