Как объяснить ребенку что такое конституция?

Оборудование: листы ЭТНОкалендаря, мультимедийный проектор, устройство Mimio Studio для доски, раздаточный материал для индивидуальной и для коллективной работы.

Цели

  1. Образовательная — сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: принцип разделения властей, права и обязанности, парламент и правительство РФ.
  2. Развивающая — развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.
  3. Воспитательная — продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.

Задачи:

  • воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине;
  • закрепить знания по Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ;
  • развивать умение работать в группе (сотрудничество);
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

Ход урока

Учитель формулирует цель урока — познакомить учащихся с Конституцией РФ, познакомить со структурой документа, обратить особое внимание на новые понятия: Конституция, Федерация, Президент, Федеральное Собрание, правительство.

Организационный момент

Фронтальная беседа

1. Как называется наша Родина?

2. Кто является главою Российской Федерации?

3. Какие символы государства вы знаете?

4. Найди государственные символы России.

5. Как вы думаете, что означает — Российская Федерация?

(далее идёт расшифровка слова «федерация» — значит — договор, союз)

Учитель: Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения — русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в Федерацию — добровольный союз равноправных народов нашей страны. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.

— Как называется основной закон нашего государства?

(прочитать вслух ст. 19 Конституции РФ; у каждого ученика текст Конституции РФ)

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Основная часть урока

Обратимся теперь к истории возникновения Конституции в нашей стране. В дореволюционной России не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 г.

— Сколько всего раз менялась Конституция РФ?

— Расставьте даты принятия Конституций в нашей стране.

— Когда была принята 2-я? 3-я? 4-я? 5-я?

Ныне действующая Конституция была принята — 12 декабря 1993 г.

В нашем государстве День Конституции отмечают 12 декабря.

— Установите соответствие между праздником и днём календаря.

– Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о ваших правах и обязанностях, о правилах общения людей.

– Давным-давно тысячи лет назад на земле появились первые люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? А что же такое право? (вывешивает на доску табличку)

Право – это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе.

– В беседах между собой, путём переговоров людям удалось решить эти вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.

Декларация – название некоторых официальных документов с сообщением каких-нибудь нужных сведений.

10 декабря 1948 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всеобщая Декларация прав человека.

В России признана в 1973 году.

4 ноября 1950 года на V сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение о проведении Дня прав человека.

10 декабря отмечается праздник День прав человека.

Взрослые люди имеют много различных прав. Есть ли права у детей?

(Ответ детей: Да, есть)

– Какие права детей вы знаете? (Ответ детей: право на жизнь, учёбу, отдых)

– Все права детей записаны в Декларации прав ребёнка.

(учитель демонстрирует детям книгу)

Выбери верное утверждение о правах человека.

— Выберите основное положение Конвенции о правах ребенка.

— Выберите: права ребенка – гражданина России.

— Давайте подумаем над вопросом: чем Конституция отличается от Декларации Прав Человека?

(Может это два совершенно одинаковых документа? Может мы можем пользоваться только одним?)

Работа по слайду.

— Сейчас, у нас с вами будет практическая работа.

Практическая работа

1. Давайте, применим ваши знания на практике. Посмотрите на слайд.

Какое прово было нарушено?

2. Сейчас, мы с вами попробуем свои силы в создании законов. При создании законов – одна группа людей их формулирует (создаёт), далее их предлагают на обсуждение, где они принимаются или нет.

Вот и вы сейчас попробуете свои силы, как создатели законов и как люди, которые их принимают.

Первое задание:

  • возьмите бежевый лист, прочитайте обязанности ученика, подумайте, с чем вы согласны;
  • обсудите в группе те пункты, с которыми вы согласны;
  • представьте свою работу.

Второе задание:

  • возьмите розовый лист, прочтите примерный кодекс класса, подумайте. С чем вы согласны;
  • обсудите в группе те пункты, с которыми вы согласны;
  • представьте свою работу.

(во время выполнения третьего задания идёт фильм о России)

Третье задание:

Вы редактировали предложенные варианты обязанностей ученика и кодекса класса.

Сейчас у вас будет более сложное задание.

Вам предстоит самим составить Декларацию, Декларацию нашего класса.

Возьмите белый лист. Подумайте и сообща заполните таблицу, представьте свою работу.

Игра «Сказки»

Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Но к нам обратились герои сказок, у них произошла беда, их права были нарушены. Давайте им поможем.

Возьмите листы со сказками. Найдите ту сказку, где было нарушено данное право.

Самостоятельная работа

Описание задания: учащимся предлагается фрагмент сказки «Золушка», где в тексте подчеркнуты те места, где нарушены права ребенка. Учащиеся должны прочитать и указать номера статей. Текст со статьями «Конвенции о правах ребенка” прилагается.

Итог урока

— Вы сегодня очень хорошо потрудились, молодцы.

Приложение

Презентация

Интерактивная доска

Список использованной литературы

  1. Н.И.Элиасберг. Учимся думать о себе и о других. Специальная литература, СПб, 1996 г.
  2. Конституция РФ. Москва. Просвещения, 2009 г.
  3. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь СПб, 2008 г.» Издательство «Фрегат». СПб, 2007 г.
  4. Календарь памятных дат, событий и праздников в культурных традициях жителей СПб. ЭТНОкалендарь 2008 г. Издательство «Фрегат», СПб, 2007 г.
  5. Диск «Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. 3 класс», 2009 г.

В переводе с латинского термин «конституция» означает «постановление, устройство». На сегодняшний день Конституцию имеют практически все страны мира, в том числе и Российская Федерация. Содержание данного правового документа достаточно сложное, хотя и не очень объемное. Состоит Конституция из вступительной части (преамбулы) и двух основных разделов. Первый раздел включает всего 9 глав (137 статей), а второй раздел – 9 положений. Конституцию принято называть законом высшей юридической силы потому, что этот закон обладает самой высокой юридической силой по отношению к системе правовых актов. Любые нормативные акты, принимаемые на территории РФ, должны ориентироваться на Конституцию, т.е. они не могут ей противоречить. Таким образом главный политический документ государства возглавляет всю иерархию нормативных актов. Именно в этом и проявляется высшая юридическая сила.

Закон высшей юридической силы отражает не только соотношение политических сил в обществе, но и соотношение всех социальных аспектов. Свойства Конституции заключаются в том, что она является основой для развития законодательства, определенного правопорядка. Ещё одно из свойств – стабильность. Оно предполагает действие Конституции на протяжении определенного срока без изменений и поправок.
Например, в статье № 21 Конституции РФ прописано, что достоинство личности охраняется государством. Таким образом никакой другой закон или правовой акт не имеет права отменить и даже приуменьшить силу действия Конституции.
Конституцию Российской Федерации обязаны соблюдать и уважать все граждане и должностные лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти. Каждый уважающий себя и свое государство гражданин должен знать, что абсолютно все статьи основного закона имеют прямое действие. Поэтому, если вы уверены в том, что какая-либо статья была нарушена, то вы имеете полное право обратиться в суд или любой другой орган власти, ссылаясь при этом на определенную статью из Конституции.
Также важно знать, что именно включает в себя Конституция. В первую очередь закон прописывает набор определенных ценностей (нравственные, демократические, патриотические, ценности международного сотрудничества и социального мира). Дальнейший текст Конституции закрепляет эти ценности в своих разделах, главах и статьях.
По мнению большинства ученых и специалистов Конституция выполняет три основные задачи:

  1. закрепляет и гарантирует права человека;
  2. контролирует власть государства;
  3. творит правосудие.

Конституция, как закон высшей юридической силы, действует повсеместно на территории Российской Федерации.
Если Вас интересует перевод юридических текстов в Москве в том числе и зарубежных конституций — кликните по ссылке.

Равенство всех перед законом и судом означает что?
Целью любого развитого демократического и правового государства была и остается необходимость создания условий равноправия граждан. Это необходимо, поскольку именно они…

Кто является наследниками первой очереди по закону?
Давайте рассмотрим, как на практике решается вопрос о наследовании прав и имущества граждан. Остановимся, конкретней на лицах, имеющих право наследовать имущество в первую…

Кто согласно нашим законам имеет право на социальное обеспечение?
В течение жизни мы можем столкнуться с непредвиденными социальными трудностями, которые могут привести к потере заработка. Банкротство компании, сокращение, увольнение, утрата…

Для чего нужны законы?
Жизнь любого человека в обществе регулируется множеством законов, которые нужны для нормальной работы, для нормальной семейной жизни, для пользования своими правами и выполнение…

Внешнеполитическая функция конституции состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.

Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г.). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно — их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы. Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально-экономической и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги — не всегда одно и то же. И тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *