Как оспорить четвертную оценку в школе?

Вот уже полчаса я сижу перед клавиатурой, набирая и стирая абзацы текста.

И вроде бы, то что я хочу вам сказать, очень просто донести. А по факту, я уже полчаса хожу обходными неведомыми дорогами, подбирая слова, чтобы не обидеть вас.

Мысль весьма проста — скоро конец четверти, уже выставляют четвертные оценки, и я хочу вас попросить…

Отстаньте от учителей.

Отстаньте от детей.

Не «выпрашивайте” пятерки и не выясняйте, почему любимому чаду поставили оценку хуже, чем он заслуживает.

Мысль проста: стоит «четыре” — значит «четыре”.
Поставили «три” — значит, стоит «три”.

НЕ НАДО ходить в школу, ко всем учителям, тыкая их в журнал, и кричать, что по среднему баллу у нас вообще-то 4.51 сотая))) И Мы «пять” хотим!… И вы должны нам поставить «пятерку”, потому что (дальше следуют невыносимо скучные перечисления всех заработанных ребенком «пятерок”)

Не пытайтесь поставленную за четверть оценку улучшить, подтянуть, дотянуть, подвытянуть, перевытянуть, исправить и что там еще можно?…

Говорю это и от лица учителей, и от лица детей. STOP IT!!!!!!!!1111!!!

И ведь в конце каждой четверти, откуда ни возьмись, все молчавшие ранее родители, выступают с требованием «сделать что-нибудь, чтобы было пять”! Ой, нас единственная четверка… Дайте карточку! Две, три, пятнадцать! А она перепишет! А он знает на «пять!”

И порой, таким, хм-хм, заботливым родителям невозможно доказать, что ребенок знает на «4”, а не на «5” (даже если средний балл 4.99), на «3”, а не на «4”

Что оценка не исправляется!!!! Да что там! Ее в общем-то и не нужно исправлять. Потому что «четыре” и даже «три” — это тоже нормальная оценка. И если она стоит, значит она поставлена объективно. Значит ребенок именно эту оценку «заработал”.

Нет же, толпами идут к учителю, задерживая педагогов после уроков, заставляют детей переписывать и «сделать что-нибудь еще”, для того, чтобы «исправить оценку”. А главное, РУГАЮТ детей за оценки. А если не ругают, то такое расстроенное выражение лица порой у родителей, что слов нет. Как разочарованы детьми, как расстроены, что у ребенка не самый высший балл…

А сколько родителей искренне плачут в кабинетах учителей! Я не могу передать словами эмоции, которые просыпаются во мне с каждой строчкой. Да начхайте вы на оценки!!! Да наплюйте вы на пятерки!!! Да перестаньте у хороших, замечательных деток требовать «красного диплома”. Перестаньте «доставать” учителей вопросами, почему «четыре”.

Ёпрст… Да когда же степень неадекватности нас покинет?

Девочка, которая получает «пятерки” за домашние работы, часто в школе получает «четверки” из-за стресса. Потому что девочка знает, что мама любит пятерки, мама радуется, когда я получаю хорошие оценки. И ребенок так боится ошибиться, что ошибается. А родители потом сетуют: «Как же так, ведь ты эту тему так хорошо знаешь! Я подойду к учителю, объясню, что ты просто нервничала”…

Неужели такая мама не понимает, что своими собственными действиями, она показывает ребенку, что
1. Можно всю дорогу «медлить”, а потом наверстать. Ну не работает эта модель в жизни!! Именно поэтому, отличники в школе, часто в жизни ждут, что их потом само догонит счастье. Ан нет, не случается..

2. Что все можно исправить. Нельзя. Понимаете?! Ты или сразу делаешь «нормально” или будь готов, что «результат может тебя не устроить”. А исправить надо не в конце. Нужно использовать опыт и делать дальше действия, которые к приведут к желаемому результату. Исправлять не надо, надо использовать полученный опыт.

3. Что нужно стремиться к лучшей оценке. На самом деле, это самое ужасное, что можно делать в жизни. Потому что такой ребенок, вырастая, боится ошибок. Боится не сделать все на «пять”. И либо вообще не делает, либо легко сдается после первой неудачи. И ждет все время по жизни «оценок”, причем «положительных”.

4. Для деятельности важны оценки. И такой ребенок, вырастая все время ждет, кто же его оценит, кто поставит ему 5, не понимая, что единственный судья ему это он сам

Мамы! Папы! Бабушки! Дедушки! Дяди! Тети!

То, что у ребенка стоит в дневнике, поставил не враг. Поставил учитель.
Авторитет учителя, если вы посещаете школу, должен быть неоспоримым.

Иначе своим поведением вы сами смешиваете учителя с … ничем? Считаете, что лучше знаете, что поставить вашему ребенку? Закончите пед.институт, пойдите работать в школу, учите своего ребенка и ставьте ему оценки. В свое удовольствие. Сколько влезет.
Исправляйте, и все такое прочее.

Но сначала мы, простите, делегируем обучение детей. А потом что?

Да, есть исключения. Но их гораздо меньше. Я видела один раз, только одного учителя, который занизил умышленно ребенку четвертную оценку. Но сделано это было, с прикидкой на то, что ребенок мобилизируется.

А не не то, что прибежит мама, которая начнет указывать на «недооценку”…

Учителю оценок не жалко. А если вы хотите повлиять на будущее ребенка, и делаете это исходя из его блага, лучше просто помогите понять школьную программу.

Помогите понять задачи, научите не нервничать на контрольных, и покажите, что не оценкой другого человека измеряется успешность. А усилием, которое мы прилагаем и действиями, которые совершаем.

(с) Рената Кирилина

А как считатете вы?

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Единые требования к оформлению и хранению

классных журналов

1. Общие положения

1.1. Классный журнал – нормативно-финансовый документ, отражающий состояние УВП Центра.

1.2. Классный журнал является показателем управленческой культуры школы. Ведение классного журнала обязательно для каждого учителя и классного руководителя.

1.3. Директор школы и его заместители по учебно-воспитательной работе обеспечивают хранение классных журналов.

1.4. Ответственность за наличие журнала, его своевременное и аккуратное заполнение несет классный руководитель данного класса.

1.5. Все страницы классного журнала должны быть оформлены в едином деловом стиле.

1.6. Проверка классных журналов осуществляется администрацией школы не реже 1 раза в четверть. Цели проверок устанавливаются администрацией школы и могут изменяться исходя из сложившихся обстоятельств.

1.7. Заместитель директора школы дает рекомендации по распределению страниц журнала (основываясь на количестве колонок, выделенных на ежеурочное заполнение). Количество страниц, выделяемых на каждый предмет в классном журнале:

  • 1 час в неделю – 2–3 стр.;

  • 2 часа в неделю – 4–5 стр.;

  • 3 часа в неделю – 6–7 стр.;

  • 4 часа в неделю – 7–8 стр.;

  • 5 часов в неделю – 9–10 стр.;

  • 6 часов в неделю – 11–12 стр.

1.8. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания учащихся, а также отмечать посещаемость школьников. Все записи в классном журнале должны вестись четко и аккуратно пастой черного цвета (не гелевой).

1.9. Количество часов по каждой теме должно соответствовать тематическому планированию и программе учебного предмета.

1.10. При делении класса на 2 (и более) подгруппы записи ведутся каждым учителем отдельно.

1.11. На учеников, обучающихся на дому в течение всего учебного года, в сентябре классным руководителем ребенка, обучающегося на дому, заводится журнал, в котором учителя записывают дату занятия, содержание пройденного материала, выставляют текущие, четвертные, годовые, экзаменационные и итоговые оценки (четвертные, годовые, экзаменационные и итоговые оценки дублируются классным руководителем в классном журнале как на предметной странице (четвертные оценки), так и в сводной ведомости учета успеваемости учащихся (четвертные, годовые, экзаменационные и итоговые оценки)).

1.12. Классные журналы хранятся в школьном архиве в течение пяти лет.

После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся данного класса, которые хранятся 25 лет.

2. Оформление обложки и оглавления классного журнала

2.1. На первой строке обложки классного журнала указывается класс (с 1-го по 11-й), подписывается его литера. Литера пишется без кавычек строчной (с маленькой) буквы.

2.2. На второй и третьей строках указывается наименование образовательного учреждения (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № «).

2.3. На четвертой строке указывается населенный пункт.

2.4. На пятой строке – учебный год.

2.5. Наименования предметов в оглавлении пишутся с прописной (заглавной) буквы, напротив каждого предмета указываются страницы, на которых ведется запись учителем-предметником.

2.6. Наименования предметов пишутся полностью (без сокращений) в соответствии с учебным планом.

2.7. В графе «Иностранный язык» указывается, какой именно язык. Например, «Иностранный язык (английский)».

3. Страница для отметок (левая страница)

3.1. Наименование предмета должно быть записано так, как оно формулируется в учебном плане школы, со строчной буквы.

3.2. Месяц и число записываются в соответствии с расписанием уроков, утвержденным директором школы.

3.3. В списке обучающихся должны быть четко прописаны фамилии, имена учеников. Имена учащихся прописывать на первых страницах каждого предмета, а на следующих страницах их можно обозначать заглавной буквой.

3.4. Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются на странице в столбце, следующем за последней датой урока.

3.5. Экзаменационные и итоговые оценки выставляются только в сводной ведомости учета успеваемости учащихся.

3.6. Первый урок (дата) следующей четверти записывается без пропуска столбцов. Не следует самостоятельно проводить ограничительные линии.

3.7. Оценка учащихся за аттестационный период должна быть обоснованна, т.е. соответствовать текущей успеваемости ученика.

3.8. Отметка «н/а» (не аттестован) может быть выставлена в случае пропуска учащимся более чем 60% учебного времени без уважительной причины и отсутствия оценок по данному предмету в течение четверти. При наличии хотя бы одной оценки учителю необходимо принять зачет для выставления четвертной оценки. Пометка «н/а» указывает на неуспеваемость учащегося по данному предмету.

3.9. В случае проведения контрольного урока (контрольные, тесты, зачеты; практические и лабораторные работы, контрольные диктанты, сочинения, изложения и самостоятельные работы) обязательно выставление оценок всем учащимся в колонке, соответствующей дате проведения.

3.10. Между контрольными работами следует систематически проводить устный опрос. Опрос должен охватывать не менее 20% учащихся за урок (5 человек из 25, 6 – из 30 и т.д.).

3.11. Неуспевающие учащиеся отслеживаются по оценкам. Если учащийся на уроке получил отметку «2», то на следующем уроке или максимум через два урока он должен быть опрошен учителем с целью исправления неудовлетворительной оценки.

3.12. Исправление текущих отметок не допускается. Если ошибка допущена, то исправление осуществляется по следующей схеме: отметка зачеркивается, рядом ставится верная, в нижней части страницы оформляется запись. Например: «У Иванова Петра исправленной отметке за 2.01.02 «4” («хорошо») верить». Подписывается директором школы, заверяется печатью. 3.13. Исправления отметки за четверть или полугодие не допускаются. Если ошибка допущена, то исправление осуществляется по схеме: отметка зачеркивается, рядом ставится верная, в нижней части страницы оформляется запись. Например: «У Иванова Петра исправленной отметке за 1-ю четверть «4” («хорошо») верить». Подписывается директором школы, заверяется печатью.

3.14. Использование «корректора» в журнале запрещено.

3.15. В клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов: «2», «3», «4», «5», «н» (пропуск урока), «н/а» (не аттестован, оценка ставится за четверть или год).

3.16. На странице запрещено вести записи карандашом, ставить точки и другие знаки, не оговоренные выше.

4. Страница пройденного на уроке и домашнего задания (правая страница журнала)

4.1. Фамилия, имя, отчество учителя записываются полностью. При ведении одного предмета двумя учителями записываются фамилии всех учителей. К данным предметам относятся физическая культура, технология, иностранный язык, информатика и ИКТ.

4.2. Число и месяц записываются в соответствии с расписанием уроков, утвержденным директором школы.

4.3. В столбце «Что пройдено на уроке» записываются темы уроков в соответствии с тематическим планированием. Дата записи темы и даты проведения урока на страницах должны быть одинаковыми.

4.4. При проведении контрольных, лабораторных и практических работ необходимо указывать тему работы.

4.5. При проведении лабораторных и практических работ по биологии, физике, информатике, химии и технологии в журнале необходимо записывать инструктаж по технике безопасности, фиксировать запись ТБ либо вести отдельный журнал по ТБ.

4.6. При проведении двух уроков в один день делается запись темы каждого урока в отдельной строке.

4.7. В столбце «Домашнее задание» записи должны вестись четко и аккуратно: должны быть указаны параграф, номер задания, форма домашнего задания (пересказать, переписать, ответить на вопросы и т.д.).

5. Страница «Общие сведения об учащихся»

5.1. Данная страница заполняется классным руководителем на основании сведений, полученных от учащихся и родителей (законных представителей).

5.2. Номера личных дел сверяются у делопроизводителя, а затем записываются в соответствующую колонку.

5.3. Фамилия, имя, отчество, дата рождения учащегося заполняются на основании документов (свидетельство о рождении или паспорт).

5.4. Домашний адрес и телефон заполняются согласно месту фактического проживания.

6. Страница «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся».

6.1. По окончании каждой четверти, полугодия, года классным руководителем выставляются отметки, полученные учеником по каждому предмету.

6.2. Отметки, полученные на промежуточной и итоговой аттестации, выставляются классным руководителем на основании протоколов данных экзаменов.

6.3. Итоговая отметка выставляется учащимся 5–8-х, а также 10-х классов по предметам, которые были выбраны в качестве промежуточных экзаменов.

6.4. Итоговая отметка учащимся 9-х и 11-х классов выставляется по всем предметам, которые изучались в течение года. Если по географии экзамен сдавали в 11-м классе, то выставляются только экзаменационные и итоговые отметки в журнале за 11-й класс.

6.5. Отметки по технологии выставляются на основании ведомостей, предоставленных межшкольным учебным комбинатом в 7-м (мальчики), 8-м (мальчики) и 9–11-х классах.

7. Грубые нарушения при заполнении журнала

7.1. Неверное оформление титульного листа журнала.

7.2. Неверное оформление оглавления журнала.

7.3. Любые исправления в журнале.

7.4. Несвоевременная запись числа, тем и оценок.

7.5. Наличие на страницах знаков, не соответствующих образцу.

7.6. Использование «корректора», стираний.

7.7. Неполная (с сокращениями слов) запись тем уроков (контрольных, лабораторных, практических, самостоятельных работ).

В соответствии с Инструкцией о ведении школьной документации, утв. приказом Министерства просвещения СССР от 27.12.1974 № 167, выполнение школой возложенных на нее функций и результаты ее деятельности отражают­ся в специальных документах, связанных с планированием учебно-воспита­тельной работы и осуществлением хозяйственных мероприятий, ведением учебно-педагогического учета, организацией делопроизводства школы, обес­печением первичного бухгалтерского учета, составлением статистической от­четности.

Классный журнал является документом, относящимся к учебно-педагоги­ческой документации образовательных учреждений, реализующих общеобра­зовательные программы. Его ведение обязательно. В классном журнале фик­сируются уровень освоения обучающимися образовательных программ, уро­вень обученности школьников, посещаемость ими учебных занятий.

Анализ классного журнала позволяет судить:

  • об освоении обучающимися программы по всем учебным предметам;

  • плотности и системе опроса обучающихся;

  • объективности в выставлении текущих и итоговых оценок обучающим­ся;

  • соблюдении норм проведения контрольных, проверочных, самостоя­тельных работ;

  • соблюдении требований и рекомендаций, зафиксированных в «Листке здоровья»;

  • дозировке домашнего задания.

Все это, в свою очередь, способствует объективной оценке деятельности учителя, а при проведении внешнего контроля — объективной оценке деятель­ности самого образовательного учреждения.

Вместе с тем, вопреки распространенному мнению, классный журнал не является финансовым документом, поскольку ни один правовой источник, регламентирующий финансовую отчетность ОУ, не содержит упоминания о классном журнале.

Регламентация порядка ведения классных журналов

Общие требования к ведению классных журналов отражены в названной выше Инструкции о ведении школьной документации. В ней содержится харак­теристика структуры классного журнала, порядок его заполнения учителями и классным руководителем, рекомендации по контролю ведения классного жур­нала администрацией школы.

Ряд требований к ведению классных журналов содержится также в сле­дующих документах:

  • приказ Минобразования России от 29.12.1997 № 2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников обще­образовательных учреждений»;

  • приказ Министерства Просвещения СССР от 08.12.1986 № 241 «Об утверждении и введении в действие положения об организации рабо­ты по охране труда в учреждениях системы Министерства Просвещения СССР»;

  • письмо Минобразования России от 20.04.2001 № 408/13-13 «Рекомен­дации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

  • письмо Минобразования России от 07.02.2001 № 22-06-147 «О содер­жании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»;

  • письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об орга­низации обучения в первом классе четырехлетней школы»;

  • методические рекомендации по работе с документами в образователь­ных учреждениях (письмо Минобразования России от 20.12.2000 № 03-51/64).

Вопросы ведения классных журналов чаще всего регламентируются соот­ветствующим локальным актом образовательного учреждения, право принятия которого входит в компетенцию ОУ (п. 13 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Недостатки в ведении классных журналов

Анализ материалов, полученных Рособрнадзором в ходе инспекционных проверок образовательных учреждений, свидетельствует о наличии ряда не­достатков в ведении классных журналов. Наиболее типичные:

  • ведение записей в классных журналах разным цветом;

  • неправомерное использование корректирующих средств для исправ­ления неправильных записей;

  • исправление отметок без соответствующей подписи и заверения печа­тью ОУ;

  • отсутствие на предметной странице записей о подведении итогов про­хождения программ за четверть, полугодие, год;

  • отсутствие записей тем проведенных уроков;

  • исправления дат проведения уроков;

  • недостаточная накопляемость отметок, что позволяет ставить под со­мнение объективность итоговых отметок обучающихся;

  • несвоевременное заполнение раздела «Сведения о занятости в круж­ках», а также раздела «Листок здоровья»;

  • исправления полугодовых и годовых отметок по учебным предметам у выпускников, представляемых к награждению золотыми и серебря­ными медалями «За особые успехи в учении»;

  • не заполнение классным руководителем разделов «Сведения о коли­честве пропущенных уроков», «Общие сведения об учащихся».

Основная причина указанных недостатков — не только несвоевременное и не полное осуществление контроля администрацией ОУ ведения классных журналов, но и отсутствие в локальных актах ОУ, регламентирующих ведение классных журналов, точных указаний о порядке их оформления и ведения.

Структура локального акта о ведении классных журналов

Установление соответствующих требований к ведению классных журналов в локальном акте образовательного учреждения является прерогативой само­го ОУ. Назовем некоторые универсальные требования, которые желательно отразить в соответствующем локальном акте.

Оптимальная структура этого документа, на наш взгляд, такова:

  • Общие положения.

  • Обязанности учителей-предметников.

  • Требования к ведению классных журналов по отдельным предметам.

  • Выставление итоговых отметок. Обязанности классного руководителя.

  • Осуществление контроля ведения классного журнала и его хранение.

Остановимся подробнее на содержании каждого раздела.

Раздел «Общие положения»

В разделе «Общие положения» указываются общие требования к ведению классного журнала. В обязательном порядке должно быть отражено следующее:

1. К ведению журнала допускаются только учителя, преподающие уроки в данном классе, классный руководитель, администрация ОУ.

2. Учителя и классный руководитель несут ответственность за ведение, состояние и сохранность классного журнала во время образовательного про­цесса.

3. Классный журнал заполняется учителем только в день проведения уро­ка.

4. Записи тем всех уроков, включая уроки иностранного языка, уроки род­ного языка, уроки государственного языка субъекта Российской Федерации, должны вестись только на языке обучения, который, согласно ст. 6 Закона РФ «Об образовании», устанавливается учредителем.

5. Все записи в классном журнале должны вестись аккуратно и одним цве­том (синий, фиолетовый или черный); нельзя использовать корректирующие средства; исправления в классных журналах допускаются в исключительных случаях; содержание исправления необходимо описать в нижней части стра­ницы, заверив личной подписью учителя с ее расшифровкой и печатью учре­ждения.

6. При проведении сдвоенных уроков темы каждого урока записываются отдельно; прочерки, обозначающие «повтор», запрещены; не допускается со­кращение слов при записи тем урока. Не допускаются такие записи, как «Повто­рение», «Решение задач» и др. без указания конкретной темы.

7. При проведении экскурсий на странице журнала с левой стороны запи­сывается число столько раз, сколько часов шла экскурсия, а с правой стороны число и темы также записываются столько раз, сколько длилась экскурсия.

8. Медицинский работник ОУ в обязательном порядке заполняет «Листок здоровья», в который вносятся сведения из медицинских карт обучающихся. Рекомендации, данные в «Листке здоровья», обязательны к учету всеми педаго­гическими работниками во время пребывания обучающихся в образовательном учреждении и (или) на внеклассных мероприятиях.

Раздел «Обязанности учителей-предметников»

Раздел «Обязанности учителей-предметников» содержит требования к учителям-предметникам. Целесообразно отразить следующие требования.

2. Выставление в одной клеточке двух отметок допускается только на уро­ках русского языка (в начальной школе), русского языка и литературы (на второй и третьей ступенях обучения).

3. Текущие отметки следующей четверти выставляются в клетке после итоговых (четвертных) оценок. Пропуски клеток не допускаются.

4. Ошибочно выставленная отметка зачеркивается одной чертой (косой), и рядом ставится правильная отметка. Если ошибка сделана в итоговых отмет­ках или отметках за контрольную работу, — она исправляется так же, как и те­кущие, при этом внизу страницы обязательно делается соответствующая запись об исправлении, ставится подпись и печать образовательного учреждения.

5. Не допускается пропуск клеточек па левом развороте развернутой стра­ницы журнала, там, где выставляются текущие и итоговые оценки. Количество заполненных клеточек слева должно соответствовать такому же количеству строчек для записей тем уроков справа на развернутом листе журнала.

6. При организации занятий на дому учителя-предметники, их ведущие, выставляют оценки (текущие и итоговые) только в специальном журнале для надомного обучения. Ими же в конце четверти, полугодия, года выставляются в классный журнал только итоговые оценки, которые классный руководитель переносит в сводную ведомость учета успеваемости учащихся.

7. Записи в журнале для надомного обучения в конце зачетного периода (четверти, полугодия, года) подписываются родителями (законными предста­вителями) ученика.

8. В случае проведения с обучающимися занятий в санаториях (больнице) классный руководитель вкладывает в журнал справку с результатами обучения в санатории или больнице; отметки из справки в классный журнал не перено­сятся.

9. В случае длительной болезни обучающегося с ним проводятся индиви­дуальные занятия на дому. Данные о промежуточной и итоговой аттестации обучающегося записываются в специальный журнал, а затем переносятся в классный журнал.

10. Отметки по физической культуре обучающимся, отнесенным по состоя­нию здоровья к специальной медицинской группе, выставляются в журналах для специальной медицинской группы. В классном журнале отметки выставля­ются только за четверть (полугодие) и за год.

11. В конце отчетного периода на предметной странице учителем подво­дятся итоги прохождения программ:

  • учитель записывает количество планировавшихся уроков в соответ­ствии с календарно-тематическим планированием и количество уроков, проведенных фактически.. И делается запись: «Программа выполнена» или «Не пройдены следующие темы…» с указанием причин;

  • указывается также количество контрольных, лабораторных работ, пла­нировавшихся и проведенных фактически. Запись заверяется личной подписью учителя.

Раздел «Требования к ведению классных журналов по отдельным предметам»

Целесообразность внесения раздела «Требования к ведению классных журналов по отдельным предметам» определяется особенностью ведения классных журналов по отдельным предметам.

Начальные классы

1. В классном журнале не заводится отдельная страница по ОБЖ, Правилам безопасности на дорогах для записи тем, составляющих части курса «Окружаю­щий мир».

2. Внеклассное чтение является составной частью литературного чтения и на отдельную страницу не выносится. Отдельная отметка за внеклассное чтение не ставится.

4. В первом классе отметки в классный журнал по предметам не выставляются. Во втором классе отметки выставляются, начиная со второй или третьей четверти.

Русский язык

1. Отметки за контрольные работы (диктанты) и творческие (сочинения, изложения) выставляются дробью в одной колонке (5/4). В диктантах: первая за грамотность, вторая — за выполнение грамматического задания; в сочинени­ях и изложениях: первая — за содержание, вторая — за грамотность.

2. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р/р». Запись о проведении классного изложения по развитию речи делается следующим образом:

1-й урок. Р/р. Изложение с элементами сочинения. 2-й урок. Р/р. Написание изложения по теме

Литература

1. Перед записью темы урока по внеклассному чтению ставится пометка — «Вн. чт.».

2. Сочинения фиксируются следующим образом:

1-й урок. Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству поэтов Серебряного века.
2-й урок. Р/р. Написание сочинения по творчеству поэтов Серебряного века.

3. Отметки за творческие работы выставляются в одной клетке дробью: первая — за содержание, вторая — за грамотность.

4. Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа.

5. Оценка за домашнее сочинение выставляется в тот день, когда было дано задание его написать. В графе «Домашнее задание» делается соответствующая запись.

Физика, биология, химия, информатика и ИКТ, технология

1. На первом уроке в сентябре и на первом уроке в январе в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке» делается запись о проведении ин­структажа по технике безопасности. Инструктаж по ТБ проводится также перед каждой лабораторной и практической работой, о чем делается соответствующая запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке».

2. Если лабораторная работа составляет только часть урока, оценки обу­чающимся выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, оценки выставляются каждому ученику.

3. Если в начальных классах изучается модуль «Практика работы на ком­пьютере», то в журналезаполняется страница предмета «Технология». При изуче­нии в начальных классах»Информатики и ИКТ» как самостоятельного предмета, журнал заполняется на странице предмета «Информатика и ИКТ».

Физическая культура

2. Оценки по физической культуре выставляются на каждом уроке за любые слагаемые программного материала (усвоение контрольного двигательного умения, домашнее задание).

Раздел «Выставление итоговых отметок»

Данный раздел содержит требования к выставлению учителями итоговых отметок обучающимся.

1. Итоговые оценки за четверть, полугодие, год выставляются в клетке, следующей после записи даты последнего урока. Не допускается выделение итоговых отметок (например, чертой, другим цветом). Годовая оценка выстав­ляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за послед­нюю четверть, полугодие.

2. Итоговые оценки обучающихся за четверть (полугодие) должны быть обоснованы. Для объективной аттестации обучающихся за четверть и полугодие необходимо наличие не менее трех оценок (при 2-часовой недельной учебной нагрузке по предмету) и более трех (при учебной нагрузке более 2 ч в неделю) с обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным, лаборатор­ным и практическим работам.

3. По итогам четверти (полугодия) ученик может быть не аттестован («н/а») при условии пропуска им 2/3 учебных занятий и отсутствия трех или пяти отметок.

4. На уроках физической культуры при наличии у обучающегося справки о медицинской группе здоровья оцениваются положительно теоретические знания по предмету. Запись «осв.» в журнале не допускается.

5. Пересмотр и исправление отметок за четверть (полугодие), год не допу­скается.

6. Итоговые оценки по предметам, завершающимся сдачей экзамена, вы­ставляются в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за экзамен.

7. В случае сдачи экзамена по завершении изучения конкретного предме­та в данном классе или при завершении обучения в основной или средней школе отметка за экзамен выставляется в столбец, следующий непосредствен­но за столбцом годовой отметки. В соответствующе графе на левой стороне журнала вместо даты урока делается запись «экзамен».

8. В 9-х и 11-х классах исправление итоговых отметок допускается только по распоряжению директора после рассмотрения письменного объяснения учителя.

Раздел «Обязанности классного руководителя»

Раздел «Обязанности классного руководителя» содержит требования к классному руководителю.

1. Классный руководитель заполняет в журнале титульный лист, оглавление, списки обучающихся на всех страницах, сведения о количестве пропущенных уроков, сводную ведомость посещаемости, сводную ведомость успеваемости, сведения о занятиях на факультативах, в кружках, секциях.

2. Все изменения в списочном составе обучающихся (выбытие, прибытие) в журнале делает только классный руководитель после получения им приказа по образовательному учреждению, подтверждающего убытие или прибытие.

3. Учет пропусков занятий обучающимися классный руководитель ведет ежедневно. Итоговые пропуски подсчитываются непосредственно по окончании четверти.

4. Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются на страницу «Сводная ведомость учета успеваемости обучающихся» на второй день после окончания четверти, полугодия, года. Здесь же выставляются экзаменационные (за исключением 11 (12)-х классов, обучающиеся которых сдают ЕГЭ и получают результаты по стобалльной шкале) и итоговые оценки на основании экзамена­ционных протоколов (не позднее, чем через два дня после экзаменов).

5. По окончании учебного года классный руководитель на странице «Свод­ная ведомость учета успеваемости обучающихся» в графе «Решение педагоги­ческого совета (дата и номер)» напротив фамилии каждого ученика делает со­ответствующую запись:

  • о переводе в следующий класс;

  • условном переводе в следующий класс;

  • оставлении на повторный курс обучения;

  • выбытии в другое общеобразовательное учреждение в течение учеб­ного года;

  • выдаче документа об образовании;

  • выдаче справки о прослушивании курса среднего общего образования.

Раздел «Осуществление контроля ведения классного журнала и его хранение»

1. Директор школы и его заместитель по учебной работе обязаны обеспе­чить хранение классных журналов и систематически осуществлять контроль правильности их оформления и ведения. Заместитель директора осуществля­ет ежедневный контроль хранения классных журналов в отведенном для этого специальном месте.

2. Периодичность и виды контроля таковы:

  • качество оформления журналов в соответствии с установленными требованиями — 4 раза в год (сентябрь, ноябрь, январь, май-июнь);

  • выполнение программы — 1 раз в четверть;

  • объем домашних заданий обучающихся — 1 раз в полугодие;

  • работа учителя по учету уровня обученности слабоуспевающих и вы­сокомотивированных учащихся — 2 раза в год;

  • своевременность и объективность выставления отметок обучающимся — 1 раз в четверть;

  • посещаемость занятий обучающимися, учет посещаемости занятий — 1 раз в месяц.

3. В конце года классный руководитель сдает классный журнал на провер­ку заместителю директора, но только после того, как учителя-предметники отчитаются перед заместителем директора по итогам года.

4. Директор и заместитель директора по учебной работе по итогам про­верки делают записи в графе «Замечания по ведению классного журнала» с указанием цели проверки и замечаний. По итогам повторной проверки дела­ется отметка об устранении обнаруженных ранее недочетов. Все записи под­крепляются подписью проверяющего. В случае нарушений, допущенных при ведении классного журнала, учителю-предметнику или классному руководи­телю, а также заместителю директора по учебной работе может быть объявле­но дисциплинарное взыскание за невыполнение должностных обязанностей в соответствии с ТК РФ.

В конце каждого учебного года журналы, проверенные и подписанные директором или заместителем директора по УВР, сдаются в архив школы. После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся класса — с последующим хранением не менее 25 лет.

Папа у Васи силен в математике…
25 мая в Высшей школе экономики состоялся очередной семинар, посвященный проведению единого государственного экзамена. Свой доклад «Причины неудовлетворительных результатов ЕГЭ-2009» представил эксперт по внешней оценке качества образования информационно-образовательного агентства «Лидер» Сергей Анатольевич Боченков.
Для проведения статистических исследований были определены 48 пилотных школ трех регионов (Псковская, Ярославская области, Чувашия). Проведено именное анкетирование учителей относительно причин неудач каждого из школьников. Именные анкеты были также предложены 1341 выпускнику примерно за месяц до начала ЕГЭ. Когда ЕГЭ завершился, к анализу результатов этих анкет присоединялись и результаты, показанные на экзамене. ЕГЭ ребята сдавали по русскому языку и математике.
248 учителей вечерних и средних школ были опрошены по поводу двоек. В ходе анализа стало очевидно, насколько разными получаются результаты. Что касалось двоек по обязательным предметам, без возможности выбирать экзамен, то почти 80 процентов результатов здесь оказались предсказуемыми. Причем в вечерней школе неудовлетворительных результатов больше.
45 процентов учителей объясняют неудачи тем, что ученик имел стабильно низкие оценки, плохо учился. Пропуски уроков составляют почти 30 процентов неудач. 20 процентов неудач — результат того, что ученик считал, будто ему не нужно напрягаться, его обеспечат всем необходимым родители (имеются в виду условия для поступления и учебы в вузе, бытовые условия, карьерный рост, не зависящий от учебы). Трудности, связанные с вероятной задержкой психического развития, — почти 22 процента. 10 процентов двоек объясняются тем, что выпускник отдает приоритет предметам и областям знаний, лежащим за пределами школьной программы, и в них он стремится найти себя. Но самое большое количество объяснений — растерялся, разволновался на экзамене и оказался не готов к данной форме контроля знаний. Учителям можно было выбирать несколько возможных ответов. Что касалось неблагополучной обстановки в семье (папа пьет и т. п.), то она как причина неудачи на экзамене большая редкость.
Анкеты для учеников учитывали следующие факторы: полнота семьи, наличие или отсутствие братьев, сестер, бабушек, дедушек, уровень образования родителей, образовательные ресурсы семьи (отдельная комната, домашняя библиотека и т. п.), материальная обеспеченность, язык общения в семье, занятия в спортивных секциях и кружках, мотивация на изучение предмета, представление выпускника о собственной образовательной траектории. Оказалось, что большинство, 70 процентов респондентов, живут в полных семьях, 40 процентов — единственные дети, несовместное проживание с лицами старшего поколения отметили 16 процентов респондентов.
Более высокий результат ЕГЭ по математике показывают выпускники из полных семей. Результаты ЕГЭ детей из полных семей и семей, где есть только мать, по русскому языку не различаются. Группу риска составляют семьи, в которых ребенок живет только с отцом или родители отсутствуют вовсе. Если в семье один ребенок, то вероятность более высокого результата на ЕГЭ у него выше, чем у выпускников, имеющих братьев и сестер.
Неожиданного, наверное, тут нет. Сколько работает учитель и сколько родитель… Однако образование родителей играет роль. У выпускников, чьи родители имеют высшее образование, более высокие результаты ЕГЭ как по русскому, так и по математике. С понижением уровня образования родителей снижаются и статистические результаты ЕГЭ у детей. В семьях, где один из родителей имеет высшее образование независимо от уровня образования другого родителя, но не ниже среднего, результат ЕГЭ оказывается выше среднего значения. Там, где родители имеют низкий уровень образования, результаты ЕГЭ заметно ниже. Дети, чьи родители имеют среднюю материальную обеспеченность (сколько это в рублях, на семинаре не уточнялось), получают более высокий результат. Такой параметр, как язык общения в семье и со сверстниками, рассматривался только на примере Чувашской Республики.
Наиболее высокий результат как по русскому, так и по математике показывает группа, в которой, судя по ответам, дети как в семье, так и со сверстниками общаются в основном по-русски. Прокомментировать это организаторы исследований затрудняются: ожидаемой связи между языком общения и результатом экзамена не видно. Разумеется, предполагаемый более высокий результат экзаменов демонстрируют выпускники с высоким уровнем мотивации на изучение предмета, более высокий результат ЕГЭ по математике показывают выпускники как с высоким уровнем мотивации на изучение русского языка, так и считающие его изучение неважным, и наоборот. Вопросы «Кем, по вашему представлению, вы будете работать через десять лет?», «Кем планируете быть после школы?» и тому подобные ставили целью выявить представления ученика об образовательной траектории. Более низкие результаты получаются в группах, ориентированных на получение рабочей специальности, на работу в сфере обслуживания и, как это ни покажется странным, в области юриспруденции. Есть и категория «неопределившихся».
Наиболее высокие результаты ЕГЭ как по русскому, так и по математике показали те, кто собирается приобрести техническую специальность, работать в сфере здравоохранения, экономики, менеджмента. Относительно высокий результат по русскому языку наблюдается у выбравших гуманитарные специальности, экономику, менеджмент. По математике результат ЕГЭ выше у тех, кто предполагает продолжить образование по техническим специальностям или связанным с сельским хозяйством. Для высокого балла по математике не имеет значения, занимается ребенок в секции или нет, а вот для русского языка — да. Если ребенок занимается спортом (имеются в виду занятия, нацеленные на получение разрядов), то тут результат ниже.
Худшие результаты и по русскому, и по математике показывают дети, определившие себя в сфере услуг и в спортивной карьере. Когда родители имеют образование выше среднего, хотя бы один из них, то у ребенка начинают проявляться установки на целенаправленное изучение того или иного предмета. При этом не важно, что он думает о значимости самого предмета для собственного будущего. Он его учит. Проживание в городе или на селе как таковое не играет большой роли, но, и это общеизвестно, на селе заметно меньше родителей с высшим образованием, которое, как выяснилось, имеет значение. Плюс ко всему наличие образовательных ресурсов в городе и на селе разное. Федор ТОННЕЕВ

Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов учащихся

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 – 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

«2»

если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка письменных работ

Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается:

– для V класса — 90—100 слов,

– для VI класса — 100—110 слов,

– для VII класса — 110—120 слов,

– для VIII класса — 120—150 слов,

– для IX класса — 150—170 слов.

(При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на ещё не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло) , «мемля» (вместо земля).

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

«5» ученик выполнил все задания верно

«4» ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3» выполнено не менее половины заданий

ПРИМЕЧАНИЕ

Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.

Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать:

в V классе — 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограммы,

в VI классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограммы,

в VII классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм,

в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,

в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух—трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть:

в V классе — не более 5 слов,

в VI—VII классах — не более 7 слов,

в VIII—IX классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

для V класса — 15—20 слов,

для VI класса — 20—25 слов,

для VII класса — 25— 30 слов,

для VIII класса — 30—35 слов,

для IX класса — 35—40 слов.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

«5» ошибки отсутствуют

«4» 1 – 2 ошибки

«3» 3 – 4 ошибки

«Нормы оценки…» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не…; Не кто иной, как …; Ничто иное не…; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

Повторяющиеся ошибки (в одном и том же слове или в корне однокоренных слов) считаются за одну ошибку.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова – определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Однотипные ошибки (на одно правило, связанное с грамматической формой слова или его фонетическими особенностями) учитываются так: 3 первых однотипных ошибки считаются за одну, каждая последующая учитывается как самостоятельная ошибка.

Описки – это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, – самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объём текста для подробного изложения:

в V классе — 100—150 слов,

в VI классе — 150—200 слов,

в VII классе — 200—250 слов,

в VIII классе — 250—350 слов,

в IX классе — 350—450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объём классных сочинений:

в V классе — 0,5—1,0 страницы,

в VI классе — 1,0—1,5,

в VII классе — 1,5—2,0,

в VIII классе — 2,0— 3,0,

в IX классе — 3,0—4,0 страницы.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

– богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

– стилевое единство и выразительность речи;

– правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи – умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы – лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) – и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку).

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.

Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся V—IX классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утверждённых Министерством образования и науки РФ.

Учет ошибок при оценке письменных работ

Не учитываются ошибки:

1) в переносе слов,

2) в авторской пунктуации,

3) описки.

Негрубые ошибки две считаются за одну:

1) исключения из правил,

2) написание большой буквы в составных собственных наименованиях,

3) слитное и раздельное написание наречий, правописание которых не регулируется правилами,

4) раздельное и слитное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого,

5) написание Ы-И после приставок,

6) случаи трудного разграничения частиц НЕ и НИ в предложениях,

7) написание собственных имен нерусского происхождения,

8) постановка одного пунктуационного знака вместо другого,

9) пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности.

Повторяющиеся ошибки (в одном и том же слове или в корне однокоренных слов) считаются за одну ошибку.

Однотипные ошибки (на одно правило, связанное с грамматической формой слова или его фонетическими особенностями) учитываются так: 3 первых однотипных ошибки считаются за одну, каждая последующая учитывается как самостоятельная ошибка.

При составлении данных методических рекомендаций использованы следующие источники информации:

1. Баранов, М.Т. Проверка и оценка орфографической и пунктуационной грамотности / М.Т. Баранов. – М., 1989.

2. Вестник образования 2003, № 8, с. 43-46. Письмо департамента общего образования Минобразования России: О проведении письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме изложения с творческим заданием в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/03 учебном году.

3. ГОСТ Р ИСО 10011-2-93.

4. Ивлева, В.Н. Направления работы учителей-словесников на современном этапе развития школы / В.Н. Ивлева. – М., 2004.

5. Ивченков, П.Ф. Обучающее изложение. 5-9 классы. / П.Ф. Ивченков. – М.: Просвещение, 1995.

6. Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 1 сентября 1980 года №364-М.

7. Народное образование, 2002, №5, с. 76-81.

8. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Сб. статей / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева – М., 1986.

9. Приложение № 3 «Программы восьмилетней и средней школы на 1986/87 учебный год «Русский язык”: методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся”.- М. 1987. С. 41-44.

10. Программы для общеобразовательных учебных заведений «Русский язык». – М., 1998. С. 36-42.

11. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11кл. / Сост. Е.И. Харитонова. – М., 2009. С. 207 – 220.

12. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – 4-е изд., дораб. и доп. – М., 2001

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *