Как поставить квартиру на кадастровый учет наследство?

После смерти наследодателя наследнику в любом случае необходимо соблюсти порядок вступления в наследство, предусмотренный гл. 64 Гражданского кодекса РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество, а в случае с вновь создаваемым недвижимым имуществом – с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).

Если при жизни наследодатель не успеет зарегистрировать свое право собственности на квартиру, нотариус откажет наследнику в выдаче свидетельства о праве на наследство в части этого имущества ввиду того, что незарегистрированная недвижимость не может быть включена нотариусом в наследственную массу.

Для признания своего права на наследование спорного имущества наследнику придется обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. Только суд полномочен рассматривать вопросы признания права собственности наследника при отсутствии бесспорных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на наследуемое недвижимое имущество.

В целом порядок приобретения наследства в данном случае будет выглядеть следующим образом.

1. Обращение наследника к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство в течение шести месяцев с момента смерти наследодателя.

2. Получение отказа нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство.

3. Обращение в суд с исковым заявлением о вступлении в наследство и признании права собственности на квартиру.

Таким образом, при наследовании незарегистрированного имущества наследник столкнется с определенными трудностями, которые могут быть разрешены только в судебном порядке. При жизни у наследодателя отсутствуют инструменты для облегчения порядка вступления в наследство, кроме регистрации своего права собственности на потенциально наследуемое имущество.

УДК 351.334

DOI 10.23947/2413-1474-2017-3-49-54

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Е.Н. Кадырова, А. С Калашникова Донской государственный технический университет

REVIEW OF CHANGES OF THE PROCEDURE OF REGISTRATION OF THE PROPERTY RIGHT TO CAPITAL CONSTRUCTION PROJECTS

E.N. Kadyrova, A.S. Kalashnikova Donskoy state technical university

За последние годы подготовка документов для постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и последующей их регистрации приобрела закономерный юридический характер, повысилась ответственность работников, которые занимаются как процедурой постановки объектов на кадастровый учет, так и осуществлением процедуры регистрации объектов капитального строительства.

В статье приведен обзор изменений в системе государственной регистрации прав на объекты капитального строительства, затрагивающих всех субъектов гражданских правоотношений в сфере недвижимого имущества в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Ключевые слова: объект капитального строительства, государственная регистрация прав, государственный кадастровый учет, государственный регистратор, реестр, собственность.

Планомерные изменения в области общественных отношений, связанных с процессами учета и регистрации объектов недвижимого имущества, основываются на концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2009 № 534 , концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (20142019 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2013 № 1101 -р .

В новейшей истории развития данных институтов на смену государственному земельному кадастру (далее — ГЗК) пришел государственный кадастр недвижимости

(далее — ГКН), объединивший Единый государственный реестр земель (далее — ЕГРЗ) и Единый государственный реестр объектов капитального строительства (далее — ЕГРОКС). На смену системам ГКН и государственной регистрации прав приходит единая система государственной регистрации прав, объединяющая ГКН и Единый государственный реестр прав (далее — ЕГРП) в Единый государственный реестр объектов недвижимости (далее — ЕГРН), состоящий из реестра объектов недвижимости, реестра прав на недвижимость, реестра границ, реестровых дел, кадастровых карт, книг учета документов

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:

1. Объекты производственного назначения, к ним относятся здания, строения, сооружения производственного назначения, а также объекты обороны и безопасности, кроме линейных объектов.

2. Объекты непроизводственного назначения, к ним относятся здания, строения, сооружения жилищного фонда, коммунально-бытового и социально-культурного назначения и другие объекты непроизводственного назначения капитального строительства.

3. Линейные объекты, к которым относят трубопроводы, железные и автомобильные дороги, линии электропередачи .

Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания и, исходя из норм статьи 222 Гражданского кодекса РФ , статей 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ , данными документами являются:

1. Документы, которые подтверждают отвод земельного участка для создания соответствующего объекта недвижимого имущества в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.

2. Разрешение на строительство — данные документы подтверждают получение разрешения для создания недвижимого объекта.

3. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию — документы, подтверждающие, что объект создан с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ разрешением на строительство считается документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дает право застройщику осуществлять строительство, реконструкцию объектов и их капитальный ремонт.

Завершение строительства объекта капитального строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ) .

Со 2 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) , который предусматривает создание Единого реестра недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. В состав Единого реестра недвижимости вошли сведения, содержащиеся в кадастре недвижимости и реестре прав. Создание Единого реестра недвижимости позволит обеспечить одновременную подачу заявлений на кадастровый учет и регистрацию прав.

Согласно Закону о регистрации , если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственной регистрации прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот.

Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в случаях:

— создания объекта недвижимости (за исключением ситуации, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— образования объекта недвижимости (кроме случаев, когда кадастровый учет проводится без одновременной государственной регистрации прав);

— прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

— образования или прекращения существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации, за исключением случая, установленного законом.

Устанавливаются случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, регистрируются без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

Также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

— создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия;

— прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в

ЕГРН;

— изменение основных характеристик объекта.

В Законе о регистрации также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно в случаях:

— создания объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия;

— прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в

ЕГРН;

— изменение основных характеристик объекта.

В указанном законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и государственная регистрация -одновременно или раздельно.

Заявление и документы для кадастрового учета или государственной регистрации можно предоставить:

1. В бумажном виде — лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр).

2. В электронном виде — через единый портал государственных услуг или официальный сайт Росреестра.

Новшеством Закона о регистрации является также и то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости.

Отказом в приеме документов может послужить отсутствие документа, удостоверяющего личность заявителя.

В Законе о регистрации имеются основания для возврата заявления и документов без рассмотрения:

1. Документы и заявления, предоставленные в электронном виде, не соответствуют установленному формату.

2. В заявлении и документах, предоставленных в бумажном виде, имеются подчистки, приписки, зачеркивания и другие неоговоренные исправления, в том числе выполненные карандашом, наличие повреждений, которые не позволяют однозначно истолковать содержание.

3. Отсутствует подпись заявителя в заявлении о государственной регистрации прав или кадастровом учете объекта.

До введения нового закона о государственной регистрации прав заявление также могло быть возвращено, если:

1. В Государственной информационной системе о муниципальных и государственных платежах отсутствовала информация об уплате госпошлины и не был предоставлен документ, который подтверждает уплату государственной пошлины.

2. В Едином государственном реестре прав имелась запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права или обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Перечисленные основания также были включены в новый Федеральный закон, вступивший в силу со 2 января 2017 года , уточнен и срок отсутствия информации об уплате госпошлины, он составляет пять дней с момента подачи заявления.

Согласно Закону о регистрации общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен. При подаче документов в Росреестр он составит:

— 5 рабочих дней — для кадастрового учета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации;

— 7 рабочих дней — для государственной регистрации прав.

Если документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

Устанавливаются более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Так, сроки приостановления учета объектов и государственной регистрации составят:

— 3 месяца — по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

— 6 месяцев — по инициативе заявителя (по заявлению приостановление возможно только один раз).

Сведения в ЕГРН теперь вносятся, в том числе и в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке устанавливается для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

Ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром и государственным регистратором. Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения. Росреестр

несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Рассматриваемые изменения, происходящие в системах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета недвижимости, прежде всего направлены на упрощение регистрационных процедур посредством объединения двух реестров и постепенный переход на ведение реестра в электронной форме . В данной статье нами были рассмотрены лишь некоторые моменты изменений в системе государственной регистрации прав на объекты капитального строительства, затрагивающих всех субъектов гражданских правоотношений в сфере недвижимого имущества.

Библиографический список

3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости: федеральный закон: / КосультантПлюс. — Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/ (дата обращения 15.08.17).

4. О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию: постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 / КонсультантПлюс. — Режим доступа:

5. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 -2019 годы): распоряжение Правительства. РФ от 28.06.2013 № 1101 -р / КонсультантПлюс.— Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148747/ (дата обращения 15.08.17).

6. Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости: приказ Минэкономразвития РФ от 18 декабря 2009 года №534 / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96650/ (дата обращения 15.08.17).

7. Кадырова, Е.Н. Некоторые новации в системе государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета / Е.Н. Кадырова // Экономика и экология территориальных образований. — 2016. — № 2. — С. 50-53.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/ (date of the address 15.08.17).

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148747/ (date of the address 15.08.17).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Елена Николаевна Кадырова — кандидат экономических наук, ассистент кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета.

Алина Сергеевна Калашникова — студентка кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета.

Осуществляется по единой системе органами государственной статистики и является базой для составления государственных кадастров природных ресурсов и объектов. Объектом учета является количество, качество природных ресурсов по видам.

Государственные кадастры — это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, которые характеризуют количество и качество природных ресурсов.

По кадастрам определяется экономическая оценка природного ресурса, размер и виды платежей, система мер по восстановлению.

По характеру и содержанию кадастр — это совокупность достоверных данных о количественном и качественном составе каждого природного ресурса, его составных частях, видах разрешенного использования, субъектах, видах прав и ограничения прав.

Принципы кадастрового учета:

1. Единство системы;

2. Непрерывность;

3. Постоянное уточнение и внесение изменений;

4. Сопоставимость с другими кадастрами.

Вся территория РФ разделена на кадастровые округа, которые совпадают с административно-территориальным делением.

Виды кадастров:

1. Государственный кадастр недвижимости. В соответствии с ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведется учет недвижимого имущества: земельных участков, водных объектов и лесов в пределах земельных участков, иного недвижимого имущества. NB! ГКН представляет собой интеграцию двух существовавших ранее самостоятельных систем учета: ГКН объединил «старый» государственный земельный кадастр и реестр объектов недвижимого имущества, который находился в ведении бюро технической инвентаризации (БТИ), и все это передано специально созданному органу – Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);

2. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Ведется в соответствии со ст. 30 и 32 Закона «О недрах»;

3. Государственный лесной реестр (ст. 91 ЛК РФ);

4. Государственный водный реестр (ст. 31 ВК РФ). В водном реестре содержаться сведения не только о водных объектах, но и о гидротехнических сооружениях;

5. Государственный кадастр объектов животного мира (ст. 14 ФЗ «О животном мире»);

6. Красная книга субъектов РФ и РФ;

7. Государственный кадастр ООПТ;

8. Государственный кадастр отходов (ст. 20 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);

9. Государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов. Ведется в соответствии со ст. 22 ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

10. Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ. Это способ государственной регистрации таких веществ по номенклатуре, качеству, способу производства, поведению в окружающей среде, способу нейтрализации их вредного воздействия. Регистрируются все, как российские, так и импортные. Этот регистр нужен для того, чтобы знать перечень потенциально опасных веществ и для того, чтобы в одном месте аккумулировать информацию об их поведении в окружающей среде и способах нейтрализации их вредного воздействия.

Значение государственных кадастров состоит в том, что они являются:

1. Информационным ресурсом;

2. Кадастровый учет является единственным способом признания юридического статуса природного объекта как недвижимого имущества и способом закрепления видов разрешенного использования (преимущественно это относится к земельным участкам);

3. Кадастровый учет земельных участков является необходимым условием и этапом государственной регистрации права или перехода права на земельный участок.

Наверное, каждому владельцу тех или иных объектов недвижимости, будь то земельный участок, здание, строение, сооружение, жилое или нежилое помещение приходилось хоть раз в жизни обращаться в Кадастровую палату с целью осуществления кадастрового учета этих объектов. Так что же такое кадастровый учет объектов недвижимости, и какие процедуры необходимо пройти, чтобы их поставить на кадастровый учет?
Кадастровый учет – это действия, выполняемые специально уполномоченным органом, то есть органом кадастрового учета, (в нашем субъекте это филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области) для внесения информации об объекте в государственный кадастр недвижимости. При этом указываются характеристики, которые позволяют определить данный объект как индивидуально-определенную вещь, а также прочие дополнительные сведения об объекте. Эта информация подтверждает существование данного объекта. На ее основании выдается кадастровый паспорт, и в дальнейшем осуществляется государственная регистрация прав на объекты недвижимости. После внесения информации об объекте в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета объекту присваивается уникальный учетный номер – кадастровый. Кадастровый учет дает владельцу объекта недвижимости гарантии того, что все его основные характеристики находятся в базе данных, удостоверены и согласованы.
Объекты недвижимого имущества можно разделить на два вида – ранее учтенные, поставленные на государственный учет до вступления в силу закона о кадастре (221-ФЗ) в части объектов капитального строительства и вновь образованные. Ранее учтенные объекты были переданы органу кадастрового учета для включения в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) органами технического учета и технической инвентаризации в соответствии с приказом Минэкономразвития от 11.01.2011 № 1. Если ранее учтенный объект по каким-то причинам не был включен в ГКН, то его может внести в ГКН любое заинтересованное лицо при наличии правоустанавливающих или технических документов определяющих его ранее учтенный статус. Для этого необходимо обратиться в орган кадастрового учета или в многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг с соответствующим заявлением и документами.
Вновь образованные объекты ставятся на кадастровый учет при обращении любого заинтересованного лица при наличии документа, описывающего вновь созданный объект недвижимого имущества. Данным документом является технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства. Технические планы с 01.01.2014 года подготавливают кадастровые инженеры. Перечень кадастровых инженеров и их контактные данные приведены на портале Росреестра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *