Как решить квартирный вопрос?

В связи с эпидемиологической обстановкой в Санкт-Петербурге, прием граждан временно не осуществляется

Граждане, желающие получить консультации по жилищным вопросам, могут обратиться по многоканальному телефону: 576-56-95

Начальник отдела Юрьева Ольга Николаевна, каб. 115

Задачи отдела и телефоны сотрудников:
Баклагина Оксана Александровна – ведущий специалист

Цаубулина Полина Игоревна-старший инспектор

Кабинет № 109
тел.576-56-79

-вопросы постановки граждан на жилищный учет;

— включение граждан в учетное дело;

— актуализация (перерегистрация) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ананьина Ирина Сергеевна – главный специалист

Кабинет № 110
тел.576-56-79

— выдача гражданам выписок из распоряжений администрации Выборгского района для заключения договоров социального найма;

— расселение аварийного жилищного фонда;

— рассмотрение вопросов предоставления жилых помещений специализированного маневренного жилищного фонда.

Павлова Яна Валерьевна – главный специалист

Брот Дарья Дмитриевна – специалист 1-й категории

Кабинет № 111
тел.576-56-95

— консультирование по вопросам участия в целевых жилищных программах: «Жилье работникам бюджетной сферы»; «Молодежи-доступное жилье», «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 № 312 «О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений»;

— рассмотрение вопросов перехода жилых помещений в собственность Санкт-Петербурга, перешедших в порядке наследования по закону;

— заключение договоров социального найма гражданам из бывших общежитий;

— рассмотрение заявлений о предоставлении пожилым одиноким гражданам жилых помещений в социальном доме;

— решение жилищных вопросов граждан, вернувшихся из мест лишения свободы;

— решение жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— прием заявлений для включения в список граждан, имеющих право быть принятыми в члены ЖСК;

— прием документов по вопросу постановки на учет граждан, имеющих право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (наемные дома).

Марциновская Валерия Германовна – главный специалист

Сидорина Сусанна Дмитриевна – специалист 1-й категории

Кабинет № 113
тел.576-56-74

— предоставление освобождаемого жилого фонда в коммунальных квартирах;

— перевод из служебного жилого фонда;

— изменение договоров социального найма;

— выдача справок об участии (неучастии) в приватизации жилых помещений;

— выдача дубликатов договоров передачи квартир в собственность граждан;

— рассмотрение вопросов о предоставлении жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования по договорам аренды с юридическими лицами, по договорам найма — с физическими лицами;

— решение жилищных вопросов граждан, уволенных с военной службы;

— прием заявлений на предоставление земельных участков под ИЖС многодетным семьям, состоящим на жилищном учете;

— жилищные сертификаты («Вынужденные переселенцы», «Крайний Север»).

Скрипченко Любовь Валерьевна – заместитель начальника

Кабинет №114

тел. 576-52-39

— рассмотрение жилищных вопросов граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний (в соответствии со ст.57 ЖК РФ);

— обеспечение жилой площадью льготных категорий граждан;

— перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое;

— программа «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге».

Положение об отделе

Нормативно-правовые акты

Ответы на наиболее актуальные вопросы

Распоряжение от 18.07.2016 № 2386

Распоряжение от 24.05.2016 №1747

Распоряжение от 29.08.2013 № 1359

Распоряжение от 07.06.2016 №1950

Изменения в план обеспечения на 2019 год

Список семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории: Многодетные семьи, имеющие 3-4 несовершеннолдетних детей:

2019 год

2018 год

2017 год

Кто имеет право на получение государственной поддержки в улучшении жилищных условий

Целевые программы Санкт-Петербурга

Адреса и телефоны операторов целевых программ Санкт-Петербурга

О порядке перехода выморочного имущества в собственность

Новости

2020 год:

2 октября По состоянию на 1 октября признаны нуждающимися в жилых помещениях – 9685 семей

15 сентября Итоги работы Государственной жилищной инспекции в августе

10 сентября 6 жителей — работников бюджетной сферы — решили свой жилищный вопрос

15 июля Жильцы покидают аварийный дом

7 июля Арина Артемова о расселении последнего многоквартирного дома

30 июня Вручение документов на право вселения

14 апреля Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга информирует о необходимости соблюдения обязательных требований по содержанию жилищного фонда

2 апреля Государственная жилищная инспекция: предоставление документов

20 марта Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга информирует

19 марта Итоги работы Комитета имущественных отношений за 2019 год

18 марта Прием граждан в жилищном отделе временно приостановлен

11 марта Государственная жилищная инспекция

6 марта Жилищный отдел информирует

6 марта Аренда жилья для сотрудников: как оформить

7 февраля Формирование фонда капитального ремонта в МКД Санкт-Петербурга

2019 год:

25 декабря Ветеранам блокадного Ленинграда вручили документы на квартиры

23 декабря Семье из Парголово предоставили жилье из маневренного фонда

13 декабря Два Ветерана Афганистана из района получили квартиры

12 декабря Зимняя уборка: результаты проверок Государственной жилищной инспекции

4 декабря Государственная жилищная инспекция проверила 30 организаций

18 октября В Жилищный отдел обратились 175 человек

8 октября Региональным памятником признан жилмассив на Лесном проспекте

4 октября 255 семей приобрели жилье за счет выделенных субсидий

4 октября 465 дел было рассмотрено жилищным отделом

20 августа Изменился порядок перевода жилых помещений в нежилые

16 августа О порядке перехода выморочного имущества в собственность

26 июля Коммунальное расселение жителей Выборгского района в 2019 году

26 июля В поселке Торфяное для очередников построят малоэтажное жилье

2 июня Новое жилье получили дети-сироты

14 апреля Молодежи — доступное жилье!

19 февраля Порядок заявления льготы по имущественным налогам

1 февраль Валерий Гарнец вручил четырем нуждающимся жителям документы на квартиры

29 января Все о целевой программе «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»

28 января Программа «Молодежи — доступное жилье»: Стоимость квартиры

28 января Программа «Молодежи — доступное жилье»: Куда обращаться

2018 год:

25 декабря 33 многодетные семьи будут обеспечены жильем

4 декабря Многодетным семьям увеличат социальные выплаты на жилье

20 августа Сертификат «Земельный капитал» выдается бессрочно

18 июля Идет прием заявлений на получение социальных выплат многодетным семьям

11 июля Выборгский район в числе лидеров по количеству обращений в жилищную инспекцию

9 июля 4 многодетные семьи с приемными детьми получили ключи от жилья в честь праздника

5 июля Жилищный отдел информирует об изменении в законодательстве

26 июня Государственный кадастровый учет и регистрация прав на ИЖС и садовые дома

21 июня Информация Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга

21 июня Жители дома на Выборгской ул., 4 возвращаются в квартиры

20 июня 13 семей заключили договор найма помещения в домах жилищного фонда

17 июня 38 семей переселили из дома дореволюционной постройки

13 июня Дом по улице Выборгская, 4 обследуют эксперты

4 мая Ветеранам Великой Отечественной войны вручены документы на новые квартиры

17 апреля Незаконного проживания иностранных граждан в 16 расселенных домах не выявлено

15 апреля В Кадастровой палате рассказали об изменениях в жилищном законодательстве

11 апреля Информация жилищного отдела

2017 год:

1 августа Что такое специализированный дом социального назначения

7 июня Многодетные семьи Выборгского получили документы на новые квартиры

12 апреля Расселение аварийных домов продолжается

27 февраля Одинокие пожилые жители могут получить жилье на Сиреневом бульваре

17 февраля Выборгский отчитался ­за 2016 и наметил задачи на ­2017­

6 февраля 32 семьи из Выборгского района получат квартиры вне очереди

2016 год:

23 декабря Как подать документы на получение жилого помещения по договорам аренды

23 декабря Более 70 граждан Выборгского района включены в жилищно-строительный кооператив

21 декабря 44 аварийных дома района расселены

20 декабря Как стать участником жилищных целевых программ

9 декабря Почти 27 000 человек ждут улучшения жилищных условий

23 ноября Как решается квартирный вопрос и что для этого делается в Выборгском районе

20 октября Предоставление жилья детям-сиротам в Выборгском районе в 2016 году обсудили на заседании Коллегии

19 июля Более 300 семей Выборгского района улучшили свои жилищные условия с начала года

11 июля Принимаются заявления на квартиры в первом наемном доме

25 мая Формирование очереди для детей-сирот на обеспечение жильем в МФЦ

5 мая Ветераны Выборгского района получили из рук губернатора Санкт-Петербурга документы на отдельные квартиры

2015 год:

25 ноября На заседании коллегии администрации обсудили решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда
6 октября Три молодые семьи Выборгского района получили из рук Губернатора документы на квартиры
18 июня В Выборгском районе прошла встреча с жителями бывших общежитий
28 мая Два многоквартирных дома в Парголово и Левашово признаны аварийными
14 мая Ветераны Выборгского района получили документы на отдельное жилье

Президент в майском указе говорил о том, что для решения жилищной проблемы в стране необходимо строительство 120 млн квадратных метров жилья в год. Но сегодня на жилищном рынке, по данным Росстата, строится в лучшем случае 80 млн кв. м в год.

В массовых секторах жилищного строительства сейчас наблюдается снижение рентабельности строительного бизнеса (а она должна быть достаточно высокой, так как в этой сфере значительны регуляторные риски). Даже в крупных городах во многих дотационных регионах рентабельность упала еще несколько лет назад, а там строились в основном дома по госпрограммам расселения.

Коммерческий застройщик, особенно в провинции, не может продать необходимый объем квартир по ценам, которые покроют расходы на строительство с учетом маржи (которая должна быть немаленькой, опять же, учитывая высокие регуляторные риски), по двум основным причинам.

Во-первых, снижается спрос и на первичном, и на вторичном рынке. У граждан уже несколько лет падают доходы. При этом процентная ставка по ипотечным кредитам сейчас выше, чем год назад, и объемы ипотечного кредитования не растут.

К тому же в банковской системе России по-прежнему сверхжесткие требования к получению кредитов, не соответствующие экономическим реалиям, из-за этого целые категории нуждающихся в квартирах не проходят через банковский фильтр.

Ипотечные кредиты в нашей стране очень дорогие — они в три-четыре раза дороже, чем ипотечные кредиты в развитых странах мира

Во-вторых, растут затраты застройщиков. С реформой долевого финансирования — введением эскроу-счетов — они не могут получить финансирование в прежних объемах и на прежних условиях.

Что делать в этой ситуации? Типичный ответ, звучащий в том числе и в коридорах власти, — увеличивать объемы ипотечного кредитования и госпрограммы субсидирования процентной ставки.

Этим путем, безусловно, нужно идти. Но следует помнить, что ипотечные кредиты в нашей стране очень дорогие — они в три-четыре раза дороже, чем ипотечные кредиты в развитых странах мира, и остаются таковыми даже при субсидировании процентной ставки. То есть квадратный метр, переоцененный за счет инфляции издержек застройщика, с помощью ипотеки становится поистине золотым.

Может ли себе позволить возврат большого, дорогого ипотечного кредита семья, которая рискует потерять один из источников дохода? Вопрос риторический.

К тому же ипотека так устроена, что, если произойдет сбой при внесении платежей, связанный, например, с потерей дохода одним из членов семьи, домохозяйство может потерять и квартиру, и платежи банку, которые уже были внесены за нее. Ипотечные каникулы снизят остроту проблемы, но со стороны банков не видно желания широко пользоваться этим инструментом. Он, скорее всего, будет применяться в исключительных случаях.

Третий способ решения квартирного вопроса не предполагает покупку квартиры в кредит и не требует значительного финансирования строительства за счет государства

Другой способ «поднять» рынок жилищного строительства, предлагаемый экспертами, — массовое строительство арендного жилья за государственный счет. Программа строительства арендного жилья была разработана Минстроем России в начале 2010-х годов. Но масштабного строительства арендного жилья мы не видим, хотя это важный способ решения проблемы, используемый во всем мире. Деньги на это в федеральном бюджете есть. Но готов ли Минфин согласиться на то, чтобы не создавать резервы, а расходовать средства? Пока, судя по всему, нет.

Можно ли уповать на финансирование со стороны субъектов Федерации? Даже в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Свердловской области, ХМАО, ЯНАО и других богатых регионах, где ведется большое бюджетное строительство в рамках программ расселения, мы массового строительства арендного жилья не видим. Хотелось бы надеяться, что подходы в губерниях будут пересмотрены.

Но есть и третий способ решения квартирного вопроса и подъема жилищного рынка. Он не предполагает покупку квартиры в кредит и не требует значительного финансирования строительства за счет государства. Это жилищная кооперация.

Это направление было фактически под запретом в первое пореформенное десятилетие, хотя жилкооперативы были популярны в советское время: квартиры с помощью жилищных кооперативов приобретали те, кто не мог рассчитывать быстро получить квартиру по очереди на предприятии или по исполкомовской очереди. Младореформаторы считали, что жилкооперация — нерыночный путь. Но она довольно широко применяется в развитых странах как способ решения жилищной проблемы, параллельный ипотечному. В послевоенной Германии, например, этот способ был даже приоритетным по отношению к ипотеке.

Понятно, что очередь на покупку квартиры будет двигаться тем быстрее, чем быстрее будет пополняться паевой фонд

Суть жилищной кооперации в том, что квартира покупается в складчину — по номиналу. Кооперативные средства предоставляются на беспроцентных условиях: кооператив — некоммерческая организация, это, по сути, касса взаимопомощи. Свою деятельность кооператив финансирует за счет вступительных и членских взносов, но даже с их учетом квартира оказывается на порядок дешевле ипотечной.

Предположим, в кооперативе объединяются десять человек. Сначала покупается квартира для одного, потом для второго, затем для третьего. От них начинают поступать возвратные платежи, в кооператив приходят новые пайщики — за счет этого очередь на покупку квартиры движется.

Понятно, что она будет двигаться тем быстрее, чем быстрее будет пополняться паевой фонд. Потому принципиальное значение для развития жилищной кооперации имеет, во-первых, возможность пополнения паевого фонда из госбюджета, во-вторых, привлечение новых членов.

Бюджетное пополнение паевого фонда в Германии доходило до четверти объема паевого фонда, оно было распространено и у нас в советское время. А привлечение новых членов обеспечивается прежде всего межрегиональной моделью кооператива и тем, насколько быстро движется очередь на квартиру. Понятно, что чем быстрее она будет двигаться, тем больше желающих будет стать пайщиками кооператива.

Невысокая скорость движения очереди на покупку квартиры — это фактически единственный реальный риск, связанный с кооперативами. Риска погибнуть под грузом неплатежей у кооператива нет — по одной простой причине: он покупает квартиру для пайщика, но в собственность кооператива, и только в момент полного возврата кооперативных средств она переходит в частную собственность пайщика.

Положение жилищных кооперативов в России двойственное

В случае неплатежей со стороны пайщика кооператив имеет возможность продать квартиру. Именно поэтому кооператив не интересует кредитная история пайщика, он легко идет на составление индивидуального графика платежей, если у пайщика возникли временные материальные трудности — кооператив защищен от неплатежей со стороны пайщика. Если пайщик точно не сможет расплатиться, он выходит из кооператива, но при этом ему, согласно ЖК, возвращаются все внесенные им паевые платежи.

Жилищные кооперативы в России начали возрождаться прежде всего с появлением специальных положений о ЖК в Жилищном кодексе. И сейчас жилищных кооперативов в стране немало, хотя точной статистики никто не ведет. Есть довольно много небольших кооперативов — например, кооперативов при застройщиках. Есть довольно крупные кооперативы, созданные при финансовой поддержке властей субъектов Федерации и муниципалитетов, — как правило, это кооперативы для государственных и муниципальных служащих.

Положение жилищных кооперативов в России двойственное. С одной стороны, есть нормы законодательства — жилищного и гражданского, более или менее позволяющие нормально работать. С другой — в законодательстве немало коллизий, мешающих действительно масштабной работе. Например, вопрос о возможности вносить в качестве паевого взноса материнский капитал.

Нам требуется специальное законодательство о жилищной кооперации, которое может быть подготовлено, например, по немецкому образцу, где за много десятилетий разработана детальная законодательная база деятельности ЖК. И по крайней мере, часть средств, направляемых на субсидирование процентной ставки по ипотеке, можно было бы направлять на финансирование паевых фондов жилищных кооперативов.

Лучшие мировые практики жилищной кооперации могут быть положены в основу масштабного развития это направления строительства жилья в нашей стране. А развивать его для быстрейшего решения жилищной проблемы в России абсолютно необходимо.

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 332.832

М.С. Бессонов

студент,

кафедра организации и управления в строительстве, ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный

экономический университет «, г. Санкт-Петербург

ЖИЛИЩНАЯ ПРОБЛЕМА — ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения российских граждан жильем. Проведен анализ существующей ситуации в жилищной сфере. Особое внимание уделено обзору основных векторов развития жилищного строительства.

Ключевые слова: жилищный вопрос, строительство, жилье, рынок недвижимости.

M.S. Bessonov, Saint-Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg

THE HOUSING PROBLEM — SOLUTIONS IN MODERN CONDITIONS

Keywords: housing, construction, housing, real estate market.

Жилищный вопрос в России имеет сложный, широкомасштабный характер. Примерно одна из каждых тридцати российских семей живет в доме, который не является пригодным для проживания. Около 30% жилищного фонда России является ветхим и аварийным, а множество семей сейчас живут в общежитиях и коммунальных квартирах . Покупка собственного жилья — важнейший вопрос для людей, вступающих в брак, создающих семью и планирующих воспитывать детей. Во все времена жилищный вопрос решался разными способами, но обычно такие проблемы решаются очень медленно. Представители власти, и ведущие политики открыто признают нерешенность жилищного вопроса, а большая часть населения страны находится в затруднительном состоянии и само не сможет найти выход.

В современной России множество людей, а соответственно и семей, имеют проблемы с жильем. Большая часть, конечно же, это молодые семьи . Отсутствие собственного жилья, его непригодность для жизни, неблагоустроенность или финансовые проблемы сказываются на каждом отдельно взятом человеке. Материальное положение является главным фактором в решении жилищного вопроса.

Анализ спроса на жилье в крупных городах России показывает, что этот спрос в значительной мере удовлетворяется путем аренды жилья (квартир и комнат) на условиях, диктуемых рыночной ситуацией . В настоящее время значительная часть населения не имеет возможности приобрести жилье в собственность, что вынуждает обращаться к найму жилья как единственно возможному решению жилищной проблемы.

№ 7 (47) — 2015

Проблемы экономики и менеджмента

Предложенный правительством России путь решения этой проблемы путем ипотечного кредитования пока малодоступен для большинства граждан по причине высокой стоимости кредитов. В этих условиях строительство за счет бюджета жилищного фонда и сдача его в аренду нуждающимся гражданам по ценам ниже коммерческих приведет помимо решения жилищной проблемы к появлению дополнительного источника пополнения доходной части бюджета . Первый опыт такого типа, т.н. «доходный дом», был построен в Москве в 2004 г. и результаты его функционирования за первый год после сдачи в эксплуатацию свидетельствует о выгодности вложения средств в подобный проект, так как он окупается в течение чуть более 2 лет. Строительство доходных домов было широко распространено в нашей стране до революции и приносило значительный доход лицам, которые их строили и эксплуатировали.

В настоящее время сдача жилья в аренду превратилась в выгодный бизнес для частных владельцев жилья, которые зачастую уклоняются от уплаты налогов с получаемых доходов . Почему же государство не может взять на себя инициативу для создания жилищного фонда в виде доходных домов, приносящих выгоду городскому бюджету, а не в виде теневых доходов частных владельцев?

Решение жилищных проблем является одной из главных, но в то же время трудновыполнимых задач, стоящих перед органами государственной власти на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном; ведь именно государство должно заботиться о своих гражданах и помогать им . Это не означает, что государство должно обеспечить всех и каждого жилой площадью, но оно должно оказывать им поддержку и помощь в решении жилищного вопроса . Одним из таких вариантов государственной помощи гражданам, нуждающимся в решении жилищного вопроса, являются национальные проекты, такие как «Доступное и комфортное жилье -гражданам России», в рамках которого на сегодняшний день реализуется федеральная целевая программа помощи молодым семьям. За несколько лет существования этих программ многие семьи получили собственную жилплощадь, но все же выполнение мероприятий таких целевых программ, направленных на решение жилищных проблем, связано с существенными трудностями, прежде всего, с бюджетным и жилищным дефицитом на уровне страны — макроуровне, и невысоким материальным состоянием молодых семей . Подобных программ несколько: жилье для семей военных, ветеранов, госслужащих. Однако работает механизм реализации этих программ очень медленно и этому есть несколько важных причин, в частности:

— коррупция;

— высокая стоимость строительных материалов и соответственно жилья;

— высокие процентные ставки по ипотечному жилищному кредитованию;

— ограниченность территориальных ресурсов из-за существования ценных сельскохозяйственных земель.

В заключение необходимо отметить, что главный аспект проблемы жилья в России — это уже сформировавшаяся система жилищного планирования и

№ 7 (47) — 2015

Проблемы экономики и менеджмента

проектирования, которая в настоящее время требует дальнейшего уточнения и глубоких преобразований. Соответствующие условия для этого пока в нашей стране не сформировались, и поэтому быстрый переход к развитой жилищной системе невозможен. Но это не означает, что решение жилищной проблемы следует отодвинуть на долгий срок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективное развитие жилищной сферы, повышение уровня эксплуатации жилищного фонда и комфорта проживания возможно и в условиях современной социально-экономической ситуации. Разрешение жилищной проблемы в России — это не архитектурный или экономический вопрос, а социально-политический. Его разрешение — это стратегическая задача. Необходимо политическое решение, направленное на создание новых проектов жилья, а также их продвижение и успешную реализацию. При этом в основу национальных проектов в жилищной сфере должен быть заложен новый взгляд на систему жилищного планирования и проектирования, способствующий снятию остроты жилищной проблемы посредством расширения границ доступности жилья, включая разработку эффективных региональных и городских жилищных программ.

Список литературы:

1. Бузырев В. В., Селютина Л. Г. Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях. СПб.: СПбГЭУ, 2013. 335 с.

3. Селютина Л.Г. Методологические проблемы оптимизации структуры жилищного фонда и жилищного строительства в крупном городе в современных условиях: дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2002. 340 с.

4. Пешина Л.М. Проблемы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан в Российской Федерации // Приволжский научный вестник. 2015. № 6-2 (46).

С. 24-26.

Ежегодно в канун годовщины Победы в России поднимается вопрос об обеспечении участников Великой Отечественной войны жильем. Соответствующий президентский указ вышел еще в мае 2008 года, однако в 71-ю годовщину Победы проблема так и не решена. В конце апреля премьер Дмитрий Медведев провел заседание правительства, на котором призвал губернаторов принять все меры и в кратчайшие сроки закрыть потребность ветеранов в квадратных метрах.

Зампредседателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, председатель Российского союза ветеранов генерал армии Михаил Моисеев заявил «Известиям», что сейчас проблема с жильем для ветеранов «стоит не так остро» и по крайней мере все те, кто непосредственно участвовали в боевых действиях на фронтах, получат жилье в течение нынешнего года.

Но следует учитывать, что число ветеранов, нуждающихся в жилье, за 71 год после Победы сократилось в том числе и по естественным причинам.

— В прошлом году было 5,4 тыс. не обеспеченных жильем ветеранов боевых действий. В этом году вопрос с обеспечением жильем этой категории закроется, — заявил парламентарий. — К примеру, в Хабаровске сегодня губернатор вручал сертификаты на жилье. В Хабаровском крае полностью обеспечены участники войны и, кстати говоря, вообще ветераны боевых действий — «афганцы», участники первой и второй чеченских кампаний.

По данным Пенсионного фонда на 1 марта 2016 года, в России проживают 2,1 млн инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним граждан. Среди них — около 35 тыс. инвалидов войны, 127 тыс. участников войны, 122 тыс. жителей блокадного Ленинграда, 139 тыс. бывших несовершеннолетних узников фашизма, 337 тыс. вдов инвалидов и участников войны.

Ветеранов, не обеспеченных жильем, в России порядка 10 тыс., из них собственно фронтовиков и инвалидов войны — 1297 (по данным Минстроя на 1 апреля). Последним, согласно принятому в прошлом году постановлению правительства, жилье должны предоставлять вне очереди. В этом году в ведомстве планируют поселить в новые дома, по меньшей мере, 8350 человек, на эти цели выделено около 10 млрд рублей.

В последнее время также активно обсуждается вопрос предоставления льгот детям войны, то есть гражданам, рожденным до мая 1945 года. Таких людей в России более 12 млн. Сейчас вопрос о льготах для них передан на усмотрение регионов — программы по социальной поддержке детей войны действуют в 23 субъектах.

Всего за восемь лет с момента подписания указа президента об улучшении жилищных условий ветеранов было выделено 317,8 млрд рублей, а жильем было обеспечено 292,4 тыс. человек. Полностью обеспечены жильем ветераны в 22 регионах России, в частности, в Ивановской, Владимирской, Калужской и Рязанской областях, в Татарстане, Бурятии, Мордовии, Республике Марий Эл.

Но, несмотря на это, очередь на улучшение жилищных условий продолжает пополняться за счет ветеранов, живущих со своими детьми, а не в отдельных домах или квартирах. Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минстроя, ежемесячно в списках нуждающихся появляется более 400 новых фамилий: растут семьи, и ветераны решают воспользоваться возможностью улучшить жилищные условия. Так что в следующем году с учетом тех, кто сейчас встает на учет, нужно заново планировать мероприятия по расселению ветеранов. В ведомстве подчеркнули, что среди них нет бездомных, но все они имеют право на жилплощадь.

Зампредседателя общественного совета при Минобороны Александр Каньшин возглавлял в 2008 году комиссию Общественной палаты по национальной безопасности и проблемам ветеранов и военнослужащих, которая и выступила с инициативой по обеспечению жильем ветеранов войны. По его словам, проблема решается так долго из-за волокиты, которую устраивают чиновники на местах.

— Кроме того, зачастую вмешиваются родственники. У ветерана есть дети, внуки, наследники — там целый ком проблем, — сказал он «Известиям». — Один раз ко мне обратился ветеран, у которого сгорел дом и он жил в бане. Мне прислали видео, которое записала его дочь. Я начал разбираться. Но у этого ветерана есть дети и внуки, у них есть свои квартиры, старика просто выгнали и требовали с государства: «Ему положена квартира — дайте». А не всегда хватало денег.

Но есть и другие случаи, когда действительно нуждающиеся в жилье ветераны просто не могут просить.

— Поколение, которое победило в войне, — смелые, мужественные люди, но они чрезвычайно скромные. Они всё отдавали и не привыкли ходить, требовать и т.д. Да уже и не в состоянии, — отметил Каньшин. По его словам, многие ветераны уже физически не могут заниматься оформлением документов на получение жилья. И местных чиновников это вполне устраивает.

Кроме того, ветераны — люди неприхотливые, которые иногда даже не знают, что им положено жилье. А чиновники и не спешат им об этом говорить, добавляет Каньшин.

— С ветерана-то ничего не возьмешь. Кто-то может принести взятку, кто-то помочь, кто-то что-то пролоббировать. А ветеран живет в какой-то лачуге или коммуналке — и ладно. Это вроде бы простая проблема — всё понятно. Но тут нужно навалиться всем миром — и государству, и обществу. Со стороны президента, правительства и федеральных структур все решения приняты. Почему это в регионах не доводится до конца — в каждом конкретном случае надо разбираться. Но думаю, что если и не в этом году, то в ближайшее время эта проблема будет решена, — подытожил Каньшин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *