Как сдавать академическую разницу?

Процесс смены университета или специальности сопровождается необходимостью подтвердить перевод сдачей академической разницы. С одной стороны процедура регулируется законодательством, с другой — самим ВУЗом. Чтобы не отставать от учебного процесса, студенту придется восполнить недостающие пробелы учебного плана.

График

Как подсчитать академическую разницу? Академической разницей называется различие в часах, формах аттестации и дисциплинах между двумя ВУЗами. Она не является академической задолженностью, так как становится частью индивидуального плана. График пересдачи составляется соответственно расхождению учебных планов:

  1. Расхождение по продолжительности изучения. Предмет изучался 72 часа, в принимающем ВУЗе отводится 74 часа.
  2. Другая форма отчетности. Предмет сдавался как зачет, а здесь нужен экзамен.
  3. Смена названия дисциплины. Предмет назывался «Социальная психология», а в принимающем университете — «Психология».

Например, студент изучал математику определенное количество часов, сдал три экзамена и один зачет. Выбранный университет выделяет на изучение математики большее время, при этом нужно сдать четыре экзамена и одну курсовую работу. Чтобы перевестись студенту придется пройти один экзамен и написать курсовик.

Разница определяется уполномоченными сотрудниками ВУЗа на основании справки об обучении в предыдущем высшем учебном заведении. Состав плана по сдаче формируется по результатам учебно-методической экспертизы. Сюда входят необходимые для зачета дисциплины, сведения об академической задолженности, которую требуется ликвидировать.

Подсчет количества дисциплин производится с учетом:

  • изученных предметов (наименования, содержание, трудоемкость);
  • форм аттестации по ним.

При составлении графика учитывается полный период освоения предыдущей образовательной программы, предшествующий ее смене. Более подробную информацию студент может получить у работников Комиссии, принимающих документы с целью осуществления переводов или восстановлений.

Как сдать академическую разницу? Она определяется принимающей организацией на основании изучения предоставленного студентом транскрипта или справки. Вопрос регулируется индивидуально с учетом близости направлений подготовки, возможности учащегося устранить ее в фиксированные сроки. Учитывается перечень изученных дисциплин, программ, объемов, академических часов или кредитов, а также успеваемость учащегося, степень сложности предметов, другие факторы.

Студент должен посетить деканат выбранного ВУЗа. При себе он должен иметь академический транскрипт или справку — документ с перечнем пройденных дисциплин за имеющийся период обучения, полученных оценок, количества кредитов соответственно учебному плану. Там просчитывается, а затем выдается индивидуальный план ее погашения. Затем учащийся получает направление на имя заведующего кафедрой для досдачи. После этого студент оговаривает все детали с каждым из преподавателей индивидуально.

Ликвидировать разницу нужно также при восстановлении ранее отчисленного студента или, если студент заочной формы обучения хочет учиться очно. Учебный план заочника может содержать не все предметы, укороченную версию какого-либо из них. Если студент не меняет свою специальность, то предметов, необходимых к сдаче, нет. Зачтенные дисциплины перезачтутся автоматически, возможна мини-аттестация в выбранном учебном учреждении.

Объем

Наибольшее количество предметов определяет сам университет. Обычно оно не превышает 10. При этом объем примерно равняется от 50 до 90% всех дисциплин учебного плана. Самую большую нагрузку студент получает при переводе на другую специальность, внутри своего ВУЗа или при смене университета. Если объем слишком велик, ВУЗ имеет право отказаться от перевода студента, предложить ему более низкий курс.

Превышение академической разницы возникает при слишком долгом сроке обучения. Лучше переходить в другой институт после 1, 2, 3-го семестра. С третьего курса появляется большое количество специальных дисциплин, поэтому перевод имеет смысл лишь при сильном нежелании продолжать обучение по данной специальности. Увеличение объема задолженности значительно усложняет процесс ее сдачи.

Например, абитуриент не смог стать студентом юридического факультета. Он поступает на политологию, проходит 1 курс и желает перевестись на юрфак. Учебный план первого курса содержит много общеобразовательных предметов, поэтому различие составляет всего лишь 6 единиц. Если же он решится перевестись лишь к 4-му курсу, то вполне вероятно получит отказ из-за слишком большого объема разницы.

Сроки

Обычно разница сдается сразу, на протяжении первого семестра после перевода, перед началом первой сессии. Срок ее ликвидации не превышает 1 года с момента перевода. За это время учащийся готовится, сдает зачеты, экзамены, курсовые работы. Кроме того, нужно быть готовым к написанию рефератов, эссе, контрольных и лабораторных работ. Если студент не сдал предметы, то его имеют право отчислить за неуспеваемость.

Перед переводом в другой ВУЗ стоит убедиться, что размер академической разницы можно успеть погасить за год.

На факультетах разных вузов, даже штампующих выпускников с одной и той же специальностью, программы и учебные планы могут различаться. Чтобы влиться в учебный процесс при переводе, студенту нужно самостоятельно изучить и сдать те предметы, которые у него не преподавались. Иными словами, ликвидировать академическую разницу.

Пример. На вашей кафедре математике отведено 750 часов, проверка знаний проводится в виде одного зачёта и трёх экзаменов. В другом вузе на той же специальности математика изучается 820 часов, проверка проводится в виде четырёх экзаменов и курсовой. Значит, вы «должны» вузу один экзамен и курсач.

Разница в учебных планах увеличивается с введением специализации (обычно на третьем курсе) и разделением на кафедры. При переводе в другой вуз может оказаться, что точно такой же кафедры на факультете не существует, а на других кафедрах преподаются предметы, которых у вас не было.

Пример. Вы учились на кафедре исторических спецдисциплин, где углубленно преподавались геральдика и источниковедение. При переезде в другой город перевелись в вуз, где такой кафедры нет. Пришлось идти на кафедру истории России. Там ваша геральдика никого не интересует. Зато выясняется, что ваши новые однокурсники уже успели пройти спецкурс «Политические взаимоотношения Российской Империи со странами Дальнего Востока» с обязательной сдачей зачёта и реферата. Для ликвидации академразницы придётся сдать зачёт и реферат.

Академразница может возникнуть и при переводе с заочной формы обучения на очную. Во-первых, на «заочке» некоторые предметы преподаются в более сжатом виде или вовсе не преподаются. Во-вторых, есть разница в динамике учебного процесса.

Пример. Третьекурсник-заочник экономического факультета подал заявление на перевод на дневную форму обучения, благо появилось свободное бюджетное место. Но из-за того, что предметы на этих формах обучения проходят с разной скоростью (на дневном отделении учатся пять лет, на заочном – шесть), студенту предложили перевод с понижением на курс. В сроке обучения он не выиграл, но диплом получит более солидный (дневная форма у работодателей котируется выше). И академразница оказалась невелика: всего один зачёт.

Самая объёмная академразница образуется при переводе на другую специальность. Такой перевод осуществляется как внутри своего вуза, так и при смене учебного заведения.

Пример. На историческом факультете провинциального вуза готовят специалистов двух специальностей: историков и философов. Историк, решивший стать философом, должен будет сдать недостающую разницу по философии плюс логику (как минимум). А вот латынь и политология, предположим, преподавались на обеих специальностях – они засчитываются как сданные. Но только в том случае, если нет разницы в методах проверки: если вы сдавали зачёт, а на новом месте предполагается сдача экзамена – будьте любезны рассчитаться.

Учтите, что при объёмной академической разнице вуз вправе отказать в переводе или перевести с понижением на курс. Следует также учитывать, что с каждым курсом академразница увеличивается, и перевестись на другую специальность становится сложнее.

Пример. Абитуриенту не хватило баллов ЕГЭ, чтобы поступить на юрфак, но он смог поступить на политологию. Отучившись один курс, студент-политолог решил попытать счастья и стать-таки юристом. Бюджетных мест нет, но есть контрактное, студента это устраивает. Академическая разница составляет шесть единиц, благо на первом курсе до фига одинаковых предметов (вроде русского, истории, иняза и даже аналога школьного ОБЖ). А вот если попытаться с политологии перевестись на юрфак на четвёртом курсе, разница будет насколько большой, что, скорее всего, даже понижение на курс не поможет.

Как правило, академическая разница составляет не более десяти предметов, поскольку в ином случае можно уже говорить об экстернате. Какой объём академразницы допустим – решает вуз. Многое зависит от самого студента, его активности и успеваемости, потенциальной ценности для вуза.

Нужно ли сдавать академическую разницу?

Сдать академическую разницу нужно обязательно – иначе в приложении к диплому, где перечисляются изученные предметы, образуются прочерки. Такой диплом вуз выдавать не имеет права, так что студенту при переводе приходится ликвидировать эти пробелы.

Для сдачи академразницы студенту выделяется определённый срок. За это время он должен подготовиться, сдать зачёты и экзамены, если необходимо – курсовые работы.

Чтобы сдать разницу, очень часто требуется предоставить преподавателям гору рефератов, контрольных, практических, лабораторных, эссе. Так как написание этих работ входит в учебный план, допуск к зачёту или экзамену без сдачи этой «макулатуры» не предоставляется. Надо писать!

Что делать, если:

  • Вы просто зашиваетесь, пытаясь сдать огромную академическую разницу?
  • Срок, выделенный для сдачи разницы, слишком мал для написания всех этих курсовых и рефератов?
  • Вы даже не слыхали о предметах, которые сдавались в этом вузе?

Ускорить сдачу академразницы помогут услуги студлансеров:

  • Вы можете делегировать им часть задач: например, написание рефератов, контрольных и курсовых.
  • Возможно, вам помогут конспекты и ответы на экзаменационные вопросы, в лаконичной форме излагающие материал (вам не придётся читать учебник целиком и искать лекции).
  • Если вы чувствуете, что на экзамене понадобятся подсказки – закажите шпоры у студлансеров.
  • Не исключено, что для сдачи экзамена, входящего в академразницу, придётся отработать семинары и коллоквиумы. Вместо того, чтобы часами сидеть в библиотеке, прорабатывая статьи и монографии, подготовку ответов на вопросы коллоквиумов и семинаров тоже можно заказать у студлансера.

Для того, чтобы сдать академическую разницу, придётся поднапрячься. Но, делегировав часть задач помощникам, можно существенно облегчить себе студенческую жизнь на новом месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *