Какие виды административных наказаний тебе известны?

Новая редакция Ст. 3.3 КоАП РФ

1. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

2. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначается только то из административных наказаний, которое может быть назначено указанному лицу.

Комментарий к Статье 3.3 КоАП РФ

1. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП, а также закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний и носят самодостаточный характер. Причем предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие либо конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (ст. 3.3 КоАП).

Некоторые из перечисленных видов административных наказаний вообще не могут применяться (или могут применяться с ограничениями) к определенным, точно указанным в КоАП, категориям граждан, например несовершеннолетним и др., в рамках статей 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10 КоАП.

Основное административное наказание применяется как самостоятельная мера, в единичном варианте. Недопустимо применение вместе с предупреждением, административным штрафом, лишением специального права, административным арестом, дисквалификацией и административным приостановлением деятельности каких-либо других мер административного наказания.

2. В свою очередь, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства не могут применяться только самостоятельно, а именно в качестве дополнения к тем видам, которые перечислены в части 1 данной статьи.

3. Материально-административными гарантиями защиты выступает законодательное закрепление в КоАП основных принципов и правил привлечения к административной ответственности. Что является средством защиты субъектов от бюрократизации, формализации общества, свободы от тотального контроля и произвола со стороны властей. И то, что за одно административное правонарушение предусмотрено назначение основного либо основного и дополнительного административного наказания, выражает цель общих материально-административных гарантий административной ответственности, то есть обеспечение условий для правомерного привлечения лица к административной ответственности за совершенные административные правонарушения и выполнение задач производства по делам об административных правонарушениях.

Целью материально-административных гарантий административной ответственности является создание (посредством правовых норм) предпосылок и условий для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности, от многократного, злонамеренного принуждения со стороны властей, а также для реализации своих прав и свобод.

Другой комментарий к Ст. 3.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Санкцией административно-правовой нормы может быть предусмотрено несколько вариантов назначения наказания. В зависимости от этого критерия в данной статье административные наказания классифицируются на основные и дополнительные.

2. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Согласно п.1 рассматриваемой статьи предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

3. Дополнительными являются такие административные наказания, которые могут назначаться как самостоятельно, так и присоединяться к основным мерам наказания. В качестве как основного, так и дополнительного административного наказания, как и прежде, законодатель указывает возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

4. Необходимость применения дополнительного наказания обусловлена характером правонарушения, личностью виновного. Оно может быть назначено только в том случае, если это прямо предусмотрено в санкции применяемой нормы. Например, нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации (ч.2 ст.18.4).

5. В тех случаях, когда дополнительное наказание имеет альтернативный характер, назначение его является правом должностного лица, судьи. Так, за непринятие мер по таможенному оформлению или выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств, налагается штраф в размере от 1/10 до 1/2 стоимости явившихся предметами административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств с конфискацией или без таковой (ст.16.16).

При этом за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

6. Применение дополнительного наказания должно быть продиктовано характером правонарушения, личностью, обстоятельствами дела.

7. Что касается законодательства субъектов РФ, санкции могут предусматривать только основное наказание в виде предупреждения или штрафа, поскольку в соответствии с п.3 ч.1 ст.3.2 эти виды могут устанавливаться не только КоАП РФ. Очевидно, законодательство субъектов РФ об административной ответственности в части установления и применения административного наказания должно быть приведено в соответствие со ст.3.2 и 3.3 настоящего Кодекса.

Цели административного наказания

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные наказания — это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2-3.12 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами данного Кодекса.

Не являются административными наказаниями, например, такие меры административного принуждения, как запрещение эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает установленным требованиям; отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей; отзыв лицензии и ряд иных принудительных действий, предусмотренных различными федеральными законами и применяемых в административном порядке. Порядок применения этих мер как наказаний не регулируется нормами КоАП РФ.

Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права и возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение одного года не совершило нового административного правонарушения. К тому же административное наказание всегда выражает официально и гласно данную государством отрицательную оценку совершенного правонарушения.

Кара не самоцель назначения административного наказания. Последнее необходимо и для того, чтобы воспитать субъекта, которому назначено наказание, в духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами. Конечной целью практики применения административных наказаний является частная и общая превенция административных и иных правонарушений. В определенной мере административные санкции предупреждают преступления.

Следует отметить, что КоАП РФ — первый нормативный акт, который назвал административно-карательные санкции наказаниями. До этого они во всех официальных документах, в том числе в ранее действовавшем КоАП РСФСР, а также в научной и учебной литературе именовались административными взысканиями. Новое название мер административной ответственности, во-первых, точнее раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает обшие черты этих видов ответственности.

Административное наказание не может иметь целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Виды административных наказаний

В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения. Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных данным Кодексом, не может быть расширен законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем утверждена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Предупреждение — это наиболее мягкий вид наказания и применяется в отношении лиц, совершивших незначительные правонарушения. Предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического липа, которое выносится только в письменной форме.

Административный штраф — денежное взыскание, размер которого определяется на момент окончания или пресечения административного правонарушения и может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченною административного штрафа и др. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Следует иметь в виду, что взимаемый с нарушителей штраф зачисляется в соответствующий бюджет.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации орудия совершения или предмета правонарушения.

Возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения могут применяться только по отношению к собственнику, права которого подтверждены соответствующими документами.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования таким правом (права на охоту, управление транспортным средством, управление воздушным судном, управление судном, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств). Срок лишения специального права может быть от одного месяца до трех лет.

Административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества. Устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Административный арест — самое серьезное административное наказание и назначается в исключительных случаях.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства — принудительное и контролируемое их перемещение через Государственную границу Российской Федерации за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством, — контролируемый самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации. В большинстве случаев административное выдворение назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

Дисквалификация. Лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Срок дисквалификации устанавливается от шести месяцев до трех лет.

Административное приостановление деятельности. Временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств и структурных подразделений. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии (то есть эпидемия у животных), заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения некоторых иных административных правонарушений.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели общей и частной превенции.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток. В случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления деятельности, судья на основании ходатайства заинтересованного лица может прекратить исполнение данного вида административного наказания.

Обязательные работы. Этот вид административного наказания может устанавливаться и применяться только к физическим лицам в качестве основного административного наказания, т.е. обязательные работы применяются только к специальному субъекту — гражданину.

Суть данного административного наказания, назначаемого судьей, состоит в том, что обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, бесплатных общественно полезных работ; отбываются в свободное от основной работы, службы или учебы время.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.31 КоАП РФ. Применяется только к специальному субъекту — гражданину, нарушившему правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Назначается судьей; заключается во временном запрете гражданину на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Комментируемая ст. 3.2 КоАП РФ устанавливает виды административных наказаний.

Так, исходя из ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ следует, что за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение.

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (ст. 3.4 КоАП РФ);

2) административный штраф.

Административный штраф — денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан и юридических лиц в размере, установленном положениями ст. 3.5 КоАП РФ в зависимости от совершенного правонарушения;

3) утратил силу;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей (ст. 3.7 КоАП РФ);

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

Лишение специального права заключается в запрете физическому лицу, совершившему административное правонарушение, пользоваться в течение определенного срока ранее предоставленным ему специальным правом, например, правом:

а) осуществлять охоту (ч. 2 ст. 7.11, ч. ч. 1, 1.1 — 1.3 ст. 8.37 КоАП РФ);

б) приобретать и хранить или хранить и носить оружие (ч. 4 ст. 20.8, ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ);

в) управлять транспортными средствами (ч. 1.1 ст. 12.1, ч. ч. 2 и 4 ст. 12.2 КоАП РФ);

6) административный арест.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества (ст. 3.9 КоАП РФ);

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ);

8) дисквалификация.

Дисквалификация заключается в лишении на будущее физического лица права замещать определенную должность (ст. 3.11 КоАП РФ);

9) административное приостановление деятельности.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ст. 3.12 КоАП РФ);

10) обязательные работы.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ст. 3.13 КоАП РФ);

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (ст. 3.14 КоАП РФ).

Перечень видов административного наказания, которое может быть назначено лицу за совершение административного правонарушения, установленный в ст. 3.2 КоАП РФ, является исчерпывающим.

Система административных наказаний, закрепленная в ст. 3.2 КоАП РФ, построена законодателем путем расположения их от менее строгого к более строгому виду наказания, т.е. в порядке усиления меры ответственности. Перечень административных наказаний начинается с такого вида, как предупреждение, из чего следует, что предупреждение представляет собой наиболее мягкий вид наказания. Административное приостановление деятельности, указанное в КоАП РФ последним в перечне видов наказаний, представляет собой наиболее жесткую санкцию, носящую исключительный характер. Следовательно, из анализа указанной статьи усматривается, что административное приостановление деятельности является более тяжким видном наказания, чем административный штраф и иные виды наказаний, содержащиеся в санкциях соответствующих статей Особенной части КоАП РФ.

При этом КоАП РФ не предусматривает возможность применения наказания, не предусмотренного ст. 3.2 КоАП РФ. Размер санкции за совершение административного правонарушения устанавливается законодателем и не может быть снижен административным органом либо судом.

Отметим, что при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Общие правила назначения административных наказаний установлены в ст. 4.1 КоАП РФ.

Административные наказания назначаются органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, с соблюдением установленных КоАП общих правил назначения административных наказаний.

Положения гл. 4 КоАП устанавливают следующие общие правила назначения административных наказаний.

  • 1. Административное наказание назначается в пределах, установленных КоАП и законом субъекта РФ об административных правонарушениях, т.е. не ниже и не выше установленного соответствующей нормой размера (ч. 1 ст. 4.1 КоАП).
  • 2. Административное наказание по общему правилу не может быть назначено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения или по истечении двух месяцев со дня обнаружения длящегося административного правонарушения. При этом под длящимся административным правонарушением согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ, данному в постановлении от 24.03.2005 № 5, следует понимать такое действие или бездействие, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Примером длящегося административного правонарушения является осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем подлежащего лицензированию вида деятельности без соответствующей лицензии. В судебной практике не признается длящимся административным правонарушением неисполнение лицом возложенной на него обязанности к определенному установленному заранее сроку, например непредставление к установленному сроку декларации, отчетности в компетентный административный орган.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения, с которого начинает исчисляться срок давности привлечения лица к административной ответственности, как разъяснил Верховный Суд РФ, является день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об этом административном правонарушении, выявило факт его совершения.

За некоторые виды административных правонарушений, в частности за нарушение таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, о налогах и сборах, о рекламе, о товарных знаках, о защите прав потребителей, об использовании атомной энергии, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ и некоторых других видов законодательства, административное наказание может быть назначено в течение одного года со дня совершения соответствующего правонарушения или в течение одного года со дня обнаружения длящегося административного правонарушения.

  • 3. При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП).
  • 4. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП).
  • 5. Назначение административного наказания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой ему было назначено административное наказание (ч. 4 ст. 4.1 КоАП).
  • 6. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП).
  • 7. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.4 КоАП).
  • 8. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ч. 2 ст. 4.4 КоАП).

В нормах федерального законодательства об административной ответственности закреплены факторы и условия, являющиеся обстоятельствами, которые исключают или ограничивают, смягчают или отягчают административную ответственность, а также факторы и условия, являющиеся обстоятельствами, которые позволяют освободить правонарушителя от административной ответственности.

Обстоятельствами, исключающими административную ответственность, являются установленные КоАП и принятыми в соответствии с ним законами факторы и условия, при наличии которых физическое или юридическое лицо, в действиях или бездействии которого имеются признаки административного правонарушения, не подлежит административной ответственности.

Не подлежат административной ответственности:

  • 1) физические лица, не достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст. 2.3 КоАП);
  • 2) физические лица, находившиеся во время совершения противоправного действия (бездействия) в состоянии невменяемости, т.е. в состоянии, при котором лицо не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП);
  • 3) физические и юридические лица, в отношении которых истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП;
  • 4) физические и юридические лица, действовавшие в состоянии крайней необходимости, т.е. действовавшие для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП); примерами совершения административных правонарушений в условиях крайней необходимости в судебной практике являются вынужденное

осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности, отдельных видов работ в аварийных и иных чрезвычайных ситуациях без предварительного получения соответствующих специальных разрешений (лицензий);

5) юридические лица в случае, если по смыслу нормы КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях данная норма относится и может быть применена только к физическому лицу (ст. 2.10 КоАП).

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются установленные КоАП и принятыми в соответствии с ним законами факторы и условия, при наличии которых орган или должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут назначить менее строгие меры административной ответственности из тех, которые предусмотрены соответствующей статьей КоАП или статьей закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, согласно ч. 1 ст. 4.2 КоАП признаются:

  • – раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • – добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
  • – добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • – предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • – совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • – совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • – совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Перечень обстоятельств, смягчающих применение мер административной ответственности, является открытым, и поэтому судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений, могут быть также установлены КоАП.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, являются установленные КоАП факторы и условия, при наличии которых орган или должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут назначить более строгие меры административной ответственности из тех, которые предусмотрены соответствующей статьей КоАП или законом субъекта об административных правонарушениях, если указанные факторы и условия не предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, закреплен в ст. 4.3 КоАП и является исчерпывающим, т.е. не подлежит расширительному толкованию:

  • – продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • – повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП;
  • – вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • – совершение административного правонарушения группой лиц;
  • – совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • – совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

КоАП могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Особые обстоятельства применения административной ответственности – установленные КоАП и принятыми в соответствии с ним федеральными законами факторы и условия (обстоятельства), при наличии которых физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, меры административной ответственности назначаются в особом порядке.

В частности, должностным лицам назначаются меры административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей (ст. 2.4 КоАП). При этом под должностным лицом понимается физическое лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Административную ответственность как должностные лица несут:

  • – руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
  • – члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 13.25, 14.24, 15.17-15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29-15.31, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3 КоАП;
  • – лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.29-7.32 КоАП;
  • – индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения, если КоАП не установлено иное.

Иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившие на территории РФ административное правонарушение, несут административную ответственность в соответствии с нормами международного права (ч. 3 ст. 2.6 КоАП).

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, а также лица, имеющие специальные звания (сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовноисполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов) за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, за исключением отдельных видов административных правонарушений, указанных в ст. 2.5 КоАП.

До заключения контракта о прохождении военной службы к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования не может применяться административный штраф (ч. 6 ст. 3.5 КоАП).

К военнослужащим – иностранным гражданам не может применяться административное выдворение за пределы Российской Федерации (ч. 3 ст. 3.10 КоАП).

К беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп не применяется административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП).

К лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию, не применяются возмездное изъятие и конфискация охотничьего ружья, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства, а также лишение права охоты (ч. 2 ст. 3.6, ч. 4 ст. 3.8 КоАП).

К лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, не применяется лишение права управления транспортным средством, за исключением случаев управления им в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в случае оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 3 ст. 3.8 КоАП).

К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств (ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП).

К члену Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутату законодательного органа субъекта РФ не применяются меры административной ответственности, назначаемые в судебном порядке (ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Решение о привлечении к административной ответственности прокурора, совершившего административное правонарушение, принимается на основании проверки, проводимой соответствующим органом прокуратуры (ст. 42 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» решение по вопросу о привлечении судьи, совершившего административиое правонарушение, к административной ответственности принимается:

  • – в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда – судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ;
  • – в отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» на мировых судей распространяются гарантии неприкосновенности, установленные Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

В особом порядке применяются меры административной ответственности к собственникам (владельцам) транспортных средств за административные правонарушения в области безопасности дорожного движения, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами фото- и киносъемки, видеозаписи или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (ст. 2.6, примечание 1 КоАП).

Обстоятельства, освобождающие от административной ответственности, – факторы и условия, при наличии которых орган или должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут освободить от административной ответственности физическое или юридическое лицо, в деянии которого имеется состав административного правонарушения, и объявить ему устное замечание.

Согласно ст. 2.9 КоАП судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о заилите прав несовершеннолетних (ч. 2 ст. 2.3 КоАП).

Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *