Какой город построил Ярослав мудрый?

Ярослав замирил язычников, но не смог уговорить их креститься. Позднее он вновь появился в Медвежьем Углу. На этот раз он привёл с собой мастеров и священников, намереваясь основать город. Намерение князя не понравилось местным жителям, и они выпустили на него «люта зверя» и псов. Ярослав секирой зарубил зверя, а псы не осмелились к нему прикоснуться. Победитель укорил язычников и их бога за нарушение клятвы, но этим дело и ограничилось.

На следующее утро при впадении Которосли в Волгу был заложен новый город, названный Ярославом в своё имя. Князь водрузил деревянный крест и повелел на этом месте возвести Ильинскую церковь, так как победил «люта зверя» 20 июля – в день чествования пророка Ильи. Так что, согласно «Сказанию…», днём рождения города стало 21 июля.

Несмотря на соседство православного города, жители Медвежьего Угла сохранили верность Велесу. Крестили их позднее. Ростовская земля пострадала от засухи, и язычники безуспешно молили Велеса о дожде. Тогда из города пришёл священник Ильинской церкви и пригласил их на молебен. Во время молебна на небе появилась туча, и на землю обрушился живительный дождь. Могущество Велеса было посрамлено, поражённые чудом язычники крестились, а капище разорили.

Год основания Ярославля в источниках не сохранился. В таких случаях отсчёт основания города, как правило, ведут от даты первого его упоминания в летописях. Но Ярослав был определённо основателем города. Тем более что в домонгольскую эпоху другого князя с таким именем среди правителей этого края не было.

Дореволюционные историки относили построение Ярославля ко времени между 1025 и 1036 годами. По научным воззрениям того времени, Ярослав после поражения под Лиственом от войск Мстислава Владимировича до кончины своего соперника не появлялся в Киеве. Было предположено, что во время вынужденного пребывания на севере он и построил одноимённый себе город. Основанием для такого предположения стало летописное известие о построении Ярославом в 1030 году города Юрьева, современного Тарту, на землях чуди-эстонцев. Юрьев был назван по христианскому имени великого князя. При крещении Ярослава назвали Георгием, в честь Георгия Победоносца. Юрий – один из простонародных вариантов этого имени.

Логика учёных была такова – раз на северо-западе в 1030 году возник одноимённый Ярославу город, то и одноимённый город на северо-востоке появился примерно в это же время. Но в действительности после поражения в 1024 году под Лиственом Ярослав пробыл на севере всего два года. В 1026-м он заключил мир с Мстиславом и возвратился в Киев. Ростовское княжество помирившиеся Владимировичи передали в удел своему младшему брату Судиславу, который построил севернее Костромы город Судиславль.

Будучи великим князем, Ярослав бывал в Ростовском княжестве. Так, осенью 1023 года он прибыл из Новгорода в Суздаль, ставший центром крупного языческого восстания. Волхвы, используя трудности неурожайного года, возмутили население. Ярослав во главе новгородской рати подавил восстание, казнил зачинщиков, а бунташный город стёр с лица земли, заново выстроив на новом месте.

Наказание, причём довольно мягкое, жителей затерявшегося в приволжских дебрях Медвежьего Угла – слишком незначительный повод, для того чтобы великий князь отправился походом из Киева или Новгорода. С подобными мелкими трудностями успешно справлялись правители областей. Ещё более странным в этом случае выглядит повторный приход великого князя в глухое селение.

Во время же ростовского княжения Ярослав отвечал за безопасность торгового пути по протекавшей через его княжество Волге. Этот путь соединял прибалтийские страны с мусульманским миром и был очень важен для Руси, благосостояние которой во многом зависело от транзитной торговли. Ростов стоял вдали от Волги, и поэтому строительство крепости на берегу реки позволяло улучшить охрану торговых караванов.

Которосль вытекает из озера Неро, на котором расположен Ростов. Именно для Ростова путь по Которосли был наиболее удобным выходом к Волге. Обустройство этого выхода было насущной потребностью для ростовчан, а не для киевлян или новгородцев.

Основание Ярославля в бытность пребывания Ярослава на ростовском престоле соответствует исторической обстановке того времени. Но Ярослав был ростовским князем в течение многих лет. Его перевели в Новгород после кончины новгородского князя Вышеслава Владимировича. Кончину Вышеслава летописцы датируют 1010 годом.

Исходя из летописной даты, Ярославль был основан не позднее 1010 года. Современные историки осторожно относят возникновение города ко времени около 1010-го, подразумевая возможность более ранней даты. Поэтому в 2010 году отмечается тысячелетие Ярославля.

Даты одних и тех же событий в разных летописях иногда различаются на год или несколько лет. Они приведены в исчислении от сотворения мира. Чтобы перевести их на привычный нам счёт от Рождества Христова, в так называемую нашу эру, нужно вычитать 5508 лет. Но в христианской традиции бытовало несколько вариантов счёта лет от сотворения мира. Поэтому в зависимости от использованного летописцем счёта нужно вычитать разное число лет. Различия при этом составляют год или несколько лет. Самое большое расхождение – в двенадцать лет – даёт так называемая иконоборческая эра, которая в летописях применялась очень редко.

Уточнения датировок на основе разных эр не так революционны, как фантастические построения адептов новой хронологии. Но, несмотря на всю свою невзрачность, они проливают новый свет на многие обстоятельства нашего далёкого прошлого. Это только на первый взгляд кажется, что уточнение даты тысячелетней давности на год, а порой всего-то на несколько дней, особой роли не играет.

В нашем же случае уточнение датировок только осложняет поиск точки отсчёта для Ярославля. Дело в том, что Вышеслав в действительности скончался не в 1010 году, а в 1012-м. Это на два года поднимает верхнюю границу возможного времени возведения города.

В лютом звере, выпущенном на Ярослава, узнаётся запечатлённый на городском гербе медведь. Медведь жил в загородке при капище. Поединок священного медведя и человека был разновидностью Божьего суда.

Древнерусской культуре была присуща определённая приуроченность событий к разным дням недели. Так, битвы происходили по четвергам, которые были посвящены богу войны Перуну, знаменательные события в виде закладки церквей и городов – по воскресеньям.

Торжища и суды происходили по пятницам, посвящённым Велесу, который в качестве бога мудрости отвечал за справедливость судебных решений. На торги съезжалось разбросанное по округе население, прибывали представители власти. Поэтому этот день был удобен для проведения суда. Судебный поединок в капище Велеса состоялся в пятницу.

В «Сказании…» подчёркнуто значение Ильинской церкви, что выдаёт в его авторе священника этого храма. Крепость была построена для контроля за Волгой и стояла вблизи устья Которосли. Внутри древнейшего града стоит Ильино-Тихоновская церковь, так как в ней были престолы пророка Ильи и святого Тихона. Близ неё есть церкви Спас-на-Городу и Никола Рубленый город. Характерные названия говорят о том, что первоначальный город был расположен в районе Ильино-Тихоновской церкви. Ярослав в честь победы над медведем поставил крест на месте этого храма.

Престольный праздник в честь святого Тихона приходится на 16 июня, которое было пятницей в 1010 году. Судный день, в который Ярослав выиграл смертельный поединок, пришёлся на день Святого Тихона, в честь которого срубили первоначальный храм. Позднее скромного святого потеснил более популярный пророк Илья, и приделов стало два. Город заложили в ближайшее воскресенье 18 июня. В этом же году воскресным, а значит особо торжественным, было празднование 26 ноября осеннего Георгия, в честь которого был назван Ярослав Мудрый. Город Юрьев, кстати, по уточнённым данным был основан в 1032 году, в котором осенний Георгий также был воскресным. Воскресным в 1010 году был Спас, то есть Преображение Господне – престольный праздник церкви Спаса-на-Городу.

Во время ростовского княжения Ярослава Мудрого 1010 год был последним, когда справлялись столь характерные для эпохи основания Ярославля праздники. Предыдущее их соединение приходилось на 1004 год. Так что Ярославль может претендовать и на большую древность.

Ярославль был основан в честь Георгия Победоносца. В построенном при Ярославе Мудром киевском Софийском соборе есть фреска, на которой всадник поражает медведя копьём. На фреске символически изображена победа Ярослава над медведем в заповедном логу близ Медвежьего Угла. Но только победитель приближен к традиционному образу своего небесного покровителя, поразившего копьём дракона. Впрочем, славянские боги умели превращаться в драконов, так что аллегория в целом верна.

Засуха, поразившая Ростовскую землю, произошла в 1023 году. Она затронула огромную территорию, включая удалённую Византию. В Ярославле, в отличие от Суздаля, успешное вызывание дождя и разгром святилища позволили предотвратить восстание. В «Сказании…» особо выделены 20 и 21 июля. В 1023 году 21 июля было воскресенье. На этот день пришлись столь удачно закончившийся молебен и изгнание слуг Велеса из капища. Но, как показывают события 1071 года, волхвы не ушли из-под Ярославля, а основали в более укромном месте новое святилище. Ярославская земля ещё долгое время оставалась прибежищем стародавних традиций.

Столицей Велеса Медвежий Угол, предшественник Ярославля, стал задолго до прихода Ярослава Мудрого в устье Которосли. В христианский город Ярославль превратился 18 июня по старому стилю, или 1 июля по новому. Победа же православия в его округе произошла 21 июля/3 августа, когда древний Медвежий Угол стал одним из районов юного Ярославля. Так что Ярославль по праву празднует своё тысячелетие.

Строительство Ярославля стало одним из первых крупных деяний Ярослава Мудрого. Далее последовали тяжёлая борьба по преодолению Смуты, наступившей после смерти Владимира Святого, военные походы по защите русских рубежей и возвращению западнорусских городов, строительство величественных сооружений в Киеве и Новгороде, устроение школ и библиотек, прославление первых русских святых. Позднее к лику святых был причислен и сам Ярослав. У тысячелетнего Ярославля был достойный основатель.

УДК 82-94 UDC

DOI: 10.17223/18572685/46/3

ЗАБЫТЫЙ ЗОЛОТОЙ ВЕК: ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ И РУСЬ ЯРОСЛАВА — ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ XIX — НАЧАЛА XXI в.*

Е.А. Ростовцев1, Д.А. Сосницкий2

Авторское резюме

Память о Ярославе — общая и объединяющая восточнославянских наследников «Руси Ярослава» с сегодняшней различной национальной самоидентификацией (украинцев, русских, русинов, белорусов). Прослежен ход формирования основных представлений о князе Ярославе Мудром в общественной мысли и историческом сознании. Авторы выявили источники, которые оказали влияние на формирование этого образа, и показали место Ярослава Мудрого в российской памяти в ряду других национальных лидеров. Для осуществления этой задачи были рассмотрены наиболее массовые источники формирования памяти о прошлом, в которых упоминается имя Ярослава: учебные тексты, художественная литература, периодическая печать и публицистические произведения, кинофильмы, монументальная скульптура, специальные исторические исследования. Показан механизм влияния социального и политического заказа на формирование представлений общества о князе, дан аналитический прогноз относительно перспективы дальнейшего конструирования этого образа в массовом сознании.

Ключевые слова: Ярослав Мудрый, историческая память, историческое сознание.

* Статья подготовлена при поддержке РНФ, проект «»Мобилизованное средневековье»: обращение к средневековым образам в дискурсах национального и государственного строительства в России и странах Центрально-Восточной Европы и Балкан в новое и новейшее время», № 16-18-10080.

THE FORGOTTEN GOLDEN AGE: YAROSLAV THE WISE AND «YAROSLAV’S RUS» — RETHINKING IN THE 19TH — 20TH CENTURIES*

E.A. Rostovtsev1, D.A. Sosnitsky2

Keywords: Yaroslav the Wise, historical memory, historical consciousness.

В нашем сознании основные представления о великом князе Киевском Ярославе I Мудром (1019-1054) связаны с текстами, формировавшимися либо в его время, либо в ближайшее столетие после его кончины («Слово о законе и благодати», «Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть временных лет»). Это образ победителя Святополка Окаянного, создателя «Русской правды», объединителя земель, строителя храмов Святой Софии в Киеве и Новгороде, князя, завоевавшего огромный международный авторитет, родоначальника новой государственной идеологии и т. п. (см., напр.: Данилевский, Мельникова 2008). Тем не менее между канонизацией Бориса и Глеба и их брата

Ярослава прошла почти тысяча лет. Возникает естественный вопрос: в чем причина такой задержки? Задача настоящей статьи — попытаться реконструировать природу наших представлений об этом государственном деятеле, занимавшем тысячу лет назад не последнее место на авансцене российской и европейской истории.

Общерусский миф и трудная судьба героя

Сразу после смерти героя формируется миф о «Руси Ярослава», нашедший отражение в традициях русского летописания XII — начала XIII в. (Котляр 2008). Масштаб деяний князя соответствовал этому образу, прочно закрепленному в местах памяти — двух городах, отстоящих друг от друга в разных концах «Руси Ярослава» и названных в его честь — Ярослав (будущая Галицко-Волынская Русь) и Ярославль (будущее Владимиро-Суздальское княжество). Показательно, что и термин «русин» встречается в первой же статье «Русской правды» Ярослава. С XIX в. в отечественной исторической науке развернулась масштабная дискуссия о том, какую же этническую группу он обозначает (Правда русская 1947: 32-42). Например, П.Н. Мрочек-Дроздов-ский придерживался мнения, что во времена Ярослава «понимали это название скорее в общем, нежели в частном смысле», а «в видовом смысле Русь (русин) означала варягов — руссов, дружину княжескую, в отличие от словен, полян и т. д.». В несколько ином смысле понимали значение термина Н.И. Ланге (русины как жители Южной Руси), Н.А. Максимейко (русины — киявляне). Эта тема поднимается на страницах работ советской и современной историографии. Так или иначе память о Ярославе — общая и объединяющая восточнославянских наследников «Руси Ярослава» с сегодняшней различной национальной самоидентификацией (украинцев, русских, русинов, белорусов).

Несмотря на это, значение фигуры Ярослава в формировании исторической памяти послемонгольского времени сравнительно скромное. Свою роль, конечно, сыграл сам факт обособления русских земель и начала с XIV в. процесса нового политогенеза в них. Показательно, что в наиболее важных для формирования исторического сознания памятниках Московской Руси («Степенная книга», «Синопсис») ряда черт привычного нам образа Ярослава мы не находим. «Степенная книга», повествуя о правлении князя, прямо проводит параллель между «семенем» Авраама и «семенем» Василия. В ней «богомудрый Ярослав Георгий» предстает не только как продолжатель дела отца, но и как родоначальник традиции русской церковной книжности и книжного учения, основатель Юрьева (заслуга весьма актуальная в эпоху создания памятника) и борец с язычниками, однако ни рассуждений о «Русской правде», ни о равенстве князя с императорами, ни

о его роли как царя речи не идет (Книга Степенная 1913: 168-172).

«Синопсис» — наиболее важный для русского сознания памятник переломного периода рубежа XVN-XVШ вв. — отводит Ярославу I менее двух страниц, так же в качестве заслуг указывая прежде всего строительство церквей и победы над печенегами (Синопсис 1823: 62-63). Тенденция замалчивания заслуг Ярослава только усиливается в другом ключевом «массовом» тексте середины XVIII в. — «Кратком российском летописце» М.В. Ломоносова. Здесь подчеркивается, что Ярослав Владимирович воевал против Византии и поставил митрополита Илариона без согласия Константинополя, а также отмечается, что «новгородцам пожаловал вольные грамоты и тем к разделению России дал немалый повод» (Ломоносов 1760: 4-5).

Открытие Ярослава как законодателя принадлежит только

B.Н. Татищеву (1738), впервые же «Русская правда» была издана А. Шлецером (1767) (Щапов 1984), а утверждение памятника в массовом историческом сознании произошло уже в XIX в. благодаря «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, который дал ее изложение в одной из глав этого сверхпопулярного сочинения, как известно, «открывшего» современникам древнюю Россию. Именно Карамзину, кстати, и приписывают прибавление к имени великого князя приставки «Мудрый». Представления же о Ярославе I как о зачинателе идеологии русского государства относятся к еще более позднему времени. Первая публикация «Слова о законе и благодати» появилась только в 1844 г. (Памятники 1844), правда, его популяризация быстро началась уже в 1850-е гг. с включением «Слова» в гимназическую программу (Программы 1853: 3). Отметим, что, несмотря на однозначно положительный образ, Ярослав не удостоился чести быть помещенным на средний ярус памятника «Тысячелетие России», открытого в 1862 г., хотя и оказался на нижнем ярусе в числе 26 фигур наиболее видных государственных деятелей.

Окончательное закрепление в массовом сознании за князем прозвища «Мудрый» относится только к последней трети XIX — началу ХХ в., к периоду интенсивного развития школьного образования, благодаря известным учебным текстам И.И. Беллярминова,

C.Ф. Платонова и др. (Беллярминов 1871: 99-10; Платонов 1909: 42-44). Любопытно, что в научных текстах ведущих российских ученых второй половины XIX в. (С.М. Соловьев, К.Н. Бестужев-Рюмин, В.О. Ключевский) этот пропагандистский штамп еще не встречается. Постепенный рост популяризации образа князя Ярослава Владимировича органично отражал общий тренд государственной исторической политики в дореволюционной России, в рамках которой активно эксплуатировались (и конструировались) объекты

исторической памяти домонгольской Руси (Сосницкий 2010). К 1917 г. уже вполне сформировался современный образ князя. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1909), пожалуй, самое массовое и читаемое справочное издание начала ХХ в., дает почти завершенную формулу: «Ярослав I Мудрый (Георгий, Юрий), сын Владимира Святого и Рогнеды, вел. кн. Киевский 978-1054; с 1015 долго боролся с Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским; в 1036 сделался единоличным правителем Руси; разбил печенегов; издал церковный устав и «Русскую Правду»; в 1051, собрав епископов, поставил митрополита Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха; находился в родственных отношениях с европейскими дворами; перед смертью поделил Русь на уделы между сыновьями» (Ярослав 1909).

Между тем современные исследования показывают, что в рейтинге объектов исторической памяти российского общества второй половины Х1Х-ХХ в. Ярослав I находился далеко на периферии, занимая даже среди объектов допетровской Руси 9-11-ю позицию, пропустив перед собой не только отца-крестителя, но и таких популярных персонажей, как Александр Невский, Иван Грозный, Борис Годунов. Причина этого заключалась как в том, что Ярослав I сравнительно поздно вошел в круг избранных героев русской истории и уступал соперникам по репрезентации своего образа в художественной литературе и других источниках формирования исторической памяти (Сосницкий 2015: 63-64), так и в том, что он был лишен церковных коммемораций, которые уже несколько веков поддерживали память о таких героях домонгольского времени, как Владимир Святой и Александр Невский.

Герой «золотого века»?

Социалистическая эпоха не внесла каких-либо принципиальных новаций в образ Ярослава Мудрого. Если в раннесоветский период 1920 — начала 1930-х гг. (господство школы М.Н. Покровского) князь Ярослав I рассматривался в официальном дискурсе прежде всего как «крупный феодал и участник ожесточенной борьбы за феодальное первенство», при котором Киевская держава «укрепила влияние не только на Днепровском торговом пути, но и в отдаленных частях русской равнины», а прозвище «Мудрый» заключается в кавычки (Ярослав 1931), то с середины 1930-х ситуация, по существу, возвращается к дореволюционному шаблону. В советских учебниках практически ретранслируется образ, характерный для учебных текстов начала ХХ в., может быть, даже с чуть большим акцентом на усиление значения правления Ярослава для русской государственности (см., напр.: Бущик 1957: 43-44; Нечкина, Лейбенгруб 1971: 38-40).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основным историографическим изобретением советской эпохи, оказавшим влияние на массовое сознание и ассоциируемым с Ярославом, стал конструкт о «золотом веке» Древней Руси. Появление этого конструкта в значительной степени связано с деятельностью академика Д.С. Лихачева и его усилиями по популяризации древнерусской культуры и литературы.

Нельзя, однако, сказать, что образ Ярослава в историографии ХХ в. «безоблачен». В советской научной литературе появились продолжающиеся до сего времени рассуждения по поводу возможной причастности Ярослава к убийству своих братьев, прежде всего князя Бориса Владимировича. Не вдаваясь в подробности этих дискуссий, отметим, что такие споры велись на фоне негласного идеологического противостояния по поводу Древней Руси между умеренным «либералом» Д.С. Лихачёвым и «консерватором-русофилом» Б.А. Рыбаковым, что, с нашей точки зрения, нашло отражение в трактовке образа Ярослава Мудрого. Продолжая традиции другого известного историка-«русофила» — М.В. Ломоносова, Б.А. Рыбаков критически смотрит на Ярослава, отказавшегося давать урок на общегосударственные нужды и нанявшего варягов для борьбы за власть. Ученый считает, что Ярослав, начавший свою карьеру с усобицы, не оставил «благодарной памяти» в народе, а потому его имя не нашло отражения в былинном эпосе (см., напр.: Рыбаков 1982: 164; Рыбаков 2003: 10). Интересно, что Рыбаков, прямо не соглашаясь с версией о Ярославе как убийце Бориса, вполне допускает ее достоверность. Однако за рамки академической трибуны в советской историографии эти спекуляции не выходили, да и в целом, несмотря на отмеченные колебания, образ Ярослава в исторической литературе оставался позитивным (см., в частности, Кучкин 1986).

Однако более важна для нашей темы все же роль Ярослава Мудрого в пространстве публичной истории. Хотя нельзя сказать, что Ярославу чрезмерно везет в источниках формирования исторической памяти, внимание к этой фигуре в советском обществе присутствовало неизменно. Пожалуй, наиболее массовым художественным текстом о персонажах допетровской истории стала драматическая поэма Ивана Кочерги «Ярослав Мудрый» (1946), изданная после войны на украинском языке и почти сразу — в авторизованном переводе на русском. Популяризация общего древнерусского героя на Украине казалась безопасной для советского режима. В драме И. Кочерги Ярослав предстает мудрым правителем, жестокость которого была вынужденной. Его речь обращена не столько к дочери Елизавете, сколько к зрителю / читателю сталинской эпохи:

«Вот видишь, дочь, в народе мир и лад Не насаждают кроткими руками, Как полный зелени и солнца тихий сад. Как дикий лес — мотыгами, плугами, Так государство нужно корчевать, Чтоб вырастить покой и благодать»

(Кочерга 1954: 38)

Если произведение И. Кочерги довольно настороженно рассматривает международные родовые связи Ярослава и его семьи, то по окончании периода «борьбы с космополитизмом» их художественное осмысление происходит через призму дискурса о международном признании русского государства (см., напр.: Мавродин 1974). Особенно популярна тема Анны Ярославны — королевы Франции, которой даже посвящен популярный в конце 1970-1980-х гг. советско-польский фильм с одноименным названием (1978 г., режиссёр Игорь Масленников). Сыгравший роль князя Кирилл Лавров создает фигуру сильного и мудрого правителя. В весьма позитивном ключе выдержан образ князя и в кинокартине режиссёра Григория Кохана «Ярослав Мудрый» (1981). Тем не менее нельзя не отметить, что популярные тексты и фильмы, посвященные Ярославу Владимировичу, все же численно очень ограничены, и это обстоятельство, на наш взгляд, не позволяло князю подняться в рейтинге героев исторической памяти. Отметим, что, по нашим данным, легендарному князю в СССР был воздвигнут лишь единственный памятник (Белая Церковь, 1983), если не считать мемориального знака в честь библиотеки Ярослава у Софийского собора в Киеве (1969).

С нашей точки зрения, проблема заключалась здесь не в личности самого персонажа, который воспринимался в официальном историческом дискурсе весьма положительно, а в том, что основными «местами консенсуса» и главными героями в рамках советского историко-информационного пространства были известные личности из революционного пантеона более позднего времени, в то время как Ярослав Мудрый (вместе с большинством персонажей допетровской Руси) оказывался как бы в конце очереди, будучи все-таки второстепенным персонажем для исторической политики советского режима.

Князь русский или украинский?

После краха советского строя фигуры полузабытых героев прошлого оказались востребованы постсоветским обществом, ищущим новую версию национальной истории как в России, так и на Украине.

Отражением этого обстоятельства стало и повышенное внимание к Ярославу. Идеологический характер дискуссий о князе вполне проявился и в современных спорах о гипотетическом братоубийстве, которые не устают вести историки на страницах научной и научно-популярной печати (см., напр.: Филист 1990; Кожинов 1994; Котляр 2000; Пелевин 2006; Боровков 2012; Демиденко 2015).

С одной стороны, в современном историографическом дискурсе Ярослав зачастую видится как «князь, выступивший против своеволия, защищая попранную свободу» (Ваняшова 2014: 18), с другой — как «небесный покровитель наемных киллеров» (Бузина 2007: 56-60). В наиболее законченном идеологическом выражении представителей российской псевдопатриотической историографии схема представляется таким образом: Ярослав — западник, проводивший в жизнь «идеи меркантилизма, приоритета материальных ценностей над духовными», который противопоставляется своему высокодуховному отцу-патриоту, исповедовавшему истинное византийское христианство, — Владимиру (Ассонов 2015).

Несомненно, что для образа князя куда важнее другие источники формирования исторического сознания. Так, в постсоветских учебниках дается одинаково позитивная картина правления Ярослава Владимировича. Авторы подчеркивают, что князь был грамотным политиком и удачливым воином. Вот как, например, описывается эпизод осады Киева печенегами в учебнике Н.С. Борисова, рекомендованном Министерством образования и неоднократно переиздававшимся: «В жестоком сражении под стенами Киева печенеги были наголову разбиты. Ярослав еще раз доказал современникам, что мудрость и доблесть — родные сестры» (Борисов 2009: 39-40). В учебнике для 10-го класса средних школ О.Н. Журавлевой дана характеристика правления Ярослава как «золотого века» древнерусской истории (Журавлева 2013: 38-40).

В современных художественных текстах Ярослав Мудрый — нечастый гость, однако нельзя сказать, что его фигура совсем обделена вниманием авторов. В популярной беллетристической литературе этот киевский князь часто встречается в произведениях Б. Акунина (он же А. Брусникин). В них создан образ исключительно прозорливого государственного деятеля, который смог создать прочную систему управления государством: «Прежняя Русь, Третий Рим и Второй Царь-град, по-прежнему стояла на фундаменте, заложенном Владимиром Красно Солнышко и Ярославом Мудрым» (Брусникин 2008: 95); «Их прогнал мудрый Ярослав, великий прапрапрадед, и после этого целых тридцать лет Русь жила спокойно, не ожидая с востока напасти. Про те блаженные, сытые годы можно прочесть в летописях, но верилось с

Отличительной чертой статей о Ярославе Мудром в онлайн-энци-клопедиях (таких как «Википедия», «Кругосвет», «Кирилл и Мефодий» и др.) является то, что в них, в отличие от школьных учебников, дано подробное описание эпизода борьбы за киевский престол Ярослава со своим отцом Владимиром Святым и братьями. Эти данные позволяют более критически взглянуть на личность князя, однако в целом его образ в интернет-ресурсах также позитивен. Нельзя не упомянуть и про популяризацию Ярослава Мудрого посредством кино и музыки. Так, в 2010 г., к 1 000-летию основания города Ярославля, на экраны вышел фильм «Ярослав. Тысячу лет назад», повествующий о событиях его ростовского княжения. А в 2002 г. в Московской консерватории состоялась премьера кантаты А. Розенблата «Ярослав Мудрый».

Таким образом, можно без преувеличения констатировать, что для обывателя Ярослав Мудрый остается несомненным местом позитивного консенсуса. Политические элиты постсоветских России и Украины чувствуют это с начала 1990-х гг. 23 октября 1993 г. в Ярославле президентом России Б.Н. Ельциным был открыт памятник Ярославу Мудрому. В 1997 г. в Киеве также был установлен монумент великому князю Ярославу Владимировичу. Любопытная деталь: в российской версии памятника в одной руке князь держит макет Ярославского кремля, в украинской — Киевской Софии. На Украине «Орден князя Ярослава Мудрого» (Закон Украины) с 1995 г. (момента учреждения) до 1998 г. являлся высшей государственной наградой. 23 декабря 2014 г. Ярославской областной думой был принят закон «О праздниках и памятных датах Ярославской области», согласно которому установлен День памяти князя Ярослава Мудрого -5 марта (Закон).

Среди других примеров соперничества России и Украины за память о Ярославе Мудром — использование образа князя на денежных купюрах. Так, уже в 1992 г. на Украине появилась банкнота достоинством в 2 гривны с изображением Ярослава Мудрого (также была выпущена монета с его изображением). В России самая крупная на тот момент (2001 г.) купюра стоимостью в 1 000 рублей изображала памятник князю в Ярославле. Практически одновременно, в 1995 г., два вуза России и Украины были переименованы в честь Ярослава Мудрого. Бывший Новгородский сельскохозяйственный институт (с 30 июня 1993 г. — Новгородский государственный университет)

19 января 1995 г. получил название «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (Названия); 4 ноября 1995 г. Украинская государственная юридическая академия имени Дзержинского обрела новое имя — «Национальная юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого» (Об университете). С 2009 г. в составе Балтийского флота ВМФ России находится сторожевой корабль «Ярослав Мудрый».

Это своеобразное соперничество активно продолжается на церковном уровне. Ярослав Мудрый в 2004 г. был внесен в месяцеслов Украинской православной церкви Московского патриархата, а в 2005 г. Русской православной церковью был определен день его памяти —

20 февраля. На Поместном соборе 2008 г. Украинской православной церкви Киевского патриархата Ярослав Мудрый был канонизирован как святой благоверный князь. Согласно определению Освященного архиерейского собора РПЦ об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых от 2-3 февраля 2016 г., святой благоверный князь Ярослав Мудрый получил общецерковное почитание (Определение). Таким образом, борьба за память о князе, наконец, приобщила героя к лику святых.

В завершение темы сходства российской и украинской государственных стратегий по популяризации образа великого князя нельзя не сказать о телевизионном проекте «Великие украинцы», транслировавшемся на одном из центральных украинских телеканалов в 2007-2008 гг. Победителем этого проекта стал именно Ярослав Мудрый (Великие украинцы). Интересно, что в России он оказался лишь на 38-й позиции в общем рейтинге (Результаты). Серьезное «отставание» наблюдается и в частоте упоминания имени Ярослава Мудрого в названиях городских объектов. Если в России они носят единичный характер (например, улица в городе Белебей, Республика Башкортостан), то на Украине улицы и площади имени великого князя встречаются во многих городах и селах (Черновцы, Мостиска и др.). Интересным источником, позволяющим сделать выводы о месте Ярослава Мудрого в массовом историческом сознании, служат социологические опросы. Проведенное нами социологическое исследование, направленное на выявление событий и явлений первостепенной важности в национальной памяти, дало следующие результаты: лишь 3,5 % опрошенных отнесли Ярослава к числу наиболее значимых деятелей отечественной истории — это девятый результат среди всех допетровских персонажей.

Таким образом, Ярослав Мудрый, несмотря на очевидную политику популяризации образа, так и не стал пока значимым объектом памяти в постсоветской России. Иначе говоря, если на Украине Ярослав Му-

дрый является одним из национальных исторических лидеров, то в России он скорее герой второго плана. Однако причина этого, на наш взгляд, заключается не в спорности героя для российского сознания, а в различиях в самих героических пантеонах России и Украины, у которой просто нет после Ярослава столь впечатляющего ряда правителей. Очевидно,что в российском рейтинге «государственник» Ярослав проигрывает своему отцу-крестителю именно потому, что ему приходится конкурировать с такими государственными лидерами, как Александр Невский, Иван Грозный, Иван Великий. Однако это обстоятельство вовсе не означает, что фигура Ярослава не имеет большого потенциала для последующей популяризации в российском обществе, тем более в новых условиях необходимости постоянной борьбы за него с украинскими оппонентами.

***

Подведем итоги. Современные черты миф о Ярославе I Мудром, в отличие от многих других персонажей допетровской истории, приобрел сравнительно поздно — в XIX — начале ХХ в. С одной стороны, это обстоятельство обусловило относительную слабость позиций Ярослава Мудрого в рейтингах исторической памяти российского общества новейшего времени и его «отложенную» канонизацию. С другой стороны, это же дает основание видеть перспективу дальнейшей интенсивной эксплуатации образа, основные элементы которого чрезвычайно важны для мировоззрения современного общества. Борьба за «наследство» Ярослава и память о нем между «элитами» современной России и Украины также обеспечивают постоянную актуализацию этой фигуры в общественном сознании. Зримым результатом данного процесса стала долгожданная канонизация Ярослава Мудрого, которая, в свою очередь, способна дать очередной импульс как новым практикам коммемораций, связанным с великим князем, так и очередному витку борьбы за право считаться его наследниками.

ЛИТЕРАТУРА

Акунин 2014 — Акунин Б. Огненный перст. М.: АСТ жанры, 2014.

Ассонов 2015 — Асонов Н.В. Владимир Святой и Ярослав Мудрый. Выбор полюса цивилизационного притяжения // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. Вып. 2. С. 119-126.

Беллярминов 1871 — Беллярминов И.И. Элементарный курс всеобщей и русской истории. СПб., 1871.

Борисов 2009 — Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. М.: Просвещение, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Боровков 2012 — Боровков Д.А. Тайна гибели Бориса и Глеба. М.: Вече, 2012.

Брусникин 2008 — Брусникин А. Девятный спас. М.: АСТ Астрель, 2008.

Бузина 2007 — Бузина О. Тайная история Украины-Руси. Киев: Довира, 2007.

Бущик 1957 — Бущик Л.П. История СССР. Учебник для 8 класса средней школы. Часть первая. М., 1957.

Ваняшова 2014 — Ваняшова М.Г. Ярослав Мудрый и метасюжет «свобода-своеволие» в «Слове о полку Игореве» // Ярослав Мудрый. Проблемы изучения, сохранения и интерпретации историко-культурного наследия: Сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль: Индиго, 2014. С. 16-27.

Данилевский, Мельникова 2008 — Данилевский И.Н., Мельникова А.Г. От редакторов // Ярослав Мудрый и его эпоха. М., 2008. С. 6-7.

Есенков 2007 — Есенков В.Н. Ярослав Мудрый князь Ростовский, Новгородский и Киевский. Ярославль: «Еще не поздно!», 2007.

Загребельный 2015 — Загребельный П.А. Ярослав Мудрый. М.: АСТ, 2015.

Замыслов 2004 — Замыслов В.А. Ярослав Мудрый: историческая дилогия. Ярославль: Лия, 2004.

Кожинов 1994 — Кожинов В. Клевета // Родина. 1994. № 5. С. 65-68.

Котляр 2000 — Котляр Н.Ф. Князь Окаянный? Был ли Святополк убийцей своих братьев Бориса и Глеба // Родина. 2000. № 12. С. 35-39.

Кочерга 1954 — Кочерга И. Ярослав Мудрый // Кочерга И. Исторические драмы. М.: Сов. писатель, 1954.

Кучкин 1976 — Кучкин В.А. Ярослав Мудрый // СИЭ. 1976. Т. 16. Стб. 984—985.

Ломоносов 1760 — Ломоносов М.В. Краткий Российский летописец. СПб.: Император. Акад. наук, 1760.

Нечкина, Лейбенгруб 1971 — Нечкина М.В., ЛейбенгрубП.С. История СССР: Учеб. пособие для 7 класса. М.: Просвещение, 1971.

Определение — Сайт «Русская Православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата». Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765. html (дата обращения: 19.06.2016).

Памятники 1844 — Памятники духовной литературы времени великого князя Ярослава I // Прибавление к творениям святых отцов в русском переводе. М., 1844. Ч. 2. С. 204—317.

Пелевин 2006 — Пелевин Ю. Борис и Глеб. Факты и метафакты // Отечественные записки. 2006. № 2 (29). С. 276—288.

Платонов 1909 — Платонов С.Ф. Учебник русской истории для средней школы. Курс систематический. СПб., 1909. Ч. 1—2.

Правда русская 1947 — Правда русская / Под ред. акад. Б.Д. Грекова. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. Т. II: Комментарии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программы 1853 — Программы русского языка на 1853—54 гг. СПб., 1853.

Рыбаков 1982 — Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII — XIII вв. М.: Наука, 1982.

Рыбаков 2003 — Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М.: АИФ Принт, 2003.

Синопсис 1823 — Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славянороссийского народа. Киев, 1823.

Филист 1990 — Филист Г.М. История «преступлений» Святополка Окаянного. Минск: Беларусь, 1990.

Ярослав 1931 — Ярослав I Владимирович // БСЭ. М.: Большая Советская энциклопедия, 1931. Т. . Moscow: AST zhanry.

Borovkov, D.A. (2012) Tayna gibeli Borisa i Gleba . Moscow: Veche.

Brusnikin, A. (2008) Devyatnyy spas . Moscow: AST Astrel’.

Buzina, O. (2007) Taynaya istoriya Ukrainy-Rossii . Kiev: Dovira.

Bushchik, L.P. (1957) Istoriya SSSR. Uchebnik dlya 8 klassa . Moscow. Part 1.

ZhuravLeva, O.N., Pashkova, T.I. & Kuzin, D.I. (2013) Istoriya Rossii: 10 klass . Moscow: Ventana-Graf.

ZagrebeLnyy, P.A. (2015) Yaroslav Mudryy . Moscow: AST.

ZamysLov, V.A. (2004) Yaroslav Mudryy: istoricheskaya dilogiya . YarosLavL: Liya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kozhinov, V. (1994) KLeveta . Rodina. 5. pp. 65-68.

Kocherga, I. (1954) Istoricheskie dramy . Moscow: Sovetskiy pisateL’.

PeLevin, Yu. (2006) Boris i GLeb. Fakty i metafakty . Otechestvennye zapiski. 2(29). pp. 276-288.

Grekov, B.D. (1947) Pravda russkaya . Moscow; Leningrad: USSR Academy of Sciences.

Anon. (1853) Programmy russkogo yazyka na 1853-54 gg. . St. Petersburg.

Rybakov, B.A. (2003) Rozhdenie Rusi . Moscow: AIF Print.

Ростовцев Евгений Анатольевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России с древнейших времен до XX века Института истории Санкт-Петербургского государственного университета (Россия).

Rostovtsev Evgeniy — Saint Petersburg State University (Russia).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Краткая историческая справка

Ярославль основан в 1010 году князем Ярославом Мудрым. Легенда гласит: когда-то здесь, в месте слияния Волги и Которосли, находилось языческое поселение – Медвежий угол. Однажды по Волге на ладье со своей дружиной плыл молодой ростовский князь Ярослав Мудрый. В Медвежьем углу Ярослав повелел остановиться и сошел на берег, поскольку до него дошли слухи, будто местные жители нападают на купеческие суда. Князь приказал язычникам прекратить разбой и принять христианство. Но те не желали подчиняться и выпустили на князя священное животное – медведя. Ярослав зарубил «зверя лютого» секирой, а на этом месте повелел заложить город-крепость, названный в честь основателя Ярославлем.
В память о событиях тысячелетней давности на гербе города изображен медведь, вооруженный серебряной секирой. А главную площадь Ярославля украшает величественный монумент: Ярослав Мудрый держит в руках уменьшенное изображение крепостной башни основанного им города.
Ярославль – древнейший русский город-крепость на Волге. Расположенный весьма выгодно в стратегическом отношении, город стал опорным пунктом княжеской власти и форпостом распространения христианства на Северо-востоке Руси.
Уже в XII-XIII веках Ярославль стал одним из наиболее развитых городов Северо-Восточной Руси, крупным центром торговли и ремесла. Высокого уровня достигли металлообработка, гончарное производство, строительное дело. Купцы вели оживленную торговлю с другими русскими землями, прежде всего с Новгородом и Псковом. Прочные торговые отношения установились со странами Востока и Запада, в особенности со Скандинавией – город упоминается в скандинавских сагах. Ярославль стал центром транзитной торговли, через регион по Волжско-Каспийскому пути шла торговля Северной Европы с Востоком, восточные купцы были частыми гостями в Ярославском крае.
Ярославль развивался не только как торгово-ремесленный, но и как культурный центр. Развитие книжности, распространение просвещения и высокий уровень грамотности в различных социальных слоях, возникновение местного летописания, формирование традиций зодчества и живописи предопределили культурный расцвет волжского города.
Во времена татаро-монгольского завоевания именно в Ярославле вспыхнуло одно из первых на северо-востоке Руси восстаний против татаро-монгольских сборщиков дани. Ярославские владетельные князья вели мудрую политику в отношениях с Золотой Ордой, стараясь не допустить карательных походов, сохранить город в безопасности и благополучии. Ярославские правители являлись соратниками Великих князей Московских как во внутриполитической, так и внешнеполитической борьбе. Одними из первых ярославцы откликнулись на призыв московского князя Дмитрия Донского, приняв участие в Куликовской битве. Сражение с войском хана Мамая знаменовало собой начало освобождения Руси и объединения русских земель. Заслуги ярославцев перед Отечеством, их героические подвиги в переломные моменты истории являются достойным примером для молодого поколения.
В XV веке при присоединении к Московскому государству городу Ярославлю была отведена почетная роль «государевой отчины». В XVII веке московские цари в духовных грамотах завещали город с волостями прямым наследникам престола. Сюда в случае опасности перевозили государственную казну. Здесь же содержали лиц, представлявших опасность для власти. Одним из первых Ярославль попал в опричнину Ивана IV (Грозного), но репрессии самого города не коснулись.
В начале XVII века Ярославль сыграл ключевую роль в событиях Смутного времени, став центром борьбы с иноземными захватчиками. В 1612 году Ярославль получил статус временной столицы России: здесь расположилось народное Ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В Ярославле были созданы высшие органы государственной власти: созван «Совет всея земли», организованы приказы – общероссийские органы территориального и отраслевого управления, построен монетный двор. Деньги, отчеканенные в Ярославле, шли на нужды ополченцев, из них выплачивали жалование служилым людям. Ярославль – столица Ополчения – стал центром широкого распространения идей национального единения среди представителей различных социальных слоев. Став центром формирования народного Ополчения, Ярославль сыграл роль оплота русской государственности. Здесь нашли свое воплощение идеи национального единения, установления легитимной власти, защиты государственных интересов. Здесь русский народ ощутил себя единой нацией.

XVIII век стал переломным для города. Со строительством Санкт-Петербурга происходит экономическая переориентация города с торговой на производственно-промышленную основу. Царствование Петра Великого стало вехой, которая в корне изменила социальный, политический и экономический базис древней столицы; вехой, определившей и нынешний статус города, как промышленного и культурного центра России. В 1750 году в Ярославле Федором Волковым был основан первый в России провинциальный частный театр. В начале 90-х гг. XVIII в. был найден замечательный памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве».
В XIX веке происходит окончательное оформление внешнего облика города. Смешанность различных архитектурных направлений и стилей, которые представлены в Ярославле, позволяет многим искусствоведам называть его «Флоренцией русского Севера».
В период новой и новейшей истории усиливается значимость города как одного из крупнейших промышленных и культурных центров России. По сравнению со многими городами Центральной России город занимает лидирующие экономические позиции.
Нацеленность на успех и стремление совершенствоваться стали характерными чертами Ярославля. Лидерство, стратегический расчет, познание неведомого, освоение территорий, художественный вкус – все это можно отнести к ярославцу – как особому культурному типу россиянина.
Первый в мире завод по производству синтетического каучука построен в Ярославле в 1932 г., Ярославский автозавод, созданный в 1916 г., выпустил первый 5-тонный грузовой автомобиль, в 1936 г. – первый троллейбус.
Впервые российский анимационный фильм «Старик и море», ярославского мультипликатора Александра Петрова по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя получил приз американской киноакадемии «Оскар».
Ярославский хоккейный клуб «Локомотив» — многократный чемпион России.

Дата: 15.10.2009
Белокур Лариса Юрьевна
Открытый урок в рамках семинара по курсу регионального компонента.
Класс: 6.
Тема урока: просветитель земли русской.
Цель:

  • помочь увидеть в летописи древнерусское художественное произведение;
  • приобщать учащихся к осознанному прочтению и уважительному отношению к древнейшему памятнику отечественной литературы «Повести временных лет», а также к русской истории.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с киевским князем Ярославом Мудрым — просветителем земли русской – и его наставлениями сыновьям;
  • развивать умения выразительного чтения;
  • воспитывать любовь и уважительное отношение к книгам – источникам мудрости.

Оборудование :

  • раздаточный материал : отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам» на древнерусском языке;
  • демонстрационный материал к уроку : презентация » Ярослав Мудрый- наставник и просветитель Руси»»;
  • даты исторических событий на доске;
  • словарик трудных слов : черноризец, пресвитер, игумен; «стол», записаны старославянские знаки и буквы.

Эпиграф урока:
…Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку…М.Горький
Ход урока:
1. Организационный момент урока.
Вступительное слово учителя:
-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать над темой «Древнерусская литература».Этот урок один из цикла уроков , посвященных изучению летописи «Повесть временных лет»
….Дела давно минувших лет ,преданье старины глубокой…
Ваша задача на сегодняшнем уроке , выслушав предложенную информацию, подготовленную вашими одноклассниками и учителем, познакомившись с предложенным литературным материалом , озаглавить урок.
2. Работа с учебником.
Выразительное прочтение притчи «О семенах и сеятеле» (стр. 354)
Работа по вопросам:
-Все ли слова были понятны?
-О каких семенах идет речь?
-Кто сеятель?
-С какими стихиями встретились семена?
-В какую землю засеяны?
-Что значат слова «..стократно умноженный плод..»
-Откуда мы черпаем знания?
3 . Активизация знаний учащихся, полученных на первых уроках.
-Как в Древней Руси относились к книгам, к слову? (Поскольку книга открывала тайны бытия, смысл жизни человека, истину о мироустройстве и человеке, то к ней относились бережно, трепетно.)
-«Никто не достоин писать, у кого нечисты внутренние помыслы…», — говорил Епифаний Премудрый (1420 г.), автор «Жития Сергия Радонежского». Этому правилу древнерусские писатели следовали неуклонно и свято, были всегда ему верны.
-Поэтому и сегодня со страниц «Повести временных лет» они, как живые, беседуют с нами, советуют, предостерегают, учат, будят мысль, наводят на размышления, наставляют. С одним из таких отрывков, с наставлениями отца сыновьям, нам и предстоит сегодня познакомиться.
4 .Ознакомление с новой темой
Выступления учителя и подготовленных учащихся исторических справок.
1.Эти бедные селенья,
Эта яркая природа…
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
В акварели изображена Русь…
2. Карта Древней Руси.
Вот земля , где зарождалась древнерусская литература…
3 — 4. «Повесть временных лет» .
В Древней Руси автор не мог оторвать события настоящего от тех, что им предшествовали. Ведь настоящее – это лишь звено в цепи, связывающей прошлое с будущим. Понять настоящее можно, только если помнишь о прошлом, в котором сокрыты причины нынешних событий.
Автор, таким образом, показывает, что история Руси – это часть всемирной истории. По словам Д.С.Лихачева, «События современные оцениваются и приобретают особую значительность на фоне событий прошлого. Многие события сравниваются с событиями Ветхого и Нового Заветов.
Восстанавливая ход русской истории, летописцы стремились связать эту историю Руси с историей мировой, понять ее как часть всемирной истории».
5 — 6. Лаврентьевская летопись. Шрифт «устав».Собирательный образ летописца.
Чаще всего летописцем был ученый-монах. По повелению князя или епископа или по благословению настоятеля монастыря трудолюбивый инок проводил порой за составлением летописи долгие годы. Летописцу нужно было, прежде всего, отыскать, привести в порядок, а зачастую и переписать труд своих предшественников. Не сделать этого считалось большим грехом. Если в распоряжении составителя летописи оказывался не один, а сразу несколько летописных текстов, то он должен был «свести» их, то есть соединить, выбирая из каждого то, что считал нужным включить в свой собственный труд. Часто при переписывании летописи тексты сильно изменялись: сокращались или расширялись, пополнялись новыми материалами, т.е. редактировались. Правда, достоверность сообщаемых в них фактов сохранялась. Исказить факты, сочинить что-то считалось тяжким грехом, поступком, недостойным звания христианина. Когда материалы прошлого были собраны, летописец переходил к изложению событий своего времени. Итогом этой большой работы становился летописный свод, который, спустя какое-то время, продолжали другие летописцы.
Первым древнерусским летописцем был монах Киево-Печерского монастыря Никон, которого называли Великим. В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря, и тогда-то, по-видимому, он составлял летопись.
Завершил работу монах Киево-Печерского монастыря Нестор в 1113 году. До нас дошла ПВЛ, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром.
7 — 10. Годами расцвета древнерусского государства и древнерусской литературы стало время правление князя Ярослава Мудрого (1019-1054г.)
Выступление подготовленных учеников:
Историческая справка.
Время княжения Ярослава (1019-1054) стало годами расцвета Древнерусского государства, строительство которого завершилось именно при этом правителе.
Стремясь установить порядок и законность в своем государстве, Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода (сборника) законов, который получил название «Правда Ярослава». Этот документ предусматривал строгие наказания за драки, убийства, телесные повреждения, оскорбления, обман и т.п., что имело огромное значение для объединения и укрепления Древнерусского государства. При Ярославе сложились более четкие правила управления государством.
Высшая власть принадлежала киевскому великому князю. Летописцы назвали князя Ярослава самовластцем. Теперь он был уже не первым среди других князей, а полноправным правителем страны. Киевский князь издавал законы, был высшим судьей и главным защитником Русской земли. Он определял взаимоотношения с другими странами, т.е. внешнюю политику.
В отношениях с другими государствами Ярослав стремился продолжить дела своего отца и деда – Владимира и Святослава. Он укреплял южные рубежи Руси, возводил на границе со степью города-крепости. В 1036 году под Киевом русские войска во главе с князем наголову разбили печенегов, после чего степняки перестали совершать набеги на Русь.

Ярослав расширил территорию своего государства и укрепил безопасность его северо-западных границ. В 1030 году он утвердил свою власть на западном берегу Чудского озера и построил там город Юрьев (свое второе имя – Юрий — киевский князь получил при крещении). В 1041 году Ярослав заключил союзный договор с польским королем.
В 1043 году произошло последнее военное столкновение Руси с Византией. Поход туда был неудачным. Налетевший шторм разметал и потопил часть русских кораблей. Воины, выбравшиеся на сушу, попали в плен. Византийцы ослепили их и отпустили домой для устрашения Руси. В 1046 году Византия и Русь заключили мирный договор, который был закреплен браком сына Ярослава Всеволода и дочери византийского императора Константина Мономаха.
11. Икононизация Ярослава Мудрого.
12 — 13. Памятники Ярославу Мудрому.
Благодарный народ в память о великом просветителе Руси, сеятеле знаний и в камне увековечил его образ в разных городах России.
14. «Орден князя Ярослава Мудрого».
Учрежден высший знак отличия «Орден князя Ярослава Мудрого».
в 1995 г. 1-5 степеней за заслуги перед Отечеством в развитии градостроительства, правоведения, экономики , культуры и образования.
Награждены президенты многих стран: Аргентины, Литвы, Мексики, Бразилии и т. д., русский правовед Федор Бондарчук.
15. Ярослав Мудрый за книгой. Рассказ учителя о последних днях жизни князя.
16. Вид православного храма.
При правлении Ярослава Мудрого еще не произошел откол Запада от Православной Церкви. Европейские монархи почитали за честь породниться с монархом огромной культурной христианской страны.
Включается КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН…( 2-3 минуты отдыха.)
5. Работа с раздаточным материалом
Учитель предлагает обратиться к тексту «Повести временных лет» на древнерусском языке » Из похвалы князю Ярославу и книгам».
Вопросы классу:
-Вам текст понятен? Все слова знакомы?
-Читать было легко или что-то в тексте вызвало затруднение ?
Знакомство с информацией на доске (записаны знаки древнерусской азбуки)
Этот древнерусский язык — прадед нашего современного языка.
-Перечитайте еще раз текст и ответьте на вопрос: какова основная мысль прочитанного текста?
-Как вы понимаете слова «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»? Что значит слово «покаянье» ? Подберите однокоренные слова.
6. Работа с учебником. (стр.91-93)
Чтение текста учениками по абзацам .
В год 6545. Заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы, Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные живут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.
Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания. Велика есть мудрость… Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.
Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан.
В год 6562 представился великий князь русский Ярослав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». И так разделил между ними города, запретив им переступать пределы других братьев и изгонять их, и сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают». И так наставлял сыновей своих жить в любви.
-Все ли слова понятны? ( работа со словарем на доске) Как читался этот текст?
-В каком значении здесь употреблено слово «стол»? Подберите однокоренные слова.
-О чем поведала летопись? Что узнали о Ярославе Мудром? (Князь многое сделал для распространения на Руси христианства. Он строил новые церкви (в том числе выдающиеся соборы святой Софии в Киеве и Новгороде), открывал при них школы, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский. При нем был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь. Ярослав был грамотным и образованным человеком. Он покупал за границей много книг, читал их, по словам летописи, «днем и ночью», хорошо знал Библию. За свои заслуги он и получил в народе прозвище Мудрый.)
-Что еще позволяет утверждать, что это действительно мудрый правитель и отец? (Наставления его сыновьям)
-В чем суть его наставлений? Актуально ли они звучат сегодня?
-Актуальны ли слова о книгах? Какова, по мнению летописца, роль книг? Какова польза от учения книжного?
-С чем летописец сравнивает книги? С чем бы сравнил книги ты?
-Как можно озаглавить эту часть текста? (Вдохновенный гимн книге.)
-Прочтем эпиграф нашего урока.
Это отрывок из обращения М.Горького к читателям.
-Какие хвалебные слова книге произносит писатель 20 века?
7. Итог урока.
-Кто же сеятель семян просвещения ? Какими семенами засеял Ярослав свою землю?
-Как можно озаглавить наш урок? ( «Хвала книге», «Просвещение на Руси», «Ярослав и книги», «Ярослав-просветитель Руси»)
Домашнее задание.
Попробовать написать (по выбору) хвалебное слово книге или наставление другу, младшему школьнику, брату или сестре, как относиться к книге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *