Какой средний расход электроэнергии в месяц?

Ввести лимиты на потребление электроэнергии предложили представители Минэнерго и Минэкономики. Предполагается, что «потолок» нормы будет на уровне 300 кВт*ч на одну точку подключения. Расход электроэнергии в таком случае будет оплачиваться по базовому тарифу. Свыше 300 кВт*ч — по повышенному, свыше 500 кВт*ч — по «экономически обоснованному». При этом объем энергопотребления будет фиксироваться не на человека, а на «точку подключения», то есть на домохозяйство.

Главная новость по теме

Сколько приборов укладывается в норму

Как поясняют в Минэнерго, введение новых правил энергопотребления не отразится на 70% населения. По словам директора Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Натальи Пороховой, в среднем в стране домохозяйства состоят из 2,5 человек и потребляют за месяц 220 кВт*ч.

В расчет берутся основные бытовые приборы и освещение.

Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Стандартный набор приборов — освещение, холодильник, компьютер, стиральная машина, телевизор — в среднем потребляют 180 кВт*ч в месяц. Если в доме стоит электроплита, расход повышается до 225 кВт*ч. Утюг, фен и зарядки для гаджетов, без которых не обойтись, но работают они время от времени, — это еще около 20 кВт*ч. Приборы для комфорта — электрочайник, утюг, микроволновка, посудомойка, пылесос, кондиционер — увеличат расходы примерно на 80 кВт*ч. Вписаться в норму с трудом, но можно — если слегка забить на комфорт.

В оставшиеся 30% населения попадают не только майнеры. Те, кто привык жить с комфортом — сделал у себя «теплый пол», поставил водонагреватель, имеет в каждой комнате по телевизору, — в лимит, скорее всего, не уложатся.

Кроме того, в планах Минэнерго – постепенно сократить список потребителей, которые сегодня пользуются льготами при оплате электричества. Среди них, например, жители квартир, оборудованных электрическими плитами. Сегодня они пользуются энергией по сниженному тарифу: в Екатеринбурге 1 кВт*ч в доме с электроплитой стоит 2,72 руб. против 3,89 руб. в домах с газовыми плитами (тариф по одноставочному счетчику). После введения новых правил платить будут одинаково. Также в Минэнерго намерены устранить разницы в оплате между горожанами и сельскими жителями — для них пока тариф ниже.

В Минэкономразвития предложили провести индексацию тарифов с 1 января, синхронизировав ее с ростом НДС.

Лимитировать энергию предлагают не в первый раз

С подобным предложением Минэнерго выступает не впервые: в 2013-2014 годах в нескольких регионах России был уже запущен подобный проект. Пилотными территориями стали Забайкальский и Красноярский края, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Самарская и Ростовская области. Для них установили норму в 50–190 кВт*ч в месяц на человека. Семьи, укладывающиеся в нормы, должны были платить по сниженному тарифу, за превышение плата, соответственно, вырастала.

С июля 2014 года такие же нормы власти намеревались внедрить на территории всей страны, но проект забуксовал. В первую очередь — из-за критики Владимира Путина. Президент тогда заявил, что введение новых правил потребует значительно увеличить энерготарифы.

На несколько лет о проекте забыли — до лета 2018 года, когда в Минэнерго начали обсуждать перекрестное субсидирование. Сейчас часть денег за оплату электроэнергии, израсходованной населением, платят промышленные предприятия. В 2017 г. объем «перекрестки» оценивался в 368 млрд руб. К 2022 году показатель, по прогнозам Минэнерго, еще более вырастет — до 417 млрд руб. Плановое сокращение «перекрестки» до 89 млрд руб. к 2022 году потребовало бы увеличить тарифы для населения на 13,9% в год. Такой рост посчитали недопустимым. Но в итоге вернулись к планам о введении лимита на электричество.

Вице-премьер Дмитрий Козак предложение Минэнерго и Минэкономразвития уже одобрил. Документы по новой реформе должны подготовить к 15 января 2019 года.

Как вписаться в лимит, не отказываясь от привычного

Нововведения, предлагаемые Минэнерго, стоит рассмотреть не только с точки зрения изменения квартплаты, но и с точки зрения экологии. Постоянный рост энергопотребления ведет к истощению ресурсов планеты, ведь на выработку электричества тратятся нефть, газ, уголь. А переработка этих материалов в электричество связана с выбросами вредных веществ в атмосферу.

Сократить расходы электроэнергии в пределах квартиры не так уж сложно. О смене ламп накаливания на энергоэффективные мы и говорить не будем — все же люди разумные и сами все понимают. Но есть и другие меры — самые простые.

  • Не оставлять приборы в ждущем режиме. В первую очередь речь идет о телевизорах, компьютерах, музыкальных центрах. Простой расчет для телевизора: 6 часов в день прибор работает, 18 находится в режиме ожидания. За эти 18 часов в среднем устройство использует около 300 Вт*час. Умножьте эту цифру на 30 — в итоге получается 9 кВт*ч. Музыкальный центр потребляет чуть меньше — до 7,8 кВт*ч в месяц.
  • Регулярно удалять накипь из чайника и кастрюль: поскольку накипь обладает малой теплопроводностью, на нагрев посуды с таким налетом требуется больше времени, расход электричества повышается. Чистая посуда позволяет снизить расход на 10–30%!
  • Кипятить в электрочайнике столько воды, сколько требуется в данный момент. 1 л воды греется в чайнике около 4 минут — все это время счетчик крутится. Чтобы вскипятить чашку, достаточно полутора минут — расход почти в 3 раза меньше
  • Стирать пыль с лампочек и плафонов. Вроде бы совет из разряда «спасибо, кэп», но нередко им пренебрегают. Особенно в осенне-зимнее время года, когда светильник включают сразу, как проснулись или пришли домой с улицы: пыль просто не успевают заметить. При этом пыль способна снизить яркость лампы на 20%. И для освещения комнаты может понадобится менее мощный источник. Грязные окна также поглощают свет — не забывайте их мыть.
  • Убрать холодильник от любых нагревательных приборов. Соседство с плитой или радиатором отопления автоматически повышает расход энергии, которая требуется на выработку холода. То же касается и открывания дверей — чем меньше вы хлопаете дверцей холодильника, тем больше холода в нем остается.
  • Загружать стиральную машину по полной. Иначе до 15% энергии тратится впустую. Старайтесь стирать с меньшей температурой, поскольку основной расход электричества идет на нагрев воды. При температуре стирки +60 градусов энергопотребление на 30—40 % ниже, чем при +90.

Для функционирования современной бытовой техники нужна электроэнергия, но количество подключенных одновременно электроприборов ограничено выделенной мощностью. Если у вас квартира или участок с газом, зачастую в большом количестве электрической энергии нет необходимости. Если нет газа и вы нуждаетесь в увеличении лимита, можно увеличить установленную норму для вашей квартиры. Это можно сделать, обратившись в эксплуатирующую организацию. Если не увеличить установленную норму электроэнергии – вам не удастся добиться желаемого комфорта в своём жилье. Далее мы расскажем о том, как узнать и увеличить разрешенную мощность электроэнергии на квартиру и частный дом.

Что это такое

При капитальном строительстве времен СССР, например в хрущевках, т.е. в большей части жилых помещений эксплуатируемых и по сей день, еще на этапе проектирования разрешенная мощность составляла до 1,5 кВт на 1 квартиру.

Позже установленная норма электроэнергии выросла до 3 кВт, поскольку возникла необходимость её увеличить в связи с возросшей «прожорливостью» потребителей. Практика показывает, что в электрощитах и счетчиках обычно устанавливались пробки по 10-16 Ампер, так чтобы максимальный ток потребляемой квартирой был ограничен общей мощностью электроэнергии в 3 кВт для квартир с газовой плитой. Для квартир, где установлена электроплита, выделяется 7 кВт. В новостройках выделенная мощность может доходить и до 15 кВт. Такой разброс вызван тем, что во времена строительства старых домов (60-е, 70-е) просто не было таких мощных потребителей и такого количества бытовой техники как сейчас.

Выделенная мощность – это максимальное количество потребляемой электроэнергии в один момент времени.

Кроме того, чтобы войти в установленный лимит, иногда нужно сделать ввод не 1 фазы, как зачастую и бывает, а целых 3 фазы. Это необходимо для подключения современной бытовой техники, например мощных элетрокотлов и электроплит. Особенно актуально это в коммерческих помещениях и производствах любого масштаба, где нужно много электроэнергии (до 30 кВт и выше).

Пример. Для отопления загородного дома не оборудованого газовым оборудованием устанавливают твердотопливные и электрокотлы, последние безопаснее и удобнее. Для отопления дома площадью в 100 кв.м. нужен котел мощностью около 7-10 кВт, электроплита потребляет еще порядка 3-5 кВт. Итого необходимо увеличить установленный предел электроэнергии до 15 кВт минимум и ввод электроэнергии по трём фазам.

Чтобы узнать выделенную мощность на частный дом или квартиру, нужно обратиться в эксплуатирующую организацию (в Москве и области – это ОАО «Мосэнергосбыт»). Справка содержит информацию о выделенной и средней потребляемой мощности электроэнергии. Она будет нужна, если вы оформляете документы на увеличение, об этом будет подробно ниже.

Расчет необходимой мощности

Чтобы определить, сколько вам нужно электроэнергии, нужно сложить мощность всех потребителей. Например:

  • водонагревательный бак (бойлер) – 1-2 кВт;
  • холодильник – 1 кВт;
  • кондиционер – 2,5 кВт;
  • Компьютер – 0,4 кВт;
  • Освещение – 0,1-1 кВт;
  • И др.

Это называется Pуст – установленная мощность, т.е. сумма кВт всех потребителей. В данном случае уже нужно более 5-ти кВт, значит, что выделенной мощности в 3 кВт просто не хватит. Для снижения потребляемого тока при той же мощности стоит перейти на 3-фазную сеть. Это даст возможность распределить потребителей по трём фазам. Да и мощную нагрузку (более 5 кВт) нельзя подключать по одной фазе, это запрещено ПУЭ (а современной электроплита может потреблять и 9 кВт).

Важно! Не увеличивайте максимальную мощность за счет замены автоматов или пробок на бОльшие. Больше чем 25 Ампер в быту не стоит использовать вообще, если проводка не заменена на новую (с соответствующим сечением кабеля). Автоматический выключатель защищает электропроводку, если он не сработает во время – проводка начнет плавиться, может произойти пожар. Если вы заменили проводку на более мощную (в домах и квартирах выше 2,5 мм2 редко устанавливают) – это еще не залог надежной работы. В старых квартирах со щитка приходит провод 2,5-4 мм2 алюминия. Он может легко отгореть.

При этом следует учитывать, то, сколько приборов вы одновременно включаете. Есть такое понятие как «коэффициент использования мощности», для жилых помещений он равен 0,8-0,9. Цифры могут отличаться в зависимости от того, как вы используете электроэнергию. В нежилых помещениях и на производстве Киспользования стремится к 1.

Итого:

Pвыд=Kисп*Pуст

Как увеличить выделенную мощность

Частное лицо

Первым делом собирают пакет документов. Стоит начать с получения техусловий и разработки электропроекта. Проект электроснабжения установки – это набор технической документации, выполненной по ГОСТам и нормативным документам государства. Его могут выполнить только организации с нужной лицензией. И здесь понадобится план помещения, его можно заказать в студиях дизайна, справка о количестве выделенной энергии, техническое задание и пр. Отдельные моменты могут быть оговорены индивидуально или проектировщик выедет на объект для ознакомления с заданием.

Следующий шаг — согласование проекта с энергоснабжающими организациями. Далее проводят испытания установки и её соответствия проекту. Если проекту объект не соответствует, нужно либо приводить его в соответствие, либо заказывать новый проект согласно фактической обстановке.

После этого составляют Акт-допуск, этим занимаются сотрудники энергонадзора. В конце полный пакет документов со всеми разрешениями предоставляют в энергоснабжающую организацию и выполняется подключение или увеличение выделенной мощности.

Итого, чтобы увеличить выделенную мощность электроэнергии, потребуется:

  1. Получение ТУ.
  2. Разработка проекта электроснабжения.
  3. Согласование проекта с энергоснабжающей организацией.
  4. Проверка установки.
  5. Составление акта-допуска.
  6. Передача пакета документов в ЭС организацию.
  7. Заключение нового договора.

Для составления электропроекта нужно:

  1. Акт разграничения балансовой принадлежности (взять в ДЭЗ или тов. собственников жилья).
  2. Справка о выделенной мощности.
  3. Документ, который подтверждает право собственности на недвижимость.
  4. План объекта, на котором обозначены ВСЕ приемники электричества.

Стоимость технологического присоединения установлена в размере 550 рублей Постановлением РЭК г. Москвы от 12 марта 2009 г. N 6 «О размерах платы за технологическое присоединение потребителей к распределительным электрическим сетям в городе Москве».

Дополнительными затратами будут:

  • замена проводки;
  • замена автоматических выключателей;
  • изменение схемы объекта;
  • составление электропроекта;
  • услуги по монтажу силовых кабелей;
  • новый счетчик электроэнергии, потребуется его замена и установка на модель, соответствующую количествам фаз и потребляемому току.

Заявки на такие услуги, как для физических, так и для юридических лиц подаются в едином окне. Вы можете получить отказ, если нет технических средств для увеличения установленного лимита. Такое может произойти, если трансформатор и так перегружен, а по близости нет свободного.

Предприятия и юридические лица

Если разрешённая электрическая мощность в помещении слишком мала, юридическое лицо может запросить её повышение на льготных условиях (1 раз) до 15 кВт. Больше 15 кВт льготы отсутствуют, тогда эти услуги оплачиваются по тарифам для юридических лиц. При увеличении разрешённой мощности анализируют потребление на близлежащих ТП (трансформаторных подстанциях) и, при наличии запаса по мощности, одной из них дают добро на повышение, после согласования. Процедура называется «МОЭСК переоформление мощности», при наличии «свободных ресурсов» может быть проведена бесплатно.

Стоимость процедуры увеличения выделенной мощности зависит от:

  • конечной величины мощности;
  • географического расположения объекта;
  • технической возможности подключиться к линии;
  • категории энергоснабжения.

Также рекомендуем просмотреть видео, на котором рассмотрена идея увеличения мощности за счет использования инвертора:

Если установленные нормы по электроэнергии вас не устраивают – обратитесь в компанию, которая поставлет электроэнергию, за помощью. Вы сможете уточнить, какой способ решения проблемы подходит для вас – увеличение мощности или перевод объекта на трёхфазную систему электроснабжения. Не пытайтесь составлять план объекта и электропроект самостоятельно – это должны делать профильные организации. В противном случае ваши документы просто не примут, и вы зря потратите время. Надеемся теперь вы знаете, что такое выделенная мощность электроэнергии, какой она бывает и как можно увеличить лимит.

Будет полезно прочитать:

  • Для чего нужен ограничитель мощности
  • Как заменить проводку в квартире
  • Как определить потребляемую мощность приборов
  • Как собрать трехфазный щит
  • Как заключить договор на поставку электроэнергии

Нормирование и реальное потребление электроэнергии домашними хозяйствами (социальный и региональный аспекты) Николай Антонов, к.э.н..

По данным Росстата, к 2016 г. доля расходов на оплату электроэнергии в общих расходах домашних хозяйств на оплату ЖКУ увеличилась по сравнению с 2007 г. (годом начала реформ в электроэнергетике РФ) в 1,5 раза — с 8,4 до 12,7 %. За этот же период стоимость 1 кВт∙ч для населения в домах без электроплит выросла в среднем в 2,8 раза при накопленной потребительской инфляции 214 %, то есть электроэнергия дорожает ускоренными темпами. Дополнительно к этому в начале осени текущего года правительство подняло вопрос о дополнительной «нагрузке на тариф» для населения в виде нормы потребления электроэнергии в объеме 300 кВт∙ч.

Вопрос нормы потребления электроэнергии населением (а точнее объема первой ступени потребления) поднимался не раз. В 2012-2013 гг. правительство РФ предпринимало попытку ввести так называемую социальную норму в ряде пилотных регионов. Эксперимент не удался, выявив негативные последствия, на которые тогда обратила внимание Общественная плата РФ. Но недавно вопрос нормы был вновь поднят и озвучен рядом руководителей правительства России и экспертами.

Основные положения, на которые стоит обратить внимание, сводятся к следующему:
— месячная норма потребления может составить 300 кВт∙ч на семью;
— эта норма будет оплачиваться по действующему тарифу, а потребление сверх нормы — по увеличенному и экономически обоснованному;
— это необходимо для того, чтобы энергетики смогли получить деньги для модернизации своих активов и нового строительства, в первую очередь сетевого;
— а также для того, чтобы снять избыточную нагрузку с «промышленных» потребителей, возникающую из-за так называемого «перекрестного субсидирования» населения за счет повышенного тарифа для «промышленных» потребителей.

Оставим в стороне вопрос, настолько ли необходимы дополнительные средства сетевым компаниям при наличии огромного потока средств, на которые в последние годы происходит сетевое строительство в условиях незначительного прироста потребления электроэнергии. Ведь в 2012-2016 гг. в стране при мизерном ежегодном темпе прироста конечного потребления электроэнергии 0,3% были введены мощности сетевой инфраструктуры, способные покрыть нагрузку потребителей на 86 ГВт (при этом фактическая используемая мощность составила не более 12-15% от заявленной). По сообщению председателя Комитета ГД РФ по энергетике П. Завального на круглом столе, посвященном текущему состоянию и перспективам развития электросетевого комплекса России (ноябрь 2017 г.), доля сетевой составляющей в тарифе доходит до 50%, при том, что за рубежом она составляет 20-30% — такой же она была и в советское время.

Следует рассмотреть два важных и связанных вопроса, касающихся непосредственно потребления электроэнергии в бытовом секторе (населением):
а) каковы реальные, уже достигнутые объемы потребление электроэнергии в быту регионов России и
б) какова оплата электроэнергии домашними хозяйствами.

Для начала необходимо отметить, что бытовой тариф на электроэнергию существенно различается для городских и сельских потребителей. Это продиктовано особенностями проживания и исторически сложившимся порядком оплаты — для жителей села тариф на 30% ниже, чем в городе. Также на 30% ниже плата для населения, пользующегося электроплитами (не зависимо от того, где оно проживает, в городе или на селе), но статистика электропотребления домашних хозяйств с ними нам недоступна.

На рисунках 1 и 2 видно, что в большей части регионов в 2017 г. потребление электроэнергии средней городской семьей из 3 человек (правда, не стоит забывать, что это виртуальная средняя!) оказывается ниже 300 кВт∙ч/мес. Однако в 20 регионах потребление уже превысило эту цифру. Это прежде всего субъекты Российской Федерации, расположенные в восточных регионах страны с отсутствием сетевого газа (когда в пищеприготовлении используются электроплиты — самые электроемкие приборы в жилище), а также с большими объемами относительно дешевой электроэнергии (например, Иркутская область).

Источник данных: Росстат
Рис. 1. Потребление электроэнергии в расчете на семью из трех человек в месяц в городах и сельских поселениях в 2017 г., кВт∙ч

Источник данных: Росстат
Рис. 2. Душевое потребление электроэнергии в быту в городах и сельских поселениях в 2017 г., кВт∙ч/год

В сельских поселениях указанная норма превышена уже в 34 регионах. Это закономерно, т.к. сельские жители традиционно вынуждены применять электроэнергию для повышения комфортности жилищ и в силу хозяйственной необходимости. Понятно, что повышенный расход электроэнергии в областях, окружающих Москву, вызван в том числе и расходом электроэнергии в домах, используемых как дачи, и в коттеджных поселках. Не исключены также статистические неточности.
Это означает, что при принятии решений о введении социальной нормы в том или ином виде необходимо подходить к регионам дифференцированно и детально разбираться с условиями и уровнем потребления электроэнергии в данном регионе. Для этого необходимо провести опросы, а также выборочные обследования и замеры энергопотребления в жилищном секторе. Если до перестройки эта работа велась, хотя, может быть, и в недостаточных объемах специалистами АКХ им. К.Д. Панфилова, «Информэнерго», профильных и некоторых учебных институтов, то в настоящее время объективная информация о деталях энергопотребления в жилищах практически не поступает. Единственное достаточно подробное обследование уровней электропотребления домашних хозяйств проводилось на средства РАО «ЕЭС России» в 2005-2006 гг. Оно было нацелено как раз на изучение последствий введения социальной нормы и показало, что ее введение приведет к высокой нагрузке на бюджеты домашних хозяйств и необходимости специальных социальных программ для смягчения действия такой нормы. От случая к случаю отдельные вопросы электропотребления затрагивались в работах Фонда общественного мнения. Между тем, например, в США такие обследования проводятся на регулярной основе на относительно небольшой выборке, не превышающей 7-10 тыс. домохозяйств, а также весьма масштабные с числом обследуемых жилищ в 155 тыс. единиц (население США превышает в 2,2 раза население России). Результаты этих обследований доступны широкой публике и весьма насыщенны.
При решениях о повышении тарифов на электроэнергию для населения следует учитывать, что именно электроэнергия является одной из основ повышения качества жизни населения. Так, по мнению экспертов ООН (да и по мнению отечественных специалистов-энергетиков, занимавшихся проблемами электрификации в советское время), именно удельный расход электроэнергии в быту является одним из индикаторов уровня жизни населения той или иной страны. Россия по показателям потребления электроэнергии на душу населения в быту значительно уступает развитым зарубежным странам, даже если элиминировать влияние достаточно распространенного в некоторых странах электротеплоснабжения (рис. 3).

Источник: Данные Росстата и МЭА.
Рис. 3.Подушевое потребление электроэнергии в быту некоторых стран, 2016 г.

Кстати, на ежегодный мониторинг показателя доступности электроэнергии населению будут нацелены индикаторы, принимаемые в настоящее время нашей страной в рамках контроля за достижением целей устойчивого развития на национальном уровне. Сам мониторинг будет вести Росстат во исполнение п. 3 протокола заседания межведомственной рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития, от 27 октября 2017 г. № 19.

Среди рекомендованных для нашей страны индикаторов, по всей видимости, будет принят показатель доступности, выражающийся в доле оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), в том числе электроэнергии, в структуре потребительских расходов (это и определяет ее «доступность» для нашего потребителя). Сейчас эта доля завышена, учитывая относительно невысокий душевой расход электроэнергии в быту России. Особенно важен этот показатель для низкодоходных групп населения (нижних децилей по доходам).

В России доля оплаты услуг ЖКХ в структуре потребительских расходов достигает неприемлемой величины 10,3-11,3 % (2011-2016 гг.), из них энергия разных видов — 5,1-5,6 %. И это при том, что для нашей страны до сих пор характерна неразвитая структура потребительского бюджета, при которой доля расходов на питание составляет 35-40 % от общих потребительских расходов. На Западе при указанных величинах расходов семей государством включаются разные компенсаторные механизмы, причем более значимые, чем субсидии малодоходным группам населения в РФ. Причем, в разных странах при определении социальной помощи населению выходят за пределы официального порога бедности. Например, в США муниципальные энергоснабжающие компании устанавливали пороговое значение для участия в программах помощи малообеспеченным потребителям в процентах от официально установленной на федеральном уровне черты бедности для семей различного состава. Эта черта публикуется федеральным правительством в марте каждого года. Доход абонента для участия в программе может достигать 150 % от официально признанного уровня бедности (см. табл. 1). Из таблицы 1 видно, что доля расходов на оплату коммунальных услуг в потребительских расходах населения РФ практически вдвое превышает аналогичную долю расходов населения в США.

Таблица 1. Сопоставление российских и зарубежных данных по оплате ЖКУ

Показатели Россия *) США
До рыночных преобразований (1988 г.) 1994 г. 2004 г. в том числе у бедных 2016 г. в том числе у бедных 2001 г.**)
Индикаторы бедности Прожиточный минимум Расходы на питание » ⅓ семейного бюджета***)
Индикатор «энергетической» бедности для получения скидок по тарифам на электроэнергию, как основной энергоноситель в жилище 150% от официально признанной на федеральном уровне черты бедности
Доля населения с доходами ниже официального уровня бедности 12,6 24 18 13,4 Н.д.
Расходы на питание (включ. алкоголь и табак) в потребительских расходах, % 32 49,7 41,6 53-57 35,4 52,2 15,2
ФРГ — 14 (2005 г.)
Доля расходов на оплату ЖКУ в потребительских расходах (%), 2,9 1,8 7,7 дек.15 11,3 15,2 17,7
(с арендой жилья и его ремонтом!)
в том числе коммунальные услуги н.д. 1,3 6,3 ноя.13 10 14,6 3,2

*) по данным Госкомстата РФ;

**) — расчет по данным Statistical Abstract of the USA, 2003;
***) — По данным Национальной ассоциации дешевого жилья США.

Оплата электроэнергии является произведением количества потребленной электроэнергии на величину тарифа. По данным формы 22-ЖКХ (сводная) Росстата за 2017 г., для населения средняя стоимость предоставления услуг по электроснабжению составляла почти 3 руб./кВт∙ч.

В целом по стране уровень возмещения населением затрат на предоставление услуг по электроснабжению составляет 90 % (от «экономически обоснованных затрат», 2017 г.). При этом у большей части субъектов Федерации (60 из 85, т. е. 70%) уровень оплаты услуг электроснабжения для населения находится на «экономически обоснованном» уровне (это голубые столбцы на рис. 4). Видно, что примерно треть из оставшихся (9-10 регионов), по нашему мнению, вполне могут себе позволить держать тарифы для населения ниже «экономически обоснованных», т.к. эти регионы имеют в структуре электробаланса повышенную долю тяжелой, электроемкой промышленности, работающей на экспорт с соответствующими отчислениями в бюджет. Это, например, такие регионы, как Красноярский край и Иркутская область с их алюминиевыми заводами, целлюлозно-бумажной и химической промышленностью и дешевой электроэнергией ГЭС, нефтедобывающие регионы Западной Сибири и Сахалинская область, Республика Татарстан с активно развивающейся промышленностью, включая нефтедобычу и переработку, и традиционно сильной социально-направленной политикой.

Источник данных: Росстат
Рис. 4. Распределение регионов по уровню стоимости предоставленных населению услуг электроснабжения в отношении к экономически обоснованной и фактическое возмещение населением затрат на предоставление услуг электроснабжения по установленным для него тарифам, 2017 г., %

Отметим, что красные столбцы на рассматриваемой диаграмме показывают уровень фактической оплаты в конце года, это, по сути, дисциплина платежей населения. Однако здесь необходимо учитывать, что большая часть неоплаченной доли не является безнадежной, это задержки в оплате, долг, который потом погашается, о чем и свидетельствует в некоторых регионах превышение 100 %-ного уровня оплаты. Пока можно считать, что в основном в системе «потребление населением услуги-ее оплата» поддерживается баланс.

Внедрение социальной нормы рассматривается как механизм снижения тарифа (затрат) для промышленных предприятий, некий ограниченный демпфер перекрестного субсидирования. Учитывая примерную величину перекрестного субсидирования в 280-300 млрд. руб. и потребление электроэнергии в быту в объеме 155 млрд. кВт∙ч, полный отказ от этого субсидирования привел бы к росту тарифа для населения на 2 руб./кВт∙ч, т.е. до 5 руб./кВт∙ч, или примерно в 1,7 раза, что уже явно выходит за рамки платежеспособного спроса населения.

В этих условиях для дополнительного понимания граничных значений платежеспособного спроса стоит сопоставить тарифы на электроэнергию для населения в РФ и США. В последних средний тариф для бытовых потребителей в 2017 г. составил 13,1 цента/кВт∙ч (на рис. 5 приведена карта-схема распределения величины тарифов для быта по штатам США в мае 2018 г., видно, что размах колебаний, как и у нас в стране, достаточно велик). В России средняя стоимость услуги энергоснабжения по паритету покупательной способности валют (ППС) по итогам 2017 г. достигала примерно 12 цента/кВт∙ч, т.е. была близка к уровню США. Но при полном отказе от перекрестного субсидирования тариф составит по ППС уже почти 21 цент/кВт∙ч, что, очевидно, в настоящих условиях не приемлемо.

Ясно, что проблема перекрестного субсидирования приобретает особую остроту в регионах с низкой долей «промышленного» электропотребления. Нужно искать приемлемое решение этого вопроса, как паллиатив: в качестве перспективного варианта можно рассматривать объединение (пул) платежей в соседствующих регионах, что, конечно, потребует существенных изменений в практике госрегулирования.

Но, на наш взгляд, главное — нужно снижать тарифы, делать это посредством ограничения аппетитов энергетиков, в первую очередь сетевиков, путем неформального аудита их затрат и соответствующего регулирования.

1. https://versia.ru/chem-grozit-vvedenie-socialnyx-norm-na-yelektroyenergiyu

2. Мы применяем здесь общепринятое «вульгарное» наименование потребителей, которым «нагружается» тариф. Строго же говоря, нагружается тариф потребителям, запитанным на высоком напряжении (ВН и СН1), и это могут быть не только промышленные потребители в соответствии с кодами ОКВЭД или потребители из групп «промышленные и приравненные к ним потребители», традиционно выделяемых сбытовыми компаниями.

3. Антонов Н.В., Чичеров Е.А., Шилин В.А. Анализ динамики объемов заявок на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства в период 2012-2016 годов на территории Российской Федерации // РУМ. — 2017. — № 5 (577).

4. https://news.rambler.ru/other/38373234/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

5. Их электропотребление обычно колеблется в пределах 800-1100 кВт∙ч/год на среднюю семью.

6. Статистический выброс по Калужской области (1-е место по расходу) мы склонны относить к неточности статистики (электробаланса Росстата), т.к. здесь до 2013 г. включительно удельное потребление в быту было примерно на уровне среднероссийского. К тому же доля городского жилищного фонда, оборудованного электроплитами, в области весьма низка и не превышала в 2017 г. 9-10%.

7. Индикаторы разработаны в соответствии с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН А/RES/71/313 от 6 июля 2017 г.

8. Еще в конце XIX века немецкий ученый Э.Энгель сделал выводы, получившие название «закон Энгеля». Суть последнего в том, что с ростом дохода семьи удельный вес расходов на пищу снижается, на одежду, жилище, отопление и освещение сравнительно мало меняется, а на удовлетворение культурных потребностей увеличивается. То есть при прочих равных условиях доля дохода, расходуемого на питание, может служить показателем уровня благосостояния данной группы населения. В России она составляет 35-40 %, тогда как в развитых странах обычно колеблется в пределах 15-20 %. Следует однако отметить, что в 90-е и последующие годы происходила ускоренная стратификация населения по доходам. Часть населения (ориентировочно 5-7 %) вышла на такой уровень доходов, при котором потребность в экономии средств и в самоограничении в потреблении отсутствуют. Именно эта «лидирующая» группа населения уже сейчас способна оплачивать изменение инженерного оборудования своего жилища на основе его полной электрификации с соответствующим ростом расходов электроэнергии (до уровня, скажем США или Норвегии). Именно для этой группы можно вводить дополнительную плату за электроэнергию.

9. В терминологии указанной формы статистического наблюдения – «это размер платы за … предоставление коммунальных услуг (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение и водоотведение), обеспечивающий минимально-необходимый уровень возмещения затрат на расширенное воспроизводство с учетом принятой производственной программы предприятия по повышению эффективности деятельности организаций, проведению мероприятий по модернизации и реконструкции эксплуатируемых организацией объектов коммунальной инфраструктуры». Но содержание данного термина в форме статотчетности не отвечает общепринятому понятию, это, по всей видимости, стоимость предоставленных населению услуг, рассчитанная по тарифам, утвержденным органами регулирования, исходя из стопроцентной оплаты их населением. Хотя обратим внимание, что в определении все же присутствует указание на достаточность средств даже для расширенного воспроизводства. С эти надо дополнительно разбираться.

10. Кстати, заметим, что такие же задержки платежей характерны не только для условий России. Общение с коллегами из энергокомпаний США и Финляндии свидетельствует о том, что там не менее 3-4% потребителей не оплачивают вовремя счета за электроэнергию или же не платят вовсе. С ними энергокомпании работают дополнительно, пытаясь организовать их участие в каких-то программах субсидирования, или даже вынуждены попросту списывать долги, нагружая тариф этими выпадающими доходами при очередном цикле регулирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *