Кодекс торгового мореплавания

30 апреля 1999 года N 81-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

Принят Государственной Думой 31 марта 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

(в ред. Федерального закона от 26.05.2001 N 59-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации

1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами (далее — законы), указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты Российской Федерации).

2. Имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.

Статья 2. Понятие торгового мореплавания

Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

лоцманской и ледокольной проводки;

поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества;

гидротехнических, подводно — технических и других подобных работ;

санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды;

проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.

Статья 3. Сфера применения правил, установленных настоящим Кодексом

1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на: морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом; суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

2. Правила, установленные настоящим Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на: военные корабли, военно — вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы; некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства. В случаях, если настоящим Кодексом прямо предусмотрено, что правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на суда и грузы, указанные в настоящем пункте, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов.

Статья 4. Перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации

1. Перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.

2. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, перевозки и буксировка в каботаже могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства.

Статья 5. Государственное управление в области торгового мореплавания

1. Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а также федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие из торгового мореплавания.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота, правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие в связи с промыслом водных биологических ресурсов.

4. Навигационно — гидрографическое обеспечение морских путей, за исключением трасс Северного морского пути, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обороны. Навигационно — гидрографическое обеспечение на трассах Северного морского пути осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 26.05.2001 N 59-ФЗ)

Статья 6. Государственный надзор за торговым мореплаванием

1. Государственный надзор за торговым мореплаванием возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта осуществляет государственный надзор за: соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании; охраной человеческой жизни на море;

дипломированием членов экипажей судов, за исключением членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов;

государственной регистрацией судов и прав на них; лоцманской службой и системой управления движением судов в морских портах;

спасательной службой и взаимодействием ее с другими спасательными службами;

состоянием морских путей;

обеспечением защиты морской среды.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства осуществляет государственный надзор за: соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании в отношении судов рыбопромыслового флота;

охраной человеческой жизни на море;

дипломированием членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов;

государственной регистрацией судов рыбопромыслового флота и прав на них;

лоцманской службой и системой управления движением судов в морских рыбных портах.

4. Государственный надзор за спортивными и прогулочными судами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Судно

1. Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

2. Под судами рыбопромыслового флота в настоящем Кодексе понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

Статья 8. Судовладелец

Под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Статья 9. Морские порты. Портовые власти

1. Под морским торговым портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.

2. Под морским рыбным портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности — комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.

Скачать Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации

Под морским специализированным портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (леса, нефти и других).

К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов.

4. Под портовыми властями в настоящем Кодексе понимаются соответствующие администрации морских портов, осуществляющие административно — властные и другие возложенные на них Правительством Российской Федерации полномочия.

5. Деятельность морских портов, указанных в пунктах 1 — 3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законом о морских портах Российской Федерации.

Статья 10. Вместимость судна

Для целей статей 23, 27, 320, 326, 331 и 359 настоящего Кодекса под вместимостью судна понимается его валовая вместимость, определяемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года.

Статья 11. Расчетная единица

1. Расчетная единица, предусмотренная статьями 170, 190, 320, 331, 359 и 360 настоящего Кодекса, является единицей специального права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.

2. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется: на дату вынесения решения судом, арбитражным судом или третейским судом либо на установленную соглашением сторон дату сумм, указанных в статьях 170 и 190 настоящего Кодекса; на дату создания фонда ограничения ответственности — сумм, указанных в статьях 320 и 331 настоящего Кодекса; на дату создания фонда ограничения ответственности, производства платежа или предоставления обеспечения, эквивалентного платежу, — сумм, указанных в статьях 359 и 360 настоящего Кодекса.

Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и расчетов.

<< На кодексы |Вперед >>

Основой законодательной базы, регулирующей отношения в торговом мореплавании, является Кодекс Торгового Мореплавания РФ (далее КТМ).

Глава XV КТМ в его последней редакции полностью посвящена правилам и порядку заключения договоров морского страхования. Кроме того, в отдельных главах КТМ регламентируются различные виды ответственности собственника и судовладельца, ставшие основой для поименного перечня рисков, покрываемых страховщиком.

  • за ущерб от загрязнения нефтью с судов, если на судне перевозится наливом более 2000 тонн нефти в качестве груза (глава XVIII КТМ);
  • за ущерб, причиненный в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ (глава XIX КТМ);
  • за ущерб от загрязнения бункерным топливом (глава XIX.1 КТМ) – это обязательство применимо только для судов валовой вместимостью более 1000 тонн.

  • В соответствии с Главой VII КТМ собственник судна по требованию капитана порта обязан поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением, либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности порта и проводимым в нем работам

    Глава VIII КТМ предусматривает ответственность перевозчика за утрату или повреждение принятого для перевозки груза, либо за просрочку его доставки.

    Глава IX КТМ предусматривает ответственность перевозчика за смерть пассажира и повреждение его здоровья, а также за утрату и повреждение багажа пассажира, произошедшие во время морской перевозки по вине перевозчика

    Наконец, глава XVII КТМ регламентирует правоотношения сторон и порядок возмещение убытков от столкновения судов. В торговом мореплавании всегда существует вероятность причинения судовладельцем материального ущерба третьим лицам, либо стороне по договору.

    Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации

    Страхование ответственности минимизирует финансовые риски судовладельца и обеспечивает возмещение такого ущерба

    Лимиты ответственности по договорам страхования, либо размеры предоставляемых финансовых гарантий, должны соответствовать требованиям национального законодательства РФ и законодательству флага судна, а также требованиям соответствующих международных конвенций и соглашений. 

    Наличие необходимого страхового покрытия или финансового обеспечения, требуемого КТМ и применимыми международными конвенциями, удостоверяется администрацией флага судна на основании соответствующих сертификатов, выданных судовладельцу финансовым учреждением либо страховщиком, в обязательном порядке проверяется органами портового контроля перед каждым выходом судна из порта. Коммерческая деятельность судна, не имеющего требуемого обязательного страхования либо финансовых гарантий, запрещена.

    У успешного морского предприятия много составляющих. Всегда важно знать не только то, что страховая защита вашего судна надежна и должным образом работает, но и то, что многочисленные требования надзорных органов к страховому покрытию и документальному оформлению в соответствии с требованиями важнейших морских конвенций выполнены самым скрупулезным образом. 

    Обратитесь за тщательно выверенным страховым покрытием ответственности судовладельца здесь.

    Статья 5 (КТМ РФ) Кодекса торгового мореплавания РФ. Государственное управление в области торгового мореплавания

    КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ

    Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта (далее — федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), а также федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

    2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие из торгового мореплавания.

    3. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота, правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие в связи с рыболовством.

    4. Навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей, за исключением акватории Северного морского пути и морских путей в акваториях морских портов и на подходах к ним, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обороны.

    Навигационно-гидрографическое обеспечение в акватории Северного морского пути, в акваториях морских портов и на подходах к ним осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта.

    Предыдущая статья | Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) | Следующая статья

    Поиск Лекций

    КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ

    К основным национальным законодательным и нормативным актам, на положениях которых должны базироваться действия и методы по обеспечению безопасности плавания, относятся:

    Конституция Российской Федерации,

    Гражданский кодекс РФ,

    Уголовный кодекс РФ,

    Кодекс торгового мореплавания,

    Приказ Минтранса РФ от 26 июля 1994 г. № 63 «О мерах по повышению безопасности мореплавания».

    Первый в истории России кодифицированный акт о торговом мореплавании — Кодекс торгового мореплавания Союза ССР был принят в 1929 г., второй — Кодекс торгового мореплавания СССР — в 1968 г., третий — Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) — 31 марта 1999 г. (вступил в силу с 1 мая 1999 г.). Несмотря на некоторую условность, термин «торговое мореплавание» использовался и в законодательной практике дореволюционной России.

    КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРИНЯТ ГД ФС РФ 31.03.99 Г.)

    Доказательством тому — Проект уложения о торговом мореплавании 1909 г.

    КТМ РФ регулирует отношения, далеко выходящие за рамки обычных транспортных уставов и кодексов. Им регулируется, с одной стороны, транспортная деятельность на море, а с другой, — большой круг отношений, связанных с иными видами деятельности на море. Об этом свидетельствует ст.2 КТМ РФ, где дается расшифровка термина «торговое мореплавание». Под ним понимается деятельность, связанная с использованием судов для:

    • перевозки грузов, пассажиров и багажа;

    • промысла водных биологических ресурсов;

    • разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

    • лоцманской и ледокольной проводки;

    • поисковых, спасательных и буксирных операций;

    • подъема затонувшего в море имущества;

    • гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

    • санитарного, карантинного и другого контроля;

    • защиты и сохранения морской среды;

    • проведения морских научных исследований;

    • учебных, спортивных и культурных целей;

    • иных целей

    Сфера действия КТМ РФ определена в ст. 3:

    «1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:

    • морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;

    • суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река-море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

    2. Правила, установленные настоящим Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:

    • военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;

    • некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

    В случаях, если настоящим Кодексом прямо предусмотрено, что правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на суда и грузы, указанные в настоящем пункте, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов».

    КТМ РФ (1999 г.) впервые вводит понятия государственного управления в области торгового мореплавания и государственного надзора за торговым мореплаванием. Первое осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации и Государственным комитетом по рыболовству РФ и заключается в издании в пределах своей компетенции обязательных для исполнения организациями и гражданами правил, инструкций и иных актов, содержащих нормы права и регулирующих отношения, возникающие в торговом мореплавании. Второе заключается в выполнении этими органами исполнительной власти надзора за:

    • соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании;

    • охраной человеческой жизни на море;

    • дипломированием членов экипажей судов, за исключением членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов;

    — государственной регистрацией судов и прав на них;

    — лоцманской службой и системой управления движением судов в морских портах;

    — спасательной службой и взаимодействием ее с другими спасательными службами;

    — состоянием морских путей;

    — обеспечением защиты морской среды.

    Впервые в Кодекс введена глава «Государственный портовый контроль», в которой закреплены функции капитана порта по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морских портах. На капитана морского торгового Порта возлагается:

    контроль над соблюдением международных договоровРоссийской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании;

    выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждение их выдачи;

    проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;

    контроль над соблюдением требований, касающихся порядка захода в порт и выхода из порта;

    контроль над деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;

    расследование аварийных случаев.

    Кодекс закрепляет высокий служебный статус капитана порта. Капитан морского торгового порта подчиняется непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области транспорта. За нарушение правил, касающихся безопасности Мореплавания и порядка в порту, капитан порта вправе налагать административные взыскания. Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его компетенции вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан.

    Кодекс определяет права капитана порта на проверку судовых документов, на осмотр судна при наличии достаточных оснований полагать, что судно не отвечает требованиям безопасности мореплавания, на контрольный осмотр судна. В случае непригодности судна к плаванию, нарушения требований о загрузке, снабжении судна, укомплектовании экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо причинения ущерба

    морской среде капитан порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта.

    Рад новых правовых норм, касающихся безопасности мореплавания, содержится в главе «Морские лоцманы». В ней сформулированы цели лоцманской проводки: они заключаются в обеспечении безопасности плавания судов и предотвращении происшествий с судами, а также защиты морской среды. На лоцмана возлагаются обязанности публично-правового характера — немедленно сообщать капитану порта о:

    — любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;

    — любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом районе;

    — невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвра­щения загрязнения моря с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

    Кодекс учитывает требования международных конвенций к дипломированию членов экипажа судов. Он определяет, что члены экипажей должны иметь дипломы и квалификационные свидетельства, которые считаются действительными при наличии подтверждений их капитанами портов, удостоверяющих их выдачу. Предусматривается, что эти дипломы и свидетельства должны быть установлены Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным правительством Российской Федерации.

    Дипломы или свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.

    В Кодексе торгового мореплавания сохранены правовые нормы, касающиеся обязанностей капитана судна по обеспечению безопасности плавания, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда находящимся на судне людям и грузу.

    Принятием Кодекса создана правовая основа для разработки подзаконных актов, в которых должны быть конкретизированы общие принципы и нормы, изложенные в нем.

    ГЛАВА 2

    ©2015-2018 poisk-ru.ru
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *