Компенсационные и стимулирующие выплаты

Содержание

Что такое стимулирующие выплаты

Сотрудники любого предприятия являются его важнейшим ресурсом, поскольку от того, насколько эффективно трудится человек, зависит успех компании. Основной задачей руководства организации является эффективное использование кадров, но для этого человек должен быть заинтересован исполнять свои обязанности на самом высоком уровне. Для этого используются разные меры стимулирования труда – установление вознаграждений при достижении определенных результатов.

Согласно трудовому законодательству, заработная плата состоит из нескольких составляющих:

  • Базовая часть, имеющая строго установленное значение. Она может выражаться в тарифных ставках, окладах, сдельной оплате.
  • Выплаты компенсационного характера, например, такие, как за работу в сложных климатических условиях.
  • Стимулирующие начисления, которые являются дополнительным поощрением за выполненную работу.

Статья 144 Трудового кодекса гласит, наниматель вправе премировать сотрудников, назначать им доплаты. Размеры и формы устанавливаются с учетом мнения представительного органа работников, соглашениями, коллективным или трудовым договором. Стимулирующие выплаты в 2018 году, условия назначения и порядок применения устанавливаются:

  • Правительством РФ, если финансирование идет из федеральной казны;
  • органами государственной власти отдельно взятого субъекта при выплатах из регионального бюджета;
  • органами местного самоуправления, если субсидирование осуществляется из местного бюджета.

Отличие от выплат компенсационного характера

Вознаграждение за работу в особых условиях туда или же отличных от обычных носят название компенсационных выплат. К ним относятся:

  • доплаты для лиц, занятых на тяжелых, вредных или опасных работах;
  • оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями;
  • сверхурочная работа;
  • работа в выходные, нерабочие, праздничные дни;
  • работа в ночное время;
  • надбавка за подвижной или разъездной характер работы;
  • оплата труда при вахтовом методе работы;
  • выполнение работ различной квалификации;
  • совмещение профессий.

Являясь одной из частей оплаты труда, компенсации имеют ряд отличий от стимулирующих мер:

  • Если стимулирующие поощрения назначаются по желанию руководства компании, то компенсационные являются обязательными к применению и отражены законодательно.
  • Вознаграждения стимулирующего характера имеют строго ограниченный размер, который прописывается в локальных нормативных актах. Величина компенсационных доплат не привязывается к каким-либо цифрам и может быть разной.
  • Компенсации напрямую зависят от условий ведения трудовой деятельности, в то время как для назначения стимулирующих доплат могут применяться разные основания.

Нормативно-правовая база

Основным законодательным актом, который прописывает возможность начисления поощрений человеку за его работу, в 2018 году по-прежнему остается Трудовой кодекс (статьи 129, 135, 144, 191). Особое внимание нужно уделить Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Они ежегодно утверждаются решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. В ее состав входят Правительство РФ, профсоюзы и работодатели.

Кроме этого, для каждой отрасли существуют собственные рекомендации, например:

  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.06.2013 № 421.
  • Письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.
  • Приложение 3 к Приказу МЧС № 545 от 22.09.2009 г.

Положение о выплатах стимулирующего характера

Как и прежде, стимулирующие выплаты в 2018 году определяются на основе разработанных критериев эффективности. Они фиксируются в Положении, а еще должны быть понятны всем сотрудникам, которые вправе претендовать на подобного вида доплаты. Дополнительно к этому для каждого сотрудника разрабатывается индивидуальная карта ключевых показателей эффективности, или сокращенно КПЭ. Показатели, установленные там, должны быть достижимыми, чтобы существовала реальная возможность мотивации сотрудников.

Для объективной оценки способностей каждого сотрудника, анализа его профессионального роста, ответственности, организованности, умения планировать свою трудовую деятельность и ряда прочих показателей, применяется балльная система стимулирования персонала. При ее использовании за свою работу каждый сотрудник компании получает оценки, которые используются для начисления премий. В рамках оценочной компании разрабатывается своя шкала, причем каждый для каждого балла прописывается точная характеристика.

Заработанные баллы фиксируются в специальных оценочных бланках. Впоследствии при подведении итогов они используются балансовой комиссией для определения точного размера вознаграждения. Важным моментом является и то, что любой сотрудник вправе ознакомиться с оценкой своей профессиональной деятельности, а при несогласии может всегда подать апелляцию.

Положение не имеет установленной формы и разрабатывается на каждом предприятии в индивидуальном порядке. Оно может являться частью коллективного договора, разрабатывается с участием представителей трудового коллектива и не может ухудшать условия труда сотрудников. Из основных моментов, которые отражаются в документе, следует назвать:

  • сведения о работниках, которые подпадают под премирование;
  • данные о составе премии и ресурсах ее финансирования;
  • схему и критерии начисления надбавки;
  • какие цели достигаются путем применения поощрительных мер;
  • процедура проведения апелляции.

Что относится к стимулирующим выплатам в 2018 году

С целью стимулирования труда предусмотрены разного рода доплаты:

  • Премиальные. Различают единовременные и регулярные премии. Первый вариант имеет персонифицированный характер начисления и устанавливается непосредственно руководителем. Регулярные премиальные являются частью системы оплаты труда. Их размер обозначается в процентном отношении к тарифной ставке или окладу. Периодичность назначения регламентируют локальными нормативными актами по согласованию с работниками и/или профсоюзными организациями. Периодические премии учитываются при расчете среднего заработка сотрудника. При возникновении спорных моментов рассмотрением проблемы занимается комиссия по трудовым спорам или суд.
  • Доплаты и надбавки. Они могут устанавливаться как самим работодателем, например, за мастерство или профессионализм, так и на законодательном уровне – за звание, ученую степень, выслугу лет. Для начисления доплат издается распоряжение или приказ.
  • Вознаграждение. Устанавливается на усмотрение нанимателя и фиксируется в локальных нормативных актах. Может быть приурочено к определенному событию, например, к профессиональному празднику, или же выплачиваться всем сотрудникам в конце отчетного периода (тринадцатая зарплата).

Поощрительные выплаты работникам бюджетной сферы в 2018 году

Компенсационные и стимулирующие выплаты работникам бюджетной сферы в каждой конкретной организации отличаются. Получать вознаграждение вправе все без исключения. Это относится к тем, кто числится в штате постоянно и к тем, кто работает по совместительству. При расчете вознаграждения за основу берутся экономические нормативы и показатели бюджетной организации. Не последнее место в ряду мер стимулирования отводится разовым премиям, например, к профессиональному празднику или ввиду достижения каких-либо особенных результатов.

Величина вознаграждения носит индивидуальный характер в зависимости от учреждения. Преимущественно разрабатывается самостоятельная шкала критериев и указывается определенная сумма премии, которая зависит от фонда бюджетной организации. Все меры стимулирования отражаются в Положении, принятом каждым отдельно взятым учреждением. Документ составляется работодателем согласно трудовому законодательству. Он обязательно проходит согласование с профсоюзами. При формировании системы поощрения руководствуются приказами профильных министерств и ведомств.

Кому положены

В законодательстве не существует четкой формулировки, кто в России считается работником бюджетной сферы, но в ряде правовых актов, которые касаются оплаты и стимулирования труда, такое понятие употребляется. Для более точного определения за основной критерий берут источники финансирования, то есть выделение денег из бюджета (федерального, регионального, местного). К бюджетникам принято относить работников:

  • федеральных госучреждений (таможенную службу, налоговиков, сотрудников казначейства и пр.);
  • системы образования всех уровней (преподавательский состав ВУЗов, учителей, воспитателей детсадов, их помощников);
  • граждан, занятых в здравоохранении (врачей, медицинских сестер, работников медико-социальной экспертизы);
  • санаториев и домов отдыха;
  • сферы социального обслуживания;
  • деятелей науки и культуры;
  • гражданский персонал воинских частей;
  • некоторых сотрудников исполнительной власти.

Особенности назначения в 2018 году

В зависимости от особенностей функционирования учреждения, разрабатываются собственные критерии, по которым определяется, могут ли быть начислены стимулирующие выплаты в 2018 году конкретному работнику или коллективу в целом. Наряду с этим, не стоит забывать о том, что предусмотренные коллективным договором или прочими локальными актами размеры надбавки могут снижаться или вовсе отменяться. Эти вопросы оговариваются, причем обязательно указываются минимальный и максимальный пороги лишения премии (как правило, в процентном соотношении).

Условиями, приводящими к частичной или полной невыплате вознаграждений, выступают:

  • нарушение производственной дисциплины;
  • невыполнение должностных обязанностей;
  • несоблюдение правил техники безопасности и внутреннего распорядка;
  • снижение качества оказываемых услуг;
  • присутствие жалоб со стороны третьих лиц;
  • нанесение вреда имуществу организации.

Стимулирующие выплаты педагогам среднего и высшего звена

Премирование работников сферы образования помогает мотивировать их к плодотворной работе, позволяет повысить укомплектованность учебных учреждений, препятствуя текучести кадров. Меры стимулирования дают работодателю возможность привлечь к учебной деятельности более квалифицированных педагогов, которые не боятся новаторства, внедряют собственные методики, применяют нестандартный подход к обучению. До 2008 года преподавателям вовсе не начислялись поощрительные выплаты, тогда как сейчас, в 2018, их величина может достигать 30–35% в составе заработной платы.

Порядок начисления доплат отражается во внутренних нормативных актах, а для получения вознаграждения к преподавателям предъявляются определенные требования, например, такие как:

  • регулярное повышение квалификации путем прохождения соответствующих курсов не реже одного раза в три года;
  • самообразование, развитие и усовершенствование профессиональных качеств;
  • участие и выступление на семинарах, педсоветах, конференциях;
  • дополнительные занятия с талантливыми учениками и детками из неблагополучных семей;
  • организация занятости учеников путем создания выставок достижений;
  • отбор молодежи для участия в олимпиадах, конкурсах и соревнований;
  • проведение экскурсий, посещений рекреационных, образовательных и творческих мероприятий вне стен учебного заведения;
  • ведение факультативов и кружков;
  • работа с родителями и привлечение их к участию в жизни учащихся;
  • проведение собраний и сотрудничество с родительским комитетом;
  • контроль успеваемости подопечных.

Воспитателям детских дошкольных учреждений

Работа с малолетними ребятами – ответственный труд, поэтому государство всячески старается привлечь к этому талантливых и креативных граждан. Поскольку воспитание детей – социально значимое занятие, система поощрения работников ДОУ состоит из разных выплат:

  • единоразовые и регулярные премии;
  • вознаграждения за стаж;
  • надбавки за квалификационную категорию;
  • доплаты за заслуги и проделанную работу.

Процесс стимулирования, размер и периодичность начисления денежных средств отражается в локальных документах. В 2018 претендовать на них могут воспитатели, которые не только добросовестно относятся к исполнению своих обязанностей, но и:

  • применяют новые, инновационные педагогические разработки в работе с детворой, которые приводят к положительным результатам;
  • стимулируют родителей к участию в жизни коллектива;
  • проводят дополнительную работу с детками и их родителями, оказавшимися в трудной ситуации.

Медицинским работникам

Согласно трудовому законодательству, в 2018 году оплата труда работникам медучреждений состоит из нескольких частей:

  • базовая (оклад, тариф);
  • компенсации;
  • стимулирующее вознаграждение;
  • социальные доплаты.

Из вышеназванных начислений лишь стимулирующие выплаты регулируются администрацией медицинского учреждения (заведующим поликлиникой, главврачом больницы). Все же остальные находятся в ведении федеральных и региональных властей. При определении порядка начисления мер поощрения, а закрепляются они в локальных нормативных актах, до каждого работника в индивидуальном порядке доносится вся информация касательно возможности получения надбавок.

Величина доплат не имеет фиксированных значений и зависит от объема оказанных услуг. Для этого ежемесячно издается приказ, где указываются сотрудники и сумма поощрения. Размеры стимулирующих доплат устанавливаются администрацией учреждения самостоятельно, но с оглядкой на Положения и методики, которые разработаны Министерством здравоохранения. Во внимание принимаются:

  • оценка эффективности работы медработника;
  • выполнение стандартов в области лечебного дела, здравоохранения;
  • фактически отработанное время.

Особое внимание уделяется эффективности работы, определить которую сложно. По этой причине в медучреждениях применяется специальная методика, помогающая определить достоверные результаты труда сотрудника лечебных организаций. Для подведения итогов учитывают:

  • наличие жалоб пациентов;
  • постановку неточных диагнозов;
  • проведенную невовремя госпитализацию;
  • выявление осложнений, возникших вследствие медикаментозного лечения или операций;
  • число выявленных болезней и пр.

Государственным служащим

В 2018 году величина поощрения госслужащим разниться в зависимости от ведомства. Так, например, для сотрудников Министерства труда они будут примерно на 30% ниже, нежели у работников Минфина. Размер вознаграждения в центральном аппарате будет больше, нежели у их коллег в регионах. Если для выплаты надбавок используются средства местных бюджетов, то величина премирования напрямую будет зависеть от возможностей казны каждого субъекта.

Еще меры стимулирования положены по выслуге лет, при выполнении сложных или важных заданий либо за особые условия прохождения службы. Они могут выплачиваться ежемесячно или с другой периодичностью, а могут вовсе начисляться разово. Все эти сведения отражаются в нормативных актах конкретного ведомства. Величина доплат в 2018 году зависит от разных факторов и может варьироваться в разных пределах, например:

  • за выслугу – от 10 до 30%;
  • за особые условия службы – 60–200%;
  • при работе с секретными сведениями – от 5 до 75%.

Порядок начисления­

Поскольку в отличие от компенсаций меры стимулирования напрямую зависят от работодателя, то их размер и порядок начисления находятся в его ведении. Алгоритм действий отточен годами и состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Для начала создается специальная комиссия, в состав которой входят представители коллектива – от администрации до простых тружеников.
  2. Далее комиссия занимается рассмотрением дела каждого работника в индивидуальном порядке.
  3. После проведения детального анализа выносится решение поощрить работника в определенном размере за достигнутые им результаты.
  4. Издается приказ.
  5. Происходит выплата вознаграждения на основании утвержденного приказа.

Как формируется комиссия

Перед тем как начнет действовать комиссия, собирается общепроизводственное собрание, которое путем голосования решает, кто будет входить в ее состав. Обязательными членами комиссии являются:

  • руководитель/учредитель предприятия;
  • заместитель руководителя;
  • представитель профсоюза;
  • работники трудового коллектива (численностью не менее 3 человек).

После того как будет сформирован итоговый состав комиссии, собирается первое заседание, на котором рассматриваются организационные моменты, избирается председатель. В его обязанности входит:

  • проведение заседаний;
  • распределение обязанностей между членами;
  • оформление и хранение индивидуальных карточек сотрудников;
  • изучение документации и предоставление ее на рассмотрение комиссии.

В ведении самой комиссии находится:

  • подсчет баллов сотрудников (если применяется балльная система);
  • определение объективности при оценке качества работы претендента;
  • принятие решение о начислении надбавки;
  • определение суммы вознаграждения;
  • оформление протокола.

Составление протокола

Для того чтобы произвести выплаты, издается приказ по предприятию. Основанием для этого служит принятый комиссией протокол. Он подписывается всеми членами комиссии без исключения. В документе обязательно должны присутствовать следующие сведения:

  • наименование учреждения;
  • дата проведения заседания;
  • фамилии и инициалы проголосовавших членов и представителей, которые отсутствовали;
  • личные данные каждого работника, которому начисляется вознаграждение;
  • способ принятия решения (голосование, путем подсчета баллов и пр.);
  • сумма денежных средств к начислению.

Приказ по предприятию

После проведения собрания комиссии, подведения итогов и подписания протокола, издается приказ по предприятию. Его утверждает руководитель, после чего бухгалтерия начисляет вознаграждение. В документе присутствуют такие сведения:

  • полное наименование организации, работникам которой начисляется вознаграждение;
  • данные сотрудников (фамилия, имя, отчество, должность);
  • сумма выплачиваемого поощрения;
  • дата подписания приказа;
  • подпись руководителя и ее расшифровка;
  • печать предприятия.

Методика расчета стоимости баллов поощрительного вознаграждения

В 2019 году для начисления стимулирующих выплат на каждом предприятии (в ведомстве) формируется специальный фонд. Размер его определяется в индивидуальном порядке руководством каждого учреждения и зависит непосредственно от фонда оплаты труда. При условии, что в организации используется балльная система для определения поощрительного вознаграждения, для вычисления точной суммы доплаты используется стоимость одного балла.

Рассчитывается сумма 1 балла таким путем:

  • определяется сумма денежных средств из ФОТ, подлежащих выплате;
  • суммируются все баллы, которые были начислены всем сотрудникам организации для начисления премиальных;
  • количество запланированных денег делится на число баллов.

Полученная в результате математических действий сумма является ценой одного балла. После этого ее умножают на то число, которое заработал конкретный человек. Итоговая сумма будет считаться материальным вознаграждением стимулирующего характера. Так, например, если стоимость 1 балла составляет 235 р., а их суммарное количество, определенное по итогам работы комиссии, составило 120, то общая сумма начислений будет равна 28 200 р. (235 х 120 = 28200).

На какие выплаты может рассчитывать педагог?

Особенности регулирования труда педагогов установлены в гл. 52 ТК РФ. Ее положения распространяются на лиц, которые в соответствии с ТК РФ, Законом РФ N 3266-1 , Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и иными законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами относятся к категории педагогических работников. В данной статье рассмотрим систему оплаты труда таких работников (за исключением должностей высшего и дополнительного профессионального образования), а также виды компенсаций и доплат.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также в нее входят компенсационные и стимулирующие выплаты.

Зарплата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).

При этом зарплату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования определяет непосредственно образовательное учреждение (п. 10 ч. 2 ст. 32 Закона РФ N 3266-1). Отметим, что указанная норма реализуется с учетом специфики установления систем оплаты труда работников образовательных учреждений — с учетом ст. 144 ТК РФ, п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 28, 29 Закона РФ N 3266-1.

Обратите внимание! На коммерческие образовательные учреждения распространяются все нормативно-правовые акты, разработанные для федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)) (ч. 3 ст. 12 Закона РФ N 3266-1). Кроме того, действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности (абз. 3 ч. 3 ст. 12 Закона РФ N 3266-1). Соответственно, на коммерческие образовательные учреждения распространяются все нормативно-правовые акты, разработанные для федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

— в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

— в государственных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

— в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Напомним, что Постановлением N 583 с 01.12.2008 для работников образовательных учреждений введены новые системы оплаты труда, которые регулируются нормативными правовыми актами государственной власти субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом ограничений, установленных на федеральном уровне. Согласно п. 1 Постановления N 583 система оплаты труда работников образовательных учреждений включает:

1) оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;

2) компенсационные выплаты;

3) стимулирующие выплаты.

Пунктом 2 Постановления N 583 предусмотрено, что при введении новой системы оплаты труда следует учитывать:

— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

— Единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;

— государственные гарантии по оплате труда;

— перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

— рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

— мнение представительного органа работников.

Итак, основной частью зарплаты работников учреждений образования является оклад (ставка, должностной оклад), размер которого устанавливается руководителем образовательного учреждения по соответствующим профессионально-квалификационным группам с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации (п. 12 Положения N 1600 ). Следует помнить, что профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ N 216н.

В соответствии с п. 1 приложения к Постановлению Правительства РФ N 191 оклад выплачивается педагогическим работникам при отработке определенной для них продолжительности рабочего времени.

Обратите внимание! Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ N 191 (в настоящее время нормативный акт, которым последнее признавалось бы утратившим силу, не издан).

То есть должностные оклады и ставки заработной платы выплачиваются за выполнение обязанностей, определяемых трудовыми договорами, должностными инструкциями, квалификационными характеристиками и иными документами с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Педагогическим работникам, для которых установлена продолжительность рабочего времени, оплата труда осуществляется на основе должностных окладов, а если для них установлены нормы часов за ставку — на основе ставок заработной платы. В приложении к Примерному положению об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минфина РФ, по виду экономической деятельности «Образование», утвержденному Приказом Минфина РФ от 30.10.2008 N 120н, приведены рекомендуемые размеры оклада, ставки для профессиональных квалификационных групп работников образования (за исключением должностей высшего и дополнительного профессионального образования). При этом следует различать оплату труда на основе ставок и оплату труда исходя из оклада. К примеру, при выполнении с согласия работника педагогической работы сверх или меньше установленной нормы, оплата его труда производится пропорционально количеству часов педагогической работы и установленной ему ставке заработной платы, а если педагог получает оклад за определенную продолжительность рабочего времени, то привлечение его к работе сверх этой продолжительности нужно рассматривать как сверхурочную работу и оплату производить по соответствующим правилам.

Компенсационные выплаты

Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы или в определенных размерах, если иное не утверждено федеральными законами или указами Президента РФ. Следует помнить, что они не учитываются при исчислении иных стимулирующих или компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

Перечень выплат компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления утверждены Приказом N 822 . Итак, компенсационный характер имеют:

А) выплаты лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ). С целью уточнения наличия вредных условий труда руководителям учреждений необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, установленном трудовым законодательством. С 01.09.2011 будет действовать Порядок проведения аттестации рабочих мест, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н;

Б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ, Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»);

В) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149-154 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время»);

Г) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»).

Нормативными актами исполнительных органов субъектов РФ утверждаются размеры компенсационных выплат в качестве рекомендуемых, которые используются учреждениями образования этих субъектов при разработке положений об оплате труда.

В то же время следует учитывать, что конкретные размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера должны быть прописаны в трудовых договорах работников.

Стимулирующие выплаты

К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, поощрение за выполненную работу. Такие выплаты устанавливаются с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти (Приказ Минздравсоцразвития РФ N 818 ). На стимулирующие выплаты образовательными учреждениями направляется не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Размеры и условия осуществления таких выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ N 818 в пределах фонда оплаты труда. Указанный перечень включает следующие виды выплат:

— за интенсивность и высокие результаты работы, то есть поощрение работника за участие в выполнении важных работ, мероприятий, за особый режим работы, за организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение престижа учреждения, и др.;

— за качество выполняемых работ. Данные выплаты предполагают поощрение работника за успешное и добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, инициативу, качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения, и т. п.;

— за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Такие выплаты стимулируют работников образования к продолжительной работе;

— премиальные по итогам работы.

Перечисленные виды выплат стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим локальные нормативные документы подлежат согласованию с вышестоящим органом.

Для образовательных учреждений примерные показатели стимулирования работников утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 08.11.2010 N 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации».

Обратите внимание! Указом Президента РФ от 04.03.2010 N 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» Рособразование упразднено, его функции переданы Минобрнауки.

Конкретные показатели стимулирования работников за количество, интенсивность и качество труда разрабатываются и утверждаются каждым образовательным учреждением самостоятельно. Их размеры рекомендуется устанавливать в процентном отношении к окладам (ставкам) либо в абсолютном размере. В то же время п. 26 Положения N 1600 предусмотрено, что максимальный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы не ограничен.

Стимулирующие выплаты производятся по решению руководителя образовательного учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

Вознаграждение за классное руководство

Функции классного руководителя могут возлагаться на педагога лишь с его согласия (п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196).

Постановлением Правительства РФ N 850 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2006 N 548) педагогическим работникам общеобразовательных учреждений было установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1 000 руб. Дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство финансируется из федерального бюджета. Субсидия предоставляется бюджету субъекта РФ из расчета выплаты педагогу 1 000 руб. в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью не менее установленной для учреждений соответствующими типовыми положениями либо в классе с наполняемостью не менее 14 чел. в сельской местности. Для классов, наполняемость которых меньше установленной, размер финансирования (субсидии) уменьшается пропорционально численности обучающихся. Однако субъекты РФ могут устанавливать доплаты относительно размера, определенного на федеральном уровне (1 000 руб.), за счет собственных средств.

Вознаграждение за выполнение функций классного руководителя включается в выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка (п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

Компенсация на книгоиздательскую продукцию и периодические издания

Некоторые педагоги в образовательных учреждениях выпускают учебно-методические пособия, некоторые пишут учебники и т. д. Данный труд должен оплачиваться.

Ежемесячная денежная компенсация педагогическим работникам образовательных учреждений выплачивается в соответствии с ч. 8 ст. 55 Закона РФ N 3266-1 в целях содействия обеспечению таких работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере:

— 150 руб. — в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;

— 100 руб. — в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта РФ в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений — по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

Виды стимулирующих выплат

Трудовой кодекс предусматривает осуществление трех видов подобной финансовой поддержки: премии, вознаграждения, доплаты и надбавки.

Премии могут быть составляющей механизма распределения зарплаты. Размер таких выплат определяется как процент от оклада. Существуют также единовременное поощрительное премирование. Таким способом отмечают определенные достижения работников в трудовой деятельности.

Вознаграждения могут иметь вид тринадцатой зарплаты или поощрения за выслугу лет. Первая выплата осуществляется ежегодно и формируется из итогового дохода или неистраченного зарплатного фонда предприятия. Выслугу лет поощряют ежемесячной надбавкой либо ежегодным вознаграждением.

Надбавками стимулируют труд лиц, имеющих звания, ученые степени, категории, ранги. Доплатами отмечают различные достижения, например, проявление сотрудником высоких показателей в работе.

Чаще всего решение о выделении средств на подобные нужды из премиального фонда заведения принимает непосредственно начальство. Оно же определяет порядок начисления этих средств, их расчет.

Критерии оценки стандартов работы

Лист оценки качества деятельности старшего преподавателя содержит примерно 10 пунктов. Эти позиции влияют на суммы стимулирующих выплат, а назначает их администрация. Чаще всего используются такие пункты:

  • средняя посещаемость воспитанниками заведения;
  • качество образовательного процесса;
  • помощь педагогам, младшим воспитателям;
  • вклад в развитие учреждения;
  • взаимодействие с семьями детей;
  • выслуга лет, стаж непрерывной работы.

Эта схема (наличие подобного листа) применима и к младшим воспитателям, но только их деятельность оценивается пунктами другого характера. Например, это могут быть позиции о бережном отношении к имеющимся материалам, оборудованию (сохранность посуды, спецодежды), высоком уровне исполнительной дисциплины.

За каждый показатель начисляются баллы, имеющие определенный денежный эквивалент. Стоимость балла отличается в разных учреждениях, ее определяет выделенная сумма на данный детсад.

Что учитывают некоторые критерии

Под качеством непосредственно образовательного процесса подразумевается внедрение инновационных педагогических методов, наличие и разработка программ сопровождения для воспитанников с особыми потребностями. Имеют значение организованное взаимодействие с образовательными и культурными учреждениями, своевременность и качество оформления документации.

В понятие помощи педагогическому коллективу входит наставничество начинающих воспитателей; уровень организации праздников, конкурсов в заведении; содействие в проведении подготовки к участию в соревнований и конкурсов на муниципальном уровне.

Вклад, производимый в развитие ДОУ, определяется следующими параметрами: оформление стендов, подготовка буклетов, наполнение сайта детского сада. Здесь учитывается все, что влияет на имидж учреждения.

Документальное подтверждение активности сотрудника может включать предоставление скриншотов опубликованных на сайте статей. Выкладывать материалы следует на страницах в соцсетях и на портале непосредственно детсада.

Каковы критерии для начисления стимулирующих выплат учителям в 2019 году?

Если раньше заработная плата учителей была приблизительно одинакова для всех, то сейчас каждый из них сам зарабатывает себе «бонусы». Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам и иным трудящимся закреплено в ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). В ней говорится о том, что оплата труда состоит из 3 составных частей:

  • основной оклад;
  • различные виды компенсаций;
  • стимулирующие надбавки.

Аналогичное деление прослеживается и в Постановлении Правительства № 583, опубликованного 5 мая 2008 года. В нем закрепляется система начисления заработной платы для работников бюджетной сферы.

Размер основного оклада определяется квалификацией педагога и количеством проведенных им занятий (так называемых академических часов). Сумма компенсаций зависит от условий работы учителя: ездит ли он в командировки, преподает ли в сельской местности. Размер и порядок выплат стимулирующего характера устанавливаются в документах учебного учреждения. Поэтому в каждой школе свои критерии начисления надбавок.

Что важно при начислении надбавок?

Хотя каждая образовательная организация принимает индивидуальные локальные документы, они должны соответствовать определенным федеральным стандартам. Указанное выше Постановление № 583 сообщает, что в школьном положении должны содержаться следующие сведения:

  • как именно определяются критерии выплат;
  • в каком порядке премируются сотрудники;
  • каким требованиям должен соответствовать учитель, чтобы получить прибавку к зарплате;
  • откуда идет финансирование для распределения стимулирующих доплат;
  • занимается ли учебное заведение дополнительной предпринимательской деятельностью (например, часть здания сдается в аренду), чтобы прибыль с нее можно было распределять между сотрудниками.

Также локальные акты должны соответствовать рекомендациям, данным в письме Министерства образования РФ «О разработке показателей эффективности» № АП-1073/02, изданном в 2013 году. Среди них выделяют следующие критерии выплат в 2018 году.

  • Организация дополнительных внешкольных проектов с классом (хождения на экскурсии, участие в социальных мероприятиях – посещение ветеранов, детдомов, уборка территорий, мотивирование учеников на запись в кружки, секции, занятия для дополнительного образования).
  • Привлечение учеников к различным исследовательским проектам, их координация и итоговая оценка их достижений.
  • Улучшение обучаемости детей: выплаты положены педагогам, ученики которых начали лучше писать контрольные и лабораторные работы, показывают более высокие результаты на экзаменах, чем прежде.
  • Привлечение детей для участия в различных школьных, городских, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, эстафетах, олимпиадах, состязаниях: в случае успешной демонстрации себя учениками преподавателю положены дополнительные баллы.
  • Использование информационно-коммуникационной техники при проведении занятий, организации работы с детьми и их родителями или опекунами, создание виртуальных классов.
  • Соблюдение образовательных стандартов, внедрение инновационных разработок в базовую программу для эффективности работы с обучающимися.
  • Обращение внимания на физическое здоровье детей, организация спортивных мероприятий.
  • Проведение бесед с учениками из неблагополучных семей, их родственниками, способствование интеграции таких детей в классный коллектив.
  • Разработка специализированных стендов, уголков и мини-музеев в тематических классных комнатах.
  • Своевременность сдачи отчетности, грамотное заполнение документов.
  • Посещение курсов для повышения личной квалификации.

Подобные критерии выплат разработаны для того, чтобы учителя были заинтересованы в поднятии качества образования. Преподаватели обязаны постоянно заниматься улучшением профессиональных навыков. Однако полное соответствие всем критериям на практике затруднительно.

Как распределяются баллы в оценочном листе?

Формат листа самооценки учителя устанавливается в каждом учебном заведении отдельно. На основании изучения подобных документов можно выделить приблизительную структуру оценочного листа и количество баллов, проставляемых в каждый пункт.

  1. За учебные достижения детей полагается от 0,5 до 5 баллов. К достижениям относят участие в различных соревнованиях, конкурсах, конференциях, олимпиадах. Причем чем масштабнее мероприятие, тем выше балл. Например, за олимпиаду, проводимую лишь в пределах школы, полагается самый минимум – 0,5 баллов. Но если ребенок участвует в конкурсах общероссийского масштаба, то и оценка преподавателю ставится максимальная – 5. Дополнительные баллы начисляются, если ученик занял призовое место. Оценка выставляется за каждого ученика и за каждый предмет отдельно. То есть если у учителя один ребенок участвовал в городской олимпиаде, а другой – в региональной, то за первого участника, допустим, ставится 2 балла, а за второго – 3. Итого оценка равна 5.
  2. От 1 до 3 баллов оценивается качество знаний у учеников. Чем больше в классе ударников и отличников, тем выше премия. Отдельными баллами оценивается подготовка к ЕГЭ. Если во время промежуточного тестирования обнаруживается, что ребенок выполнил задания на 100%, то учителю полагается надбавка к окладу.
  3. От 3 до 5 баллов могут поставить преподавателю, который занимается своим самообразованием и участвует в педагогических конкурсах. Посещение различных курсов, демонстрация своих профессиональных качеств в конкурсах позволяет увеличить заработную плату.
  4. От 1 до 9 баллов полагается педагогам, которые делятся своим профессиональным опытом с коллегами и научным сообществом. Если учитель участвует в различных конференциях, выпускает собственные методические разработки, конспекты занятий, ведет профессиональный блог или видеоаккаунт, пишет научные статьи, издает собственные книги, то руководство обязано его премировать.
  5. От 0,5 до 5 баллов проставляется за эффективную работу с классом и родителями учеников. Если дети кушают в школьной столовой, с ними проводятся классные часы, родители посещают школьные собрания, все вместе устраивают различные мероприятия (субботники, экскурсии, ярмарки), участвуют в школьных и городских праздниках, то преподаватель получает соответствующие надбавки.
  6. От 1 до 5 баллов получают педагоги за своевременное оформление документов, отчетов, выполнение поручений директора или завуча, проверку надлежащего состояния дневников у обучающихся.

В школах могут быть установлены и иные критерии для листа самооценки учителя. Например, в республиках, где образовательный процесс может идти на местном языке, могут добавить баллы за привитие детям любви к родному краю.

Как вычислить полагающуюся премию?

Надбавки в 5-10% от основного оклада полагаются учителям, у которых:

  • большой стаж педагогической деятельности;
  • имеется выслуга лет за работу с детьми;
  • есть различные почетные звания и награды;
  • есть классное руководство (сумма вознаграждения является фиксированной и составляет 1 тыс. руб.);
  • подтвержденная категория квалификации по специальности.

Итого размер премии может составить до 50% от базовой зарплаты. Отдельно учитываются баллы.

Пример расчета надбавок за полученные баллы

  1. У школы в бюджете есть 70 тыс. руб., предназначенных для премирования педагогов. За месяц выявлено 5 самых лучших учителей. Двое из преподавателей набрали 37 баллов, еще двое – 43 балла, и последний набрал 51 балл.
  2. Вычисляется вся сумма баллов за месяц. (37*2) + (43*2) + 51 = 214.
  3. Теперь денежные средства, предназначенные для надбавок, делятся на количество выявленных баллов, чтобы узнать, сколько стоит единица в оценочной системе. 70 000 / 214 = 327,1 руб.
  4. Высчитывается персональная премия для каждого учителя. Например, тот, кто получил 51 балл по итогам работы, может рассчитывать на выплату в размере 51*327,1 = 16682,1 руб.

Приведенный пример условен и лишь показывает, как необходимо производить расчеты.

Учитель должен постоянно следить за своей репутацией. Если от родителей школьника поступила жалоба на преподавателя, даже уже начисленные баллы у него могут снять.

Доплата для учителей в сельской местности

Учителя, работающие в поселках, деревнях или селах, получают доплаты стимулирующего характера в тех же размерах, что и их городские коллеги. Однако их размер бывает намного меньше, поскольку бюджет села или поселка, как правило, небольшой.

Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, вступивший в действие в 2012 году, в п. 8 ст. 47 устанавливает дополнительные компенсационные надбавки и льготы учителям в сельских школах:

  • помощь в получении квартиры или дома;
  • льготы для оплаты услуг ЖКУ;
  • единовременное пособие для адаптации в новом месте проживания.

Также, если преподаватель лишь ездит в сельскую школу, чтобы вести занятия, но не живет в этом населенном пункте, ему могут частично компенсировать затраты на проезд.

Критерии выплат для педагогических работников в 2018 году урегулированы законом лишь частично. Образовательные учреждения, исходя из возможностей своего финансирования, утверждают форму оценочных листов для преподавателей. На их основании и выплачивается вознаграждение самым активным учителям.

Правило 1. Правильно определяйте состав компенсационных выплат

Заработная плата состоит их нескольких частей (ст. 129 ТК РФ):

  1. Вознаграждение за выполненную работу — в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
  2. Компенсационные и стимулирующие выплаты — оплата этой части зарплаты вызывает у бухгалтеров наибольшие сложности.

Компенсационная часть заработной платы включает в себя:

  • доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;
  • доплаты и надбавки за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
  • иные доплаты и надбавки.

К доплатам и надбавкам, которые входят в компенсационную часть заработной платы, относят:

  • оплату труда при выполнении работ различной квалификации;
  • оплату труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
  • оплату труда при временном заместительстве;
  • оплату сверхурочной работы;
  • оплату работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • оплату труда работников, занятых на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Итак, с составом выплат разобрались.

Правило 5. Компенсационные выплаты учитывают при расчете пособия по временной нетрудоспособности и детских пособий

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ (п. 2 ст. 14 Закона от 29.12.2006 №255-ФЗ).

Так как компенсационные выплаты облагаются страховыми вносами, то их можно, не опасаясь нарушить действующее законодательство, включить в расчет указанных пособий.

Подведем итоги. Если выплата является компенсационной частью заработной платы, то:

  1. С начисленной суммы работодатель обязан удержать НДФЛ.
  2. Начисленную сумму работодатель обязан включить в базу для расчета страховых взносов.
  3. Начисленную сумму можно включить в расходы на оплату труда при расчете налога на прибыль.
  4. Начисленную сумму работодатель обязан учитывать в составе выплат при расчете среднего заработка и социальных пособий.
  5. Компенсационные выплаты должны быть предусмотрены трудовым договором (соглашением) и (или) коллективным договором и (или) иными локальными нормативными актами.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Статья: Компенсационные и стимулирующие выплаты работникам бюджетных учреждений (Захарьин В.Р.) («Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2009, n 16)

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2009, N 16
КОМПЕНСАЦИОННЫЕ И СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ РАБОТНИКАМ
БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Новые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений введены с 1 декабря 2008 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление N 583).
Заработная плата работников бюджетных учреждений, переведенных на новые системы оплаты труда, состоит из трех основных элементов:
— должностной оклад (оклад);
— компенсационные выплаты;
— стимулирующие выплаты.
Основным элементом оплаты труда является должностной оклад, устанавливаемый работникам бюджетных учреждений при приеме на работу или при переходе на новую систему оплаты труда.
Установление компенсационных и стимулирующих выплат направлено на дифференциацию общего размера оплаты труда работников бюджетных учреждений в зависимости от условий труда, а также от его количества и качества.
Выплаты компенсационного характера
Выплаты компенсационного характера устанавливаются на основе Перечня видов выплат компенсационного характера, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 N 822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2008 г. N 11081) (далее — Перечень видов выплат компенсационного характера).
Порядок установления выплат компенсационного характера определяется в соответствии с Разъяснением о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822.
В соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера работникам могут быть установлены следующие выплаты компенсационного характера:
— повышенная оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;
— выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициенты за работу в высокогорных районах, процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия). Указанные в двух первых абзацах выплаты компенсационного характера (кроме процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и т.п.) при их применении образуют новый оклад, поэтому в данном параграфе не рассматриваются;
— доплата за совмещение профессий (должностей);
— доплата за расширение зон обслуживания;
— доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
— повышенная оплата за работу в ночное время;
— повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
— оплата сверхурочной работы.
Руководителям федеральных государственных органов и их территориальных органов рекомендуется принимать меры по проведению аттестации рабочих мест с целью уточнения наличия условий труда, отклоняющихся от нормальных, и оснований применения компенсационных выплат за работу в указанных условиях.
Если по итогам аттестации рабочее место признано безопасным, то осуществление указанной выплаты не производится.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ.
Выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении, применяются к окладу (должностному окладу) без учета повышающих коэффициентов.
Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Выплаты компенсационного характера работникам в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом ст. 149 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) (видимо, имеется в виду ограничение, в соответствии с которым размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права).
Упомянутой выше ст. 149 ТК РФ установлено общее правило, в соответствии с которым при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и др.), работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным договором, трудовым договором.
В любом случае размеры доплат не могут быть ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Ниже особенности оформления и расчета отдельных компенсационных выплат рассматриваются подробно.
Общие сведения о наиболее распространенных выплатах за работу в указанных условиях, а также об ограничениях при их применении целесообразно привести в табличной форме:
—————————T———T—————————————¬
¦ Вид выплат ¦ Статья ¦ Ограничения ¦
¦ ¦ ТК РФ ¦ ¦
+————————-+———+—————————————+
¦ ¦ ¦При повременной оплате труда — ¦
¦При выполнении работ ¦ 150 ¦по работе более высокой квалификации. ¦
¦различной квалификации ¦ ¦При сдельной оплате труда — выплата ¦
¦ ¦ ¦межразрядной разницы ¦
+————————-+———+—————————————+
¦ ¦ ¦Законодательные ограничения ¦
¦При совмещении профессий ¦ ¦не установлены. На уровне ¦
¦и исполнении обязанностей¦ 151 ¦ведомственных нормативных актов, ¦
¦временно отсутствующего ¦ ¦как правило, устанавливается ¦
¦работника ¦ ¦ограничение не выше 50% оплаты труда ¦
¦ ¦ ¦по совмещаемой должности ¦
+————————-+———+—————————————+
¦ ¦ ¦За первые 2 часа работы — не менее ¦
¦ ¦ ¦чем в полуторном размере, ¦
¦Сверхурочные работы ¦ 152 ¦за последующие часы — не менее чем ¦
¦ ¦ ¦в двойном размере. ¦
¦ ¦ ¦Не более 4 часов в день и 120 часов ¦
¦ ¦ ¦в год ¦
+————————-+———+—————————————+
¦В выходные и нерабочие ¦ 153 ¦Не менее чем в двойном размере ¦
¦праздничные дни ¦ ¦ ¦
+————————-+———+—————————————+
¦ ¦ ¦Законодательные ограничения не ¦
¦ ¦ ¦установлены. На уровне ведомственных ¦
¦В ночное время ¦ 154 ¦нормативных актов, как правило, ¦
¦ ¦ ¦устанавливается ограничение не выше ¦
¦ ¦ ¦35% должностного оклада или тарифной ¦
¦ ¦ ¦ставки ¦
+————————-+———+—————————————+
¦ ¦ ¦По вине работодателя — не ниже средней¦
¦ ¦ ¦заработной платы работника. ¦
¦При невыполнении норм ¦ ¦По причинам, не зависящим ¦
¦труда (должностных ¦ 155 ¦от работодателя и работника, — ¦
¦обязанностей) ¦ ¦не менее 2/3 тарифной ставки (оклада).¦
¦ ¦ ¦По вине работника — в соответствии ¦
¦ ¦ ¦с объемом выполненной работы ¦
+————————-+———+—————————————+
¦ ¦ ¦Не по вине работника — наравне ¦
¦При изготовлении ¦ ¦с годными изделиями. ¦
¦продукции, оказавшейся ¦ 156 ¦По вине работника — полный брак не ¦
¦браком ¦ ¦оплачивается, частичный — оплачивается¦
¦ ¦ ¦по пониженным расценкам в зависимости ¦
¦ ¦ ¦от степени годности продукции ¦
+————————-+———+—————————————+
¦ ¦ ¦По вине работодателя — не менее 2/3 ¦
¦ ¦ ¦средней заработной платы работника. ¦
¦При простое ¦ 157 ¦По причинам, не зависящим от ¦
¦ ¦ ¦работодателя и работника, — не менее ¦
¦ ¦ ¦2/3 тарифной ставки (оклада). ¦
¦ ¦ ¦По вине работника — не оплачивается ¦
+————————-+———+—————————————+
¦ ¦ ¦Законодательные ограничения не ¦
¦ ¦ ¦предусмотрены. ¦
¦При освоении новых ¦ 158 ¦Коллективным договором или трудовым ¦
¦производств (продукции) ¦ ¦договором может быть предусмотрено ¦
¦ ¦ ¦сохранение за работником его прежней ¦
¦ ¦ ¦заработной платы. ¦
L————————-+———+—————————————
Оплата сверхурочных работ
Статья 99 ТК РФ определяет сверхурочную работу как работу, производимую работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Статья 99 ТК РФ также содержит перечень случаев, когда работник может привлекаться к сверхурочным работам:
1) при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия;
2) при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи — для устранения непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное их функционирование;
3) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение нормального числа рабочих часов, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
4) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда неисправность их может вызвать прекращение работ для значительного числа работников;
5) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва.
Перечень исчерпывающим не является. Для того чтобы оформление привлечения работников к сверхурочным работам могло быть признано правомерным, необходимо наличие письменного согласия работника и соответствующее мнение выборного профсоюзного органа данной организации.
Во всех случаях запрещено привлечение к сверхурочным работам:
— беременных женщин;
— работников в возрасте до восемнадцати лет;
— других категорий работников в соответствии с федеральным законом.
Только с письменного согласия работника и при наличии соответствующего медицинского заключения допускается привлечение к сверхурочным работам:
— инвалидов;
— женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.
При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочных работ.
Как уже отмечалось, сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Нарушение данного ограничения не означает запрещения оплаты работы сверх установленных размеров.
Право на оплату сверхурочных часов в количестве более, чем это установлено ТК РФ, а также право на принятие произведенных расходов к учету в полном объеме, не исключает возможности привлечения организации (как юридического лица, а также должностных лиц организации) к административной ответственности за нарушение трудового законодательства по представлению органов, осуществляющих контроль за соблюдением трудового законодательства.
Например, часовая тарифная ставка работника составляет 40 руб. В феврале им отработано сверхурочно 10 часов, в том числе 2 часа — 2 февраля, 2 часа — 9 февраля и 6 часов — 15 февраля. Коллективным договором установлено, что доплата за сверхурочную работу производится в минимальных размерах, установленных трудовым законодательством.
Размер доплаты будет рассчитан следующим образом:
2 x 40 x 1,5 + 2 x 40 x 1,5 + 2 x 40 x 1,5 + 4 x 40 x 2,0 = 680 руб.
В приведенном примере оплата сверхурочных за последний день (6 часов) производится в полуторном размере за первые два

«Средняя общеобразовательная школа №4»
города Армянска Республики Крым

Особенности регулирования труда педагогов установлены в гл. 52 ТК РФ. Ее положения распространяются на лиц, которые в соответствии с ТК РФ, Законом РФ N 3266-1 , Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и иными законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами относятся к категории педагогических работников. В данной статье рассмотрим систему оплаты труда таких работников (за исключением должностей высшего и дополнительного профессионального образования), а также виды компенсаций и доплат.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также в нее входят компенсационные и стимулирующие выплаты.

Зарплата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).

При этом зарплату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования определяет непосредственно образовательное учреждение (п. 10 ч. 2 ст. 32 Закона РФ N 3266-1). Отметим, что указанная норма реализуется с учетом специфики установления систем оплаты труда работников образовательных учреждений — с учетом ст. 144 ТК РФ, п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 28, 29 Закона РФ N 3266-1.

Обратите внимание! На коммерческие образовательные учреждения распространяются все нормативно-правовые акты, разработанные для федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)) (ч. 3 ст. 12 Закона РФ N 3266-1). Кроме того, действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности (абз. 3 ч. 3 ст. 12 Закона РФ N 3266-1). Соответственно, на коммерческие образовательные учреждения распространяются все нормативно-правовые акты, разработанные для федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

— в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

— в государственных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

— в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Напомним, что Постановлением N 583 с 01.12.2008 для работников образовательных учреждений введены новые системы оплаты труда, которые регулируются нормативными правовыми актами государственной власти субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом ограничений, установленных на федеральном уровне. Согласно п. 1 Постановления N 583 система оплаты труда работников образовательных учреждений включает:

1) оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;

2) компенсационные выплаты;

3) стимулирующие выплаты.

Пунктом 2 Постановления N 583 предусмотрено, что при введении новой системы оплаты труда следует учитывать:

— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

— Единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;

— государственные гарантии по оплате труда;

— перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

— рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

— мнение представительного органа работников.

Итак, основной частью зарплаты работников учреждений образования является оклад (ставка, должностной оклад), размер которого устанавливается руководителем образовательного учреждения по соответствующим профессионально-квалификационным группам с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации (п. 12 Положения N 1600 ). Следует помнить, что профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ N 216н .

В соответствии с п. 1 приложения к Постановлению Правительства РФ N 191 оклад выплачивается педагогическим работникам при отработке определенной для них продолжительности рабочего времени.

Обратите внимание! Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ N 191.

То есть должностные оклады и ставки заработной платы выплачиваются за выполнение обязанностей, определяемых трудовыми договорами, должностными инструкциями, квалификационными характеристиками и иными документами с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Педагогическим работникам, для которых установлена продолжительность рабочего времени, оплата труда осуществляется на основе должностных окладов, а если для них установлены нормы часов за ставку — на основе ставок заработной платы. В приложении к Примерному положению об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минфина РФ, по виду экономической деятельности «Образование», утвержденному Приказом Минфина РФ от 30.10.2008 N 120н, приведены рекомендуемые размеры оклада, ставки для профессиональных квалификационных групп работников образования (за исключением должностей высшего и дополнительного профессионального образования). При этом следует различать оплату труда на основе ставок и оплату труда исходя из оклада. К примеру, при выполнении с согласия работника педагогической работы сверх или меньше установленной нормы, оплата его труда производится пропорционально количеству часов педагогической работы и установленной ему ставке заработной платы, а если педагог получает оклад за определенную продолжительность рабочего времени, то привлечение его к работе сверх этой продолжительности нужно рассматривать как сверхурочную работу и оплату производить по соответствующим правилам.

Компенсационные выплаты

Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы или в определенных размерах, если иное не утверждено федеральными законами или указами Президента РФ. Следует помнить, что они не учитываются при исчислении иных стимулирующих или компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

Перечень выплат компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления утверждены Приказом N 822 . Итак, компенсационный характер имеют:

а) выплаты лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ). С целью уточнения наличия вредных условий труда руководителям учреждений необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, установленном трудовым законодательством. С 01.09.2011 будет действовать Порядок проведения аттестации рабочих мест, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н;

б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ, Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»);

в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149-154 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время»);

г) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»).

Нормативными актами исполнительных органов субъектов РФ утверждаются размеры компенсационных выплат в качестве рекомендуемых, которые используются учреждениями образования этих субъектов при разработке положений об оплате труда.

В то же время следует учитывать, что конкретные размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера должны быть прописаны в трудовых договорах работников.

Стимулирующие выплаты

К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, поощрение за выполненную работу. Такие выплаты устанавливаются с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти (Приказ Минздравсоцразвития РФ N 818 ). На стимулирующие выплаты образовательными учреждениями направляется не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Размеры и условия осуществления таких выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ N 818 в пределах фонда оплаты труда. Указанный перечень включает следующие виды выплат:

— за интенсивность и высокие результаты работы, то есть поощрение работника за участие в выполнении важных работ, мероприятий, за особый режим работы, за организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение престижа учреждения, и др.;

— за качество выполняемых работ. Данные выплаты предполагают поощрение работника за успешное и добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, инициативу, качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения, и т.п.;

— за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Такие выплаты стимулируют работников образования к продолжительной работе;

— премиальные по итогам работы.

Перечисленные виды выплат стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим локальные нормативные документы подлежат согласованию с вышестоящим органом.

Для образовательных учреждений примерные показатели стимулирования работников утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 08.11.2010 N 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации».

Обратите внимание! Указом Президента РФ от 04.03.2010 N 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» Рособразование упразднено, его функции переданы Минобрнауки.

Конкретные показатели стимулирования работников за количество, интенсивность и качество труда разрабатываются и утверждаются каждым образовательным учреждением самостоятельно. Их размеры рекомендуется устанавливать в процентном отношении к окладам (ставкам) либо в абсолютном размере. В то же время п. 26 Положения N 1600 предусмотрено, что максимальный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы не ограничен.

Стимулирующие выплаты производятся по решению руководителя образовательного учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

Материальная помощь

Из фонда оплаты труда работникам образовательных учреждений может быть оказана материальная помощь. Условия выплаты материальной помощи и ее размеры устанавливаются локальными нормативными актами учреждений. При этом решение об оказании такой помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника.

Материальная помощь может выплачиваться к отпуску, на лечение, в связи с чрезвычайными обстоятельствами (смерть сотрудника или его близких родственников, несчастный случай, потребность в дорогостоящем лечении, свадьба, рождение ребенка и иные обстоятельства, вызвавшие серьезные материальные затруднения).

Вынужденный простой

В педагогической практике у преподавателей индивидуальных дисциплин часто встречаются ситуации, когда ученики не приходят на занятия. В этом случае в силу ст. 157 ТК РФ время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Аналогичное мнение представлено в п. 4.15 Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, направленных Письмом Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 N АФ-947/96.

Вознаграждение за классное руководство

Функции классного руководителя могут возлагаться на педагога лишь с его согласия (п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196).

Постановлением Правительства РФ N 850 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2006 N 548) педагогическим работникам общеобразовательных учреждений было установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1 000 руб. Дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство финансируется из федерального бюджета. Субсидия предоставляется бюджету субъекта РФ из расчета выплаты педагогу 1 000 руб. в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью не менее установленной для учреждений соответствующими типовыми положениями либо в классе с наполняемостью не менее 14 чел. в сельской местности. Для классов, наполняемость которых меньше установленной, размер финансирования (субсидии) уменьшается пропорционально численности обучающихся. Однако субъекты РФ могут устанавливать доплаты относительно размера, определенного на федеральном уровне (1 000 руб.), за счет собственных средств.

Вознаграждение за выполнение функций классного руководителя включается в выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка (п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

Компенсации на жилье педагогам

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ (абз. 3 ч. 5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1). Однако право на компенсацию смогут получить лишь работающие педагоги, а бывшие педагогические работники, имеющие большой стаж, не имеют право на получение указанной компенсации.

Компенсация на книгоиздательскую продукцию и периодические издания

Некоторые педагоги в образовательных учреждениях выпускают учебно-методические пособия, некоторые пишут учебники и т.д. Данный труд должен оплачиваться.

Ежемесячная денежная компенсация педагогическим работникам образовательных учреждений выплачивается в соответствии с ч. 8 ст. 55 Закона РФ N 3266-1 в целях содействия обеспечению таких работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере:

— 150 руб. — в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;

— 100 руб. — в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта РФ в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений — по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *