Кому принадлежат кладбища?

Виле Ăсатни. Похороны

Похороны — печальный обряд. В этом последнем «прости» люди стараются выказать свое уважение, любовь к уходящему. Каким бы человек ни был при жизни, проводить его в последний путь стараются с достоинством.

Старый человек (или больной) заранее готовится к этому, приготавливает себе одежду, в которую его оденут после смерти: нижнее белье из белой ткани, если женщина — платок, платье, кофту, чулки, шерстяные носки, тапочки, мужчина — рубашку, костюм, носки, ботинки. Все это складывают в определенное место, о чем сообщают близким людям. Некоторые даже припасают подарки для тех, кто будет снаряжать их в последний путь. К примеру, платки для тех, кто будет мыть покойника, майки для тех, кто будет делать гроб, носовые платки или холст для копальщиков могилы и участников похорон ­(д. Васькино).

Перед смертью, если умирающий в памяти, он высказывает свои пожелания о том, где желает быть похороненным, назначает тех, кто будет обмывать, делать гроб, рыть могилу, готовить трапезу и т.д. Родня потом исполняет все его последние пожелания.

Исстари идет поверье, что нежелательно умирать на перине. Считается, что в таком случае на «суде» заставят считать перья.

Примечают когда умирает человек: утром, до обеда — значит не прожил положенный срок, вечером или ночью — прожил все отмерянные годы.

До наступления смертной агонии в изголовье умирающего ставят чашку с водой, чтобы душа его выкупалась при выходе из тела.

Тело усопшего не трогают в течение одного-двух часов (д. Падаккасы), потом его обмывают теплой водой с мылом, тряпкой. Как правило, мужчину стараются мыть мужчины, женщину — женщины. Мойщиков должно быть нечетное число. После омовения покойника одевают в заранее приготовленную одежду.

В доме все зеркала закрывают платками, скатертями, выключают радио, телевизор.

Женщины начинают печь блины, варить пиво, мужчины — делать гроб, крест. Перед тем, как начать делать гроб, один из гробовщиков три раза ударяет доски обухом топора со словами: «Ĕçĕ-пуçĕ котăн полтăр». (Пусть не будет успеха в этом деле.)

Крышку гроба и крест ставят в воротах. Из стружек делают подушку под голову покойника, гроб обтягивают белым полотном и укладывают в него усопшего. Руки его складывают крестом, чтобы правая была сверху. Руки и ноги связывают. В левую руку вкладывают маленький крест. На лоб кладут венец погребения, тело укрывают белым холстом.

Раньше гроб устанавливали посреди избы, обращая умершего лицом к двери, теперь — лицом на божницу (икону). Перед иконой зажигают свечу и следят за тем, чтоб свеча все время горела.

Приходящие прощаться подходят и обычно смотрят, во что одели покойника. В старину глаза, ноздри, уши, накрывали шелковыми платками (шелковыми нитками) и просили покойника: «Если тебя будут спрашивать на том свете мертвецы, нет ли еще идущих за тобой, то отвечай им: мол, уши не слышали, мол, глаза не видели, мол, нос не обонял». Сейчас этот обычай вышел из обихода. Если раньше в гроб клали орудия труда, ремесла, которым человек занимался при жизни, то нынче кладут только носовой платок или полотенце и расческу.

Прощаться с умершим с пустыми руками не приходят, приносят муку, солод, пиво, яйца, некоторые кладут и деньги. Каждого приходящего угощают блинами. Над покойником сидят всю ночь, тихо разговаривают, вспоминают, рассказывают друг другу, каким он был при жизни.

В день похорон утром мужчины идут на кладбище копать могилу, женщины готовят еду. Тех, кто обмывал умершего, к приготовлению пищи не допускают. Один из близких идет в церковь, освящает мед, кутью (рисовую кашу, на кашу выкладывают крестом изюм), выкупает землю. (Эту землю в дом заносить нельзя.)

В обед идут кормить могильщиков, заодно узнают, готова ли могила. Заранее могилу не копают. Хоронят на второй, чаще на третий день после смерти. До ухода на кладбище могильщики поминают умершего. Перед тем, как начать копать — тоже молятся Богу и «начальнику» кладбища. Сначала один из могильщиков вынимает лопатой ком земли со словами «çак вилнĕ çын алăкĕ (дверь покойника такого-то)» и кладет отдельно, потом эту землю ложат на могилу в то место, где должна быть голова. В других случаях первые лопаты дернины выкапывают в форме креста.

Раньше никогда не хоронили в понедельник, среду, пятницу. Сейчас не везде придерживаются этой традиции.

Выносят покойника в час или два часа пополудни. Перед выносом все встают на ноги. Развязывают руки, ноги покойника. На гроб ставят три свечи (в изголовье и по бокам), зажигают их и читают молитву. Отпевать нынче все больше стали приглашать священника. Во время молитвы все держат горящие свечи. После молитвы поют прощальную песню, гасят свечи и собирают их (потом в течение 40 дней жгут остатки этих свечей или относят в церковь). Затем мужчины на белых холстах выносят гроб, обращая лицо умершего к выходу, во двор и ставят его на табуретки. Идя по кругу против солнца (3 раза), с покойником прощаются те, кто остается дома. Затем гроб выносят на улицу. Здесь существует свой сложившийся порядок: первой выходит женщина с блином и отрезком белого полотна (в некоторых деревнях в него заворачивают деньги), за ней несут венки, крест, крышку гроба, гроб. За гробом идут близкие умершего, за ними — участники похоронной процессии. Если кто-то (первым) попадется навстречу, тому дают блин и платок. Этот человек должен сходить в церковь, снести отрез, купить свечу и поставить ее за упокой души умершего.

По деревне гроб несут на руках. За деревней его опять ставят на табуретки: здесь с покойником прощаются те, кто не идет на кладбище.

На кладбище гроб ставят у могилы (если нет специального места). Родные, близкие, друзья говорят прощальные слова, просят, чтоб покойник оберегал родных, дом, односельчан. Затем три раза обходят вокруг гроба против солнца со словами: «Ырă çĕршыва кай, çийăнту тăпру çăмăл полтăр, чону тасалса кайтăр. Сан çылăха Торă каçартăр». (Царствие тебе небесное, пусть Бог прощает тебе твои грехи.) Еще раз проверяют, не забыли ли развязать руки, ноги (иначе, считается, на том свете ходить не сможет), накрывают по койника белым холстом, на холст крестообразно (от головы к ногам, с правого плеча на левое) посыпают землю, взятую в церкви, заколачивают гроб и медленно опускают в могилу лицом на восток, перед этим в могилу кидают монеты «вырăн укçи» (за место). По просьбе умершего иногда над гробом делают мост. Со словами «Пусть земля будет пухом» все кидают по три горсти земли, засыпают, делают надмогильный холм, в ногах покойника устанавливают крест, кладут венки. После этого все встают вокруг надмогильного холма, зажигают свечу и, пробуя принесенную из дома еду, поминают умершего: каждый отламывает по кусочку блина, ватрушки и т.д. и со словами «Пусть будет пред тобой, ешь, пей, голодным не ходи» кладет на могилу. В специальный стакан наливают пиво. Помянув, опять встают в круг и три раза обходят могилу против солнца, говоря: «Мы тебя не забудем, ты нас не вспоминай», и уходят.

Оставшиеся дома в это время открывают зеркала, моют полы (от двери) и накрывают стол.

С ведром воды, мылом и полотенцем выходят встречать возвращающихся с кладбища. Участникам похорон не помыв руки в дом заходить нельзя (в старину даже мылись в бане).

В избе всех сажают за стол. Перед тем, как приступить к трапезе, всем дают по блину с медом и по ложке кутьи, только затем начинают есть. Если народу много — сажают несколько раз, следят, чтоб число разов было нечетным: 3, 5, 7, 9… Во время поминания каждому дают по небольшому отрезу холста (как правило, разрезают холст, которым несли покойника) и по три отрезка ниток. (О значении этих ниток говорят разное: в одних местах — что по этим ниткам душа покойника через пропасть ада перейдет в рай и спасется, в других — что по этим ниткам душа ходит домой.)

На стол для покойника ставят специально стакан для пива и тарелку для еды. Затем все это выносится за деревню (д.Падаккасы).

На поминках всегда угощают против солнца, за руки не здороваются.

Когда заканчивается обряд поминовения, со стола все убирают, накрывают заново стол «За здравие», зажигают три свечи и трапезничают за живых. Затем все расходятся.

Когда возвращаются домой с похорон, ни к кому не заходят.

В доме умершего остаются только родные и близкие: они помогают убираться, стирать, мыть избу.

Çемьере кам та пулин йывăр чирлесе е ватăлса вилме патне çитсен пускилсене, тăвансене чĕнеççĕ. Вилекенпе сывпуллашаççĕ, пĕр-пĕринчен каçару ыйтаççĕ. Вилекенĕ, хăйĕн вилĕмĕ çитнине сиссе, юлаканĕсене юлашки сăмахĕсене калать, пехил парать. Вилсе кайиччен хăйне камăн çăвăнтармаллине, камăн тупăк тумаллине, камăн икерчĕ пĕçермеллине, камăн шăтăк чавма пуçламаллине — пурне те каласа хăварать. Енчен те ăнсăртран, пĕр-пĕр инкеке пула, вилсен, паллах, çак йăласене тăваймаççĕ.

Çыннăн чунĕ тухас умĕн унăн пуçĕ вĕçне стаканпа е куркапа шыв лартаççĕ, чунĕ тухсан çав шывпа çăвăнса тасалса каять имĕш.

Çын вилсен чи малтанах ăна çуса тасатса таса кĕпе-йĕм тăхăнтартса вырттараççĕ. Шывне кам та пулин вăрласа юласран питĕ асăрханаççĕ, мĕншĕн тесен çак шывпа усал шухăшлă çынсем тепĕр çынна чирлеттерме е вĕлерме пултараççĕ. Виле шывне тухса тăкаççĕ, супăньпе мунчалине пытарса хураççĕ. Пўртри куçкĕскисене хуплаççĕ. Апат-çимĕç пĕçерме уйăрнă хĕрарăмсем икерчĕ, яшка пĕçереççĕ, икĕ-виçĕ хĕрарăм сăра вĕретет. Виле çунă çынсене апат-çимĕç патне хутшăнтармаççĕ. Арçынсем тупăк, хĕрес тума пуçлаççĕ. Тупăк хупăлчипе хĕресне урам алăк умне тухса тăратаççĕ. Вилнĕ çынна ту­пăка хурса тенкел çине вырнаçтараççĕ. Ĕлĕк вилнĕ çыннăн пуçне тур кĕтессинелле туса хунă, халĕ тепĕр майлă вырттараççĕ, пичĕпе тур кĕтессинелле пăхтараççĕ. Авал вилнĕ çыннăн куçĕсене, сăмси шăтăкĕсене, хăлхисене, тутине хупланă, пурçăн татăксемпе питĕрнĕ; тупăка ĕç хатĕрĕсем, пуç турисем, çĕçĕ хунă, халь апла тумаççĕ.

Виле патĕнче карчăксем, хĕрарăмсем кунĕпех, çĕрĕпех улшăнкаласа лараççĕ.

Хурăнташĕсем, тăванĕсем тата ял-йыш вилепе сывпуллашма ахаль пымаççĕ — мĕн те пулин йăтса пыраççĕ: çăнăх, салат, хăмла, çăмарта т. ыт.те. Хĕрарăмсем виле çинче яланах хура тутăр çыхаççĕ.

Вилене тепĕр кун е виççĕмĕш кун пытараççĕ. (Тунти кун, юн кун, эрне кун пытармаççĕ.) Ирхине шăтăк алтакансем çăва çине каяççĕ, кăнтăр тĕлнелле шăтăк чавакансене апат çитерме каяççĕ, шăтăк хатĕррине пĕлсе килеççĕ.

Вилене кăнтăр иртсен пĕр е икĕ сехетсенче илсе тухаççĕ. Илсе тухиччен пурте ура çине тăраççĕ. Тур кĕтесне çурта çутаççĕ, тупăк çине те виçĕ çурта çутса лартаççĕ. Кĕлĕ вулаççĕ. Хăшĕсем халь кĕлтума пачăшкăна киле чĕнеççĕ. Кĕлĕ вуланă вăхăтра çынсен аллисенче те çутнă çуртасем пулмалла. Кĕлĕ пĕтсен ăсату юрри юрлаççĕ. Çуртасене сўнтерсе пуçтарса илеççĕ. Çурта тĕпĕсене вилнĕ çыннăн 40 кунне асăниччен çутса лартса çунтарса пĕтермелле е чиркĕве кайса памалла теççĕ. Тупăка арçынсем шурă пирпе йăтса тухса кил картишне икĕ пукан çине лартаççĕ. Килте юлакансем тупăк тавра хĕвеле хирĕç çаврăнса сывпуллашаççĕ. Пĕчĕк ачасене тупăк урлă каçараççĕ.

Тупăк умĕн кил картинчен икерчĕсем тата пир татăкĕ йăтнă хĕрарăм тухать, ун хыççăн чечек кăшăлĕсем, хĕрес, тупăк хупăлчине йăтса тухаççĕ. Тупăк хыçĕнчен тăванĕсем, юлашки çула ăсатма пынă çынсем хуллен утаççĕ. Вилене хирĕç çул çинче кам та пулин чи малтан тĕл пулсан шурă пир татăкĕ параççĕ. Ялтан тухиччен тупăка йăтсах пыраççĕ. Ялтан тухсан тупăка каллех икĕ пукан çине лартаççĕ. Çăва çине кайман хурăнташĕсемпе ял-йыш сывпуллашаççĕ. Ун хыççăн тупăка машина çине (е çуна, урапа) лартаççĕ, çине çитти витеççĕ. Çывăх тăванĕсем, ачисем тупăк çине лараççĕ. Çăва еннелле хуллен тапранса каяççĕ.

Çăва çине çитсен тупăка шăтăк хĕррине икĕ пукан çине лартаççĕ. Тăванĕсем, юлташĕсем сăмах калаççĕ, хĕвеле хирĕçле йĕри-тавра çаврăнса сывпуллашаççĕ. Шăтăка «вырăн укçи» тесе вак укçа пăрахаççĕ, тупăк хупăлчине пăтапа çапаççĕ те вилене пичĕпе хĕвел тухăçнелле пăхмалла туса шăтăка антараççĕ. Хĕресне ури вĕçне вырнаçтарса лартаççĕ. Тупăкран кăшт çўлерех юман пĕренесемпе кĕпер тăваççĕ. Малтан пурте виçĕ ывăç тăпра илсе шăтăка сапаççĕ. «Йывăр тăпру çăмăл пултăр», — теççĕ. Кайран шăтăк чавнă арçынсем шăтăка тăпрапа хупласа, купаласа тĕмеске тăваççĕ. Хĕрес çумне чечек кăшăлĕсем хураççĕ.

Унтан, вил тăпри тавра тăрса, илсе килнĕ апат-çимĕçе асăнса çиеççĕ, сăрине ĕçеççĕ. Кашниех хăй çиме пуçличчен кăштах хуçса илсе вил тăпри çине хурать, сăрине те тултарса лартать стаканпа: «Умăнта пултăр, ĕç те çи, выçă ан çўре», — теççĕ.

Виле пытарма кайсан киле юлнисем куçкĕскисене уçаççĕ, урай çуса тухаççĕ, сĕтел çине апат-çимĕç лартса хураççĕ. Пытарса килнисем пўрте кĕриччен аллисене çăваççĕ. Пўртре сĕтел хушшине лартса çитереççĕ, ĕçтереççĕ. Çынсем нумай чух пĕр сĕтеле вырнаçмаççĕ, вара темиçе хут лартса çитереççĕ. Сĕтел шучĕ мăшăрсăр пулмалла: 3,5,7,9… Кашни çынна пир татăкĕ тата 3 çип сĕмĕ параççĕ. Тупăк тăвакансене ал шăлли; апат пĕçернĕ, сăра тунă, виле çунă е урай çунă хĕрарăмсене тутăрсем параççĕ. «Тавтапуç» темеççĕ.

Виле çинче хĕвеле хирĕç ĕçтерсе çаврăнаççĕ, ал валли панă чух та çавăн пек.

Виле çинче ал парса сывлăх сунмаççĕ. Виле ăсатнă çĕртен киле таврăннă чух никам патне те кĕмеççĕ.

Ваçкасси ялĕ, Л.Н. Ильина çырса панă. 2003 ç.

После материалов о подзахоронении в родственную могилу решила сразу написать о закрытых кладбищах в России. Фактически, это своего рода продолжение предыдущей темы, так как захоронения на закрытых кладбищах тоже разрешаются чаще всего именно в связи с наличием там «семейных территорий”. И власти, давая на это добро, в том числе решают и проблему нехватки земель, отведенных под погребение граждан. Так что я как бы продолжаю начатые рассуждения, тем более, что проблема эта очень актуальная. Почему на таких погостах и дальше продолжают захоранивать одних, а других – нет? Кто это решает? Кладбища-то закрываются, а вот что потом происходит с их землей? Что происходит с останками, если прямо на бывших могилах, например, началась стройка? Вопросов много, и мне было очень интересно разбираться в них.

Что такое закрытое кладбище

Закрытыми называют кладбища которые официально прекратили выдавать разрешения на новые участки. Обычно это происходит тогда, когда территория просто переполнена, и возможность выдавать новые участки практически исчерпана. Однако это не значит, что на таких кладбищах совсем никого не хоронят. Правда, разрешение на подобное дается далеко не всем желающим, что у некоторых вызывает возмущение: одним можно, а другим нельзя! Однако все ограничения и нюансы на самом деле вполне четко определяются федеральным и региональным законодательством. Которые, правда, можно иногда обойти и сделать на этом весьма неплохой бизнес.

На основании Федерального закона «О погребении и похоронном деле»

от 12.01.1996 N 8-ФЗ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ решение о закрытии кладбищ принимаются представительными органами самоуправления или религиозными обществами (если погосты расположены на их землях). При этом в постановлениях и документах есть пункт о том, что даже после закрытия на таком кладбище можно будет погребать прах в урне. Кстати, СаНПин 2.1.2882-11 гласит: «производить захоронения на закрытых кладбищах запрещается, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также в колумбарные ниши». Однако внутренние документы кладбищенских администраций часто разрешают и погребение тел, если все остальные санитарные нормы в порядке. Если последние похороны на участке были произведены не менее 15-ти лет назад и т.д. Но с прахом, конечно, разрешение получить гораздо проще.

Так же, Закон говорит: кладбищенскую землю после закрытия территории нельзя использовать с какой-то иной целью раньше, чем пройдет 75 лет. То есть, все это время там нельзя строить дома или дороги, разбивать парки и так далее. И даже после 75-ти лет новый собственник обязан позаботиться о том, чтобы умершие и прах были перезахоронены, а надгробия перенесены. Все это должно производиться за счет лица, ставшего новым владельцем данной территории. Перезахоронений можно не делать только в том случае, когда бывшее кладбище преобразуется в парк без изменения целевого назначения земли.

Однако в жизни я видела и совсем другое. Правда, было это давно – еще в конце 80-х годов прошлого века, – но врезалось в память на всю жизнь. Я тогда некоторое время жила у бабушки в небольшом городе Воронежской области. Рядом с нашим спальным районом располагалось Старое кладбище. Там уже давным-давно никого не хоронили, и пребывало оно в изрядном запустении. Заросло черемухой и сиренью, изобиловало глухими местами. Ходить мимо него ночью было страшновато, да и днем родные могилы горожане старались навещать не по одиночке. Не из-за мистических причин, а из-за вполне земных – криминогенных. Люди говорили, что кладбище давно надо привести в соответствие: проредить растительность, завести сторожа. И вот нашелся градоначальник, который, так сказать, взял на себя ответственность – сделал место безопасным. Да так, что все буквально содрогнулись.

Он пригнал на Старое кладбище бульдозеры, которые снесли все в течение недели. То есть, совсем все: деревья, кусты, надгробия, склепы… Вырытые кости и черепа торчали и скалились из перепаханной земли. Среди них были останки и моих родных: прабабушки, прадеда и дяди. Город замер в оторопи. Писали жалобы, ездили в область. Но дело предпочли замять, а развороченное пространство просто огородили сплошным забором. Кости сгребли в общую яму и забросали глиной. И все это произошло еще во времена СССР, где по закону кладбища нельзя было трогать не 75, а все 100 лет после их закрытия. Правда, тогда как раз началась перестройка и полный бардак. Теперь на том месте построили торговый центр и много чего еще. А начальник этот в течение 15 лет потерял всю свою семью: жена и дочь умерли от онкологии, а внук стал законченным наркоманом. Вот и не верь в Божью кару еще при жизни.

Сейчас, с точки зрения закона

закрытые кладбища трогать недопустимо ни в коем случае. Но и хоронить на них тоже практически нельзя. Возможны только родственные погребения на полученных ранее семейных участках. Но иногда (по решению местных властей) разрешается создание особых «сервисных» территорий в существующих границах кладбища. Еще на закрытых погостах (даже тех которые стали культурным наследием – в Москве, например), можно хоронить людей, внесших особый вклад в историю или культуру страны:

  • ветеранов Великой Отечественной войны (для этого выделяются самые удобные места);
  • ветеранов органов внутренних дел и государственной безопасности;
  • Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
  • лауреатов Ленинской и Государственной премий СССР, лауреатов Государственной премии РФ;
  • участников боевых действий;
  • героев РФ и иных лиц, удостоенных государственных наград РФ;
  • удостоенных наград и почетных званий города;
  • супругов и близких родственников вышеперечисленных граждан.

Бывает, что власти дают специальные разрешения на похороны людей, которые просто были известными и уважаемыми в округе. Например, у нас есть одно очень старое кладбище, расположенное практически в центре города, недалеко от Центрального парка культуры и отдыха. Там не проводят захоронения уже как лет двадцать. Но есть на нем специальный участок, который образовался из ликвидированной аллеи и прилегающей к ней дороги. На нем иногда хоронят и сейчас. Бывает, я захаживаю на это кладбище посмотреть, кто там, на почетном участке, лежит, кто прибавился. В основном на нем оказываются и правда достойные люди.

Есть могила молодого мальчика – пожарного, который погиб во время спасения жильцов из горящего многоквартирного дома. Вынес последнего – двухлетнего ребенка, упал и умер. Сердце не выдержало. Еще один погребенный – наш местный хирург, который спас десятки людей, а почетным гражданином города так стать и не успел. Но место на закрытом кладбище для него выделили. Лежат там народные учителя, которых помнят многие поколения городских школьников. И с ними наш Владимир Михайлович – математик от Бога. Еще – артисты городского театра. Не особые лауреаты, многие вообще без званий, но муниципалитет похоронил их с почетом. Нашли там свой последний приют и несколько милиционеров (пардон, полицейских), погибших на своем посту, при выполнении заданий. В общем, случайных и непонятно как попавших совсем мало. Правда, есть один казус – роскошная прямо-таки усыпальница одного цыганского барона. И еще – большой участок отгорожен для некоего Василия Кандыбы (кто такой и почему здесь – неизвестно, по портрету на памятнике очень похож на братка из «лихих 90-х»). Но это же мелочи, правда?

Особенно остро стоит вопрос с закрытыми кладбищами Москвы

Там вообще получить возможность захоронения на новом месте, расположенном ближе, чем где-нибудь у границ Калужской области, очень проблематично. Еще совсем недавно для москвичей было открыто всего 3 кладбища: Перепечинское, Домодедовское и Ново-Богородское. Все они располагаются на территории Мособласти. Потом, когда запустили проект Новая Москва, появилось еще 24 погоста для свободного погребения граждан. Но все равно считается, что мест на них маловато. Особенно на относительно близко расположенных. И так называемые бесплатные участки на самом деле имеют свою цену. Только деньги берутся не за землю (это запрещено ФЗ «О погребении и похоронном деле»), а за услуги. Например, копка могилы стоит от 9-ти до 15-ти тысяч рублей.

При этом законы Москвы не запрещают и легальное приобретение семейно-родовых участков на закрытых кладбищах. Практически любой человек может купить такую территорию под будущее родовое погребение через торги. Цена вопроса при этом на сегодняшний день составит порядка 60-ти тысяч при стандартных размерах участка 1,8 на 2 метра. Я нашла данные на конец 2016 года, из которых понятно, что места сейчас продаются на 12-ти московских кладбищах:

Оформлять захоронения такого рода надо в Департаменте торговли и услуг города Москвы – можно лично, а можно через представителя ритуального агентства.

Некоторые бюджетные и муниципальные ритуальные предприятия сейчас предлагают свои услуги по повторному использованию закрытых кладбищ. Они изыскивают возможность дополнительного освоения кладбищенской земли без нарушения санитарных норм. Например, когда можно, меняют схемы озеленения территорий (по сути, расчищают старые посадки), зауживают дорожки, сносят ветхие постройки. И тем самым получают дополнительные площади.

На них чаще всего оформляются так называемые «сервисные участки». Обычно на таких заранее делаются цоколи или другое ограждение, монтируются памятники и даже дополнительные аксессуары (каменные вазы, например, или лавочки). Эти подготовленные территории и продаются с торгов тем, кто хочет похоронить близкого человека на закрытом кладбище, а сам участок оставить за семьей. А иногда администрация просто заключает договор по изысканию места и подготовке его под захоронение. Обычно такие работы стоят несколько сотен тысяч рублей. Потом хозяевам участка приходится вносить ежегодную оплату за дополнительный сервис: уборку, вывоз мусора и так далее. Для этого с предприятиями заключаются специальные соглашения.

Надо сказать, многим такая постановка вопроса очень даже нравится. Вот мои знакомые года четыре назад купили такой семейный участок на одном из наших старых кладбищ и очень довольны. Не надо торопиться на могилу после зимнего сезона, чтобы убрать мусор, протереть оградку и памятник, подкрасить что-нибудь. Все делается рабочими, причем вовремя и достаточно качественно. Цветочки летом тоже поливают и даже иногда пропалывают. Короче, сервис действительно есть.

За рубежом

закрытые кладбищенские территории тоже имеются. Чаще всего они входят в состав действующих кладбищ, которые как бы окружают старинные границы погостов. Один из известнейших вариантов такого рода – это парижское кладбище Пер-Лашез. Оно огромное (43 гектара) и историческое. Его основал еще Наполеон Бонапарт, там похоронена масса известнейших личностей (в том числе Мольер, Лафонтен, Бальзак, Уайльд, Делакруа, Модильяни). На старых территориях Пер-Лашез захоронения сейчас почти запрещены (исключения представляют лишь фамильные склепы и участки), а новые кварталы – вполне рабочие.

А вот тоже известное туристам Вышеградское кладбище в Праге теперь имеет статус только охраняемого культурного памятника недвижимости Чехии. Оно сейчас – реально закрытое. Даже туристов туда пускают только один раз в году. Все остальное время на его воротах висит замок. Так его охраняют от вандалов и бомжей. И сейчас там практически никого не хоронят. Трудно получить разрешение на это даже тем, кто имеет на Вышеградском кладбище старые семейные склепы.

Вообще же, похороны близких на закрытых кладбищах для родственников часто становится своеобразной идеей фикс. Ведь новые погосты, по обыкновению, расположены очень далеко от городов, добираться до них сложно. К тому же, для многих очень важным бывает вопрос так называемого престижа. Поэтому нередко старые кладбища становятся местом полузаконного или совсем незаконного бизнеса для тех, кто имеет полномочия разрешать или нет новые захоронения. Один из способов обхода всяких препонов – это кремация. Урну с пеплом даже по закону можно подзахоранивать к родственникам и на закрытых кладбищах, при том и за сервис много платить не придется.

Консультация по организации похорон +7(495)740 26 64

Когда печальное событие произошло,перед родными и близкого умершего встаёт вопрос: произвести захоронение гробом в землю или заказать кремацию.

Как правило,у семьи имеется место для захоронения на том или ином кладбище Москвы, Московской или соседних областей, но санитарные нормы или иные обстоятельства не всегда позволяют воспользоваться родственным участком.

Информация о ценах на земельные участки для захоронения, которую имеет население, не всегда правдоподобна, а о том, что каждому умершему москвичу выделяется бесплатный земельный участок, знает не каждый.

Похоронное бюро ГК Ритуал информирует о том, что на данный момент для нового захоронения в Москве выделяются места на нескольких кладбищах.

Новое захоронение (муниципальное, бесплатное) в Москве

Основным является Перепечинское кладбище (Ленинградское шоссе). Жителям Москвы участок под семейно-родовое захоронение выделяется городом бесплатно, стандартным размером 1,8*2,0. Спасо-Перепечинское кладбище является объектом похоронного назначения и находится в ведении ГБУ (ГУП) Ритуал г.Москвы

В момент организации похорон, приемщик заказов (агент) выписывает на выбранные ритуальные принадлежности (гроб, венки, катафальный транспорт) счёт-заказ. Счет-заказ выписывается в трёх экземплярах:

  • 1-остаётся в архиве организации, оформившей похороны;
  • 2-будет сдан в контору кладбища;
  • 3-остаётся у родственников.

При предъявлении данного счета на оформленные похороны на предприятие, где работают супруг (супруга) или дети (внуки) умершего может быть оказана материальная помощь.

Как заказать захоронение в Москве?

Предоставление места для бесплатного захоронения в Москве на Перепечинском кладбище осуществляется через центральную диспетчерскую ГБУ(ГУП) Ритуал по табельному номеру сотрудника. Оператор ЦДС Ритуал фиксирует ФИО умершего и номер бланка на ритуальные принадлежности, сообщает агенту регистрационный номер выделенного участка. Сотрудник Ритуала вносит эти данные в счёт-заказ.

По прибытию к месту захоронения в день похорон в администрацию кладбища должны быть предоставлены следующие документы:

  • Гербовое свидетельство о смерти;
  • Паспорт родственника на которого будет оформлено удостоверение на могилу(земельный участок);
  • Счёт-заказ на ритуальные принадлежности с регистрационным номером ЦДС Ритуал.

Также москвичи могут воспользоваться правом захоронения на Новом Богородском кладбище (Горьковское шоссе). Участок имеет те же размеры. Кладбище находится в ведении Ритуала Московской области, Ногинского района.

Копка могилы на вновь выделенном бесплатном участке производится СТРОГО по прейскуранту, установленному ГБУ(ГУП) Ритуал:

  • Копка могилы для гроба и похороны умершего на вновь отведённом земельном участке в летний период с 1 мая по 31 октября 9070 рублей;
  • Копка могилы для гроба и похороны умершего на вновь отведённом земельном участке в зимний период с 1 ноября по 30 апреля 10880 рублей;
  • Копка могилы и похороны умершего подростка (ребёнка) 100 рублей;

Как заказать (оформить) родственное захоронение в Москве?

При наличии родственного участка для захоронения гробом на кладбищах необходимо учитывать санитарные нормы:

  • для кладбищ города Москвы,которые находятся в ведении ГБУ(ГУП) Ритуал при повторном захоронении в могилу должен истечь срок 15 лет;
  • для кладбищ Московской и других областей — 20 лет;

Для организации захоронения (заказа рытья могилы) необходимо обратиться в контору кладбища не позднее чем за день до похорон. При себе необходимо иметь следующие документы:

  • гербовое свидетельство о смерти;
  • Счёт-заказ на ритуальные принадлежности (гроб);
  • Ответственный за захоронение с паспортом и удостоверением на могилу.

В случае отсутствия ответственного (владельца могилы), заявление будет принято от любого лица при наличии нотариально заверенной доверенности.

Заказать захоронение в Москве и Московской области, оформить похороны, получить необходимую консультацию вы можете у операторов ГК Ритуал по телефону:

+7(495) 740 26 64. Круглосуточно .

К маю 2015 года в Госдуму планируется внести доработанный проект федерального закона «О погребении и похоронном деле». В последнюю редакцию документа после обсуждения с бизнесом и представителями конфессий вернули положение о возможности создания частных кладбищ. Об этом «Известиям» сообщил замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис. Согласно проекту, частные некрополи станут единственным вариантом для тех, кто решит возвести нестандартный памятник на могиле, например, часовню. Для государственных кладбищ введут ограничения по установке скульптур.

— В законопроект о похоронном деле мы снова вернули пункт о частных кладбищах. В ходе обсуждения этого вопроса с субъектами федерации, представителями профессионального сообщества и различных конфессий, которые имеют земли в собственности, мы посчитали разумным и целесообразным дать возможность создавать частные кладбища в установленном правительством порядке, — пояснил Чибис. — Законопроект предполагает введение жестких ограничений по захоронению на публичных (государственных. — «Известия») кладбищах: там не может быть памятников нестандартного образца, все монументы будут одинаково «почтенны». Предполагается, что на частных кладбищах каждый желающий сможет реализовать свои дополнительные пожелания, например возвести часовню или семейный склеп.

Напомним, сейчас все кладбища в стране принадлежат муниципалитетам, а управляются госпредприятиями. При этом правительство уже несколько лет обсуждает идею дать право бизнесменам-землевладельцам учреждать кладбища на принадлежащей им земле. Уже существующие кладбища, как предполагается, не смогут перейти в частные руки. Норма о частных кладбищах изначально была включена в несколько редакций законопроекта «О погребениях и похоронном деле», но в январе 2015 года было принято решение отказаться от этой идеи. Взамен предполагалось прописать положения о частных крематориях и колумбариях.

— Изначально мы предлагали узаконить создание частных кладбищ, потом в результате обсуждений пришли к выводу, что, возможно, будет достаточно частных колумбариев для хранения праха. Но при следующей дискуссии решили, что целесообразно разрешить появление частных кладбищ, — пояснил Андрей Чибис.

По словам замминистра, требования к частным кладбищам сейчас обсуждаются, они будут прописаны в акте правительства РФ, который будет подготовлен ко второму чтению законопроекта.

Исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев Елена Андреева пояснила, что в настоящее время нет законодательных ограничений по установке памятников на кладбищах.

— На любом из существующих кладбищ можно увидеть совершенно разные памятники, у кого-то возведены целые монументы, а на других могилах — деревянные кресты. Если законодательно запретят установку нестандартных памятников на публичных кладбищах, то правильно, что люди смогут реализовать свои желания хотя бы в частных некрополях, — сказала она. — При этом необходимо прописать в законе нормы и правила для создания и содержания таких кладбищ. Скорее всего, этим бизнесом будут заниматься компании, которые будут состоять в саморегулируемой организации, специализирующейся на частных кладбищах. При такой организации бизнеса ответственность за содержание кладбищ будет лежать не только на компании-подрядчике, но и на головной организации.

По словам Андреевой, места на частных кладбищах будут пользоваться спросом в городах-миллионниках, таких как Москва и Екатеринбург.

— В мегаполисах такого уровня остро стоит земельный вопрос, потому что на существующих кладбищах мест уже не хватает, — сказала эксперт. — К тому же в крупных городах и спрос будет на такую услугу, и найдутся заинтересованные инвесторы.

Глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк сомневается в том, что частные кладбища приживутся в России.

— Дело в том, что это несколько новое веяние для нашей страны и трудно сказать, пойдет ли оно в принципе. Частные кладбища предполагают ежемесячную оплату, в частности за охрану и уборку территории. Сомневаюсь, что большинство людей захотят ежемесячно выплачивать такого рода «квартплату» за место на кладбище, — сказал Немерюк.

Также столичный чиновник отметил, что практика организации частных некрополей распространена в Европе и Америке.

— Мы тоже можем это попробовать, но надо четко и грамотно продумывать систему обязательств и прав компаний, которые будут строить такие объекты. Важно не допустить ситуации, как с обманутыми дольщиками — чтобы компании не могли бесследно исчезнуть после продажи земельных участков, оставив клиентов у разбитого корыта, — сказал Немерюк.

По словам председателя профсоюза работников ритуальных служб Антона Авдеева, большое кладбище — около 40 га — можно содержать в складчину, если каждый будет платить по 500 рублей в год. Цены на похороны сейчас на государственных кладбищах могут превышать 100 тыс. рублей.

Отметим, что, по информации профсоюза работников похоронной отрасли, оборот только столичного рынка ритуальных услуг составляет 7–8 млрд рублей в год. Согласно всероссийскому справочнику ритуальных услуг, на территории России 323 кладбища.

Процесс урбанизации охватил почти все страны мира. Население массово перебирается из сельской местности в густонаселенные города с развитой инфраструктурой. Город предлагает насыщенность и тесноту связей, большой выбор работы, отдыха, общения. Принято считать, что урбанизация способствует экономическому росту. Этот фактор отмечают, говоря, например, о Китае.

Реклама

В современном урбанизированном мире с высокой плотностью населения и застройки не оказалось места для мертвецов. Кладбища заполнены, и в большинстве случаев нет никакой возможности увеличить их площадь. С этой проблемой столкнулась и Москва – в столице тесно становится не только живым.

Под завязку

Согласно данным Московской городской ритуальной службы, в столице 136 кладбищ. На многих кладбищах свободных участков под захоронения нет «в связи с исчерпанием резервов земельных площадей», указано на сайте службы. На них разрешены лишь погребения в родственные могилы, их можно купить через аукцион или напрямую. Открытые торги могут занять месяцы, напрямую — быстрее, но гораздо дороже.

Бесплатно похоронить умершего можно лишь на четырех открытых кладбищах Москвы. Поскольку большинство кладбищ столицы не могут расширяться, такие некрополи называются закрытыми. Бесплатно на закрытом кладбище можно упокоиться только за особые заслуги.

Стоит помнить, что платные участки покупателю не принадлежат. Правом собственности на земельные ресурсы кладбищ обладает государство. Иными словами, речь идет о бессрочной аренде места. Поэтому продавать участки на кладбище незаконно.
На юридически ничтожных сделках по «приватизации» могилы наживаются мошенники.

Аферисты то и дело пытаются продать место на кладбище. В интернете можно встретить объявления о продаже участка за 30-50 тысяч евро. Часто мошенник использует легенду о том, что в этом месте захоронен дальний родственник, санитарный срок в 15 лет прошел, а ему это место не нужно. При этом незаконные услуги часто предлагают работники кладбища. Мошенничество в этой сфере — распространенной явление, поскольку спекулянтам легче обманывать убитых горем родственников.

В Москве сведения обо всех участках, предназначенных для размещения семейных захоронений, размещены в специальном электронном реестре. Согласно ему, похоронить человека в столице — очень дорого. Так, например, в реестре нашлось место на Богородском кладбище за 370 тысяч рублей (это начальная цена в рамках аукциона), а на Троекуровском есть место, которое стоит 2,5 млн рублей.

Наиболее экономичная форма похорон — это кремация. Захоронение урны с прахом в нишу колумбария позволяет значительно сэкономить. Услуга кремации взрослого человека через специализированную городскую похоронную службу Ritual.ru стоит 10 770 рублей.

«Сейчас нарастает количество кремаций, поэтому люди в любом случае не остаются не похороненными. Есть и погребение урны с прахом. Православная церковь сейчас относится к кремации лояльно, если в этом есть необходимость», — сказал «Газете.Ru» президент Союза организаций ритуального и похоронного обслуживания Москвы
Андрей Стосков.

Безусловно, Москва не единственный российский город с проблемой дорогих могил и черных дельцов.

В феврале 2019 года женщина из Тольятти не смогла похоронить своего мужа и привезла гроб с его телом к зданию правительства Самарской области. Сообщалось, что сначала женщина не могла собрать средства на захоронение, а, по ее словам, некие лица не давали раскопать могилу. К слову, за место предлагалось отдать 30 тысяч рублей.

В Ярославле единственное рабочее на сегодняшний день Осташинское кладбище заполнено почти под завязку. Городские власти намерены построить новое. Аналогично количество свободной земли на кладбищах уменьшается в Сочи, Ульяновске, Красноярске, Челябинске и многих других городах.

А что у них

В 2001 году особый резонанс вызвала ситуация с крупнейшим в мире американским похоронным бюро Service Corporation International. Сотрудники были пойманы на осквернении могил и надругательстве над покойниками. Они вскрывали могилы и выбрасывали останки. Причины довольно простые — чем больше свободных мест, тем больше прибыль. Если продавать одно место несколько раз, то тем более.

Из-за кризиса нехватки мест большинство британцев выбирают для себя и родственников кремацию, рассказывал BBC директор Института управления кладбищами и крематориями Тим Моррис. Лондонские кладбища будут полностью заполнены в течение следующих 20-30 лет, писал The Guardian.

В Германии практикуется многократное использование могил через определенный промежуток времени. К этому методу в целом часто прибегают в Европе. Но в Норвегии, например, с этим возникли трудности.

Трупы не разлагаются из-за закона, принятого после Второй мировой войны, который предписывал хоронить тела, завернутые в пластик. Эта практика уже не используется, но теперь у Норвегии около 500 тысяч мест, которые нельзя повторно использовать.

В Испании и Греции есть вариант поместить тело в погребальную нишу, а через несколько лет перенести его в общую могилу, освободив нишу.

В прошлом году украинский кабинет министров зарегистрировал в Верховной раде законопроект, согласно которому умерших можно будет хоронить в парках и скверах на территории городов и других населенных пунктов. По этому документу парламентарии пока не голосовали.

В другой части земного шара проблема еще более насущная. Тысячи семей в Гонконге хранят пепел родственников в мешках на специальном складе — они ждут места в колумбарии. В 2018 году в юго-восточной провинции Китая Цзянси запретили похороны в гробах. Таким образом власти хотят сохранить земельные ресурсы. В Японии крупные компании, такие как Panasonic, уже покупают корпоративные участки на кладбищах для некоторых своих сотрудников.

Что касается цен, то, например, средняя цена за место на немецком кладбище — 2 400 евро. На самом большом кладбище Парижа, знаменитом Пер Лашез, можно похоронить человека более чем за 10 тысяч евро, при этом аренду можно оплатить за 10, 30 и 50 лет. На другом известном и красивом кладбище — Rose Hills Memorial Park в Калифорнии — место обойдется примерно в 10 000 долларов.

Бывший мэр Нью-Йорка Эд Кох купил свою собственную могилу на Манхэттене за пять лет до своей смерти в 2013 году за 20 000 долларов.

Если не на кладбище, то где?

В мире каждый год умирают примерно 58 млн человек, а места все меньше. Так какие варианты «избавления» от тел предлагаются?

Один из способов — многократное использование могил. Останки из старых могил зарываются как можно глубже, а сверху освободившееся место используется для погребения нового тела. В Бразилии и Израиле экспериментируют с высотными зданиями, построенными специально для того, чтобы в них покоились мертвые. Иными словами — это вертикальные кладбища. В Бразилии есть Necrópole Ecumênica из 14 этажей.

Совсем недавно Вашингтон стал первым штатом США, разрешившим компостирование тела. Это процесс, в котором тело превращается в почву. Разложению подвергается все, включая зубы. Считается, что это способ экологичнее кремации, ведь при сжигании выделяется углекислый газ. Труп помещают в специальную капсулу и зарывают в землю под травяное покрытие. Микробы, находящиеся в теле, нагревают капсулу до температуры 65 градусов по Цельсию. В течение месяца тело умершего естественным образом превращается в 0,65 кубометра удобрений. Если близкие хотят, они могут использовать их для выращивания растений. Человеческие останки, разлагаясь, будут служить земле богатыми питательными веществами.

Захоронение в США в среднем стоит от 8 тысяч долларов до 25 тысяч долларов. Кремация — 6 тысяч долларов. Компания-разработчик надеется взимать около 5,5 тысяч долларов за компостирование человека. Кроме того, в нескольких штатах США законна ресомация или технология растворения трупов. В результате процедуры остается белый порошок.

Существует также «зеленое захоронение». Оно предполагает отказ от длительной консервации тела. Для этого используются гробы из вторичной целлюлозы, хлопкового, бамбука и прессованной засушенной кожуры банана. По аналогии с компостированием они полностью разлагаются за считанные месяцы. Еще есть урна Bios, которая позволяет из праха вырастить дерево.

За счет вот таких ноу-хау на мертвецах хорошо зарабатывают. Есть предложения сделать из останков умершего (пепел) коробку карандашей. Также практикуется изготовление винила из пепла и праха и текстильных вещей. Другое похоронное бюро создает мемориальные рифы с прахом мертвого. Простых и понятных, изощренных и странных методов много, в конце концов выбор — за каждым отдельным человеком. Пока он жив.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *