Кому продавать нефтепродукты?

Цена на бензин на российском оптовом рынке упала ниже себестоимости: каждую тонну компании продают с убытком в несколько тысяч рублей. Причина — в выплатах нефтяников в бюджет «в кризисные времена» Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Нефтяники начали продавать бензин на бирже себе в убыток, подсчитали эксперты «Аналитика товарных рынков». За неделю с 13 по 19 апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) упала почти на 11%, или 4,2 тыс руб., и в понедельник, 20 апреля, составила 35,77 тыс. руб. за тонну (в европейской части России).

При этом издержки компаний, которые включают акциз, выплаты в бюджет по демпферу (механизм стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке), НДС и НДПИ, составляют 38,07 тыс. руб. за тонну, сказал РБК гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. Таким образом, по его словам, компании получают чистый убыток примерно в 2,3 тыс. руб. на тонну бензина АИ-92.

Почему продажа топлива стала убыточной

Топливо подешевело из-за резкого падения спроса. По данным Reuters, объем реализации на АЗС упал уже примерно вдвое (от 30 до 70% в разных регионах). В России растет число заболевших коронавирусом, из-за чего крупные города несколько недель находятся на карантине, автомобильный трафик упал. Очевидно, что в таких рыночных условиях производители топлива готовы идти на понижение оптовых цен и соглашаются на дополнительные дисконты на бирже, говорит аналитик Сбербанка Андрей Громадин.

Основная причина появления отрицательной маржи на бензин на оптовом рынке — рост выплат по демпферу, говорит главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. Если в январе 2020 года он составлял 100 руб. за тонну, то теперь — больше 17 тыс. руб. за тонну. В этом году бюджет впервые заработал на демпфере, за год нефтяники могут перечислить государству 600–700 млрд руб., оценивали аналитики и Минфин. Это сгладит удар от обнуления экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и резкого падения НДПИ при низких ценах нефти Urals (меньше $15 за баррель), объяснял в интервью «Коммерсанту» глава «Газпром нефти» Александр Дюков.

Почему нефтяники платят в бюджет за бензин?

Демпферные выплаты правительство запустило еще в 2018 году, чтобы стабилизировать ситуацию на топливном рынке. Механизм работает в обе стороны. Если экспортный топливный рынок становится премиальным по сравнению с внутренним, государство доплачивает нефтяникам, чтобы те не поднимали цены на заправках в России. Если цены на экспортном рынке падают, уже нефтяники обязаны перечислять деньги в бюджет и по этой причине не снижают стоимость топлива в стране. Так они поступают и сейчас: на экспортном рынке цена топлива составляет 23,5 тыс. руб. за тонну, то есть на треть дешевле, чем в России (это экспортный нетбэк: цена минус расходы на транспорт и налоги).

Премия на внутреннем рынке, часть которой компании перечисляют в бюджет в виде демпфера, считается не от фактической цены, а от условной, установленной правительством. На 2020 год условная цена — 53,6 тыс. руб. за тонну, сейчас она в полтора раза больше фактической оптовой цены на внутреннем рынке (35,77 тыс. руб.). Правительство установило слишком высокую условную цену, это приводит и к неоправданно высоким выплатам по демпферу, говорит Турукалов.

«Механизм демпфера очевидно нуждается в доработке. Однако правительство не собирается менять что-то в срочном порядке», — считает Громадин.

В марте нефтяные компании уже поднимали вопрос о выплатах по демпферу в 2020 году из-за низких цен на нефть и предлагали поменять формулу расчета, рассказывал ранее РБК федеральный чиновник. Им объяснили, что формулу, конечно, поменять можно, но в этом случае правительство просто на ту же сумму поднимет НДПИ: в кризисные времена бюджету надо помогать.

Как это сказывается на продавцах бензина на АЗС

Низкие цены на оптовом рынке привели к росту маржинальности бизнеса на автозаправках, где цены стабильны и не снижаются. По данным Refinitiv, маржинальный доход АЗС с начала года вырос на 3,8 п.п. до 17,3%. Но с учетом падения реализации удвоились и издержки на литр для владельцев заправок, говорит аналитик Reuters Максим Назаров. Таким образом, рост маржи в рознице за счет падения оптовой цены не исправит общую негативную ситуацию для переработки, уверен он.

Дополнительные меры по поддержке переработки пока не обсуждаются, сказал РБК федеральный чиновник. Законодательство в части переработки нефти нужно корректировать, но после карантинного периода, заявил в интервью «Интерфаксу» президент и совладелец ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.

Стабилизировать ситуацию можно, снизив нормативы реализации нефтепродуктов на бирже, говорит источник, близкий к одной из нефтяных компаний. Пока, несмотря на падающий спрос, НПЗ по-прежнему обязаны выставлять на биржевые торги 10% от объема производства по автобензинам и керосину и 6% — по дизельному топливу, объясняет собеседник РБК.

По данным «Аналитики товарных рынков», ситуация на рынке бензина может начать выправляться уже в мае: многие нефтяные компании планируют дополнительные простои НПЗ помимо майских ремонтов. Снижение переработки нефти примерно на четверть и активный экспорт нефти и нефтепродуктов сами по себе приведут к сокращению продаж моторных топлив на бирже и поспособствуют росту биржевых цен, указывают эксперты.

Представители Минэнерго и крупнейших российских нефтяных компаний «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» пока не ответили на запросы РБК.

В настоящее время дизельное топливо применяется во многих областях и в особенности – экономике. Популярность его обусловлена невысокой ценой по сравнению с другими видами горючего. Причиной его сравнительно невысокой стоимости является прямая перегонка из нефти сразу в готовый продукт, без каких бы то ни было дополнительных и дорогостоящих манипуляций. Применяться данный вид топлива может практически в любом из многообразных типов двигателей.

Открытие личной автозаправочной станции не обязательно для того, чтобы данный вид топлива продавать. Можно просто организовать доставку его до клиента. Такой вид бизнеса является в особенности привлекательным для новичков. Начинающая, молодая организация, благодаря грамотно построенной логистике, подготовленной клиентской базе, имеет все шансы на стабильное развитие, предлагая свой товар на личных условиях плюс с более выгодной чем у конкурентов ценой и к тому же с организованной доставкой. Закупить дизельное топливо оптом можно у ГК Трасса по доступной цене. На сайте trassagk.ru вы найдете более детальную информацию про услуги компании.

Организация сможет заниматься продажами всех видов и марок дизельного топлива. Тем более, данный факт упрощается тем, что видов его всего два. Топливо этого вида делиться только на летнее и зимнее. Причем последнее из них значительно дороже, благодаря большим затратам для его производства.

Залогом же успеха данного вида бизнеса является его последний пункт – доставка, ну и конечно же правильная организация продаж. Для хорошей окупаемости и как следствие – доходности данного вида бизнеса требуются объемы продаж не менее двух тысяч литров в день, причем желательно производимые круглосуточно. Цены должны быть равно среднерыночным, для их доступности среднестатистическому клиенту. Для обеспечения хорошего старта отличным шагом будет проведение акции «дизтопливо оптом» по заманчивой цене. Цена для данной акции действительно должна являться заманчивой, но не быть ущербной для вашего бизнеса.

Техника, обеспечивающая доставку продукта до клиента должна являться адаптированной для Российских дорог и в частности для их отсутствия вовсе. Ведь клиент может попасться вовсе из какого – либо захолустья. Бензовозы должны оснащаться счетчиками, насосами и шлангами в обязательном порядке. Рабочий персонал должен быть ознакомлен с техникой безопасности по работе с нефтепродуктами.

Клиентуру можно начать искать среди транспортных компаний в виде таксопарков, автобусных парков, а также предлагая свои услуги и самим заправочным станциям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *