Конспекты по командирской подготовке

Организация командирской подготовки

1. Командирская подготовка офицеров организуется и проводится на основании требований Боевого устава сухопутных воск, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителе, наставлении и Организационно-методических указаний по подготовке тыла и настоящей Программы.

Командирская подготовка офицеров является основным показателем в оценке боевой подготовки соединений, воинских частей и организаций тыла. Главное внимание в ней следует уделять её практической направленности и качеству проведения занятий.

При планировании командирской подготовки офицеров необходимо в полной мере учитывать их должностное предназначение, с учетом условий театра военных действий и задач, решаемых подразделением (воинской частью, организацией) с началом боевых действий, укомплектованность соединений, воинских частей и подразделений, наличие и состояние учебной материально-технической базы, уровень подготовленности различных категорий офицеров и другие факторы, способные оказать влияние на качество проведения занятий с офицерами.

При планировании командирской подготовки должен соблюдаться принцип: непосредственный начальник обучает своих подчиненных и несет ответственность за их подготовку.

2. Ведущие примеры обучения: тактическая, тактико-тыловая, тактико-специальная и специальная подготовка. На их обработку программой предусмотрено 50-70% общего лимита времени, из которых не менее 1/3 тем отводиться подготовке офицеров на одну ступень выше занимаемой должности. При планировании проведения данных предметов не менее половины учебного времени должно отводиться на изучение вопросов тылового обеспечения войск при подготовке и ведении боевых действий.

Теоретические положения руководящих документов изучаются, преимущественно, в ходе самостоятельной подготовки. К концу учебного года каждый офицер должен знать их требования в объеме , обеспечивающем в боевой обстановке выполнение функциональных обязанностей согласно занимаемой должности.

В течение года каждый офицер должен быть оценен при выполнении задач по предназначению в ходе проведения мероприятий тактико-тыловой, тактико-специальной и специальной подготовки.

Занятия планируются по тематическим планам, утвержденным на учебный год, и разрабатываемым по подчиненности: штабом и отделом воспитательной работы Тылы Вооруженных Сил Российской Федерации; штабами, Структурными органами управлений тыла военных округов, родов войск, видов Вооруженных Сил Российской Федерации и проводиться как на командирских сборах (занятиях), так и на специальных сборах, тренировках и учениях (мобилизационная подготовка, общественно-государственная подготовка).

Командиры подразделений, в которых организованны и проводятся занятия по боевой подготовке с личным составом, на плановые занятия по огневой подготовке, вождению и строевой подготовке в системе командирской подготовки не привлекаются.

Требования общевоинских уставов изучаются в ходе повседневной деятельности, в часы самостоятельной подготовки и при подготовке к несению службы в суточном наряде.

Занятия по физической подготовке с офицерами проводятся в дни и часы, установленные командиром воинской части. При этом командиры подразделений, проводящие занятия по физической подготовке в своих подразделениях привлекаются только на контрольные занятия.

Методические занятия следует проводить перед отработкой наиболее важных тем, по решению руководителя за счет резерва учебного времени и в часы самостоятельной подготовки. Перед началом отработки тематики по основным видам действий, ТСУ, проверки слаживания подразделений, стрельб целесообразно проводить показные занятия. Кроме того, они могут проводиться в ходу плановых командирских занятий за счет учебного времени, отводимого на тот предмет обучения, по тематике которого проводиться занятие. Тематику и содержание занятий по методической подготовке определяют: для офицеров управлений соединений и воинских частей – командиры соединений и воинских частей; для командиров батальонов и их заместителей – командиры воинских частей; для командиров рот и их заместителей, командиров взводов – командиры батальонов. Инструкторско-методические занятия проводятся, как правило, на самих обучаемых.

В случае если на изучение темы предусматривается два и более занятия, командирам разрешается выбирать тематику занятия в пределах рассматриваемой темы.

3. В результате отработки Программы каждый офицер должен в объеме занимаемой должности

знать:основы современного общевойскового боя и его тылового обеспечения; организацию, вооружение и тактику действий армий основных иностранных государств; тактико-технические характеристики (далее по тексту ТТХ), основы применения, правила эксплуатации, хранения, ремонта и обслуживания штатных вооружения и военной техники, техники тыла (далее по тексту ВТ и ТТ), а также возможности и основы применения ВВТ и ТТ придаваемых (взаимодействующих) воинских частей (подразделений); основы защиты государственной тайны и скрытого управления войсками в мирное и военное время; порядок подготовки и методику проведения учений и занятий с подчиненным личным составом; основы воспитания военнослужащих, поддержания воинской дисциплины, правопорядка и обеспечения безопасности военной службы, противопожарной защиты; требований экологической безопасности при выполнении поставленных задач;

уметь: проводить отмобилизование и боевое слаживание воинских частей и подразделений; организовывать тыловое обеспечение и всестороннюю подготовку подразделения к выполнению боевой задачи по предназначению; управлять воинскими частями (подразделениями); умело использовать штатные ВВТ и ТТ; готовить и проводить занятия с личным составом; проводить работу по поддержанию воинской дисциплины, правопорядка и обеспечению безопасности военной службы в воинской части (подразделении).

4. Программа разработана на учебный год продолжительностью 10 месяцев с двумя подготовительными периодами в мае и ноябре. При этом на подготовку различных категорий офицеров отводиться:

— для офицеров управлений соединений и воинских частей постоянной готовности – 168 часов (один пятидневный командирский сбор во время одного из подготовительных периодов и ежемесячно по два командирских занятия, из них один день оперативно-тыловой (тактико-тыловой) и специальной подготовки, за исключением месяцев проведения тактико-специальных и мобилизационных учений);

— для офицеров подразделений в воинских частях постоянной готовности – 208 часов (два пятидневных командирских сбора во время подготовительных периодов и ежемесячно по два командирских занятия, из них один день оперативно-тыловой (тактико-тыловой) и специальной подготовки, за исключением месяцев проведения тактико-специальных и мобилизационных учений);

— для офицеров складов и баз постоянной готовности – 200 часов (один пятидневный командирский сбор во время подготовительного периода и ежемесячно по два командирских занятия, из них один день оперативно-тыловой (тактико-тыловой) и специальной подготовки);

— для офицеров управлений соединений и воинских частей сокращенного состава, запасных, кадра и баз хранения – 336 часов

(два пятидневных командирских сбора во время подготовительных периодов и ежемесячно по четыре дня командирских занятий, из которых один день отводиться на мобилизационную подготовку, за исключением месяцев проведения тактико-специальных и мобилизационных учений);

— для командиров батальонов, начальников групп хранения и их заместителей соединений и воинских частей сокращенного состава, запасных, кадра и баз хранения – 296 часов (один пятидневный командирский сбор во время подготовительных периодов и ежемесячно по четыре дня командирских занятий, из которых один день отводиться на мобилизационную подготовку, за исключением месяцев проведения тактико-специальных и мобилизационных учений);

— для командиров рот, их заместителей и командиров взводов соединений и воинских частей сокращенного состава, запасных, кадра и баз хранения – 208 (два пятидневных командирских сбора во время подготовительных периодов и ежемесячно по два командирских занятия, из них один день оперативно-тыловой (тактико-тыловой) и специальной подготовки, за исключением месяцев проведения тактико-специальных и мобилизационных учений);

— для командиров учебных батальонов, рот и их заместителей, командиров взводов — 208 (два пятидневных сбора, один из которых командирский второй учебно-методический во время подготовительных периодов и ежемесячно по два командирских занятия, из них один день оперативно-тыловой (тактико-тыловой) и специальной подготовки, за исключением месяцев проведения тактико-специальных и мобилизационных учений).

Продолжительность учебного дня – 8 часов, учебного часа – 50 минут. Программа предусматривает возможность проведения до 50 процентов учебного времени на занятия в поле и на технике (при вооружении), не менее 30 процентов занятий по тактической, огневой подготовке и вождению должны проводиться ночью.

5. Командирская подготовка офицеров организуется командирами соединений, воинских частей и организаций тыла, проводиться на командирских и учебно-методических сборах, учениях, командирских занятиях, а также в ходе самостоятельной работы и выполнения индивидуальных занятий, вначале с офицерами старшего звена, затем младшего звена в учебных группах и подгруппах, создаваемых по занимаемым должностям и специальностям, состав которых при каждом соединении, воинской части и организации ежегодно определяется приказами соответствующих командиров (начальников)и отражается в приложении к плану подготовки на учебный год без поименных списков, но с указанием по должностям состава учебных групп и подгрупп по специальностям.

Занятия по предметам обучения проводятся, как правило, соответствующими командирами (начальниками).

В целях углубления знаний и методического мастерства офицерам, исходя из практической направленности их служебной деятельности, определяются на год два индивидуальных занятия (по одному за период обучения), при этом одно из индивидуальных занятий в воинских частях сокращенного состава, кадра и баз хранения планируется по мобилизационной подготовке, а одно из индивидуальных занятий, определяемых командирам взводов, рот и батальонов, должно быть в виде методической разработки для проведения занятий (тренировок, учений).

6. Исходными данными для планирования командирской подготовки на учебный год являются:

— командирские сборы* — один продолжительностью 5 дней;

— учебно-методические сборы*;

— учения – одно в период;

— учебных дней в месяц – 2;

— всего часов в учебный год – 168;

— в том числе время отводимое на проведение сборов – 40.

* — проводятся в подготовительный период или начале периода обучения.

Командирские сборыпроводятся в целях углубления знаний, совершенствования умений и навыков, необходимых офицерам для повышения своих командирских качеств, а также для улучшения методического мастерства в проведении занятий с личным составом. Сборы проводятся по категориям, сроки и продолжительность этих сборов устанавливаются старшими командирами (начальниками) в приказах и директивах на учебный год. Тематику и содержание занятий на сборах определяют командиры (начальники), их проводящие. При проведении командирского сбора должен быть обеспечен максимальный охват офицеров. В конце сборов каждый офицер оценивается по предметам обучения, выносимым на сборы.

Учебно-методические сборы с командирами учебных рот, их заместителями, командирами учебных взводов производятся в целях выработки единства взглядов на обучение и воспитание личного состава, внедрения наиболее перспективных форм и методов обучения подчиненных, а также рационального использования учебно-материальной базы. Периодичность, продолжительность и содержание этих сборов определяет командир воинской части.

Командирские занятияс офицерами проводятся по общей тематике в целях совершенствования профессиональных навыков в управлении воинскими частями т подразделениями при отмобилизовании и переводе с мирного на военное время, решению задач по предназначению, а также повышения методического мастерства в обучении и воспитании подчиненных с учетом задач, решаемых соединением, воинской частью и организацией.

7. Руководство командирской подготовкой офицеров должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение стоящих задач, что достигается:

— глубоко продуманным планированием и приоритетным обеспечением командирской подготовки офицеров;

— хорошей подготовкой руководителей и проведением занятий на высоком методическом уровне;

— созданием необходимых условий для самостоятельной работы;

— оказанием помощи подчиненным и систематическим контролем за ходом командирской подготовки;

— проведением работы по изучению, обобщению и внедрению передового опыта в практику обучения и воспитания офицеров;

— постоянным совершенствованием учебно-материальной базы и эффективным ее использованием в процессе обучения.

Командиру воинской части (начальнику организации), исходя из её предназначения, важности решаемых задач, уровня подготовки различных категорий офицеров, условий ТВД, укомплектованности, имеющейся материально-технической базы, наличия ГСМ, боеприпасов, а также с учетом других факторов, способных оказать влияние на качество проведения занятий с офицерами, предоставляется право уточнять Программу: изменять содержание тем и количество выделяемых на них часов, определять содержание занятий по каждой теме, время и метод их проведения.

Планирование командирской подготовки офицеров воинской части (организации) осуществляется в общей системе планирования боевой подготовки на учебный год, а в батальоне (роте) – на период обучения, при этом указываются темы занятий и количество часов, отрабатываемых офицерами на каждом командирском сборе и занятии, а так же сроки, место их проведения и ответственность за подготовку.

Документами планирования командирской подготовки в соединении, воинской части и организации являются:

— раздел плана подготовки на учебный год (период) «Подготовка офицеров»;

— состав учебных групп (подгрупп специальной подготовки), перечень тем и расчет часов на командирскую подготовку офицеров (приложение к плану);

— перечень индивидуальных заданий (приложение к плану).

Расписание командирских занятий составляется на месяц и после утверждения командиром воинских частей (начальником организаций) доводятся до руководителей занятий и обучаемых.

8. Учет командирской подготовки ведется руководителем учебной группы. Все занятия и индивидуальные задания учитываются в журналах. После окончания учебного года итоговые результаты командирской подготовки каждого офицера докладываются руководителями учебных групп непосредственным командирам (начальникам).

Учебные материалы проведенных с офицерами занятий (планы, планы-конспекты, лекции, индивидуальные задания и т.п.) хранятся в штабах в течение одного года.

В ходе командирской подготовки по настоящей Программе каждый офицер должен улучшить свою профессиональную подготовку и практическую выручку для умелого и уверенного выполнения функциональных обязанностей в объеме занимаемой должности и на одну ступень выше, а также повысить (подтвердить) классную квалификацию, которая является показателем уровня его личной подготовки.

Знания и практические навыки офицеров совершенствуются в ходе командно-штабных, тактико-социальных учений (занятий, тренировок) и на других занятиях.

.. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..

СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕРЖАНТОВ

Подготовка сержантов организуется в системе командирской подготовки сержантов в ходе: командирских занятий в составе подразделения (части); «Дня сержанта» — в масштабе соединения (части); в подразделении на инструктажах и инструкторско-методических занятиях при подготовке к проведению предстоящих занятий (тренировок). Кроме того, не реже одного раза в период обучения с сержантами проводятся сборы (командирские, учебно-методические) и методические совещания в масштабе части. В батальоне и ему равных подразделениях методические совещания проводятся ежемесячно,

Содержанием командирских занятий является: изучение и освоение положений боевых и общевоинских уставов, наставлений и руководств; изучение организации, боевых возможностей и способов боевого применения подразделений своих войск и войск противника; освоение вооружения и военной техники; приобретение навыков в организации боя, его всестороннего обеспечения и управления подчиненными подразделениями; повышение методического мастерства обучения и воспитания подчиненных.

Командирские сборы с сержантами проводятся перед началом каждого периода обучения е масштабе части, а с сержантами, привлекаемыми для общевойсковой подготовки нового пополнения, кроме того, проводятся учебные сборы в составе администрации под руководством заместителя командира соединения (части). Занятия с сержантами проводятся в составе созданных учебных групп командирами подразделений (частей) и их заместители. Для обучения по специальным вопросам привлекаются начальники служб, офицеры-методисты, прапорщики и старшины подразделений.

Совершенствование уровня профессиональной подготовки военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту на должности сержантов и солдат, организуется на плановых занятиях в составе подразделений, на сборах и в ходе самостоятельной подготовки. Самостоятельная подготовка организуется в подразделениях под руководством командиров подразделений.

Совершенствование подготовки военнослужащих частей по специальности может проводиться в форме учебных сборов в масштабе соединения (воинской части). Тематика занятий по специальной подготовке сержантами, солдатами определяется программами боевой подготовки ВС РФ, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны.

Совершенствование подготовки сержантов осуществляется при выполнении упражнений стрельб, вождения и нормативов в ходе обучения в составе штатного подразделения по предметам обучения, а также в ходе подготовки подразделений, частей.

С вновь прибывшими сержантами перед началом периода обучения в части организуется подготовка на допуск к самостоятельной работе на технике, несению дежурства. Продолжительность подготовки — до двух недель, в зависимости от объема необходимых знаний и умений по штатной должности и степени подготовленности сержантов. В ходе обучения военнослужащие привлекаются на тренировки и комплексные занятия. С отдельными сержантами проводится стажировка под руководством офицеров, прапорщиков.

Допуск сержантов к самостоятельной работе на технике и несению дежурства осуществляет комиссия, назначаемая командиром части. Результаты зачетов на допуск заносятся в оценочные ведомости и оформляются актом, на основании которых издается приказ по части о допуске сержантов к самостоятельной работе на технике и несению дежурства.

Сержанты, не сдавшие зачет в установленный срок, к самостоятельной работе на технике и к несению дежурства не допускаются. В этом случае решением командира части им предоставляется дополнительное время 5-7 дней для подготовки и повторной сдачи.

После ввода сержантов в строй дальнейшее их обучение проводится по программам боевой подготовки в составе подразделений, кроме того, сержанты привлекаются на занятия по командирской подготовке в учебных группах сержантов.

1.5. СОДЕРЖАНИЕ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СЕРЖАНТОВ

Одиночная подготовка — обучение сержантов, солдат после их прибытия в подразделение.

Цель одиночной подготовки — дать военнослужащим знания, привить умения и навыки (освоить военно-учетные специальности), необходимые для выполнения обязанностей в бою, при обращении с оружием, военной техникой и несении повседневной службы.

Одиночная подготовка сержантов и солдат включает в себя: первоначальную (общевойсковую) подготовку военнослужащих, в том числе поступивших на военную службу по контракту на должности сержантов и солдат; приобретение знаний, умений и навыков по занимаемой должности (военно-учетной специальности); изучение основ обучения и воспитания личного состава, выработку командирских качеств у сержантов; допуск сержантов к самостоятельной работе на технике, несению дежурства в составе смен расчетов; подготовку и сдачу зачетов на присвоение (подтверждение) классной квалификации, освоение смежной специальности; подготовку к действиям в составе дежурных смен, расчетов, команд, подразделений (воинских формирований).

Индивидуальная подготовка — поддержание и совершенствование в ходе сла-живания экипажей, расчетов, подразделений (воинских формирований) знаний, умений, профессиональных навыков и качеств сержантов и солдат, необходимых им для выполнения должностных и специальных обязанностей в соответствии с занимаемой должностью. Цель индивидуальной подготовки военнослужащих — полное и качественное освоение ими программ обучения, должностных и специальных обязанностей по занимаемой должности, достижение высшей квалификации.

Индивидуальная подготовка сержантов осуществляется в системе командирской подготовки, в ходе плановых занятий и тренировок при вооружении (оружии), на боевой и специальной технике, тренажерах и других объектах учебной материально-технической базы.

1.6. СОДЕРЖАНИЕ СЛАЖИВАНИЯ ВОИНСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ

Слаживание — это обучение военнослужащих согласованным действиям в составе дежурных смен, экипажей, расчетов, команд, подразделений (воинских формирований) с последующей подготовкой в составе воинской части и соединения для выполнения боевых (специальных) задач по предназначению.

Подготовка экипажей, расчетов, подразделений (воинских формирований), воинских частей и соединений проводится в ходе их последовательного слаживания (боевого слаживания) в условиях максимально приближенных к боевым с целью обеспечения их постоянной готовности к ведению боевых действий в любых условиях обстановки, согласно боевому предназначению.

Слаживание отделений проводится в мирное время один раз в учебный период. Проводятся мероприятия, которые способствуют обучению (восстановлению навыков) личного состава к выполнению должностных обязанностей по штатному предназначению и готовности отделений (экипажей, расчетов) выполнять боевые задачи.

Обучение личного состава отделения (экипажа, расчета) в ходе слаживания возлагается на командира отделения и проводится по всем предметам обучения на основании программы боевой подготовки. Основой этих занятий станут занятия по тактико-специальной подготовке.

Командиру отделения в ходе слаживания отделения предстоит проводить тактико-строевые и тактико-специальные занятия, а также принимать участие в составе отделений в тактико-специальных учениях.

Тактико-строевые занятия являются начальной формой тактико-специальной подготовки личного состава и боевого слаживания отделений (экипажей, расчетов). Они предназначаются для отработки приемов и способов выполнения задач инженерного обеспечения солдатами в составе отделений (экипажей, расчетов) по их штатному предназначению, а командиры этих подразделений, которые проводят занятия, получают практику в управлении подразделениями. Основной метод обучения на тактико-строевых занятиях — упражнение (тренировка) в выполнении приемов и действий на поле боя в ходе инженерного обеспечения боевых. Могут также применяться рассказ и показ действий (демонстрация).

Тактико-специальные занятия в инженерных войсках являются основной формой обучения солдат и подразделений (отделений, расчетов, экипажей, взводов). Тактико-специальные занятия имеют целью подготовить подразделения к слаженным действиям при выполнении задач по штатному предназначению в условиях, приближенных к боевой деятельности. Тактико-специальные занятия проводятся в составе штатных подразделении. Основным методом обучения на тактико-специальном занятии является практическая работа, могут также применяться объяснение и показ (демонстрация).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *