Конституция ст 72

Комментарий к Статье 72 ТК РФ

В течение срока действия трудового договора в его содержание могут вноситься изменения. Правовые основы внесения изменений в трудовой договор изложены в главе 12 Трудового кодекса РФ.

Как отмечалось ранее, в общем случае изменение ранее определенных условий трудового договора допускается только на основании письменного соглашения между его сторонами. Инициатива в этом вопросе может исходить как от работника, так и от работодателя.

Как правило, изменение условий трудового договора затрагивает обе его стороны, к примеру, изменяя в сторону повышения заработную плату работника, работодатель одновременно принимает на себя соответствующие обязанности по своевременной и полной выплате увеличенной зарплаты и т.д. Изменения могут быть направлены как на относительное улучшение условий трудового договора, так и на их относительное ухудшение, но при этом не вступать в противоречие с законодательством, локальными нормативными актами, коллективным договором и соответствующими соглашениями.

Наиболее значимым с правовой и организационной точек зрения является изменение одного или нескольких обязательных условий трудового договора. К таким условиям (в контексте рассматриваемой ситуации) следует отнести:

— условие, определяющее место работы работника (в том числе с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения);

— условие, определяющее порученную работнику трудовую функцию (работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации) либо конкретный вид поручаемой работнику работы;

— условие о сроке действия трудового договора;

— условие, определяющее оплату труда работника (размер и сроки выплаты оклада, доплат, надбавок, а также поощрительных выплат);

— условие, определяющее режим рабочего времени и времени отдыха работника (в том числе и в случаях, когда эти режимы в отношении работника отличаются от общих правил, действующих у данного работодателя);

— условие о компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях;

— условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

— условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами;

— другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Другой комментарий к Ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой кодекс вводит новое понятие «изменение трудового договора». Как следует из содержания гл. 12 ТК, под изменением трудового договора следует понимать прежде всего различные виды переводов на другую работу (ст. ст. 72 — 74), а также изменение трудового правоотношения вследствие смены собственника имущества организации, изменения ее подведомственности или реорганизации (ст. 75) и, наконец, отстранение от работы (ст. 76).

2. В силу комментируемой статьи в действующей ныне редакции перевод на другую работу связывается законодателем с изменением определенных сторонами условий трудового договора (т.е. изменением содержания трудового договора). Вместе с тем не всякое изменение содержания трудового договора является переводом на другую работу. Перевод на другую работу не всегда связывается с изменением содержания трудового договора (см. ст. 72.1 ТК РФ и комментарий к ней).

3. По своему содержанию комментируемая статья связана со ст. 60 ТК РФ (см. ст. 60 ТК РФ и комментарий к ней). Обе статьи направлены на обеспечение стабильности условий заключенного сторонами договора, т.е. действия принципа договорного права «договоры должны исполняться». Таким образом, изменение содержания трудового договора, согласно указанным статьям, не допускается в одностороннем порядке и, как исключение из общего правила, по инициативе одной стороны либо инициативе третьего лица. Все эти случаи предусматриваются ТК РФ.

4. В соответствии со ст. 72 условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Изменение хотя бы одного из них допускается таким же образом и в той же форме, в каких они были установлены. Однако способ оформления изменения условий трудового договора зависит от того, временным или постоянным является такое изменение.

Бытующая практика заключения нового трудового договора в связи с изменением одного или нескольких условий труда (например, вследствие перевода на другую должность) не может считаться правильной, поскольку в этом случае остается неясной судьба прежнего трудового договора. Следовательно, для заключения нового договора стороны должны предварительно прекратить старый, что вряд ли оправданно.

Оформление изменения одного или нескольких условий, составляющих содержание трудового договора (новация договора) при прежнем его субъектном составе, должно различаться в зависимости от того, является такое изменение временным либо постоянным (см. ст. ст. 72 — 74 ТК РФ и комментарий к ним).

Если изменение содержания трудового договора носит постоянный характер, целесообразно оформление дополнительного соглашения к договору, трактующего согласование сторонами изменения одного или нескольких условий, составляющих его содержание.

В случае временного изменения содержания трудового договора, например, в связи с производственной необходимостью или необходимостью замещения временно отсутствующего работника, достижение согласия на такой перевод возможно путем издания приказа о переводе, на котором работник делает отметку о согласии на временный перевод и скрепляет его своей подписью. Вместе с тем при временном переводе, особенно осуществляемом на длительный срок, не исключается и иной порядок оформления такого перевода, в том числе посредством заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

Предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации

Предметы ведения и полномочия субъектов РФ можно подразделить на два вида: 1) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов, определенные в ст. 72 Конституции РФ; 2) исключительные полномочия и предметы ведения субъекта РФ. Они устанавливаются на основе правила, вытекающего из ст. 77 (ч. 1) Конституции РФ, согласно которому полномочия органов государственной власти субъектов РФ, не затрагивающие конституционные основы и прерогативы федерального законодателя, определяются ими самостоятельно.

Совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации можно классифицировать по следующим группам.

В сфере государственного строительства и правотворчества в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

  • – обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  • – административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • – установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  • – кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  • – установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • – обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • – режим пограничных зон;
  • – координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

В сфере правового статуса личности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся:

  • – защита прав и свобод человека и гражданина;
  • – защита прав национальных меньшинств;
  • – защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

В сфере экономического и социально-культурного развития в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

  • – вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • – разграничение государственной собственности;
  • – природопользование;
  • – охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • – особо охраняемые природные территории;
  • – охрана памятников истории и культуры;
  • – общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • – координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • – осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Исключительная компетенция субъектов РФ определяется конституциями и уставами субъектов РФ. В нее входят все полномочия, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

К числу полномочий субъекта РФ относятся:

  • – принятие, изменение и дополнение конституции (устава), законов и иных правовых актов, контроль за их соблюдением;
  • – установление административно-территориального устройства;
  • – определение системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, а также формирование органов государственной власти субъекта РФ;
  • – государственная служба субъекта РФ;
  • – организация и развитие местного самоуправления;
  • – учреждение и присвоение почетных званий и премий субъекта Федерации;
  • – государственная собственность субъекта Федерации и управление ею;
  • – определение политики и принятие программ в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития субъекта Федерации;
  • – финансовое, валютное, денежно-кредитное регулирование в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации;
  • – бюджет, налоги, пошлины и сборы, внебюджетные фонды субъекта Федерации;
  • – международные и внешнеэкономические связи субъекта Федерации;
  • – иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий ее органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *