Контроль и надзор отличия

Содержание

Основные функции технического надзора определяются теми задачами, которые на него возлагает Заказчик (инвестор) строительства. К ним относятся:

  • соблюдение нормативных требований и принятых проектных решений;
  • соответствие договорной (сметной) стоимости строительства;
  • обеспечение качества строительства.

При осуществлении своей деятельности, технический надзор за строительством руководствуется проектными решениями,
стандартами и требованиями действующих нормативно-правовых документов, заданием Заказчика.

Соблюдение проектных решений и обеспечение качества строительства

Функции технадзора в строительстве начинаются с проверки проектно-сметной документации, разработанной проектными организациями. Если на этом этапе обнаруживаются какие-либо отступления от действующих норм или ошибки в принятых проектных решениях, несоответствие рабочих чертежей материалам стадии «Проект», по требованию технадзора в установленном порядке в проектную документацию вносятся необходимые изменения.

До начала строительства представители технадзора проверяют наличие у подрядных организаций общего и специальных журналов работ, подготовленных ими проектов производства работ, наличие необходимых разрешений местных органов.

В ходе выполнения строительно-монтажных работ сотрудники технического надзора осуществляют постоянный контроль за соответствием рабочей документации, соблюдением технологии производства работ. При этом учитываются требования нормативных документов по выполнению монтажных, общестроительных и специальных видов работ.

Большое значение для обеспечения качества строительства имеет контроль качества выполняемых подрядными организациями геодезических работ.

В функции технадзора входит контроль качества применяемых конструкций, материалов, изделий и оборудования. Проверяется наличие сертификатов качества на строительные материалы, при необходимости осуществляются лабораторные испытания образцов, применяются неразрушающие методы контроля и диагностики. Работники технадзора постоянно контролируют соблюдение правил складирования строительных материалов и изделий, условия их хранения.

В компетенцию технического надзора входит контроль за качественным и своевременным выполнением подрядными организациями указаний и требований органов государственного архитектурно-строительного контроля, работников авторского и технического надзора. Эти требования заносятся в общий и специальные журналы работ, журнал авторского надзора, содержатся в предписаниях надзорных органов.

Обеспечение сроков и стоимости строительства

Одна из основных функций технадзора в строительстве заключается в контроле договорных сроков выполнения строительно-монтажных работ подрядными организациями. Это обеспечивает своевременное окончание всех строительных, монтажных и пуско-наладочных работ на объекте строительства, ввод этого объекта в эксплуатацию в заранее определенный срок. При этом непрерывно контролируется соблюдение технологии выполнения отдельных видов работ, сроки необходимых технологических перерывов между отдельными видами работ, последовательное завершение отдельных этапов строительства.

При выявлении отставания от графика производства работ, представители технадзора дают предписание подрядной строительной организации об устранении отставания и информируют об этом Заказчика.

Выполнению договорных сроков строительства способствует промежуточная приемка отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, которая осуществляется с участием представителей проектных и подрядных организаций.

В процессе строительства объекта технадзор строительства регулярно отслеживает предъявляемые к оплате объемы строительно-монтажных работ, выполненных подрядными организациями, их соответствие проектно-сметной документации, что позволяет обеспечить строгий контроль и соблюдение бюджета строительства.

Приемка здания в эксплуатацию

На заключительном этапе строительства основной функцией технадзора является приемка от подрядных строительных и монтажных организаций исполнительной, производственной документации, проверка правильности её оформления и комплектности.

На объектах промышленного назначения технический надзор за строительством контролирует ход пуско-наладочных работ, работоспособность технологического оборудования с выпуском пробной партии готовой продукции.

Представители технического надзора принимают участие в работе государственной приемочной комиссии или рабочей комиссии, оформляют дефектную ведомость по итогам работы комиссии и контролируют устранение выявленных дефектов и недоделок.

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России)

Серия 08

Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности

в нефтяной и газовой промышленности

Выпуск 13

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

И КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬСТВА, КАПИТАЛЬНОГО

РЕМОНТА И РЕКОНСТРУКЦИИ НА ОБЪЕКТАХ

МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

РД 08-296-99

Москва

Федеральное государственное унитарное предприятие

«Научно-технический центр по безопасности в промышленности

Госгортехнадзора России»

Редакционная коллегия:

Ю.А. Дадонов (председатель), С.Н. Мокроусов (заместитель председателя),

Р.А. Стандрик, А.С. Джарджиманов, Ю.В. Демченко, Н.Н. Волкова,

А.Б.Галяутдинов, B.C. Ланге, Г.В. Карпенко, В.П. Лобач, А.Д. Пятов,

В.И.Хоменко, В.И. Эристов, Н.С. Яковлева, Ю.В. Крылов

Положение об организации технического надзора за соблюдением проектных решений и качеством строительства, капитального ремонта и реконструкции на объектах магистральных трубопроводов определяет требования к организации, порядку проведения и процедурам контроля за качеством работ, выполняемых подрядчиками на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта природного газа и опасных жидкостей (нефть, нефтепродукты, конденсат, жидкий аммиак и др.).

Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Настоящее Положение по структуре и содержанию гармонизировано с требованиями ИСО серии 9000 и европейского стандарта ЕН 45004.

В соответствии с требованиями настоящего Положения успешно реализованы проекты строительства нефтепроводной системы «Каспийского трубопроводного консорциума», магистрального газопровода «Россия-Турция», «Балтийской трубопроводной системы».

Утверждено

постановлением Госгортехнадзора

России от 06.07.99 № 49

1.1. Положение об организации технического надзора за соблюдением проектных решений и качеством строительства, капитального ремонта и реконструкции на объектах магистральных трубопроводов (далее — Положение) устанавливает требования к организации технического надзора на объектах магистральных трубопроводов в целях обеспечения безопасной транспортировки опасных продуктов (нефти, газа, газового конденсата продуктов их переработки и жидкого аммиака).

1.2. Положение разработано в соответствии с:

Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3588);

Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России*, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 № 234 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 8. Ст. 657);

Гражданским кодексом Российской Федерации от 26.01.96 № 14-ФЗ;

требованиями нормативных документов Госгортехнадзора России.

В нем учтены также требования международных стандартов ИСО серии 9000 и европейского стандарта ЕН 45004.

* В настоящее время действует Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.01 № 841.

1.3. Положение предназначено для организаций, осуществляющих деятельность в области: технического надзора за качеством строительства; проектирования; строительства; капитального ремонта; реконструкции; эксплуатации и технического обслуживания объектов магистральных трубопроводов, включая организации, выполняющие функции Заказчика.

1.4. Требования настоящего Положения обязательны для исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющими деятельность в области проектирования, строительства, технического надзора за качеством строительства и эксплуатацией объектов магистральных трубопроводов.

2. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Надзор за качеством — непрерывное (постоянное или регулярно повторяемое) наблюдение и проверка состояния объекта, а также анализ рабочей, проектной и исполнительной документации в целях удостоверения того, что установленные требования выполняются (ИСО 8402.1995).

2.2. Объекты магистральных трубопроводов — линейная часть трубопроводов, насосные, компрессорные, газораспределительные, автомобильные газонаполнительные станции, резервуарные парки, трубопроводные части морских терминалов.

2.3. Технический надзор за объектами магистральных трубопроводов — процедура проверки качества работ с определением соответствия требованиям нормативных документов и проектным решениям при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции объектов магистральных трубопроводов.

2.4. Орган технического надзора — юридическое или физическое лицо, имеющее соответствующую лицензию на право ведения технического надзора на магистральных трубопроводах.

2.5. Заказчик — юридическое лицо, осуществляющее в процессе строительства* функции, регламентируемые законодательством, в числе которых право и обязанность по организации технического надзора

* Здесь и далее по тексту понятие «строительство» подразумевает также капитальный ремонт, реконструкцию и техническое перевооружение.

2.6. Проектант — юридическое лицо, осуществляющее по техническому заданию Заказчика разработку проектной документации на строительство.

2.7. Подрядчик — организация, являющаяся юридическим лицом, осуществляющая строительство объектов магистральных трубопроводов в соответствии с требованиями нормативной, технической и проектной документации.

2.8. Нормативный документ — документ, устанавливающий нормы и правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности.

2.9. Технический регламент — нормативный документ, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанные с определенным видом деятельности процессы и методы производства.

Примечание. К техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации, содержащие требования, нормы и правила технического характера, государственные стандарты Российской Федерации в части устанавливаемых в них обязательных требований к проектированию, капитальному ремонту, реконструкции и строительству объектов магистральных трубопроводов, нормы и правила Госгортехнадзора России как федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, в компетенцию которого входит установление обязательных требований в области безопасной транспортировки по трубопроводам опасных продуктов.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Настоящее Положение определяет требования к порядку проведения, процедурам и организации технического надзора, а также к порядку взаимодействия между Заказчиком, Подрядчиком, органами технического надзора, Госгортехнадзором России и его территориальными органами.

3.2. Положение распространяется на виды деятельности, связанные с определением соответствия требованиям нормативных документов и проектным решениям для объектов строительства магистральных трубопроводов для транспортировки опасных продуктов.

Примечание. Определение соответствия объектов строительства магистральных трубопроводов требованиям норм и проектным решениям включает проверку технической документации изготовителей (поставщиков), подтверждающей качество оборудования и материалов, обоснованных проектом и применяемых на объекте строительства, капитального ремонта или реконструкции.

3.3. Процедуры технического надзора за соблюдением требований нормативных документов, проектных решений и качеством строительства объектов магистральных трубопроводов (далее — Технический надзор за качеством строительства) могут включать следующие виды деятельности:

анализ проектной документации на контролепригодность проектных решений;

проверку на соответствие нормам, правилам (в том числе проектным решениям), документации на оборудование и материалы; спецификаций на оборудование и материалы, а также документального подтверждения функционирования системы обеспечения качества на заводах-изготовителях;

надзор за проведением Подрядчиком входного контроля качества материалов, изделий и оборудования, поступающих на объекты строительства и места складирования;

проверку готовности строительно-монтажных организаций к выполнению работ по реализации проекта;

проверку соответствия процесса производства работ, качества работ и выявление отклонений (далее — несоответствие) от проекта, нормативных документов и технических регламентов;

осуществление приемки скрытых работ с оформлением соответствующей документации или соответствующих разрешений;

проведение в рамках технического надзора сплошного или выборочного контроля качества работ Подрядчика с использованием визуального, инструментальных и физических методов контроля;

проведение испытаний материалов, используемых при строительстве, на соответствие спецификациям изготовителя;

взаимосвязь с разработчиком проекта при необходимости внесения изменений в проект и согласование вносимых Проектантом изменений в проект;

координацию деятельности служб качества подрядных организаций;

подтверждение объемов работ, выполненных Подрядчиком.

3.4. Работы в области технического надзора проводят Орган технического надзора, действующий на основании соответствующих лицензий, или специализированная служба технического надзора Заказчика, осуществляющая по договору (распоряжению) и на основании соответствующей лицензии Заказчика технический надзор за качеством строительства объектов магистральных трубопроводов.

3.5. Лицензии на право осуществления технического надзора выдают органы Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

Контроль за соблюдением органами технического надзора требований и условий действия лицензии осуществляется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком, действующим законодательством Российской Федерации, международными договорами и соглашениями.

4. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Порядок взаимодействия между участниками строительства — Заказчиком, Проектантом, Подрядчиком, органами технического надзора, территориальными органами Госгортехнадзора России, а также права и обязанности сторон в отношении друг друга определяются действующим законодательством, положениями, регламентирующими деятельность сторон, требованиями нормативных документов и существующими договорными отношениями.

4.1. Ответственность участников строительства

4.1.1. Заказчик несет ответственность:

4.1.1.1. За обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности проектной документации по строительству объектов магистральных трубопроводов на соответствие нормативным документам.

4.1.1.2. За качество и соответствие требованиям нормативных документов и проектным решениям объектов, связанных с транспортировкой опасных продуктов (в том числе за строительство, капитальный ремонт и реконструкцию магистральных трубопроводов), в рамках прав и обязанностей, предоставленных ему договорными отношениями и действующим законодательством.

4.1.1.3. За регистрацию проектной документации в территориальном органе Госгортехнадзора России, выдачу Подрядчику разрешения на начало строительства и своевременное информирование территориального органа Госгортехнадзора России о начале строительства.

4.1.1.4. За согласование изменений проектных решений, проводимых при строительстве объектов магистральных трубопроводов, с Проектантом.

4.1.1.5. За обеспечение Подрядчика и Органа технического надзора рабочей документацией на строительство объекта магистрального трубопровода.

4.1.1.6. За принятые у Подрядчика объемы работ, качество которых не подтверждено Органом технического надзора.

4.1.1.7. За своевременное получение разрешения Госгортехнадзора России на применение импортного технологического оборудования.

4.1.1.8. За заключение договора с Органом технического надзора на осуществление технического надзора за качеством строительства или за эффективное функционирование специализированной службы технического надзора Заказчика при наличии таковой.

4.1.1.9. За заключение договора с Проектантом при необходимости организации проведения авторского надзора за ходом строительства.

4.1.1.10. За представление по требованию территориального органа Госгортехнадзора России сведений о допущенных отклонениях от проектной документации, допущенных на любом этапе строительства объектов магистральных трубопроводов.

4.1.2. Проектант несет ответственность:

4.1.2.1. За обеспечение соответствия проектной документации на строительство объекта магистрального трубопровода и выбора оборудования, технических изделий, устройств и материалов требованиям нормативных документов.

4.1.2.2. За осуществление авторского надзора за ходом строительства.

4.1.2.3. За изменения, вносимые в проектную документацию и проведение экспертизы промышленной безопасности проектных решений.

4.1.3. Орган технического надзора несет ответственность:

4.1.3.1. За информирование Подрядчика об его обязанностях по соблюдению требований нормативных документов и технических регламентов.

4.1.3.2. За проверку и подтверждение готовности Подрядчика к реализации целей проекта (наличие лицензий, оснащенность квалифицированным персоналом, оснащенность техникой, соответствие лабораторий контроля качества работ определенным требованиям, укомплектованность участков строительства проектной и другой нормативно-технической документацией).

4.1.3.3. За проверку и подтверждение соответствия требованиям нормативной и проектной документации материалов, строительных конструкций, оборудования, монтажных узлов, поступающих на место производства строительно-монтажных работ (кроме проверки соответствия сертификационных параметров).

4.1.3.4. За непрерывный надзор в процессе производства за качеством строительно-монтажных работ на соответствие требованиям нормативных документов и проектной документации, включая, но не ограничивая следующее:

а) инженерную подготовку трассы трубопровода или строительной площадки;

б) приемку труб, их транспортировку и складирование;

в) приемку и хранение сварочных, изоляционных и других материалов, конструкций и оборудования;

г) сварочно-монтажные работы на стендах, транспортировку секций труб на трассу, сварочно-монтажные работы на трассе, неразрушающий производственный контроль сварных соединений;

д) подготовку траншеи;

е) изоляционные и укладочные работы;

ж) сооружение переходов трубопроводов через естественные и искусственные преграды;

з) балластировку и закрепление трубопроводов;

и) засыпку трубопровода и рекультивацию;

к) сооружение переходов через водные преграды, выделенные в самостоятельный комплекс;

л) строительство системы электрохимической защиты от коррозии, системы связи, автоматики и телемеханики, вдоль-трассовых линий электропередачи;

м) монтаж запорной арматуры, оборудования приема-запуска внутритрубных средств;

н) сооружение наземных и надземных объектов магистральных трубопроводов (резервуарные парки, насосные, компрессорные, газораспределительные, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции и другие объекты);

о) проведение очистки и испытания на прочность и герметичность;

п) прочие работы, выполняемые на объектах магистральных трубопроводов Подрядчиком.

4.1.3.5. За информирование Заказчика о качестве работ, выполняемых Подрядчиком, обоснованности предлагаемых им изменений проекта, а также по любым отказам Подрядчика выполнять требования нормативных документов.

4.1.3.6. За проверку результатов работы лабораторий контроля качества Подрядчика с осуществлением дублирующего (в установленном порядке) инструментального контроля физическими методами.

4.1.3.7. За приемку скрытых работ и контроль за своевременным и правильным оформлением исполнительной документации.

4.1.3.8. За выдачу Подрядчику предписаний на устранение выявленных несоответствий требованиям нормативных документов и проектной документации и последующий контроль за устранением выявленных несоответствий.

4.1.3.9. За подтверждение объемов и качества выполнения Подрядчиком работ, их соответствие требованиям нормативных и проектных документов.

4.1.3.10. За своевременное информирование Заказчика и территориальных органов Госгортехнадзора России о прекращении или приостановке технического надзора за качеством строительства по любым причинам.

4.1.3.11. За обоснованность своего решения о приостановке технического надзора за качеством строительства и своевременное информирование об этом Заказчика.

4.1.3.12. За обязательное предоставление информации территориальным органам Госгортехнадзора России по указанию Заказчика обо всех отклонениях от проектной документации, допущенных на любом этапе строительства объектов магистральных трубопроводов.

4.1.3.13. За обоснованность своего решения о приостановке строительства и своевременное уведомление об этом Заказчика и территориального органа Госгортехнадзора России.

4.1.4. Территориальный орган Госгортехнадзора России несет ответственность:

4.1.4.1. За регистрацию представленной Заказчиком проектной документации.

4.1.4.2. За своевременную выдачу предписания о приостановке строительства до устранения следующих нарушений:

а) технический надзор за качеством строительства не соответствует требованиям нормативных документов;

б) качество строительства не соответствует требованиям нормативных документов и проектной документации.

4.1.4.3. За выдачу предписания о приостановке строительства в случаях, если:

а) строительство объекта ведется без разрешения Заказчика и информирования территориального органа Госгортехнадзора России;

б) строительство объекта ведется без участия Органа технического надзора;

в) Подрядчик не соблюдает требований нормативной и проектной документации и не устраняет отступления от них;

г) строящийся объект не отвечает требованиям нормативных документов;

д) условия производства работ на строительной площадке не отвечают требованиям безопасности.

4.1.5. Подрядчик несет ответственность:

4.1.5.1. За качество и выполнение строительно-монтажных работ безопасными методами в соответствии с проектной документацией и требованиями нормативных документов.

4.1.5.2. За приемку труб, оборудования и материалов, их транспортировку, складирование и хранение.

4.1.5.3. За обеспечение реализации проекта в установленной последовательности, с применением оборудования и материалов, предусмотренных проектом и отвечающих требованиям нормативных документов.

4.1.5.4. За своевременное уведомление Заказчика и Проектанта о выявленных в проектной документации несоответствиях требованиям нормативной документации.

4.1.5.5. За обеспечение выполнения персоналом предписаний федеральных органов надзора и Органа технического надзора в части соблюдения требований нормативных документов и устранения несоответствий.

4.1.5.6. За своевременное и качественное оформление исполнительной документации на выполненные строительно-монтажные работы.

4.1.5.7. За передачу Заказчику комплекта исполнительной документации на построенный объект.

5.1. Требования к Органу технического надзора

5.1.1. Для технического надзора за качеством строительства рекомендуется привлекать независимую организацию, являющуюся юридическим лицом (Орган технического надзора), обладающую соответствующим опытом, оборудованием и квалифицированным персоналом для надзора за качеством строительства и имеющую право (лицензию) на осуществление данного вида деятельности (Орган технического надзора типа А).

5.1.2. Разрешается привлекать к выполнению функций органа технического надзора за качеством строительства специализированную службу Заказчика, обладающую соответствующим опытом, оборудованием и квалифицированным персоналом для надзора за качеством строительства, действующую при наличии у нее лицензии на осуществление данного вида деятельности (Орган технического надзора типа В).

5.1.3. При ремонте и реконструкции объекта магистрального трубопровода, связанных с ликвидацией аварии, аварийной ситуации или опасных условий эксплуатации, разрешается выполнение функций технического надзора за качеством ремонта или реконструкции этого объекта специалистами эксплуатационного персонала, прошедшими специальное обучение, аттестацию и освобожденными на время проведения надзора от выполнения других должностных обязанностей (Орган технического надзора типа С). При этом допускаются следующие физические объемы технического надзора: ремонт с заменой изоляции трубопровода до 3 км; ремонт с заменой участка трубопровода до 1 км; ремонт и реконструкция основного оборудования, сооружений, арматуры и технологических трубопроводов на одной площадке — без ограничений.

5.2. Организация и управление

5.2.1. Орган технического надзора должен иметь организационную структуру, которая позволяет обеспечить квалифицированное выполнение его технических функций.

5.2.2. Орган технического надзора должен определить и документально оформить виды ответственности, структуру и порядок отчетности в организации. Там, где орган имеет службы неразрушающего контроля и испытаний, должны быть четко определены и разграничены функции всех участников процесса технического надзора.

Служба неразрушающего контроля и испытаний должна быть аттестована в установленном порядке.

5.2.3. Орган технического надзора:

5.2.3.1. Должен иметь технического руководителя, имеющего подтвержденную квалификацию и опыт работы в данной области, который несет полную профессиональную ответственность за деятельность организации в соответствии с требованиями нормативных документов; технический руководитель должен являться постоянным служащим Органа технического надзора.

5.2.3.2. Должен быть укомплектован персоналом, прошедшим обучение и аттестацию в установленном порядке.

5.2.3.3. Должен применять оборудование и средства неразрушающего контроля по своим техническим характеристикам не ниже чем у организации-подрядчика.

5.2.3.4. Должен иметь задокументированную систему обеспечения качества, соответствующую требованиям стандартов ИСО серии 9000, либо (до 2001 г.) иные документы, подтверждающие качественное ведение технического надзора.

5.2.4. Орган технического надзора при заключении договора с Заказчиком должен согласовать перечень услуг по организации технического надзора, учитывающий сложность проекта строительства.

Перечень услуг по организации технического надзора является неотъемлемой частью договора и оформляется в виде обязательного приложения к основному договору.

5.2.5. Для реализации сложных проектов Заказчик вправе привлекать к осуществлению технического надзора за качеством строительства несколько организаций с различными технологическими специализациями, отвечающих требованиям п. 5.1, 5.2 настоящего Положения.

5.3. Требования к порядку проведения технического надзора на этапе, предшествующем началу строительных работ

5.3.1. Для регистрации проекта строительства объекта Заказчик направляет в территориальный орган Госгортехнадзора России заявление установленного образца с приложением к последнему:

а) проектной документации;

б) копии перечня услуг по организации технического надзора;

в) заключения о проведении экспертизы промышленной безопасности.

5.3.2. Срок рассмотрения представленной по п. 5.3.1 документации не должен превышать 1 мес со дня ее представления в территориальный орган Госгортехнадзора России.

5.3.3. При подтверждении соответствия проектной документации требованиям нормативных документов и выполнении требования п. 5.3.1 территориальный орган Госгортехнадзора России регистрирует проект и выдает Заказчику уведомление в письменном виде о регистрации.

5.3.4. Решение территориального органа Госгортехнадзора России об отказе в регистрации проекта строительства может быть обжаловано в Госгортехнадзоре России или арбитражном суде.

5.3.5. Регистрация проекта строительства теряет силу в следующих случаях:

а) при смене Заказчика;

б) если строительство не было начато в течение одного календарного года;

в) если строительство прекращено на срок более одного календарного года.

5.3.6. Заказчик обязан не менее чем за 24 ч до начала строительства уведомить территориальный орган Госгортехнадзора России о дате начала строительства и местонахождении объекта.

5.4. Требования к порядку проведения технического надзора в процессе строительства

5.4.1. Подрядчик после получения разрешения на начало строительства разрабатывает план-график строительства, согласовывает его с Заказчиком, информирует Орган технического надзора, а затем приступает к реализации проекта.

5.4.2. Орган технического надзора обеспечивает представление услуг по надзору за качеством строительства в соответствии с перечнем обязанностей и ответственностей, указанных в п. 3.3 настоящего Положения. В процессе строительства Орган технического надзора отчитывается перед Заказчиком и по требованию территориального органа Госгортехнадзора России представляет информацию о ходе строительства и выявленных несоответствиях проектной документации через Заказчика.

5.4.3. Территориальный орган Госгортехнадзора России проверяет процесс реализации проекта на соответствие требованиям нормативных документов и выполнение Органом технического надзора функций по надзору за качеством строительства. При обнаружении грубых систематических нарушений территориальный орган Госгортехнадзора России может направить Заказчику представление на замену Подрядчика и Органа технического надзора.

5.4.4. Подрядчик своевременно устраняет недостатки, нарушения, несоответствия проектным решениям и требованиям нормативных документов, выявленные Органом технического надзора.

5.4.5. В случае необходимости внесения изменений в проект Проектант проводит их согласование в установленном порядке. В случаях, если изменения значительны, Проектант через Заказчика представляет их с соответствующими согласованиями заключением по экспертизе промышленной безопасности в территориальный орган Госгортехнадзора России.

К значительным изменениям относятся: серьезные изменения трассы трубопровода, при которых меняются условия прокладки; изменения конструкций отдельных ответственных узлов (замена подземной прокладки на надземную, замена типов компенсаторов и др.).

В случаях эквивалентной замены типа изоляции, технических условий на трубы, типа балластировки и т.д. сохраняется обычный порядок согласования изменений без проведения экспертизы промышленной безопасности.

5.4.6. По окончании строительства и завершения испытаний объекта Подрядчик представляет готовый объект рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта и передает Заказчику комплект исполнительной документации. Заказчик представляет построенный объект к приемке государственной комиссии.

5.5. После подписания акта приемки объекта членами государственной комиссии реализация проекта считается завершенной, а построенный объект принятым в эксплуатацию.

Перечень организационных документов по функционированию Органа независимого технического надзора

1. Положение об организации технического надзора за соблюдением проектных решений и качеством строительства, капитального ремонта и реконструкции на объектах магистральных трубопроводов.

2. Порядок проверки организационной и технической готовности и лицензирования организаций, осуществляющих технический надзор.

3. Типовое положение об Органе независимого технического надзора.

4. Правила аттестации персонала органов независимого технического надзора. Основные требования и порядок аттестации.

5. Требования к системе качества Органа независимого технического надзора.

Приложение 2

(Название территориального органа Госгортехнадзора России)

на начало производства работ

«______» _____________200___г.

№ ________________

1. Наименование объекта

2. Шифр проекта, № и дата регистрации проекта в территориальном органе

Госгортехнадзора России

3. Заказчик

(предприятие, организация, адрес, телефон)

4. Организация, заявитель

(предприятие, организация, № лицензии, адрес, телефон)

5. Перечень документов, приложенных к заявлению

Настоящим разрешается заявителю (Заказчик или уполномоченное им лицо) приступить к производству работ по реализации проекта на строительство, расширение, капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию (нужное подчеркнуть) вышеуказанного объекта магистрального трубопровода

6. Срок действия разрешения

(подпись, должность, Ф.И.О.)

Что такое технический надзор в строительстве

С 2004 года вступил в силу Градостроительный Кодекс РФ, в котором понятие «технического надзора» отсутствует. По смыслу данное понятие заменяется «строительным надзором», который в свою очередь является частью «строительного контроля».

Технический надзор — это комплекс экспертно-проверочных мероприятий, направленных на поддержание надлежащего качества строительства объекта в соответствии установленным в нормативных документах срокам, стоимости и объемам материалов.

Технадзор в строительстве это то же самое, что и строительный надзор. Технадзор — это мероприятия, которые проводит управление строительного надзора и экспертизы.

Кто осуществляет технический надзор за строительством

Осуществление технического надзора в строительстве проводится государственным органом (городским или региональным) — управлением строительного надзора и экспертизы. Управление технадзора в строительстве осуществляет проверку качества строительства и характеристик объекта во время его приемки, перед последующей сдачей в эксплуатацию.

Технический надзор строительства объекта может осуществляться государственными органами и подрядными организациями, кроме того существует технический надзор Заказчика и авторов проекта.

Роль СРО в технадзоре

СРО — саморегулируемая некоммерческая организация, призванная регулировать профессиональную деятельность участников рынка за рамками определенных государством базовых минимальных требований.

Важно добавить: СРО функцией технического надзора не обладает, оно только лишь выдает допуски.

Эти органы не только принимают готовые объекты, но и выдают разрешение на строительство. Без такого разрешения ничего строить в нашей стране нельзя.

Независимый технадзор за строительством

На крупных и технически сложных объектах существует независимый технический надзор за качеством строительства, который проводится специализированными коммерческими организациями, с допуском СРО, привлекаемыми заказчиком.

Технический надзор заказчика за строительством

С целью контроля действий подрядчиков на всех этапах проведения строительных работ осуществляется технадзор заказчика.

Функции технического надзора в строительстве

Сотрудники государственного управления проверяют объект на отсутствие дефектов, элементов брака, соответствие конструкции и проекта перечню применяемых к нему требований (СНИПов, ГОСТов), наличие и состояние необходимого пакета документов и т. д.

В случае выявления каких-либо отклонений или несоответствий от нормативных показателей, процесс сдачи может усложниться и (или) затянуться. Следовательно, чтобы органам технического надзора за строительством сдать объект без осложнений, его качество не должно страдать. Именно для этих целей существует строительный контроль.

Что такое строительный контроль

Строительный контроль — это комплекс мероприятий по поддержке надлежащего качества строительства, выполняемых в процессе выполнения строительства.

Кто проводит строительный контроль

Стройконтроль заказчика осуществляется привлеченными независимыми специалистами и государственными органами не ведется.

Какие работы выполняет служба строительного контроля

Специалисты строительного контроля заказчика выполняют полный спектр работ, направленных на достижение соответствия фактического качества и характеристик строящегося объекта требованиям, заложенным в проектно-сметной документации. Спектр выполняемых ими работ обширен, он включает в себя полный цикл контроля подготовительных работ, идущих перед началом самого строительства. Далее контролю подлежит весь процесс строительства. А после него сотрудники контролирующей организации совместно с заказчиком выполняют работы по сдаче объекта в эксплуатацию органам государственного технического надзора.

Работ много и они различные, поэтому строительный контроль в большинстве случаев осуществляет широкий круг узконаправленных высококвалифицированных специалистов различного профиля. Среди них должны быть геодезисты, конструкторы, архитекторы, проектировщики, сметчики и другие.

Обо всех работах, которые выполняют вышеуказанные специалисты, в одной статье рассказать сложно.

Функции строительного контроля

В кратком перечне функции строительного контроля можно разложить на шесть пунктов:

  • Контроль непревышения суммы стоимости работ, заложенной в проектно-сметной документации. Отдельно стоит выделить контроль цены, применяемый в процессе строительства материалов, привлечения необходимого количества сотрудников и установления уровня оплаты их труда.
  • Проверка качества строительства, т. е. качества выполнения работ и применяемых материалов. Работы оцениваются согласно СНИПам, а материалы — по документам, которые отражают их свойства.
  • Контроль соответствия заявленного и фактического объёмов работ и строительных материалов. И контроль остатка количества неиспользованных материалов.
  • Контроль ведения всей необходимой документации. Вместе с ним — контроль внесения изменений в документацию. Особенно изменений, способных повлиять на стоимость строительства.
  • Работы, направленные на уменьшение стоимости и продолжительности строительства путем нахождения самых оптимальных проектных решений и эффективной организации труда.
  • Поддержание постоянных взаимоотношений с подрядной организацией для защиты интересов заказчика.

Отличие строительного контроля от технического надзора

Законодательно понятия «строительный контроль» и «строительный надзор» регламентируются статьями № 52 и № 53 главы № 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Технический надзор и строительный контроль, в чем разница:

  • осуществление строительного контроля в отличии от стройнадзора происходит в процессе строительства;
  • технадзор в отличии от строительного контроля является функцией государственных органов;
  • технический надзор проверяет качество работ, а стройконтроль его обеспечивает.

Следует также отметить, что государственный надзор за строительством осуществляется только в предусмотренных Градостроительным Кодексом случаях. В большинстве своем при проведении строительных работ осуществляется только строительный контроль заказчика.

Выходит, два разобранных нами понятия дополняют друг друга, ведь без качественного контроля за строительством сдать объект будет или очень сложно или вовсе не получится.

Страница 3 из 3

Вместе с тем, есть возможность дополнить вышеуказанное определение более широким содержанием данного понятия, т. к. его можно рассматривать и как метод обеспечения законности и государственной дисциплины, и специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины .

Значительная часть признаков, принадлежащих как контролю, так и надзору, совпадают (Рис. 1).

Рис. 1. Общие признаки контроля и надзора

Наиболее характерное для контроля и надзора отличие описано на Рис. 2.

Рис. 2. Основные отличия контроля от надзора

С принятием вывода относительно сходств и различий контроля и надзора, становится понятно, что надзор является более узким в отношении к понятию контроля, обладая, также, своими специфическими признаками. Вместе с тем, органы контроля обладают более широкими возможностями, нежели надзорные.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в научной литературе до сих пор не сформулировано четкое и единое толкование контроля и надзора, что затрудняет правоприменение их в рассматриваемой государственной деятельности. Причиной этого могут являться широта рассматриваемых понятий, различия и сходства их в нормативно-правовых документах, отсутствие четкости в содержании данных понятий.

Для устранения данной проблемы необходима унификация характеристик и самих понятий, которая ведется и в науке, и в законодательной деятельности. С целью осуществления вышеуказанных действий необходимо выявление пробелов, противоречий действующего законодательства, которые создают препятствия на пути к плодотворному осуществлению деятельности по надзору и контролю.

Подводя итоги данной статьи, предлагаем обозначить следующие основные различия контроля и надзора (Рис. 3).

Рис. 3. Предлагаемые основные различия контроля и надзора

Литература

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2014. 736 с.

4. Афанасьев В. Г. Человек. Общество, управление, информация. Опыт системного подхода. М.: Либроком, 2013. 208 с.

5. Чечеткин В. Д. Контроль – объективная категория материального мира. Финансовый контроль. 2002. № 6.

6. Манохин В. М. Административное право России: учебник. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 266 с.

8. Конин Н. М. Административное право России: учебник. М.: Норма: Инфра, 2010. 784 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X

УДК 349.2

Гусейнова Сания Фархад- кызы

магистрант 1 курса Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, гр. МЮ-141

Научный руководитель С. А. Лубенникова

доцент кафедры государственного права Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова,

кандидат юридических наук

ЮРИДИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА, ИХ ФУНКЦИИ

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы относительно понятий государственного контроля и надзора. Выявлены признаки, характеризующие контроль и надзор, проведен юридический анализ данных категорий.

Ключевые слова

Контроль, надзор, защита, проверка

Правовые аспекты государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов устанавливается статьями 353-369 ТК РФ.

Л.Ю. Акимов в своей статье «О государственном контроле и надзоре» отмечает то, что при исследовании современных правовых актов и научной литературы, необходимо отметить, что единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы деятельности государства по надзору и контролю в России, нет, а термины «контроль» и «надзор», часто употребляющиеся вместе в различном сочетании, до сих пор не стали научными терминами, исчерпывающее и единообразно отражающими правовое, экономическое и управленческое содержание этих понятий. Это наглядно проявляется в первую очередь при анализе действующего законодательства о правовом статусе государственных органов, осуществляющих проверочную деятельность. Существующие нормативные правовые акты регулируют различные виды надзора и контроля, отдельные сферы и аспекты этой деятельности. Нередко в нормативных актах такого рода либо одна и та же деятельность именуется по-разному, либо же одним термином обозначаются различные по своему содержанию виды деятельности .

Для того, чтобы выяснить какие органы относятся к контролирующим, а какие к надзорным необходимо выяснить, чем отличается контроль от надзора.

Контроль представляет собой определенную систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров .

Государственный контроль как таковой характеризуется определенными признаками.

1. Отношения между контролирующим объектом и субъектом находятся в подчиненности (в ряде случаев подконтрольности);

2. Объектом государственного контроля как правило, выступает законность, а также целесообразность действий контролируемого;

3. Органы контроля зачастую наделены особым правом отменять решения контролируемого;

4. В случаях, предусмотренных законом к контролируемому объекту могут применяться меры административного воздействия .

От термина «контроль» необходимо отличать термин «надзор». По своей управленческой сути надзор — разновидность контроля, в котором преобладают наблюдательные функции .

В отличие от контроля государственный надзор заключается в проверке реализации действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил.

Надзор характеризуют следующие признаки:

1. Осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами;

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

2. Область надзора является значительно уже в отличие от государственного контроля;

3. Для органов, осуществляющих государственный надзор отличительной чертой является предоставление им особых властных полномочий, которые не свойственны субъектам контроля, в частности, надзорные органы имеют право предупреждать и пресекать правонарушения, а также привлекать к ответственности виновных лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резюмируя вышеназванные функции, необходимо констатировать, что государственный надзор -представляет собой особый вид государственной управленческой деятельности, которая осуществляется специальными органами власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Список использованной литературы:

1. Акимов Л.Ю. О государственном контроле и надзоре // Законы России. 2010. № 10. С. 89.

2. Хохлова, Е. Б., Сафонова В. А., Трудовое право России. М., 2013. с. 258.

3. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2006. С. 437-438.

© С.Ф,Гусейнова, С. А. Лубенникова, 2015

УДК 349.2

Гусейнова Сания Фархад- кызы

магистрант 1 курса Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, гр. МЮ-141

Научный руководитель С. А. Лубенникова

доцент кафедры государственного права Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова,

кандидат юридических наук

ИННОВАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы совершенствования действующего законодательства в контрольно-надзорной деятельности государства в сфере труда. Проведен сравнительный анализ с ранее действовавшим законодательством.

Ключевые слова

Контроль, надзор, защита, трудовые права

За последние годы в РФ были приняты некоторые нормативные акты, которые призваны увеличить действенность надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства К числу таких актов следует отнести ФЗ от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *