Концепция модернизации российского образования

Основные цели и задачи новой Концепции Образования

Главной целью предлагаемой программы является возможность для наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентноспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе.

Достижение названной цели возможно через постепенное решение задач, которые позволяют выпускникам совершенствоваться с точки зрения получения профессиональных навыков в различных ОО.

Также делается упор на развитие компетентностей педагогов и руководителей. Они должны освоить программы и методики работы с детьми разного уровня обучения, имеющими ОВЗ и национальную идентичность.

Данная концепция предлагает распространять опыт научной, практической и творческой деятельности. Это необходимо, чтобы своевременно выявлять и поддерживать одарённых детей, позволять им самосовершенствоваться и достигать определённого личностного роста. В числе приоритетных задач называется необходимость создания инфраструктуры, позволяющей на высоком уровне реализовывать программу образования.

Направления реализации

В представленной концепции проанализирован опыт и результаты внедрения программы образования 2011-2015 гг и предлагаются пути реализации новой. Ведущим направлением деятельности называется повышение конкурентной способности выпускника российской системы образования на национальном и мировом уровне.

Не менее важно проводить обновление кадрового потенциала педагогов и административного корпуса, создавать условия для реализации индивидуальной траектории развития ученика, делать упор на социальную ориентированность мероприятий, доступных для участия в них любого ребёнка, том числе имеющего ОВЗ, улучшать материально-техническую базу ОО.

Одним их существенных направлений в реализации программы является решение вопроса об оценке качества образования. С этой целью должны быть сформированы национальная и региональная системы независимого мониторинга ОО всех уровней. Предполагается, что участники образовательной деятельности и независимые эксперты разработают новые инструменты и процедуры для исследования качества образования на разных ступенях, в том числе и профессиональной.

Основополагающим подходом называется проектно-целевой подход. Он призван использовать механизмы реализации проектов на конкурсной основе. Благодаря этому станет возможным достижение более высокого уровня мотивации и ответственности всех участников проектной деятельности.

11.1.2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года как основа реформирования педагогического образования

Анализ вопросов модернизации педагогического образования невозможен без предварительного обращения к основному правовому акту, определившим основные направления совершенствования современного российского образования -Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года как основа реформирования педагогического образования,утвержденной приказом Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393, одобренную Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».

Данный документ весьма значителен по объему и содержанию, поэтому мы ограничимся изложением наиболее важных его положений.

1. Прежде всего, в Концепции отмечается, что роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская же система образования вполне способна конкурировать с системами образования передовых стран, но при этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

2. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие — модернизации образования.

3. Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования, а именно:

ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Отечественная система образования, отмечается в Концепции, является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

4. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х — начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане — все заинтересованные в качественном образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.

Меры государственной поддержки образования, говорится далее в Концепции, будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.

5. Главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация образования — это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели в Концепции называются первоочередные и взаимосвязанные задачи:

обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

6. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

7. В Концепции четко расставлены приоритеты образовательной политики,которые сводятся к:

— обеспечению государственных гарантий доступности качественного образования(бесплатность полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатность образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации; равный доступ всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; получение образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования и др.);

-созданию условий для повышения качества общего образования(разработка и введение в действие государственных образовательных стандартов общего образования и вариативного базисного учебного плана, позволяющего учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений; оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет реальной разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов обучения, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой и т.д.; отработка и введение гибкой системы профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования; усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся — экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков; улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности и т.д.);

— созданию условий для повышения качества профессионального образования(создание системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций; в соответствие с этими потребностями построение оптимальной системы профессионального образования, в частности, реальной многоуровневой структуры высшего образования; создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов, ссузов и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела; развитие в российской высшей школе научных исследований и разработок, оказывающих решающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня народного хозяйства страны и др.);

— формированию эффективных экономических отношений в образовании(введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса; разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования; выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей; достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования; развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования; нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций; последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений и др.);

— обеспечению системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержке государством и обществом(повышение статуса педагогического работника; усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования; повышение профессионализма педагогических кадров и др.);

8. Значительное внимание в Концепции уделено современным проблемамуправления развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.В процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования — модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием — это прежде всего управление процессом его развития. Необходимо создать отсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также систему мониторинга образования. Ближайшая цель — формирование оптимальной модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего — образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур. Должна быть обеспечена гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений.

В этой связи Концепцией предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы:

введение государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической), за исполнение которых несут ответственность учредители и несоблюдение которых может служить основанием для прекращения деятельности соответствующих учреждений;

создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития многообразных договорных отношений в сфере образования (между гражданами и образовательным учреждением; между образовательным учреждением и его учредителями; между соучредителями образовательного учреждения; между образовательными учреждениями и работодателями);

отработка правовых и экономических механизмов соучредительства и софинансирования образовательных учреждений органами государственной власти федерального и регионального уровня и органами местного самоуправления;

расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием, в том числе и в части использования бюджетных и внебюджетных средств;

развитие негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ;

повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих функций, определенных уставом, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта и ряд иных мер.

9. Модернизация образования — это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

Исходя из этого, процесс модернизации будет происходить в несколько этапов.

Напервомэтапе — в 2001-2003 годах предстоит в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере образования. Государство обеспечивает запуск процесса модернизации образовательной отрасли, создавая при этом необходимые условия для широкого участия общества в этом процессе. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса. Нужно заметить, что одним из важным результатов процесса модернизации Концепция предусматривает приведениенормативно-правовой базысферы образования в соответствие с задачами ее модернизации.

Навторомэтапе, в 2004-2005 годах, должны в полном масштабе реализовать меры, которые проходили экспериментальную проверку на первом этапе и после оценки результатов получили поддержку, внедряться в практику новые модели содержания образования, его организации и финансирования. Особое значение на этом этапе приобретает разработка механизмов управления инновационными проектами, выстроенными с целью реализации новых моделей в образовании.

Таковы наиболее главные положения Концепции модернизации российского модернизации. Выполнение ее должно привести к тому, что в целом образование будет более ориентировано на рынок труда и требования социально-экономического развития страны. Во второй половине десятилетия, в 2006-2010 годах должны четко обозначиться первые результаты модернизации образования, а именно:

рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков (при этом частные средства, поступающие в образование, могут возрасти с 1,3 % до 2,5 % ВВП);

реальное повышение качества общего и профессионального образования, выход общеобразовательной школы на уровень современных требований и профессиональной школы на международный уровень; на этой основе экспорт образовательных услуг России может составить от 2 до 3 млрд.долларов США;

снижение социальной напряженности в обществе, локализация очагов социального неблагополучия в виде детской беспризорности и преступности;

на основе повышения заработной платы работников образования будут обеспечены рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, в частности, его омоложение;

повышение конкурентноспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в результате опережающего обновления материально-технической базы начального и среднего профессионального образования, их адаптации к рынкам труда.

С начала действия Концепции прошло уже несколько лет, которые свидетельствуют, что немало положений этого документа уже воплотились в жизнь. Формат пособия не дает возможности детально останавливаться на реальных результатах воплощения Концепции модернизации. Сделать такой анализ вполне по силам самому читателю, что автор и предлагает, используя многочисленный нормативно-правовой материал, научные исследования и материалы научно-образовательной публицистики.

Болонская конвенция в контексте модернизации российского высшего образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

924 209 10 57

L.V. Sinitsina E.Yu. Gilunova

Bologna Convention in the context of modernization of the Russian higher

Синицина Лилия Валерьевна — канд. псих. наук, доцент, зав. кафедрой государственного и муниципального строительства ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 21 26 14

Гилунова Елена Юрьевна — соискатель, ст. преподаватель кафедры психологии ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» (г. Хабаровск). E-mail: elena_09@yandex.ru

Болонская конвенция в контексте модернизации Российского

высшего образования

Участие России в Болонской конвенции есть способ реформирования отечественной системы образования, сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ российской высшей школы.

Ключевые слова: высшее образование, гуманизм, мировое

образовательное пространство, Болонская конвенция, система образования, фундаментальные ценности.

Основные задачи модернизации российского образования -увеличение его доступности, качества и эффективности — предполагают внушительное обновление содержания образования, приведение его в

соответствие с запросами времени и задачами развития страны в условиях социально-политических и экономических преобразований, которые происходят в Российской Федерации, во всех институтах общества, в том числе и в системе высшего образования. На современном этапе развития России образование (в его неразрывной, органичной связи с наукой) становится все более мощной движущей силой экономического роста. Правильный учет разносторонних интересов учащихся, их индивидуальных способностей, эффективное разрешение возникающих противоречий в процессе обучения способствуют повышению уровня мотивации, самостоятельной познавательной деятельности, формированию комплекса устойчивых интересов. Модернизация высшего профессионального образования рассматривалась как один из важных вопросов образовательной политики. В связи со слабо регулируемым ростом приема в вузы, во многих регионах наблюдалось перепроизводство специалистов с высшим образованием при одновременной нехватке квалифицированных рабочих кадров. В связи с этим, среди всех уровней профессионального образования приоритет отдавался начальному профессиональному образованию. Интенсивное развитие производства, активное внедрение новых информационных технологий потребовали обновления модулей профессиональной подготовки рабочих. Была осознана необходимость внедрения нового поколения стандартов высшего профессионального образования, которые должны соответствовать потребностям заказчиков и работодателей.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Актуальность вопроса непосредственно связана с решением основных задач модернизации образования: повышение его качества на основе теории личностно-ориентированного обучения; определением вариативных подходов к созданию у учащихся познавательного интереса к истории России; воспитанием у учеников уважения и любви к своей истории; умением грамотно выражать свои мысли .

Предмет модернизации по природе технологичен, относится к сфере производства и потребления, однако известно, что образование -социокультурный феномен, где действуют совсем иные законы.

Процедуры модернизации образования ориентированы на производственно-экономическую сферу социума и управляются государством, тогда как собственно-культурная потребность реализуется внутренними силами самой системы, духовно-нравственным потенциалом ее активного субъекта — учителя, призванного обеспечить сохранение, трансляцию, воспроизводство культурного опыта поколений.

Образование есть процесс духовного становления личности, обладающей профессией, наделенной разумом, свободной волей, чувствами, правом жить и выбирать. Из всех этих сокровищ продается только одно — профессия. Иными словами: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Образование — это процесс, в котором человек поднимается «из царства природы в царство духа» (И. Кант) и обретает

способность по собственной воле совершать переход «из царства свободы в царство необходимости».

При этом, «учить», — прежде всего, означает давать информацию, формировать навыки и умения добывать знания и работать в определенной области общественной практики (производства, науки и т. п.), а «воспитывать» — способствовать становлению души, вооружать нравственными критериями .

Стандартизация, компьютеризация и всеобщее тестирование — эти продекларированные «киты» модернизации — задают те перемены, которые предстоит пережить российскому образованию, и относятся, действительно, к технологиям обучения и контроля. На первый взгляд, они не затрагивают сущностных структур образования, не касаются сферы духа, мировоззрения, ценностных ориентации, всего того, что называется личностным становлением.

Сейчас важно сохранить уникальную российскую просветительскую традицию — высшее педагогическое образование, — чьи современные технологии должны стать предметом самого пристального внимания общества к государству; нельзя допустить его «размывания», ибо от его состояния полностью зависит успех реформации отечественной школы в целом.

Одно из центральных положений Болонской декларации — это установление многоуровневой системы высшего образования при базовой структуре «бакалавриат-магистратура». Берлинское коммюнике 2003 года определяет 2010 год как год начала перехода на указанную систему; контекст документа (как представляется) позволяет понять эту рекомендацию как широкомасштабный, массовый переход к системе «бакалавриат-магистратура», ибо, строго говоря, начало имело место быть достаточно давно (в России, как уже отмечалось, более 10 лет тому назад, а, скажем, в Великобритании и Ирландии время существования такой системы измеряется столетиями) .

Западноевропейское сообщество продолжает интенсивную работу по совершенствованию концептуального аппарата и организационных мероприятий, связанных с дальнейшим развитием парадигмы «бакалавр-магистр». Особо стоит отметить рекомендации конференций: в Хельсинки, посвященной магистратуре (март 2003 г.), и в Копенгагене (Qualification Structures and Innovation, март 2003 г.). Процитируем некоторые из этих рекомендаций: «Программы бакалавриата и магистратуры должны

описываться применительно к содержанию, качеству обучения и результатам на выходе, а не только с точки зрения срока обучения или иных формальных характеристик. <…> Магистерская программа в типичном случае предполагает 90 — 120 кредитов, минимум же составляет 60 кредитов. Поскольку типы программ в бакалавриате варьируют, программы магистратуры также должны обладать достаточной гибкостью. <…> В некоторых областях могут сохраняться одноуровневые программы, ведущие к получению магистерской степени» (Reader 2003: 73 — 74).

Эти рекомендации, сформулированные конференцией в Хельсинки, ценны признанием вариабельности программ, разумеется, при полном сохранении принципа прозрачности и сравнимости.

Бакалавриат — магистратура и рынок труда

Известно, что в тех странах, где система «бакалавриат-магистратура» не имеет исторических традиций (Германия, Франция), выпускники с дипломом бакалавра испытывают определенные трудности с трудоустройством. Работодатель просто не знает, чему соответствует непривычная степень, каков ее компетентностный «вес». Нередко это служит аргументом для противников Болонского процесса, которые выступают как «защитники интересов» выпускников вузов.

Кроме того, возникают и вопросы по существу: какой должна быть подготовка бакалавров и магистров и кто должен определять это? Такого рода вопросы специально обсуждались на конференции EUA в Саламанке (2001 год). Как на этой конференции, так и на других форумах сталкивались разные точки зрения, в частности те, что можно обозначить как «рынкоцентрическая» и «наукоцентрическая». Сторонники первой утверждают, что программа подготовки, по крайней мере, бакалавров должна определяться, прежде всего, работодателем. Именно работодатель является «потребителем» данного «продукта», и именно работодатель, соответственно, должен определять его параметры. Иначе выпускника придется переучивать на производстве (в широком смысле), что, разумеется, экономически невыгодно. Согласно опросам 2003 года, 91% ректоров западноевропейских вузов, если и не становятся полностью на эту точку зрения, то признают возможность успешного трудоустройства выпускников важным аспектом и готовы учитывать этот аспект при разработке учебных программ, а для 56% ректоров данный аспект выступает в качестве исключительно важного. В некоторых странах, в частности Италии, эту точку зрения поддерживает Законодатель, который обязывает вузы учитывать потребности местного рынка (ср. «региональный компонент» в российских учебных программах).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Сторонники второй точки зрения (обычно это представители исследовательских университетов) полагают, что лишь представители мира науки в состоянии решить, каким должно быть содержание подготовки бакалавра (тем более — магистра). Нельзя, согласно таким представлениям, идти на поводу у сиюминутных потребностей рынка, нужно готовить выпускника на перспективу, знание которой — прерогатива науки. Отметим, что и в Конвенции Саламанки, и в последующих документах (см.: EUA Quality Culture Project. 2003) наметился

компромисс между двумя подходами (с нашей точки зрения, более внешний, формальный), согласно которому академическое качество (параметры которого устанавливаются вузом) и пригодность к использованию на рынке труда — это разные грани интегральной компетентности; при этом, различие между программой бакалавра и магистра сводится к степени специализированности подготовки.

Совместные (joint) академические программы и степени

Болонская декларация и Пражское коммюнике упоминают желательность практики, когда обучающийся занимается по программам, совместно выработанным двумя или более вузами, и получает, соответственно, «совместную» степень. Эта проблема специально обсуждалась семинаром в Стокгольме (Seminar on Joint Degrees 2002) и Мантуе, ей посвящен обзор Тауха и Раухваргеса (Tauch, Rauhgvarges 2002), одна из секций Берлинской встречи министров образования (сентябрь 2003 г.) также была посвящена такого рода программам.

По мнению многих, совместные программы можно считать своего рода квинтэссенцией Болонского процесса: они принципиально построены на сотрудничестве национальных образовательных учреждений, не могут быть реализованы без обеспечения мобильности обучающихся, пусть даже виртуальной, качество контролируется всеми участниками проекта и т. д.

Совместные программы наиболее популярны в области экономики и бизнес-образования, а также в юриспруденции и менеджменте. Большинство программ появляется на уровне подготовки PhD, в значительно меньшей степени они представлены на магистерском уровне, и совсем мало — на уровне бакалавриата.

Существует несколько разновидностей совместных программ и степеней, что в значительной мере определяется национальным законодательством. Так, законодательство Великобритании и Италии (и только этих стран) разрешает вузу одной страны присваивать академическую степень и выдавать соответствующий диплом или сертификат от имени двух (или более) вузов (двух или более стран), специально это оговаривая. Иначе говоря, степень при этом присваивается одна, но она «обеспечена» двумя вузами и двумя образовательными системами. Более обычна практика, когда результатом освоения совместной программы выступает присвоение двух степеней (double degree). Наконец, ограниченно используется практика, когда присваивается одна, но совместная степень, т. е. два вуза на равных правах выступают «источниками» присуждаемой степени. В ряде случаев для обучения по совместным программам организуются особые учебные заведения (например, French-German University, Italian-French University, Danish-Swedish Oresund University) .

Каковы потенциальные издержки принятия Россией Болонской модели и каковы пути их минимизации?

Потенциальные издержки принятия Россией Болонской модели могут состоять в некритическом заимствовании опыта стран, практикующих использование соответствующей системы. Эта система (в основе своей англо-саксонского происхождения) не ставит своей целью получение специалистов, обладающих профессиональной подготовкой в той или иной сфере. По крайней мере, это справедливо относительно бакалавриата, где, в зависимости от традиций конкретного вуза, можно обнаружить весьма пестрые образовательные программы, далеко не всегда

организованные вокруг определенного концептуального стержня. В этой системе отсутствует принципиальное различие между общим и профессиональным высшим образованием, что и объясняет подчас достаточно случайный набор разнородных курсов, составляющих образовательный пакет обучающегося.

В отечественной системе существуют, как известно, прочные традиции фундаментального образования, но полной ясности в соотношении общего и профессионального образования также нет. С одной стороны, как уже упоминалось, в России даже формально исключается высшее общее образование, ибо существующая система официально именуется «высшим профессиональным образованием» (соответственно, получаемый диплом о высшем образовании — это не только подтверждение образовательного ценза, но и лицензия на занятие профессиональной деятельностью в определенной сфере). С другой стороны, все стандарты ВПО содержат федеральный компонент, в который, прежде всего, входят дисциплины блока ГСЭ и ЕН, явно нацеленные на общее образование .

Исторически наличие данного блока во многом объясняется наследием советской системы, которая важной задачей ставила идеологическое воспитание студентов, целям которого служили такие дисциплины, как история КПСС, политэкономия, диалектический и исторический материализм. С устранением этих дисциплин из образовательных программ возникло стремление найти им внеидеологическую замену; к тому же появилась социальная задача трудоустройства (после соответствующей переподготовки преподавателей идеологических дисциплин). В результате и возник нынешний блок ГСЭ с такими дисциплинами, как социология, культурология и др.

Из кратко обрисованной истории вопроса не вытекает автоматически вывод о ненужности блока наподобие нынешнего ГСЭ — что приблизило бы образовательные программы к некоторым западным образцам. Представляется, что мы должны сохранить блок ГСЭ (равно как и блок ЕН для гуманитариев), подвергнув, однако, содержание и функции этого блока серьезному концептуальному анализу.

Прежде всего, необходимо решить вопрос о преемственности между средней и высшей школой. На первый план здесь выдвигаются две дисциплины: иностранный язык и отечественная история. Изучение иностранного языка нельзя считать задачей высшей школы. Это, по сути, приобретение определенных практических навыков, к тому же прививаемых тем легче, чем меньше возраст обучающегося. Кажется очевидным, что по мере улучшения положения с изучением языков в школе центр тяжести в освоении иностранного языка (языков) должен будет смещаться в область среднего образования, на долю высшей школы останется: овладение специфическим языком специальных текстов с их особой терминологией; привитие коммуникативных навыков, связанных с участием в международных конференциях и т. п. Такое перераспределение

функций между средней и высшей школами позволит более рационально использовать учебное время, время для самостоятельной работы студентов вузов.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Что касается курса отечественной истории, то, при условии его оптимальной реализации в программе школы, в вузе этот предмет можно счесть просто излишним (с тем же эффектом экономии учебного времени).

Другой аспект, также связанный с необходимостью критического освоения западного опыта, — это увеличение доли самостоятельной работы студентов. Само по себе увеличение доли самостоятельных занятий оправдывается вполне достойными целями: студента не столько учат, сколько он учится; будучи чрезмерно занятым в аудитории, студент не может (даже в должной мере) работать с литературой и сетевыми ресурсами, не говоря уже о самостоятельных научных изысканиях. Всё это верно, но требует соответствующей трактовки и конкретизации. Опасность неадекватного подхода к этому важному аспекту сказывается уже сейчас, когда ГОС ВПО «выделяет» на самостоятельную работу, в среднем, 27 часов в неделю (50% часов трудоемкости для недельного цикла обучения), фактически ограничиваясь указанием данного параметра. Каким образом студент использует эту половину своего учебного времени, остается не совсем понятным.

Необходима своего рода инвентаризация видов самостоятельной работы с развернутыми рекомендациями по каждому ее виду.

Один тип — это текущая самостоятельная работа. Она отражена в «силлабусах» (syllabi), почасовых учебных планах, где к каждому занятию указывается что студент должен подготовить самостоятельно к данному конкретному занятию, например, прочитать статью по теме, которая будет обсуждаться на занятии.

Другой тип — эссе по блокам (модулям), на которые распадается курс (или, наоборот, объединяются курсы). Третий — курсовые работы по дисциплинам и т. д.

Необходима большая социометрическая работа по определению оптимальной нагрузки студентов в области самостоятельной работы.

Еще одна серьезная проблема — это конкурентоспособность российской высшей школы при расширении сети дистанционного образования. Этот вид образования получает всё большее и большее развитие. Заочная схема в данном случае — это перенесение центра тяжести в область дистанционных методов обучения. Появление дистанционного образования нередко определяют как «виртуальную революцию».

Аналогичные процессы развиваются и в Западной Европе, хотя в меньших масштабах. Полное «открытие границ» России для возможности получать через сетевые ресурсы программы западных университетов может серьезно сказаться негативным образом на конкурентоспособности отечественных университетов.

Россия заслуженно гордится фундаментальностью своего высшего образования. Но что такое фундаментальность в данном контексте? По-

видимому, говоря о фундаментальности, реально имеют в виду три разных, хотя и взаимосвязанных, аспекта.

Первый заключается в том, что студент постигает основополагающие законы своей науки, он должен видеть, на каком фундаменте стоит здание науки, а не просто применять готовые формулы, не задумываясь об их происхождении. Не должно быть ситуации, которую основатель математической статистики Фишер шутливо обрисовал так: «Все верят в законы математической статистики. Но теоретики полагают, что эти законы выведены эмпирически, а представители прикладной науки, — что законы установлены путем теоретических выкладок».

Второй аспект заключается в иерархизированности знания: в дисциплинах учебной программы выделяется своего рода концептуальное ядро. Наконец, третий аспект — это неразделимость образовательного и научного процессов. Не только каждый преподаватель одновременно является ученым, неся в аудиторию собственным трудом добытое знание, но и каждый студент приобщается к научной работе.

Сохранение так понимаемой фундаментальности образования -абсолютно необходимое условие при любых модернизациях. Этот принцип мы можем и должны активно вводить в «болонский контекст».

Правда, не следует преувеличивать различия между западноевропейской и российской системами: у них общие корни, и гумбольдтовский лозунг единства образования и науки отнюдь не чужд Западу. Более того, этот принцип так же стар, как сами университеты. Уже применительно к ситуации XII века, когда и зарождались первые университеты, Жак Ле Г офф пишет: «Он (преподаватель) признает необходимую связь между наукой и преподаванием. Он уже не считает, что знания нужно просто копить, но убежден в том, что накопленное следует пускать в оборот» (Ле Гофф 2003: 54). Но, может быть, эти заветы и впрямь укоренились на российской почве больше, чем где-либо, и мы «более западноевропейцы, чем западноевропейцы»? Как бы там ни было, в своем сближении с Западной Европой мы должны всячески культивировать фундаментализацию высшего образования.

Оценивая прошедшие 20 лет реформирования российского образования, следует подчеркнуть, что за это время был осуществлен переход от советской школы, интегрированной в мировое образовательное пространство, отвечающей принципам гуманизма, открытости, к ориентации на качество, закладывающей основы общественных знаний.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Несмотря на неоднозначные оценки европейского образовательного пространства и неоднородность отечественного высшего образования, очевидно, что развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участников и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее

сближения с европейской при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей, а также конкурентных преимуществ отечественной системы образования.

Литература и источники:

1. Ушинский, К. Д. Педагогика воспитания / К. Д. Ушинский. — М., 1975 г.

2. // Педагогика и психология. — М. : Общероссийское изд., 2009. — №

3, 4.

3. Болонская декларация. Европейское пространство высшего образования: Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье 19 июля 1999 года // Вестн. Рос. филос. о-ва. -2005. — № 1 (33). — С. 74 — 77.

4. Лебедева, Ю. Болонский процесс — ключ к мировому сообществу / Ю. Лебедева //Плат. образование. — 2002. — № 9. — С. 14 — 15.

5. Медведев, С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев //Высш. Образование в России. — 2006. — № 3. — С. 31 — 36.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *