Концепция охраны и укрепления здоровья

Концепция «Охрана здоровья здоровых»

Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 113 «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации»

В целях обеспечения системного подхода в решении проблемы сохранения, укрепления и восстановления здоровья приказываю:

Утвердить Концепцию охраны здоровья здоровых в Российской Федерации (приложение)

Министр

Ю.Л.Шевченко

Приложение

к приказу Минздрава РФ

от 21 марта 2003 г. N 113

Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации

1. Введение в проблему. Обоснование необходимости разработки концепции

Анализ состояния проблемы охраны здоровья здоровых в Российской Федерации доказывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения. Данная проблема возникла в результате критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и особенно усилилась в связи с разразившимся демографическим кризисом, наряду с прогрессирующей нехваткой сил и средств для обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи все более возрастающему потоку больных людей.

Ожидание высокой эффективности реализации Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации основано на международном опыте внедрения профилактических программ и разработок, экономический эффект которых по данным ВОЗ достигает соотношения 1:8.

Экономическая целесообразность внедрения концепции определяется также методологией оздоровительных мероприятий, основанной на преимущественном применении немедикаментозных технологий и ограничении приема лекарств, высокие цены на которые делают их малодоступными для большей части населения.

Потребность в разработке данной концепции вызвана также низким уровнем развития культуры здоровья у населения и сохраняющимся в обществе потребительским отношением к здоровью. Нет личной ответственности в части его сохранения и укрепления у каждого конкретного индивида, низки гигиенические навыки. Остается высоким уровень загрязнения окружающей природной среды. Медленно улучшается санитарное состояние городов и населенных пунктов, их благоустройство.

Неудовлетворительно выполняются мероприятия, направленные на охрану здоровья работающих граждан. Не налажено полноценное обеспечение населения доброкачественными пищевыми продуктами и питьевой водой.

В последние 25-30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания).

Недостаточное внимание уделяется развитию системы общественного здравоохранения, физической культуры и спорта, образованию в области формирования культуры здоровья.

Идея создания массовой национальной системы оздоровления с выходом на индивидуальное самосознание, на образ жизни, на оперативный контроль за резервами здоровья, на формирование экономической ценности здоровья, на систему самооздоровления и эффективного применения здоровьесберегающих технологий — находится вне фокуса государственной политической доминанты.

Таким образом, потребность в разработке концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации определяется следующими основными обстоятельствами:

— необходимостью создания основ устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни народа, укрепления и развития генофонда нации;

— необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;

— признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;

— необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;

— приданием здоровью полисистемного свойства, включающего: человека развивающегося, как источника интеллектуальных ресурсов нации; экономику как структуру реализации благополучия нации; экологию как совокупность необходимых физических и химических условий окружающей среды; социальную политику как механизм регуляции приоритетов охраны здоровья здорового человека.

— необходимостью формирования культуры здоровья, раскрытия механизмов сохранения, формирования и укрепления здоровья в процессе индивидуального развития и реализации потенциала человека с учетом генетических, физиологических, психологических, интеллектуальных, генеративных функций.

Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отношении граждан Российской Федерации, как абсолютно здоровых людей (5-7%), так и имеющих 1-2 заболевания в состоянии стойкой ремиссии (55-70%). Из числа последних наиболее многочисленна часть населения, имеющая дизадаптационные явления, состояние хронической усталости, явления утомления и переутомления, снижение умственной и физической работоспособности. Названные состояния при продолжающемся воздействии физических и социальных факторов с высокой вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию сопутствующих. Настоящая концепция концентрирует и развивает указанные направления деятельности по охране и укреплению здоровья здорового населения, определяет основные направления развития экспресс-диагностики уровней здоровья, пути сохранения и увеличения функциональных резервов человека, принципы создания индивидуальных и популяционных систем оздоровительных технологий.

Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области охраны и укрепления здоровья здорового населения, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федераций, органов местного самоуправления, организаций и самих граждан.

2. Цель и задачи Концепции

Целью Концепции охраны здоровья здорового человека в Российской Федерации (далее именуется Концепция) является создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей, реализации потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни направленных на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране.

Основными задачами Концепции являются:

— разработка перспективных и увеличение объема существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;

— укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья (сниженных функциональных резервов) путем внедрения в практику здравоохранения современных методов экспресс диагностики и комплексных оздоровительных технологий с использованием всего арсенала немедикаментозных средств;

— развитие и сохранение трудового потенциала страны, реализация человеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;

— увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболеваемости и травматизма, предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах;

— определение способностей, индивидуальности, формирование личности человека, мотивации к труду и здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов;

— обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни.

3. Основные принципы реализации Концепции

В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими принципами:

— доступность мероприятий по экспресс-оценке состояния здоровья и оздоровлению населения вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;

— приоритет оздоровительных и профилактических мер в области общественного здравоохранения;

— непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;

— ответственность человека за свое здоровье и здоровье своих близких;

— реализация внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой;

— направленность на количественную оценку резервных возможностей организма и их коррекцию для реализации человеком потенциала здоровья;

— консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья здорового человека;

— многоуровневый подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических особенностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;

— единство всей системы охраны здоровья независимо от территориальных и ведомственных разграничений;

— единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

4. Основные направления деятельности в области охраны здоровья здорового человека

Стратегия в области охраны здоровья здорового человека предусматривает право человека на здоровье, системное развитие здравоохранения, развитие межотраслевого сотрудничества в формировании и реализации потенциала здоровья человека.

Ключевой проблемой для всех направлений охраны здоровья является формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья, самосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия.

Наиболее приоритетным направлением является повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности, качества жизни населения и достижения индивидуумом генетически детерминированной продолжительности жизни, обеспечивающего в конечном итоге:

— потребность к более здоровому образу жизни;

— культурный, социальный и экономический мотив к сохранению и укреплению здоровья;

— профессионализм работающих;

— взаимодействие граждан с работодателями, страховыми компаниями и государственными структурами.

Приоритетными направлениями реализации Концепции в области стратегии являются:

— создание всеми доступными информационными, административными, финансовыми, правовыми средствами социально-нравственной доминанты в индивидуальном, коллективном сознании на ценность здоровья как национальную черту, как на личную ответственность перед собой, семьей и государством. Объектом воздействия является индивидуальное сознание, особенности ведущих черт личности, моральные ценности, групповые пристрастия, здоровые мотивы и потребности, родительская любовь, стремление к самодостаточности, здоровый эгоцентризм, традиции, обычаи, ритуалы, привычки, патриотический менталитет в образе жизни цивилизованной страны;

— поддержание творческой и трудовой активности как нормативной силы общества;

— организация культуры образа жизни для воспроизводства здоровья;

— поддержание социального статуса семьи как источника сохранения генофонда;

— приоритетность в сохранении профессионализма как результат здоровья;

— создание программ «здоровье нации» путем приоритетов страховой, налоговой политики, экономического регулирования финансового обеспечения образования, медицины, культуры.

В экономике:

— придание здоровью ценности человека в достижении экономических целей, поставленных работодателями. Здоровый человек как экономическая единица — это высокая работоспособность, психическая выносливость, социальная устремленность к исполнению профессиональных обязанностей. Здоровье — это природная база профессионального долголетия, которая напрямую зависит от соответствия культуры образа жизни требованиям профессии, от уровня научно-обоснованных норм труда, поддерживающих психофизиологический потенциал и способности к конкретному виду труда.

Основное содержание экономической политики — работодатель и наемный рабочий в равной степени несут ответственность за здоровье, только работодатель больше за общественное здоровье, а наемный рабочий — за индивидуальное.

В области восстановительной и профилактической медицины:

Субъектом становится преимущественно не больной, а здоровый человек. В условиях рыночной экономики восстановительная и профилактическая медицина приобретает статус производственной отрасли, т.е. ее функция — воспроизводство трудового ресурса нации, развития здоровья, профессионального долголетия, безопасности труда, уменьшения потока больных. В случае снижения функциональных резервов приоритетными становятся: ранняя диагностика текущего состояния и уровней здоровья, комплексное и эффективное оздоровление и полное восстановление трудоспособности человека.

Концепция направлена на все слои населения и включает следующие приоритеты:

— Обеспечение здоровья детей: новорожденных, детей младшего и школьного возраста, что обеспечит им более здоровое начало жизни. Риск развития врожденных аномалий у детей на четверть обусловлены генетическими отклонениями и условиями среды, важным фактором становится злоупотребление матери алкоголем и наркотиками. Основными причинами смерти детей первого года жизни являются отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде и врожденные аномалии. Среди детей старше 1 года — болезни органов дыхания, в т.ч. пневмонии, внешние причины. Смерть от внешних причин во многом зависит от социального статуса семьи, образа жизни родителей. Кроме того, от образа жизни зависит потенциальная опасность ВИЧ-инфицирования и наркотической зависимости новорожденного.

— Здоровье молодежи. Молодежь должна быть более здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе. Необходимо учитывать, что в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физкультуре, курению, формируется образ жизни, сексуальное поведение и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего возраста. Резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и наркотики, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность. Особого внимания заслуживает репродуктивное здоровье женщин и качество потомства, для достижения которого наиболее значимо: грамотное планирование семьи, включая предотвращение нежелательной беременности, обеспечение безопасного материнства, профилактика детской инвалидности.

— Укрепление здоровья работоспособного населения. Значительное и устойчивое сокращение числа травм, случаев инвалидности и смерти в результате несчастных случаев и актов насилия, отравлений и травм, основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения). Именно в этом возрасте разница в смертности российского населения и населения развитых стран максимальна.

— Сохранение здоровья в пожилом возрасте. Люди в возрасте старше 60 лет должны иметь возможность полностью реализовать имеющийся у них потенциал в отношении собственного здоровья и выполнять активную социальную роль в обществе. Для пожилых людей особую значимость представляет увеличение сроков жизни, свободной от инвалидности, в таком состоянии здоровья, которое позволяет сохранять независимость, самоуважение и свое место в обществе.

Важным направлением в реализации Концепции является совершенствование законодательства Российской Федерации.

Законодательного обеспечения требует экономическая стратегия, способствующая развитию программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Законодательством должно также предусматриваться создание благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому образу жизни.

Назрела необходимость принятия решений о проведении структурных и организационных, преобразований в системе здравоохранения с целью проведения предупредительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний. В этой связи приоритетным направлением реализации концепции является создание соответствующей службы в системе здравоохранении, включая все необходимые ее составляющие: структуру профильных организаций и подразделений, табель оснащения, ресурсные обеспечения, подготовку кадров, порядок финансирования, взаимодействия со страховыми компаниями, преемственность с другими службами и организациями. Основным социальным механизмом, обеспечивающим успех охраны здоровья является нормативно-правовая база в области охраны здоровья. Созидательная суть законов, норм, прав регламентирующих, охрану здоровья работающих граждан, основывается на принципах медицины труда и сводится к формированию у работодателя отношения к здоровью работника как экономическому механизму повышения результативности и качества труда, снижению затрат на лечение и штрафы за нарушение стандартов охраны здоровья, которые должны предусматривать:

— стандарты к профессиональному здоровью работника (в первую очередь, для профессий с особо вредными условиями, для опасных профессий);

— стандарты, нормативы к условиям труда, средствам труда, среде обитания, регулирующие взаимоотношения наемного работника с работодателями;

— закон, определяющий правовые взаимодействия работодателя для любого вида собственности и работника в случае утраты здоровья, полученного увечья, болезни, в том числе экологически обусловленной;

— отбор лиц, работающих во вредных и опасных профессиях, нормативный уровень их обеспечения техническими средствами защиты, жизнеобеспечения, спасения.

5. Механизм реализации Концепции

Реализация стратегии охраны здоровья здорового человека может быть достигнута путем:

— создания здоровой и безопасной экологической среды дома и на работе;

— обеспечения более здорового образа жизни;

— уменьшения ущерба, причиняемого употреблением алкоголя, табакокурением, вызывающими зависимость средствами;

— создания методологии формирования установки населения на здоровье как высшую ценность;

— разработки и внедрения системы самооценки уровня здоровья и самооздоровления человека;

— определение и использование психофизиологических, интеллектуальных возможностей человека выбранной профессии, требованиям которые предъявляют условия и характер труда;

— формирования сети Центров здоровья, кабинетов оздоровления в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе в Центрах, отделениях, кабинетах медицинской профилактики и санаторно-курортных учреждениях, в учебных заведениях, в организациях;

— совершенствования информационной системы, обеспечивающей население современными знаниями в вопросах охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использования современных средств контрацепции;

— внедрения современной системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, нравственного воспитания, консультирование по вопросам профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, формирование сексуальной культуры в обществе в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения;

— создания условий для духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала;

— формирования у молодежи активной жизненной позиции, реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации;

— проведения добровольной массовой аппаратурной скрининг-диагностики для определения уровня здоровья, оценки функциональных резервов, выявления скрытой патологии в учебных заведениях, на производстве, турбазах, пансионатах, домах отдыха, санаториях, в местах массового отдыха населения;

— разработки учебно-образовательных программ о здоровье для телевидения, популярных кинофильмов, компакт-дисков, конкурсов здоровья и т.д.;

— создания аудио-визуальных образов — матриц аудио- и видео клипов, постеров, плакатов и другой рекламной и пропагандистской продукции, формирующей в массовом сознании установки на идеал здорового человека, стандарт здоровья, формирование культуры здоровья, выполнение оздоровительных программ, здоровый образ жизни;

— формирования всеми доступными средствами рекламы и пропаганды (телевидение, радио, печатные средства массовой информации, носители наружной рекламы, рекламная и пропагандистская полиграфическая продукция) мотивации на идеал здорового человека;

— разработки образовательного стандарта и подготовки медицинского персонала по охране здоровья здоровых, а также разработка учебно-методических пособий для общеобразовательных учебных заведений по укреплению здоровья, здоровому образу жизни, профилактике социально значимых заболеваний, отказа от вредных привычек;

— разработки средств оперативного медицинского контроля за лицами, занимающимися спортом, участвующими в физкультурно-оздоровительных программах на предприятиях, в коммерческих структурах, в сочетании с информационным межведомственным обеспечением;

— взаимодействия о структурами медицинского и социального страхования и внедрения системы страхования здоровья («ренты-здоровья»);

— обеспечения качества и безопасности продуктов, улучшения структуры питания;

— формирования потребности к природным здоровьесберегающим технологиям, организации здорового досуга и оздоровительных клубов по интересам, развития системы физической культуры и оздоровительного туризма;

— формирования средств и методов развития духовного здоровья;

— создания паспорта здоровья человека, включающего риск развития наиболее часто встречающихся заболеваний, оценку функциональных резервов соматического, биоэнергетического и психологического статуса, степень физического развития, уровень мотивации человека на сохранение и укрепление здоровья, определение обратимости выявленных изменений в состоянии здоровья;

— проведения мониторинга здоровья для создание банка данных о динамике индивидуального и популяционного здоровья, получение оперативных, долгосрочных данных о психическом и физическом состоянии нации, ее интеллектуальном психофизиологическом потенциале и духовной ориентации;

— разработки и обоснования корригирующих технологий омоложения и активного долголетия;

— разработки и внедрения методологии оценки экологической нагрузки на человека дома и на работе, разработки технологий оптимизации экологической обстановки, определения суммарной экологической нагрузки на рабочем месте, по дороге на работу и с работы, в быту (вода, воздух, продукты питания);

— внедрения развлекательно-оздоровительных технологий в сфере детского, молодежного, семейного отдыха, досуга, творческого развития.

Стратегической основой в методологии Концепции является индивидуальный подход к оценке и коррекции здоровья человеку пока он здоров и в наибольшей мере способен к реализации своего физического и интеллектуального потенциала.

Для реализации Концепции с учетом межотраслевого участия и ответственности за охрану и укрепление здоровья здоровых должно обеспечиваться управление преобразованиями и регулирование в интересах здорового населения необходимо:

— обеспечение информационной поддержки по вопросам сохранения, формирования, укрепления и восстановления здоровья;

— привлечение партнеров по деятельности в интересах здоровья здоровых на всех уровнях: человек, семья, школа, место работы, населенный пункт, регион, государство;

— принятие и проведение в жизнь политики и стратегии по охране и укреплению здоровья здоровых.

Приоритетными направлениями в области научных исследований должны стать:

— формирование стратегии охраны и укрепления здоровья населения, разработка научных основ реализации индивидуального потенциала здоровья человека на протяжении жизни как основы предупреждения заболеваний;

— получение на основе фундаментальных исследований новых и углубление имеющихся знаний о здоровом и больном организме человека, его жизнедеятельности и индивидуальных механизмов адаптации к условиям окружающей физической и социальной среды;

— разработка новых методов экспресс-диагностики и коррекции сниженных резервов организма, восстановления утраченного здоровья, увеличения продолжительности периода активной жизни человека

— разработка новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением.

Основной механизм реализации Концепции предполагает объединение усилий государства и общества, а также координацию действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в целях разработки и реализации мероприятий, в том числе федеральных, отраслевых и региональных целевых программ, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции.

Основные направления деятельности в области охраны здоровья здорового человека

Цель и задачи Концепции

Основные положения Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации

Населения

В рамках стратегии развития медицинской профилактики и укрепления здо­ровья населения приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21. 03. 2003 №113 была утверждена отраслевая программа «Охрана и укрепле­ние здоровья здоровых».

Извлечения

Проблема охраны здоровья здоровых в РФ связана с низким уровнем состоя­ния популяционного здоровья, демографическим кризисом и нехваткой сил и средств для обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи.

Охрана здоровья здоровых является фактором национальной безопасности и стратегической целью отечественного здравоохранения.

Международный опыт внедрения профилактических программ и данные экспертов ВОЗ показывают высокую экономическую эффективность (1:8) от реа­лизации подобных мероприятий. Экономическая целесообразность внедрения дан­ной концепции определяется преимущественным применением немедикаментоз­ных технологий и ограничении приема лекарственных средств, высокие цены на которые делают их малодоступными для большей части населения. Потребность в разработке и реализации данной Концепции вызвана также низким уровнем разви­тия культуры здоровья у населения, сохраняющимся в обществе потребительским отношением к здоровью, медленным улучшением санитарного состояния городов и населенных пунктов, а также — ростом социально и профессионально обуслов­ленных дефектов здоровья и заболеваний.

Идея создания массовой национальной системы оздоровления с выходом на индивидуальное самосознание, на образ жизни, на формирование экономической ценности здоровья в РФ определяется следующими обстоятельствами и необходи­мостью:

— создание основ экономического и духовного развития России, укрепления и развития генофонда нации;

— обеспечения здоровой, активной жизни населения как основной задачи го­сударственной социальной политики;

— признанием роли здоровья как фактора национальной безопасности и бла­гополучия общества;

— ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечи­вающее благополучие семьи, профессиональное долголетие и обеспеченную старость;

— формирования культуры здоровья и его укрепления в процессе реализации потенциала человека с учетом его физиологических, интеллектуальных, пси­хологических, генетических функций.

Настоящая концепция развивает указанные направления деятельности по ох­ране и укреплению здоровья здорового населения, определяет пути сохранения и увеличения резервов человека на индивидуальном и популяционном уровнях.

Концепция предусматривает объединение комплекса мероприятий по укреп­лению здоровья здорового населения федеральных органов исполнительной вла­сти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также организаций и са­мих граждан.

Целью Концепции является формирование и укрепление здоровья населения и реализация потенциала здоровья для ведения активной социальной и личной жизни, а также увеличение средней продолжительности и качества жизни населе­ния.

Основными задачами Концепции являются:

— разработка перспективных и увеличение объема существующих оздо­ровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболе­ваний;

— укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здо­ровья (сниженных функциональных резервов) путем внедрения в практику здравоохранения современных методов экспресс диагностики и комплекс­ных оздоровительных технологий с использованием всего арсенала немеди­каментозных средств;

— развитие и сохранение трудового потенциала страны, реализация че­ловеком своих способностей, формирование и сохранение профессионально­го здоровья, профессионального долголетия;

— увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резер­вов здоровья и здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболе­ваемости и травматизма, предупреждение преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах;

— определение способностей, индивидуальности, формирование личности че­ловека, мотивации к труду и здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов;

— обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшение условий труда, быта и отдыха насе­ления, формирование здорового образа жизни.

Основные принципы реализации Концепции:

— доступность мероприятий по экспресс-оценке состояния здоровья и оздо­ровления населения;

— приоритет оздоровительных и профилактических мер в области об­щественного здравоохранения;

— непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;

— ответственность человека за свое здоровье и здоровье своих близких;

— реализация внутренней гармонии физического, психического, духовного со­стояния человека;

— консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, орга­низаций и граждан по формированию и реализации программ охраны здоро­вья здорового человека;

— многоуровневый подход к организации оздоровительных и профилак­тических мероприятий;

— единство всей системы охраны здоровья независимо от территориальных и ведомственных разграничений;

— единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

Ключевой проблемой для всех направлений охраны здоровья является фор­мирование культуры здоровья, самосознание ценности здоровья или фактора жиз­нестойкости и активного долголетия.

Приоритетными направлениями реализации Концепции в областистрате­гииявляются:

— создание всеми доступными информационными, административными, фи­нансовыми, правовыми средствами — социально-нравственной доминанты ценности здоровья на индивидуальном и коллективном уровне;

— поддержка творческой и трудовой активности как нормативной силы общества;

— создание программ «здоровье нации» путем приоритетов страховой, нало­говой политики, экономического регулирования финансового обеспечения образования, медицины, культуры.

В экономике:

— придание здоровью ценности в достижении человеком экономических це­лей;

— здоровье — это природная база профессионального долголетия и здоровый человек — это высокая работоспособность, психическая выносливость, соци­альная устремленность;

— основное содержание экономической политики — работодатель и наемный рабочий в равной степени несут ответственность за здоровье» работодатель — за общественное здоровье, а наемный рабочий — за индивидуальное.

В области восстановительной и профессиональной медицины:

Субъектом становится не больной, а здоровый человек и функция восстано­вительной медицины — воспроизводство трудового ресурса нации, развитие здоро­вья и профессионального долголетия. Важным здесь является диагностика состоя­ния и уровней здоровья, эффективное оздоровление и восстановление трудоспо­собности человека.

Концепция охраны и укрепления здоровья

123

Ещё в 2003 году был издан приказ «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации». (Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 113)

В котором в целях обеспечения системного подхода в решении проблемы сохранения, укрепления и восстановления здоровья приказано утвердить Концепцию охраны здоровья здоровых в Российской Федерации.

Анализ состояния проблемы охраны здоровья здоровых в Российской Федерации доказывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения. Данная проблема возникла в результате критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и особенно усилилась в связи с разразившимся демографическим кризисом, наряду с прогрессирующей нехваткой сил и средств для обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи все более возрастающему потоку больных людей.

Ожидание высокой эффективности реализации Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации основано на международном опыте внедрения профилактических программ и разработок, экономический эффект которых по данным ВОЗ достигает соотношения 1:8.

Экономическая целесообразность внедрения концепции определяется также методологией оздоровительных мероприятий, основанной на преимущественном применении немедикаментозных технологий и ограничении приема лекарств, высокие цены на которые делают их малодоступными для большей части населения.

Потребность в разработке данной концепции вызвана также низким уровнем развития культуры здоровья у населения и сохраняющимся в обществе потребительским отношением к здоровью. Нет личной ответственности в части его сохранения и укрепления, у каждого конкретного индивида, низки гигиенические навыки. Остается высоким уровень загрязнения окружающей природной среды. Медленно улучшается санитарное состояние городов и населенных пунктов, их благоустройство.

Неудовлетворительно выполняются мероприятия, направленные на охрану здоровья работающих граждан. Не налажено полноценное обеспечение населения доброкачественными пищевыми продуктами и питьевой водой.

В последние 25-30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения.

Недостаточное внимание уделяется развитию системы общественного здравоохранения, физической культуры и спорта, образованию в области формирования культуры здоровья.

Идея создания массовой национальной системы оздоровления с выходом на индивидуальное самосознание, на образ жизни, на оперативный контроль за резервами здоровья, на формирование экономической ценности здоровья, на систему самооздоровления и эффективного применения здоровьесберегающих технологий — находится вне фокуса государственной политической доминанты.

Таким образом, потребность в разработке концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации определяется следующими основными обстоятельствами:

— необходимостью создания основ устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни народа, укрепления и развития генофонда нации;

— необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;

— признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;

— необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;

— приданием здоровью полисистемного свойства, включающего: человека развивающегося, как источника интеллектуальных ресурсов нации; экономику как структуру реализации благополучия нации; экологию как совокупность необходимых физических и химических условий окружающей среды; социальную политику как механизм регуляции приоритетов охраны здоровья здорового человека.

— необходимостью формирования культуры здоровья, раскрытия механизмов сохранения, формирования и укрепления здоровья в процессе индивидуального развития и реализации потенциала человека с учетом генетических, физиологических, психологических, интеллектуальных, генеративных функций.

Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отношении граждан Российской Федерации, как абсолютно здоровых людей (5-7%), так и имеющих 1-2 заболевания в состоянии стойкой ремиссии (55-70%). Из числа последних наиболее многочисленна часть населения, имеющая дизадаптационные явления, состояние хронической усталости, явления утомления и переутомления, снижение умственной и физической работоспособности. Названные состояния при продолжающемся воздействии физических и социальных факторов с высокой вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию сопутствующих. Настоящая концепция концентрирует и развивает указанные направления деятельности по охране и укреплению здоровья здорового населения, определяет основные направления развития экспресс-диагностики уровней здоровья, пути сохранения и увеличения функциональных резервов человека, принципы создания индивидуальных и популяционных систем оздоровительных технологий.

Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области охраны и укрепления здоровья здорового населения, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федераций, органов местного самоуправления, организаций и самих граждан.

Цель и задачи Концепции

Целью Концепции охраны здоровья здорового человека в Российской Федерации (далее именуется Концепция) является создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей, реализации потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни направленных на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране.

Основными задачами Концепции являются:

— разработка перспективных и увеличение объема существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;

— укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья (сниженных функциональных резервов) путем внедрения в практику здравоохранения современных методов экспресс диагностики и комплексных оздоровительных технологий с использованием всего арсенала немедикаментозных средств;

— развитие и сохранение трудового потенциала страны, реализация человеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;

— увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболеваемости и травматизма, предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах;

— определение способностей, индивидуальности, формирование личности человека, мотивации к труду и здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов;

— обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни.

Тема: «Охрана здоровья здоровых в России».

Поиск Лекций

Тетрадь

По клинической дисциплине:

ПМ. 04 МДК 04.01 «Профилактика заболеваний и санитарно – гигиенического образования населения».

Преподаватель: Елисеева Л.Ю.

Г.

Тема: «Введение. Основные понятия профилактики».

Федеральный закон № 323 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан РФ».

Ст. 2 п. 6 :Профилактика – это комплекс мероприятий направленных на сохранения и укрепления здоровья и включает в себя формирование ЗОЖ, предупреждения, возникновения и распространения их раннее выявления, причин и условий их возникновения, а также направленных на устранения вредного влияния окружающей среды и её обитания.

Направление в профилактике:

1. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний (ХНЗ).

2. Профилактика инфекционных заболеваний.

Профилактика:

1. Индивидуальная.

2. Общественная (проводится государством).

Виды профилактики:

1. Первичная – система мер, предупреждающая возникновение и воздействия факторов риска развития заболевания.

2. Вторичная – это комплекс мероприятий направленных на устранения выраженных факторов риска, которые при определенных условиях могут привести к возникновению, обострению, рецидиву заболевания.

3. Третичная – комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших способность к нормальной жизнедеятельности.

Основные принципы создания профилактических программ:

1. Укрепление здоровья:

ü Социально-экономические факторы.

ü Среда обитания.

ü Образ жизни и стереотипа людей.

Мероприятия по укреплению здоровья:

ü Индивидуальные.

ü Групповые.

Болезнь – снижение адаптации к окружающей среде.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

2. Качество жизни – комплекс индивидуальных восприятий людьми, их положение в жизни, в контексте существующей культуры и системе ценностей. 2 составляющие:

ü Субъективная – как он думает хорошо живёт или плохо.

ü Объективная – состояние здоровья пациента.

Анкеты оценки состояния здоровья:

1. Общие – оценка состояния здоровья в целом.

2. Для уточнения как протекает заболевание.

Основные факторы риска хронических неинфекционных заболеваний:

1. Избыточная масса тела, ожирение.

2. Значительный дефицит веса.

3. Нарушение режима питания, пищевого поведения.

4. Физические и психические перенапряжения.

5. Вредные привычки.

6. Гиподинамия.

7. Деформация грудной клетки.

8. Дислипидемия.

9. Проживание в эндемической неблагоприятной зоне.

10. Частые заболевания органов дыхания.

11. Наследственная отягощённость по сахарному диабету.

12. Профессиональные вредности (пыль, химические факторы).

13. Шум, вибрация – физические факторы.

Тема: «Охрана здоровья здоровых в России».

Приказ МЗО РФ 2003 г. № 113 «Об утверждении концепции охраны здоровья здоровых в РФ»

Цели и задачи:

Цель: концепции создания системы формирования активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей, реализации потенциала здоровья для ведения активной, производственной, социальной и личной жизни населения, направленных на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране.

Задачи:

1. Разработка оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактики заболеваний.

2. Укрепление, сохранения здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья, путём введения в практику здравоохранения современных методов диагностики и комплексных оздоровительных технологий.

3. Развитие и сохранение трудового потенциала страны, формирование и сохранение профилактики здоровья и долголетия.

4. Увеличение продолжительности жизни населения, за счет здоровья сберегающих технологий, путём сокращения заболеваемости и травматизма, предупреждение преждевременной смертности.

5. Определение способности, индивидуальности формирования личности человека, мотивация к труду и ЗОЖ.

6. Обеспечение межведомственного и многоуровневого подхода в вопросах повышения качества жизни, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, формирование ЗОЖ.

Принципы реализации концепции:

1. Доступность мероприятий по оценке состояния здоровья и оздоровления населения вне зависимости от социального статуса, уровня доходов и места жительства.

2. Приоритет оздоровительных и профилактических мероприятий в области общественного здравоохранения.

3. Непрерывность оздоровительных мероприятий в течении всей жизни человека.

4. Ответственность человека за своё здоровье и здоровья своих близких.

5. Реализация внутренней гармонии, физического, психического, духовного здоровья человека, а также гармонией с экономической социальной средой.

6. Совместные действия органов представительной власти всех уровней, организации и граждан, по формированию и реализации комплексных программ по охране здоровья человека.

7. Единство всей системы охраны здоровья, не зависимо от территориальных и ведомственных разграничений.

8. Единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности в укреплении здоровья.

Направление концепции:

1. Обеспечение здоровья детей и молодёжи.

2. Укрепление здоровья работоспособного населения.

3. Сохранение здоровья в пожилом возрасте.

Рекомендуемые страницы:

>Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации

Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность. Концепция сохранения здоровья здоровых

Государственная политика в области охраны и укрепления здоровья.

В свете последних политических событий профи­лактика получила импульс к дальнейшему развитию. Такая позиция аргументируется выступлением Президента РФ В.В. Путина перед депутатами Федерально го Собрания в Кремле 25 апреля 2005 г.

Послание содержит программу формирования России как великой европейской державы, которая должна базироваться на определенных ценностях, в том чис­ле совместных с ценностями мирового сообщества, в частности, на здоровье населения.

По его мнению, «…многие из ныне существующих причин смертности не только устранимы, но даже не требуют особых затрат. Так, в России почти 1000 чело­век в день погибает в дорожно-транспортных происше­ствиях. Причины этого хорошо известны. И нам следует реализовать целый комплекс мер, позволяющих преодо­леть эту ужасную ситуацию». Кроме того, «… нам надо прежде всего обеспечить доступность и высокое качество медицинской помощи, возродить профилактику заболеваний как традицию российской медицинской школы».

В решении фундаментальных проблем развития государства и гражданского общества профилактике принадлежит одна из основных ролей, прежде всего, это касается улучшения демографической ситуации, устранения последствий алкоголизма, наркомании и низкой рождаемости.

Решение поставленных проблем Президент видит в «… осознании молодым поколением необходимости в здоровом образе жизни, в занятиях физической куль­турой и спортом. Каждый молодой человек должен сознать, что здоровый образ жизни — это его лич­ный успех». Однако «…в бюджетных программах сле­дующего года, инвестиционных программах Прави­тельства ничего не сказано о том, что эту проблему нужно решать на федеральном уровне. Понятно, что это прежде всего по законодательству вопросы регио-нальные и муниципальные, но без соответствующей поддержки со стороны федерального Правительства проблему нам эту не решить. Прошу внести соответст­вующие изменения».

Исходя из вышесказанного, авторы считают, что предупреждение накопления отрицательных сдвигов в состоянии здоровья населения невозможно без на­правленного внимания к проблеме профилактики за­болеваний. Для этого прежде всего необходим глубо­кий и взвешенный анализ сложившейся ситуации, поиск путей эффективного развития профилактики за­болеваний, безотлагательное включение ее в общую концепцию и правовую реформу отечественного здра­воохранения. В комплексе научных методов при изу­чении этой проблемы необходимо широко использо­вать анализ объективной информации, содержащейся в законах и подзаконных актах.

Анализ содержания основных законодательно-нор­мативных документов показал, что в Конституции Рос­сийской Федерации целый ряд статей направлен на ох­рану здоровья и профилактику заболеваний. Три статьи Конституции посвящены непосредственно вопросам здравоохранения, в том числе развитию государствен­ной, муниципальной и частной системам здравоохра­нения (статья 41), координации вопросов здравоохра­нения (статья 72) и обеспечению проведения Прези­дентом Российской Федерации единой государствен­ной политики в области здравоохранения (статья 114).

Одной из основных является статья 41, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь за счет средств со­ответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В данной статье отмечается, что «в Рос­сийской Федерации финансируются федеральные про­граммы охраны и укрепления здоровья населения, при­нимаются меры по развитию государственной, муни­ципальной, частной систем здравоохранения, поощ­ряется деятельность, способствующая укреплению здо­ровья человека, развитию физической культуры и спорта,

экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

Наряду с этим, целый ряд статей Конституции Рос­сийской Федерации содержит правовые нормы, имею­щие прямое отношение к профилактике заболеваний: право на благоприятную окружающую среду, досто­верную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу эко­логическим правонарушением (статья 42),право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасно­сти и гигиены, и право на отдых (статья 37),охрана прав материнства и детства (статья 38),право на со­циальные пособия (статья 39)и др.

Таким образом, в Конституции Российской Феде­рации нашли разностороннее отражение вопросы ук­репления здоровья, в том числе и связанные преиму­щественно с социальной профилактикой.

Закон № 122-ФЗот 22 августа 2004 г. является ос­новой реформы здравоохранения и принят в целях:

· защиты прав и свобод граждан Российской Фе­дерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации;

· оптимизации деятельности территориальных органов исполнительной власти субъектов Федерации.

С учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов мест­ного значения статьей 35Закона внесены существен­ные изменения в Основы законодательства Россий­ской Федерации «Об охране здоровья граждан» №5487 от 22 июля 1993 г.

Появление законодательного документа «Об охра­не здоровья граждан», дополнений и изменений За­кона 122-ФЗ как неотъемлемой части социально-эко­номических преобразований общества, необходимо гражданам РФ и здравоохранению, для безотлагатель­ного решения серьезных проблем.

В преамбуле Закона РФ «Об охране здоровья граж­дан» сказано, что «в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами междуна­родного права, международными договорами РФ» при­знается «основополагающая роль охраны здоровья гра­ждан как неотъемлемого условия жизни общества» и подтверждается «ответственность государства за сохра­нение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации» и закрепляется «приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья». Основы «законодательно устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в об­ласти охраны здоровья граждан».

Авторами представлены извлечения из Основ Законо­дательства РФ с учетом поправок, внесенных Законом № 122-ФЗ, касающиеся правовых, организационных и экономических принципов развития профилактики.

Вразделе 1 статьи 1″Охрана здоровья граждан» утверждается, что «Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, на­учного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психическо­го здоровья каждого человека, поддержание его дол­голетней активной жизни, предоставление ему меди­цинской помощи в случае утраты здоровья».

Особого внимания заслуживает статья 2,в кото­рой законодательно закреплены «основные принци­пы охраны здоровья граждан»:

· соблюдение прав человека и гражданина в об­ласти охраны здоровья и обеспечение связанных с эти­ми правами государственных гарантий;

· приоритет профилактических мер в области ох­раны здоровья граждан’,

· доступность медико-социальной помощи;

· социальная защищенность граждан в случае ут­раты здоровья.

Поправки в этой статье касаются (п. 5) закрепле­ния ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, уч­реждений и организаций независимо от формы соб­ственности, должностных лиц за обеспечение прав гра­ждан в области охраны здоровья.

В статье 3(части 1, 2,3) изменения касаются ре­гулирования отношений граждан, органов государст­венной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Законы субъектов Российской Федерации, норма­тивные правовые акты органов местного самоуправ­ления не должны ограничивать права граждан в об­ласти охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

В статье 4″Задачи законодательства Российской Федерации об охране граждан» внесены изменения в пункты 1 и 4. В новой редакции задачами являются:

1) «определение ответственности и компетенции Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральными Законами, а также определе­ния ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан»;

4) «определение профессиональных прав, обязан­ностей и ответственности медицинских фармацевти­ческих работников, установление гарантий их соци­альной поддержки».

В новой редакции название раздела II звучит Как «Полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации и органов местного самоуправле­ния в области охраны здоровья».

Статья 5данного раз­дела к компетенции Российской Федерации относит вопросы по установлению основ федеральной госу­дарственной политики по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний.

В разделе III «Организация охраны здоровья граж­дан в Российской Федерации» представлены статьи, которые законодательно выделяют три системы здра­воохранения (на 1 января 2005 г.):

государственная система здравоохранения (ста­тья 12);

муниципальная система здравоохранения (ста­тья 13);

частная система здравоохранения (статья 14).

К государственной системе здравоохранения относятся:

федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения;

органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации;

— Российская академия медицинских наук.

В пределах своей компетенции они планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.

К государственной системе здравоохранения отно­сятся также находящиеся в государственной собствен­ности и подчиненные органам управления государствен­ной системы здравоохранения: лечебно-профилактиче­ские, научно-исследовательские, образовательные уч­реждения, предприятия и организации, санитарно-про­филактические и другие учреждения, «создаваемые фе­деральными органами исполнительной власти в области здравоохранения; другими федеральными органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации».

К муниципальной системе здравоохранения «могут относиться муниципальные органы управления здра­воохранением, а также находящиеся в муниципаль­ной ответственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юриди­ческими лицами. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность в пределах своей компетенции (статья 8). Финансовое обеспече­ние деятельности организаций муниципальной систе­мы здравоохранения является расходным обязатель­ном муниципального образования. Оказание меди­цинской помощи в организациях муниципальной сис­темы здравоохранения может также финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхова­ния и других источников в соответствии с законода­тельством Российской Федерации».

Частная система здравоохранения законодательно установлена статьей 14, (часть 2), к ней по новой ре­дакции «относятся лечебно-профилактические и ап­течные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацев­тической деятельностью. В частную систему здраво­охранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и фи­зическими лицами».

Развитие профилактики нормативно закрепляется рядом статей, представленных в разделах IV и V.

В разделе IV «Основ закона РФ» прописаны права граждан в области охраны здоровья (статьи 17, 18, 19, 20, 21), в разделе V — права отдельных групп населения в области охраны здоровья (статьи 22, 23, 24, 25, 29).

Статья 17 «Право граждан РФ на охрану здоровья» дает гарантию «неотъемлемого права на охрану здоро­вья», которое должно «обеспечиваться охраной окру­жающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; производством и реализацией доброкачествен­ных продуктов питания, а также предоставлением на­селению доступной медико-социальной помощи».

На наш взгляд, реализация этого права возможна только при разработке единой национальной Програм­мы по охране здоровья населения.

Необходимо отметить, что комплекс профилакти­ческих мероприятий по предупреждению хронических заболеваний, реализуемый сегодня в системе здравоохранения, имеет узковедомственную ориентацию. Опыт позывает, что без рациональной концентрации сил и средств всех сфер социально – экономические структуры общества получить качественные сдвиги в состояния здоровья населения невозможно. Статья 18 «Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья» и статья 19 «Право граждан на информацию о факторах, влияю­щих на здоровье» остались без изменения. Следует особо подчеркнуть, что в интересах охра­ны здоровья (статья 19) запрещается реклама алко­гольных напитков и табачных изделий в средствах мас­совой информации. Нарушение указанной нормы вле­чет ответственность, установленную законодательст­вом Российской Федерации.

Право граждан на медико-социальную помощь представлено в статье 20, где сказано, что «при забо­левании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно­диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетру­доспособными и инвалидами, включая выплату посо­бия по временной нетрудоспособности…».

По нашему мнению, законодательно предоставляе­мая медико-социальная помощь должна интегриро­вать в себе взаимодополняющие знания, навыки, уме­ния, разработку специальных форм организационно- методической работы разных специальностей.

С учетом сказанного следует пересмотреть методи­ческие подходы к определению потребности населе­ния в медико-социальных услугах и провести функ­ционально-организационную перестройку системы здравоохранения как социального института.

Особую значимость приобретают вопросы эконо­мического пространства медико-социальной помощи (социальное право, менеджмент, этика и другие).

В медицинских учреждениях должно сформировать­ся новое медико-социальное направление медицинской деятельности. Объектом медико-социальной помощи станут различные контингенты лиц, имеющие выра­женные медицинские и социальные проблемы, кото­рые взаимно потенциируют друг друга, их решение се­годня затруднительно в рамках односторонних профес­сиональных (врачебных и социальных) мероприятий.

К таким контингентам необходимо отнести инва­лидов, лиц, длительно, часто и тяжело болеющих, со­циально-дезадаптированных и других. Работа с таки­ми контингентами одинаково тяжела как для меди­цинских работников, так и для специалистов соци­альных служб, поскольку они неизбежно оказывают­ся перед кругом проблем, выходящих за рамки их про­фессиональной компетенции и препятствующих ус­пешной узкопрофессиональной деятельности.

Статья 21, предусматривающая охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности, направлена на предупреждение инфекционных и профессиональных заболеваний: работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, про ходят обязательные предварительные, при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников в случаях и поряд­ке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Права семьи законодательно закреплены статьей 22,которой предусматривается правовая ответственность государства за охрану здоровья членов семьи, кроме того, «каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых за­болеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспек­там семейно-брачных отношений, а также на медико­генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной сис­темы здравоохранения с целью предупреждения воз­можных наследственных заболеваний у потомства.

Семья имеет право на выбор врача общей практи­ки (семейного врача), который обеспечивает ей меди­цинскую помощь по месту жительства.

Семьи, имеющие детей (в первую очередь непол­ные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, остав­шихся без попечения родителей), имеют право на меры социальной поддержки в области охраны здоровья гра­ждан, установленные законодательством Российской Федерации, и субъектов Российской Федерации».

В статье 23 среди законодательно закрепленных прав беременных женщин и матерей закреплены социаль­ные права (пособия, оплата отпусков и др.), а также порядок обеспечения полноценным питанием беремен­ных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до 3 лет через специальные пункты питания и магазины, который по заключению врачей устанавливается зако­нодательством субъектов Российской Федерации.

Права несовершеннолетних, представленные стать­ей 24,касаются:

· диспансерного наблюдения и лечения в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осу­ществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации;

· санитарно-гигиенического образования, обуче­ния и труда в условиях, отвечающих их физиологиче­ским особенностям и состоянию здоровья и исклю­чающих воздействие неблагоприятных факторов;

· бесплатной медицинской консультации при оп­ределении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государст­венной власти субъектов Российской Федерации;

· получения необходимой информации о состоя­нии здоровья в доступной для них форме.

В статье38, имеющей отношение к первичной медико-санитарной помощи, отмечается, что в число других видов медико-санитарной помощи входит «проведение медицинской профилактики важнейших заболеваний».

Оценивая в целом отражение вопросов профилак­тики заболеваний в этом важнейшем правовом доку­менте по охране здоровья, можно заключить, что в «Основах законодательства» отражены вопросы как социальной, так и, более опосредованно, медицин­ской профилактики.

Однако нельзя не отметить, что в этом законода­тельном акте практически отсутствуют какие-либо ме­ханизмы реализации профилактических мер и ответст­венности за их проведение. Нет финансовой поддерж­ки вопросов, связанных с профилактикой заболеваний. Одни из основных статей «Основ законодательства» — статьи 12и 13о государственной и муниципальной системах здравоохранения — практически не содержат правовых норм по вопросам профилактики.

Поэтому важно рассмотреть, содержатся ли какие- либо механизмы финансирования, стимулирования мер по профилактике заболеваний в законе прямого действия, каким является закон Российской Федера­ции от 28.06.91 №1499-1 «О медицинском страхова­нии граждан в Российской Федерации».

В статье 1этого закона говорится, что «цель меди­цинского страхования — гарантировать гражданам полу­чение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия».

Анализ последующих статей вышеназванного за­кона показывает, что это положение практически ни­чем не подкреплено, кроме одного из положений ста­тьи 11,где говорится, что «финансовые средства го­сударственной, муниципальной систем здравоохране­ния используются для финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ».

В статьях, описывающих права и обязанности стра­ховых медицинских организаций, медицинских учре­ждений, нет ни одного положения, имеющего отно­шение к профилактике заболеваний в системе обяза­тельного медицинского страхования.

Таким образом, можно констатировать, что вся сис­тема обязательного медицинского страхования по пра­вовым нормам закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» с самого начала была ориентирована только на лечебную работу. Нормы за­кона не регулируют механизмы, поддерживающие и раз­вивающие профилактическое направление медицины.

Исходя из результатов проведенного анализа «Основ законодательства» следует сделать вывод, что необходи­мым условием развития профилактики является созда­ние эффективной здоровьесохраняющей и здоровьеук­репляющей системы, опирающейся на законы и кон­ституционные гарантии. Важным является определение сроков, условий и порядка реализации законодательных актов, содержащих профилактическую ориентацию.

Авторы считают, что в медицинских организациях не только необходимо, но и экономически выгодно развитие профилактических консультаций, процедур и методик. Развивать профилактический диалог с об­ществом — законодательно целесообразно. Это долж­но стать базовой позицией отрасли и органов системы управления здравоохранения.

Органы субъектов федерации и муниципальные должны не только укреплять здравоохранительную систему в регионах, но и содействовать развитию про­филактической активности населения. Они обязаны открывать новые возможности для укрепления в Рос­сии институтов реальной профилактики.

>Концепция охраны и укрепления здоровья

3. Основными задачами Концепции являются:

разработка перспективных и увеличение объема существующих оздоровительных
мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;
укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья (сниженных
функциональных резервов) путем внедрения в практику здравоохранения современных
методов экспресс диагностики и комплексных оздоровительных технологий с использованием
всего арсенала немедикаментозных средств;
развитие и сохранение трудового потенциала страны, реализация человеком своих
способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального
долголетия;
увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и
здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболеваемости и травматизма,
предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в
трудоспособных и детских возрастах;
определение способностей, индивидуальности, формирование личности человека, мотивации
к труду и здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких
результатов;
обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества
жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа
жизни.

4. Основные принципы реализации Концепции

доступность мероприятий по экспресс- оценке состояния здоровья и оздоровлению населения вне зависимости от социального статуса
граждан, уровня их доходов и места жительства;
приоритет оздоровительных и профилактических мер в области общественного здравоохранения;
непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;
ответственность человека за свое здоровье и здоровье своих близких;
реализация внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и
социальной средой;
направленность на количественную оценку резервных возможностей организма и их коррекцию для реализации человеком потенциала
здоровья;
консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации
комплексных программ охраны здоровья здорового человека;
многоуровневый подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения
страны в целом, так и специфических особенностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и
возрастных групп;
единство всей системы охраны здоровья независимо от территориальных и ведомственных разграничений;
единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья
здоровых.

5. Механизм реализации Концепции

обеспечения более здорового образа жизни;
уменьшения ущерба, причиняемого употреблением алкоголя,
табакокурением, вызывающими зависимость средствами;
создания методологии формирования установки населения на здоровье
как высшую ценность;
разработки и внедрения системы самооценки уровня здоровья и
самооздоровления человека;
определение и использование психофизиологических, интеллектуальных
возможностей человека выбранной профессии, требованиям которые
предъявляют условия и характер труда;
формирования сети Центров здоровья, кабинетов оздоровления в
лечебно-профилактических, в том числе в Центрах, отделениях,
кабинетах медицинской профилактики и санаторно-курортных
учреждениях, в учебных заведениях, на предприятиях;
совершенствования информационной системы, обеспечивающей
население современными знаниями в вопросах охраны репродуктивного
здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использования
современных средств контрацепции;
внедрения современной системы подготовки детей, подростков и
молодежи к семейной жизни, нравственного воспитания,
консультирование по вопросам профилактики заболеваний,
передаваемых половым путем, формирование сексуальной культуры в
обществе в единой системе санитарно-гигиенического воспитания
населения;
создания здоровой и безопасной экологической среды дома и на
работе;
формирования у молодежи активной жизненной позиции, реализация
программ содействия социальной адаптации и повышения
конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и
профориентации;
формирования всеми доступными средствами рекламы и
пропаганды мотивации на идеал здорового человека;
взаимодействия о структурами медицинского и социального
страхования и внедрения системы страхования здоровья («рентыздоровья»);
обеспечения качества и безопасности продуктов, улучшения
структуры питания;
формирования потребности к природным здоровьесберегающим
технологиям, организации здорового досуга и оздоровительных клубов
по интересам, развития системы физической культуры и
оздоровительного туризма;
формирования средств и методов развития духовного здоровья;
проведения мониторинга здоровья для создание банка данных о
динамике индивидуального и популяционного здоровья;
разработки и обоснования корригирующих технологий омоложения и
активного долголетия;
разработки и внедрения методологии оценки экологической нагрузки
на человека дома и на работе,
внедрения развлекательно-оздоровительных технологий в сфере
детского, молодежного, семейного отдыха, досуга, творческого
развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *