Концепция развития уис

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

I. Общая характеристика и современное состояние уголовно-исполнительной системы

По состоянию на 1 января 2010 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 864 тыс. человек, в том числе:

– в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме – следственных изоляторов при колониях, – 131,4 тыс. человек;

– в 755 исправительных колониях – 723,9 тыс. человек;

– в 7 тюрьмах – 2,8 тыс. человек;

– в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 5,9 тыс. человек.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 69,1 тыс. женщин. При 11 из 47 исправительных колоний, предназначенных для отбывания наказания женщин, имелись дома ребенка, в которых проживало 846 детей.

В 2467 уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете 534,4 тыс. человек, осужденных условно или к отбыванию наказаний, не связанных с изоляцией их от общества.

Конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечивают специальные подразделения по конвоированию (32 управления и 39 отделов), которые ежегодно перемещают более 2 млн человек.

Вместе с тем, несмотря на сокращение в течение последних 5 лет уровня преступности в стране, к 2010 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек, или на 18,6%.

Общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается стабильно высоким, а в некоторых регионах их число значительно превышает количество мест в следственных изоляторах. По объективным причинам темпы строительства и реконструкции исправительных учреждений и следственных изоляторов не соответствуют динамике роста численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Вследствие этого в ряде учреждений установленные лимиты превышены на 20–40%.

Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.

За несколько лет количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло к 2010 году 80% общей численности осужденных к лишению свободы. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина отбывает наказание второй раз и более, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан.

Более 80% осужденных при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имели профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Около 50 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования.

На 1 января 2010 года более 90% (около 800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс. – психическими расстройствами, 40,77 тыс. – активным туберкулезом, 55,96 тыс. – ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. – вирусным гепатитом, 62,04 тыс. – наркоманией, 26,32 тыс. – алкоголизмом. Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами.

II. Общие положения, цель и задачи Концепции

Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

Основными целями Концепции являются:

– повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;

– сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;

– гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

– совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;

изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;

– осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;

изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;

– разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;

– модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;

– повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

– расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы;

обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы;

– внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;

– совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач;

– развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.

III. Основные направления развития уголовно-исполнительной системы

1. Совершенствование уголовно-исполнительной политики

В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируются следующие мероприятия:

– совершенствование уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленного на изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы;

– оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного.

2. Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и совершенствование их организационно-структурного построения

Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, предполагает:

– изменение видов исправительных учреждений для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных;

– создание правовых и организационных условий для замены существующей системы исправительных учреждений на 2 основных вида учреждений – тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением) при сохранении учреждений, созданных для выполнения специальных задач – лечебно-исправительных и лечебно-профилактических. Преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте;

3. Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок и научного потенциала

4. Обеспечение международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей

5. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, и постпенитенциарная адаптация

Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами.

Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

С целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденным обязанностей и ограничений предполагается использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, автоматизированного компьютерного учета осужденных, внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, программы психологической коррекции личности и изменения поведения.

6. Привлечение общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества. Создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы

7. Кадровое обеспечение и социальный статус работников уголовно-исполнительной системы

8. Развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями

IV. Ожидаемые результаты реализации Концепции

V. Этапы реализации Концепции

На первом этапе реализации Концепции (2010–2012 годы) предусматривается:

– утверждение плана мероприятий по реализации Концепции;

разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции;

– разработка и корректировка федеральных целевых программ по основным направлениям реализации Концепции;

выработка новых механизмов содействия деятельности общественных наблюдательных комиссий, разработка новых подходов к применению института условно-досрочного освобождения;

– формирование организационной структуры медицинской службы уголовно-исполнительной системы, обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий, направленных на достижение единого и соответствующего государственным нормативам уровня медицинского обслуживания как сотрудников, так и осужденных, а также лиц, содержащихся под стражей, проработка вопроса о предоставлении медицинской помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в полном объеме учреждениями здравоохранения, не входящими в уголовно-исполнительную систему.

На втором этапе реализации Концепции (2013–2016 годы) предусматривается:

– перепрофилирование большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режима, создание новых колоний-поселений;

– анализ проведенной работы и (при необходимости) корректировка мероприятий, предусмотренных Концепцией.

На третьем этапе реализации Концепции (2016 – 2020 годы) будут завершены плановые и программные мероприятия по основным направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы, предусмотренные Концепцией. Намечается разработка документа по планированию развития уголовно-исполнительной системы на последующие годы.

VI. Финансовое обеспечение

Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.

Совершенствование медицинского обеспечения персонала уголовно-исполнительной системы и осужденных, в том числе приведение оснащения медицинских частей и больниц учреждений уголовно-исполнительной системы в соответствие с действующими стандартами, внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения, предполагается осуществлять на первом этапе реализации Концепции за счет экономии, достигнутой в результате совершенствования организационной структуры медицинской службы, рационализации системы распределения и использования материально-технических и кадровых ресурсов в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно выделяемых из федерального бюджета на содержание уголовно-исполнительной системы.

akucherena

Гибель Веры Трифоновой, скончавшейся 30 апреля в больнице СИЗО «Матросская тишина» от острой сердечно-сосудистой недостаточности, стала новым печальным поводом для пересмотра существующей в России уголовно-исполнительной системы. Я предлагаю вам ознакомиться с основными положениями Концепции и высказать ваше мнение о ней. Все они будут учтены при дальнейшей работе над документом. Ниже расположены ссылки, по которым вы можете скачать полный текст концепции, а также телеграмму, направленную Директором ФСИН России А.А. Реймером начальникам территориальных органов ФСИН России 14 мая 2010 года.
Концепция Развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года
Телеграмма начальникам территориальных органов ФСИН России
Концепция Развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года разработана Министерством юстиции Российской Федерации, во исполнение поручения Президента Российской Федерации, предусматривающего совершенствование уголовного, уголовно-процессуального, административного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
В качестве причин, влияющих на эффективность деятельности УИС, в проекте отмечено отсутствие специального досудебного изучения личности правонарушителя с целью выработки рекомендаций для суда в части избрания меры пресечения или вида наказания нередко влечет ошибки, ведущие к переполнению следственных изоляторов и исправительных учреждений
Предлагается уменьшить количество постановлений, направленных на применение такой меры пресечения, как содержание под стражей.
В концепции приведены количественные показали состояния уголовно-исполнительной системы на 1 января 2010 года. Общее количество лиц, содержащихся под стражей, остаётся стабильно высоким, а в некоторых регионах их число значительно превышает количество мест в следственных изоляторах (далее – СИЗО). По объективным причинам темпы строительства и реконструкции исправительных учреждений (далее – ИУ) и СИЗО не соответствуют динамике роста численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Вследствие этого ряд учреждений переполнены, установленные лимиты в них превышены на 20 – 40 процентов (что приводит к ухудшению условий содержания).
Служба в УИС не считается престижной среди населения страны, что сказывается на профессионализме её сотрудников, их психологическом облике и их взаимоотношениях с осужденными.
УИС во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другую систему социальных отношений. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, появление новых международных стандартов обращения с заключенными, развитие институтов гражданского общества.
Ввиду данных обстоятельств назрела объективная необходимость подготовки Концепции, которая учитывала бы экономические, социальные и культурные изменения в нашей стране.
Основными целями Концепции являются:

  • достижение учреждениями и органами, исполняющих наказания, уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;
  • сокращение уровня рецидивной преступности лиц, отбывших наказание, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи данным лицам;
  • гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Основные направления развития УИС:

  • совершенствование уголовно-исполнительной политики;
  • реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и совершенствование их организационно — структурного построения;
  • повышение эффективности управления в УИС, использование инновационных разработок и научного потенциала;
  • обеспечение международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей (в сфере режима и безопасности, в сфере материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в сфере медицинского обслуживания, в сфере трудовой деятельности и профессиональной подготовки осужденных, в сфере социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными, ).
  • привлечение общественности к социальной помощи и воспитательной работе с осужденными, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества. Создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью УИС;
  • кадровое обеспечение и повышение социального статуса работников УИС;

Настоящая Концепция призвана обеспечить основу дальнейшего развития УИС на период до 2020 года, приближения ее деятельности к международным стандартам и потребностям общественного развития.
В результате реализации Концепции, к 2020 году будут расширены сферы применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы. В результате будут созданы условия, исключающие распространение в обществе криминальной субкультуры, появится система регламентированных стимулов законопослушного поведения осужденных, разработана система новых технологий исправления осужденных, основанных на достижениях психологии и медицины, педагогики и права, повышен уровень материального обеспечения работников УИС, их социально-правовой защиты.
Ожидаемым результатом реализации Концепции является повышение эффективности деятельности УИС, направленной на достижение целей наказания и минимизацию негативных социальных последствий, связанных с изоляцией осужденных от общества.
В сфере медицинского обслуживания предполагается:

  • развитие ведомственной медицины как составной части отечественного здравоохранения, в соответствии с основными концептуальными направлениями совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации;
  • обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на основе его рационального распределения между ведомственными учреждениями (подразделениями) здравоохранения УИС и учреждениями государственной (муниципальной) систем здравоохранения, исходя из принципов повышения ее доступности и качества;
  • оптимизация системы медико-санитарного обеспечения посредством постепенного снижения доли финансирования первичной медико-санитарной помощи за счет средств федерального бюджета, с поэтапным переходом на обязательное медицинское страхование и концентрацией средств федерального бюджета на обеспечение целевых мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи;
  • участие в реализации федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, осуществляемых в Российской Федерации;
  • увеличение финансирования на медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях УИС, до уровня подушевого норматива финансирования, устанавливаемого программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета, с учетом последовательного развития в УИС системы обязательного медицинского страхования;
  • приведение материально-технического оснащения медицинских частей, лечебно-профилактических учреждений, учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах УИС, в соответствие с условиями и требованиями, устанавливаемыми при лицензировании деятельности в сфере здравоохранения, укрепление и развитие сети санитарно-гигиенических и бактериологических лабораторий;
  • при участии ведущих научно-исследовательских организаций в области здравоохранения разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наиболее распространенных заболеваний с целью снижения уровня заболеваемости, инвалидности и смертности в учреждениях УИС;
  • формирование системы мер для повышения мотивации обслуживаемых лиц к здоровому образу жизни, создание для этого необходимых условий;
  • реализация мер, направленных на совершенствование механизма предоставления медицинской помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в части поэтапного перехода к ее оказанию учреждениями здравоохранения, не входящими в УИС;
  • обеспечение преемственности в проведении медико-социальных мероприятий в отношении осужденных, страдающих социально значимыми заболеваниями, освобождающихся из мест лишения свободы.

Tags: Реформа УИС

1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

1. Совершенствование уголовной
и уголовно-исполнительной политики

В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируются следующие мероприятия:

совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (в том числе в части создания условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в исправительных учреждениях);

поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных;

дополнение системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации;

дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны);

закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации новых форм надзора за поведением осужденных с использованием электронного мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве альтернативы содержанию под стражей;

оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *