Коррупционное поведение сотрудников ОВД определяется

Предпосылки и факторы коррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД

Введение

В обращении Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России сказано: «Путь к уважению профессии сотрудника и воина, вниманию и поддержке государства может оказаться безнадежно долгим, если в сознании каждого из нас не будет понимания сложности современного периода развития общества, выработки собственной, безупречной линии поведения на службе и в быту, осознания своего личного значения в деле служения гражданину, обществу и государству». Это означает, что значение профессиональной морали руководителей и рядовых сотрудников правоохранительных органов не просто возрастает, но становится определяющим фактором профессиональной деятельности защитников правопорядка.

Сотрудник ОВД зачастую оказывается первым представителем государственной власти, с которым сталкивается потерпевший или правонарушитель. Он первым дает оценку антиобщественным безнравственным действиям и от имени государства применяет принудительные санкции к нарушителям общественного порядка, выполняя требования закона. Сотрудник органов внутренних дел должен вынести эту оценку безошибочно, в строгом соответствии с нормами права и морали. Именно поэтому, особую опасность представляет распространение коррупции в системе правоохранительных органов. При высоком уровне коррупции в правоохранительных органах все усилия государства в борьбе с преступностью не приводят к положительному результату. Коррупция порождает недоверие населения, неверие в государственные институты власти, развращает общество нравственно и ослабляет экономически.

Ситуация «быть или не быть» для правового государства напрямую зависит от того, насколько право реализуется в повседневном поведении и сознании людей. От личного неприятия каждым сотрудником коррупционного поведения, его отношения к собственному моральному и профессиональному облику сегодня зависит очень много. Каждым своим действием сотрудник правоохранительных органов созидает и воспроизводит правовую реальность России. Какова она сейчас, какой ей быть в будущем – зависит от того, насколько каждый из нас реализует свои лучшие качества и творческий потенциал на службе правопорядку.

Органы внутренних дел как неотъемлемая часть единой структуры органов исполнительной власти в настоящее время испытывают на себе действие происходящих в стране кризисных процессов. Одним из наиболее негативных последствий сложившихся социально-экономических противоречий с полным основанием следует признать их прямое влияние на состояние правопорядка и законности в деятельности органов внутренних дел. К сожалению, в последние годы нарушения законности, в том числе и коррупция, получили свое широкое распространение в системе органов внутренних дел.

Конечно, степень распространения коррупции в органах государственной власти и управления различна. Но особую опасность представляет распространение коррупции в системе правоохранительных органов. Важнейшей задачей правоохранительных органов является борьба с преступностью. При высоком уровне коррупции в правоохранительных органах все усилия государства в борьбе с преступностью становятся парализованными. Тотальная коррупция порождает неверие в государственные институты власти, формирует негативное сознание, что все продается и все покупается. Потому в последнее время уделяется настолько глубокое внимание проблеме коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел.

На распространение коррупции в системе органов внутренних дел оказывает влияние ряд негативных факторов социального, нравственного и психологического характера. Политические, экономические и социальные события последних десятилетий не могли не отразиться на состоянии преступности и правопорядка, духовной и нравственной жизни общества. Процесс демократических преобразований начавшийся с начала 90-х годов двадцатого века и призванный вывести страну из социального и экономического тупика, сопровождался кроме всего прочего и значительным ростом преступности. В этот период значительно возросла нагрузка на сотрудников органов внутренних дел, изменившаяся ситуация ставила перед правоохранительными органами новые, все более сложные задачи (борьба с политическим, религиозным, национальным экстремизмом и терроризмом; противодействие растущей коррупции и увеличивающейся профессиональной и организованной преступностью и т.д.), в то же время заработная плата эти нагрузки не компенсировала. В результате сложившаяся ситуация привела к тому, что часть профессионалов покинула правоохранительную систему, а других сотрудников органов внутренних дел толкнула искать дополнительные виды заработка, в том числе и противоправного характера.

Следующим важным негативным фактором, влияющим на распространение коррупции в органах внутренних дел является так называемый разрыв поколений. Неудовлетворенность материальным положением, низкой социально-правовой защищенностью сотрудников ОВД, значительными морально-психологическими перегрузками, привели к размыванию профессионального ядра органов внутренних дел которое создавалось десятилетиями, транслировало накопленный опыт и профессиональные традиции, ключевые элементы профессиональной морали новым поколениям сотрудников. За послеперестроечное десятилетие с 1993 по 2001 г. было уволено около 1,2 млн. сотрудников, на должности рядового и начальствующего состава в органы внутренних дел МВД России принято около 1,5 млн. человек.

Увольнение большого числа опытных сотрудников, совпавшее по времени со значительным увеличением штатной численности, привело к укомплектованию многих служб и подразделений лицами, не имеющими необходимой профессиональной подготовки, с размытыми нравственными установками, мотивами и профессиональными целями. Как следствие снизилось качество наставнической и воспитательной работы, упала роль служебного коллектива в воспитательном и нравственном воздействии на вновь принятых сотрудников. Многократно увеличилась вероятность профессионально-нравственной деформации и деградации.

Следует также учитывать, что новые сотрудники, пришедшие в органы внутренних дел в пореформенное время, имели другое мировоззрение, другие идеалы и взгляды на жизнь. Их несформированная профессиональная самоидентификация, признание вынужденности выбора службы в ОВД существенно повышают вероятность возникновения умысла на нарушение законности, совершение преступлений, в том числе коррупционного характера.

На совершение коррупционных преступлений работниками ОВД оказывают влияние следующие факторы.

Социальный фактор. Поведение любого человека обусловлено уровнем развития общества, закономерностями всеобщей и постоянной борьбы за существование. Потому причины коррупционного поведения сотрудников определяются условиями жизни общества и служебного коллектива.

Психологический фактор. В процессе выполнения профессиональных обязанностей сотрудники подвергаются психологическому воздействию деформированных криминогенных личностей с которыми сотрудникам по долгу службы приходится общаться. На него оказывают влияние различные ситуации при общения с гражданами, которые могут быть настроены агрессивно, находиться в неадекватном состоянии, провоцировать сотрудника на коррупционное поведение и т.д.

Моральный фактор. Поведение сотрудника и его действия напрямую зависят от волевых и нравственных качеств личности сотрудника.

Среди факторов, под воздействием которых сотрудники ОВД чаще всего совершают корыстные преступления, в том числе получение взяток, опрошенные сотрудники назвали: недостаточная материальная и бытовая обеспеченность (Москва — 84%, Иркутск — 96%), пример коллег по службе или начальников (Москва — 68%, Иркутск — 93%).

На формирование мотивации поведения сотрудников ОВД значительное влияние оказывает дух коммерции и предпринимательства, господствующий в обществе и зачастую культивируемый СМИ, который проник в ряды органов внутренних дел. Выполнение служебных функций некоторые сотрудники ставят в зависимость от материальной выгоды, которую они лично могут получить от выполнения либо невыполнения своих профессиональных обязанностей. С подобными психологическими установками фактически любая рабочая ситуация может стать коррупционно опасной.

У молодых сотрудников осознанно или на подсознательном уровне формируется мировоззрение, в целом оправдывающее взяточничество. Этот тезис подтверждается и результатами опроса осужденных за получение взятки бывших сотрудников ОВД. Треть из опрошенных вовсе даже и не предполагали, что за получение вознаграждения от граждан их могли привлечь к уголовной ответственности. Эта уверенность исходила от стереотипов должностного поведения, установившихся в подразделениях органов внутренних дел, негативного воздействия нравственно деформированного коллектива, а то и от примера руководителя подразделения где осужденные работали до совершения преступления.

Здесь мы подходим к нравственным аспектам коррупционного поведения. У значительной части наших сограждан бытует мнение, что все продается и покупается, что с помощью денег или подарков можно решить любые проблемы в обход существующих правил. Являясь частью населения, сотрудники полиции по соответствующим моральным и психологическим параметрам личности и мировоззрению не намного отличаются от среднестатистического жителя России в целом.

Таким образом, при выборе сотрудником ОВД варианта поведения в пользу коррупционного на него оказывают влияние масса социальных, психологических и моральных факторов. Среди них преобладающими оказываются чаще всего должностное положение сотрудника, должностные связи, взаимоотношения в коллективе, характеристика личности взяткодателя, характер действий или бездействий в пользу взяткодателя, уровень материальной обеспеченности, степень морально-психологической готовности сотрудника к коррупционному поведению.

Однако существует и ряд факторов, сдерживающих коррупционное поведение сотрудников органов внутренних дел. Кроме субъективных факторов: совести, понятия долга и чести, положительных нравственно-психологических установок, имеющих фундаментальное для личности значение, важное место занимает контроль со стороны руководства или иных правоохранительных органов и служб внутренней безопасности, система психологического и воспитательного воздействия на личность сотрудника и так называемый социальный контроль. Одним из значимых как сдерживающего, так и провоцирующего коррупционное поведение факторов является нравственное отношение к коррупционному поведению со стороны коллег, родных, друзей, знакомых и вообще окружающих. Именно от социальных установок и нравственной позиции сотрудника исходит мотивация правомерного или противоправного поступка. Вместе с тем важнейшую роль играет и уровень развития правосознания каждого сотрудника. Правовая идеология и правовая психология должны быть развиты равномерно, что обеспечивает не только знание правовых установок и норм, но и уважительное отношение к праву и своей профессиональной деятельности.

Таким образом, коррупционное поведение сотрудников органов внутренних дел определяется, во-первых, условиями жизни общества, микроколлектива в частности; во-вторых, криминогенными характеристиками ситуации общения с гражданами; в-третьих, напрямую зависят от волевых и нравственных качеств личности сотрудника.

ФАКТОРЫ, МОТИВИРУЮЩИЕ КОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.

Побуждения к использованию должностных полномочий представителя власти и служебного влияния в целях личного материального обогащения, незаконного получения услуг имущественного характера, льгот и преимуществ, совершения хищений, осуществления протекционизма и непотизма (кумовства). Коррупция, и в особенности ее наиболее опасная форма — взяточничество, носит согласительный характер, каждая из сторон-участииков получает свои преимущества от совершения противоправной сделки, поэтому заинтересована в ее конфиденциальности, что определяет высокую латентность этого вида правонарушений.
Коррупция, как и вся преступность, интенсивно увеличивается в период радикальных социально-экономических преобразований в стране. Так, российское общество в результате недостатков широкой приватизации государственной собственности, разрастания теневой экономики и организованной преступности, резкой социально-экономической дифференциации населения, демонтажа систем социальной защиты, воспитания и контроля, низкого уровня жизни сотрудников ПОО оказалось пронизано коррупцией. Немалое число государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, осуществляющих управленческую деятельность, избрали извлечение неосновательного обогащения из своего служебного положения в качестве способа адаптации к радикально изменившимся социально-экономическим условиям.
Формирование емкого рынка наемного труда и широкий спрос на специалистов в области охраннодетективной деятельности, работы с персоналом и правового обеспечения бизнеса обусловили отток большого числа грамотных специалистов из ПОО. Увеличение численности их персонала в условиях постоянного роста преступности повлияло на снижение качества кадровой селекции в ПОО, что привело к проникновению в них меркантильно и эгоистически ориентированных лиц, обладающих безразличием к традициям и имиджу органа или учреждения, в котором они проходят службу.
Правоохранительная служба в условиях ненормированного рабочего времени, постоянных нервно- психических перегрузок при неадекватной оплате порождает у многих сотрудников ощущения того, что взаимоотношения уважительного социального партнерства в правоохранительной системе мапове-
роятны. Невозможность, по мнению многих, законными средствами изменить противостоящую и воспринимаемую как враждебную действительность и выполнить свою важнейшую социальную роль — кормильца семьи зачастую порождает депрессию либо агрессивность. Такие состояния резко снижают активность оперативно-служебной деятельности, а властные полномочия, специальные средства и оружие, находящиеся в распоряжении сотрудника, превращаются в потенциальные источники повышенной общественной опасности. Возможность изменить обстоятельства нужды и унижения бедностью, устранить фрустрирующий фактор и конвертировать свои властные полномочия в материальные ценности начинает восприниматься частью сотрудников как естественная необходимость, объективно определяемая спецификой современного об-
щества, которая формирует завышенные притязания материального характера, коррупционную направленность в оперативно-служебной деятельности. Опасность коррупции увеличивается в результате многочисленных разнообразных действий по ангажированию сотрудников ПОО со стороны организованных преступных групп, лиц, занятых в теневой экономике, а также неассоциированных правонарушителей.
А.Д. Сафронов
Лит.: Сафронов АЛ,- Организационно-правовые аспекты предупреждения коррупции среди сотрудников органов внутренних дел. — М., 1993; Сафронов АЛ. Антикоррупционная устойчивость сотрудника органов внутренних дел 11 Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. — М., 1995.
Оперативно-розыскная деятельность — один из видов правоохранительной деятельности, получивший в последние годы законодательное закрепление. Ее определение содержится в ст. I Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995 г.), которая гласит, что это «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим федеральным законом … в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». В приведенном определении содержится указание на цели, субъекты, наиболее существенные условия и формы этого вида деятельности. Психологическая проблематика оперативно-розыскной деятельности, хотя и не сводится к этим элементам, но связана с ними, поскольку они задают ее специфику в ряду объектов юридической психологии.
Специфика оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в России обусловлена различными общественно-политическими, экономическими, правоохранительными отношениями, национальными и психологическими характеристиками, чертами российского менталитета, проявляющимися на различных этапах развития государства. Как система с присущими ей правовыми, организационно-тактическими, морально-этическими и психологическими аспектами оперативно-розыскная деятельность начала оформляться в России в конце XVlII в., когда полицейские подразделения, тайная экспедиция приобрели значительный штат секретных сотрудников.
Накопление психологических знаний об оперативно-розыскной деятельности осуществлялось в XX в. в три основных этапа.
Первый этап характеризуется переносом психологической информации на оперативно-розыскную деятельность. На актуальность научной разработки данного направления указывали многие ученые-юристы, обозначавшие некоторые приоритетные пути исследовательского поиска, рассматривавшие психологические особенности тактики проведения отдельных оперативных действий (А.И Алексеев., И.И. Басецкий, В.П. Бахин, Р.К. Безруких, В.Г. Бобров, А.С. Вандышев, Ф. Возный, К.К. Горяйнов, Д.В. Гребельский, В.Н. Гриднев, В.В. Дементьев, А.М. Качур, И.А. Климов, А.Г. Лекарь, В.А. Лукашов, В.Д. Пахомов, В.Г. Самойлов, Г.К. Синилов и др.).
На втором этапе исследовательские усилия ученых-юристов дополнили психологи, изучавшие некоторые психологические проблемы ОРД. В этих целях использовались специальный психологический инструментарий и методики. Была сделана попытка адаптировать психологические знания в русле деятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности, создать предпосылки для развития категориального аппарата (Ю.Е. Аврутин, А.В. Губин, Е.Г Самовичев, В.А. Черепанов и др.).
Третий этап включает специальные правовые и психологические исследования теоретических проблем оперативно-розыскной деятельности, а также разработку методик, практических рекомендаций и предложений по их совершенствованию (В.В. Аврамцев, Ю.Е. Аврутин, В.М. Атмажитов, И.И. Басецкий, В.Г. Бобров, В.Т. Вербовой, С.И. Винокуров, К.К. Горяйнов, А.В. Губин, BA Данилов, С.В. Игнатов, В.А. Ильичев, И.А. Климов, А.С. Коноплев, О.Г. Ковалев, А.П. Ковачев, В. Лисицын, В.А. Лукашов, И.В. Михалева, Е.А. Пономарева, Е.Г. Самовичев, Г.К. Синилов, В.И. Филиппенко, М.И. Цыганенко, В.В. Шувалов и др.).
Литература и результаты неопубликованных научных исследований по психологии оперативно-розыскной деятельности, проводившихся в различных ПОО, охватывают широкий круг проблем: психологические особенности оперативно-розыскной деятельности и ее компонентов; психология субъектов оперативно-розыскной деятельности; психология оперативно-розыскных мероприятий; психология легендирования, конспирации и ролевого поведения; психология взаимодействия оперативного аппарата с другими службами, подразделениями, ПОО, организациями и лицами; психология оценки оперативной обстановки и оперативного прикрытия; психология объектов оперативно-розыскной деятельности;
психологические особенности решения различных оперативно-розыскных задач; психологические особенности раскрытия различных видов преступлений; психологический отбор в оперативные подразделения ПОО; психологические особенности подготовки сотрудников оперативно-розыскного аппарата и конфидентов.
Несмотря на наличие теоретических и прикладных разработок, психология оперативнорозыскной деятельности нуждается в активном совершенствовании, что связано с особенностями современной криминальной обстановки в России, новым законодательством и повышением требований к соблюдению всех прав человека и законности действий оперативных работников.
Особая ситуация создается в связи с принятием упомянутого выше Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Формулируя цель оперативно-розыскной деятельности как защиту законных прав от преступных посягательств, законодатель определил ее назначение, вне которого она осуществляться не может. Таким образом, целью оперативно-розыскной деятельности является не «борьба с преступностью», а «защита прав». Уже на интуитивном уровне усматривается разница этих понятий. Во всяком случае, борьба с преступностью скрыто предполагается в цели оперативно-розыскной деятельности, но только сквозь призму защиты прав. Данное утверждение, на первый взгляд, носящее чисто формальный характер, имеет существенное психологическое значение как для тех членов общества, права которых нарушаются, так и для тех, кто эти права защищает. Такая формулировка цели определяет назначение и основной смысл оперативно-розыскной деятельности. Представляется, что с этого же должна начинаться и психологическая проблематика оперативно-розыскной деятельности. Конечно, защита прав и законных интересов осуществляется не только средствами ОРД, но и с помощью иных правовых средств. Закон относит оперативно-розыскную деятельность к числу специфических способов такой защиты. Конкретизируя его положение, можно сказать, что целью ОРД является защита правоохраняемых ценностей от преступных посягательств присущими ей способами и средствами.
В упомянутом законе, говоря о «защите», законодатель определяет цель не как результат, а скорее как мотив, т.е. то, ради чего оперативно-розыскная деятельность должна осуществляться, что задает и определяет ее социальный и личностный смысл. Надо принять во внимание и то, что Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает на необходимость защиты прав от преступных посягательств, т.е. речь идет об угрозах криминального характера, предусмотренных уголовным законом. В этом смысле угрозы правоохраняемым ценностям определены достаточно ясно, и состояние защищенности касается обеспечения восстановления нарушенного права и неотвратимости ответственности виновного.
Структура оперативно-розыскной деятельности (ее цели, задачи, условия, оперативно-ро- зыскные мероприятия и др.) должна быть в основе любого исследования ее психологических аспектов. Однако анализ литературы по данному вопросу показывает, что исследования психологической проблематики зачастую посвящены отдельным аспектам оперативно-розыскной деятельности и нередко не объединяются общей концепцией объекта и предмета таких исследований. Кроме того, большая часть из них берет за основу общепсихологические понятия и представления и рассматривает их в рамках ОРД без должного учета ее специфики.
Психология ОРД может стать самостоятельным направлением юридической психологии (одной из ее частных теорий и психопрактики), когда она глубоко и полностью раскроет механизм включения психологических знаний в процессы разработки и совершенствования нормативно-правовой основы оперативно-розыскной деятельности и ее практической реализации. Необходимо дать ясный ответ на вопрос: что в оперативно-розыскной деятельности и в ее теории зависит от психологических знаний, какие решения и действия, осуществленные без их учета, затрудняют и даже делают невозможным решение ее задач. Серьезная постановка требующих изучения вопросов предполагает использование специфических материалов и анализа результативности оперативно-розыскной деятельности как деятельности, имеющей государственно-правовой характер и нормативную регламентацию, так как психологические факторы становятся существенными, когда начинают влиять на выход должностного лица при выполне
нии своих обязанностей за пределы правовой нормы и тем самым ставят под угрозу защищенность правоохраняемых ценностей, т.е. извращают саму суть оперативно-розыскной деятельности. Основу таких исследований должны составить, как представляется, результаты прокурорских и ведомственных проверок оперативно-розыскной деятельности. Какие-либо иные формы получения такого материала вряд ли возможны. Имеющиеся по данному вопросу материалы до настоящего времени не стали предметом психологического интереса, без чего оперативно-розыскное направление юридической психологии много утрачивает в теоретическом и прикладном отношении.
Поскольку подавляющее большинство вопросов оперативно-розыскной Деятельности регулируется на ведомственном уровне, ее психологическая проблематика зависит от субъектов ОРД и их компетенции. Оперативно-розыскное мероприятие, например оперативное внедрение, будет иметь существенные психологические различия в зависимости от специфики сферы такого внедрения — будь то организованное преступное сообщество, частное или государственное предприятие, осуществляемое подразделением уголовного розыска или по борьбе с экономической преступностью. Категория «оперативный сотрудник» имеет весьма общий характер, внутри ее существуют не только профессионально-квалификационные, но и психологические различия. Последнее приобретает особое значение в связи со специализацией оперативных подразделений и характером выполняемых ими задач.
Принято, и не без основания, считать, что специфическим признаком оперативно-розыск- ной деятельности является конспиративность. Именно она определяет ее психологический контекст, предъявляет ряд особых требований к занятым в ней лицам, предполагает специфическую структуру психического склада личности. Вместе с тем имеющиеся исследования данного вопроса выявляют по большей части вполне традиционный подход к изучению психологической структуры ОРД и психологии связанных с ней лиц.
Особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее информационно-аналитический характер. Процессы поиска источников и носителей необходимой для принятия оперативно-розыскных решений информации, способов ее получения, дальнейшего анализа, обогащения и использования — основные этапы движения самых различных сведений, с которыми имеют дело субъекты оперативно-розыскной деятельности, и которые пока не нашли достойного места в научно-психологических исследованиях. Частичное отражение они получили в работах, посвященных решению отдельных задач оперативно-розыскной деятельности — главным образом по раскрытию преступлений. В указанном пункте психологическая проблематика оперативно-розыскной деятельности тесно соприкасается с такими ее традиционными разделами, как оперативная тактика и организация, а также с соответствующими разделами смежных дисциплин — криминалистической и следственной тактикой. Проблема, например, выявления источников информации имеет организационно-тактическое, тактико-криминалистическое, а также психологическое содержание, требующее своего выявления, формулировки и, главное, определения характера зависимости от него результатов решения задачи в целом. Без этого занятие психологией решения этой задачи теряет непосредственное практическое значение и не позволяет оценить и научную ценность исследования. Вместе с тем на тактическом уровне проблематика оперативно-розыскной деятельности достаточно хорошо разработана, так что встает задача обоснования необходимости и целесообразности ее «психологизации», кроме, может быть, исследования возможностей снижения психологической «стоимости» осуществления деятельности и ее отдельных элементов. Наряду с разработанными есть и такие оперативно-розыскные мероприятия, которые исследованы явно недостаточно, но даже при поверхностном изучении имеют высокую психологическую нагрузку. К их числу, исходя из текста Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут быть отнесены, например, оперативное опознание., оперативное внедрение, оперативный эксперимент. Существо каждого из них — это специфическая психологическая задача, разрешаемая главным образом в системе психологического знания, психологических законов, управляющих поведением действующих лиц и формированием соответствующих условий.
Стержневым психическим процессом, обеспечивающим эффективное функционирование людей в системе оперативно-розыскной деятельности, как показывают исследования, выступа
ет оперативное мышление. Существует определенная специфика в характере психического моделирования складывающихся ситуаций на уровне принятия стратегических решений по борьбе с преступностью и ее отдельными видами, на уровне построения оперативно-тактических и организационно-тактических моделей. Лица, осуществляющие соответствующие функции, «мыслят» различными оперативными единицами и отношениями между ними, так что и требования, предъявляемые к ним, должны быть различными. Углубленное исследование оперативного мышления на материале оперативно-розыскной деятельности позволит получить результаты, существенные не только для психологии, но и для законотворчества в области оперативнорозыскной деятельности, а также для расчета оптимальной нагрузки на оперативных сотрудников ПОО, диагностики профессиональной пригодности к данному виду деятельности и ее отдельным направлениям, разработать психологически обоснованные алгоритмы решения отдельных задач оперативно-розыскной деятельности, определить оптимальную нагрузку на осуществляющих ее сотрудников и др.
Важна проблематика профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений разного уровня. Основной узел вопросов здесь связан не просто с профессиональной, а с профессионально-психологической компетенцией, выражающейся прежде всего в характере психологического моделирования сотрудником оперативной обстановки, а также особенностях восприятия, памяти, мышления, структурирования элементов ситуации в системы, пригодные для принятия оптимальных решений, психологических механизмов оперативного планирования и прогнозирования и т.п. При этом все включенные в эти задачи психические процессы и состояния должны рассматриваться как основа для оптимальной структуры деятельности, составляющих ее мероприятий и действий, осуществляемых в едином смысловом «поле» — защиты прав и законных интересов граждан от преступных посягательств.
Специфика оперативно-розыскной деятельности во многом обусловила подбор статей для раздела. В него вошли главным образом те, которые содержат сведения, опубликованные в открытой печати, что обусловило известную ограниченность их числа, объема и содержания.
Е.Г. Самовичев
.>

Тема № 7 Стандарт антикоррупционного поведения сотруд-ника органов внутренних дел>Министерство внутренних дел Российской Федерации

Краснодарский университет

Факультет заочного обучения

Л Е К Ц И Я

Тема № 7

СТАНДАРТ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

протокол

от «03» июня 2015 г.

Подготовил:

преподаватель кафедры

к. ю.н., майор полиции

Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа

Место проведения: согласно расписания

Методика проведения: повествовательное изложение материала, объяснение; проблемное изложение материала.

Основное содержание темы:

Понятие стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел, его цель и задачи.

Правовая основа антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел. Моральные основы антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел.

Правовой статус сотрудника органа внутренних дел: требования, предъявляемые к кандидатам на статус сотрудника органов внутренних дел; порядок наделения полномочиями; временные границы полномочий; запреты и гарантии антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел.

Роль руководителя органа внутренних дел, подразделений в формировании и исполнении стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел. Способы стимулирования антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел.

Последствия нарушения стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел. Ответственность за нарушение стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел.

Основные термины и понятия: стандарт антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел, правовой статус сотрудника органа внутренних дел, правовая основа антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел, моральная основа антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел.

Цели занятия:

1. раскрытие понятия стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел;

2. алгоритм действий сотрудника органов внутренних дел при установлении факта коррупционного проявления;

3. характеристика последствий нарушений стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел.

План лекции

Введение

Основные вопросы:

1) Правовой статус сотрудника органа внутренних дел – основа антикоррупционного поведения.

2) Понятие стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел, его правовая основа, цель и задачи.

3) Ответственность за нарушение стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел.

Заключение

Основная литература

1. Указ Президента РФ № 000 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 1.03.2011 г. // Российская газета. 20марта. №43.

2. Федеральный Закон «О полиции» от 01.01.2001 г.// Российская газета. 20февраля. № 25.

3. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел, противодействию коррупции: Курс лекций / сост. — М., ДГСК МВД России, 2012.

4. Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения у сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел: Курс лекций. – М.: ДГСК МВД России, 2011.

5. Организация воспитательной работы с личным составом ОВД: курс лекций / сост. .- М.: ДГСК МВД России, 2012.

Дополнительная литература

1. Конвенция ООН против коррупции от 01.01.2001 г.// Собрание законодательства РФ. 26.06.2006. № 26. ст.2780.

2. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол ) // http://www. consultant. ru/

3. Федеральный Закон «О службе в органах внутренних дел» от 01.01.2001 года. // Парламентская газета. 20декабря. № 52-53.

4. К вопросу об определении сущности правоохранительной службы и ее структуры // Рос. следователь.- 2008.- № 2.- С. 26.

5. Бойко В. Проблемы правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел // Закон и право№ 5.

6. , Окс коррупции: учеб. пособие.- М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011.

7. Преодоление коррупции — главное условие утверждения правового государства. Т.2 (40): межведомственный научный сборник / ред. . — М., 2010.

8. Шишкарев законодательство в сфере противодействия коррупции: перспективы дальнейшего развития // Общество и право. 2010. № 2 (29).

В В Е Д Е Н И Е

В настоящее время в Министерстве внутренних дел Российской Федерации особое значение имеет правовой статус сотрудника органов внутренних дел, что определяется современными потребностями борьбы с коррупционными проявлениями в правоохранительных органах, так как коррумпированность в обществе подрывает авторитет государства как внутри его, так и на международном уровне.

Выработка единого образца поведения антикоррупционного содержания для сотрудника органа внутренних дел позволит предупредить совершение коррупционных проступков, снизить вероятность их совершения, оказать информационное содействие сотруднику органа внутренних дел при использовании алгоритма поведения в случае установления факта коррупционного действия в отношении сотрудника органа внутренних дел. Соответствующее теоретическое осмысление уже состоялось, что нашло отражение в законодательстве. Однако изменяющиеся формы коррупционных проявлений вызывают потребность регулярного научного и законодательного сопровождения содержания стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел.

Вопрос 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА органа внутренних дел — основа антикоррупционного поведения

Правовой статус сотрудника органов внутренних дел определяется в следующих нормативно-правовых актах: Федеральный Закон «О службе в органах внутренних дел» от 01.01.2001 г.; Федеральный Закон «О полиции» от 01.01.2001 г.; Указ Президента РФ № 000 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 1.03.2011 г. и др.

В Федеральном законе № 000 «О службе в органах внутренних дел» от 01.01.2001 года в главе 3 определено правовое положение (статус) сотрудника ОВД, в частности дано понятие сотрудника органов внутренних дел, определены его права и обязанности; требования к служебному поведению сотрудника ОВД и т. д.

В вышеуказанном Федеральном законе в ст. 17 определены требования к кандидатам на статус сотрудника поступлении на службу в органы внутренних дел: на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

В вышеуказанном Федеральном законе в статье 14 определены Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел. Так, сотрудник может находиться на службе в ОВД в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников ОВД, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства РФ;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в ОВД.

ВОПРОС 2. ПОНЯТИЕ СТАНДАРТА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКА ОРГАНА ВНУТРЕКННИХ ДЕЛ, ЕГО ПРАВОВАЯ И МОРАЛЬНАЯ ОСНОВА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Одним из направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции (п. 5 ст. 7 ФЗ «О противодействии коррупции») является введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.

Стандарт подразумевает, что образ профессиональной деятельности и бытовой жизни сотрудника органа внутренних дел должен быть свободен от продажности, исключать сомнения в коррупционной направленности, быть высоко профессиональным и этичным.

Среди правовых основ действующего законодательства, составляющих правовую основу формулирования стандарта антикоррупционного поведения, можно назвать:

— Федеральный закон РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. ; — Указ Президента РФ № 000 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 01.01.2001г; — Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол ) и др.

Стандарт антикоррупционного поведения сотрудника в себя совокупность элементов: запреты; ограничения; дозволения; обязанности. Цель введения стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел состоит в придании образу профессиональной деятельности и бытовой жизни сотрудника органа внутренних дел антикоррупционного характера. Нравственная чистоплотность, неподкупность сотрудника, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также иными нормативно-правовыми актами. Так, например Федеральным Законом № 79 от 7.05.2013 года был установлен запрет отдельным категориям лиц, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

В п. 10 ст. 27 ФЗ «О полиции» определено, что сотрудник полиции обязан представлять в порядке, установленном законодательством РФ, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Приказом МВД РФ от 19 апреля 2010 г. сотрудников уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Это не исчерпывающий перечень ограничений, запретов и обязанностей, налагаемых на сотрудников ОВД.

Под коррупционно опасным поведением считается такое действие или бездействие сотрудника, которое в ситуации конфликта интересов создаёт предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим своё служебное положение.

В ряде случаев предпосылки для коррупционного поведения сотрудника заложены в коррупционно опасном поведении руководителя. Коррупционно опасное поведение руководителя является злостным видом аморального поведения, дискредитирующим органы внутренних дел. Видами коррупционно опасного поведения руководителя являются: протекционизм, фаворитизм, непотизм (кумовство), а также злоупотребление служебным положением.

Итак, установлены правовые и этические правила (запреты, дозволения, ограничения, обязанности) антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел, которые влекут формирование у кадрового состава органов внутренних дел высоких моральных устоев, влекущих понимание необходимости строгого следования соответствующим правилам.

ВОПРОС 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ СТАНДАРТА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКА ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

За нарушение правил антикоррупционного поведения предусмотрена ответственность. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовный кодекс РФ содержит главы об ответственности за преступления против интересов государственной службы (гл. 30), большинство из которых содержит признаки коррупционности. Таким преступлениями, кроме взяточничества (получение и дача взятки — ст. 290, 291), являются незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности (ст. 289), злоупотребление полномочиями должностных лиц (ст. 285) и ряд других.

За совершение административного правонарушения сотрудник органов внутренних дел несет дисциплинарную ответственность в соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел» от 01.01.2001 г., дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

14 октября 2012 года Президентом РФ был подписан Указ № 000 «О дисциплинарном уставе органов внутренних дел РФ», который обязателен для исполнения сотрудниками Настоящий Устав определяет:

а) сущность служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел);

б) обязанности сотрудников по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины;

в) обязанности и права руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины;

г) обязательность исполнения приказов и распоряжений руководителя (начальника);

д) порядок применения мер поощрения;

е) порядок наложения и исполнения дисциплинарных взысканий;

ж) порядок учета мер поощрения и дисциплинарных взысканий;

з) порядок обжалования дисциплинарных взысканий.

Создание объемного дисциплинарного законодательства для государственных служащих — особая юридическая проблема в противодействии коррупционному поведению на государственной службе. Заслуживает поддержки мнение ученых о необходимости принятия дисциплинарного кодекса, который регулировал бы отношения в сфере дисциплинарных правонарушений, принуждения, ответственности и дисциплинарного производства.

Эффективность применяемых дисциплинарно-профилактических мер подтверждается сокращением количества взяточничества в ОВД. Как отметил Министр внутренних дел Владимир Колокольцев, выступая на «правительственном часе» в Госдуме РФ 17 октября 2012 года — «Работа выстроена таким образом, что каждый факт принципиально рассматривается. Мы ввели принцип персональной ответственность руководителей, и на 26% сократилось количество взяточничеств, и это при нашей позиции не скрывать подобные явления в наших рядах. Только в 2012 году за различные проступки подчиненных из органов внутренних дел было уволено более 1,7 тысячи их руководителей. Считаю это положительным результатом и началом долгой и кропотливой работы».

Вместе с тем ответственность для сотрудника органов внутренних дел может наступать за нарушение принципов и норм профессиональной этики, сотрудник несет моральную ответственность перед обществом, служебным коллективом и своей совестью.

По итогам рассмотрения вопроса о нарушении профессионально-этических принципов и норм сотруднику может быть вынесено общественное предупреждение или общественное порицание. За коррупционные проявления в их разных формах предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовой статус сотрудника органов внутренних дел законодательством закреплен и содержит правила антикоррупционного поведения, а именно в Федеральном Законе «О полиции» от 7 февраля 2011 года и в Федеральном Законе «О службе в органах внутренних дел» от 01.01.2001 года. Вышеуказанным законодательством закреплены требования при приеме на службу в органы внутренних дел к кандидатам на статус сотрудника ОВД; определяются ограничения в приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении и т. д.

Стандарт антикоррупционного поведения сотрудника в себя совокупность элементов: запреты; ограничения; дозволения; обязанности. Цель введения стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел состоит в придании образу профессиональной деятельности и бытовой жизни сотрудника органа внутренних дел антикоррупционного характера.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность для сотрудника органов внутренних дел может наступать за нарушение моральных основ стандарта.

Сопнева, деятельность в ОВД : специальный курс для курсантов и слушателей / , , . — Ставрополь : СФ КрУ МВД России, 2010. С. 119.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 01.01.2001 г. // Российская газета. 2008. 30 декабря. № 000.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 01.01.2001 г. // Российская газета. 20декабря. № 000.

Указ Президента РФ № 000 «О дисциплинарном уставе органов внутренних дел РФ» от 01.01.2001 г.// http://www. consultant. ru/

Сопнева, деятельность в ОВД : специальный курс для курсантов и слушателей / , , . — Ставрополь : СФ КрУ МВД России, 2010. С. 132.

Статья 22. Коррупционно опасное поведение и его предупреждение

1.Коррупционно опасным поведением применительно к настоящему Кодексу считается такое действие или бездействие сотрудника, которое в ситуации конфликта интересов создает предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим свое служебное положение.

2. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника законодательством Российской Федерации.

3. Сотруднику независимо от занимаемого им служебного положения следует предпринимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении и решительном преодолении коррупционно опасных ситуаций и их последствий.

4.Нравственный долг предписывает сотруднику безотлагательно докладывать непосредственному начальнику о всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

5.Необходимость формирования у сотрудника навыков антикоррупционного поведения предусматривает сознательное возложение им на себя моральных обязательств, ограничений и запретов.

6.Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел не позволяют ему:

заниматься предпринимательской деятельностью, состоять лично, а также через аффилированных лиц в какой-либо коммерческой организации;

выстраивать отношения личной заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

составлять протекцию, оказывать поддержку субъектам предпринимательской деятельности в личных, корыстных интересах;

предоставлять услуги, предусматривающие денежную или иную компенсацию, за исключением случаев, установленных действующим законодательством;

создавать условия для получения ненадлежащей выгоды, пользуясь своим служебным положением;

проявлять заинтересованность и (или) вмешиваться в споры физических лиц, хозяйствующих субъектов вне рамок, установленных законом;

обращаться к коллегам с неправомерными просьбами, нарушающими установленный порядок предварительного следствия, дознания, административного производства, рассмотрения жалоб и заявлений, способными оказать влияние на служебное решение.

7. Нравственная чистоплотность, неподкупность сотрудника, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

КОРРУПЦИОННО ОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

КОРРУПЦИОННО ОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

действие или бездействие сотрудника, которое в ситуации конфликта интересов создает условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений. В статье 23 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации определены основные виды К. о. п. руководителя в органах внутренних дел. Это протекционизм, фаворитизм, непотизм (кумовство) и злоупотребление служебным положением. Протекционизм «…представляет собой систему покровительства, карьерного выдвижения, предоставления преимуществ по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений с целью получения корыстной выгоды» (п. 2.1 ст. 23 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации). Фаворитизм проявляется в «…демонстративном приближении к себе своих любимцев; показном делегировании им тех или иных полномочий, не соответствующих статусу; незаслуженном выдвижении их по службе и поощрении, награждении; необоснованном предоставлении им доступа к материальным и нематериальным ресурсам» (п. 2.2 ст. 23 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации). «Непотизм (кумовство) является моральным покровительством руководителя своим родственникам или близким людям, при котором выдвижение и назначение на должность в органах внутренних дел производятся по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности руководителю» (п. 2.3 ст. 23 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации). Злоупотребление служебным положением руководителя в органах внутренних дел «…есть умышленное использование своих должностных полномочий и преимуществ вопреки интересам служебного долга, исходя из корыстной личной заинтересованности» (п. 2.4 ст. 23 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации). Современные требования профессиональной морали предписывают сотруднику органов внутренних предотвращать и решительно преодолевать любые проявления К. о. п.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь

Статья 23. Коррупционно опасное поведение руководителя

1. Коррупционно опасное поведение руководителя является злостным видом аморального поведения, дискредитирующим органы внутренних дел. 2. Видами коррупционно опасного поведения руководителя являются: протекционизм, фаворитизм, непотизм (кумовство), а также злоупотребление служебным положением. 2.1. Протекционизм представляет собой систему покровительства, карьерного выдвижения, предоставления преимуществ по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений с целью получения корыстной выгоды. 2.2. Фаворитизм выражается в демонстративном приближении к себе своих любимцев; показном делегировании им тех или иных полномочий, не соответствующих статусу; незаслуженном выдвижении их по службе и поощрении, награждении; необоснованном предоставлении им доступа к материальным и нематериальным ресурсам. 2.3. Непотизм (кумовство) является моральным покровительством руководителя своим родственникам и близким людям, при котором выдвижение и назначение на должности в органах внутренних дел производятся по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности руководителю. 2.4. Злоупотребление властью (служебным положением) сотрудником органов внутренних дел есть умышленное использование своих должностных полномочий и преимуществ вопреки интересам служебного долга, исходя из корыстной личной заинтересованности. 3. Протекционизм, фаворитизм, непотизм при подборе, расстановке, обучении, воспитании кадров, как и иное злоупотребление властью (служебным положением) со стороны руководителя, несовместимы с принципами и нормами профессиональной этики. 4. Профилактика коррупционно опасного поведения руководителя заключается в: глубоком и всестороннем изучении морально-психологических и деловых качеств кандидатов для назначения на должности руководящего состава, учете соблюдения ими профессионально-этических правил и норм по прежнему месту службы; изучении с руководителями всех уровней нравственных основ службы в органах внутренних дел, профессионально-этических правил и норм, выработке у них навыков антикоррупционного поведения; воспитании у руководителей личной ответственности за состояние служебной дисциплины, законности и антикоррупционной защиты подчиненного личного состава; предупреждении и своевременном разрешении ситуаций этических конфликтов, этической неопределенности, вызванных двойными моральными стандартами или двусмысленностью трактовки приказов, распоряжений.

Предпосылки проявлений коррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД

1. Коррупционно опасная ситуация, это:

1.Использование в личных целях служебных полномочий.

2.Обстановка, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов. (верно)

3.Действия сотрудника, создающие предпосылки получения им корыстной выгоды.

2. К социальному фактору коррупционного поведения относится:

1.Необходимость общения с криминогенными личностями.

2.Низкая заработная плата.

3.Неразвитость морально-психологических качеств сотрудника.

4.Условия социально-экономической жизни общества в целом. (верно)

3. Коррупционному поведению сотрудника способствует:

1.Повышенная требовательность руководителя.

2.Низкое правосознание сотрудника (верно)

3.Недостатки в законотворческой деятельности.

4. К субъективным факторам коррупционного поведения относится:

1.Низкий профессиональный уровень и нежелание его повышать (верно)

2.Влияние средств массовой информации.

3.Рост нагрузки на сотрудника.

4.Разрыв поколений в МВД.

5. Коррупционное поведение сотрудника органов внутренних дел зависит от:

1.Условий жизни общества.

2.Нравственных качеств, мировоззрения личности сотрудника.

3.Общения с криминогенными личностями.

4. Все варианты верны (верно)

6. Наибольшее количество преступлений, связанных с коррупцией в ОВД выявляется:

1. прокуратурой;

2. службой собственной безопасности (верно)

3. ФСБ.

7. Укажите источник цитируемой фразы: «…взявший взятку служащий всецело закабаляется во власть давшему ее, от последнего зависит донести об этом и виновник будет исключен из службы. Прием угощений за услуги понижает достоинство чести, унижая служащего».

1. «Букварь современного городового», (1915 г.) (верно)

2. «Инструкция милиционерам Московской городской милиции», (1917 г).

8. Коррупция в ОВД — явление:

1. Многофакторное (верно)

2. Однофакторное.

9. Факторами формирования коррупционного поведения сотрудников являются:

1. Отсутствие тщательного отбора кадров;

2. Поверхностная проверка деловых и моральных качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел;

3. Низкий уровень служебной дисциплины, отсутствие какой-либо организации предупреждения и пресечения коррупции;

4. Все вышеперечисленные факторы (верно)

10.Определяется ли отношение сотрудника к коррупции его личностными качествами?

1. Да (верно)

2. Да, но только в ситуации этической неопределенности

2. Нет

Тема 5

Организационно-правовые основания и пути формирования антикоррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД

1.Что не входит в понятие коррупция?

1. Дача взятки;

2. Получение взятки;

3. Профессионально-нравственная деформация (верно);

4. Коммерческий подкуп.

2. Каким нормативным актом утвержден Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации?

1. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года №1138 (верно)

2. Приказ МВД России от 24 декабря 2009 года№1138;

3. Приказ МВД России от 24 января 2008 года№1380.

3. Граждане, находящиеся на государственной службе и претендующие на замещение должностей государственной службы не обязаны сообщить в кадровый аппарат сведения о?

1. Доходах;

2. Имуществе;

3. Семейном положении;

4. Друзьях и знакомых (верно)

5. О прежнем месте работы.

4. Сведения о доходах государственных служащих представляются представителю нанимателя ежегодно не позднее?

1. 1 января года, следующего за отчетным;

2. 30 апреля года, следующего за отчетным (верно)

3. 30 июня года, следующего за отчетным;

5. Ситуация, при которой возникает противоречие между нормами профессиональной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности — это?

1. Правовой нигилизм;

2. Коррупция;

3. Бюрократия;

4. Этический конфликт (верно)

6. Назовите срок проведения проверки сведений о доходах государственных служащих?

1. 10 дней;

2. 1 месяц;

3. 1 месяц, но может быть продлен до 2 месяцев (верно)

7. Комплексное исследование федерального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции отнесено к компетенции?

1. Комиссии по противодействию коррупции Государственной Думы (верно)

2. Президента РФ;

3. Правительства РФ;

8. К принципам законности не относятся?

1. Гласность законности;

2. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

3. Моральная обоснованность; (верно)

4. Единство законности;

9. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции

1. В пределах своих полномочии (верно)

2. В рамках федерального законодательства;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *