Коррупция в медицине

Статья 74. Закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности

Медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе:

1) принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) (далее соответственно — компания, представитель компании) подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

2) заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

3) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

4) предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

5) осуществлять прием представителей компаний, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

6) выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

3. За нарушения требований настоящей статьи медицинские и фармацевтические работники, руководители медицинских организаций и руководители аптечных организаций, а также компании, представители компаний несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Телефон доверия 8 (34672) 26905

Приказ 52 04.09.2015 Этика и дентология

Приказ 53 04.09.2015 Коррупция

Приложение 1 Комиссия

Приложение 2 План мероприятий на 2015г

Приложение 3 Кодекс этики не медицинские работники

Приложение 4 Кодекс этики медицинские работники

Приложение 5 Правила обмена подарками

Приложение 6 О конфликте интересов работников

Приложение 7 Склонение к подаркам

Приложение 8 Анти политика коррупции

Приложение 9 О телефоне доверия

Антикоррупционная политика в Учреждении

Антикоррупционная экспертиза 2015 г.

Антикоррупционная экспертиза 2016 г.

Антикоррупционная экспертиза 2017 г.

Антикоррупционная экспертиза 2018 г.

Отчет по антикоррупционной деятельности за 2015 год

Отчет по антикоррупционной деятельности за 2016 год

Отчет по антикоррупционной деятельности за 2017 год

Отчет по антикоррупционной деятельности за 2018 год

Письмо Минтруда о запрете подарков

План по антикоррупционной деятельности в Учреждении на 2016 год

План по антикоррупционной деятельности в Учреждении на 2017 год

План по антикоррупционной деятельности в Учреждени на 2018-2020 г г.

Перечень должностей на которых возлагается персональная дисциплинарная ответственность

Карта коррупционных рисков

Приказ №17-О от 01.02.2016 о персональной ответственности за антикоррупционную работу в учреждении

Приказ 7-О от 15.01.2019 Об усилении мер контроля

Положение о сотрудничестве с правоохранительными органами

Приказ 15-О об усилении мер контроля при приемке товара

Приказ 39-о и положение о недопущении составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов

Распоряжение № 102-рг О персональной ответственности за антикоррупционную деятельность

Нормативные акты Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации

Указы Президента и Постановления Правительства Российской Федерации

Федеральные законы Российской Федерации

Образец уведомление представителя нанимателя о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений

Образец заявления на сдачу подарка

Образец обращения гражданаина (работника) по фактам коррупционных проявлений

Декларация конфликта интересов

Свидетельство о присоединении к Антикоррупционной хартии

Муксимов подчеркнул, что главный акцент в работе сделан на устранение предпосылок коррупции, а не на борьбу с ее последствиями. Он добавил, что на совместных совещаниях агентства и НПП «Атамекен» рассмотрены результаты анализа проведенного в сферах здравоохранения, сельского хозяйства, архитектуры и градостроительства, государственного закупа.

«Коррупционные риски в данных сферах связаны с несовершенством процедур оказания государственных услуг, наличием дискреционных полномочий в нормативных правовых актах и конфликтом интересов. В целях устранения выявленных рисков выработаны соответствующие рекомендации в адрес министерств здравоохранения, сельского хозяйства, по инвестициям и развитию, финансов», — сказал Муксимов.

К примеру, выявлены завышенные требования при приобретении товаров и услуг в рамках программы оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, с учетом которых министерству здравоохранения рекомендовано совместно с ТОО «СК-Фармация» разработать стратегию дальнейшего развития системы закупок, в том числе рассмотреть возможность перехода в электронный формат.

Кроме того, выявлен факт конфликта интересов в отношении руководителя отдела сельского хозяйства Шуского района Жамбылской области, который оказывал предпочтение при распределении бюджетных средств крестьянским хозяйствам «Бектибай», «Бектибай-1», «Самат», «Еркін», учредители которых являлись его ближайшими родственниками. В результате, только с 2014 по 2016 годы они получили 159,9 млн тенге в виде субсидий на ГСМ.

В сфере архитектуры и градостроительства выявлен факт дискреционных полномочий должностных лиц при выдаче лицензии на строительно-монтажные работы, для получения которой требуется наличие минимальной материально-технической оснащенности. Минимальный комплект данного оборудования законодательно не определен, что повышает субъективный фактор выдачи лицензии.

«В ходе внешнего анализа коррупционных рисков в сфере государственного закупа выявлена противоречивость компетенции министерства финансов по реализации государственной политики и контроля в данной сфере, что в свою очередь может послужить необъективному контролю и препятствием в развитии данной сферы», — сообщил Муксимов.

Также в агентстве особо обозначили проект «Общественный мониторинг государственных закупок». «Сейчас во всех территориальных департаментах агентства определены ответственные лица, которым даны электронные цифровые подписи для мониторинга порталов», — добавил Муксимов.

К примеру, в Алматинской области выявлено три факта завышения цен на общую сумму более 39 млн тенге, в Карагандинской области — по одному лоту на сумму около 2,3 млн, в Актюбинской области — на сумму 612 тыс тенге.

Проявления коррупции в здравоохранении, характерны не только для России, но и для большинства других стран мирового сообщества, в том числе и таких как США, Великобритания, Германия Италии и Франция. Несмотря на то, что в этих государствах достаточно развито антикоррупционное законодательство, а также политико-правовая практика его применения, тем не менее, многочисленные коррупционные скандалы в их национальных сферах здравоохранения, свидетельствуют о том, что полностью нейтрализовать данное явление в перечисленных выше государствах вплоть до настоящего времени не удалось. Что же касается, государств из категории, так называемого «развивающегося мира», то проявления коррупции в их системах здравоохранения носят такой же системный характер, как и в России. Поэтому причины, предпосылки и виды коррупции в здравоохранении типичны для большинства стран мирового сообщества.
Об этом свидетельствуют и данные международного Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл» (ТИ). В частности, один из последних документов этой организации − Доклад «О положении Дел с коррупцией» за 2006 год1 − посвящен непосредственно анализу функционирования всемирной индустрии медицинских услуг, оборот которой превышает 3 млрд. долларов. В Докладе особое внимание уделено переплетению запутанных и непрозрачных систем, являющихся питательной почвой для коррупции. По мнению экспертов ТИ, в то время как большинство людей, задействованных в сфере здравоохранения, старательно и честно исполняют свой долг, существуют убедительные свидетельства «взяточничества и мошенничества в области предоставления медицинских услуг: от мелкого воровства и вымогательства до огромных злоупотреблений в области политики здравоохранения и его финансирования, основанных на «откатах» государственным чиновникам»2. При этом, как считают эксперты данной организации, коррупция пронизывает предоставление медицинских услуг, независимо от того, государственные они или частные, простые или сложные.
Типичность коррупционных действий в системах здравоохранения различных стран предопределяется целым рядом обстоятельств.
Прежде всего, это обусловлено тем, что в любых системах здравоохранения существует диспропорция в распределении информации.
Медицинские работники в любом случае знают о болезнях больше, чем их пациенты, а компании занятые в производстве лекарственных средств и медицинского оборудования знают о своей продукции больше, чем государственные чиновники, отвечающие за решения, связанные с расходованием средств на эти цели. Именно поэтому, как считают эксперты ТИ, предоставление соответствующей информации может привести к снижению уровня коррупции. Этот вывод основан на исследовании, проведенном ТИ в системе здравоохранения в Аргентине. После того, как Министерство здравоохранения этой страны начало предоставлять информацию о расходах больниц на закупку лекарств, разница в ценах, за которые больницы приобретали лекарственные препараты, упала на 50%.
Очевидно, что данная проблема, чрезвычайно актуально и для системы здравоохранения России. Сам факт отсутствия подобной практики публичного информирования о конкретных расходах будь-то на закупку лекарств, или же на предоставление медицинских услуг формирует питательную среду не только для нецелевого использования бюджетных средств, но и их расхищение на различных уровнях системы здравоохранения от поликлиники и больницы до соответствующих органов государственной власти.
Другой немаловажной причиной распространенности коррупции в здравоохранении является неопределенность в анализе и прогнозировании состояния медико-санитарного состояния населения. Отсутствие такой информации затрудняет управление ресурсами, включая выбор, мониторинг, измерение, и предоставление медицинских услуг, а также разработку планов медицинского страхования.
Еще более риск коррупции возрастает в случаях широкомасштабных катастроф, когда необходимость оказания как можно более скорой медицинской помощи заставляет зачастую обходить существующие надзорные механизмы.
На состояние коррупции в здравоохранении оказывает влияние также характер отношений между поставщиками медицинских товаров, услуг, и органами, отвечающими за разработку политики в этой сфере. Непрозрачность отношений между указанными категориями лиц является одним из важнейших факторов, способствующих развитию коррупции.
Названные выше причины, являющиеся наиболее типичными для различных национальных систем здравоохранения в комплексе формируют коррупционную среду и, соответственно, определяют наиболее распространенные виды коррупции в этой области. Таковыми, в частности, по мнению международных экспертов, являются:
Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей.
Эти явления могут происходить как на государственном уровне и уровне органов местного самоуправления, так и непосредственно в медицинских организациях и учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, а также другие ресурсы и оборудование медицинского назначения могут расхищаться для личного пользования, использования в частной практике, или в целях дальнейшей перепродажи.
Коррупция в сфере государственных закупок.
Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество, и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Кроме того, расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования, т.е. затраты в тех сферах государственных закупок, где существует особая опасность коррупционных действий.
Коррупция в платежных системах.
Здесь коррупционные действия могут включать:

  • подделку страховых документов, или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов;
  • выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам, или пациентам в отношении услуг, не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов;
  • подделка счетов, квитанций, расходных документов, или учет фиктивных пациентов.

Кроме того, здесь возможны и такие формы коррупции, как:

  • развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию;
  • неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры;
  • также проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов и другие.

Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов.
Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Так, чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен.
Нарушение кодексов поведения на рынке может приводить к тому, что врачи будут вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки на условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий здесь является выдача разрешений на торговлю поддельными или иными некачественными лекарственными препаратами.
Коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать самые разные формы:

  • вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно;
  • взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги;
  • вымогательство или согласие на получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации, или сертификации тех или иных структур.

Все это наиболее типичные виды коррупции в здравоохранении, характерные для большинства стран мирового сообщества, в том числе, конечно же, и для России. При этом анализ их содержания, позволяет предположить, что речь идет не об отдельных их разновидностях, а о целых направлениях коррупционной деятельности в здравоохранении. При этом каждое такое направление на практике наполняется множеством отдельных коррупционных проявлений, не поддающихся в полной мере какому-либо учету.
Это, в свою очередь, свидетельствует о чрезвычайной распространенности и живучести данного явления в глобальном масштабе.
При этом именно в здравоохранении коррупция носит наиболее ярко выраженный антисоциальный характер. Поскольку, как отмечено в цитируемом выше Докладе этой организации «коррупция в сфере медицинских услуг это значительно больше, чем деньги. … Цена коррупции в здравоохранении оплачивается человеческим страданием». Между тем, как считает исполнительный директор Трансперенси Интернешнл Д. Нуссбаум «Коррупция подрывает доверие общества медицинскому сообществу. Люди имеют полное право ожидать, что лекарства, от которых зависят их жизнь и здоровье – настоящие. Они имеют такое же право считать, что врачи ставят интересы пациентов выше интересов личной выгоды. А самое главное, они имеют право верить в то, что главная цель индустрии здравоохранения − исцелять, а не убивать»3.
Аналогичные проблемы существуют и в системе здравоохранения Российской Федерации. Ситуация с проявлениями коррупции, как в целом, так и в отдельных сферах жизнедеятельности в нашей стране с каждым годом все более ухудшается. И это, несмотря на реализацию утвержденного Президентом Российской Федерации Национального плана по противодействию коррупции, а также значительные изменения в законодательстве Российской Федерации в этой области.
Тем не менее, как показывают результаты исследований, различных аналитических структур уровень коррупции в Российской Федерации по-прежнему не снижается. Более того, в опубликованном в июне 2009 года очередном докладе «Трансперенси Интернешнл» отмечается дальнейшее возрастание уровня коррупции в России4.
О негативной тенденции в этой сфере свидетельствует и официальная статистика. Так, по данным Департамента экономической безопасности МВД РФ (ДЭБ) в текущем (2009 году) количество фактов взяточничества по сравнению с аналогичным периодом 2008 года увеличилось почти на треть. Существенно увеличилась по итогам первого полугодия 2009 года и сумма средней взятки, составив, по информации ДЭБ МВД России, порядка 27 тыс. руб5.
Значительный вклад в эту криминальную статистику вносит коррупция в сфере здравоохранения. Так, по данным опроса, проведенного в сентябре 2008 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 52 % опрошенных давали деньги и подарки медицинским работникам6. По результатам исследования ВЦИОМ, здравоохранение занимает пятое место среди наиболее коррумпированных сфер и институтов общества. Эти же выводы подтверждаются и данными, представленными председателем Верховного суда РФ В. Лебедевым в январе 2009 года. По его информации, из 1300 осужденных в 2008 году за взяточничество человек 20,3 % − работники сферы здравоохранения. Большие проблемы отмечаются и в сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации за девять месяцев 2008 года в сфере реализации нацпроекта «Здоровье» выявлено более 24,5 тысяч нарушений законодательства, в суды направлено 4 645 исков, привлечено к ответственности 3504 должностных лица, по постановлениям прокуроров наказаны в административном порядке 1 116 виновных лиц, возбуждено 43 уголовных дела. Всего же по информации представителей Генпрокуратуры России в 2008 году выявлено и пресечено более 58 тысяч нарушений в области здравоохранения, к ответственности привлечено более 2 тысяч человек, возбуждено 188 уголовных дел7.
В целом, для отечественного здравоохранения в значительной мере характерны те же причины и формы проявления коррупции, что и для большинства других национальных здравоохранительных систем.
Так, основными формами проявления коррупции в сфере здравоохранения являются растрата и хищение денежных средств, подделка страховых документов, учет фиктивных пациентов, развитие собственного бизнеса за счет медучреждений, вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги и др.
Наиболее болезненно гражданами воспринимаются взятки, вымогательство и другие злоупотребления коррупционного характера в сфере здравоохранения, потому что в массовом сознании профессия врача ассоциируется с бескорыстным и самоотверженным служением людям, а здоровье является фундаментальным человеческим благом, без которого многие иные ценности утрачивают свой смысл. При этом речь идет уже не столько о мелких взятках в виде подношений врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях. Таковыми, в частности, являются, распространенные случаи искусственного создания «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, нуждающиеся в определенных видах исследования, вынуждены ждать их проведения месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования осуществляются в оперативном порядке. При этом подобного рода оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество.
По существу, наблюдается постепенное превращение лечебных заведений в торговые, в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.
Несмотря на то, что периодически лица, осуществляющие вымогательство в процессе оказания медицинских услуг, становятся фигурантами уголовных дел, ситуация с поборами в здравоохранении фактически не меняется.
Особенно кощунственны те случаи, когда речь идет о предоставлении медицинских услуг, в случаях непосредственно связанных с жизнью и смертью пациента. Среди медицинских учреждений, где наиболее развиты подобного рода коррупционные проявления, особое место занимают наркологические и онкологические диспансеры, а также родильные дома.
Важным показателем системного характера коррупции в сфере здравоохранения является то, что врачи, желающие работать по некоторым медицинским специальностям, должны платить немалые деньги за свое назначение. Такая практика предполагает наличие у них теневых доходов, которые позволяют им компенсировать вложенные средства. Аналогичным образом «возмещение затраченных средств» за счет поборов с населения, осуществляется врачами без надлежащей квалификации, в силу того, что их поступление и учеба в мединститутах базировалась на «откатах» преподавателям. Поэтому, очевидно, что основы противодействия коррупции в здравоохранении должны формироваться в медицинских учебных заведениях.
Непосредственным проявлением коррупции являются получение врачами бонусов от фирм производителей за рекомендацию больным произведенных ими лекарственных средств, разумеется, не самых дешевых и зачастую не самых эффективных. По сути, дела речь о внедрении в систему здравоохранения рыночных принципов конкуренции, в основе которых лежат агрессивные маркетинговые технологии. Это обеспечивает фармацевтическим компаниям, (прежде всего, зарубежным) ежегодную прибыль в десятки миллиардов долларов. Крайне негативную роль в этом процессе лоббирования медицинских препаратов определенных фирм и фармацевтических компаний играют средства массовой информации, в том числе и телевидение. Агрессивная реклама медицинских препаратов в СМИ стимулирует самолечение и тем самым наносит существенный вред здоровью граждан. Все это по сути дела является ни чем иным как проявлением коррупции в сфере здравоохранения, несмотря на то, что сами СМИ к этому имеют лишь косвенное отношение.

Особую опасность для здоровья населения России обретает коррупция в сфере производства и сбыта фальсифицированных лекарственных средств. Нелегальные платежи на каждом шагу обеспечивают беспрепятственность доставки подделок от места их производства до ничего не подозревающего потребителя.
По сведениям Росздравнадзора, ежегодно реальное количество фальсифицированных лечебных средств выявленных на фармакологическом рынке Российской Федерации составляет не более 0,4 % от всего количества лекарственных средств. Однако ряд экспертов подвергают эти показатели сомнению. Они считают, что Россия вместе с Китаем уже вышли на первое место по производству и теневому обороту фальшивых лекарств, обогнав Индию, Бразилию и Турцию, традиционно считавшихся основными производителями и одновременно потребителями лекарственных фальшивок. Некоторые независимые эксперты называют цифры от 20 до 60 %. По оценке Всемирной организации здравоохранения, в России доля фальсифицированных лекарственных средств находится на уровне 12 % от общего числа препаратов. По результатам же социологических исследований около 40% россиян предполагают, что они принимают недоброкачественные или фальсифицированные лекарственные препараты.
Несмотря на то, что практика распространения фальсифицированных лекарственных средств распространена во всем мире, но именно в Российской Федерации, это, по мнению председателя Общественного антикоррупционного комитета А. Белякова, эта проблема приняла характер национального бедствия. И эта позиция вполне обоснована. По статистике, фальсификация лекарств считается четвертым злом здравоохранения после малярии, СПИДа и курения, а смертность от побочных реакций лекарств входит в первую пятерку причин наравне с сердечно-сосудистыми, онкологическими, бронхолегочными заболеваниями и травматизмом. А это реальная угроза здоровью населения и значительный ущерб государству.
В то же время, с точки зрения прибыльности лекарственный рынок стоит на третьем месте после продажи оружия и наркотиков. По прогнозам экспертов, в 2010 году прибыль от реализации «фальшивых таблеток» в мире составит 75 млрд. долларов. А это чрезвычайно усиливает коррупционную привлекательность данного рода преступной деятельности.
В целом анализ наиболее очевидных проявлений коррупции в здравоохранении свидетельствует о необходимости реализации комплекса мер политико-правовых характера по наведению должного порядка в этой сфере, поскольку именно ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, как сотрудниками медицинских учреждений, так и чиновниками системы здравоохранения формирует коррупционную среду в этой области. С этой целью, очевидно, целесообразно дальнейшее развитие федерального законодательства по ужесточению ответственности за преступления коррупционного характера. При этом подлежать данной ответственности должны представители не только так называемой «низовой» коррупции, но и должностные лица, в том числе органов государственной власти, способствующие ее проявлениям. Немаловажным фактором по противодействию коррупции в медицине могут стать также меры по повышению жизненного уровня работников здравоохранения, их социального статуса и престижа профессии.

Бочарников Игорь Валентинович

1 — См.: Воровство, взяточничество и вымогательство лишает миллионы людей надлежащей медицинской помощи, утверждается в Докладе о Положении Дел с Коррупцией в Мире, 2006 //www.transparency.org.ru/INTER/inter_gcr.asp
2 — См. там же.
3 — См.: Воровство, взяточничество и вымогательство лишает миллионы людей надлежащей медицинской помощи, утверждается в Докладе о Положении Дел с Коррупцией в Мире, 2006 //www.transparency.org.ru/INTER/inter_gcr.asp
4 — Российская коррупция: мы видим, платим и молчим. Пресс-релиз Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р» //www.transparency.org.ru
5 — Подведены итоги оперативно-служебной деятельности ДЭБ МВД России за первое полугодие 2009 года // www.mvd.ru/news/29720/
6 — В Госдуме состоялось совместное заседание Комитета по безопасности и Комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции //www.parlament-club.ru/news,1,745.htm
7 — См. там же.

16 (109) — 2011

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 338.14+614.2

коррупция в здравоохранении: причины и пути предупреждения

ю. в. сабанин,

доктор медицинских наук, начальник военно-медицинского управления Главного командования внутренних войск МВд России, генерал-майор медицинской службы E-mail: elenkuz90@mail.ru

е. и. Кузнецова,

доктор экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, финансов и статистики, полковник милиции E-mail: elenkuz90@mail.ru Московский университет МВд России

Коррупция входит в число основныхугроз национальной безопасности России и является одним из факторов риска экономики. В последние годы растет объем денежных средств, расходуемых на здравоохранение. Еще большую актуальность приобрела в последнее время проблема коррупции в здравоохранении. В статье анализируются подходы к определению коррупции в здравоохранении, определены формы коррупции, проведен аналитический обзор фактов коррупционных проявлений, предложены подходы к измерению ее уровня.

Ключевые слова: коррупция, здравоохранение, причины, уровень, предупреждение.

Коррупция вопреки усилиям государства входит в число основных угроз национальной безопасности современной России и является одним из факторов риска всех базовых национальных проектов страны и ее экономики в целом, сохранения и развития выраженного социального неравенства. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года1 коррупция определена как одна из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер в

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федера-

ции до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

области повышения качества жизни российских граждан.

В ежегодном докладе международной общественной организации Transparency International (TI) Россия по уровню коррумпированности государственного сектора заняла 146-е место из 1802. Россия с показателем 2,2 разделила 146-ю позицию с Камеруном, Эквадором, Сьерра-Леоне, Тимором, Украиной и Зимбабве.

Национальная стратегия противодействия коррупции3, Национальный план противодействия коррупции4, планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов власти субъектов РФ и муниципальных образований создали комплексную систему мер по противодействию коррупции.

Характеризуя статистику коррупционной преступности, необходимо отметить, что в 2009 г. на территории РФ правоохранительными органами выявлено около 43,1 тыс. преступлений, совер-

2URL: www.bbc.co.uk/russian/international/transparency_cor-mptюn_mdex.shtmL

3 Национальная стратегия противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460.

«•Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568.

— 43

шенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (+6,5 %), в том числе более 13,1 тыс. фактов взяточничества (+5 %). В суд направлены уголовные дела о 26,1 тыс. преступлений такой категории (+5,5 %) 5. Из числа преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, 7 631 связано с получением взятки. Средний размер взятки и коммерческого подкупа составил 21 тыс. руб.

Подразделениями экономического блока в

2010 г. выявлено более 30 тыс. преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы. Средний размер взяток и коммерческих подкупов по оконченным уголовным делам вырос до 36 тыс. руб., а по выявленным — до 61 тыс. руб. Рейтинг взяточников показывает: 31 % осужденных — работники милиции; 20,3 % — работники учреждений здравоохранения; 12 % — преподаватели; 9 % — муниципальные служащие; 2,5 % — сотрудники службы исполнения наказания; 2 % — таможенники.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно во всем мире на здравоохранение расходуется 4,1 трлн долл., из которых 750 млрд долл. идут на закупку фармацевтических препаратов, 10—25 % расходов на государственные закупки (включая фармацевтические средства) теряются из-за коррупции. Мошенничество и злоупотребления в этой сфере обходятся отдельным правительствам развитых стран в 23 млрд долл. в год. Особое беспокойство ВОЗ вызывает фармацевтическая отрасль, которая, по их оценкам, пронизана коррупцией снизу доверху. Ежегодно, по экспертным оценкам, российские граждане тратят 1,5 млрд долл. на оплату «бесплатных» медицинских услуг.

Правительство РФ в 2011 г. увеличит расходы на здравоохранение на 10 % по сравнению с текущим годом до 375 млрд руб. Общая стоимость финансирования региональных программ модернизации здравоохранения составит 460 млрд руб., из них в

2011 г. в субъекты Федерации поступит 215,9 млрд руб. На мероприятия национального проекта «Здоровье» будет направлено 156,8 млрд руб.

Всемирная организация здравоохранения выделяет 4 основных проявления коррупции в секторе здравоохранения: взяточничество, воровство, бюрократическая или политическая коррупция и

дезинформация в целях личной выгоды. Она может проявляться в трех областях деятельности. Первая область — это охрана здоровья и система здравоохранения. Коррупция способна отрицательно влиять на возможности системы здравоохранения оказывать высококачественную и эффективную помощь людям, которые могут извлечь из этого максимальную пользу. Высокий уровень коррупции способствует обнищанию населения, увеличению неравенства и ухудшению состояния здоровья, особенно наиболее уязвимых групп населения. Вторая область — это предпринимательская деятельность. Наличие значительной получастной системы, действующей в рамках государственного сектора коррупционным образом, может отрицательно влиять на развитие сильного частного сектора. Частным лицам нередко более выгодно использовать в своих интересах государственные учреждения вместе с медицинским оборудованием и пациентами, которыми они располагают, чем создавать собственные клиники и механизмы для привлечения пациентов. Третьей областью является макроэкономика. Имеются данные о том, что коррупция значительно снижает экономический рост и инвестиции в частный сектор.

Исходя из сказанного, исследование причин, тенденций и мер, направленных на противодействие коррупционным проявлениям в здравоохранении, представляется особенно важным, так как сфера здравоохранения определяет качество жизни людей и создает необходимые условия для развития человеческого капитала.

Для понимания и выявления особенностей коррупционных проявлений в здравоохранении следует определить подходы к категории «коррупция» и особенности ее проявления в здравоохранении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные авторы6 исследуют это понятие с различных точек зрения. Определение «коррупция» имеет несколько разнообразных подходов.

Коррупцией в юридическом понимании считается преступление, связанное с использованием служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпоративных интересах. Чаще всего такой интерес сводится к получению незаконных доходов, а правонарушения или преступления сводятся к тем или иным вариантам получения или дачи взяток, а также к подкупу должностных лиц. Transparency International

5Наумов Ю. Г., Максимов В. К. Проблемы формирования статистической информации о состоянии борьбы органов внутренних дел с преступлениями коррупционной направленности с 1990 по 2009 гг. URL: http://zhenilo.narod.ru/main/ ips/2010_table_contents. pdf.

44 —-

определяет коррупцию как «злоупотребление вверенными полномочиями в целях достижения личной выгоды».

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Коррупцией в экономическом понимании считается деятельность должностных лиц государственного или муниципального управления и частного бизнеса, приносящая финансовые потери и потери других ресурсов для государства, местных сообществ, бизнеса, для развития отраслей и экономики страны в целом, а также в некоторых случаях — для развития социальной сферы.

Известно также понимание коррупции с позиций управления. К коррупции в таком понимании чаще всего относится нарушение или разрушение нормативного, описанного в Конституции РФ, законах и других нормативных документах государственного или муниципального управления, нередко приводящее к системной неэффективности управления в результате того, что личные или корпоративные интересы начинают доминировать над государственными и общественными. При таком понимании коррупции она не обязательно связывается с совершением преступлений, достаточным признаком коррупции является неэффективность действий должностных лиц для решений государственных или общественных проблем.

Исследуя различные подходы к сущности данной категории, коррупцию в здравоохранении можно определить как признание коррупционными любых действий, нарушающих нормативное регулирование и развитие сферы здравоохранения, посредством использования публичных возможностей для реализации личных или корпоративных интересов в ущерб общественным.

Важным является вопрос измерения коррупции в здравоохранении с учетом форм ее проявления. Можно выделить несколько наиболее типичных форм коррупции в здравоохранении.

Коррупция в сфере государственных закупок. Основополагающим нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Закон, несмотря на его несовершенство, определяет, что государственные закупки — это функционально ориентированный элемент экономической безопасности, встроенный в механизм бюджетного сектора экономики. Экономическая безопасность здесь определяется в совокупности следующих факторов: в целевом использовании бюджетных средств, в эффективном их расходовании, в качестве поставляемых товаров и услуг при государственных закупках, в полном использовании механизма конкуренции при выборе поставщиков, а в целом — в противодействии коррупционным угрозам. В здравоохранении получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для медицинских услуг. Также расходы включают значительные затраты на приобретение дорогостоящего оборудования.

Примерами проявлений коррупции данного вида в здравоохранении являются возбужденные уголовные дела по факту ограничения конкуренции в связи с проводимыми Минздравсоцразвития России аукционами на поставки лекарств. Так, при проведении в 2008—2009 гг. Минздравсоцразвития России аукционов руководители ряда коммерческих организаций, осуществляющих поставки препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, незаконно осуществили согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. В результате фактически произошел раздел фармацевтического рынка и сферы государственных закупок лекарств. Так, в 2008—2009 гг министерством было заключено 164 государственных контракта на сумму 66,3 млрд руб., из них 127 контрактов на сумму 61 млрд руб. — лишь с 6 поставщиками, в соответствии с этим было принято решение о возбуждении уголовного дела по ст. 178 УК РФ (недопущение, ограничение или устранение конкуренции). Выявленные нарушения привели к поддержанию монопольно высоких цен на торгах, в результате федеральному бюджету был причинен ущерб на сумму около 3,4 млрд руб.

Очень показателен пример коррупции, когда Президент РФ Д. А. Медведев обратил внимание на цену на томографы. По оценке специалистов, только на этом российский бюджет потерял 3,5 млрд руб. По результатам прокурорской проверки

— 45

закупок медицинского оборудования возбуждено 17 уголовных дел. 10 августа 2010 г. Президент РФ Д. А. Медведев поручил Генеральной прокуратуре и Следственному комитету при прокуратуре РФ расследовать факты закупки по завышенным ценам медицинской техники для государственных нужд. Согласно докладу К. Чуйченко о проведенной проверке, при государственных закупках 170 томографов примерно на 7,5 млрд руб. их стоимость в некоторых регионах в 2—3 раза превышала цены производителей7.

Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение. Это происходит как на государственном уровне, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Не имеет аналогов в новейшей истории дело Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В августе 2009 г. на скамье подсудимых оказались 11 чел. По данным следствия, в 2005—2006 гг. руководство фонда получило в виде взяток с фармацевтических компаний и региональных фондов медицинского страхования 27 млн руб. В 2005 г. государство утвердило программу дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), в соответствии с которой бюджет ФФОМС увеличился до 86,5 млрд руб. Распределение этих средств по регионам было строго регламентировано. Однако бюджет ФФОМС предусматривал статьи «Нормированный страховой запас» и «Страховой резерв», предназначенные для выравнивания финансовых условий отдельных ТФОМС путем перечисления им денег сверх запланированного бюджета — субвенций. Величина страхового запаса в 2005 г. составила 4,085 млрд руб., страхового резерва — 4,82 млрд руб.

Показателен пример, когда в рамках данного расследования прокуратура Воронежской области возбудила уголовное дело по факту нецелевого расходования ТФОМС 82 млн руб. Уголовное дело возбуждено по статье УК РФ «О расходовании средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации в особо крупном размере». Согласно данным проверки, из средств, предназначенных на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования 2005 г., управлением ТФОМС по Воронежской области израсходовано около 82 800тыс. руб. на оплату медицинской помощи, оказанной лечебно-профилактическими учреждениями

7 URL: http://www.map .by/news/abroad/news_ic_artides_ 118_

неработающему населению в 2004 г При этом бюджет на 2005 г., принятый Воронежской областной Думой, не предусматривал финансирования этого вида услуг неработающему населению. А нецелевое использование средств повлекло недофинансирование оплат медицинских услуг населению на эту сумму в 2005 г.

За получение листка временной нетрудоспособности и различных справок. Вымогательство за получение листка временной нетрудоспособности, справок о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры и т. п.

За качественное проведение операции пациенту. После проведения проверки возбуждено уголовное дело в отношении врача — хирурга одной из больниц Калининграда. В ходе расследования установлено 30 фактов получения врачом взяток в сумме от 15 тыс. до 35 тыс. руб. за проведение операций, которые оплачиваются из средств государственного медицинского страхования.

Вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно. В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов. Возбуждено уголовное дело по факту незаконного получения денег от пациентов за имплантацию коронарных стентов в Федеральном научном центре трансплантологии и искусственных органов им. В. И. Шумакова (ФНЦТИО). По данным расследования, система поборов с пациентов была четко отлажена с 2006 г. Схема выглядела так: пациентам лечебного учреждения бесплатно имплантировали один стент, а другие они оплачивали из собственного кармана. Стоимость одного стента варьировалась от 30 тыс. до 100 тыс. руб.

Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов.

Безусловно, авторами рассмотрены не все виды коррупции в сфере здравоохранения, однако более важным представляется вопрос ее измерения и в соот-

ветствии с этим создания комплексной системы мер противодействия в системе здравоохранения. Коррупция в здравоохранении как социальный процесс носит латентный характер, и нейтрализация может начинаться с определения признаков и показателей, которые могут свидетельствовать о криминализации данной сферы. Представляется возможным измерять уровень коррупции в сфере здравоохранения с использованием следующих подходов.

Принимая во внимание цену, которую государство уплачивает за определенные товары и услуги, можно сравнить ее с соответствующей ценой, применимой на частном рынке или в других странах. Завышенная цена может послужить индикатором коррупции или наличия неэффективной системы закупок товаров для государственных нужд, в то время как эффективное снабжение (закупки, отражающие соотношение цены и качества) в большинстве случаев подразумевает относительно чистые закупки.

Можно также сконцентрироваться на таких индикаторах управления, которые имеют тенденцию коррелировать с уровнем коррупции на национальном уровне. Такими индикаторами, например, могут быть государственные расходы на здравоохранение в процентном соотношении к ВВП, так как они имеют первостепенное значение для населения.

В сфере здравоохранения вполне применим индекс коррупционной пораженности населения (!€) — показатель коррупционной пораженности социума, характеризующийся числом лиц, совершивших коррупционные правонарушения, выявленных в течение определенного периода на определенной территории в расчете на 100 тыс. чел. населения, проживающего на данной территории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассчитывается по формуле: 1С тс 105

Рассчитывается по формуле:

/С, = тс

м

где mc — число лиц, выявленных в связи с совершением коррупционных правонарушений за определенный период на определенной территории;

105 — единая расчетная база; N — численность населения, проживающего на данной территории.

Индекс коррупционной пораженности специальный (ICs) — показатель коррупционной пора-женности публичной или непубличной службы, их органов или аппаратов, характеризующийся отношением числа служащих, выявленных в связи с совершением коррупционных правонарушений в течение определенного периода на определенной территории к общему числу служащих таких службы, органа (подразделения органа) или аппарата.

где mcs — число служащих, выявленных в связи с совершением коррупционных правонарушений в течение определенного периода на определенной территории; M — общее число служащих таких службы, органа (подразделения органа) или аппарата. Коррупционная пораженность населения (социума) — интенсивность коррупционных проявлений, характеризующаяся относительными показателями частоты совершения актов коррупции (коэффициент коррупционной пораженности) и коррупционной активности граждан (индекс коррупционной активности) в расчете на определенную численность населения (обычно на 100 тыс. чел.).

Данные показатели характеризуют степень общественной вредности (общественной опасности), объем, интенсивность, структуру, динамику и территориальное распределение коррупционных правонарушений и лиц, их совершивших.

Вопросам предупреждения коррупции в сфере здравоохранения уделяется в последнее время достаточно внимания, однако оценить эффективность данных мер не представляется возможным. В ближайшее время в России предполагается создание единого органа, который займется контролем за предоставлением услуг в здравоохранении и социальной сфере.

Организационные мероприятия, направленные на противодействие коррупции, должны осуществляться на всех уровнях системы здравоохранения: федеральном, субъекта РФ, муниципальном и непосредственно на уровне медицинской организации.

Вместе с тем большая часть антикоррупционных мер, несомненно, должна быть реализована на уровне, максимально приближенном к уровню «врач — пациент». Такими мерами могут быть:

1) разработка механизмов, исключающих возможность оказания платных медицинских услуг медицинскими работниками в обход бухгалтерии (оплаты «из рук в руки»), использования медицинской организации как «прикрытия» для фактически частной практики;

2) эффективное информирование пациентов об их правах и обязанностях, действующем законодательстве, в том числе об установленных гарантированных объемах бесплатной медицинской помощи;

3) введение стимулирующих надбавок к заработной плате медицинского работника, немонети-зированных способов поощрения за информиро-

— 47

вание пациентов, а также за антикоррупционную активность.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что рассмотренные вопросы коррупционной проблематики в сфере здравоохранения, ее особенностей, актов международного и национального права, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, позволяют выработать ряд предложений по совершенствованию специализированных антикоррупционных механизмов в медицине, психосоциальную основу которых составляет стремление субъектов системы здравоохранения, освободившись от коррупционных барьеров, оптимизировать свою функцию. В ближайшее время также будут внесены поправки в КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ, усиливающие административную и уголовную ответственность за нарушения в сфере здравоохранения.

Список литературы

2. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / под ред. В. В. Лунеева. М.: Юрист, 2008.

3. Максимов В. К. Понятие коррупции в международном и российском праве // Право и безопасность. 2002. № 2—3.

4. Наумов Ю. Г., Максимов В. К. Проблемы формирования статистической информации о состоянии борьбы органов внутренних дел с преступлениями коррупционной направленности с 1990 по 2009 гг. URL: http://zhenilo. narod.ru/ 2010_table_of_contents.pdf.

5. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / пер. с англ. М.: Логос, 2010.

6. Смирнов В. Л. Коррупция в системе теневых процессов современной России // Научные труды Международной академии менеджмента. Вып. 5. 2009.

7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

8. Тихомиров А. В. Коррупция в здравоохранении // Главный врач: хозяйство и право. 2009. № 6.

25 апреля 2011 г. в Марриотт Гранд Отеле (г. Москва, ул. Тверская, 26) Ассоциация российских банков, Банк России, Федеральная служба по финансовому мониторингу при участии Государственной Думы РФ и международных организаций проводят

IX Международную научно-практическую конференцию «Мировые тенденции развития системы ПОД\ФТ и их реализация в России».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ассоциация российских банков в своей работе уделяет большое внимание вопросам противодействия отмыванию преступных доходов в банковской системе: регулярно проводятся семинары, круглые столы, активно работает профильный комитет АРБ. Но, несомненно, ключевое значение имеет ежегодная конференция по вопросам ПОД/ФТ, проводимая АРБ уже девятый год подряд.

Официальные спонсоры мероприятия — Банк ВТБ и Росбанк.

Спонсор — компания Теменос Мидл Ист Лимитед и партнер мероприятия компания Доу Джонс

Информационный партнёр — Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

Росбанк

Словом «коррупция» в нашей стране давно уже никого не удивить. Многочисленные сообщения о том, что коррупция проникла во все сферы общественной жизни, политику, экономику, а особенно – на государственную службу — стали обыденными и привычными для россиян. И только с одним страшно и тяжело смириться – понятие «коррупция» стало привычным и для медицины.

Коррупционная зараза проникла практически во все отрасли медицины – это признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам — коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Неуклонно растет число возбужденных уголовных дел. Если в 1999 году, по данным МВД, было выявлено 5538 преступлений, в 2000 году — 6348, в 2002-м — 7537, а в 2004-м — 6429 преступлений, то уже в 2008 году — уже более 12000 преступлений. Растет и сумма причиненного материального ущерба. В 2003 году ущерб составлял более 180 млн. рублей, в 2004 году — 174 млн. рублей, а за 6 месяцев 2008 года — почти 820 млн. рублей.

Но это только цифры. А за ними стоят тысячи человеческих жизней. Обогащение за счет здоровья пациентов, поддельные справки, растрата бюджетных средств, выделенных на закупку лекарств нуждающимся, лучшие места в больнице для «блатных», особое отношение к «платным пациентам» и скотское – к «простым смертным», частные клиники, удобно расположившиеся на базе государственных больниц – все это коррупция на крови, самая безбожная из всех видов коррупции.

В некоторых случаях коррупция стала единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного у правления и снижает возможности экономического роста страны. Говоря юридическим языком, коррупция в здравоохранении приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

Страшнее взятки

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод – коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации. Допустимы ли подобные факты? Кто должен нести ответственность за отсутствие контроля за соблюдением правил, подбором персонала и хранением бланков рецептов?

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил.

И все же взятки

Ниже приведены наиболее распространенные виды взяток:

— За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

— За качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов.

— За подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего — побоев и иных телесных повреждений)

— За выписку «нужного» рецепта.

— За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений.

— За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, — за продление нахождения пациента в больнице.

— За выдачу «нужных» справок о психическом состоянии пациента.

Продается Ваше здоровье

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в целом.

Платная медицина – рассадник коррупции?

В последнее время люди стали все больше обращаться в частные клиники, с надеждой на то, что там работаю специалисты, которые действительно смогут им помочь. Ведь за эту помощь они платят деньги, и, причем, не малые. А что на самом деле? Деньги-то мы платим, а обслуживание получаем такое же, как и в обычных поликлиниках, а может и хуже. А почему так происходит? Во-первых, оценить качество предоставляемой в данном случае услуги компетентно, Вы не в состоянии (ведь Вы же не врач, посему не можете судить). Поэтому и бытует мнение в народе, дескать «Вы, конечно, можете и не платить, если результат лечения и состояние Вашего здоровья Вас не волнует». Именно поэтому, оценив навскидку уровень платежеспособности пациента, врач уже примерно прикидывает смету, на которую сможет его «выдоить», и как говорится, слава Богу, если в итоге проведения всевозможных ненужных анализов и обследований, будет выявлено действительное заболевание и назначено соответствующее лечение. Во-вторых — все дело в том, что частные клиники находятся под защитой и покровительством тех, кто призван отзывать у них лицензии. Платная медицина – это настоящий бизнес, на котором зарабатываются огромные деньги. И тем, кто эти деньги зарабатывает не жалко дать чиновнику в министерстве здравоохранения «на лапу», чтобы он не посылал в его больницу проверки. Поэтому-то и закрывают глаза на нарушения всех правил все те, кому положено наказывать непрофессионалов. Получается, что, приходя в частную больницу и отдавая деньги за услуги, мы рискуем не только не вылечиться, но и пострадать еще сильнее. И после этого мы не сможем доказать, что мы пострадали, так как все эксперты, даже самые независимые, будут в один голос утверждать, что все хорошо. Именно поэтому, когда ведется речь о коррупции, в частности в медицине, сложно ограничиться однобокими решениями – прекратить давать врачам взятки (благодарить), искоренить частную (платную) медицину и прочими подобными мерами, так как это всего лишь следствие. К данной проблеме стоит подходить более глобально, то есть принимать самые кардинальные меры, выражаясь медицинским термином – использовать исключительно «оперативное вмешательство», так как компрессы и горчичники в данном случае неэффективны. Ведь здравоохранение – это одна из самых важных сфер и коррупция, которая поглотила и полностью вжилась в систему, должна быть полностью искоренена самым радикальным способом.

Одна показательная история в сети поликлинник «Семейный доктор»

Почему врач обманывает со счетами, стремится выжать как можно больше денег из пациента? Кто его прикрывает?..

Форум Коррупция в медицине

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *