Критерии оценки работы медицинского персонала

Управление качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения

2.4 Управление качеством текущих процессов на уровне среднего медицинского персонала

Главную роль в управлении качеством сестринской помощи играет управление качеством текущих процессов на уровне среднего медицинского персонала.

Технология внедрения управления качеством текущих процессов

  1. Вовлечение всего руководящего состава лечебно-профилактического учреждения в процесс. Первым шагом будет их обучение (главный врач, заведующий отделением, главная медицинская сестра, старшая медицинская сестра) новой идеологии бездефектной работы, вопросам управления и контроля текущих процессов.

  2. Издание директивного документа, определяющего роли и задачи главной медицинской сестры, заведующего отделением, старшей медицинской сестры, всего среднего медицинского персонала в процессе улучшения качества медицинской помощи. Этим же документом необходимо создать рабочий орган при главной медицинской сестре, на который должна быть возложена работа по внедрению системы управления качеством и вовлечение всего коллектива в процесс улучшения качества медицинской помощи.

Основные задачи такого рабочего органа:

  • Планирование работы по внедрению системы качества, разработка критериев оценки качества, методики оценки, реализация намеченных мероприятий, анализ их эффективности, дальнейшее совершенствование работы

  • Обучение среднего медицинского персонала современным представлениям о качестве медицинской помощи и методике ее оценки

  • Обучение медицинского персонала технологиям и стандартам, внедряемым в лечебно-профилактическое учреждение с последующим тестированием и оценкой практических навыков

  • Внедрение критериев системы Деминга в работу всего коллектива

  • Разработка методики контроля сестринского процесса, обсуждение ее коллективом, утверждение на уровне руководства лечебно-профилактического учреждения

  • Организация системы контроля качества на рабочих местах с выделением основных элементов сестринского процесса, подлежащего контролю

  • Мониторинг эффективности внедряемой системы управления и контроля качества текущих процессов, разработка мероприятий по ее совершенствованию

Ступени создания системы обеспечения качества сестринской помощи:

  1. Возложите ответственность. Ее должен нести попечительский совет лечебно-профилактического учреждения – Совет медицинских сестер.

  2. Определите объем оказываемой сестринской помощи. Какую помощь оказываете, чем, кем, как она обеспечена.

  3. Идентифицируйте важные аспекты обслуживания. Встречаемые наиболее часто, или выполнение которых подвергает пациента серьезному риску.

  4. Определите индикаторы, имеющие отношение к важным аспектам обслуживания. То, что можно измерить, оценить.

  5. Установите пороговое значение для оценки. Пороговая величина – это уровень податливаемости.

  6. Соберите и сгруппируйте данные по полученным результатам, всем действиям.

  7. Оцените качество.

  8. Предпримите уместные шаги для решения проблемы после ее определения. Организация обучения, вознаграждение, административные изменения, изменение окружающей среды.

  9. Оценка эффективности действий. Сбор и анализ данных.

  10. Распространите информацию по всему лечебно-профилактическому учреждению в рамках борьбы за качество сестринской помощи.

    1. Стандарты сестринской деятельности

Управлять качеством сестринской помощи можно лишь тогда, когда деятельность медицинской сестры изучена, структурирована, нормирована и, следовательно, может быть оценена в соответствии со стандартом. В 1999г. Ассоциация медицинских сестер разработала стандарты практической деятельности медицинской сестры, включив в их состав алгоритм действий для проведения процедуры, цели проведения. Благодаря им медицинская сестра может самостоятельно контролировать свои действия и их результативность. Это позволяет вести контроль качества сестринской помощи на базовом уровне – уровне самоконтроля. В период, пока нет утвержденных стандартов, целесообразно разрабатывать местные стандарты; регламентирующие нормативные требования к выполнению сестринских манипуляций и являющиеся «эталоном» для определения правильности и оценки качества их выполнения.

Существуют различные виды стандартов:

  1. Стандарты структуры — они касаются вопросов регулирования сестринской практики и включают организацию работы служб сестринской помощи, набор персонала, отбор и подготовку кадров, обеспечение необходимым оборудованием и помещениями, а так же все нормативные и юридические требования.

  2. Стандарты процесса – касаются непосредственно действий, выполняемых медицинской сестрой и определяют качество оказываемой сестринской помощь. Стандарты процесса должны разрабатываться для всех процедур и практических мероприятий, проводимых в рамках сестринской практики (алгоритмы манипуляций).

  3. Стандарты (критерии) результатов – описывают реакцию пациентов на планируемую помощь. Стандарты результатов – это ожидаемые изменения в состоянии пациента после практических мероприятий, проведенных медицинской сестрой. Они могут включать определенную долю удовлетворенности результатами оказанной ему помощи.

  4. Стандарты содержания – описывают характер информации, которая должна регистрироваться медицинской сестрой и доводиться до сведения других медицинских работников, а так же просветительскую работу среди пациентов и их близких (например: рекомендации по подготовке к различным видам исследований).

Стандарты оценки качества по профессиональной трудовой деятельности можно разделить на группы:

  1. качество ухода – медицинская сестра систематически оценивает качество и эффективность сестринской практики.

  2. оценка трудовой деятельности – медицинская сестра оценивает свою практику по отношению к стандартам.

  3. образование – медицинская сестра получает знания по сестринской деятельности, поддерживает их на соответствующем уровне.

  4. коллегиальность – медицинская сестра вносит вклад в профессиональное развитие коллег.

  5. этика – все действия медицинской сестры определяются этическим кодексом.

  6. сотрудничество – с пациентом, его родственниками.

  7. научные исследования – использование научных достижений в практике.

  8. использование ресурсов – медицинская сестра принимает во внимание факторы безопасности, эффективности, стоимости оказания помощи.

    1. Экспертная оценка качества работы медицинских сестер

Основные требования к методике экспертной оценки качества работы медицинской сестры

  1. Отражение сути деятельности конкретной категории работника.

  2. Доступность для широкого круга медицинского персонала.

  3. Оценка действия медицинской сестры, направленных на устранении обнаруженных ошибок предшествующим медицинским персоналом.

  4. Минимизация субъективизма оценки и регистрации данных экспертизы.

  5. Наличие возможности количественной оценки качества медицинской помощи.

Экспертная карта

Дата контроля

Фамилия, имя, отчество медицинской сестры

Виды деятельности и максимальное число баллов

ИТОГО баллов

Соблюдение технологии манипуляций и процедур

Соблюдение технологии забора биоматериала для исследования

Соблюдение правил асептики при выполнении процедур

Соблюдение правил предстерили-зационной подготовки материала, инструментов

Иванова А.И.

Оценка проводится по трем параметрам:

Полное выполнение элемента стандарта – 2 балла

Частичное выполнение – 1 балл

Неправильное выполнение элемента (невыполнение) – 0 баллов

Высчитывается средний балл, оценка выносится медицинской сестре в контрольную карту. Высчитывается за определенный промежуток времени:

ИКК (интегральный коэффициент)= число набранных баллов

Идеальное (мах) число баллов

Норма = 1.

Деятельность различных работников может быть рассмотрена как процессы, подлежащие контролю.

Процесс – это серия операций (видов деятельности), которые осуществляются с определенной целью, направленной прямо или косвенно на обслуживание пациента, приводящей к определенному конечному результату. можно определить протяженность любого процесса, выделить главные элементы процесса на всем его протяжении, подлежащие контролю.

Изучая существующее положение дел необходимо задать себе 5 управленческих «почему?»:

  1. Почему то, что делается, вообще делается? Может это делается по старой традиции, как было заведено когда-то?

  2. Почему то, что делается, делается так, как делается?

  3. Почему то, что делается, делается там, где делается?

  4. Почему то, что делается, делается тогда, когда делается?

  5. Почему то, что делается, делается тем, кем делается?

Отвечая на эти вопросы можно выявить ряд проблем в организации деятельности персонала и наметить мероприятия по их устранению.

  1. Необходимо иметь стандарты и разработать документацию по применяемым технологиям. Только они могут быть серьезным инструментом для измерения качества текущих процессов.

ГЛАВА 3.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА БАЗЕ МУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 15»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *