Кто организует всестороннее обеспечение действий насф

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Гущин Г.В. Научный консультант

Настоящая публикация подготовлена на основе «Методических рекомендаций по созданию и применению нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ)», утвержденных МЧС России 31.12.2015 N 2-4-87-62-11.

В решении комплекса задач гражданской обороны важная роль отводится нештатным аварийно-спасательным формированиям (далее — НАСФ). Последние представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР) в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС).

НАСФ создаются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне из числа своих работников.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность НАСФ для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок создания НАСФ, их примерный перечень, организационно-штатная структура, нормы оснащения (табелизации) специальными техникой, оборудованием, снаряжением и материалами утверждены приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999.

НАСФ подразделяются:

по подчиненности (территориальные и организаций);

по численности (отряды, команды, группы, звенья, посты).

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие НАСФ.

Количество и перечень создаваемых НАСФ определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР), возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера и их возможностей по проведению указанных работ.

Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления соответствующих территорий.

Формирования организаций предназначаются для проведения АСДНР в тех организациях, на базе которых они созданы, и подчиняются их руководителям. По решению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления формирования организаций могут привлекаться для ведения АСДНР в других организациях установленным порядком.

Основными задачами НАСФ являются:

— проведение АСДНР и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

— участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

— санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

— участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения.

Применение НАСФ осуществляется по планам гражданской обороны и планам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти и организаций и планам гражданской обороны и защиты населения и планам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов исполнительной власти, субъектов РФ и муниципальных образований, разрабатываемым в установленном порядке.

Финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, осуществляется за счет финансовых средств этих организаций.

Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения соответствующей территории.

Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в НАСФ на период до их призыва (мобилизации). С момента объявления состояния войны, фактического начала военных конфликтов или введения в установленном порядке военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях НАСФ доукомплектовываются невоеннообязанными.

Зачисление граждан в состав НАСФ и назначение их командиров производится приказом руководителя организации.

В формирования могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Для НАСФ сроки приведения в готовность к применению по предназначению не должны превышать: в мирное время — 6 часов, в военное время — 3 часа.

МЧС России и его территориальные органы осуществляют соответствующее нормативное регулирование, координацию деятельности, методическое руководство по созданию, обеспечению готовности и применению НАСФ, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в установленном порядке ведут учет НАСФ и представляют соответствующие сведения в МЧС России в установленном порядке в соответствии с Положением о гражданской обороне в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804, регламентом сбора и обмена информации в области гражданской обороны, утвержденным приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)».

Основанием для ликвидации НАСФ, создание которых предусмотрено законодательством РФ, является прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или снятие с организации категории по гражданской обороне.

Решение о ликвидации НАСФ, создание которых предусмотрено законодательством РФ, принимают создавшие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации по согласованию с органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны соответствующего уровня.

Действия нештатных аварийно-спасательных формирований

При угрозе нападения противника по распоряжению старшего начальника НАСФ приводятся в полную готовность. Полная готовность — это такое состояние НАСФ, при котором они способны организованно в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки.

По решениям соответствующих руководителей организуется вывод в безопасные районы, в заранее установленные районы расположения, территориальных формирований и формирований организаций, содержащихся в повышенной готовности, для подготовки безопасных районов к размещению эвакуируемого населения.

Одновременно приводятся в готовность формирования сельских муниципальных образований, предназначенных для оказания помощи городским муниципальным образованиям (организациям).

С началом рассредоточения и эвакуации населения приводятся в готовность и выводятся в безопасные районы остальные формирования для создания группировки сил гражданской обороны.

Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несет его командир (начальник).

Все формирования создаются для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с их предназначением. Комплектование осуществляется в соответствии с Типовым порядком и схемами организационно-штатной структуры НФГО.

Аварийно-спасательный отряд (команда, группа, звено) — является основным формированием, предназначенным для ведения АСДНР.

Аварийно-спасательный отряд (команда, группа, звено) радиационной, химической и биологической защиты — предназначен для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения (загрязнения) и осуществления мероприятий радиационной, химической и биологической защиты в ходе АСДНР, проведения санитарной обработки личного состава формирований и населения, обеззараживания территорий и сооружений.

Аварийно-спасательная команда механизации работ — предназначена для обеспечения действий формирований на маршрутах выдвижения в очаги поражения и в ходе проведения АСДНР.

Аварийно-спасательная группа инженерной разведки — предназначена для ведения разведки в очагах поражения, зонах катастрофического затопления, районах массового поражения, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения.

Аварийно-спасательная группа радиационной, химической и биологической разведки — предназначена для ведения наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой в районе, обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому заражению (загрязнению).

Аварийно-спасательное звено речной (морской) разведки — предназначено для ведения общей и специальной разведки на водных акваториях и в зонах катастрофического затопления.

Аварийно-спасательное звено разведки на автомобильном транспорте — предназначено для ведения общей и специальной разведки на маршрутах выдвижения, в очагах поражения и в местах размещения формирований и населения.

Пост радиационного и химического наблюдения (подвижный) — предназначен для ведения наблюдения за воздушной и наземной обстановкой на территории объекта и прилегающей к нему местности, а также в местах размещения производственных смен и в исходных районах формирований и населения.

Пожарно-спасательная команда (звено) — предназначена для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения, на объектах АСДНР, в районах массовых лесных пожаров и в местах размещения формирований и населения.

Аварийно-спасательное звено разведки на железнодорожном транспорте — предназначено для ведения общей и специальной разведки на маршрутах движения железнодорожного транспорта и в районах проведения АСДНР (железнодорожные станции, перегоны и т.д.).

Вспомогательная горноспасательная команда — предназначена для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ.

Кроме вышеуказанных формирований в организациях водного транспорта могут создаваться также морские (речные) аварийно-технические команды (группы) и иные формирования, предназначенные для участия в выполнении мероприятий по гражданской обороне и ведения неотложных работ на акваториях, водных путях и прибрежных объектах. Состав и организация этих формирований определяются исходя из местных условий и возможностей.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие формирования.

Нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ)

Аварийно-спасательные формирования являются частью сил гражданской обороны и в обязательном порядке создаются практически на всех уровнях системы ГО. Силы гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации ЧС природного и техногенного характера в мирное время.

Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определены виды аварийно-спасательных формирований, создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации:

I. На постоянной штатной основе — профессиональные аварийно-спасательные формирования.

II. На нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования.

III. На общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования.

Нештатные аварийно-спасательные формирования являются частью сил гражданской обороны.

Федеральным законом «О гражданской обороне» положение о создании нештатных аварийно-спасательных формирований конкретизировано. В статье 9 отмечено, что «организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и поддерживают их в состоянии постоянной готовности».

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются в соответствии с Примерным перечнем создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (Приложение № 1 к приказу МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) НАСФ специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (Приложение № 2 к приказу МЧС России № 999).

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Находясь непосредственно на предприятии (объекте) в составе работающей смены, нештатные аварийно-спасательные формирования могут принять необходимые экстренные меры по сигналам оповещения гражданской обороны, а также по предотвращению или локализации чрезвычайной ситуации на самой ранней стадии такой угрозы и начать аварийно-спасательные и другие неотложные работы еще до прибытия основных сил.

При определении количества нештатных аварийно-спасательных формирований учитывается прогнозируемая обстановка, которая может сложиться в организации (на территории) в мирное и военное время. При этом формирования должны оснащаться современной техникой и оборудованием, быть мобильными и более функциональными.

НАСФ создаются организациями:

— имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их;

— имеющими важное оборонное и экономическое значение;

— представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

— другими организациями из числа своих работников.

Определение перечня организаций, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующих их, а также организаций, представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации ЧС природного и техногенного характера», приказом МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».

Оборонное и экономическое значение организации определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне».

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность НАСФ для решения задач на своих территориях.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.

Основными задачами НАСФ являются:

— проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

— санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

— участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

— обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам охраны общественного порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителями организаций в соответствии с приказом МЧС России № 999 и методическими рекомендациями по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований («Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований». М., 2005) исходя из задач ГО и защиты населения и согласовываются с территориальными органами МЧС России – органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Применение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по планам гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, по планам гражданской обороны и защиты населения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Федеральные органы исполнительной власти исходя из статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в отношении бюджетных организаций, находящихся в их ведении, вправе:

— определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

— организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;

— вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;

— организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

— осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления исходя из статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» на соответствующих территориях вправе:

— определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

— организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;

— вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществлять их учет;

— организовывать планирование применения НАСФ;

— осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.

Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:

— разрабатывают структуру и табели оснащения НАСФ специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

— укомплектовывают НАСФ личным составом, оснащают их специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

— осуществляют подготовку и руководство деятельностью НАСФ;

— осуществляют всестороннее обеспечение применения НАСФ;

— осуществляют планирование и применение НАСФ;

— поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитывается наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб и других подразделений с целью доведения общей численности их личного состава до 7‒10 % от штатной численности работников организации.

МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство и контроль за созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

— по подчиненности: территориальные и организаций;

— по составу, комплектованию специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды;

— по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.

Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении АСДНР на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления соответствующих территорий.

Базой для создания территориальных формирований являются организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, продолжающие работу в военное время на территории, подведомственной органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

Формирования организаций предназначаются для проведения АСДНР в тех организациях, на базе которых они созданы, и подчиняются их руководителям. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления формирования организаций могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ в других организациях в установленном порядке.

Все формирования создаются для ведения и обеспечения АСДНР в соответствии с их предназначением.

Сводная команда (группа) является основным формированием, предназначенным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.

Спасательная команда (группа) предназначается для проведения спасательных работ.

Формирования, создаваемые на базе ремонтных, химических, медицинских, противопожарных, аварийно-технических, транспортных, охранных и иных специализированных организаций, служб, подразделений, предназначаются для осуществления специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий:

— группы инженерной, радиационной, химической и биологической разведки — для ведения разведки в очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения;

— посты радиационного, химического и биологического наблюдения – для наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой;

— команды, группы радиационной, химической и биологической защиты — для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения, проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции личного состава формирований, населения, территорий и сооружений, осуществления радиационного, химического, биологического контроля, а также для локализации и ликвидации вторичных очагов заражения;

— команды и звенья связи — для обеспечения связью руководителей органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;

— медицинские отряды, бригады, санитарные дружины и санитарные посты — для осуществления медицинского, санитарно-эпидемического и биологического контроля, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения (загрязнения), на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными;

— инженерные команды, группы, звенья — для ведения инженерной разведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания (эксплуатации) защитных сооружений;

— аварийно-технические команды — для выполнения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства;

— автомобильные и автотранспортные колонны — для перевозки в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств;

— подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы — для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуации;

— подвижные автозаправочные станции ‒ для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами;

— команды защиты и эвакуации культурных ценностей — для выполнения мероприятий по защите и эвакуации предметов историко-художественного наследия, памятников истории, архитектуры и других культурных ценностей;

— команды и группы охраны общественного порядка — для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения);

— команды защиты животных — для осуществления ветеринарного контроля, специальной обработки пораженных животных, защиты животных, фуража и источников воды, обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;

— команды защиты растений — для осуществления фитопатологического и энтомологического контроля, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства;

— противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья — для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения формирований, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров;

— подвижные пункты питания для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также обеспечения питанием пораженного населения;

— подвижные пункты продовольственного снабжения — для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи;

— подвижные пункты вещевого снабжения — для обеспечения пострадавшего населения и санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью;

— звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов — для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой.

Кроме вышеуказанных формирований, в организациях водного транспорта могут создаваться также морские (речные) аварийно-спасательные команды (группы), предназначенные для ведения АСДНР на акваториях, водных путях и прибрежных объектах. Состав и организация этих формирований определяются исходя из местных условий и возможностей.

В организациях, производящих или использующих аварийно химически опасные вещества (АХОВ), создаются команды (группы) радиационной и химической защиты.

В организациях энергетики, железнодорожного, воздушного транспорта и связи для решения задач гражданской обороны непосредственно в своих организациях, кроме специальных ведомственных формирований, могут создаваться спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические команды, а также другие формирования в зависимости от прогнозируемых чрезвычайных ситуаций и наличия базы.

На угольных, сланцевых и других шахтах создаются горноспасательные команды и команды по обслуживанию убежищ и укрытий, расположенных в горных выработках.

В строительных и строительно-монтажных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не используемых для развертывания территориальных формирований или специальных ведомственных формирований, создаются группы инженерной разведки, команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды взрывных работ.

В жилищно-эксплуатационных организациях городов создаются аварийно-технические команды, звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, посты радиационного, химического и биологического наблюдения, санитарные посты, команды (группы) охраны общественного порядка.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие формирования.

Для НАСФ сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время – 24 часа, военное время – 6 часов.

Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными.

Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.

Основной состав руководителей и специалистов НАСФ, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь, комплектуется аттестованными спасателями.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации при условии, что не менее половины спасателей, непосредственно принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Аттестацию НАСФ и их личного состава осуществляют постоянно действующие территориальные и ведомственные аттестационные комиссии в соответствии с Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.

Аттестованным нештатным аварийно-спасательным формированиям выдаются свидетельства установленного образца на проведение определенных видов аварийно-спасательных работ, а аттестованным членам формирований — удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований при привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации подлежит обязательному бесплатному личному страхованию.

Аттестованные спасатели НАСФ имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению аварийно-спасательных работ подлежат обязательному бесплатному личному страхованию. На них распространяются права, страховые гарантии и льготы, предусмотренные Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» для спасателей нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований.

Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.

Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НАСФ, осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Подготовка НАСФ включает:

1. Обучение по программам подготовки спасателей в учебных центрах и иных образовательных учреждениях в соответствии с Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479.

2. Обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по ГОЧС субъектов Российской Федерации и на курсах ГО муниципальных образований. Руководители формирований могут готовиться в ходе проведения с ними сборов по специальной подготовке. Для каждого такого сбора разрабатывается специальная программа в объеме 36 учебных часов.

3. Обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава НАСФ (20 часов), рекомендуемой МЧС России.

4. Участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

Учет нештатных аварийно-спасательных формирований ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, на базе которых созданы формирования, а также в территориальных органах МЧС России.

Основанием для ликвидации НАСФ, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, является прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для ликвидации которых предназначались указанные формирования.

2. Порядок создания спасательных служб

Спасательные службы представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для выполнения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также первичного жизнеобеспечения населения.

Правовые основы создания и деятельности спасательных служб составляют Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.98 № 28-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 2.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», ежегодные организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы.

Основными задачами спасательных служб являются:

-проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении

военных действий или вследствие этих действий.

-участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

-участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

-обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения и другие.

Применение спасательных служб осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

3. Виды нештатных аварийно-спасательных формирований

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

-по подчиненности: территориальные формирования и формирования организаций;

-по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды;

-по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.

Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления соответствующих территорий.

Базой для создания территориальных формирований являются организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, продолжающие работу в военное время на территории, подведомственной органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

Формирования организаций предназначаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы, и подчиняются их руководителям. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления формирования организаций могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ в других организациях в установленном порядке.

Все формирования создаются для ведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с их предназначением.

Сводная команда (группа) является основным формированием, предназначенным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.

Спасательная команда (группа) предназначается для проведения спасательных работ.

Формирования, создаваемые на базе ремонтных, химических, медицинских, противопожарных, аварийно-технических, транспортных, охранных и иных специализированных организаций, служб, подразделений предназначаются для осуществления специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий:

группы инженерной, радиационной, химической и биологи ческой разведки — для ведения разведки в очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения;

посты радиационного, химического и биологического наблюдения — для наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой;

команды, группы радиационной, химической и биологической защиты — для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения, проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции личного состава формирований, населения, территорий и сооружений, осуществления радиационного, химического, биологического контроля, а также для локализации и ликвидации вторичных очагов заражения;

команды и звенья связи — для обеспечения связью руководителей органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварий но-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;

медицинские отряды, бригады, санитарные дружины и санитарные посты — для осуществления медицинского, санитарно — эпидемического и биологического контроля, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения (загрязнения), на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными;

инженерные команды, группы, звенья — для ведения инженерной раз ведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания (эксплуатации) защитных сооружений;

аварийно-технические команды — для выполнения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально­энергетического хозяйства;

автомобильные и автотранспортные колонны — для перевозки в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств;

подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы — для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуации;

подвижные автозаправочные станции — для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами;

команды защиты и эвакуации культурных ценностей — для выполнения мероприятий по защите и эвакуации предметов историко — ­художественного наследия, памятников истории, архитектуры и других культурных ценностей;

команды и группы охраны общественного порядка — для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в

загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения);

команды защиты животных — для осуществления ветеринарного контроля, специальной обработки пораженных животных, защиты животных, фуража и источников воды, обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;

команды защиты растений — для осуществления фитопатологического и энтомологического контроля, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства;

противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья — для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения формирований, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров;

подвижные пункты питания — для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также обеспечения питанием пораженного населения;

подвижные пункты продовольственного снабжения — для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи;

подвижные пункты вещевого снабжения — для обеспечения пострадавшего населения и санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью;

звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов — для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой.

Кроме вышеуказанных формирований в организациях водного транспорта могут создаваться также морские (речные) аварийно- спасательные команды (группы), предназначенные для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на акваториях, водных путях и прибрежных объектах. Состав и организация этих формирований определяются исходя из местных условий и возможностей.

В организациях, производящих или использующих аварийно химически опасные вещества (АХОВ), создаются команды (группы) радиационной и химической защиты.

В организациях энергетики, железнодорожного, воздушного транспорта и связи для решения задач гражданской обороны непосредственно в своих организациях, кроме специальных ведомственных формирований могут создаваться спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические команды, а также другие формирования в зависимости от прогнозируемых чрезвычайных ситуаций и наличия базы.

На угольных, сланцевых и других шахтах создаются горноспасательные команды и команды по обслуживанию убежищ и укрытий, расположенных в горных выработках.

В строительных и строительно-монтажных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не используемых для развертывания территориальных формирований или специальных ведомственных формирований, создаются группы инженерной разведки, команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды взрывных работ.

В жилищно-эксплуатационных организациях городов создаются аварийно-технические команды, звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, посты радиационного, химического и биологического наблюдения, санитарные посты, команды (группы) охраны общественного порядка.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие формирования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *