Кто такой малоимущий?

УДК: 349.3

Новохацкая И. П.

к.ю.н.

Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»,

Кручек И. В.

Преподаватель Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»,

г. Симферополь

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МАЛОИМУЩИМ СЕМЬЯМ И МАЛОИМУЩИМ ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩИМ ГРАЖДАНАМ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ

Статья посвящена актуальной теме — государственной поддержке малоимущих семей путем предоставления им, малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, государственной социальной помощи, которая сегодня является одним из основных средств социальной защиты населения от бедности.

В статье вносятся предложения, которые, по мнению авторов, позволят в текущих социально-экономических условиях более полно реализовать цели социальной помощи, в том числе будут способствовать развитию экономической самостоятельности малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, усилению мотивации к активному участию семьи в своем жизнеобеспечении.

Ключевые слова: государственная социальная помощь, малоимущие семьи, одиноко проживающие малоимущие граждане, социальный контракт, среднедушевой доход,

Бедность является одной из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед человечеством в XXI столетии. С данным негативным феноменом в большей или меньшей степени сталкиваются как страны с развитой рыночной экономикой, так и страны, которые относятся к категории развивающихся.

Наверное, нет сегодня вопроса более важного не столько в научном, сколько в практическом смысле, чем вопроса борьбы с бедностью.

Одним из основных средств социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. Осознание необходимости содействия человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, из которой он самостоятельно не находит социально приемлемого выхода, само по себе означает признание социальной помощи в качестве важнейшей общественно значимой деятельности государства, направленной на устранение причин и последствий трудных жизненных ситуаций.

Государственная социальная помощь является неотъемлемой частью правоотношений в сфере социального обеспечения граждан, что гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности права на достойную жизнь граждан в обществе.

В последние годы в нашей стране, как на федеральном, так и на региональном уровне наблюдаются существенные сдвиги в правовом регулировании вопросов социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Однако в текущих социально-экономических условиях это не позволяет в полной мере реализовывать цели социальной помощи.

Нормы Федерального закона «О государственной социальной помощи» определяют социальную помощь как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко

проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров .

Цели государственной социальной помощи сформулированы в ст. 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи»:

— поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

— адресного использования бюджетных средств;

— усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

— создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

— снижения уровня социального неравенства;

— повышения доходов населения .

Д.Е. Кожевников дает следующее понятие государственной социальной помощи: государственная социальная помощь — это вид социального обеспечения, который состоит в предоставлении государством малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации на период нуждаемости денежных выплат и натуральных выдач в целях удовлетворения основных потребностей и доведения их доходов до прожиточного минимума .

По мнению А. В. Рождественского государственная социальная помощь — это форма социального обеспечения граждан, предоставляемая гражданам в целях поддержания уровня жизни малоимущих, создания условий для всеобщей доступности социальных услуг, повышения доходов населения, а также сокращения уровня социального неравенства граждан, для обеспечения их достойной жизнью.

А.В. Рождественский выделяет всего две цели, ради которых создан такой вид социального обеспечения, как государственная социальная помощь — это удовлетворение основных потребностей малоимущих и доведение их доходов до прожиточного минимума .

Примером аналогичных целей, по мнению этого ученого, могут служить: обеспечение основного дохода для всех нуждающихся (ст. 3 Декларации МОТ «О целях и задачах Международной организации труда»), предотвращение нищеты путем восстановления до приемлемых размеров дохода (Рекомендация МОТ «Об обеспечении дохода»), обеспечение достойного уровня и качества жизни населения (Концепция согласованной социальной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества) .

Представляется возможным предположить, что понятие и цели государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, как указанные в законе № 178-ФЗ, так и предложенные юридической наукой, сформулированы без учета особенностей такой разновидности государственной социальной помощи малоимущим, как государственная социальная помощь на основе соцконтракта (далее ГСП на основе соцконтракта).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государство сегодня называет социальный контракт принципиальной формой материальной поддержки семей . Как отмечает И.В. Малофеев, данная форма успешно развивается во многих европейских странах и имеет позитивный опыт вывода из кризиса многих семей и отдельных граждан , но в отечественных реалиях это понятие непривычное для сферы государственной поддержки наиболее слабо защищённых слоёв населения: малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан.

ГСП на основе соцконтракта предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют

среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации .

Основными принципами реализации ГСП на основе соцконтракта являются: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при определении условий социального контракта, целевой характер оказания социальной помощи.

Таким образом, представляется возможным утверждать, что, помимо вышеуказанных целей государственной социальной помощи, ими являются также:

— повышение социальной ответственности граждан;

— ослабление иждивенческих мотивов в поведении;

— усиление мотивации к активному участию семьи в своем жизнеобеспечении, улучшении условий и повышение качества жизни семьи, направленное на рост доходов, прежде всего, от трудовой деятельности;

— создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;

— развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции.

В связи с вышеизложенным, приоритетным направлением воздействия правовой политики в сфере социального обеспечения, должно стать выстраивание гражданского правосознания. Именно на особое значение воспитательной функции правовой политики при проведении реформ вслед за российским мыслителем И.А. Ильиным указывает П.Н. Байматов, замечая, что ни одна реформа невозможна до тех пор, пока не наступит известный сдвиг в правосознании, и всякая реформа, несоразмерная состоянию правосознания населения, может оказаться для него и для государства губительной .

Социальный контракт заключается между членом малоимущей семьи или малоимущим одиноко проживающим гражданином и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации на срок от трёх месяцев до одного года, исходя из содержания программы социальной адаптации.

В социальном контракте должны быть установлены: предмет социального контракта; права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; виды и размер государственной социальной помощи; порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; срок действия социального контракта; порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

Неотъемлемой частью социального контракта является программа социальной адаптации, которая устанавливается на срок действия социального контракта и предусматривает обязательные для реализации следующие мероприятия:

— — поиск работы при посредничестве службы занятости населения, регистрация в качестве безработного, получение государственных услуг в сфере занятости населения (профессиональное обучение, профессиональная ориентация), участие в общественных работах, временной занятости;

— прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

— ведение личного подсобного хозяйства; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

— осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации .

Представляется, что социальный контракт и программа социальной адаптации содержат мероприятия, которые по своему функционалу входят в компетенцию социальных служб: органов социальной защиты, государственной службы занятости, и не могут быть признаны достаточными для развития экономической самостоятельности семьи и создания условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции.

По нашему мнению, вышеуказанные цели государственной социальной помощи, в том числе на основе социального контракта, могут считаться достигнутыми тогда, когда малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин преодолевают бедность и в дальнейшем за материальной поддержкой не обращаются. Но это означает и то, что, в результате выполнения условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации такому гражданину или семье должны быть созданы условия для получения в будущем социально обеспечительных предоставлений в рамках существующих организационно-правовых форм социального обеспечения и в первую очередь в рамках обязательного социального страхования.

Представляется, что такие условия будут созданы в случае, если малоимущий гражданин или трудоспособные члены малоимущей семьи будут заняты общественно полезной деятельностью: работать по трудовому договору, по гражданскому договору, осуществлять индивидуальную деятельность.

В первом случае они в силу правового статуса наемного работника будут являться застрахованными лицами по всем видам страхования системы обязательного социального страхования. Во втором случае к категории застрахованных лиц они будут отнесены при условии уплаты страховых взносов на добровольной основе.

Таким образом, проблема социальной адаптации малоимущей семьи или одиноко проживающего малоимущего гражданина приобретает межведомственный характер, и ставит вопрос о необходимости, по меньшей мере, включения в социальный контракт и программу социальной адаптации мероприятий по легализации получателей ГСП на основе соцконтракта как индивидуальных предпринимателей, а также по информационному и консультационному их сопровождению по вопросам организации предпринимательской деятельности и написанию бизнес-плана.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке нормативных актов и принятии управленческих решений по вопросу предоставления ГСП на основе соцконтракта рекомендовать органам Государственной службы занятости, Федеральной налоговой службы, исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований, общественным организациям в субъекте Российской Федерации считать обязательным обеспечивать сотрудничество с органами социальной защиты в целях подготовки, заключения и содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Литература

1. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. — 1999. — № 29 — Ст. 3699.

2. Закон Республики Крым от 27 ноября 2014 № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым. — № 5 ч.1, 2014, ст. 439;

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» // СЗ РФ. — 2014. — № 35 — Ст.4811.

4. Постановление Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года № 612 «О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Агашев Д.В. «О понятии и структуре организационно-правовой формы в контексте системы отрасли права социального обеспечения / Д.В.Агашев // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2014, №3. — С. 89-103.

6. Байматов П.Н. О некоторых элементах конституционно-правового механизма реализации права граждан РФ на социальное обеспечение / П.Н. Байматов // «Российский юридический журнал». — 2014, № 6. — С. 129-138.

9. Прокофьева Л.М., Овчарова Л.Н и др. Социальный контракт — новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации» / Л.М.Прокофьева, Л.Н. Овчарова и др. // Аналитический вестник Совета Федерации. — 2012. — № 8 (394). — С. 284-297

10. Рождественский А.В. Государственное регулирование социальной сферы. — Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. — 231 с.

Согласно законодательства РФ семья признается малообеспеченной в случае, если общий средний доход всех лиц проживающих в ней, включая детей, меньше уровня прожиточного минимума.

Далее мы поговорим как получить с справку о малоимущей семье в МФЦ, и какие документы для этого нужны.

Какой доход у малоимущей семьи должен быть

Консультация юриста бесплатно

Чтобы определить, попадает ли ваша семья под категорию малоимущих, нужно знать какой доход должен быть в 2018 году, алгоритм расчета прост, складываем сумму официальных денежных поступлений в бюджет от всех членов, и делим на количество человек включая детей.

Общий доход семьи складывается их всех поступлений в ее бюджет за последние 3 месяца:

  1. зарплаты (официальные)
  2. начисления с банковских депозитов и вкладов
  3. поступления от сдачи в аренду жилья и другого имущества
  4. пенсия
  5. степендия
  6. гонорар
  7. алименты на детей
  8. другие льготы и пособия

На 2018 год Правительство установило средний размер прожиточного минимума по РФ — 10701 рубль, если полученная сумма будет меньше, то вы вправе обратиться в МФЦ для получения статуса малоимущей семьи.

При расчетах стоит учесть, что семьей согласно закона признается лицо или группа лиц, постоянно зарегистрированные на одной жилой площади, занимаются совместным хозяйством, включая родителей, детей, бабушек, дедушек, матерей и отцов одиночек, с усыновленными, удочеренными детьми, и т.д.

Пример расчета дохода малоимущей семьи:

  • отец заработная плата — 10 000 рублей
  • мать заработная плата — 8 000 тысяч рублей
  • дедушка пенсия — 3 000 рублей
  • дочь стипендия — 1 500 рублей

Так, как проживает 4 человека, средний доход на одного составляет 22 500 : 4 = 5 625 рублей, что меньше прожиточного минимума.

Вывод: такая семья имеет право на пособия и льготы положенные малоимущим.

Стоит учесть, что мы проводили расчеты исходя из среднего минимума по России, для каждого региона устанавливается отдельный уровень, в таблице ниже представлены только некоторые регионы, более подробную информацию уточняйте у специалиста МФЦ.

Город Прожиточный минимум
Москва и московска область 16426 рублей
Санкт-Петербург 10449 рублей
Республика Крым и Севастополь 9994 рубля
Владивосток 12456 рублей
Самара 9964 рубля
Екатеринбург 9973 рубля
Ростов-на-Дону 9420 рублей
Архангельск 12011 рублей
Улан-Удэ 9875 рублей
Воронеж 8581 рублей

Как получить статус малоимущей семьи в МФЦ: пошаговая инструкция

Чтобы оформить справку о малоимущей семье через МФЦ, необходимо записаться на прием по телефонам единой справочной.

Если регионе проживания многофункциональные центры не осуществляют предварительную запись, стоит приехать в ближайшее отделение, обратиться к администратору и взять талон электронной очереди.

Перед тем, как статьи малоимущим, нужно подготовить пакет необходимых документов и справок.

Какие документы и справки нужны для малоимущей семьи

Дождавшись своей очереди, попадете на прием к специалисту, он выдаст бланк заявления, которое необходимо заполнить по образцу, так же Вам необходимо передать следующие документы:

  • Паспорт от заявителя и копии всех членов семьи, детям до 14 лет свидетельство о рождении (копии можно сделать на месте в МФЦ).
  • Свидетельство о браке или его расторжении
  • Справки о доходах за последние три месяца (с работы, выписки из пенсионного фонда, о стипендии с места учебы, для юридических лиц 3-НДФЛ и другие)
  • справку о составе семьи (форма 9) или выписку из домовой книги (можно получить через МФЦ)
  • копии трудовых книжек и справок с центров занятости безработным, но дееспособным
  • копия документа о праве собственности на жилье
  • выписки из ЕГРН на всех членов семьи с указанием стоимости и перечня имущества (можно получить в МФЦ)
  • если в семье проживают недееспособные лица, оригинал справки об инвалидности
  • выписка с реквизитами банковского счета заявителя
  • в отдельных случаях могут потребовать индивидуальный номер налогоплательщика.

После того, как специалист примет и проверит все документы, на руки вы получите выписку с номером, по которой можно отследить статус обращения.

Сроки изготовления и действия справки

По закону, срок через который сможете забрать готовую справку в многофункциональном центре составляет 10 рабочих дней, само решение можно узнать через 3 дня.

Справка будет действительна в течении 1 месяца с момента выдачи на руки, конкретная дата будет указана в одной из граф.

Пособия и льготы малоимущим семьям в 2018 году

Поддержка государством семей получивших статус малоимущих заключается в выдаче денежных пособий и бесплатного предоставления различных социально-значимых услуг.

  • Деньги (ежемесячные детские пособия, разовые выплаты, беременным и кормящим мамам, социальная стипендия учащимся)
  • Вещи (медикаменты, бесплатные проездные для детей до 7 лет, комплекты одежды, питание и другие)
  • Льготы и субсидии на оплату коммунальных услуг (только в том случае если траты на услуги ЖКХ превышают 22 процента ежемесячного бюджета семьи)
  • Улучшение жилищных условий (признается отдельно специальной комиссией)
  • Налоговые льготы для индивидуальных предпринимателей не взымаются за регистрацию и закрытие ИП
  • Поступление детей до 20 лет в Вузы без конкурсного отбора
  • Запись в детский сад без очереди(оплата садика со скидками 20 процентов для первого, 50 вторго и 70 третьего ребенка в семье)
  • Бесплатная помощь юристов и адвокатов (перечень адвокатов уточняйте в МФЦ)

Как видете список льгот для малообеспеченных семей достаточно широк, постоянно расширяется и дополняется, более подробную информацию уточняйте у специалиста центра.

Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.

С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода, то есть начиная с 51 года для женщин и 56 лет для мужчин. С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам №1, №2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2019 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.

Для тех, у кого пенсионный возраст с 2019 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии – им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.

Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми – ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Фото с официальной страницы Леонида Юзефовича в Facebook

Установку памятной доски генералу Белой армии Владимиру Каппелю в Ульяновске ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ обсудил с писателем Леонидом ЮЗЕФОВИЧЕМ, автором документально-художественных произведений о Гражданской войне.

– Леонид Абрамович, установка памятной доски Каппелю на улице Тухачевского в городе Ульянова-Ленина – это знак национального примирения или безвкусная эклектика нашего политического стиля?

– Я не думаю, что это знак примирения. Примирение – вообще проблематично. Но должно существовать все. И то, что эта доска открыта на улице Тухачевского в городе Ульяновске – кстати, я думаю, он не всегда будет Ульяновском, когда-нибудь он опять станет Симбирском, – мне это нравится. Тем более что в последнее время открытие памятных знаков в честь деятелей Белого движения вызывает какую-то непонятную для меня реакцию. Все-таки прошло сто лет. В моей родной Перми мы собирались установить памятную доску на лазарете, который был открыт генералом Пепеляевым (герой книги Юзефовича «Зимняя дорога». – «НГР») и его женой, где лечили не только белых, но и пленных красных. Вначале это было воспринято очень хорошо, а прошло уже два года – и я чувствую, что в современной ситуации эта доска не будет открыта. То, что власти Ульяновска взяли на себя смелость и санкционировали открытие доски Каппелю, мне очень нравится.

– Вы предполагаете, что Ульяновск не всегда будет носить это имя. А улица Тухачевского?

– Я вообще считаю, что старые улицы надо делить на две части. В Перми есть длинная улица Ленина. Часть ее существовала до революции, а часть построена в советское время. Я думаю, ее надо поделить надвое, и та часть, которая была построена в советское время, пусть остается улицей Ленина. А старую – переименовать в Покровскую. Я не вижу ничего ужасного, если эта улица (в Ульяновске. – «НГР») будет носить имя Тухачевского.

– И при этом будет почитаться память его противника?

– Да. А почему нет?

– То есть это означает примирение?

– Это не означает примирения. Это означает учет всех составляющих нашей истории. Не надо никого вычеркивать! На памятнике Колчаку, который стоит на месте его расстрела, авторства скульптора Клыкова, изображены красноармеец и белогвардеец. Просто эстетически сделано так, что мне это не нравится. Но против самой идеи я ничего не имею.

– В торжественной церемонии в Ульяновске принимало участие православное духовенство. В частности, протоиерей Димитрий Смирнов дал понять, что это символическая победа над Ульяновым-Лениным. Как вам кажется, получается ли у церкви выступать в миротворческой роли?

– В целом не удается. Если кто-то воспринимает это как победу, я не считаю, что это хорошо. Другой пример – совсем недавно в Якутии под эгидой православной церкви произошло знаковое событие: туда пригласили потомков белого генерала Пепеляева и потомков противостоявшего ему красного командира Ивана Строда (Пепеляев и Строд – герои книги «Зимняя дорога». – «НГР»). Туда приехали внучка и правнук Строда и внук и правнук Пепеляева. Они вместе присутствовали на молебне. Вели себя, как нормальные люди. Проходило это, кажется, под эгидой Императорского православного палестинского общества. Там совершенно не утверждалось, что это какая-то победа… Повесили доску Каппелю – победа, облили доску Колчаку в Петербурге – победа… Нужно уходить от этого слова. Замечательно сказал Фазиль Искандер: «В слове «победа» мне слышится торжествующий топот дураков». Непродуктивно оценивать наше отношение к событиям столетней давности как победу или поражение. Ведь мы, теперешние, не побеждаем и не проигрываем, мы лишь меняем свое отношение к тем событиям исходя из современной ситуации в обществе. Сейчас наши симпатии, и мои тоже, склоняются скорее на сторону красных, но я отдаю себе отчет, что если, допустим, к власти придет КПРФ, то мы опять начнем симпатизировать белым.

– Ваше творчество посвящено во многом Сибири, Забайкалью. Как вы думаете, проблема Гражданской войны – это проблема только русских и православных или другие религии и народы России также вовлечены в этот исторический спор?

– В Якутии есть сторонники и красных, и белых. Там Строд остается героем, да и к Пепеляеву хорошо относятся. Что касается Бурятии, то там все как в России. Были бурятские казаки, воевавшие на стороне атамана Семенова, были и красные буряты. Мне ничего не известно о том, чтобы буддийская община выступала в какой-то примиряющей роли. Хотя недавно вышел документальный фильм Дарьи Хреновой о бароне Унгерне, он называется «Последний поход барона», и там есть длинный монолог настоятеля Тамчинского дацана, его еще называют Гусиноозерским. На этой территории как раз проходили бои Унгерна с красными частями в 1921 году. Этот лама произнес совершенно замечательную речь о понимании им и тех и других. И в православной церкви, и в буддистском сообществе есть сторонники как белого реванша, так и не то чтобы примирения – забвения…

– Последний вопрос, тоже связанный с одним из персонажей ваших книг: а если бы барону Унгерну поставили памятник?

– Если бы памятник Унгерну появился в России, это было бы неправильно, потому что для России он ничего хорошего не сделал. Но если такой памятник появится в Монголии, я буду за. Для Монголии он сделал очень многое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *