Кто такой помощник судьи

Должностной регламент помощника судьи

ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ
федерального государственного гражданского служащего,
замещающего в Королёвском городском суде Московской области
должность федеральной государственной гражданской службы помощника судьи
1. Общие положения
1.1. Должность помощника судьи Королёвского городского суда Московской области (помощник судьи) в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы относится к ведущей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «помощники (советники)».
1.2. Помощник судьи назначается на должность приказом председателя суда на срок исполнения полномочий судьи и освобождается от должности приказом председателя Королёвского городского суда Московской области.
1.3 Помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, а также председателю суда, заместителю председателя суда.
1.4. На период временного отсутствия помощника судьи его может замещать начальник отдела обеспечения судопроизводства и кадров, начальник общего отдела (по указанию председателя суда).
На помощника судьи, согласно распределению обязанностей между сотрудниками аппарата суда, может быть возложено исполнение обязанностей, выполняемых начальниками отделов, секретарем судебного заседания, секретарем суда, консультантом, главным специалистом суда, ведущим специалистом суда, в случае их отсутствия.
Помощник судьи в своей служебной деятельности руководствуется:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральными конституционными законами и федеральными законами;
указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ;
постановлениями Верховного Суда РФ;
постановлениями Совета Судей РФ;
нормативными правовыми актами Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
положениями, инструкциями, методическим рекомендациями;
приказами, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателя Королёвского городского суда;
настоящим должностным регламентом.
2. Квалификационные требования
2.1. Лица, претендующие на замещение должностей гражданской службы «помощник судьи», должны иметь высшее юридическое образование и соответствовать квалификационным требованиям, предусмотренным статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации.
2.2. Помощник судьи должен иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по юридической специальности в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».
2.3. В соответствии с разделом V Таблицы соответствия классных чинов юстиции государственным должностям Российской Федерации и должностям федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной регистрационной службе, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1554 должности гражданской службы «помощник судьи» соответствует классный чин юстиции: советник юстиции 3 класса.
2.4. Помощник судьи должен знать и уметь применять на практике:
Конституцию Российской Федерации;
Федеральные конституционные законы (в том числе Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», федеральные законы (в том числе Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законы, направленные на осуществление правосудия, постановления (определения) Конституционного Суда Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, постановления Совета судей Российской Федерации, акты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность федеральных судов общей юрисдикции и особенности прохождения государственной гражданской службы;
Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденную приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
порядок работы со служебной информацией;
основы ведения судебного делопроизводства и судебной статистики;
общие принципы служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих;
нормы и правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности;
правила поведения работников аппарата суда;
правила внутреннего трудового распорядка;
порядок размещения информации о деятельности суда и текстов судебных актов на интернет-сайте суда;
локальные акты суда;
настоящий Должностной регламент;
иные нормативные правовые документы, регулирующие деятельность суда.
2.5. Помощник судьи должен уметь:
эффективно и последовательно организовать работу по направлениям своей деятельности;
обобщать и анализировать поступающую информацию;
работать с законодательными и нормативными правовыми актами, применять их на практике;
разрабатывать план конкретных действий;
оперативно принимать и осуществлять принятые решения;
адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;
взаимодействовать с работниками структурных подразделений суда для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
правильно распределять рабочее время;
владеть приемами межличностных отношений;
владеть навыками работы с подсистемами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по направлениям деятельности;
пользоваться компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением;
анализировать и обобщать информацию.
2.6. Помощник судьи должен обладать следующими навыками в объеме, необходимом для исполнения своих должностных обязанностей:
работа в конкретной сфере деятельности;
ведение деловых переговоров;
составление деловых писем;
владение компьютерной техникой;
владение необходимым программным обеспечением;
систематически повышать свою квалификацию;
соблюдать исполнительскую дисциплину.
3. Должностные обязанности помощника судьи
3.1. Обязанности помощника судьи как гражданского служащего определены ст.15 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
3.2. Помощник судьи обязан:
соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, приказы и распоряжения председателя суда;
соблюдать общие принципы служебного поведения, утвержденные ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», Указом Президента РФ от 16.07.2009 года №814;
своевременно и качественно исполнять поручения председателя суда, судьи, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
исполнять должностные обязанности в соответствии с настоящим Регламентом на высоком профессиональном уровне;
соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
соблюдать внутренний трудовой распорядок суда;
не разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
взаимодействовать с работниками подразделений суда для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены законодательством РФ, правилами поведения работников аппаратов судов, утвержденными постановлением Совета судей РФ от 27.04.2006 года №156;
соблюдать установленные правила предоставления служебной информации;
уметь пользоваться компьютером и оргтехникой.
Основные обязанности помощника судьи:
проверка оформления гражданских, уголовных дел (оконченных производством и отложенных) и материалов перед их сдачей в общий отдел в соответствии с п.7.9 Инструкции по судебному делопроизводству
публикация судебных актов (разрешенных к публикации) на сайте суда при помощи модуля «Банк судебных решений» в соответствии с п.п. 7.13-7.19 Инструкции по судебному делопроизводству для гражданских дел — не позднее следующего дня после изготовления судебного акта в окончательной форме; для уголовных дел – на следующий день после вступления судебного постановления в законную силу
предоставление в конце рабочего дня либо до 10.00 следующего рабочего дня после судебного заседания начальнику и заместителю начальника общего отдела списков дел, рассмотренных судьей, с резолюцией судьи
осуществление приема граждан согласно графику, утвержденному председателем суда
оказание помощи судье в организации подготовки и проведения судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия
изучение поступивших на рассмотрение судье дел (материалов), жалоб в рамках уголовного процесса, заявлений (исковых заявлений), жалоб — в рамках гражданского процесса, административных материалов и подготовка предложений судье о совершении действий, предусмотренных процессуальным законодательством и Инструкцией по судебному делопроизводству, на стадии подготовки дела (материала) к судебному разбирательству
осуществляет контроль и ведет переписку с экспертными учреждениями по делам, направленным для производства судебных экспертиз
проверка поступивших апелляционных жалоб (представлений) на соответствие требованиям действующего законодательства, доклад судье заключения по проверенной жалобе (представлению)
контроль получения адресатами почтовых отправлений с судебными актами, судебными повестками, исковыми заявлениями и приложенными к нему копиями, доклад судье о возврате указанных почтовых отправлений без вручения адресату
осуществление подбора законодательства и иных нормативных правовых актов, материалов судебной практики, необходимых для рассмотрения дела
подготовка проектов судебных постановлений по делу
оказание помощи судье в подготовке ответов на обращения и запросы, поступающие в адрес судьи, в том числе и в связи с находящимися в его производстве делами
осуществление подбора данных и материалов для обобщений, докладов, выступлений судьи
ведение ПИ «Документооборот»
контроль за секретарем судебного заседания по подготовке и передаче последним текстов СМС-сообщений участникам процесса
предоставление информации по еженедельным, ежемесячным, ежеквартальным и иным отчетам в установленные председателем суда сроки
осуществление контроля за делами, находящимися в производстве судьи
подготовка копий решений по социально значимым делам (не позднее 11.00 каждой пятницы)
организация и контроль за деятельностью секретаря судебного заседания, в том числе за своевременностью изготовления протокола судебного заседания и направления участникам процесса копий судебных постановлений, сроками сдачи судебных дел в общий отдел, сроками обращения к исполнению судебных актов, правильностью оформления судебных дел
выполнение иных поручений судьи, а также председателя суда, связанных с профессиональной деятельностью
4. Полномочия помощника судьи
4.1. Помощник судьи выполняет закрепленные за ним полномочия под руководством, по поручению или по согласованию с судьей.
4.2. В сфере организационно-правового обеспечения деятельности судьи помощник судьи:
оказывает помощь при подготовке заключений по спорным вопросам применения действующего законодательства;
участвует в рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, поступивших в производство судье и в устной (письменной) форме докладывает судье о существе обращения с проектом ответа;
выполняет иные поручения судьи, связанные с рассмотрением дела (материала).
4.3. В сфере информационного обеспечения деятельности судьи помощник судьи:
осуществляет кодификационное обеспечение деятельности судьи;
ведет мониторинг действующего законодательства;
осуществляет поиск информации, необходимой судье для осуществления его полномочий;
готовит информацию о делах, находящихся в производстве судьи;
готовит иную информацию по вопросам, входящим в должностные обязанности помощника судьи;
проводит анализ причин нарушения процессуальных сроков рассмотрения дел судьей;
выполняет иные поручения судьи, связанные с информационным обеспечением его деятельности.
4.4. В сфере документационного обеспечения деятельности судьи помощник судьи:
составляет проекты обобщений, аналитических справок по направлениям деятельности суда, обзоров;
изготавливает проекты процессуальных и иных документов, связанные с осуществлением профессиональной деятельности судьи.
4.5. В сфере обеспечения процессуальной деятельности судьи помощник судьи:
оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;
оказывает помощь судье в подготовке проектов процессуальных документов и проектов судебных актов по делам, находящимся в производстве судьи;
участвует в изучении поступивших на рассмотрение судье заявлений (исковых заявлений) в рамках гражданского судопроизводства, дел (материалов), жалоб в рамках уголовного судопроизводства, дел об административных правонарушениях и жалоб по ним;
вносит предложения судье о совершении действий, предусмотренных процессуальным законодательством и инструкцией по судебному делопроизводству, на стадии подготовки дела (материала) к судебному разбирательству;
готовит в устной (письменной) форме предварительное заключение по заявлению (исковому заявлению) в рамках гражданского судопроизводства, по делу (материалу), жалобе в рамках уголовного судопроизводства, делу об административных правонарушениях, жалобе по нему, находящимся в производстве судьи;
подбирает федеральные законы, иные нормативные правовые акты, материалы судебной практики, необходимые для рассмотрения дел;
составляет проекты процессуальных документов;
выполняет другие функции, связанные с обеспечением процессуальной деятельности судьи.
4.6. Помощник судьи осуществляет иные поручения, связанные с оказанием помощи судье в реализации его полномочий, в том числе:
осуществляет подбор текстов судебных актов, подлежащих опубликованию, а также текстов иных судебных актов, подлежащих размещению в сети Интернет;
деперсонифицирует судебные акты;
участвует в проверке достоверности текстов судебных актов на интернет-сайте с последующим информированием судьи;
выполняет иные поручения судьи, направленные на обеспечение доступа граждан к информации о деятельности суда.
4.7. Выполняет иные поручения, направленные на осуществление судьей как профессиональных, так и процессуальных полномочий, установленных для судьи федеральными конституционными законами и федеральными законами.
5. Права помощника судьи
5.1. Помощник судьи имеет права, предусмотренные статьей 14 Федерального закона о государственной гражданской службе, а также следующие права:
знакомиться с документами, определяющими его должностные обязанности, права и ответственность, критерии оценки качества работы и условиях продвижения по службе;
знакомиться с решениями, принимаемыми судьей, связанными с выполнением помощником должностных обязанностей;
вести переписку с учреждениями и организациями по вопросам, входящим в его должностные обязанности;
получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей, а также вносить предложения по совершенствованию деятельности в рамках своей компетенции;
участвовать в подготовке проектов процессуальных документов в пределах предоставленных полномочий;
получать доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений.
6. Ответственность помощника судьи
Помощник судьи несет персональную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за:
неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, действие или бездействия, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан;
разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
несоблюдение ограничений, запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы;
несоблюдение установленного порядка работы с конфиденциальной информацией;
несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний председателя суда и судьи;
предоставление председателю суда и судье недостоверной, неточной, недостаточной или необъективной информации;
В соответствии со статьей 15 Федерального закона о государственной гражданской службе помощник судьи несет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в случае исполнения им неправомерного поручения.
7. Перечень вопросов, по которым помощник судьи вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения
7.1. В соответствии со своей компетенцией помощник судьи:
принимает решения в соответствии с должностными обязанностями;
подготавливает проекты ответов на запросы и обращения государственных органов, учреждений, организаций, граждан, поступивших в адрес судьи;
осуществляет подбор законов, нормативных правовых актов, материалов по судебной практике;
осуществляет контроль за делами, находящимися в производстве судьи;
осуществляет подготовку материалов для докладов и выступлений, подготовку обобщений судебной практики;
осуществляет контроль и ведет переписку с экспертными учреждениями по делам, направленным для производства судебных экспертиз;
осуществляет организацию и контроль работы секретаря судебного заседания по формированию материалов дела, своевременному направлению лицам, участвующим в деле, повесток, судебных постановлений, и иных документов;
информирует судью о выявленных при исполнении служебных обязанностей нарушениях действующего законодательства и предлагает способы их устранения.
8. Перечень вопросов, по которым помощник судьи вправе или обязан участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений
8.1. Помощник судьи вправе принимать участие в:
подготовке информации судье, председателю суда по вопросам, входящим в его должностные обязанности;
подготовке аналитических материалов по направлению деятельности;
подготовке аналитических материалов для докладов и выступлений судьи;
подготовке проектов процессуальных документов;
подготовке докладной либо служебной записки;
внесении предложений по проекту нормативного правового акта и его обсуждении.
9. Порядок служебного взаимодействия
9.1. Помощник судьи строит служебное взаимодействие в связи с исполнением своих должностных обязанностей с судьями и работниками аппарата суда, должностными лицами иных государственных органов, гражданами, в соответствии с федеральными законами от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», служебным контрактом и Должностным регламентом.
9.2. Помощник судьи взаимодействует:
с другими судьями в пределах своей компетенции;
с администратором суда, начальниками отделов, а также с государственными гражданскими служащими и работниками суда, по вопросам, входящим в его компетенцию;
с сотрудниками прокуратуры, милиции, органами и учреждениями ФСИН России, подразделениями судебных приставов, адвокатурой, других учреждений, организаций и гражданами, по вопросам, входящим в его компетенцию.
10. Показатели эффективности и результативности профессиональной
служебной деятельности помощника судьи
Результаты профессиональной служебной деятельности помощника судьи можно оценивать по следующим критериям.
1. Организация собственного труда:
производительность (объем исполненных документов (поручений));
результативность (мера достижения поставленных целей);
интенсивность труда (способность в короткие сроки выполнять определенный объем работ), соблюдение сроков исполнения;
соблюдение трудовой дисциплины.
2. Своевременность и оперативность при выполнении поручений судьи, т.е. выполнение поручений и распоряжений в установленные законодательством, Регламентами или руководством сроки.
3. Качество исполнения документов (поручений):
подготовка документов в соответствии с установленными требованиями;
полное и логическое изложение материала;
юридически грамотное составление документа;
отсутствие стилистических и грамматических ошибок.
4. Профессионализм:
профессиональная компетентность (знание действующего законодательства, широта кругозора, умение работать с документами);
способность выполнять должностные функции самостоятельно;
способность четко организовать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;
осознание ответственности за последствия своих действий и принимаемых решений;
способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях.

Правовой статус помощника судьи и секретаря судебного заседания.

В соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 02.05.2014) «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»:

1. должность помощника судьи относится:

— помощника Председателя Верховного Суда РФ – к высшей группе должностей категории «помощники (советники)» в аппарате ВС РФ;

— помощник первого заместителя Председателя ВС РФ, помощник заместителя председателя ВС РФ, помощники судей ВС РФ – главная группа должностей категории «помощники (советники)» в аппарате ВС РФ;

— помощник председателя краевого и приравненного к нему судов – главная группа должностей категории «помощники (советники)»;

— помощник судьи краевого и приравненного к нему судов – ведущая группа должностей категории «помощники (советники)»;

— к ведущей группе должностей категории «помощники (советники)» в аппаратах районного суда, гарнизонного военного суда;

2. должность секретаря судебного заседания в судах всех уровней относится к старшей группе должностей категории «специалисты».

Квалификационные требования к кандидатам на должность помощника судьи и секретаря судебного заседания устанавливаются Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.07.2006 N 69 (ред. от 13.08.2008) «Об утверждении квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации».

Требования к стажу:

Для помощника судьи в районном суде – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

Для секретаря требований к стажу не предъявляется. СМ УКАЗ Президента О Квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих от 15.11.2013г.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих категории «помощники (советники)».

Профессиональные знания.

Знать:

Конституцию Российской Федерации;

Федеральные законы от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, постановления Совета судей Российской Федерации, касающиеся организационного обеспечения деятельности судов и регулирующие особенности прохождения гражданской службы;

федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие соответствующую сферу деятельности, в пределах должностных обязанностей и полномочий;

порядок работы со служебной информацией;

основы ведения делопроизводства;

порядок служебного взаимодействия в пределах своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

основы проведения переговоров, заключения контрактов;

правила делового этикета;

нормы и правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности;

регламент внутренней организации государственного органа;

должностной регламент.

Профессиональные навыки.

Уметь:

анализировать и обобщать информацию;

прогнозировать последствия принятых решений;

работать с законодательными и нормативными правовыми актами, применять их на практике;

разрабатывать план конкретных действий;

оперативно принимать и осуществлять принятые решения;

адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

эффективно и последовательно организовывать взаимодействие с другими подразделениями;

эффективно и последовательно организовывать взаимодействие с другими ведомствами и организациями;

правильно распределять рабочее время;

владеть приемами межличностных отношений (уметь внимательно слушать коллег; не допускать межличностных конфликтов с коллегами и руководителями; эффективно сотрудничать, идти на компромисс при решении проблем в конфликтных ситуациях; быть ответственным по отношению к людям, быть отзывчивым; быть всегда дружелюбным; помогать в работе коллегам; принимать советы коллег по работе; быть способным признавать свою неправоту);

иметь навыки владения компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих категории «специалисты» старшей группы должностей.

Профессиональные знания.

Знать:

Конституцию Российской Федерации;

Федеральные законы от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся организационного обеспечения деятельности судов и регулирующие особенности прохождения гражданской службы;

федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты, регулирующие соответствующую сферу деятельности, в пределах должностных обязанностей и полномочий;

порядок работы со служебной информацией;

основы ведения делопроизводства;

порядок служебного взаимодействия в пределах своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

правила делового этикета;

нормы и правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности;

регламент внутренней организации государственного органа;

должностной регламент.

Профессиональные навыки.

Уметь:

анализировать и обобщать информацию;

прогнозировать последствия принятых решений;

работать с законодательными и нормативными правовыми актами, применять их на практике;

разрабатывать план конкретных действий;

оперативно принимать и осуществлять принятые решения;

адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

эффективно и последовательно осуществлять взаимодействие с другими подразделениями;

эффективно и последовательно осуществлять взаимодействие с другими ведомствами и организациями;

правильно распределять рабочее время;

владеть приемами межличностных отношений (уметь внимательно слушать коллег; не допускать межличностных конфликтов с коллегами и руководителями; эффективно сотрудничать, идти на компромисс при решении проблем в конфликтных ситуациях; быть ответственным по отношению к людям, быть отзывчивым; быть всегда дружелюбным; помогать в работе коллегам; принимать советы коллег по работе; быть способным признавать свою неправоту);

иметь навыки владения компьютерной и другой оргтехникой и необходимым программным обеспечением.

Ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы, закреплены в ст. 16 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с которым гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Согласно ст. 17 ФЗ «О ГГС РФ» в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено ФЗ «О ГГС РФ» и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Должностной регламент – основа должностных и процессуальных функций работника аппарата суда. В регламенте закрепляются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к помощнику судьи или секретарю судебного заседания, должностные обязанности, полномочия, ответственность и ряд иных вопросов.

Должностные регламенты призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда.

Состав работ секретаря судебного заседания:

· проводить работу по извещению сторон и других лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, путем направления им копий соответствующих определений заказными почтовыми отправлениями;

· извещать по поручению судьи лиц, участвующих в деле и иных участников судебного разбирательства телефонограммой, по факсимильной связи или электронной почте, либо с использованием иных средств связи;

· осуществлять контроль за поступлением уведомлений из отделений почтовой связи о вручении писем с копиями судебных актов лицам, участвующим в деле, извещений о времени и месте судебного разбирательства;

· составлять список явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и их представителей вызванных на судебное заседание, осуществлять проверку явки лиц, вызванных на судебное заседание, устанавливать причины их неявки и своевременно докладывать об этом судье, по указанию судьи принимать меры по обеспечению явки не явившихся лиц;

· вести протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлять протокол в письменной форме;

· составлять внутренние описи, формировать и подшивать судебные дела после завершения их рассмотрения.

· осуществлять ввод необходимой информации в автоматизированную систему «систему «Судопроизводство», регистрационные журналы и карточки;

· оформлять копии судебных актов;

Помощник судьи выполняет закрепленные за ним полномочия под руководством, по поручению или по согласованию с судьей.

Полномочия помощника судьи:

1. В сфере организационно-правового обеспечения деятельности судьи помощник судьи:

— ведет прием граждан и юридических лиц;

— оказывает помощь при подготовке заключений по спорным вопросам применения действующего законодательства;

— участвует в рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, поступивших в производство судье и в устной или письменной форме докладывает судье о существе обращения с проектом ответа;

— участвует в проведении проверок по обращениям граждан и работников аппарата суда;

— оказывает помощь при осуществлении контроля за деятельностью секретаря судебного заседания, в том числе за своевременностью изготовления протокола судебного заседания, сроками сдачи оконченных дел, сроками обращения к исполнению судебных актов, подлежащих немедленному исполнению, исполнением частных определений (постановлений);

— осуществляет контроль по делам, рассмотрение которых отложено или приостановлено;

— выполняет иные поручения судьи, связанные с рассмотрением дела (материала).

2. В сфере информационного обеспечения деятельности судьи помощник судьи:

— осуществляет кодификационное обеспечение деятельности судьи;

— ведет мониторинг действующего законодательства;

— осуществляет поиск информации, необходимой судье для осуществления его полномочий;

— готовит информацию о делах, находящихся в производстве судьи;

— готовит иную информацию по вопросам, входящим в должностные обязанности помощника судьи;

— проводит анализ причин нарушения процессуальных сроков рассмотрения дел судьей;

— выполняет иные поручения судьи, связанные с информационным обеспечением его деятельности.

3. В сфере документационного обеспечения деятельности судьи помощник судьи:

— составляет проекты обобщений, аналитических справок по направлениям деятельности суда, обзоров;

— изготавливает проекты процессуальных и иных документов, связанные с осуществлением профессиональной деятельности судьи.

4. В сфере обеспечения процессуальной деятельности судьи помощник судьи:

— оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

— оказывает помощь судье в подготовке проектов процессуальных документов и проектов судебных актов по делам, находящимся в производстве судьи;

— участвует в изучении поступивших на рассмотрение судье заявлений (исковых заявлений) в рамках гражданского судопроизводства, дел (материалов), жалоб в рамках уголовного судопроизводства, дел об административных правонарушениях и жалоб по ним;

— вносит предложения судье о совершении действий, предусмотренных процессуальным законодательством и инструкцией по судебному делопроизводству, на стадии подготовки дела (материала) к судебному разбирательству;

— готовит в устной или письменной форме предварительное заключение по заявлению (исковому заявлению) в рамках гражданского судопроизводства, по делу (материалу), жалобе в рамках уголовного судопроизводства, делу об административных правонарушениях, жалобе по нему, находящимся в производстве судьи;

— вносит по поручению судьи сведения в соответствующие подсистемы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по судебным делам (материалам), обращениям граждан, находящимся в производстве судьи;

— подбирает федеральные законы, иные нормативные правовые акты, материалы судебной практики, необходимые для рассмотрения дел;

— составляет проекты процессуальных документов при условии нахождения помощника судьи в судебном заседании при судебном разбирательстве по делу либо процессуальных документов, вынесение которых не требует удаление судьи в совещательную комнату;

— выполняет другие функции, связанные с обеспечением процессуальной деятельности судьи.

5. Помощник судьи осуществляет иные поручения, связанные с оказанием помощи судье в реализации его полномочий, в том числе:

— оказывает помощь ответственным работникам аппарата суда в подборе текстов судебных актов, подлежащих опубликованию, а также текстов иных судебных актов, подлежащих размещению в сети Интернет;

— деперсонифицирует судебные акты, если такая обязанность не возложена на другого работника аппарата суда;

— участвует в проверке достоверности текстов судебных актов на интернет-сайте с последующим информированием судьи;

— участвует в осуществлении обработки поступающих в суд электронных документов в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами и руководящими документами;

— выполняет иные поручения судьи, направленные на обеспечение доступа граждан к информации о деятельности суда.

Выполняет иные поручения, направленные на осуществление судьей как профессиональных, так и процессуальных полномочий, установленных для судьи федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Применение научных технологий при организации рабочего места и судебного делопроизводства, обеспечения гласности судопроизводства

Откуда берется понимание — статус помощника судьи? В настоящее время неуклонно растет количество дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции. Соответственно, повышается и нагрузка на судей: в среднем на одного судью приходится около 60 дел в месяц (в свою очередь норма нагрузки составляет примерно 15-20 рассмотренных дел).

В целях снижения общей нагрузки на судей судов общей юрисдикции (освобождения их от технической работы и обеспечение возможности сосредоточиться на основной функции – отправлении правосудия), а также совершенствования гражданского процесса, призванного способствовать повышению эффективности осуществления правосудия, — в 2017 году Верховный суд Российской Федерации, реализуя свое право законодательной инициативы, внес в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс. Помимо прочих нововведений и уточнений в данном проекте содержалось предложение дополнить действующий Гражданский процессуальный кодекс новой статьей 47.1, которая официально закрепляла статус помощника судьи в качестве полноправного участника гражданского процесса.

Приоритетными направлениями деятельности помощника судьи является организационно-правовое, информационное, документационное и иное обеспечение деятельности судьи, а также обеспечение его процессуальной деятельности. При этом, четко закрепляется, что помощник судьи не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса.

Как и любой работник суда, помощник судьи имеет свои должностные обязанности, которые определяются Должностным регламентом соответствующего суда. Однако, действия помощника судьи обязательно нуждаются в санкционировании судьей, что в свою очередь снижает их результативность и оперативность. Важным является и тот факт, что судьям запрещено передавать помощникам полномочия, связанные с применением мер процессуального воздействия, так как это исключительно прерогатива суда.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» помощник судьи является государственным служащим, в связи с чем имеет соответствующие права, несет обязанности и ответственность. Должность помощника судьи в аппарате суда относится к ведущей группе должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации категории «помощники (советники)». Данная должность учреждается, соответственно, для обеспечения исполнения полномочий, замещающих федеральные государственные должности «судья федерального суда».

Кульков М.А. считает в целом данную идею положительной, так как она позволит разгрузить судей и дать им возможность рассматривать и разрешать дела более качественно. Также, помимо прочего, предлагает наделить помощников судей функцией по проведению собеседования сторон.

Ярков В.С. относится к данной инициативе однозначно благоприятно, однако особое внимание обращает на проблему предпочтительного формирования судейского корпуса из числа помощников судей. Ученый считает, что судейский корпус должен комплектоваться из различных источников, включая представителей и других юридических профессий, помимо помощников судей, а именно: адвокатов, нотариусов, юристов компаний, знающих судебную деятельность изнутри. Ярков полагает, что это позволит сформировать наиболее оптимальный коллектив судей.

Тай Ю.Н. в свою очередь считает, что официальное закрепление статуса помощников судей на законодательном уровне само по себе не способно изменить ситуацию в осуществлении правосудия в лучшую сторону. Ученый убежден, что деятельность судей по рассмотрению и разрешению гражданских дел настолько сложна и значима, что даже разрешение каких-либо организационных и технических вопросов должно осуществляться исключительно самими судьями.

Таким образом, можно сделать вывод, что к данной инициативе ученые относятся как положительно, так и отрицательно, с обоснованием своих утверждений. Большинство ученых не могут дать однозначную оценку данному нововведению, поскольку считают, что предложенная законодательная инициатива содержит как позитивные моменты, так и противоречивые положения, способные войти в конфликт с вопросами компетенции судьи.

В заключение хотелось бы отметить, что в целом инициатива Верховного суда Российской Федерации сводится к тому, чтобы на законодательном уровне закрепить фактически существующее сегодня, ведь не секрет, что помощники судей уже достаточно длительное время и так оказывают судье помощь в подготовке и организации судебного процесса. Вероятно, здесь следует вести речь именно об уточнении процессуального положения помощников судей и легализации тех функций, которые они defacto исполняют.

Горбунова Н.А., Макарова Т.Р., студенты Саратовская государственная юридическая академия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *