Лес с дорогой

ТЕХНОЛОГИИ И МАШИНЫ ЛЕСНОГО ДЕЛА

УДК 625 *711.84

В. И. Чернякевич

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕСНЫХ ДОРОГ

Анализируются проблемы строительства лесных дорог в России. Рассматриваются отечественные и зарубежные технологические процессы их строительства. В работе предлагается малозатратная технология создания лесной дорожной инфраструктуры.

Ключевые слова: лесная дорога, технология, строительство, земляное полотно, машины, дорожная железобетонная плита.

Введение. В рассмотренной и одобренной VI Международным лесным форумом стратегии развития лесопромышленного комплекса России на период до 2015 года важное место уделено лесному дорожному строительству. Известно, что в комплексе лесозаготовок транспорт древесины является базой, на которой строится весь лесозаготовительный процесс, и решающим звеном, определяющим успешную работу предприятия. Успех в рыночной экономике достигает только такое предприятие, которое в полной мере согласует транспортный и технологические процессы, организует поставку заготовленной древесины в срок и в соответствии с требованиями потребителя.

В одном из выступлений В. В. Путин отметил, что в дорожном деле недостаточно используются новейшие достижения науки и практики, строительство дорог ведется по устаревшим нормативам с низким качеством, большими затратами материальных и финансовых средств. Такая ситуация характерна не только для дорог общей сети, но еще в большей степени для транспортной инфраструктуры лесной отрасли. Проблема строительства недорогих и надежных в эксплуатации лесных дорог, обеспечивающих доступность лесных ресурсов, неистощительное лесопользование, возможность проведения хозяйственных операций по охране, воспроизводству и контролю за использованием лесных ресурсов является актуальной. Опыт борьбы с лесными пожарами в 2010 году убедительно свидетельствует о том, что из-за бездорожья России лесным массивам, экобиосистемам и населению был нанесен трудно восстановимый многомиллиардный ущерб.

Целью работы является разработка ресурсосберегающей технологии строительства лесных дорог на основе выполненных научных исследований и анализа передового отечественного и зарубежного опыта. Решаемые задачи: совершенствование технологии выполнения подготовительных и основных работ при строительстве лесных дорог для снижения трудозатрат, времени работы машин и механизмов, повышения качества

© Чернякевич В. И., 2010.

выполняемых работ при минимизации их себестоимости; использование современных дорожно-строительных материалов и технологий при строительстве водопропускных труб и дорожных одежд; применение многослойного дорожного покрытия из плит мелкозернистого железобетона, изготовленного на местном недорогом заполнителе — песке.

При строительстве лесных дорог используются два метода организации работ: поточный и не поточный . Лесная дорога является инженерным сооружением, создаваемым для движения транспорта, перевозящего грузы и пассажиров. Ее основными элементами являются: земляное полотно, дорожная одежда с проезжей частью и обочинами, инженерные сооружения (мосты, трубы, водоотводящие канавы и т.п.), обстановка дороги (знаки, разметка и др.). При поточном методе, который признается основным, наиболее прогрессивным и теоретически разработанным, организуется комплексный поток, объединяющий специализированные потоки (звенья, бригады), оснащенные дорожными машинами и механизмами для выполнения отдельных видов работ. Только при небольших объемах работ, на которых нельзя организовать комплексный поток, рекомендуется применять непоточные методы: цикличный или участковый.

Для постройки дороги необходимо выполнить взаимосвязанный комплекс подготовительных, основных и заключительных работ. Эти работы выполняются в полосе отвода земель. Ширина полосы отвода земель регулируется Земельным кодексом РФ, СНиПом 2.05.02-85, составляет для магистральных лесовозных дорог не менее 30 м. В ряде случаев общая ширина дорожной полосы может достигать более 40 м . Установлено, что занимая большую территорию (4 — 6 га на 1 км), лесная дорога снижает ежегодный прирост древесины на 16 — 20 м3 на 1 км пути, ухудшает экологическую обстановку в целом . Поэтому необходимо принимать все меры по снижению ущерба от изъятия земель, уменьшая ширину полосы отвода.

После разрубки просеки и вывозки леса продолжают подготовку дорожной полосы: корчуют или срезают пни, снимают растительный слой, убирают кустарник, подрост, валежник и валуны, неоднократно производят детальную разбивку земляных работ. При этом пни и растительный слой перемещают к границам полосы. В результате выполнения подготовительных работ дорожная полоса представляет собой замкнутую со всех сторон площадку, на которой может собираться и застаиваться вода. Для ее осушения в соответствии с рекомендациями норм устраиваются по бокам полосы канавы или дренаж за 10 — 15 дней до начала возведения земляного полотна. Таким образом, на выполнение подготовительных работ кроме лесозаготовительной техники потребуется комплект машин в составе корчевателя, бульдозера и канавокопателя. Известно, что на 1 км лесовозной дороги возводится в среднем 1 — 2 водопропускных сооружения. Для их строительства рекомендуются железобетонные круглые блоки (кольца) и блоки оголовков заводского изготовления , укладываемые на бетонные фундаменты или гравийно-щебеночные подушки — основания. Строительство труб по существующей технологии состоит из комплекса операций: подготовительных работ, связанных с доставкой материалов и оборудования, подготовкой площадки, на которой впоследствии будет осуществлено устройство основания, монтаж блоков труб, устройство гидроизоляции и другие работы. Такая технология является материалоемкой, трудоемкой и высокозатратной, по стоимости искусственные сооружения могут составлять от 10 до 25 % сметной стоимости строительства дороги . Отметим, что в настоящее время получают распространение полипропиленовые трубы. Такие трубы производятся и в России, обладают повышенной устойчивостью к механическим воздействиям, надежностью в условиях температурных колебаний нашего климата, имеют сравнительно небольшую массу, выпускаются диаметром до 1137 мм. Эти трубы находят широкое применение на объектах строительства, например, в мелиорации.

Дорожное строительство в лесу осложняется тем, что оно ведется вдали от центров строительной индустрии в малоосвоенных и малонаселенных районах, связано с малопрочными, переувлажненными грунтами, дефицитом или полным отсутствием каменных материалов. Согласно действующему Лесному кодексу, дорожное обустройство лесных массивов является обязанностью арендаторов. Отметим, что рыночные отношения, конкуренция на товарном рынке, стремление к увеличению прибыли вынуждают арендаторов минимизировать затраты на строительство, содержание и ремонт лесных дорог, снижая тем самым транспортную составляющую в себестоимости продукции.

Снижение затрат может быть достигнуто на базе внедрения зарубежного опыта. Для российских арендаторов может быть интересен и полезен опыт Финляндии, где реализовано наибольшее приближение к модели неистощительного оптимального лесопользования. Строительство лесных дорог в этой стране выполняется в полосе, ширина которой всего 12 — 14 м. После валки леса в полосе и вывозке древесины никакие дополнительные подготовительные работы не ведутся и уже на этом этапе достигают значительного снижения себестоимости строительства. После уборки древесины производятся работы по возведению земляного полотна. Их наиболее существенным отличием от российских технологий является то, что они выполняются не комплектом машин, а только одной машиной — одноковшовым экскаватором на гусеничном ходу. Он разрабатывает и перемещает грунт из боковых канав в земляное полотно. Глубина канав составляет около 1,0 м, а высота насыпи достигает 0,5 — 0,6 м. Поперечный профиль такого земполотна представлен на рис. 1.

Так как экскаватор оборудуется ковшом со сплошной режущей кромкой, то он производит и грубую планировку верха земляного полотна, канав, откосов насыпи, а также и предварительное уплотнение грунта собственной массой, достигающей в зависимости от марки экскаватора 15 — 20 т. Этот же экскаватор, являясь универсальной машиной и имея грузозахватные приспособления (например, комплект строп), используется и при устройстве водопропускных сооружений из цельных металлических или иных труб. Необходимо заметить, что применение экскаватора, отсутствие ограничений по влажности и плотности грунтов позволяет существенно увеличить продолжительность дорожно-строительного сезона, составляющего при существующей технологии всего 78 — 108 рабочих дней . Это позволит более эффективно использовать строительную технику, увеличить годовую выработку и сократить сроки строительства.

В дальнейшем, в течение нескольких лет происходит естественная стабилизация и уплотнение земляного грунта, по которому в летний период не допускается движение транспорта. Затем на просохшем полотне устраивается, как правило, однослойное гра-

вийное покрытие шириной 4,0 м, толщиной около 0,3 м из гравия местных карьеров без оптимизации его состава. В зависимости от грунтово-гидрологических условий местности могут использоваться фильтрующие, изолирующие и другие прослойки.

В большинстве лесных регионов нашей страны отсутствуют или остродефицитны природные каменные дорожно-строительные материалы (гравий, щебень). По нашему мнению, для таких регионов в качестве дорожных покрытий целесообразно использовать сборные железобетонные плиты. Их можно изготавливать на заводах ЖБИ круглый год с высоким качеством и заблаговременно (например, зимой) доставлять к месту укладки. Более чем полувековая практика применения сборных конструкций показала, что такие покрытия, по сравнению с другими, позволяют быстро нарастить как объем строительства лесных дорог, так и объемы лесоэксплуатации. Однако, применяемым до настоящего времени плитам и конструкциям покрытия из них присущи серьезные недостатки, сдерживающие их применение. Основными из них являются следующие:

• применение дорогостоящего (привозного) крупнозернистого заполнителя, щебня или гравия, значительно увеличивающего стоимость самих плит;

• несовершенство стыков плит в колесопроводе, влекущее к разрушению целостности как самих плит, так и дороги и приводящее к выходу плит из строя, потере эксплуатационных качеств покрытием, дополнительным затратам на ремонт и содержание.

В МарГТУ разработана и всесторонне исследована новая двухслойная конструкция сборного покрытия , в которой устранены указанные недостатки (рис. 2).

Рис. 2. Двухслойное дорожное покрытие из железобетонных плит: 1 — плиты верхнего слоя, 2 — плиты нижнего слоя, 3 — песчаное основание плит, 4 — стыковые соединения, 5 — теплонит, 6 — земляное полотно, L — длина плиты

В таком двухслойном покрытии, усиленном сварными стыками, нагрузка от колес транспорта передается верхней плитой как минимум на две плиты нижнего слоя. В результате значительно уменьшаются контактные напряжения в зоне взаимодействия плит с песчаным основанием, происходит выравнивание их по длине плиты. Это исключает появление опасных пластических деформаций в песчаном основании, подстилающем плиты, и в нижележащем грунте земляного полотна, значительно повышает эксплуатационную надежность как покрытия, так и дороги в целом. При неблагоприятных условиях местности (сырые, мокрые места с признаками заболачиваемости и т.п.) может быть выполнено дополнительное усиление дорожной конструкции за счет применения синтетического нетканого материала — теплонита, укладываемого на земляное полотно. Наиболее используемый теплонит имеет толщину 0,006 м и выпускается в виде полотна шириной до 2,2 м в рулонах до 40 м длины. Этот материал предназначен для гидро- и теплоизоляции, способен защитить дорожную конструкцию от морозного пучения грунта, что важно для эксплуатации дорог в российских условиях. Доказано,

что теплонит является экологически безопасным материалом, отличается высокой химической стойкостью, не подвержен гниению, значительно легче и прочнее геотекстильных материалов из других химволокон и их смесей. Теплонит предотвращает перемешивание песка подстилающего слоя с грунтом земляного полотна, защищает зем-полотно от переувлажнения при выпадении обильных атмосферных осадков и весеннего таяния снежного покрова. Сравнительный анализ технологических различий выполняемых работ используемой техники при существующей и разрабатываемой технологиях строительства лесной дороги выполнен в сводной таблице.

Сводная технологическая таблица выполняемых работ и используемой техники

при существующей и разрабатываемой технологиях строительства лесной дороги

Технологическая операция Существующая технология и машины Проектируемая технология и машины

1 2 3

I. Подготовительные работы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ширина просеки до 14 м

Валка и трелевка деревьев, Ширина просеки не менее 30 м (сокращение объема работ

обрубка сучьев, вывозка (лесозаготовительная техника) используемой лесозаготовительной техники в 2 раза)

Корчевка пней, уборка валу- Бульдозер, корчеватель(работа Экскаватор в местах прохождения канав, выкорчеванные пни укладываются в земляное полотно

нов, валежника, кустарника и т.п. выполняется в резервах и в основании насыпей высотой до 0,5 м)

Бульдозер (работа выполняется

Снятие растительного слоя в резервах в основании насыпи высотой до 0,5 м) Не производится

II. Земляные работы

Послойная разработка Выполняется разработка

грунта в резервах и переме- Звено из 2 — 3 бульдозеров грунта в боковых канавах

щение его в насыпь экскаватором

Послойное разравнивание грунта в насыпи Бульдозер Не производится

Послойное уплотнение

насыпи многократным проходом катков с контро- Каток, лаборатория Не производится

лем влажности и плотности

Планировка верха, земпо-лотна, откосов, резервов Откосопланировщики, автогрейдер Экскаватор

III. Строительство водопропускных труб

Подготовка площадки Бульдозер, землекопы Не производится

Подготовка основания трубы Бульдозер, землекопы Экскаватор

Устройство гравийно-щебеночной подушки Самосвал, бульдозер, землекопы Не производится

Экскаватор со сменным

Монтаж трубы Кран на гусеничном ходу или автомобильный оборудованием (стропы) для укладки цельной металлической или пропиленовой трубы

Гидроизоляция трубы Рабочие Не производится

IV. Строительство дорожной одежды

Укладка гидро- и термоизоляционного слоя теплонита Не производится Рабочие, проведение работ возможно в зимний период

Доставка песка и устройство подстилающего слоя (дополнительного основания) Автосамосвалы, автогрейдер, каток Автосамосвалы, автогрейдер (возможно в зимний период для предотвращения колееоб-разования)

О к о н ч а н и е т а б л.

V. Строительство дорожной одежды

Доставка гравийного материала Автосамосвалы Не производится

Доставка плит Автопоезда, автокран (сезон выполнения работ -зима), рабочие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устройство гравийного покрытия Автогрейдер, легкий и тяжелый катки Не производится

Монтаж покрытия Не производится Кран, сварочный аппарат, рабочие

VI. Заключительные работы

Рекультивация дорожной полосы (уборка снятого растительного слоя, выкорчеванных пней) Экскаватор, автосамосвалы Не производится

Обустройство дороги (установка знаков, обустройство разъездов, разметка) Транспортные автомобили, рабочие Транспортные автомобили, рабочие

Анализируя данные таблицы, можно констатировать следующее:

1) разрабатываемая технология строительства лесных дорог позволяет арендаторам минимизировать капитальные вложения на приобретение, лизинг или аренду дорожно-строительных машин, а также текущие затраты на их обслуживание;

2) существенно снизить потребность в специалистах, рабочих, уменьшить фонд оплаты труда и другие выплаты.

Необходимо отметить, что предлагаемая малозатратная технология строительства лесных дорог должна пройти широкую опытно-производственную апробацию с целью необходимых уточнений и дополнений.

В заключение отметим, что нами были изготовлены и испытаны опытные партии дорожных плит из мелкозернистого песчаного бетона, которые успешно прошли заводскую (ОАО «КПД», г. Йошкар-Ола) и производственную проверку на действующей лесовозной автомобильной дороге Майского ЛПХ Кировской области.

Выводы.

1. Развитая лесотранспортная инфраструктура — один из главных факторов, определяющих успех в развитии лесопромышленного комплекса.

2. Научной новизной проведенного исследования является малозатратная технология строительства лесных дорог, отличающаяся включением в дорожную конструкцию тепловлагозащитного слоя (теплонита).

3. В лесных регионах РФ, не имеющих в достаточном количестве природных каменных материалов, целесообразно использовать для покрытия дорог железобетонные плиты, изготовленные на местных песках с устройством двухслойных покрытий, разработанных в МарГТУ.

Список литературы

2. Салминен, Э. О. Транспорт леса: В 2 т.Т. 1 Сухопутный транспорт: учебник / Под ред. Салмине-на Э. О. (1-е изд.). — М.: Академия, 2009. — 368 с.

Статья поступила в редакцию 16.10.10.

V. I. Chernyakevich

RESOURCE-SAVING TECHNOLOGY OF FOREST ROADS CONSTRUCTION

— Ты так и не сказал, почему это место называется Запретным Лесом? — спросил у меня Саша, пока я вел машину. Была глубокая ночь, с обеих сторон трассы тянулись плотные ряды деревьев.
— Потому что тут пропадают люди, — ответил я, неотрывно следя за дорогой.
— Понятно, профессор Дамблдор.
— Не смешно, Саня, — я посмотрел на навигатор. Стрелка, показывающая местоположение все еще скакала из одного места в другое. — До сих пор не знаю, где точно мы находимся.
— Тогда зачем мы поехали через эту срань? — Саша смотрел в окно, сидя на своем пассажирском сиденье рядом со мной. — Мы уже полтора часа едем, а вокруг все тоже самое. Вон, например, то дерево я уже пятый раз вижу.
— Мало ли тут одинаковых деревьев… Думаю, скоро уже этот лес кончится.
Далее мы ехали несколько минут в тишине, которую прервал Саша, закричав так неожиданно, что я аж дернулся:
— Там кто-то есть!
— Ты че орешь, Саня? — я повернул голову туда, куда он смотрел, но никого не увидел. — Где? Кто? Я ничего не вижу.
— Там кто-то стоял за деревом, — Саша высунул голову в окно и смотрел назад. — Стоял и выглядывал.
— Хорош шутить, сейчас не до этого, — недовольно сказал ему я.
— Да я тебе серьезно говорю! — он закрыл окно и начал вглядываться в темноту ночного леса. — Вон, посмотри! Видишь то дерево впереди? Запомни его!
Я посмотрел туда и увидел дерево, немного повалившееся на бок, на стволе которого было несколько больших царапин.
«Хорошо, запомнил, — подумал я. — Посмотрим, Саня.»
— Давай включим радио, — снова прервал он тишину, длившуюся минуты две.
— Что ж тебе не сидится-то спокойно? — спросил я. — У тебя есть возможность взять и поспать… А ты ей не пользуешься.
— Не хочу я спать, — Саша начал переключать частоту на магнитоле, но везде были только помехи. — Что за фигня? Тут че, вообще ничего не ловит?
— Да успокойся ты, — сказал я. Он начал меня раздражать.
— Смотри! — закричал вдруг Саша. — Там кто-то бежит!
Я повернул голову и заметил между деревьями какое-то движение, но увидеть хотя бы приблизительно что это было я не смог. Это произошло очень быстро и было слишком темно.
— Ну что, видел? — воодушевленно спросил Саша.
— Да, — сказал ему я. — Но это мог быть олень или заяц. Издалека не видно.
— Да это же был человек! — с чувством утверждал он. — Ты че, не видел?
— Нет, — ответил я. — Откуда в глухом лесу глубокой ночью возьмутся люди? Зачем? Тем более в этом лесу…
— Откуда я знаю, зачем? — Саша отвернулся и стал дальше всматриваться в окно.
Мы проехали еще пару минут в тишине, а потом Саша снова потянулся к магнитоле и начал ее крутить, решив найти что-нибудь среди помех.
— Да оставь ты в покое радио, — раздраженно сказал я. — Ты уже надоел.
— Смотри-смотри! — вдруг крикнул он. — То самое дерево!
Я посмотрел и действительно увидел дерево, слегка повалившееся на бок, с теми же большими царапинами на стволе.
— Что за дела? — тихо спросил я, продолжая смотреть на это дерево, которое уже осталось позади. Саша не выключил магнитолу, из которой все это время доносились помехи.
— Тормози, твою мать! — заорал он мне в ухо. Я понял, что засмотрелся на дерево и не следил за дорогой. Посмотрев вперед, я увидел, что какой-то пацан перебежал дорогу прямо перед машиной и скрылся в лесу. Он был одет в какие-то серые тряпки и что-то нес в руках, похоже, плюшевую игрушку. Я затормозил и повернул руль в сторону. Проехав еще несколько метров, машина остановилась.
— А ты мне не верил! Я же говорил, что видел кого-то! — сказал мне Саша.
— Кто это был? Что он тут делает? — тихо спросил я у него. Из магнитолы все еще раздавались звуки помех. Я выключил ее и прислушался.
— Поехали! Чего ты ждешь? — сказал Саша.
— Кто бы это ни был, возможно, ему нужна помощь.
— Наверное, это был мальчик, который выжил… из ума.
— Сейчас не время для шуток, Саня, — недовольно ответил я.
— Тогда жми на газ! — сказал он мне. — Какого черта мы стоим тут? Хочешь присоединиться к тем, кто здесь пропал?
Мы поехали дальше. Я постоянно смотрел по сторонам, ожидая увидеть еще кого-нибудь.
— Сколько нам еще ехать? — спросил Саша.
— Я не знаю, — устало сказал ему я. — Навигатор показывает какую-то фигню. По идее мы должны были проехать этот лес еще час назад…
— То есть, мы застряли тут?
— Ну мы же едем, — ответил я и снова увидел то дерево с царапинами. — Значит, скоро должны приехать…
— Похоже, мы уже и так присоединились к тем, кто пропал в этом лесу, — Саша смотрел в окно, прислонившись к нему лицом и ладонями. — Пока никого не вижу.
— Рано еще себя хоронить, — сказал я. — Может, тут специально сделано так, чтобы мы думали, что проезжаем одно и то же место…
— Ага, конечно. Привезли кучу одинаковых деревьев и рассадили их через каждые 2 километра, еще и расцарапали одинаково… Все для того, чтобы мы подумали именно так…
— Я пытаюсь найти хоть какое-то объяснение…
— Вот тебе мое объяснение: мы в заднице. Не надо было ехать через этот лес, если ты знал, что здесь пропадают люди.
Я печально вздохнул и посмотрел, сколько у нас еще бензина. Что если, он кончится раньше, чем мы выберемся отсюда? Проехав в тишине еще несколько минут, мы увидели дерево, к которому был прикреплен какой-то листок бумаги.
— Интересно, что там? — спросил Саша. — Записка от Слендермена?
— Этот юмор тут уже не к месту, — сказал я ему. — Надо подумать, что нам теперь делать.
— Ехать, — ответил он. — Какие тут могут быть еще варианты? Остановиться? Нет, спасибо.
Мы ехали дальше и увидели еще листы бумаги, прикрепленные к стволам деревьев. Их становилось все больше и больше.
— Стой, остановись ненадолго, — сказал Саша.
— Что? Зачем? — недовольно спросил я.
— Хочу взять один, посмотреть, что там.
— Ты рехнулся? — я посмотрел на него. Он глупо улыбался и пялился на эти бумажки на деревьях.
— Тебе же тоже интересно, — он вглядывался в окно, чтобы лучше рассмотреть их. — Я быстро выйду, возьму один и забегу назад. Пять секунд, даже меньше.
— Ладно, только быстро, — согласился я и остановил машину. Саша быстро открыл дверь, вышел наружу и начал срывать эти листки бумаги один за другим.
— Эй, хватит! — крикнул я ему. — Ты че, решил собрать их все? Давай заходи и поехали!
Он забежал в машину, закрыл дверь и мы поехали.
— Тут какие-то детские рисунки, — сказал Саша. — Смотри, девчонка какая-то…
Я мельком посмотрел на бумажки, которыми он шуршал. Обычный альбомный лист А4, на котором цветными карандашами была нарисована девочка. Ее руки и ноги были изображены в виде прямых черных линий, была пририсована и раскрашена желтым цветом юбка, с головы свисали длинные волосы, состоящие из нескольких тонких черточек. А на запястьях рук-палочек виднелись красные пятна, с которых свисали вниз красные капли-штрихи.
— Кажись, она вены себе перерезала, — прокомментировал рисунок Саша и отложил в сторону. — О, а этот похож на того пацана, который к нам под колеса недавно кинулся.
Я посмотрел на другой рисунок, который рассматривал Саша. Там был изображен мальчик, держащий в руках плюшевого кота. С этим пацаном тоже было не все в порядке — его шея была несколько раз обведена черным карандашом.
— Ты, кстати, заметил? — спросил Саша. — Когда тот пацан пробежал перед машиной, можно было увидеть, что у него на шее что-то болталось. Вроде как петля…
У меня все похолодело внутри. Я не понимал, как Саша может до сих пор сохранять спокойствие и говорить о таких вещах с оптимизмом.
— О, смотри, а это, похоже мы, — сказал он обычным голосом, будто мы рассматривали фотографии, сидя у себя дома.
Посмотрев на следующий рисунок, я увидел, что там изображена машина, внутри которой сидели двое людей, судя по всему — мы с Сашей. Я был изображен с рукой, поднятой на уровне своего лица, на которой были обрублены пальцы (виднелось 5 очень коротких палочек, которые были изрисованы красным карандашом). А вот у Саши были нарисованы штрихи-потеки из его глаз, а лицо застыло в крике.
— Получается, тебе пальцы отрубят, а мне — глаза выколят? — спросил он, все еще не теряя спокойного тона в голосе.
— Что тут происходит, черт возьми? — прошептал я и остановил машину. Мы сидели и смотрели на эти жуткие рисунки. На одном из них был нарисован мужчина, у которого отсутствовали ноги. Я пригляделся к его нарисованным глазам. Это были всего лишь две точки, поставленные черным карандашом, но несмотря на это мой страх начал расти, когда я начал вглядываться в них.
В этот момент раздался один стук в боковое стекло. Мы с Сашей дернулись и посмотрели туда. Я увидел девочку, которая прислонилась ладонями к стеклу, по которому стекала кровь, лившаяся из порезов на руках. На ее лице застыло выражение ужаса, а из рта раздавался хрип.
— Гони, твою мать! — заорал Саша. Я вдавил педаль газа в пол, и мы поехали.
— Какого черта?! — крикнул я, продолжая давить на полную, разгоняясь все быстрее.
— Напомни мне, чтобы я явился к тебе в кошмарах, если ты выберешься отсюда без меня! — крикнул Саша.
— Что за бред ты несешь?
— С отрубленными пальцами жить можно, а без глаз — не всегда.
— Хватит чушь пороть! — крикнул я.
— Все, хорош! Притормози! — закричал мне Саша. — Притормози, а то сейчас в аварию попадем!
Я понял, что он прав, и такими темпами мы точно врежемся, поэтому начал понемногу тормозить. Сбавив скорость примерно до 50 км/ч я перестал тормозить и поехал в таком темпе. Посмотрев на боковое стекло, я увидел, что оно заляпано кровью.
— Зачем мы поехали этой дорогой? — спросил Саша. — Ты знал, что тут пропадают люди, и все равно поехал здесь!
— Я же не знал, что тут происходит такая хрень! — сказал я. — Я думал, что мы быстро проедем тут и все!
— Можно попробовать поехать обратно, — Саша оглянулся и начал всматриваться назад. — Там, конечно, остались нас ждать пацан с девчонкой, но впереди, возможно, нас может встретить кто-нибудь похуже.
Я молча продолжал ехать и следил за дорогой. Хотелось выбраться отсюда, но ехать назад весь этот путь, учитывая, что там на нас могут напасть эти твари, очень не хотелось. К тому же не было никаких гарантий, что если мы поедем назад, то выбремся… Как и вперед…
— Ты слышишь? — вдруг спросил Саша. — Подожди. Притормози еще чуть-чуть.
Я еще немного сбавил скорость и стал прислушиваться. Сначала я ничего не слышал, но потом до меня донесся звук, похожий на хор нескольких голосов.
— Кто-то поет, — тихо проговорил Саша, открыл окно и высунулся туда, чтобы лучше прислушаться.
— Залезь обратно, Саня, — я дернул его за руку. — Выглядывать из окон сейчас — не лучшая идея, особенно учитывая рисунки, которые мы нашли.
— Ладно, — он залез назад и закрыл окно. Звуки пения нескольких голосов становились все громче. Саша всматривался в разные стороны, пытаясь понять, откуда исходят эти звуки, но их источник оказался впереди…
Я резко затормозил, когда увидел на дороге впереди группу людей.
— Что за… — прошептал Саша, когда увидел их. Это было не совсем пение, скорее завывание. Этих людей было около десяти. Каждый из них шел и бесперерывно завывал. Эти жуткие крики были полны боли и отчаяния, и звучали по-настоящему страшно. Но еще страшнее выглядели сами люди… Все их тела были повреждены и изувечены.
Там был и тот мужик без ног, который полз в нашу сторону на руках. Была и девочка, с рук которой капала кровь на асфальт. И тот мальчик с плюшевой игрушкой в руках, и еще несколько человек. Все они шли по дороге к нам и бесперерывно завывали.
Я начал разворачиваться, чтобы поехать обратно. Идея о том, чтобы вернуться в этот момент показалась мне лучшим из решений. Саша молча застыл и смотрел на людей на дороге, теперь ему было не до шуток. Развернувшись, я повел машину прочь от этих тварей. Мы поехали назад.
Я жал на педаль газа, не замечая, что набрал уже очень большую скорость. В тот момент меня это не сильно волновало.
— Что, Саня, уже шутить не выходит? — спросил его я, хотя мой голос дрожал от страха. — Саня, скажи что-нибудь!
Он сидел в ступоре, открыв рот, и не говорил ни слова.
— Саня, черт возьми! — крикнул я. — Прикалываешься!?
Он не отвечал, а мне нужно было следить за дорогой.
Мы неслись с огромной скоростью, когда внезапно я услышал голос сзади себя, который прошептал:
— Высадите меня здесь.
Я посмотрел в зеркало и увидел девчонку на заднем сиденье, которая смотрела прямо мне в глаза. Я испугался и отвлекся на нее, поэтому машину немного занесло в бок, а на такой большой скорости я не смог ничего сделать… Мы зацепили дерево, после чего налетели на кочку, машину перевернуло, и я потерял сознание.
Очнулся я уже в больнице, где и узнал, что Саши больше нет. Он погиб, когда осколки стекла вонзились в его глаза. Мне отрубило пальцы на правой руке, еще я получил сотрясение и несколько переломов, но смог выжить. Мы попали в аварию совсем рядом с тем местом, где погибла девочка год назад, которая просила нас высадить ее там. Когда я вышел с больницы, то начал искать информацию об этом месте. Я узнал некоторых жертв аварий и происшествий, которых видел там тогда. Теперь к ним присоединился и Саша…
Я не забыл, что ты просил меня напомнить тебе… Но могу сказать, что мне и так теперь почти каждый день снится сон, как мы с тобой едем по той лесной дороге ночью. В этом сне ты всегда, улыбаясь, смотришь на меня без глаз и просишь остановиться около той девчонки…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *