Лесной кодекс РФ

ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

совокупность нормативных актов различной юридической силы. Нормативно-правовые акты, регулирующие лесные отношения, представляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и др. нормативных актов.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ Лесное Законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, т.

Лесной кодекс РФ (ЛК) 2018

е. состоит из федерального законодательства и законодательства субъектов РФ.

Согласно ст. 1 Лесною кодекса РФ (1997) Лесное Законодательство РФ состоит из Лесного кодекса РФ, др. федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов ее субъектов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить Лесному кодексу РФ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в РФ, действует федеральный закон. Нормы лесного права, содержащиеся в др. законах, должны соответствовать Лесному Законодательству РФ.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой и принимаются в особом порядке органами законодательной власти. Подзаконные акты — это акты, основанные на законах и не противоречащие им.

Виды законов: Конституция РФ — основной закон; федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и связанным с конституцией; федеральные законы — акты текущего законодательства; законы субъектов РФ издаются их представительными органами и распространяются только на их территории.

Субъекты РФ вправе наделить органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (ст. 49 Лесного кодекса РФ) путем принятия закона субъекта РФ.

Подзаконные акты: указы и распоряжения Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ. В развитие Лесного кодекса РФ принято примерно 20 постановлений Правительства РФ. Наиболее значимыми являются акты, регулирующие вопросы лесопользования: Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ (от 01.06.98 г. № 551); Положение об аренде участков лесного фонда (от 24.03.98 г. № 345); Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование (от 18.02.98 г. № 224) и др.

Приказы, инструкции, правила, наставления и иные нормативные акты министерств регулируют отношения, как правило, внутри системы своего ведомства.

:
Парни забывают про культуру, это — большой грех
Но у меня есть в запасе то, чего нет у всех
Мне не нужен swag, у меня есть снег
Fishscale, блеск, я влетаю дерзко

Парни забывают про культуру, это — большой грех
Но у меня есть в запасе то, чего нет у всех
Мне не нужен swag, у меня есть снег
Fishscale, блеск, я влетаю дерзко

:
Все вокруг смотрят
Ждут, когда сделаю первый шаг
Если просмотрел
Значит ты увидел шах и мат

Нам с тобой не по пути
Так что, сука, хватит нудить
Я закинул им ксана не меньше пяти
Прилил сверху лина, бон аппетит

О мой бог, мои парни взаперти
Мотают срок, но нам никто не запретит
Ловить удачу, если Удо, то з**бись
Если не вышло, кхм, бой, то извини

Ты живёшь в кредит, ты же был бандит
Не опускай руки вниз, нигга, не гони
Всё нормально, пока твоя жопа не горит
Твоя жена ещё та сучка, я её купил

Мне не нужен будильник, да, я в рутине, мультик «Ну погоди»
Фокус-покус, я уже всё скинул, пффф, великий Гудини
Много волшебства в последнее время, мы все уныли
Твой мир, твой стиль, твой флоу, нигга, вытри с него пыль

Ты до сих пор не понял, что тебя ждёт впереди
Это Джуманджи-бой, так что лучше пристегни ремни
Мой шаттл готов к старту, пристегни ремни
Лови лишь этот миг, перед нами необъятный мир

Не знаю, может, будет лучше, если, если
Но если хочешь, то полетели вместе
Не знаю, может, будет лучше, если, если
Но если хочешь, то полетели вместе

:
Парни забывают про культуру, это — большой грех
Но у меня есть в запасе то, чего нет у всех
Мне не нужен swag, у меня есть снег
Fishscale, блеск, я влетаю дерзко

Парни забывают про культуру, это — большой грех
Но у меня есть в запасе то, чего нет у всех
Мне не нужен swag, у меня есть снег
Fishscale, блеск, я влетаю дерзко

О песне KIZARU — Fishscale

  • Kizaru представляет свой третий полноценный релиз из 11 треков под названием "Назад в будущее". Цитата: "Всем привет!

    Лесной кодекс (ЛК РФ)

    Я знаю, как вы долго ждали этого, мой третий сольный. Я потратил кучу времени и сил, чтобы создать это. Спасибо всем своим людям за поддержку и веру в меня. Больше ничего не будет по-прежнему по крайней мере для меня." Далее Олег поблагодарил фан-базу по всему миру на английском языке, перевод: "Спасибо всем моим поклонникам на всём Земном Шаре, за поддержку и веру в меня и мою музыку. Без вас было бы невозможно достичь этого! Особая благодарность всем моим продюсерам: Yung Cortex, Reality Beats, Chaz Guapo, Kid Hazel". Стоит отметить, что в данном альбоме присутствует всего один фит с учасником лейбла Басты — Смоки Мо, а крайний альбом "Lost Tapes" Кизару выпутил в начале февраля этого года.

Дополнительная информация

Текст песни KIZARU — Fishscale.
Альбом "Назад в будущее".
Выпускающий лейбл: Haunted Family.
Автор текста: KIZARU|YVN KXX (Олег Нечипоренко).
Chaz Guapo prod.
Автор обложки: Daler Khakimov.
Сентябрь 20, 2018.

Лесное законодательство РФ. Общая характеристика.

В соответствии с Конституцией РФ лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Лесным кодексом РФ, применяются правила международного договора.

Акты лесного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения этих актов в действие. Действие актов лесного законодательства Российской Федерации распространяется на отношения, возникшие до введения данных актов в действие, только в случаях, если это прямо предусмотрено законом. К отношениям, возникшим до введения в действие актов лесного законодательства Российской Федерации, они применяются к правам и обязанностям, возникшим после введения данных актов в действие.

Статьей 5 Лесного кодекса РФ определено, что лесное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения). Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации. Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, не включенной в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, регулируются гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о растительном мире, земельным, водным законодательством Российской Федерации, а также соответствующими статьями Лесного кодекса РФ.

Особенностями Лесного кодекса РФ является то, что кодексом устанавливаются параметры и пределы действия административного законодательства, законодательства о животном мире. Все это немаловажно, т. к. необходимо отграничить разные виды отношений (лесные, имущественные, отношения недропользования и другие) друг от друга, обеспечить их законодательное регулирование в интересах рационального лесопользования, обеспечения прав и свобод человека. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах. Таким образом, приоритет лесного законодательства в регулировании указанных отношений закрепляется не только Лесным кодексом РФ, но и Гражданским кодексом РФ.

Ключевым положением Лесного кодекса является регулирование прав собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд. Выделяют следующие положения:

а) определение содержания права собственности Лесным кодексом, гражданским и земельным законодательством Российской Федерации;

б) нахождение лесного фонда и расположенных на землях обороны лесов в федеральной государственной собственности;

в) предоставление гражданам и юридическим лицам участков лесного фонда на праве: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования;

г) передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации;

д) регулирование федеральным законом форм собственности на леса, расположенные на землях городских поселений;

е) право собственности граждан и юридических лиц на древеснокустарниковую растительность, расположенную на их земельном участке;

ж) развитие лесных сервитутов, т. е. института свободного и бесплатного пребывания граждан в лесах для сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, охоты, если иное не предусматривается законодательством.

Статья 6 Лесного кодекса РФ определяет предмет правового регулирования лесного законодательства, закрепляя понятие «объект лесных отношений».

Лесное законодательство РФ. Общая характеристика.

Объектами лесных отношений признаются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность. Участниками лесных отношений считаются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации (их органы государственной власти в пределах своей компетенции), муниципальные образования (органы местного самоуправления), граждане и юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства и (или) использование лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд. Отношения физических и юридических лиц с Российской

Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями как с носителями власти в области лесных отношений строятся на основе норм конституционного (государственного), административного права. Компетенция Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований определена главой 7 Лесного кодекса РФ.

46. Законодательство об охране и использовании животного мира. Общая характеристика.

Конституция РФ



Лесной кодекс Российской Федерации

от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ

Принят Государственной Думой 22 января 1997 года
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.12.2003 N 171-ФЗ, от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 21.07.2005 N 111-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 27.07.2006 N 154-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

  • Общая часть (ст.ст. 1-112)
  • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1-17) Утратил силу.

    Лесной кодекс Российской Федерации

    Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ

  • Раздел II. Права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд, и другие права пользования их участками (ст.ст. 18-45) Главы 4, 5, статьи 31-37, 43-45 утратили силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ. Главы 38-41 утратили силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 199-ФЗ
  • Раздел III. Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (ст.ст. 46-78) Утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ
  • Раздел IV. Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (ст.ст. 79-102) Утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ
  • Раздел V. Платежи за пользование лесным фондом и финансирование расходов на ведение лесного хозяйства (ст.ст. 103-108) Утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ
  • Раздел VI. Разрешение споров в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и ответственность за нарушение лесного законодательства Российской Федерации (ст.ст. 109-112) Утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ
  • Особенная часть (ст.ст. 113-136) Утратила силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ
  • Заключительная часть (ст.ст. 137-138)
  • Новый лесной кодекс

    Светлана Козлова, юрист компании OXS.

    1 января 2007 г. вступил в силу новый Лесной кодекс РФ. Необходимость его принятия назрела давно. Его "предшественник" просуществовал без малого десять лет и за это время не раз корректировался, но, несмотря на это, уже не отвечал потребностям современной российской экономики. Каковы же основные изменения, внесенные новым Лесным кодексом в процесс регулирования лесных отношений?

    Основные понятия

    Впервые за всю историю существования лесного законодательства в новом Кодексе получило законодательное закрепление понятие леса. Лес рассматривается как экологическая система или как природный ресурс.

    Если в преамбуле Лесного кодекса 1997 г. говорилось о том, что регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение, то теперь законодатель ограничился указанием на экологическую составляющую.

    Совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды — это экономическая характеристика леса как сырьевого ресурса. К сожалению, у многих до сих пор сохранилось потребительское отношение к лесу. Новый Кодекс направлен в первую очередь на то, чтобы изменить такое представление о лесе. Ведь признание леса экологической системой, а не совокупностью сырьевых ресурсов способно обеспечить особый режим охраны и защиты соответствующих природных зон.

    Также впервые законодательно закреплен принцип платности использования лесов. Более того, в новом Кодексе расширено понимание принципов лесного законодательства и теперь они перечислены в первой статье. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что отныне приоритет отдается именно охране и защите лесов. Использование лесов, в том числе и для удовлетворения потребностей общества, не должно наносить вред лесному фонду.

    Новеллой можно считать и включение принципа недопустимости использования лесов органами государственной власти и местного самоуправления. Это отнюдь не означает, что указанные органы не являются участниками лесных отношений. Как и прежде, участниками лесных отношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. Но органы государственной власти и местного самоуправления, выступающие от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, действуют в пределах полномочий, установленных в том числе и новым Лесным кодексом. Их первоочередная задача состоит не в использовании, а в обеспечении охраны и защиты лесов.

    Виды лесов

    Новый Кодекс вводит подразделение лесов на виды по целевому назначению.

    Раньше все земли лесного фонда делились на лесные и нелесные. К последним относились земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства, а также земли, расположенные в границах лесного фонда. Такое разграничение порождало ряд вопросов. Например, если просека, находящаяся в лесу, отнесена законодателем к нелесным землям, то подлежит ли она охране наравне с землей, покрытой лесной растительностью? Если нет, то как определить границы? И не нанесет ли это вреда лесу, на территории которого находится эта просека?

    Со вступлением в силу нового Лесного кодекса такое деление утратило силу. Теперь леса дифференцируются в зависимости от целевого назначения, а не от того, покрыты они лесной растительностью или нет. Леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные. Каждый из перечисленных видов имеет свои особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства.

    Особое внимание законодатель уделил защитным лесам, ведь именно они призваны выполнять самую важную, с точки зрения нового Кодекса, задачу сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.

    Защитные леса, в свою очередь, подразделяются на следующие категории:

    1. леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
    2. леса, расположенные в водоохранных зонах;
    3. леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;
    4. ценные леса.

    Последние две категории делятся на подкатегории в зависимости от находящихся на них объектов и ценностей.

    Столь подробная детализация понадобилась законодателю, по всей видимости, для того, чтобы учесть все возможные нюансы использования той или иной категории защитных лесов. Действительно, трудно себе представить одинаковый правовой режим для городских лесов (входящих в категорию лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов) и лесов, имеющих историческое значение (которые относятся к ценным лесам).

    Более того, в новом Кодексе появилось понятие "особо защитные участки лесов". К таковым, прежде всего, относятся заповедные участки. Причем особо защитные участки могут выделяться не только в защитных, но и в эксплуатационных и резервных лесах.

    К эксплуатационным относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого и максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки. Необходимым условием такого освоения является обеспечение сохранения полезных функций лесов.

    Если в защитных лесах разрешена лишь выборочная рубка, а эксплуатационные леса, собственно говоря, и предназначены для получения древесины, то любое использование резервных лесов допускается только после их отнесения к одному из первых двух видов.

    К резервным относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется проводить заготовку древесины. Единственное, что допускается в отношении данного вида лесов, — это осуществление авиационных работ по их охране и защите.

    Отнесение лесов к тому или иному виду, а также установление их границ находится в ведении соответствующих органов государственной власти РФ.

    Имущественные права на лесные участки

    Как и прежде, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Гражданам лесные участки могут быть предоставлены на праве аренды, а также на праве безвозмездного срочного пользования; юридическим лицам — на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды и на праве безвозмездного срочного пользования. Вопросы предоставления лесных участков и использования лесов непосредственно связаны между собой.

    В отличие от Лесного кодекса 1997 г., в новом Лесном кодексе определяются виды использования лесов (ст. 25). Причем данный перечень включает не только традиционные, привычные виды использования (заготовку древесины, живицы, осуществление охоты и пр.), но и совершенно новые: например осуществление религиозной деятельности, строительство, реконструкцию и эксплуатацию линий электропередач, дорог и пр. К тому же указанный перечень не является исчерпывающим. Леса могут использоваться и иным образом в соответствии с целевым назначением земель, на которых они располагаются.

    Лесной участок предоставляется арендатору именно для использования в целях, предусмотренных ст. 25. Прежде лесные участки предоставлялись на срок от одного года до девяноста девяти лет вне зависимости от цели использования участка. С 1 января 2007 г. договор аренды такого объекта заключается: 1) на срок от десяти до сорока девяти лет и 2) на срок от одного года до сорока девяти лет в случае использования участка для выполнения работ по геологическому изучению недр; для разработки месторождений полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов; а также для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

    Итак, согласно новому Кодексу, лесные участки могут быть предоставлены в аренду на два различных срока.

    Однако в обоих случаях максимальный срок ограничен сорока девятью годами, т.е. законодатель дифференцированно подошел к определению срока договора аренды лесного участка. И это логично: различное использование лесов осуществляется в различные сроки. Редкое геологическое изучение недр может вестись десятилетиями, тогда как трудно представить передачу лесного участка в аренду для осуществления охоты или заготовки древесины всего лишь на пару лет.

    Законодатель существенно снизил верхнюю планку срока аренды лесного участка с девяноста девяти до сорока девяти лет. Не осталась без изменения и нижняя граница: общий минимальный показатель в один год был заменен двумя — в один год и в десять лет.

    Кроме того, в новом Лесном кодексе содержится положение, согласно которому срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом. Из чего можно сделать вывод о том, что соглашение сторон договора аренды лесного участка о сроке не является принципиальным при заключении такого договора. Ключевую роль в этом вопросе играет лесохозяйственный регламент, который составляется на срок до десяти лет и утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти либо органом местного самоуправления в зависимости от принадлежности лесного участка.

    Регламент содержит такие показатели, как возрасты рубок, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования. Именно поэтому договор аренды лесного участка не может идти вразрез с данными лесохозяйственного регламента.

    В новом Кодексе ничего не говорится о субаренде лесных участков, прямой запрет на которую не заимствуется им из Лесного кодекса 1997 г. Поэтому исходя из того, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом, субаренда лесных участков разрешается при условии соблюдения требований ГК РФ (в соответствии с которыми на заключение договора субаренды необходимо согласие арендодателя и срок договора субаренды не должен превышать срока самого договора аренды).

    Одним из ключевых законотворческих решений, предложенных составителями нового Кодекса, можно считать введение понятия "договора купли-продажи лесных насаждений". Суть такого договора, как видно из его названия, состоит в продаже лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Срок такого договора не может превышать одного года.

    Глава, посвященная договору купли-продажи лесных насаждений, не случайно следует за главой, определяющей порядок предоставления лесных участков в аренду. Регламентируемые ими договоры заключаются только по результатам аукциона по продаже права на их заключение.

    Лесной аукцион

    Надо заметить, что понятие так называемого лесного аукциона не является новым для российского законодательства. Однако Лесной кодекс 1997 г. разграничивал понятия лесного конкурса и лесного аукциона. По результатам первого участки лесного фонда предоставлялись в аренду, а по итогам второго — в краткосрочное пользование (до одного года). К сожалению, ни лесной конкурс, ни лесной аукцион, упомянутые в Лесном кодексе 1997 г., не получили должного регулирования. Очевидно, законодатель планировал передать решение данного вопроса уполномоченным органам в области лесного хозяйства, при этом ограничившись лишь уточнением в Кодексе необходимых реквизитов протокола лесного аукциона.

    В отличие от прежнего, новый Лесной кодекс содержит детальное описание организации и порядка проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Таким образом, законодатель попытался на федеральном уровне урегулировать вопросы, касающиеся организации и проведения подобного аукциона без наделения соответствующими полномочиями органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Именно аукцион, а не конкурс проводится для определения дальнейшей судьбы лесного участка.

    ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    Из нового Кодекса понятие лесного конкурса вообще исключено. Думается, не случайно. При проведении конкурса претенденты на заключение договора представляют свои конкурсные заявки в запечатанных конвертах. И лишь конкурсная комиссия вправе ознакомиться с ними и выявить на основе анализа заявок победителя, предложившего лучшие условия и большую цену. Победитель аукциона определяется в ходе открытых торгов путем повышения начальной цены предмета аукциона. Это позволяет максимальным образом реализовать принцип гласности в сфере распределения лесных участков.

    Более того, организатор аукциона должен разместить информацию о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта РФ или главой муниципального образования, на территории которого расположен лесной участок — предмет аукциона. Данная информация размещается также на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

    Организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений может быть продавец соответствующего права либо специализированная организация, действующая на основании договора с продавцом права, т.е. фактически аукцион могут организовывать не только органы государственной власти и местного самоуправления, которые, собственно говоря, и выступают продавцами указанных выше прав, но и любая организация, заключившая означенный договор с продавцом. Единственная оговорка — эта организация должна быть специализированной. Что это означает? Прежде всего то, что в качестве основного (или даже единственного) своего вида деятельности данная организация должна иметь проведение подобных аукционов.

    Исходя из уже сложившейся практики организации и проведения аукционов, когда на стороне организатора фактически выступают те или иные органы государственной власти и местного самоуправления, а де-юре — специализированные организации, можно предположить, что и в отношении лесных аукционов будет избран тот же путь.

    И в этом есть свое разумное зерно. Ведь специализированная организация ничем иным, кроме как организацией и проведением подобных аукционов, не занимается, а потому имеет необходимый для этого опыт работы и штат сотрудников. Вследствие этого не исключено, что проводить лесные аукционы будут специально созданные для этих целей организации.

    В новом Лесном кодексе, как уже было отмечено выше, содержится подробная информация о порядке организации и проведении лесных аукционов. Хотелось бы остановиться на наиболее существенных моментах:

    1. "шаг аукциона" не может превышать пяти процентов от начальной цены аукциона;
    2. задаток для участия в лесном аукционе устанавливается в размере от десяти до ста процентов от начальной цены предмета аукциона;
    3. при отзыве заявки, при отказе в допуске к участию в аукционе заявителю возвращается задаток в полном размере, так же как и в случае непризнания участника аукциона победителем;
    4. организатор аукциона не вправе требовать от заявителя представления каких-либо документов, кроме документов, подтверждающих факт внесения задатка, и выписки из ЕГРЮЛ — для юридического лица либо выписки из ЕГРИП — для индивидуального предпринимателя;
    5. взимание платы за участие в аукционе не допускается;
    6. аукцион признается несостоявшимся в случае, если в нем принимали участие менее чем два участника аукциона.

    Результаты аукциона также подлежат опубликованию в периодическом печатном издании и Интернете.

    В течение десяти рабочих дней со дня подписания протокола аукциона подписывается соответствующий договор.

    В любом случае право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение, как и прежде, подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательством.

    Многие положения Лесного кодекса 1997 г. перешли в новый Лесной кодекс, что между тем не свидетельствует об абсолютной преемственности между ними. Некоторые статьи ныне действующего Кодекса являются новыми с точки зрения всего лесного законодательства. Законодатель предпринял попытку упорядочить лесные правоотношения, возложив их урегулирование не только на сам Лесной кодекс, но и на другие законодательные акты, такие как ГК РФ и ЗК РФ. Однако с учетом специфики лесных участков как объектов гражданского оборота достаточно большое, если не основное, внимание в новом Лесном кодексе уделено вопросам защиты и охраны лесов.

    Лесной кодекс РФ (ЛК РФ)

    Использование лесов может быть следующих видов:
    1) заготовка древесины;
    2) заготовка живицы;
    3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
    4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
    5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
    6) ведение сельского хозяйства;
    7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
    8) осуществление рекреационной деятельности;
    9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
    10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
    10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
    11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
    12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
    13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
    14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
    15) осуществление религиозной деятельности;
    16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

    2. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    3. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

    Комментарий к статье 25 Лесного Кодекса РФ

    1. В ч. 1 комментируемой статьи содержится открытый перечень видов использования лесов. Законами, в том числе законами субъектов РФ, могут быть предусмотрены и иные виды использования лесов с учетом целевого назначения земель, на которых эти леса расположены. Например, не названо в ч. 1 комментируемой статьи лесопользование для нужд обороны и безопасности. В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" какая-либо деятельность в лесах в пределах пятикилометровой полосы вдоль Государственной границы РФ допускается только на основании разрешения пограничных органов.

    Каждому из перечисленных видов использования лесов посвящены отдельные статьи комментируемого Кодекса (см. табл. 1).

    Таблица 1

    Использование лесов в Российской Федерации

    Вид использования лесов Норма ЛК РФ
    Заготовка древесины Статьи 29, 30
    Заготовка живицы Статья 31
    Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов Статьи 32, 33
    Заготовка пищевых ресурсов и сбор
    лекарственных растений
    Статьи 34, 35
    Осуществление видов деятельности в сфере
    охотничьего хозяйства
    Статья 36
    Ведение сельского хозяйства Статья 38
    Выращивание лесных плодовых, ягодных,
    декоративных растений и лекарственных растений
    Статья 39
    Выращивание посадочного материала лесных
    растений (саженцев, сеянцев)
    Статья 39.1
    Осуществление научно-исследовательской,
    образовательной деятельности
    Статья 40
    Осуществление рекреационной деятельности Статья 41
    Создание лесных плантаций и их эксплуатация Статья 42
    Выполнение работ по геологическому изучению
    недр, разработка месторождений полезных
    ископаемых
    Статья 43
    Строительство и эксплуатация водохранилищ и
    иных искусственных водных объектов, а также
    гидротехнических сооружений и
    специализированных портов
    Статья 44
    Строительство, реконструкция, эксплуатация
    линейных объектов
    Статья 45
    Переработка древесины и иных лесных ресурсов Статья 46
    Осуществление религиозной деятельности Статья 47

    2. Частью 2 комментируемой статьи допускается многоцелевое использование лесов, т.е. возможность сочетания различных видов использования лесов, кроме случаев, когда это прямо не запрещено или не ограничено ЛК РФ или иными федеральными законами. Например, ст. 105 ЛК РФ запрещено сочетание использования лесов, выполняющих функции защиты природы и иных объектов, одновременно и для сбора лекарственных средств (что разрешается), и для ведения охотничьего или сельского хозяйства (что запрещено в таких лесах).

    Также следует учитывать, что предоставление одного лесного участка в аренду нескольким лицам для различных видов его использования невозможно, так как ни лесным законодательством, ни гражданским не установлена возможность предоставлять один лесной участок для одного или нескольких видов использования лесов нескольким лесопользователям. Нормы ч. 2 комментируемой статьи подразумевают предоставление лесного участка для одной или нескольких целей использования лесов одному арендатору <1>.

    <1> См.: письмо Рослесхоза от 02.04.2008 N МГ-03-28/2198.

    3. Частью 3 комментируемой статьи установлено, что использование лесов, осуществляемое в качестве предпринимательской деятельности, возможно:

    1) только на землях лесного фонда (к ним относятся земли, прямо указанные в ст. 101 ЗК РФ);

    2) только лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

    Таким образом, использование лесов в целях извлечения прибыли, а не для собственных нужд допускается только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *