Льготы реабилитированным 2013

Здравствуйте!

Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:

дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;

дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Соответственно, если ваши отец и тетя относятся к такой категории лиц, то они признаются жертвами политической репрессии и подлежащими реабилитации.

Федеральное законодательство специализированных мер социальной поддержки для жертв необоснованных политических репрессий не предусматривает, такие меры поддержки устанавливаются на уровне регионов.

Единственная государственная преференция для пенсионеров этой категории – право на получение денежной компенсации, закреплено в законе «О реабилитации жертв политических репрессий»

Для получения компенсации вашим родственникам следует обратиться в территориальное управление соцзащиты населения, куда необходимо представить следующие документы:

заявление о начислении компенсации;

справка о реабилитации;

справка, подтверждающая факт репрессии (об освобождении из мест лишения свободы, о нахождении в психиатрическом стационаре и т. д. – получить ее можно в государственном архиве).

Кроме этого, в силу давности событий, при которых осуществлялись необоснованные репрессии, подвергшиеся им граждане к настоящему времени достигли пенсионного возраста. В связи с этим реабилитированные лица пользуются всеми льготами и привилегиями, предусмотренными в России для пенсионеров.

Обратитесь в свое терр. управление соц. защиты с вышепоименованными документами, для получения выплат и иных льгот. Количество и виды льгот устанавливаются на уровне субъекта РФ.

С уважением,

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 мая 1994 г. N 419

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ РЕАБИЛИТИРОВАННЫМ ЛИЦАМ

И ЛИЦАМ, ПРИЗНАННЫМ ПОСТРАДАВШИМИ

ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

В соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в федеральном бюджете начиная с 1994 года необходимые средства для обеспечения предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

2. Утвердить прилагаемый образец бланка свидетельства о праве на льготы, выдаваемого лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, его описание и технические условия изготовления.

Комитету Российской Федерации по печати изготовить по заказу Министерства социальной защиты населения Российской Федерации бланки свидетельств о праве на льготы в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением образцом.

Комитету Российской Федерации по государственным резервам выделить необходимые материальные ресурсы для изготовления этих бланков.

3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по предоставлению реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот, предусмотренных настоящим Постановлением.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 3 мая 1994 г. N 419

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ РЕАБИЛИТИРОВАННЫМ ЛИЦАМ

И ЛИЦАМ, ПРИЗНАННЫМ ПОСТРАДАВШИМИ

ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

Настоящее Положение определяет порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».

Лица, имеющие право на льготы

1. Льготы, предусмотренные настоящим Положением, распространяются на:

лиц, подвергшихся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшихся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированных, в том числе граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности (далее именуются — реабилитированные лица);

лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, включая граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности (далее именуются — лица, признанные пострадавшими), в том числе:

абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 18.09.1995 N 927;

детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам;

детей, супругу (супруга), родителей лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно. Супруге (супругу) льготы предоставляются, если она (он) не вступила (вступил) в другой брак.

Указанные в настоящем пункте лица имеют право на льготы, предусмотренные настоящим Положением, при условии, что они имеют инвалидность или являются пенсионерами и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Льготы по медицинскому, санаторно-курортному лечению

и протезно-ортопедическому обеспечению

2. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими, имеют право:

на внеочередное оказание медицинской помощи и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей со скидкой 50 процентов с их стоимости, а являющиеся инвалидами I группы и неработающими инвалидами II группы — на отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, по рецептам врачей бесплатно в порядке, установленном Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации;

на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха.

Путевки выдаются неработающим инвалидам и пенсионерам органами, назначившими пенсии, а работающим — по месту работы на основании заявления при предъявлении свидетельства о праве на льготы и медицинского заключения лечебного учреждения о необходимости санаторного лечения.

3. Реабилитированным лицам производится бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов) в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.

Льготное обеспечение указанных лиц протезно-ортопедическими изделиями осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Льготы по обеспечению транспортными средствами

и оплате проезда

4. Реабилитированные лица имеют право на бесплатное получение автомобиля класса ЗАЗ-968М с ручным управлением при наличии установленных медицинских показаний на обеспечение мотоколяской и при отсутствии противопоказаний к вождению автомобиля, определяемых ВТЭК.

При этом получившим автомобиль выплачивается компенсация в установленных размерах на бензин, ремонт, техническое обслуживание автотранспортных средств и запасные части к ним.

Компенсация на транспортное обслуживание не выплачивается.

Автомобили выдаются на семилетний срок эксплуатации без права продажи и передачи. В случае приобретения инвалидами автомобилей других марок органы социальной защиты населения производят зачет стоимости полагающегося бесплатно автомобиля соответствующей модификации.

После смерти реабилитированных лиц, получивших автомобили класса ЗАЗ-968М бесплатно, эти автомобили наследуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Реабилитированным лицам предоставляется в пределах территории Российской Федерации бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, — водным, воздушным или междугородним автомобильным транспортом с 50-процентной скидкой со стоимости проезда.

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими, работавшие или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Компенсация расходов на проезд реабилитированным лицам, в том числе лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, производится при предъявлении проездных билетов по месту их постоянного жительства органами, назначившими пенсию.

6. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими, имеют право на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания, а также водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 476)

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеют право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по проездным документам (билетам).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 08.08.2003 N 476)

Указанные в настоящем пункте льготы предоставляются при предъявлении свидетельства о праве на льготы.

Жилищно-бытовые и коммунальные льготы

7. Реабилитированные лица (независимо от наличия инвалидности или получения пенсии) и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, равно как и возвращающиеся к месту проживания до применения к ним репрессий реабилитированные лица и члены их семей, включая членов семей и родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, имеют право на первоочередное получение жилья, а проживающие в сельской местности или возвращающиеся в эти местности — на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья.

Указанные в настоящем пункте лица принимаются на учет для обеспечения жилой площадью органами местного самоуправления по согласованию с комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованными в установленном законодательством порядке, без представления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого помещения. Эти документы представляются указанными лицами непосредственно при получении жилых помещений.

8. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими, а также проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на снижение размера оплаты жилья на 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья.

Им предоставляется также скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, а также со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.

Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов.

Льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в домах всех форм собственности.

9. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими, имеют право:

на первоочередную установку телефона, при этом реабилитированным лицам установка телефона производится бесплатно в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления;

на первоочередное вступление в садоводческие товарищества и жилищно-строительные кооперативы;

на льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами. Порядок прикрепления к специализированным магазинам (специализированным отделам в магазинах) либо к отделам заказов для приобретения продуктов определяется органами местного самоуправления.

Другие льготы

10. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими, имеют право на внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, проживание в них на полном государственном обеспечении.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2002 N 658)

11. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими (независимо от наличия инвалидности или получения пенсии), имеют право на бесплатную консультацию адвокатов по вопросам, связанным с реабилитацией, а также освобождаются от уплаты государственных пошлин и возмещения судебных расходов при обращении в государственные органы и суд по вопросам, возникающим в связи с применением Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», за исключением споров между этими лицами и их наследниками.

Указанные в настоящем пункте льготы предоставляются при предъявлении свидетельства о праве на льготы либо документов о реабилитации или о признании пострадавшими от политических репрессий.

Документы, подтверждающие право на льготы

12. Реабилитированным лицам выдается свидетельство о праве на льготы для реабилитированных лиц, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1992 г. N 160, а лицам, признанным пострадавшими, — свидетельство о праве на льготы для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, утвержденное настоящим Постановлением.

Свидетельства о праве на льготы выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или по их поручению комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованными в установленном законодательством порядке, на основании соответственно документов о реабилитации или о признании пострадавшими от политических репрессий, выдаваемых правоохранительными органами, и пенсионного удостоверения либо справки ВТЭК об инвалидности.

Реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий в государствах — бывших республиках СССР, но постоянно проживающим на территории Российской Федерации, свидетельства о праве на льготы выдаются на основании документов о реабилитации или признании пострадавшими от политических репрессий, выданных уполномоченными на то органами в этих государствах, и при необходимости — заключений органов прокуратуры и органов внутренних дел Российской Федерации о соответствии оснований выдачи указанных документов законодательству Российской Федерации.

До получения свидетельств о праве на льготы, предусмотренные для указанных лиц, льготы предоставляются при предъявлении справок установленной формы, выдаваемых правоохранительными органами соответственно для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими, и пенсионного удостоверения либо справки ВТЭК об инвалидности.

13. Реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, являющимся инвалидами вследствие общего заболевания и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), у которых определен срок переосвидетельствования, свидетельство о праве на льготы выдается на период установленной группы инвалидности.

Порядок финансирования расходов на предоставление льгот

14. Расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, предусмотренных настоящим Положением, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 3 мая 1994 г. N 419

ОБРАЗЕЦ

БЛАНКА СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ НА ЛЬГОТЫ, ВЫДАВАЕМОГО

ЛИЦАМ, ПРИЗНАННЫМ ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ

РЕПРЕССИЙ, ЕГО ОПИСАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

I. Лицевая сторона свидетельства

┌───────────────┐ │ │ │ │ 10 см │ СВИДЕТЕЛЬСТВО │ │ │ │ │ └───────────────┘ 7 см

II. Внутренние левая и правая стороны свидетельства

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │________________________ Предъявитель настоящего свидетельства │ │________________________ имеет право на льготы, установленные │ │________________________ законодательством для лиц, признанных │ │(государственный орган, пострадавшими от политических │ │выдавший свидетельство) репрессий │ │________________________ СВИДЕТЕЛЬСТВО БЕССРОЧНОЕ │ │ фамилия ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ │ │________________________ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ │ │ имя │ │________________________ » » _________________ 199 г. │ │ отчество │ │ _____________________________________ │ │_________ личная подпись (подпись руководителя │ │ государственного органа) │ │фото │ │3 x 4 МП МП │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Описание и технические условия изготовления

бланка свидетельства

Бланк свидетельства размером 7 x 10 см изготавливается из ледерина или ПВХ. На лицевой внешней стороне имеется надпись «Свидетельство» высотой 0,5 см.

На внутренних сторонах бланка вклеиваются вкладыши из картона или плотной бумаги.

Вкладыш на левой стороне имеет:

в верхней части три пустые строки, под нижней строкой типографская надпись «государственный орган, выдавший свидетельство»;

по центру над фотографией четыре пустые строки с надписями «фамилия», «имя», «отчество», «личная подпись»;

в левом нижнем углу вкладыша место для фотографии размером 3 x 4, справа — место для печати.

Вкладыш на правой стороне имеет:

в верхней части типографскую надпись «Предъявитель настоящего удостоверения имеет право на льготы, установленные законодательством для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»;

по центру надпись более крупным шрифтом «Свидетельство бессрочное действительно на всей территории Российской Федерации»;

в нижней части указывается дата выдачи, под ней пустая строка для подписи руководителя государственного органа, слева — место для печати.

Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 16-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Правительства Мурманской области о проверке конституционности пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

В силу сформулированной и неоднократно подтвержденной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации право на такого рода льготы непосредственно Конституцией Российской Федерации не предусмотрено, — определение оснований их предоставления, круга субъектов, на которых они распространяются, источника и порядка их финансирования входит в компетенцию законодателя (Определение от 10 июля 2003 года N 282-О по запросу Правительства Хабаровского края о проверке конституционности абзаца третьего пункта 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, Определение от 25 декабря 2003 года N 509-О по запросу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности статей 4, 13, 14, 15 и 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», статьи 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации). Поэтому в изменившихся социально-экономических условиях законодатель вправе — в пределах своих полномочий — решить вопрос о целесообразности сохранения льготы в виде дополнительного питания.

Определение Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 N 397-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мурашкина Владимира Ильича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 6 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 1 декабря 2005 года N 462-О по запросу Сахалинской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», законодатель, определяя круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, а также пострадавших от политических репрессий, порядок разрешения вопроса о реабилитации и ее общие правовые последствия, закрепил в статье 16 названного Закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) право указанных лиц на определенные льготы при обращении за медицинской помощью, пользовании транспортом, оплате жилой площади и коммунальных услуг и др., расходы на предоставление которых производились за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета (пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419).

Определение Конституционного Суда РФ от 12.11.2008 N 1031-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Эстонской Республики Митькина Валентина Александровича на нарушение его конституционных прав статьями 15 и 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»

Возможность пользоваться льготами, перечисленными в статье 16 названного Закона в прежней редакции, — в силу характера и формы их предоставления — обеспечивалась только лицам, проживающим на территории Российской Федерации, что нашло отражение в пункте 1 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 489), в котором прямо указывалось, что данная категория граждан имеет право на соответствующие льготы при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 N 462-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»

Наряду с этим статья 16 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, содержала перечень льгот для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в том числе при обращении за медицинской помощью, пользовании транспортом, оплате жилой площади и коммунальных услуг, расходы на предоставление которых производились за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета (пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419).

Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2005 N 246-О «По жалобе гражданина Кузнецова Ивана Васильевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 пункта 1 Приложения 20 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год»

В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419), расходы, связанные с предоставлением льгот, указанных в этом Положении (в том числе с предоставлением транспортных средств — пункт 4), производились за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 56-О «По жалобе гражданина Ляпунова Олега Иннокентьевича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 6, 44, 63 и 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 1 декабря 2005 года N 462-О по запросу Сахалинской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», законодатель, определяя круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, а также пострадавших от политических репрессий, порядок разрешения вопроса о реабилитации и ее общие правовые последствия, закрепил в статье 16 названного Закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на определенные льготы при обращении за медицинской помощью, пользовании транспортом, оплате жилой площади и коммунальных услуг и др., расходы на предоставление которых производились за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета (пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419).

Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 N 527-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Харитонова Вадима Петровича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 7 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Наряду с этим статья 16 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, содержала перечень льгот для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в том числе при обращении за медицинской помощью, пользовании транспортом, оплате жилой площади и коммунальных услуг, расходы на предоставление которых производились за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета (пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419).

Определение Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 N 282-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Правительства Хабаровского края о проверке конституционности абзаца третьего пункта 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий»

3 мая 1994 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 419, которым утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предусматривающее, в частности, что компенсация расходов на проезд реабилитированным лицам, в том числе лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, производится при предъявлении проездных билетов по месту их постоянного жительства органами, назначившими пенсию (абзац третий пункта 5); при этом расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, предусмотренных указанным Положением, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением расходов из федерального бюджета (пункт 14).

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.05.1995 N 6-П «По делу о проверке конституционности статей 2.1 и 16 Закона РСФСР от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции от 3 сентября 1993 года) в связи с жалобой гражданки З.В. Алешниковой»

4. Содержащиеся в части первой статьи 2.1 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» ограничения еще более усугубляются органами, на которые возложено его применение. Прокуратура Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации в своих инструктивных указаниях, исходя из законодательства, действовавшего в период применения репрессий, учитывают только факт наличия или отсутствия документального подтверждения решений о применении репрессий. При этом определяется, что не могут считаться репрессированными дети, не достигшие 16 лет или не поставленные на учет в местах режимного поселения родителей. Аналогичная норма содержится в статье 1 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 419.

Поводом к проверке статьи 13 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», а также положений закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» послужили сразу три аналогичных заявления от женщин, чьи родители невинно пострадали в 1930 — 1940-е годы. Мать Алисы Мейсснер была выслана из Москвы в 1941 году по национальному признаку — немка. Отец Елизаветы Михайловой был полномочным торгово-посольским представителем в Азербайджане, имел большой партийный стаж, но это не спасло его от лагерей в 1937 году. Семья Евгении Шашевой после отбывания наказания отцом осталась в Республике Коми, так как для бывших осужденных действовал запрет селиться во многих городах Советского Союза.

— Заявители прожили всю свою жизнь и сейчас продолжают жить в ссылке, — подчеркнул в ходе публичных слушаний представитель заявителей Григорий Вайпан. — Статья 13 закона о репрессированных делает их право на возвращение иллюзорным, его реализацию — невозможной.

Причина — право регионов устанавливать собственный порядок постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для Москвы это проживание не менее 10 лет, признание малоимущими, отсутствие другого жилья в собственности. Однако для людей, чьи родители жили в Москве и были выселены насильно, выполнить эти условия не представляется возможным. Представители органов власти, принявших и подписавших оспоренные нормативные акты, сочли такой подход не соответствующим Конституции РФ.

— Ситуация нарушает конституционные права заявителей — это безусловно, — считает представитель Совета Федерации в КС РФ Андрей Клишас.

— Требования к постановке на учет в порядке общей очереди совершенно справедливы, но какое отношение они имеют к ситуации заявителей? Их отсылают к нормам, которые не могут быть к ним применены. Однако это не делает неконституционным оспоренный закон.

Примерно такого же мнения придерживаются и другие представители органов государственной власти, принявших и подписавших оспоренный нормативный акт. Так, полпред президента в КС Михаил Кротов полагает, что закон не противоречит Конституции, поскольку не позволяет ограничивать право репрессированных на жилище. Представитель Московской городской Думы Елена Сомина, в свою очередь, сослалась на то, что в федеральном законодательстве «отсутствует требование о первоочередном порядке предоставления жилых помещений репрессированным». Поэтому депутаты, принимая региональный закон «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», руководствовались желанием обеспечить единообразный подход, «не создавая преференций и не ущемляя прав тех граждан, кто уже стоит на учете». Теперь этот закон предстоит исправить. КС обязал Московскую городскую Думу «незамедлительно» внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.

— До этого лица, относящиеся к указанной категории граждан, в том числе заявительницы по настоящему делу, принимаются на учет для обеспечения жилыми помещениями без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан, — постановил КС РФ. — Дела заявительниц подлежат пересмотру.

Как отметила судья-докладчик по данном делу Лариса Красавчикова, такое решение было предсказуемым и ожидаемым.

— КС признал сочетание федерального закона и закона субъекта Федерации не соответствующим Конституции РФ, потому что нарушался сам принцип возмещения вреда, причиненного жертвам политических репрессий, — отметила она. — И решение КС касается не только Москвы, но и других субъектов РФ.

Заявительниц по данному делу Алису Мейсснер, Елизавету Михайлову, Евгению Шашеву теперь поставят в очередь на столичную квартиру. Однако вопрос в том, успеют ли пожилые женщины ее получить — защитник репрессированных Григорий Вайпан посчитал, что в общей очереди ждать пришлось бы 33 года. Насколько короче ожидание станет после решения КС, пока неясно.

Дорогая редакция газеты «СМ Номер один»! Хочу обратиться к вам с просьбой: если можно, ответьте на мои вопросы по поводу представляемых мне льгот как жертве политических репрессий. Моего отца репрессировали как врага народа в 1938 году, оправдали посмертно в 1957 году.

1. Должна ли мне быть льгота за стационарный телефон? (Мне известно, что в других районах платят 50%, а у нас Отказывают.)

2. Какая льгота должна быть в оплате за э/энергию? (В газете говорится о 50% льгот, у меня же льгота на 25 кВт, а за остальные киловатты я плачу 100%.)

п. Кутулик Аларского р-на, И.М.

От редакции
Уважаемая И.М., с вашим письмом мы обратились в Главное управление социальной защиты населения Иркутской области. Вот что ответили специалисты.

1. Льготы, установленные законом Иркутской области N 79-оз от 3.12.04 г. «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Иркутской области», предоставляются реабилитированным и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

Меры социальной поддержки реабилитированных лиц:

— ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей;

— оплата жилья в размере 50 процентов, в том числе совместно с ними проживающими членами семьи;

— оплата коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе совместно с ними проживающими членами семьи;

— бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;

— снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 процентов;

— бесплатный проезд автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) междугородных (внутрирайонных, внутриобластных) маршрутов;

— бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

— бесплатный проезд (туда и обратно в пределах Российской Федерации) один раз в год железнодорожным транспортом либо водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов от стоимости проезда;

— в случае смерти реабилитированных лиц их погребение осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке, установленном администрацией области.

Меры социальной поддержки лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий:

— ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей;

— оплата жилья в размере 50 процентов, в том числе совместно с ними проживающими членами семьи;

— оплата коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе совместно с ними проживающими членами семьи;

— снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 процентов;

— бесплатный проезд автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) междугородных (внутрирайонных, внутриобластных) маршрутов;

— бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения.

Кроме того, сообщаем, что до 2005 года Федеральным законом от 18.10.1991 г. N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» льгота по оплате за пользование телефоном (50% скидка абонентской платы) реабилитированным гражданам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, не устанавливалась. С 2005 года Законом Иркутской области от 03.12.2004 г. N 79-оз «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области» мера социальной поддержки реабилитированным гражданам в виде льготной абонентской платы за пользование телефоном не предусмотрена.

2. По вопросу предоставления льгот по оплате за э/энергию:

— льгота предоставляется в пределах норм потребления, утвержденных на территории в размере 50% и распространяется на всю семью, в которой проживает льготополучатель. За нагоревшую э/энергию сверхустановленной нормы оплата производится в 100-процентном размере (без льгот).

Нужно чтобы вас признали реабилитированными. Обратитесь в органы соц. защиты. там скажут куда написать чтобы выдали справку о реабилитации. после чего вы имеете право на льготы.

Положение
о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»
В соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и реабилитированным в установленном порядке, выплачивается денежная компенсация.
Лица, имеющие право на денежную компенсацию
1. Право на денежную компенсацию, предусмотренную статьей 15 Закона, имеют:
граждане Российской Федерации, граждане государств — бывших республик СССР, другие иностранные граждане, лица безгражданства подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы или помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г. и реабилитированные в соответствии с Законом правоохранительными органами на территории Российской Федерации;
лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы или помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения на территории государств — бывших республик СССР, а также подвергшиеся указанным репрессиям по решениям советских судебных органов либо военных трибуналов и внесудебных органов, действовавших за пределами СССР, и реабилитированные компетентными органами этих государств (если решение о реабилитации не противоречит законодательству Российской Федерации и при условии, что аналогичная компенсация не была ими получена от данных государств), либо государственными органами бывшего СССР.
2. Наравне с гражданами, указанными в пункте 1, право на денежную компенсацию имеют лица, репрессированные по политическим мотивам на территории Российской Федерации и реабилитированные в установленном порядке до принятия Закона.
3. Наследникам лиц, указанных в пунктах 1 и 2, выплата компенсации не производится, кроме случаев, когда компенсация была начислена, но не получена реабилитированным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *