Ликвидация последствий аварий

│ │ Ликвидация последствий аварий, катастроф и других │ │ │ чрезвычайных происшествий │ │ │ │ │19. │Программа │ │ │ │ │ │ │»Радиационная│ │ │ │ │ │ │реабилитация │ │ │ │ │ │ │населения и│ │ │ │ │ │ │территорий», │ │ │ │ │ │ │всего │ 1130,2 │ │ 101,89 │ 1232,09 │ │ │Государственный заказчик: МЧС России │ │ │ в том числе целевые программы: │ │19.1. │Единая прог-│ │ │ │ │ │ │рамма по за-│ │ │ │ │ │ │щите населе-│ │ │ │ │ │ │ния Российс-│ │ │ │ │ │ │кой Федерации│ │ │ │ │ │ │от воздейс-│ │ │ │ │ │ │твия последс-│ │ │ │ │ │ │твий черно-│ │ │ │ │ │ │быльской ка-│ │ │ │ │ │ │тастрофы │ │ │ │ │ │ │(1992 — 2000 │ │ │ │ │ │ │годы) │ 677,3 │ │ 40,11 │ 717,41 │ │19.2. │Программа │ │ │ │ │ │ │»Радиационная│ │ │ │ │ │ │реабилитация │ │ │ │ │ │ │территорий │ │ │ │ │ │ │Уральского │ │ │ │ │ │ │региона и ме-│ │ │ │ │ │ │ры по оказа-│ │ │ │ │ │ │нию помощи│ │ │ │ │ │ │пострадавшему│ │ │ │ │ │ │населению» │ │ │ │ │ │ │(1996 год) │ 212,4 │ │ 39,91 │ 252,31 │ │19.3. │Программа │ │ │ │ │ │ │»Реабилитация│ │ │ │ │ │ │населения и│ │ │ │ │ │ │социаль- │ │ │ │ │ │ │но-экономи- │ │ │ │ │ │ │ческое разви-│ │ │ │ │ │ │тие районов│ │ │ │ │ │ │Алтайского │ │ │ │ │ │ │края, под-│ │ │ │ │ │ │вергшихся ра-│ │ │ │ │ │ │диационному │ │ │ │ │ │ │воздействию в│ │ │ │ │ │ │результате │ │ │ │ │ │ │ядерных испы-│ │ │ │ │ │ │таний на Се-│ │ │ │ │ │ │мипалатинском│ │ │ │ │ │ │полигоне» │ │ │ │ │ │ │(1994 — 2000 │ │ │ │ │ │ │годы) │ 208,9 │ │ 8,43 │ 217,33 │ │19.4. │Программа │ │ │ │ │ │ │»Оказание ме-│ │ │ │ │ │ │дицинской, │ │ │ │ │ │ │социальной │ │ │ │ │ │ │помощи насе-│ │ │ │ │ │ │лению и нор-│ │ │ │ │ │ │мализация са-│ │ │ │ │ │ │нитарно-гиги-│ │ │ │ │ │ │енического │ │ │ │ │ │ │состояния на-│ │ │ │ │ │ │селенных │ │ │ │ │ │ │пунктов Рес-│ │ │ │ │ │ │публики Ал-│ │ │ │ │ │ │тай, подверг-│ │ │ │ │ │ │шихся радиа-│ │ │ │ │ │ │ционному воз-│ │ │ │ │ │ │действию в│ │ │ │ │ │ │результате │ │ │ │ │ │ │ядерных испы-│ │ │ │ │ │ │таний на Се-│ │ │ │ │ │ │мипалатинском│ │ │ │ │ │ │полигоне» │ │ │ │ │ │ │(1996 — 1997 │ │ │ │ │ │ │годы и на пе-│ │ │ │ │ │ │риод до 2000│ │ │ │ │ │ │года) │ 31,6 │ │ 13,44 │ 45,04 │ │ │Государственный заказчик: МЧС России, Правительство│ │ │Республики Алтай │ │20. │Программа │ │ │ │ │ │ │»Предупрежде-│ │ │ │ │ │ │ние и дейс-│ │ │ │ │ │ │твия в чрез-│ │ │ │ │ │ │вычайных си-│ │ │ │ │ │ │туациях», │ │ │ │ │ │ │всего │ 204,6 │ 7,46 │ 64,3 │ 276,36 │ │ │Государственный заказчик: администрация Камчатской│ │ │области, Минздравмедпром России │ │ │ в том числе целевые программы: │ │20.1. │Программа │ │ │ │ │ │ │»Обеспечение │ │ │ │ │ │ │сейсмостой- │ │ │ │ │ │ │кости объек-│ │ │ │ │ │ │тов народного│ │ │ │ │ │ │хозяйства │ │ │ │ │ │ │Камчатской │ │ │ │ │ │ │области» │ │ │ │ │ │ │(«Сейсмозащи-│ │ │ │ │ │ │та») │ │ │ │ │ │ │(1995 — 1999 │ │ │ │ │ │ │годы) │ 197,4 │ │ │ 197,4 │ │ │Государственный заказчик: администрация Камчатской│ │ │области │ │20.2. │Программа │ │ │ │ │ │ │»Развитие фе-│ │ │ │ │ │ │деральной │ │ │ │ │ │ │системы сейс-│ │ │ │ │ │ │мологических │ │ │ │ │ │ │наблюдений и│ │ │ │ │ │ │прогноза зем-│ │ │ │ │ │ │летрясений» │ │ │ │ │ │ │(1995 — 2000 │ │ │ │ │ │ │годы) │ │ │ 30,0 │ 30,0 │ │ │ │ │ │ <6> │ │ │ │Государственный заказчик: МЧС России │ │20.3. │Программа │ │ │ │ │ │ │»Развитие и│ │ │ │ │ │ │совершенство-│ │ │ │ │ │ │вание Всерос-│ │ │ │ │ │ │сийской служ-│ │ │ │ │ │ │бы медицины│ │ │ │ │ │ │катастроф» │ │ │ │ │ │ │(1994 — 1996 │ │ │ │ │ │ │годы) │ 7,2 │ 7,46 │ 34,3 │ 48,96 │ │ │Государственный заказчик: Минздравмедпром России │ │ │ │

Ликвидация последствий химической аварии – это комплекс мероприятий, направленных на подавление или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов химического заражения, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды.

Организуется в интересах защиты производственного персонала аварийного объекта, населения, проживающего вблиз и этих объектов, защиты окружающей среды, а также восстановления нормального функционирования нарушенного производства и объекта в целом.

Основными задачами, решаемыми в ходе ликвидации последствий химической аварии, являются:

  • обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней;
  • выдвижение оперативных групп в район аварии;
  • выявление химической обстановки, обстановки в районе аварии;
  • организация химического контроля;
  • установление и поддержание режима химической безопасности;
  • обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты;
  • немедленный вывод в безопасную зону производственного персонала, не задействованного в аварийной остановке производства, санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий химической аварии;
  • обеззараживание аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территорий сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;
  • эвакуация и/или отселение граждан из зон химического заражения.

Ликвидация последствий химической аварии осуществляется, как правило, в два этапа.

На первом этапе проводятся:

  • выявление и оценка химической обстановки;
  • первоочередные аварийные работы (включение противоаварийных систем, отключение поврежденного участка, установление контроля над аварийной установкой и т. п.);
  • спасательные работы;
  • оказание медицинской помощи пострадавшим;
  • тушение пожаров;
  • расчистка путей подхода людей и техники к местам проведения работ.

На втором этапе проводятся:

  • уточнение химической обстановки;
  • основные аварийные работы (локализация и ликвидация источника химического заражения, ремонтно-восстановительные работы);
  • санитарная обработка людей и обеззараживание (нейтрализация) химических заражений.

Конкретный перечень работ и порядок их планирования и выполнения определяется типом аварии, техническим состоянием аварийного объекта, масштабами химического заражения окружающей среды. Суть основных мероприятий ликвидации последствий химической аварии в следующем. Выявление химической обстановки состоит в определении методом прогнозирования или по данным разведки масштабов и степени химического заражения окружающей среды. Оценка химической обстановки включает определение влияния химического заражения окружающей среды на поведение персонала аварийного объекта, населения, проживающего вблизи этого объекта, действия сил РСЧС, участвующих в ликвидации аварии и ее последствий, а также обоснование мероприятий защиты. Выявление и оценка последствий химической аварии осуществляется первоначально методом прогнозирования, а в последующем проведением химической и инженерной разведки. Оперативный и достоверный прогноз позволяет правильно спланировать работы по ликвидации последствий аварии, определить оптимальное количество сил и средств, быстро провести работы по обеззараживанию территории объекта и местности. Данные разведки передаются в штаб руководства ликвидацией последствий аварии (КЧС) для обобщения и анализа. На основе данных разведки оцениваются последствия аварии, уточняется план ликвидации этих последствий. Выявление и оценка химической обстановки организуется силами и средствами химической разведки, в ходе нее определяются границы очага химического заражения АХОВ, направление распространения облака, зоны заражения, места скопления и застоя АХОВ, стойкость и количество выброшенного вещества. Кроме вышеперечисленного при ведении разведки определяются:

  • степень заражения АХОВ оборудования, зданий и сооружений, техники, воздуха, грунта, растительности и источников водоснабжения;
  • возможность безопасного пребывания производственного персонала и населения в районе аварии, а также возможность использования средств защиты;
  • наличие немаркированных и бесхозных емкостей с АХОВ, их содержание, а также содержание пролитых АХОВ.

В ходе химической разведки постоянно ведется контроль за изменением химической обстановки, особое место при химической разведке имеет фактор времени. Чем быстрее и достовернее будут получены первые результаты о химической обстановке и ее влияние на окружающую объект аварии среду, тем оперативнее будет принято решение на локализацию очага аварии, действия сил и их материальное обеспечение, ликвидацию последствий аварии. Химическую разведку и контроль ведут с начала аварии на объекте вплоть до полной ее ликвидации. По завершении всех основных работ, связанных с ликвидацией последствий аварии на ХОО, химический контроль за районами аварии передается местным санитарно-эпидемиологическим органам. Установление и поддержание режима химической безопасности осуществляется в целях максимально достижимого и оправданного снижения воздействия АХОВ на население, персонал аварийного объекта и участников ликвидации последствий химической аварии. Этот режим обеспечивается:

  • установлением особого порядка доступа в зону аварии;
  • целесообразным отбором участников ликвидации последствий химической аварии с обязательным их медицинским освидетельствованием и бесплатным личным страхованием;
  • проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • осуществлением химического контроля в зоне заражения и на выходе в «чистую» зону;
  • обеспечением спецодеждой, средствами индивидуальной защиты и медицинской помощью;
  • осуществлением работ по обеззараживанию.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) в очагах химического поражения планируются и ведутся с целью уменьшения воздействия поражающих факторов на персонал аварийного объекта и население, а также создания условий для восстановления работоспособности пострадавшего от аварии объекта. Вопросы подготовки и ведения АСДНР отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (планах действий по предупреждению химических аварий и ликвидации их последствий). Аварийно-спасательные работы включают:

  • разведку очага поражения;
  • локализацию и обеззараживание розливов АХОВ;
  • локализацию и тушение пожаров;
  • поиск и извлечение пораженных из завалов, заглубленных и закрытых помещений;
  • оказание пораженным первой помощи и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывод (вывоз) персонала объекта и населения из зон химического заражения в безопасные районы.

К неотложным работам относятся работы по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию производственному персоналу и населению, пострадавшим в результате химической аварии, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержанию их работоспособности. АСДНР в очагах возможного химического поражения планируются заблаговременно в ходе повседневной работы предприятия. Важнейшими требованиями при их проведении являются надежная защищенность и высокая профессиональная подготовка спасателей.

Санитарная обработка людей, обеззараживание одежды, обуви, средств индивидуальной защиты. При проведении работ по ликвидации последствий химической аварии, нахождении в зоне химического заражения личный состав формирований (подразделений), привлекаемых к ликвидации аварии и ее последствий, персонал объекта и население могут подвергнуться заражению АХОВ как в капельно-жидком, так и в парообразном состояниях. В целях недопущения поражения личного состава формирований (подразделений), персонала и населения, подвергшихся воздействию АХОВ, при наличии материальных средств и времени организуется и проводится их частичная или полная санитарная обработка. Частичная санитарная обработка осуществляется по распоряжению командиров формирований (подразделений), начальников цехов (смен), руководителей органов управления ГОЧС или самостоятельно в непосредственной близости от мест выполнения работ, а также после выхода из зоны химического заражения. При частичной санитарной обработке обрабатываются (промываются, протираются) открытые участки тела, одежда и обувь, подвергшиеся заражению. Частичное обеззараживание одежды, обуви и индивидуальных средств защиты производится каждым самостоятельно или в порядке взаимопомощи путем удаления ветошью видимых капель АХОВ и обильного смачивания заражённых участков нейтрализующими растворами и водой. Полная санитарная обработка персонала объекта, населения и личного состава формирований (подразделений), привлекаемых к ликвидации химической аварии и ее последствий, и полное обеззараживание их одежды, обуви и индивидуальных средств защиты проводится, как правило, при заражении жидкими АХОВ, имеющими высокую температуру кипения. Они проводятся по распоряжению руководителя работ по ликвидации последствий химической аварии, командиров формирований (подразделений) и представителей органов управления ГОЧС на пункте санитарной обработки, развертываемом подразделениями специальной обработки войск ГО, Минобороны России, имеющими дезинфикционно-душевые установки, или на санитарно-обмывочных пунктах (СОП) и станциях обеззараживания одежды (СОО), развертываемых на предприятиях и в учреждениях населенных пунктов. Полная санитарная обработка людей осуществляется путем обмыва всего тела водой с мылом с обязательной сменой белья, а при необходимости и одежды.

Локализация и обеззараживание источника химического заражения (разлившегося на подстилающей поверхности АХОВ) проводится с целью полного прекращения или максимального снижения скорости испарения разлившегося АХОВ, в результате чего очаг химического поражения ликвидируется полностью, либо размеры его могут значительно уменьшиться. Локализация и обеззараживание источников химического заражения (с учетом возможных типов химической обстановки при авариях на химически опасных объектах) может включать следующие основные операции: подавление паровой фазы первичного и вторичного облаков АХОВ; локализацию и обеззараживание (нейтрализацию) разливов АХОВ.

Основными способами локализации и обеззараживания источников химического заражения являются:

  • при подавлении облаков АХОВ – постановка жидкостных завес, способных поглощать пары АХОВ с последующим их осаждением на подстилающую поверхность;
  • при обеззараживании облаков АХОВ – постановка жидкостных завес с использованием нейтрализующих растворов, способных в результате химического взаимодействия переводить пары АХОВ в нетоксичное химическое соединение;
  • при локализации разлива АХОВ – обвалование разлива, сбор жидкой фазы АХОВ в приямки – ловушки, железнодорожные цистерны, аварийные емкости и т.п., засыпка разлившегося АХОВ сыпучими сорбентами, снижение интенсивности испарения покрытием зеркала разлива полимерной пленкой, пеной, разбавление разлива водой, введение в разлив загустителей;
  • при обеззараживании разлива АХОВ – заливка нейтрализующим раствором, разбавление водой с последующим введением обеззараживающих средств, засыпка сыпучими нейтрализующими веществами, засыпка твердыми сорбентами, а также загущение с последующим вывозом и сжиганием в специальном оборудовании (реакторах, печах и т.п.).

Техника, транспорт, инструмент и т.п., подвергающиеся химическому заражению при ликвидации последствий химической аварии, особенно связанной с выбросом высококипящих АХОВ, подлежат специальной обработке. Специальная обработка техники и транспорта может проводится, как на Пунктах специальной обработки (ПуСО) развертываемых на базе специальной войсковой техники, так и на базе моечных отделений гаражей предприятий и населенных пунктов. Обработка техники и транспорта производится с использованием следующих способов:

  • протирание щетками с обеззараживающим раствором;
  • смыванием из брандспойтов обеззараживающим раствором или водой.

Специальная обработка поверхностей зданий и сооружений производится обеззараживающими растворами, подаваемыми с помощью специальных машин типа ПМ, АРС и пожарных машин (с использованием специальных приспособлений для дробления струи). Горизонтальные поверхности в этих случаях обрабатываются протиранием заражённых поверхностей щетками.

Разлившиеся или рассыпавшиеся при аварии АХОВ в жидкой или твердой фазе, а также продукты их обеззараживания, находящиеся в концентрациях, способных вызвать отравления, химические ожоги, заболевания и гибель людей, животных и растений, подлежат сбору, транспортированию и уничтожению. Уничтожение АХОВ производится по распоряжению (по приказанию) руководителя работ по ликвидации последствий химической аварии. Сбор АХОВ в жидкой фазе производится, как правило, в специализированную герметичную тару (железнодорожные цистерны, бочки, емкости). При отсутствии тары или значительном удалении железнодорожных путей сбор АХОВ, если это не приведет к выходу из строя технических средств, может производится в автотранспортные цистерны и перевозится в них к местам слива в специализированную тару или к местам их обеззараживания. Сбор АХОВ в твердой фазе и их транспортировка производится в специализированной таре (бочках, контейнерах) или в специальных емкостях, которые при хранении и транспортировании герметизируются (закрываются, завариваются). Сбору и вывозу с места обеззараживания подлежат сорбенты, использованные для поглощения жидкой фазы АХОВ, представляющие опасность для людей и окружающей среды, а также верхний слой грунта на глубину впитывания АХОВ. Их сбор осуществляется в специальные емкости (сборники-контейнеры). Заполнение этих емкостей производится на 2/3 объема с последующей добавкой обеззараживающего вещества до полного объема емкости. Транспортирование АХОВ в жидкой и твердой фазе различными видами транспорта организуется и осуществляется в соответствии с требованиями правил и инструкций по перевозке АХОВ.

Источники: ГОСТ Р 22.8.05-99: Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования; Методические рекомендации по ликвидации последствий радиационных и химических аварий. Под общей редакцией Владимирова В.А. –М., 2005; Специальная обработка в ЧС // Физико-химические основы специальной обработки и ликвидация последствий химических аварий: Учебное пособие, часть 2. Макаров В.А., Артеменко Г.В., Кольцов Г.И. –Новогорск, 2000; Наставление по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при крупных авариях на химически опасных объектах. –М., 1999.

6.3. Оперативная ликвидация аварий в системах электроснабжения

6.3.1. Организация работ по предупреждению и ликвидации аварий

Трудно предположить, чтобы авария в системе электроснабжения могла произойти внезапно, без каких-либо признаков, предшествующих ее возникновению.

Долголетняя практика работы систем электроснабжения, их оснащенность противоаварийными приборами защиты, сигнализации, автоматики и различными блокировочными устройствами, как правило, дает возможность выявления предаварийных факторов и предоставляет некоторый промежуток времени для оценки возникшей ситуации и принятия соответствующих мер.

Аварийной ситуацией называется состояние системы электроснабжения, связанное с изменениями в нормальной работе оборудования, которые создают угрозу возникновения аварии.

Признаки аварии определяются отраслевыми нормативно-техническими документами, в частности, Инструкцией по предотвращению и ликвидации аварий в электрической части энергосистем, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 г. № 289. В инструкции рассмотрен порядок проведения работ при технологических нарушениях (авариях) в различных звеньях электрической части энергосистем и оперативной ликвидации аварий.

Оперативная ликвидация аварий представляет собой процесс отделения поврежденного оборудования (участка сети) от энергосистемы, а также производства операций с целью:

устранения опасности для обслуживающего персонала и оборудования, не затронутого аварией;

предотвращения развития аварии;

немедленного (в кратчайший срок) восстановления электроснабжения потребителей и качества электроэнергии (частоты и напряжения);

создания наиболее надежной послеаварийной схемы энергосистемы и отдельных ее частей;

выяснения состояния отключившегося во время аварии оборудования и возможности включения его в работу.

В аварийных ситуациях требуемые переключения производятся только оперативным персоналом в соответствии с инструкциями предприятий (организаций), с соблюдением норм и правил работы в электроустановках и с применением всех необходимых защитных средств.

Несмотря на то, что оперативный персонал контролирует работу автоматики, и при неправильных ее действиях переходит на ручное управление, ему следует неукоснительно соблюдать требование указанной инструкции не вмешиваться в работу защит, и только при отказе их действия выполнять ее функции.

Исполнению подлежат только те распоряжения, которые получены от непосредственного руководителя, лично известного работнику, получающему распоряжение.

В процессе ликвидации аварии все распоряжения диспетчера энергосистемы (по вопросам, входящим в его компетенцию) выполняются немедленно, за исключением распоряжений, способных представлять угрозу для безопасности людей и сохранности оборудования.

При ошибочном (по мнению персонала) распоряжении диспетчера, ему на это указывается, однако, если диспетчер подтвердит свое распоряжение, то персонал обязан его выполнить.

При возникновении аварийной ситуации исключительно важное значение для оперативного персонала приобретают связь и постоянная информация по существу возникшей проблемы; при необходимости все другие переговоры по существующей связи прекращаются.

В процессе организации работ по ликвидации аварии персоналу всех уровней (оперативному, административно-техническому и др.) надлежит находиться в определенных местах, указанных в инструкции. Основное внимание в инструкции уделяется местам нахождения в аварийной ситуации персонала электростанций.

Начальник смены электростанции при ликвидации общестанционной аварии должен находиться, как правило, в помещении главного (центрального) щита управления, а уходя из него, должен указать место своего нахождения.

Начальники смен тепловых цехов и старшие машинисты энергоблоков во время ликвидации аварии должны находиться на своих рабочих местах и принимать необходимые меры для поддержания нормальной работы оборудования, не допуская развития аварии в этих цехах (на энергоблоках).

Местонахождение начальника смены электроцеха и дежурного подстанции при ликвидации аварии определяется сложившейся конкретной обстановкой, о чем начальник смены электроцеха уведомляет начальника смены электростанции и персонал центрального щита управления, а дежурный подстанции – вышестоящий оперативный персонал.

Персонал, непосредственно обслуживающий оборудование, во время ликвидации аварии остается на своих рабочих местах, принимая необходимые меры к сохранению работоспособности оборудования, а если это невозможно, то к его отключению. В случае вынужденного ухода с рабочего места дежурный персонал должен сообщить о своем местонахождении вышестоящему оперативному персоналу.

Рабочее место может быть оставлено в следующих случаях:

при явной опасности для жизни;

для оказания первой помощи пострадавшему при несчастном случае;

для принятия мер по сохранению целостности оборудования;

по распоряжению работника, руководящего ликвидацией аварии.

Местонахождение диспетчера предприятия электрических сетей при ликвидации аварии (если он одновременно не является и дежурным подстанции) должно быть, как правило, в помещении диспетчерского пункта.

Персонал, не имеющий постоянного рабочего места (обходчики, дежурные слесари, резервный персонал и др.), при возникновении аварии немедленно поступает в распоряжение непосредственного руководителя и по его указанию принимает участие в ликвидации аварии.

Во время ликвидации аварии не производится приемка и сдача смены, а пришедший на смену оперативный персонал используется по усмотрению руководителя ликвидации аварии. Если ликвидация аварии требует длительного времени, допускается сдача смены по разрешению вышестоящего оперативного персонала.

Начальник смены электростанции должен знать, что помимо сообщения об аварии и нарушении режима работы электростанции ему также надлежит поставить в известность диспетчера энергосистемы о следующих нарушениях:

об автоматических включениях, отключениях, исчезновении напряжения, перегрузках и резких изменениях режима работы транзитных линий электропередачи и трансформаторов, по которым осуществляется связь электросетей различных напряжений;

о возникновении несимметричных режимов на генераторах, линиях электропередачи, трансформаторах, резком снижении напряжения в контрольных точках, перегрузке генераторов и работе системы автоматического включения резерва (АВР), возникновении качаний, внешних признаках КЗ как на электростанции, так и вблизи нее;

о работе защит на отключение, работе АВР, АПВ, частотного АПВ (ЧАПВ), режимной автоматики, об отключении генерирующего оборудования.

Если во время ликвидации потеряется связь (имеется в виду не только нарушение всех видов связи, но и невозможность в течение 2–3 минут связаться с вышестоящим персоналом из-за его занятости, плохой слышимости и перебоев), то оперативный персонал может самостоятельно выполнять работы по ликвидации аварии с последующим уведомлением вышестоящего оперативного персонала (независимо от наличия или потери связи). Перечень операций, которые самостоятельно проводит оперативный персонал при потере связи, приводится в инструкции предприятия. В ней также указывается перечень операций, которые оперативным персоналом при потере связи самостоятельно не выполняются.

Оперативный персонал обязан выполнять распоряжения только вышестоящего оперативного персонала. Распоряжения оперативному персоналу руководителей энергообъединения, электростанции, предприятия и их структурных подразделений по вопросам, входящим в компетенцию вышестоящего оперативного персонала, могут выполняться только по согласованию с ним.

Все оперативные переговоры с начала возникновения аварии и до ее ликвидации должны записываться на магнитофон или жесткий диск компьютера.

Весь персонал, находящийся во время аварии на электростанции, включая начальников цехов, в вопросах, связанных с ликвидацией аварии, должен выполнять распоряжения начальника смены станции.

Во время аварии на щите управления блока, электростанции, подстанции, в помещении диспетчерского пункта предприятия или района электрических сетей энергосистемы и т. д. разрешается находиться только тем, кто непосредственно участвует в ликвидации аварии, а также лицам из числа административно-технического персонала и специалистам технологических служб. Список таких лиц определяется в установленном порядке.

Все переключения в аварийных условиях производятся в соответствии с требованиями ПТЭ и МПБЭЭ (см. п. 6.2.4).

Инструкция указывает порядок выполнения самостоятельных действий по ликвидации аварий оперативным персоналом электростанций и подстанций, а именно:

при подаче напряжения на обесточенные участки электрической сети и РУ напряжением 110 кВ и выше оперативный персонал проверяет наличие заземленной нейтрали со стороны питания (то же относится и к кабельным сетям напряжением 35 кВ, работающим с глухим заземлением нейтрали);

при опробовании напряжением отключившегося оборудования персонал немедленно вручную отключает выключатели при включении их на КЗ и отказе защиты или при неполнофазном включении. Признаком КЗ является резкое понижение напряжения одновременно с броском тока;

при опробовании напряжением отключившихся линий персонал предварительно отключает устройство АПВ, если последнее не выводится из действия автоматически, и производит необходимые переключения в устройствах противоаварийной автоматики;

при опробовании напряжением отключившейся линии класса напряжений 330 кВ и выше и длиной более 200 км персонал подготавливает режим сети по напряжению. Подготовка этого режима объясняется возможным значительным повышением напряжения выше допустимого на подстанции, с которой производится опробование, особенно на другом конце линии.

При ликвидации аварии в первую очередь напряжение подается на шины обесточенной электростанции.

Включение отключившегося оборудования допускается только после анализа действия защит, отключивших оборудование во время аварии.

По окончании ликвидации аварии работник, руководивший ликвидацией, составляет сообщение об аварии по установленной форме.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *