Лишение специального права

УДК 342.924

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

К.В. Баев

Аннотация. В статье дается определение специального права. Рассматриваются виды специальных прав, сущность лишения специального права как вида административного наказания.

ключевые слова: специальное право, виды прав, лишение права, административное правонарушение.

Keywords: special law, types of the right, deprivation of right, administrative offence.

Личность в юридической науке рассматривается в качестве носителя прав и обязанностей. Права и обязанности личности устанавливают общие рамки социально активной деятельности человека, и одновременно эти права и обязанности являются способом поощрения той деятельности, которая выгодна обществу.

Субъективные права физических и юридических лиц по правовому источнику их возникновения можно разделить на две группы:

■ права, возникающие непосредственно на основе нормативного акта, в частности, конституционные права граждан (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на жилище, на образование, на охрану здоровья и т.д.);

■ права, основанные на индивидуальном юридическом акте. Другими словами, для возникновения субъективного права необходим специальный индивидуальный акт управления, который предопределяет предоставление такого права.

Таким образом, специальное право можно определить как право субъекта административно-правовых отношений заниматься определенной деятельностью, предоставленное ему индивидуальным юридическим актом управления. В то же время законодатель прямо указывает

на то, что понятие лишение специального права применимо только в отношении физических лиц (статья 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Далее будут рассмотрены следующие виды специальных прав:

1. Право на охоту.

2. Право на управление транспортными средствами.

3. Право на участие в обороте гражданского оружия.

Под оборотом оружия в данном случае понимаются действия с гражданским оружием (приобретение, хранение, хранение и ношение, транспортировка, коллекционирование и т.д.), осуществляемые в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

4. Право на оказание охранных услуг гражданином в составе негосударственных охранных структур.

1. Право на охоту — право на осуществление деятельности, связанной с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Указанное право предоставляется гражданину, признанному охотником, при выполнении требований Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Статус охотника подтверждается выдачей гражданину в порядке статьи 21 указанного закона охотничьего билета органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Департамент по охране объектов животного мира субъекта РФ).

Охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума. Охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер.

2. Право на управление транспортным средством. Порядок оформления указанного права зависит от вида транспорта.

2.1. Право на управление транспортным средством (авто- и мототранспорт).

Водители являются распространенной категорией среди субъектов административной ответственности. Согласно п. 1.2. Правил дорожного

движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090, водителем является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Порядок получения гражданином специального права на управление транспортным средством определен Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» . Согласно пункту 1 статьи 27 данного Федерального закона, право на управление транспортными средствами (устройствами, предназначенными для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них) предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, и при соблюдении условий о возрасте и состоянии здоровья, определенных статьей 25 этого же Федерального закона. В силу пункта 2 статьи 27 право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением установленного образца, выдаваемым в соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 №711 (ред. от 01.06.2013), Госавтоинспекцией.

2.2. Право на управление самоходными машинами (трактор, снегоход и т.д.).

Специальное право гражданина на управление самоходной машиной (допуск к управлению самоходными машинами) гражданин получает в порядке, определенном в Правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 №796 (ред. от 05.06.2011), и Инструкции о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденной Приказом Минсельхозпрода России от 29.11.1999 №807 (ред. от 03.04.2013).

2.3. Право на управление воздушным судном.

Как следует из пункта 1 статьи 53 Воздушного кодекса РФ , условием допуска к деятельности по управлению воздушным судном является наличие соответствующего свидетельства. Выдача свидетельств специалистам гражданской авиации осуществляется в соответствии с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положением о классификации специалистов гражданской авиации от 19.12.1988 №44/И.

Основанием для выдачи свидетельств является решение соответствующей квалификационной комиссии — Высшей квалификационной комиссии ФАС России, региональных квалификационных комиссий и местных квалификационных комиссий.

2.4. Право управления судном морского и внутреннего водного транспорта.

Согласно части первой статьи 54 Кодекса торгового мореплавания РФ , к занятию должностей членов экипажа судна, за исключением должностей членов экипажа судна, используемого для промысла водных биологических ресурсов, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства. Порядок выдачи таковых определен в Положении о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденном Приказом Минтранса России от 15.03.2012 г. №62.

2.5. Право на управление маломерными судами.

Право на управление маломерными судами предоставляется в ходе процедур, предусмотренных Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 №502 и Правилами аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 №498 (ред. от 21.07.2009).

3. Право на участие в обороте гражданского оружия.

В настоящее время к гражданам РФ, имеющим право на владение оружием, относятся не только охотники. Указанное право предоставлено Федеральным законом «Об оружии» владельцам оружия самообороны, спортсменам, коллекционерам оружия. Статья 13 указанного закона определяет права граждан на приобретение оружия при соблюдении определенных условий — возраст, состояние здоровья, отсутствие судимости за совершение умышленного преступления, наличие постоянного места жительства и т.д.

Постановлением Правительства РФ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» право выдачи разрешительных документов предоставлено органам внутренних дел.

Процедура оформления и выдачи гражданам разрешительных документов на совершение определенных действий с оружием (лицензий на приобретение оружия, разрешений на: хранение оружия, хранение и ношение оружия, транспортировку оружия и т.д.) закреплена в инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от 12.04.1999 №288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 г. №814, а также «Административными регламентами» МВД РФ.

4. Право на оказание охранных услуг гражданином в составе негосударственных охранных структур.

В соответствии с действующим законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицензия на осуществление частной охранной деятельности выдается только юридическим лицам, специально созданным для осуществления данной деятельности. Гражданин может оказывать охранные услуги только в составе негосударственного охранного предприятия. При этом он должен обладать определенной квалификацией и правовым статусом, подтвержденным удостоверением частного охранника. «Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника…» — статья 11.1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника определен Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (ред. 27.12.2012).

Как можно видеть, все рассмотренные виды специальных прав соответствуют данному в начале статьи определению.

Лишение специального права занимает особое место среди административных взысканий и играет значительную роль в борьбе с административными правонарушениями. Гражданин может быть лишен ранее предоставленного ему специального права за совершенные административные проступки. Часть 1 статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое

или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями особенной части настоящего кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями особенной части настоящего кодекса. Лишение специального права назначается судьей.

Суть этого административного взыскания состоит в лишении правонарушителя ранее официально предоставленного ему специального права заниматься определенной деятельностью за нарушение порядка осуществления данного права. Обычно такое нарушение создает угрозу жизни и здоровью самого нарушителя, окружающих лиц, объектам собственности, природе. Применение указанной санкции связано с ограничением правовой сферы виновного лица, с лишением его на время определенного субъективного права, и отвечает задачам законодательства об административных правонарушениях.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (статья 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

ЛИТЕРАТУРА

1. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. №30. Ст. 3735.

3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ // Собрание законодательства РФ-1997. №12. Ст. 1383.

5. Об оружии: Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст. 5681.

6. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 21.07.1998 №814 // Собрание законодательства РФ. 1998. №32. Ст. 3878.

К.В. Баев, магистрант,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: bkv2711@bk.ru

Новая редакция Ст. 3.8 КоАП РФ

1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей.

2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

4. Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 3.8 КоАП РФ

1. Лишение лица, совершившего правонарушение, ранее предоставленного ему специального права при наличии подтверждающих разрешительных документов как мера административной ответственности подразумевает принудительную реализацию (хотя четкое определение в Кодексе отсутствует). Формулировка «за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом» является условием, при котором государственные органы не только имеют право, но и обязаны привлечь гражданина к административной ответственности, что является материально-административной гарантией привлечения данного лица к административной ответственности.

Реализация данной меры наказания назначается судьей — мировым судьей.

2. Установленный срок лишения не может быть менее одного месяца и более двух лет (с 1 января 2008 г. — менее одного месяца и более трех лет), что обеспечивает понимание правонарушителем того обстоятельства, что повторное совершение аналогичного правонарушения вновь повлечет неприятные последствия, а с другой стороны, правонарушитель не лишается надежды вновь получить утраченное право и осуществлять практическую его реализацию.

3. В качестве исключения из общего правила в соответствии с принципом гуманизма лишение специального права не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, что не подразумевает освобождения его от административной ответственности. Однако управление транспортным средством в состоянии опьянения, уклонение от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставление указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, управомочивает федеральные исполнительные органы (должностных лиц) привлечь это лицо к ответственности и обеспечивает условия для вынесения судебного решения и применения в виде меры административной ответственности данного вида наказания в соответствии с частями 1 и 3 статьи 12.8, статьей 12.26, частью 2 статьи 12.27 (см. комментарии к указанным статьям).

4. Также государство гарантирует лицам, для которых, например, охота является основным законным источником средств к существованию, что лишение специального права в виде права охоты не будет к ним применено, однако это не означает освобождения данной категории лиц от административной ответственности.

5. Различаются следующие виды лишения прав: охоты (ч. 1 ст. 8.37 КоАП); лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3 КоАП); лишение права управления воздушным судном (ст. 11.5 КоАП); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 КоАП и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 КоАП) и др.

6. Органы, исполняющие постановление судьи о лишении специального права, а также порядок исполнения постановления о применении данного административного наказания определены соответственно ст. 32.5, 32.6 КоАП (см. комментарии к указанным статьям).

Другой комментарий к Ст. 3.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Из смысла и содержания этой статьи вытекает два вида запрета: лишение права управления транспортными средствами и лишение права охоты.

В данной статье в отличие от прежнего КоАП РФ не предусмотрено лишение специального права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Данный вид административного наказания значительно ограничивает возможности тех правонарушителей, которые своими противоправными действиями могут нанести вред и ущерб безопасности, здоровью, жизни отдельных граждан. Особенно это касается права на управление транспортным средством. Транспортное средство является источником повышенной опасности, требует определенных навыков вождения, знания правил дорожного движения, достижения определенного возраста, соответствующего состояния здоровья.

Применение лишения специального права управления влечет за собой запрет заниматься определенной деятельностью: для водителя-профессионала — запрет работать по специальности, а для водителя-любителя — запрет управлять принадлежащим ему транспортным средством. Лишение права охоты означает запрет заниматься охотой.

2. Основанием назначения данного вида наказания является прямое установление его в санкциях Особенной части КоАП РФ и только в качестве основного административного наказания. Так, административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством устанавливается за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст.12.8); превышение установленной скорости (ст.12.9); нарушение правил движения через железнодорожные пути (ст.12.10); нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст.12.15) и др.

3. Лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Указанные критерии характеризуют не только объективную сторону административного правонарушения, но и указывают на применение данного наказания в исключительных случаях.

4. Ранее право налагать административное наказание в виде лишения специального права относилось к компетенции различных надзорных органов. Теперь лишение специального права назначается судьей.

5. Как и прежде, срок лишения специального права имеет относительно-определенный характер и назначается в пределах санкций статей Особенной части. Например, превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час может повлечь лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев (ст.12.9). Однако изменились общие минимальные и максимальные их временные границы. Минимальный срок лишения специального права не может быть менее одного месяца, а максимальный — более двух лет.

6. По смыслу данной статьи лишение специального права применяется к физическим лицам. Ее предписания предусматривают следующие ограничения применения лишения специального права:

лишение специального права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся;

лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *