Локальные системы оповещения создаются на

Локальная система оповещения (ЛСО)

Важнейшим условием для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе и возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий, катастроф является своевременное оповещение его. Создание автоматизированных систем оповещения — одно из главных мероприятий по защите населения. Первоочередной задачей штабов ГО потенциально-опасных объектов является создание локальных систем оповещения руководящего состава РСЧС и информирование населения, проживающего в районах их размещения.

Локальная система оповещения – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения. Система централизованного оповещения объекта экономики строится на базе городской, а также производственной сети связи и сети проводного вещания объекта с применением специальной аппаратуры. В качестве средств оповещения здесь используются электрические и электронные сирены, уличные и абонентские громкоговорители. Процесс оповещения не должен превышать 5 минут, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до соответствующих органов управления и населения заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны затопления.
Программно-аппаратный комплекс АСО предназначен для организации оповещения и информирования населения территориального, местного и объектового уровней управления РСЧС. Разработан на общих системных принципах автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС и Автоматизированной системы объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (АС ОСОДУ). Соответствует требованиям нормативных документов МЧС РФ и Федерального законодательства РФ. Создавался при научно-методической поддержке ФЦ ВНИИ ГОЧС.

Комплекс построен на оборудовании АСО, которое включено в табель положенности МЧС РФ и широко применяется в его подразделениях. При создании комплекса в применении к локальным системам оповещения потенциально-опасных объектов прежде всего ставилась задача возможности его двойного применения.
Комплекс и его элементы могут использоваться не только для отработки задач РСЧС, но и для технологических целей, что делает его применение экономически привлекательным. При этом комплекс сопрягается с территориальной АСЦО, построенной как на новом оборудовании комплекса АСО, так и на старом оборудования П-160 – П-164, и может управлять существующими электросиренами и радиотрансляционными узлами предприятий. Основание для создания локальных систем оповещения: • Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11.11.94 г.; • Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» № 177 от 1.03.93 г.; • Постановление Правительства Российской Федерации «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов» №178 от 01.03.93 г.; • Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.95 г. • Приказ МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК «Об утверждении Положения о системах оповещения Гражданской обороны» от 7.12. 1 998 г. № 701/212/803. Чрезвычайные ситуации, возникающие на потенциально-опасных объектах можно классифицировать на две основных группы: • Чрезвычайные ситуации, последствия которых выходят за пределы предприятий. • Чрезвычайные ситуации, связанные с авариями и сбоями в технологическом цикле, которые не представляют опасности для населения, но в результате, которых предприятия из-за простоя терпят значительные убытки.

ЛСО решает следующие задачи:
Оповещение и информирование персонала потенциально-опасного объекта (ПОО) и населения, проживающего в районе его размещения, при появлении угрозы их жизни и здоровью о способах защиты и действиях в сложившейся ситуации;
Оповещение руководящего состава ПОО, органов управления РСЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС, организаций и учреждений, расположенных в 2,5 км зоне возможного заражения об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Опыт применения комплекса АСО для построения ЛСО ПОО показал, что новый комплекс имеет следующие преимущества:
Применение системы громкоговорящей связи позволило снять с эксплуатации электросирены и применять данное оборудование одновременно для озвучивания территории предприятия, производственных и административных помещений, а при необходимости и прилегающей территории:
Для оповещения работников предприятия и населения прилегающих территорий по сигналам РСЧС как в режиме сиренного звучания, так и режиме передачи речевой информации;
Для оповещения работников по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Для передачи объявлений различного назначения;
Для трансляции радиопрограмм. При этом зона озвучивания выбирается исходя из необходимости в соответствии с прогнозом возможной обстановки.

Применение системы АСО позволило снять с эксплуатации аппаратуру СЦВ (стоимость оповещения абонента аппаратурой АСО в 35-40 раз ниже, чем аппаратурой СЦВ) и применять данное оборудование методом передачи речевых сообщений по служебным, домашним, сотовым и другим телефонам для оповещения:
Руководителей предприятия и других организаций, работников предприятия, органов КЧС, диспетчерских и оперативных служб, аварийно-спасательных служб по сигналам РСЧС, по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Руководителей и работников предприятия по сигналам мобилизационной готовности;
Работников предприятия для передачи срочных информационных сообщений как в рабочее время по служебным телефонам, так и в не рабочее время по домашним и сотовым телефонам.

Развертывание ЛСО различных ПОО на базе комплекса АСО показало во всех случаях значительный экономический эффект как на стадии развертывания, так и при эксплуатации. Эксплуатация ЛСО на базе комплекса АСО показала:
Высокую гибкость системы, возможность создания множества вариантов оповещения на основе прогноза возможной обстановки, обусловленных принципом работы, в том числе и по коммутируемым каналам связи, сетям передачи данных;
Возможность ее интеграции в АС ОСОДУ;
Возможность ее двойного применения;
Автоматизированное управление процессом оповещения от АСЦО города и области;
Сопряжение с существующей системой оповещения, выполненной на аппаратуре П-164 и П-160 на аппаратном и программном уровнях;
Документирование распоряжений на оповещение органов управления, КЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС;
Высокую оперативность в работе, возможность ее использования для сбора и обмена оперативной информацией;
Возможность оповещения руководящего состава в системах сотовой и транкинговой связи;
Возможность совмещения в одной аппаратуре (система громкоговорящей связи) функций электросиренного озвучивания и звукофикации территорий и объектов;
Небольшие капиталовложения на ее создание (в 30-40 раз меньше по сравнению с П-164);
Низкую стоимость, а в некоторых случаях и отсутствие затрат на эксплуатационно-техническое обслуживание;
Применение различных каналов связи при построении в зависимости от существующих возможностей, экономической целесообразности;
Размещение аппаратуры на пунктах управления РСЧС. Эксплуатация систем на различных потенциально-опасных объектах показала их высокую эффективность, надежность, гибкость и оперативность при проведении различных вариантов оповещения во время еженедельных проверок и задействовании по назначению в ходе учений и реальных чрезвычайных ситуациях.

Последняя правка: 14.12.2016

Создание Локальных систем оповещения

Общие понятия

Локальная система оповещения или Система оповещения потенциально-опасного объекта — cоставная часть нижнего звена многоуровневой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемая на потенциально опасных объектах.

Создаются и поддерживаются в работоспособном состоянии организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности1.

1 п. 3 ст 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»

В зависимости от назначения потенциально опасного объекта определены зоны действия (озвучивания) локальных систем оповещения, которые составляют2:

  • для ядерно и радиационно опасных объектов — в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
  • в районах размещения химически опасных объектов — в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
  • в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) — на расстоянии до 6 км от объектов.

2 № 178 от 01.03.1993 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения

потенциально опасных объектов»). Постановление Правительства Российской Федерации

Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до3:

  • руководителей и персонала объекта;
  • объектовых сил и служб гражданской обороны;
  • руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
  • оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района;
  • населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения

3 701/212/803 от 17 декабря 1998 года701/212/803 от 17.12.1998 «Положение о системах оповещения гражданской обороны», введенное приказом МЧС России

Состав комплекса технических средств Локальной системы оповещения определяется по итогам разработки проектной документации на основании:

  • технического задания, согласованного ГУ МЧС России по Ленинградской области
  • технических условий ГКУ «Объект №58 Правительства Ленинградской области»

Этапы ввода в эксплуатацию

Рекомендуется следующая последовательность выполнения работ по реализации Локальной системы оповещения:

1 этап – разработка и согласование проектной документации, а также технического задания с ГУ МЧС России по Ленинградской области и ГКУ «Объект №58 Правительства Ленинградской области»;

2 этап – создание командного комплекса локальной системы оповещения на территории объекта;

3 этап – создание элементов локальной системы оповещения в регламентированной зоне озвучивания.

4 этап – создание элементов локальной системы оповещения на территории объекта;

5 этап – приемка в промышленную эксплуатацию с разработкой инструкций по эксплуатации, инструкций для эксплуатационного персонала и персонала, производящего техническое обслуживание и ремонт; проведение обучения персонала, разграничение зон ответственности и внесение изменений в должностные инструкции; формирование приказов по предприятию о вводе Локальной системы оповещения в опытную и промышленную эксплуатацию;

Проектные решения

При создании Локальной системы оповещения должна быть произведена оценка имеющихся (действующих) аналоговых и цифровых средств оповещения на территории объекта, построенных на базе П-160, П-164, П-166, КТСО-Р, КТС ТРВ и ОКСИОН, и определение возможного их сопряжения с проектируемым комплексом технических средств оповещения.

Основной вклад в стоимость реализации Локальной системы оповещения вносит количество и мощность средств усиления и воспроизведения сигналов оповещения. Выбор типа, количества и мощности громкоговорителей определяется на основании результата расчета уровней звукового давления, который производится, исходя из следующих критериев*:

  • данных измерения уровней шумов (при проведении измерений и определении точек измерений особое внимание необходимо обратить на места повышенного шумового фона, а также места с наибольшей плотностью пребывания населения);
  • высот подвеса громкоговорителей и необходимой зоны озвучиваемости, определенной техническим заданием (или зоны действия Локальной системы оповещения);
  • размеры выходных отверстий и уровни характеристической чувствительности громкоговорителей (данные характеристики указываются в технической документации к оконечным средствам оповещения);
  • климатических особенностей района;
  • учет затухания звуковых волн в воздухе (вязкость среды и зависимость молекулярного затухания звуковой волны учтены в зависимости от частоты, а также температуры и относительной влажности);
  • превышение уровня звукового давления, создаваемого рупорными громкоговорителями, над уровнем шума не менее 15 дБ.
  • определением целевых площадей озвучиваемости в регламентируемой зоне действия Локальной системы оповещения.

Тип и мощность усилительно-коммутационного блока выбирается, исходя из суммарной мощности рупорных громкоговорителей с учетом рекомендуемого запаса или последующего расширения системы оповещения.

* — для выбора оптимального количества громкоговорителей и снижения затрат на последующую реализацию локальной системы оповещения при выполнении акустических расчетов используется сервис ООО «Инфострата».

При создании командного комплекса должно быть применено оборудование, позволяющее осуществлять прием сигналов оповещения от РАСЦО и КСЭОН Ленинградской области. В качестве составляющего оборудования оперативного дежурного командного комплекса устанавливается оборудование для циркулярного управления Локальной системой оповещения и для подачи сигнала о чрезвычайной ситуации на вышестоящее звено РАСЦО.

Для сопряжения оборудования командного комплекса с усилительно-коммутационным оборудованием, применяемым для оповещения в зоне действия Локальной системы оповещения, устанавливаются блоки сопряжения, позволяющие организовывать взаимодействие посредством проводных и беспроводных каналов связи.

Кроме организации каналов связи с оборудованием оповещения на территории объекта и оборудованием, расположенным на территории зоны озвучиваемости (зоны действия) Локальной системы оповещения, должна быть предусмотрена организация основных и резервных каналов сопряжения оборудования командного комплекса с РАСЦО и КСЭОН Ленинградской области.

ООО «КСЭОН» выполняет полный комплекс работ по созданию Локальных систем оповещения, производит сдачу в промышленную эксплуатацию, осуществляет эксплуатационно-техническое обслуживание. Для получения консультации или предложения на выполнение работ — позвоните нам (812) 309-01-85 или отправьте запрос на ooo@kse—on.ru.

Указ Президента Российской Федерации от 13.11.2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2004 № 1327-р «Об обеспечении граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов».

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».

Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

Приказ МЧС России, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» от 25.07.2006 № 422/90/376.

ГОСТ Р 55199–2012 «Гражданская оборона. Оценка эффективности топологии оконечных устройств оповещения населения. Общие требования».

ГОСТ Р 55201–2012 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства».

СП 133.13330.2012 «Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования».

РД 50-34.698-90 «Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов».

ВРД 39-1.10-069-2002 «Положение по технической эксплуатации газораспределительных станций магистральных газопроводов».

ВСН 64-86/Минхимпром «Методические указания по установке сигнализаторов и газоанализаторов контроля довзрывоопасных и предельно допустимых концентраций химических веществ в воздухе производственных помещений».

Приказ ОАО «Газпром» от 10.11.2011 № 324 «Об утверждении Положения о корпоративной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАО «Газпром» и порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в ОАО «Газпром».

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, утвержденные МЧС России от 24.12.2002.

Временные методические рекомендации по реконструкции (созданию) локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО) – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, 2011. (Утверждены МЧС России от 25.11.2011.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *