Местное самоуправление закон

«Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (под ред. В.И. Шкатуллы) («Юстицинформ», 2005)

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Под общей редакцией
заслуженного юриста, профессора
В.И. ШКАТУЛЛЫ
АВТОРЫ КОММЕНТАРИЯ:
Борзунова Ольга Александровна, Государственный советник РФ 3 класса, канд. юрид. наук — главы 7, 9 (совм. с Кирилиным А.В.), 10.
Замотаев Андрей Александрович, Государственный советник РФ 1 класса — главы 1 — 3 (совм. с Кирилиным А.В.).
Кирилин Алексей Владимирович, зам. директора Института политологии Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, канд. юрид. наук — главы 1 — 3 (совм. с Замотаевым А.А.), 8, 9 (совм. с Борзуновой О.А.).
Краснов Юрий Константинович, докт. юрид. наук, профессор Московского государственного института международных отношений (Университета) — главы 10 — 11.
Сытинская Мария Владимировна, юрист — глава 4.
Шкатулла Владимир Иванович, ведущий научный сотрудник отдела социально-культурного законодательства и социологии права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, канд. юрид. наук, заслуженный юрист РФ — главы 5, 6.
ВВЕДЕНИЕ
Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.
Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение ни в коей мере не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.
В Российской Федерации общие принципы организации местного самоуправления определены гл. 8 Конституции РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Местное самоуправление за основу берет по меньшей мере двадцать пунктов ч. I Хартии местного самоуправления, при этом примерно десять являются обязательными: ст. 2, ст. 3, п. п. 1 и 2; ст. 4, п. п. 1, 2 и 4; ст. 5; ст. 7, п. 1; ст. 8, п. 2; ст. 9, п. п. 1 — 3; ст. 10, п. 1; ст. 11.
Эффективность работы органов местного самоуправления зависит от следующих факторов:
1) выбранной структуры управления местными делами;
2) профессионализма и человеческих качеств служащих и выборных лиц;
3) профессионализма глав администраций, их умения организовывать труд служащих, степени владения ими методик управления персоналом служащих, владения методик развития территорий, развития демократии;
3) достаточного финансирования для выполнения своих функций;
4) разумного разделения труда среди служащих;
5) ответственности служащих перед населением;
6) качества федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении;
7) качества муниципальных правовых актов — решений по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятых населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления;
8) правовой культурой населения и служащих;
9) развитости форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления: местного референдума, муниципальных выборов, отзыва депутатов, схода граждан, публичных слушаний, собрания, конференций, опроса граждан;
10) активности населения, осуществляющего местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, в том числе правотворческой инициативы, и т.п.
Без ущерба для более общих законодательных положений местные органы власти должны иметь возможность сами определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.
Условия работы служащих органов местного самоуправления должны быть такими, чтобы можно было обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета опыта и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, вознаграждения и продвижения по службе.
Согласно Хартии местные органы власти должны иметь возможность самим определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.
Если местное самоуправление осуществляет от 20 до 28 функций, то персонал служащих должен был бы включать именно столько специалистов. Иными словами, сколько функций осуществляет местное самоуправление, столько специалистов и должны их реализовывать. Специалисты должны иметь компетенцию для развития своего направления. Сделать это непросто, но возможно. Например, разумно укрупняя территории. Такое укрупнение, во-первых, позволяет более профессионально, а значит, и результативно решать местные вопросы; во-вторых, позволяет обладать большими средствами для решения местных вопросов. Другое направление совершенствования местного самоуправления — это работа над местными вопросами в направлении их группировки, объединений и разъединений. Третье направление совершенствования местного самоуправления состоит во включении в штат муниципальных служащих на бесплатной основе.
Условия работы служащих органов местного самоуправления должны быть такими, чтобы можно было обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета опыта и компетентности, человеческих качеств; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, вознаграждения и продвижения по службе. Обязательным для результативной работы является разделение труда, позволяющее служащему более результативно выполнять свои обязанности.
Органы местного самоуправления составляют одну из главных основ любого демократического строя. Местное самоуправление содержит огромный потенциал развития политической, правовой культуры населения, демократии, государства, гражданского общества. Это означает, что, развивая местное самоуправление, повышая его эффективность, государство развивает гражданское общество, демократию и в итоге повышает свою конкурентоспособность.
В основе местного самоуправления лежит потребность населения в свободе, равенстве прав.
Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право:
1) участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (непосредственная форма участия граждан в управлении наиболее полно отражает суть самоуправления по сравнению с участием через представителей);
2) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к демократическим принципам, разделяемым всеми демократическими государствами современности.
Это право непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне. Местное самоуправление — это максимально приближенное к гражданину управление.
Развитие местного самоуправления означает, согласно Европейской хартии местного самоуправления (ETS N 122), развитие политической, административной и финансовой независимости (самостоятельности) органов местного самоуправления.
Существование облеченных реальной ответственностью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и одновременно приближенное к гражданину управление общими делами.
Государство тогда может достигнуть максимальной эффективности или уровня развития, когда оно будет основано на принципах демократии и отвечающей запросам времени разумной централизации и децентрализации власти, что дает эффективная вертикаль власти и развитое местное самоуправление.
Европейская хартия гласит, что публичная власть должна преимущественно осуществляться органами власти, наиболее близкими к гражданину. Предоставление полномочий органу более высокого уровня должно производиться только тогда, когда требования координации и объема поставленной задачи, а также требования эффективности и экономии не позволяют решить ее на более низком уровне.
Этот принцип и может быть положен в определении вопросов местного значения, которые составляют компетенцию местного самоуправления.
Существует два пути развития государства с учетом множества политических сил, претендующих на лидерство и предлагающих нации свои модели развития государства:
1) компромисс между политическими силами при выборе направлений развития государства и программ развития государства;
2) приближение к идеалу конкурентоспособного государства.
Второй путь наиболее эффективный. Для его реализации необходимо выбрать модель эффективного государства и принять ее на референдуме. Модель должна содержать основные характеристики состояния государства в сравнении с характеристиками других государств, например стран «Большой семерки». Характеристики должны включать и показатели состояния государства: его политической, экономической, социальной сфер. Характеристики — это социальные стандарты, которые могут быть положены в основу развития государства.
Огромное значение в развитии местного самоуправления имеет привлечение молодежи к решению проблем на местном уровне. Такое привлечения позволяет молодым людям непосредственно участвовать в жизни своего поселения или регионального образования.
Такой подход является особенно важным для молодежи, если она стремится участвовать в жизни улицы, квартала или района, а также активно содействовать изменениям в социальной сфере.
В качестве фактора социальной интеграции «активность на местном уровне» позволяет молодежи лучше преодолевать двойственный аспект современной городской жизни: с одной стороны, замкнутость и безымянность, с другой — общественная жизнь и стремление изменить положение вещей.
Основные направления деятельности на местном уровне по привлечению молодежи к местному самоуправлению содержатся в Европейской хартии об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований.
Эта Хартия не является исчерпывающим перечнем того, что надо сделать, чтобы молодые люди научились лучше жить вместе. Она всего лишь определяет некоторые основные направления, чтобы облегчить участие молодежи в решении тех вопросов, которые ее касаются.
Таким образом, действуя и размышляя вместе с молодыми людьми — а не только в интересах молодежи, — депутаты и руководители на местном и региональном уровнях действительно предоставят молодежи возможность сформировать свои собственные взгляды на повседневную жизнь, стать настоящими гражданами своей коммуны и регионального образования.
Конкретные направления деятельности, которые муниципалитеты и другие территориальные образования обязуются проводить для большего участия молодежи в жизни муниципальных и региональных образований, включают:
1) организацию досуга и объединение в ассоциации;
2) трудоустройство молодежи и борьба с безработицей среди молодежи;
3) политику в области жилья и градостроительства;
4) политику в области образования и профессионального обучения, которая способствует активизации участия молодежи в жизни коммун;
5) политику мобильности молодежи как средства достижения большего экономического равновесия между регионами в Европе;
6) превентивные меры в социальной области и в сфере здравоохранения;
7) программу создания информационных центров и банков данных для молодежи;
8) деятельность, направленную на предоставление равных возможностей для мужчин и женщин;
9) специфику сельских районов;
10) особые направления деятельности в области культуры;
11) деятельность по охране окружающей среды.
Участие молодежи в жизни муниципальных и/или региональных образований вписывается в общую политику, основанную на логической взаимосвязи разных видов деятельности по конкретным направлениям, муниципалитеты и другие территориальные образования. Муниципальным органам целесообразно использовать принципы настоящей Хартии и внедрять различные предписываемые ею формы участия, согласуя их с представителями молодежи.
Принципы Хартии и различные формы участия, предлагаемые ею, адресованы всем молодым людям, без какой бы то ни было дискриминации, в частности, по отношению к этническим, расовым, национальным, социальным или культурным меньшинствам.
Организация досуга, молодежные ассоциации. Муниципальные и региональные образования могут проводить политику, направленную на организованную социально-культурную деятельность — молодежные ассоциации и организации, молодежные группы и центры, которые вместе с семьей, школой или коллективом по месту работы:
1) являются местом социального общения в муниципалитетах или региональных образованиях;
2) продолжают оставаться лучшим средством организации участия молодежи в проведении политики как в области спорта, культуры, ремесел, музыкального и театрального творчества, изобразительного искусства, так и в социальной сфере.
Учитывая способность молодежи к разработке микропроектов и осуществлению их на местном уровне, муниципальные и региональные образования могут содействовать развитию гибких форм и структур молодежных объединений, таких как молодежные центры и группы, которые молодежь организует самостоятельно.
Муниципалитеты и другие территориальные органы должны в первую очередь поддерживать те молодежные организации, которые из-за нестабильности своего положения отдалены от местной общественной жизни.
Для развития системы местных и региональных молодежных организаций местные и региональные органы власти могут особо поддерживать с помощью соответствующих средств те организации и объединения, которые готовят руководителей и лидеров молодежных организаций и объединений, а также молодых сотрудников социальной сферы, роль которых очень важна в общественной жизни.
Политика по трудоустройству молодежи и борьбе с безработицей среди молодежи. Муниципальные и другие территориальные образования могут и должны организовывать или поддерживать имеющимися

Местное самоуправление представляет собой избираемое муниципальным органом правительство регионального назначения. Данная организация определяется следующей структурой:

  • Представительный орган;
  • Глава;
  • Администрация;
  • Орган контроля.

Численность депутатов в органе самоуправления напрямую зависит от города, в котором данная система располагается. Таким образом, данное число должно превышать:

  • 7 человек — при численности населения менее 1000 граждан;
  • 10 — от 1 000 до 10 000;
  • 15 — от 10 000 до 30 000;
  • 20 — от 30 000 до 100 000;
  • 25 — от 100 000 до 500 000;
  • 35 — свыше 500 000.

Деятельность органов местного самоуправления требует строгой регламентации и правового урегулирования. В этих целях был издан Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», об актуальной редакции которого пойдёт речь в данной статье.

Общие сведения

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ принят в результате слушания Государственной Думой 16 сентября, одобрен Федерационным советом 24 сентября и подписан Президентом Российской Федерации 6 октября 2003 года.

ФЗ 131 состоит из 12 глав (86 статей):

  • Общие положения (ст. 1-9);
  • Принципы формирования органов местного самоуправления по территориальному принципу (ст. 10-13.2);
  • Вопросы территориального значения (ст. 14-18.1);
  • Федеральные полномочия отдельных управляющих систем (ст. 19-21);
  • Формы осуществления самоуправления (ст. 22-33);
  • Должностные лица в рассматриваемых организациях (ст. 34-42);
  • Нормативные акты муниципального значения (ст. 43-48);
  • Экономические нюансы в сфере муниципального самоуправления (ст. 49-65);
  • Сотрудничество муниципалитетов (ст. 66-69);
  • Ответственность членов муниципалитета и ревизия их деятельности (ст. 70-78);
  • Организационные нюансы (ст. 79-82.4);
  • Итоговые (переходные) положения Федерального закона № 131.

Правовой базой для создания рассматриваемого нормативного акта служит Конституция Российской Федерации. 131 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ регламентирует юридические, социальные, организационные и территориальные нюансы изучаемого явления.

Вам будет интересно: ФЗ 181 в последней редакции.

Основная терминология

Для юридических целей, преследуемых рассматриваемым нормативным актом, используются следующие термины:

  • Муниципальный район — несколько объектов, находящихся под патронажем определённого органа местной власти;
  • Межселенная территория — земельные участки, находящиеся за границами поселений;
  • Органы местного самоуправления — система власти, избираемая непосредственно на основании голосования населения;
  • Депутат — избираемый на основании тайного голосования член представительства определённого субъекта Российской Федерации;
  • Муниципальный правовой акт — документ, имеющий юридическую силу исключительно на определённой территории, направленный на решение вопросов местной значимости;
  • Иные определения, используемые в тексте изучаемого Федерального закона.

Полный перечень актуальной терминологии представлен в статье 2 ФЗ об организации местного самоуправления.

Последняя редакция ФЗ 131

Как и другие нормативно-правовые акты РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ претерпевает регулярную процедуру внесения поправок. Данный процесс необходим для обеспечения актуальности текущего документа.

Последние поправки в ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ были внесены 30 октября 2017 года. В качестве модифицирующего акта выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 299-ФЗ.

В статье 3 ФЗ 299 указывается перечень поправок, вносимых в Федеральный закон № 131. Таковыми являются:

  • Дополнение статьи 17 пунктом 4.4, гласящим, что в числе прочих полномочий, органы муниципального самоуправления уполномочены принимать меры по стратегическому планированию (в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»);
  • Пункт 6 той же статьи в новой редакции определяет, что муниципальные управляющие структуры обязуются организовывать сбор статистической информации в отношении экономической и социальной сферы подвластного им субъекта Российской Федерации. Полученные данные направляются в органы официальной государственной власти;
  • Статья 28 изучаемого Федерального закона, повествующая о порядке проводимых по инициативе населения публичных слушаний, дополнилась пунктом 2.1. Согласно рассматриваемой части изучаемого нормативного акта, в числе других предложений, на рассмотрение должен выноситься проект стратегии социального и экономического развития населённого пункта;
  • В пункте 3 той же статьи исключаются слова «проекты планов и программ развития муниципального образования»;
  • В статье 35, раскрывающей принципы работы представительных органов самоуправления, преобразовался 4 пункт. В соответствие с текущей редакцией рассматриваемого Федерального закона, данный орган может состоять из глав объектов Российской Федерации, входящих в определённый муниципалитет. Члены данной правительственной структуры избираются на тайном закрытом голосовании. Важно помнить, что число представителей одного поселения не в представительном органе местного самоуправления не может превышать 2/5 от общего числа депутатов.

Предыдущие существенные изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ были внесены 29 июля 2017 года. Основные изменения коснулись проблемы теплоснабжения в регионах Российской Федерации. В соответствии с изменениями, снесёнными в статью 14 ФЗ 131, органы муниципальной власти обязаны следить за строительством и поддержанием строений, перерабатывающих и поставляющих гражданам теплоэнергию. Также в полномочии местных правящих структур прослеживание и вмешательство в ценовую политику в рассматриваемой сфере.

Читайте также 294 ФЗ с изменениями на 2018 год

Скачать Федеральный закон

Для более подробного ознакомления с обновлённым регламентом Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ, рекомендуется изучение актуального текста данного акта. Скачать ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ можно по следующей

Комментарии к ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *