Методическое занятие

Инструкторско-методическое занятие в аспекте формирования педагогической готовности к профессиональной деятельности начинающего педагога Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

УДК 355 ББК 68.4(2)3

А.А. Лоскутов

ИНСТРУКТОРСКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА

В статье с целью обобщения и распространения педагогического опыта рассматривается порядок и методика проведения инструкторско-методического занятия на кафедре боевого применения автоматизированных систем управления филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске и его помощь в становлении начинающих военных педагогов, прибывших для дальнейшего прохождения военной службы на должностях научно-педагогического состава.

Ключевые слова: инструкторско-методическое занятие, начинающий педагог, методика, кафедра, педагогический опыт.

A.A. Loskutov

Key words: instruction and methodological training, future teacher, methodology, department, teaching experience.

о

£

о

о <

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В настоящее время в связи с реформированием и оптимизацией системы военного образования повышены требования к профессионально-педагогической готовности научно-педагогических работников высших военных учебных заведений. Новейшие образцы вооружения и военной техники параллельно поступают на перевооружение в войска и в военные учебные заведения для подготовки будущих офицеров-специалистов военного дела.

На первичные должности преподавателей, комплектуемых военнослужащими, назначаются офицеры, окончившие Военно-воздушную академию, адъюнктуру, а также наиболее опытные и подготовленные специалисты Вооруженных сил Российской Федерации.

Этап ввода в строй начинающих педагогов, длящийся, как правило, один месяц и заканчивающийся после удачно проведенного пробного занятия допуском к самостоятельному проведению занятий (за исключением лекционных), позволяет лишь в общих чертах обозначить вектор их профессионального самосовершенствования. Следующий продолжительный отрезок времени (рассчитанный на два года), именуемый этапом становления и профессионального совершенствования, позволяет офицеру-преподавателю под руководством куратора (наставника), используя все многообразие форм и методов передачи педагогического опыта, сформировать у себя необходимый и достаточный объем знаний и умений для качественного прове-

дения занятий с курсантами на высоком научном и методическом уровне.

Данная научная статья посвящена

инструкторско-методическому занятию как одной из наиболее эффективной форм передачи педагогического опыта начинающему педагогу.

Основным инструментом повышения профессионального (педагогического) мастерства, применяемым начальником кафедры и занимающим не столь продолжительное время, но вместе с тем охватывающим весь численный состав кафедры, являются кафедральные методические занятия с научно-педагогическим составом. Основными формами которых служат:

• показные занятия;

• открытые занятия;

• инструкторско-методические занятия;

• пробные занятия;

• взаимное посещение занятий.

Рассмотрим практическое применение инструкторско-методических занятий в процессе обучения и системе боевой подготовке.

Профессор Н.Н. Новиков отмечает, что в целях повышения методического мастерства командиров перед отработкой новой темы целесообразно проводить с ними инструкторско-методические занятия. На инструкторско-методических занятиях проверяются знания руководителей занятий положений Строевого устава и их умение практически выполнять те строевые приемы, которым они будут обучать подчиненных. В то же время они усваивают методику обучения по данной теме. Поэтому инструкторско-методические занятия проводятся за три-пять дней до занятий с личным составом, а на ВМК (ФВО) во время самоподготовки предыдущего дня .

Кандидат технических наук, доцент В.А. Грачев определяет: «Инструкторско-методические занятия имеют отличительную особенность структуры организации и проведения, а именно данные занятия проводятся в аудиторных условиях с использованием лекционных материалов, где преобладающими методами обучения являются словесный метод и метод наглядности.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Они проводятся с целью совершенствования организаторских навыков и методических знаний начальствующего состава и командиров отделений в правильной организации и проведения занятий по пожарно-строевой подготовке. Эти занятия также позволяют проверять знание руководителей. Наставления по ПСП и других документов по вопросам обучения личного состава пожарно-строевой подготовке» .

Все реже и реже в их практике имеет место образцовый показ вариантов действий обучающихся, встречается слабое знание отрабатываемого на занятии учебного материала. Оперативно решить эти проблемы можно в ходе инструкторско-методических занятий с профессорско-преподавательским составом, что отмечает военный ученый А.А. Дудоладов .

Инструкторско-методические занятия организуются по наиболее важным и сложным темам учебной программы в целях отработки единой организации и методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов, в числе выработки последовательности и глубины проработки учебных вопросов, определения оптимальных затрат учебного времени на их рассмотрение, отработки методики организации и проведения занятий, установления единства понимания между преподавателями кафедры. Они проводятся руководящим составом вуза (филиала, института, факультета), начальниками кафедр, преподавателями и командирами подразделений слушателей (курсантов) .

Начальник кафедры лично планирует с отражением в планах-календарях основных мероприятий кафедры на год и месяц, организовывает, проводит или поручает проводить лучшим методистам инструкторско-методические занятия по дисциплинам. Поскольку в вузе мероприятия учебного года имеют циклический характер, т.е. периодически повторяются, повторяется и тематика ИМЗ.

Как правило, проводится не более трёх занятий в месяц, включая организуемые председателями предметно-

о

О Ф т

£ со

Ф (Q

к «

S С

5 °

ГО I-

CÜ ф ° ^

ч у

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

° т -8-го ф 1

S2 ¡5

Ф о с о У х

н

к ф

ч >s о

X .0

го

о

Б-&

S о

о Ü £ ь

о

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ш о

£

о

о <

методических комиссий (ПМК) по дисциплинам кафедры, считает заведующий кафедрой «Электротехники, теплотехники и возобновляемых источников энергии» ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» доктор технических наук, профессор О.В. Григораш .

На кафедре боевого применения автоматизированных систем управления дисциплина «Автоматизированные системы управления» изучается на протяжении трех учебных семестров и имеет трудоемкость 10 зачетных единиц (360 часов). Общее количество педагогов, ведущих дисциплину, — 6 человек, причем это начальник кафедры, профессор, доцент, старший преподаватель и два преподавателя. Практические занятия с курсантами и слушателями проводятся на новейшей автоматизированной системе управления истребительной авиации 4-го поколения «Постскриптум».

Перед началом блока практических занятий по дисциплине «Автоматизированные системы управления», как правило за 5-7 дней, инструкторско-методические занятия проводят начальник кафедры, профессор, доцент, старший преподаватель, предлагая свои эффективные (на их взгляд) методики проведения одного и того же занятия:

• начальник кафедры использует метод последовательного выполнения карты действий офицера боевого управления при решении штурманских задач (ШЗ) ШЗ № 1 и ШЗ № 2, акцентируя внимание на понимании физического смысла воспроизводимого, увязывая теорию с практикой, строго выполняя утвержденный начальником факультета план проведения занятия;

• профессор делит на пять этапов весь объем практических действий (подготовка исходных данных-решение ШЗ № 1, подготовка исходных данных-решение ШЗ № 2, решение задачи наведения) и обучаемые не воспроизводят действия офицера боевого управления далее, пока не усвоят предыдущую часть;

• доцент предлагает выполнить курсантам карту действий на рабочем месте офицера боевого управления, предложенную на курсах переучивания личного

состава (два офицера филиала убывали на два месяца и обучались в учебном центре по методике, предложенной заводом-изготовителем при поставке автоматизированной системы управления истребительной авиации «Постскриптум» в рамках государственного заказа в войска);

• старший преподаватель, используя богатый практический опыт в войсках, учит по упрощённой методике только тому, что пригодится непосредственно на практике, после выпуска, при несении боевого дежурства по противовоздушной обороне (ПВО).

Безусловно, разные используемые методики выполнения карт действий опытными преподавателями имеют место быть, так как ведут к правильному решению штурманских задач, и в дальнейшем к выполнению задачи автоматизированного наведения истребителя на воздушную цель. Однако уровень подготовки и восприятия учебного материала курсантов учебных групп неодинаков, особенно иностранных военнослужащих (в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» обучаются военнослужащие таких стран, как Мали, Судан, Монголия, Вьетнам, Джибутти, Ангола, Гвинея, Руанда, Мозамбик).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Начинающие военные педагоги, которым предстоит проводить эти практические занятия с курсантами и слушателями, активно участвуют в обсуждении и выбирают наилучшую методику (методики). В процессе практических занятий с курсантами педагоги делят учебную группу на подгруппы и используют разные методики проведения занятий. Учитывая, что количество учебных групп шесть, а подгрупп, соответственно, — двенадцать, к концу учебной темы начинающий педагог, оценив и проанализировав уровень восприятия учебной информации (по результатам текущего контроля успеваемости) у обучающихся подгрупп, выбирает наиболее эффективную методику проведения практического занятия и доводит ее на заседании предметно-методической комиссии (ПМК) № 1.

Таким образом, начинающий военный педагог, вовлеченный в процесс обсуждения, имеет возможность сравнить методики проведения занятий лучшими

методистами кафедры, самостоятельно воспроизвести порядок проведения занятия на тренажной аппаратуре, выбрать в процессе проведения практики с курсантами наилучшую методику, позволяющую курсанту в совершенстве отработать карты действий и воспроизвести ее в последующем на заседании ПМК, совершенствуется как методист и преподаватель.

Учитывая годовую периодичность учебного процесса, текучесть науч-

но-педагогического состава, вышеизложенная методика использования потенциала инструкторско-методического занятия позволит начальнику кафедры выявить все методики проведения одного и того же занятия, выбрать наиболее эффективную методику проведения практических занятий (по результатам практических занятий с обучаемыми), подготовить начинающих военных педагогов в методическом отношении.

Библиографический список

1. Дудоладов, А.А. Инструкторско-методические занятия с преподавателями военно-профессиональных дисциплин как один из путей повышения педагогической квалификации / А.А. Дудоладов // Национальные приоритеты России. Серия 1: Наука и военная безопасность. -2016. — № 4(7). — С. 110-124.

2. Грачёв, В.А. Подготовка руководителя к занятиям по пожарно-строевой подготовке : методические указания / В.А. Грачёв. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. — 23 с.

3. Григораш, О.В. Методические занятия — главное условие повышения педагогического мастерства / О.В. Григораш, А.И. Трубилин // Научный журнал КубГАУ. — 2014. -№99(05). — С. 1488-1499. — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/45.pdf

4. Новиков, Н.Н. Строевая подготовка : учеб. пособие / Н.Н. Новиков. — СПб.: СПбГМТУ, 2003. — 123 с.

5. О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ министра обороны Российской Федерации от 15.09.2014 г. № 670.

о

О Ф т

Referencеs

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Novikov N.N. Drilling training: Textbook. SPb .: SPbGMTU., 2003. P. 123

сведения об авторе: лоскутов Алексей Анатольевич,

кандидат педагогических наук, начальник 23 кафедры боевого применения автоматизированных систем управления, филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в городе Челябинске, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: 05083007@mail.ru

Information about the author: Loskutov Alexey Anatolyevich,

с го га ь ч£ ф

с ч к £

S С

£ О

ГО I-CÛ ф

о Ï

4 у

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы. Несмотря на конструктивную, а порой и не конструктивную критику в свой адрес, войсковой психолог Людмила ПЕТКО до сих пор с нами и продолжает щедро от души делиться опытом практической работы с коллегами.
Эффективным методом групповой работы является групповой социально-психологиче­ский тренинг (СПТ).
Проводимые Людмилой ПЕТКО в ходе СПТ ролевые и ситуационные игры, групповые дискуссии позволяют вследствие быстрого перехода из игрового плана в реальный, высо­кой интенсивности общения и участия в этом каждого члена группы существенно повы­шать социально-психологическую компетентность военнослужащих: формировать и раз­вивать умения и навыки в сфере общения, развивать способность адекватного и полного восприятия и понимания себя и окружающих, способность к правильной ориентировке в сложных межличностных ситуациях и т. п.

Неправильно думать, что упор в повседневной деятельности Людмила Юрьевна делает только на тренинги. Она полностью отрабатывает свой функционал, предусмотренный руководящими документами по психологической работе, включая тестирование рекомендованными методиками, подготовку психологических заключений и рекомендаций командованию.

Людмила ПЕТКО достаточно известная личность в Новочеркасске и окрестностях. Мало того, что её узнают на улицах и в общественном транспорте. Скажу больше. На днях мама Людмилы Юрьевны — Ирина Ивановна, имела неосторожность просматривать данный блог на планшете в областном центре, чем привлекла внимание окружающих.
Оказалось, что в миллионном Ростове-на-Дону регулярно посещают блог и живо интересуются новостями от своей землячки Людмилы ПЕТКО и не только. А когда выяснилось, что Людмила дочь Ирины Ивановны — благодарили, жали руку, просили сфотографироваться на память, чем до слёз её растрогали. Вот как бывает.

Должен ли психолог работать с офицерским составом? Однозначно, да. Психолог обязан проводить занятия по повышению уровня психолого-педагогической компетентно­сти офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин); Офицерский состав – это психологический актив воинской части. Практику психологического просвещения, инструкторско-методической работы с офицерским составом взяли на вооружение многие армейские и флотские психологи.
Не отстаёт в этом вопросе и войсковой психолог Людмила ПЕТКО. Людмила Юрьевна начала зимний период учебного года с инструкторско-методического занятия с офицерским составом. Тема занятия: Экстренная психологическая помощь при негативных психических состояниях.

УТВЕРЖДАЮ Командир войсковой части 00000 полковник В.Сульдин » ___ » ноября 2015 г.
ПЛАН проведения инструкторско – методического занятия по психологической подготовке с офицерами по работе с личным составом войсковой части 00000
Тема: Экстренная психологическая помощь при негативных психических состояниях
Цели: 1. Научить офицеров по работе с личным составом вовремя определять неблагоприятные психологические состояния для оказания экстренной помощи;
2. Обучить приемам экстренной психологической помощи пострадавшим непосредственно после стрессового событий
Время: 40 минут
Место: Клуб
Руководства и пособия: Методические рекомендации «Организация работы психолога в экстремальных ситуациях»
Материальное обеспечение: опорный конспект, слайды, ЭВМ, проектор

ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть — 5 мин.
1. Проверить наличие личного состава.
2. Объявить тему и цель занятия, время и порядок его проведения.
II. Основная часть — 30 мин.
Оказание экстренной психологической помощи происходит после события, оказавшего сильнейшее воздействие на эмоциональную, когнитивную, личностную сферы военнослужащего.
Это могут быть масштабные чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, а также менее масштабные события, которые также являются мощными стрессогенными воздействиями для человека (ДТП, военные действия, терракт, внезапная смерть близкого человека, и др.).
Безусловно, такие события оказывают очень сильное воздействие. Почти всегда такое событие можно охарактеризовать как событие внезапное. Таким образом, экстренная психологическая помощь – это краткосрочная помощь после сильного негативного стрессогенного воздействия (дистресса).
III. Заключительная часть — 5 мин.
Подвожу итоги занятия, повторяю рассмотренные вопросы занятия.
ВРИО начальника группы психологической работы войсковой части 00000 Гражданский персонал Л. Петко

Основная часть — 30 мин
Помощь при различных состояниях
Рассмотрение различных типов реакций и помощи при возникновении этих реакций является необходимым, так как одно и то же воздействие может вызывать у людей различные реакции. Проявление той или иной реакции у конкретного человека зависит в равной мере от особенностей ситуации и от индивидуальных особенностей человека, его жизненного опыта, ценностей мировоззрения.
Таким образом, в ситуации оказания экстренной психологической помощи можно наблюдать целый спектр всевозможных реакций. Важно подчеркнуть, что оказание экстренной психологической помощи возможно лишь в том случае, когда реакция не является патологической.
Теперь подробно рассмотрим наиболее часто встречающиеся состояния и помощь при этих состояниях. При переживании кризисной ситуации чаще всего встречаются такие реакции: Плач, Истерика, Нервная дрожь, Страх, Двигательное возбуждение, Агрессия, Ступор, Апатия, Насилие

Плач можно отнести к реакциям, которые позволяют дать выход негативным эмоциям. Реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную в ситуациях потери близкого человека, потери жилья, дома. Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.
Признаки. Человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истерики – нет возбуждения в поведении.
Помощь. В ситуации, когда у пострадавшего начинается реакция плача, крайне важным является дать человеку поддержку на рациональном, вербальном и телесном уровнях. Нежелательно оставлять пострадавшего одного; если невозможно оказать такому человеку профессиональную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек.
Можно и желательно использовать физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину, погладить по голове); это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один.
Применение приемов «активного слушания» помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе. Периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете. Повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства. Говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. Не задавайте вопросов, не давайте советов.
Если человек сдерживает слезы, то эмоциональной разрядки, облегчения не происходит. Если это продолжается достаточно долго, то может повредить физическому и психологическому здоровью человека.

Истерика. Признаки. Сохраняется сознание, но почти невозможен контакт; чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; речь эмоционально насыщенная, быстрая; крики, рыдания.
Помощь. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Если это не опасно, останьтесь с пострадавшим наедине. Неожиданно совершите действие, которое может остановить истерику (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («выпей воды», «умойся»).
После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием. Не потакайте желаниям пострадавшего.

Нервная дрожь. Часто можно наблюдать такую картину – человек, только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, сильно дрожит. Это неконтролируемая нервная дрожь – так тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и других болезней.
Признаки. Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя короткое время; появляется сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету).
Помощь. Нужно усилить его дрожь; для этого возьмите пострадавшего за плечи, сильно и резко потрясите в течение 10 – 15 секунд. Во время этого приема разговаривайте с ним, иначе человек может воспринять ваши действия как нападение.
Неверно обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы взял себя в руки.

Страх. Ребенок просыпается ночью оттого, что ему приснился кошмар. Человек, переживший землетрясение, не может зайти в свою уцелевшую квартиру. Однажды попав в катастрофу, человек не садится за руль. Все это – страх.
Признаки. Напряжение мышц (особенно лицевых), сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль собственного поведения; панический страх и ужас могут побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение; при этом человек плохо контролирует, что он делает и что происходит вокруг.
Помощь. Помните, что страх может быть полезным, когда помогает избежать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью (ребенок боится чудовищ, которые живут под кроватью; человек, переживший насилие, боится входить в свой подъезд).
Чтобы помочь человеку – положите его руку себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс; это сигнал – «Я сейчас рядом, ты не один». Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.
Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие. Используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных интеллектуальных действий.

Предложите человеку найти образ своего страха, добейтесь детального описания, попросите спроецировать его на воображаемый экран («На что похож твой страх? Какого он цвета, формы, движется или нет?» и т.п.). Попросите увеличить в размерах (или приблизить) этот образ, а затем уменьшить (или удалить) его; это позволит пострадавшему почувствовать контроль над собственным страхом. («Попробуй увеличить свой образ на 1 %, теперь уменьши на 2 % и т.д.).
Попросите пострадавшего найти место в теле, где в данный момент «находится» страх. Помогите человеку проговорить телесные ощущения, вызываемые страхом. Попросите найти и описать противоположное страху ощущение в теле («Что противоположно напряжению?», «Где это ощущается в теле?»).
После детального описания вернитесь в место расположение страха в теле и спросите о том, что изменилось в ощущениях. «Путешествуйте» от телесных ощущений страха к ресурсным, положительным переживаниям до тех пор, пока последние не станут незначительными.
С детьми используйте технику вынесения образа страха вовне (в виде рисунка, фигуры из пластилина или глины). Спросите, что ребенок хотел бы сделать со своим страхом (порвать, скомкать, сжечь, спрятать); после этого проделайте желаемое вместе с ребенком. Эти несложные приемы могут помочь справиться с неприятным переживанием страха.

Двигательное возбуждение.
Иногда потрясение от критической ситуации настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не понимает – где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Единственное, что он может делать, – это двигаться. Движения могут быть совсем простые («Побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что я не знаю, где нахожусь») или достаточно сложные («Я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).
Признаки. Движения резкие, часто бесцельные и бессмысленные действия, ненормально громкая речь; часто отсутствует реакция на окружающих; опасность причинения вреда себе и другим.
Помощь. Необходимо удержать человека с помощью приема «захват» – находясь сзади, просуньте свои руки подмышки пострадавшему, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя; изолируйте пострадавшего от окружающих; массируйте ему позитивные точки; говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не»

Агрессия. Каждый человек переживает критическую ситуацию по-своему – кто-то цепенеет, кто-то бежит, а кто-то начинает злиться. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и будет мешать самому пострадавшему и окружающим
Признаки. Раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами; словесное оскорбление, брань; мышечное напряжение; увеличение кровяного давления.
Помощь. Сведите к минимуму количество окружающих. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку). Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой. Демонстрируйте благожелательность. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
Агрессия может быть погашена страхом наказания – если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание строгое и вероятность его осуществления велика. Если агрессию вызывает какой-либо человек (начальник, знакомый, сослуживец), то можно применить несколько несложных приемов ВКД, НЛП:
— предложите визуализировать его («Представь этого человека, сконцентрируйся на его одежде, голосе, манере поведения»);
— предложите проделать следующие действия с неприятным образом – уменьшить в размерах, одеть в смешную одежду, пририсовать усы и т.п.
Другой вариант. После того, как представлен в мельчайших деталях облик человека, вызывающего агрессию, попросите вспомнить какое-нибудь место, где было очень хорошо, спокойно, уютно; предложите поместить неприятный образ на яркую картинку такого места, попросите постепенно уменьшить негативный образ до маленького пятнышка.
Попробуйте разные варианты. Попросите опять вспомнить образ «плохого» человека и ситуацию, которая вызвала агрессию. Делайте это до тех пор, пока образ не будет вызывать резко негативных эмоций.

Ступор. Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, он как бы «оцепенел от горя». Так проявляется ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма. Это происходит тогда, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на любое взаимодействие с окружающим миром уже нет.
Признаки. Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль), «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности; возможно напряжение отдельных групп мышц.
Помощь. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу. Массируйте пострадавшему кончиками большого и указательного пальцев точки, расположенные на лбу над глазами ровно по середине между линией роста волос и бровями.Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.
Человек в таком состоянии может слышать и видеть, поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).
Важно любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения

Апатия. Непреодолимая усталость. Любое движение, слово дается с огромным трудом. В душе равнодушие и безразличие – нет сил даже на эмоции.
Признаки. Безразличное отношение к окружающему, вялость, заторможенность, речь медленная, с большими паузами.
Помощь. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов (Как тебя зовут? Как ты себя чувствуешь? Хочешь есть?).
Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь), возьмите за руку или положите свою руку ему на лоб. Дайте человеку возможность поспать или просто полежать.
Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице) – поговорите с пострадавшим, вовлеките его в любую совместную деятельность (прогуляться, выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

Насилие, связанное с угрозой для жизни (помощь взрослому)
К подобным ситуациям относятся захват террористами, ограбление, разбойное нападение. За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой смерти (в обыденной жизни психика создает защиту в виде иллюзий, позволяющих воспринимать смерть как далекое и нереальное событие).
Даже если человек не подвергся физическому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму. Меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части – до события и после него. У него возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний.
Помощь Дайте возможность человеку выразить чувства, связанные с пережитыми событиями в беседе; если он отказывается от беседы, предложите описать произошедшее событие и свои ощущения в дневнике или в виде рассказа.
Покажите человеку, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний).
Дайте человеку возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участников события).
Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», т.е. использовать пережитое трагическое событие для получения выгоды («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты»).

При катастрофах, стихийных бедствиях, взрывах, авариях можно столкнуться с ситуацией, когда человек изолирован в завале (при взрывах и землетрясениях); на крышах домов, деревьях (при наводнениях); в автомобиле (при ДТП). Этот человек является непосредственной жертвой катастрофы.
Помощь Представьте ситуацию: вы находитесь в темной, заваленной мебелью комнате; вы не представляете – где и что находится, и не знаете, как выбраться. Ситуация, в которой находится человек в завале, намного хуже. Можно представить, что в этом случае любая информация является единственной связью с окружающим миром, становится на вес золота. Важным является – что и как нужно говорить.
Говорить в завале необходимо громко, медленно и четко. Сообщите людям информацию о том, что помощь идет и о правилах поведения – максимальная экономия сил; дыхание медленное, неглубокое, через нос, это позволит экономить кислород в организме и окружающем пространстве; запрет на физические действия, по самоосвобождению.
Освобожденным из завала, в первую очередь, оказывается медицинская помощь; психологическая помощь необходима и возможна в том случае, когда уже оказана медицинская помощь или ее оказание пока невозможно (человек изолирован).
ВРИО начальника группы психологической работы войсковой части 00000 Гражданский персонал Л. Петко

Занятие с офицерами достигло поставленной цели, а учебно-методический материал можно попросить у Людмилы Юрьевны обратившись к ней лично через социальные сети.
Уверен, что в наступающем 2016 году финалист IV и VI Всеармейских конкурсов специалистов психологической работы ВС РФ Людмила ПЕТКО многократно порадует нас интересными тренингами и занятиями.>Методика подготовки и проведения инструктивного занятия и инструктажа с активом подразделения (тема 30.1)

8.

Актив подразделения — надежный помощник
командира в решении задач, стоящих перед подразделением.
В системе обучения актива подразделения практике воспитательной и социальноправовой работы важное место принадлежит инструктивным занятиям.
Это достаточно сложная форма обучения и воспитания актива подразделения и требует
от организаторов детального продумывания и обеспечения такого занятия: выбор
темы, учебных вопросов, целей, задач, порядка проведения занятия, материального
обеспечения и личной подготовки руководителя занятия.
В соответствии с приложением “Система основных организационных и воспитательных
мероприятий в Вооруженных Силах республики Казахстан” к Директиве Министра
Обороны Республики Казахстан Д № 23 от 2.12.1997 года инструктивные занятия с
активом подразделения проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц
в количестве времени 1-2 часов.
К проведению занятий привлекаются, по согласованию с отделениями воспитательной и
социально-правовой работы, офицеры штаба батальона и полка, члены совета клуба
и библиотеки части и т.д.
Занятия, как правило, проводит заместитель командира роты по воспитательной и
социально-правовой работе.

15. Методика инструктажа актива в различных видах учебно-боевой деятельности.

• Инструктажи носят целевой характер и проводятся в виде постановки
конкретных задач с объяснениями подробностей и деталей
проводимого мероприятия.
• Как правило, инструктажи актива проводятся в преддверий таких
мероприятий, как: тактических учений, маршей, паркохозяйственных дней, боевых стрельб, вождения, заступления в
караул и на боевое дежурство.
• правильно поступают те командиры и их заместители по ВиСПР,
которые проводят инструктажи по категориям: агитаторы, редакторы
боевых листков, стенных газет и т.д.
• Это позволяет конкретизировать задачи, дать более подробные
ответы на возникшие вопросы, оказать индивидуальную помощь
активисту в подготовке проводимого мероприятия.
• Инструктажи, как форма ВиСПР, используется не только в работе с
активом, но и со всем личным составом роты.
• Понятие инструктаж происходит от латинского слово “инструкция”,
что в переводе означает — наставление, указание, свод правил,
установленный порядок и способ осуществования чего-либо.

ПРОВЕДЕНИЕ ПОКАЗНЫХ ЗАНЯТИЙ

Основная цель показных занятий — демонстрация офи­церам и сержантам образцовой организации и методики проведения учебно-тренировочных занятий, выработки у командиров единого подхода к применению эффективных средств, различных методов и методических приемов обу­чения и воспитания военнослужащих, а также распростра­нение передового опыта в проведении занятий.

Показные занятия обычно планируются перед началом нового периода обучения и в течение учебного года. Часто они организуются на различных методических сборах для большой группы командиров подразделений, руково­дящего состава ряда воинских частей, офицеров — спе­циалистов по физической подготовке.

Показные занятия проводятся под руководством началь­ника физической подготовки и спорта воинской части од­ним из наиболее подготовленных командиров подразделе­ния в течение учебного часа.

Организация и проведение показного занятия делится на ряд этапов: подготовка занятия, его проведение, подве­дение итогов и указания старшего начальника.

Подготовка занятия включает: назначение штатного подразделения, инструктаж командира, разработку плана-конспекта, подготовку личного состава, мест занятий и ин­вентаря.

Наиболее важным моментом является подготовка лич­ного состава подразделения. Для этого с ним проводится несколько специальных репетиций, на которых уточняют­ся организация занятий, команды и распоряжения, опреде­ляются время на отработку учебных вопросов, порядок выполнения всех упражнений, приемов и действий, методы устранения ошибок, меры предупреждения травматизма, проводится тренировка личного состава и т. д. На репети­циях начальник физической подготовки и спорта оказы­вает командиру подразделения всю практическую помощь в подготовке показного занятия.

Проведение показного занятия должно отличаться наи­большей четкостью и организованностью. Все объяснения командира подразделений и командиров взводов (отделе­ний), подача команд и распоряжений должны быть крат­кими, ясными и соответствовать Строевому уставу или НФП; построения и перестроения, показ приемов и другие действия — образцовыми. При проведении занятия особое внимание уделяется методам обучения приемам и действи­ям рукопашного боя, развитию у военнослужащих быст­роты в действиях, ловкости, инициативы и находчивости, смелости и решительности. Наряду с этим нужно также показать, как следует добиваться полного использования имеющегося инвентаря и оборудования для достижения максимальной плотности урока.

Важным условием показного занятия является методи­чески грамотное и умелое сопровождение хода занятий спе­циальной информацией (комментарием). Начальник физической подготовки и спорта воинской части дает соответ­ствующие пояснения, заостряя внимание офицеров на от­дельных моментах содержания, организации и методики проведения занятий. В заключение он отвечает на вопро­сы офицеров.

Старший начальник, присутствующий на занятии, под­водит итоги, дает указания по учебно-тренировочным заня­тиям по рукопашному бою в подразделениях на предстоя­щий период обучения.

Таким образом, в организации и проведении показных занятий ведущая роль принадлежит начальнику физиче­ской подготовки и спорта воинской части.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *