Методика расчета платных услуг

Расчет цены платной услуги

Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Театр (автономное учреждение) планирует открыть детскую театральную студию (без прав юридического лица), которая способствует развитию дарований ее участников, освоению и созданию ими культурных, нравственных, эстетических и других ценностей. Посещение студии является платным. Развитием необходимых навыков, творческих способностей, мышления, воображения, обучением актерскому мастерству, сценической речи занимаются сотрудники театра, услуги которых должны оплачиваться по договору возмездного оказания услуг. Что нужно включить в расчет стоимости одного занятия, имеющего часовую продолжительность?

В силу ст. 52 Основ законодательства РФ о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1, организации культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги.

Поскольку целью оказания платных услуг в государственных (муниципальных) учреждениях, в том числе автономных, не может быть извлечение прибыли, в основе ценообразования лежит принцип самоокупаемости затрат.

При расчете тарифа на платную услугу учитываются:

  • прямые расходы (заработная плата основного персонала с начислениями на оплату труда, материальные запасы, потребляемые в процессе оказания услуги, и прочие расходы, непосредственно связанные с оказанием услуги);

  • накладные расходы (коммунальные расходы, затраты на содержание имущества, затраты общехозяйственного назначения, затраты на административно-управленческий персонал и прочие затраты, которые прямо нельзя отнести на конкретную услугу).

Учреждение самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых и накладных расходов, связанных с оказанием платных услуг, а также порядок распределения накладных расходов.

Приведем пример расчета цены одного занятия по курсу «Театральная студия» (дополнительная платная услуга), исходя из следующего:

  • количество занятий в месяц – 8 ч;

  • продолжительность одного занятия – 1 ч;

  • средняя наполняемость группы – 15 человек;

  • период оказания услуги – 8 месяцев;

  • средний должностной оклад преподавателя в месяц, включая начисления на выплаты по оплате труда, – 32 600 руб.;

  • месячный фонд рабочего времени – 72 ч;

  • стоимость методической литературы – 24 000 руб.;

  • стоимость канцтоваров – 8 000 руб.

Статья затрат

За одно занятие

На одного человека

I. Прямые расходы (п. 1 + п. 2)

952,77 руб.

63,51 руб.

1. Затраты на оплату труда основного персонала

452,77 руб.
(32 600 руб. / 72 ч)

30,18 руб.
(452,77 руб. / 15 чел.)

2. Затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно потребляемых в процессе оказания услуги (п. 2.1 + п. 2.2)

500 руб.

33,33 руб.

2.1. Методическая литература: расходы в месяц – 3 000 руб. (24 000 руб. / 8 мес.)

375 руб.
(3 000 руб. / 8 зан.)

25 руб.
(375 руб. / 15 чел.)

2.2. Канцтовары: расходы в месяц – 1 000 руб. (8 000 руб. / 8 мес.)

125 руб.
(1 000 руб. / 8 зан.)

8,33 руб.
(125 руб. / 15 чел.)

II. Накладные расходы, относимые на платную услугу: их объем определяется с учетом коэффициента (0,58*), определяемого как отношение общей суммы накладных расходов к общей сумме прямых расходов

552,61 руб.
(952,77 руб. х 0,58)

36,84 руб.
(63,51 руб. х 0,58)

III. Итого расходов (прямые + накладные)

1 505,38 руб.

100,35 руб.

* Значение коэффициента накладных расходов рассчитано на основании обобщенных сведений о затратах. Расчет не приводится.

Итак, цена платной услуги составила 100,35 руб. Следовательно, месячная плата за занятия на одного человека составит 802,8 руб. (100 руб. x 8 зан.).

Помимо прямых и накладных затрат, в цену услуги могут быть заложены средства на развитие материально-технической базы учреждения.

Затраты на оплату труда основного персонала

Данный вид затрат включает в себя:

  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала;
  • затраты на командировки основного персонала, связанные с предоставлением платной услуги;
  • суммы вознаграждения сотрудников, привлекаемых по гражданско-правовым договорам.

Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда рассчитываются как произведение стоимости единицы рабочего времени (например, человеко-дня, человеко-часа) на количество единиц времени, необходимое для оказания платной услуги. Данный расчет проводится по каждому сотруднику, участвующему в оказании соответствующей платной услуги. Затраты определяются по формуле:

где Зоп — затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала;

Тусл — норма рабочего времени, затрачиваемого основным персоналом;

ОТч — повременная (часовая, дневная, месячная) ставка по штатному расписанию и по гражданско-правовым договорам сотрудников из числа основного персонала (включая начисления на выплаты по оплате труда).

Пример 1. Бюджетное учреждение (библиотека) оказывает услуги по копированию. Их осуществляет библиотекарь. Для того чтобы рассчитать размер затрат на оплату труда библиотекаря, оказывающего услугу по копированию, необходимо произвести следующие действия:

  1. рассчитать стоимость 1 мин. рабочего времени библиотекаря. За базу для расчета затрат на оплату труда возьмем оклад библиотекаря. Он составляет 4000 руб. за месяц. Учтем страховые взносы, начисляемые работникам с сумм вознаграждений, и у нас получится заработная плата с учетом производимых начислений — 5208 руб. (4000 + 1208). Среднемесячное количество часов рабочих минут в месяц составляет 9840 мин. (164 ч <1> x 60 мин.). Исходя из имеющихся данных стоимость 1 мин. рабочего времени библиотекаря будет стоить 0,53 коп. (5208 руб. / 9840 руб.). Для облегчения расчета предположим, что дополнительные выплаты библиотекарю не начисляются и не выплачиваются;
  2. определить время, необходимое для копирования 1 документа (1 с. текста). Это можно сделать, используя секундомер. Согласно произведенным замерам на копирование 1 с. текста затрачивается 3 мин.;
  3. исходя из имеющихся данных размер затрат на оплату труда библиотекаря по копированию 1 ед. текста составляет 1,59 руб. (0,53 руб. x 3 мин.).

<1> Согласно производственному календарю при 40-часовой рабочей неделе рабочее время в часах в 2013 г. составляет 1970 ч. Среднемесячное количество часов в 2013 г. будет равно 164 ч (1970 ч / 12 мес.).

Для удобства расчетные данные можно отразить в форме таблицы.

Расчет затрат на оплату труда персонала
копирование
———————————————
(наименование платной услуги)

Должность Средний
должностной
оклад в месяц, включая
начисления на
выплаты по оплате
труда
(руб.)
Месячный
фонд
рабочего
времени
(мин.)
Норма
времени на
оказание
услуги
(работы)
(мин.)
Затраты на
оплату труда
персонала
(руб.)
(5) = (2) /
(3) * (4)
1 2 3 4 5
1. Библиотекарь 5208 9840 3 1,59
2.
Итого Х Х Х

Затраты на приобретение материальных запасов и услуг

Этот элемент затрат, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги, включают в себя (в зависимости от специфики учреждения):

  • затраты на медикаменты и перевязочные средства;
  • затраты на продукты питания;
  • затраты на мягкий инвентарь;
  • затраты на приобретение расходных материалов для оргтехники;
  • затраты на другие материальные запасы.

Затраты на приобретение материальных запасов рассчитываются как произведение средней стоимости материальных запасов на объем их потребления в процессе оказания платной услуги. Затраты на приобретение материальных запасов определяются по формуле:

где Змз — затраты на материальные запасы, потребляемые в процессе оказания платной услуги;

— количество материальных запасов определенного вида;

— цена приобретаемых материальных запасов.

Пример 2. Для оказания услуг по копированию документов используется бумага и тонер. Предположим, что для услуги копирования используется копировальная бумага «Снегурочка». В пачке содержится 500 л. Стоимость 1 пачки бумаги — 133 руб. Следовательно, стоимость 1 листа бумаги составляет 0,27 коп.

Что касается затрат по расходу тонера, то здесь необходимо сказать следующее. Для примера рассмотрим принтер Canon LBP 810. Картридж для него, обозначаемый Canon EP 22 (каталожный номер, по которому производят заказ у поставщика расходных материалов), рассчитан на 2500 с. формата А4 с 5% заполнения.

В картридже EP 22 содержится 140 г тонера. Как правило, результат тестирования 5% заполнения страницы — буква «E», равномерно распределенная по всей области листа. Начертание и размер шрифта у поставщиков разнятся, но относительный периметр заполнения тестовой страницы должен соответствовать тем же 5%. Например, по ГОСТ 13.2.015-2001 «Репрография. Копирография. Метод определения расхода тонера при проявлении в электрофотографических аппаратах» рекомендуется определять расход тонера на одну копию (мг/копия) по тест-оригиналам на бумаге с белой поверхностью, заполненной знаком «X» (ТО-1 — для 4% заполнения и ТО-2 — для 8%).

Средняя розничная цена картриджа ЕР 22 — 1344 руб. Пересчитываем на 1 с. 5% заполнения и получаем 0,54 руб. (1344 руб. / 2500 с.).

Исходя из полученных данных материальные затраты на копирование 1 с. текста составили 0,81 руб. (0,54 руб. + 0,27 коп.).

Расчет затрат на материальные запасы, непосредственно потребляемые в процессе оказания платной услуги, можно отразить в форме таблицы.

Расчет затрат на материальные запасы
копирование
——————————————
(наименование платной услуги)

Наименование
материальных
запасов
Единица
измерения
Расход
(в ед.
измерения)
Цена за
единицу
Всего затрат
материальных
запасов
(5) = (3) * (4)
1 2 3 4 5
1. Бумага
«Снегурочка»
шт. 1 0,27 0,27
2. Тонер
картриджа
Canon EP 22
г 0,056
(140 г /
2500 л.)
9,6
(1344 руб. /
140 г)
0,54
Итого Х Х Х 0,81

Амортизация оборудования, используемого при оказании платной услуги

Сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги, определяется исходя из балансовой стоимости оборудования, годовой нормы его износа и времени работы в процессе оказания платной услуги.

Пример 3. Для оказания копировальных услуг применяется копировальный аппарат. Его балансовая стоимость составляет 50 000 руб. Согласно принятой учетной политике при определении срока полезного использования амортизируемого имущества применяется максимальный срок, установленный в диапазоне, приведенном в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Из норм данного документа следует, что срок полезного использования копировальной техники находится в диапазоне 3 — 5 лет. Следовательно, для расчета годовой нормы амортизации применяем срок, равный 5 годам (60 мес.). По результатам произведенных замеров на копирование 1 с. текста копировальный аппарат затрачивает 2 мин. Средняя годовая норма времени работы оборудования составляет 4870 мин.

Расчет суммы начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги, можно произвести, используя приведенную ниже таблицу.

Расчет суммы начисленной амортизации оборудования
копирование
—————————————-
(наименование платной услуги)

Наименование
оборудования
Балансовая
стоимость
Годовая
норма
износа
(%)
Годовая
норма
времени
работы
оборудования
(час.)
Время работы
оборудования
в процессе
оказания
платной
услуги
(мин.)
Сумма
начисленной
амортизации
(6) = (2) *
(3) * (4) /
(5)
1 2 3 4 5 6
1. Ксерокс 50 000 20%
(100% /
5 л. <*>)
4 870 2 4,11
2.
Итого Х Х Х Х 4,11

<*> Для примера выбран максимальный срок.

Накладные расходы

При расчете стоимости услуги в нее включаются накладные расходы. Их объем относится на стоимость платной услуги пропорционально затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда основного персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги:

Зн = Кн x Зоп,

где Кн — коэффициент накладных затрат, отражающий нагрузку на единицу оплаты труда основного персонала учреждения. Данный коэффициент рассчитывается на основании отчетных данных за предшествующий период и прогнозируемых изменений в плановом периоде:

где Зауп — фактические затраты на административно-управленческий персонал за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемое изменение численности административно-управленческого персонала и прогнозируемый рост заработной платы;

Зохн — фактические затраты общехозяйственного назначения за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемый инфляционный рост цен, и прогнозируемые затраты на уплату налогов (кроме налогов на фонд оплаты труда), пошлины и иные обязательные платежи с учетом изменения налогового законодательства;

Аохн — прогноз суммы начисленной амортизации имущества общехозяйственного назначения в плановом периоде;

Зоп — фактические затраты на весь основной персонал учреждения за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемое изменение численности основного персонала и прогнозируемый рост заработной платы.

Затраты на административно-управленческий персонал включают в себя:

  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого персонала;
  • нормативные затраты на командировки административно-управленческого персонала;
  • затраты по повышению квалификации основного и административно-управленческого персонала.

Затраты общехозяйственного назначения включают в себя:

  • затраты на материальные и информационные ресурсы, затраты на услуги в области информационных технологий (в том числе приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение);
  • затраты на коммунальные услуги, услуги связи, транспорта, затраты на услуги банков, прачечных, затраты на прочие услуги, потребляемые учреждением при оказании платной услуги;
  • затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе затраты на охрану (обслуживание систем видеонаблюдения, тревожных кнопок, контроля доступа в здание и т.п.), затраты на противопожарную безопасность (обслуживание оборудования, систем охранно-пожарной сигнализации т.п.), затраты на текущий ремонт по видам основных фондов, затраты на содержание прилегающей территории, затраты на арендную плату за пользование имуществом (в случае если аренда необходима для оказания платной услуги), затраты на уборку помещений, на содержание транспорта, приобретение топлива для котельных, санитарную обработку помещений.

Сумма начисленной амортизации имущества общехозяйственного назначения определяется исходя из балансовой стоимости оборудования и годовой нормы его износа.

Согласно нормам п. 134 Инструкции N 157н <2> затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции (выполнении работ, оказании услуг) все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции (выполнением работ, оказанием услуг), относятся к прямым затратам.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции (выполнения работы, оказания услуги).

Накладные расходы распределяются между видами деятельности (например, деятельность, осуществляемая в рамках деятельности, финансируемой за счет средств субсидий на выполнение задания учредителя, и деятельность от оказания платных услуг), видами оказываемых услуг (например, в рамках приносящей доход деятельности учреждение оказывает услуги «А», «Б», «В»).

Распределение накладных расходов производится одним из способов:

  • пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам;
  • пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т.д.).

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования производится учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур. Выбранный способ распределения накладных расходов отражается в учетной политике.

Расчет накладных затрат можно произвести, используя таблицу.

Расчет накладных затрат
копирование
———————————————
(наименование платной услуги)

N Наименование показателя Суммовое выражение показателя
1 Прогноз затрат на административно-
управленческий персонал
2 Прогноз затрат общехозяйственного
назначения
3 Прогноз суммы начисленной амортизации
имущества общехозяйственного
назначения
4 Прогноз суммарного фонда оплаты труда
основного персонала
5 Коэффициент накладных затрат (5) = ((1) + (2) + (3)) / (4)
6 Затраты на основной персонал,
участвующий в предоставлении платной
услуги
7 Итого: накладные затраты (7) = (5) x (6)

Для создания целостности нашего сквозного примера предположим, что размер определенных расчетным путем накладных расходов составил 2,17 руб. на единицу услуги (копирование 1 с. текста).

Общая стоимость услуги определяется так:

Полная себестоимость + Прибыль.

Себестоимость представляет собой сумму трудовых, материальных и амортизационных затрат на единицу продукции и является исходной базой цены.

Себестоимость в структуре цены, как правило, составляет около 80%. Размер наценки (прибыли) к себестоимости устанавливается учреждением по согласованию с учредителем. Предположим, учредитель для подведомственных учреждений установил, что в расчет стоимости платной услуги закладывается прибыль в размере не больше 25% от себестоимости данной услуги.

Расчет цены услуги по копированию документов приведем в таблице.

Расчет цены на оказание платной услуги
копирование
——————————————————
(наименование платной услуги)

Наименование статей затрат Сумма
(руб.)
1 Затраты на оплату труда основного персонала 1,59
2 Затраты материальных запасов 0,81
3 Сумма начисленной амортизации оборудования,
используемого при оказании платной услуги
4,11
4 Накладные затраты, относимые на платную услугу 2,37
5 Итого: затрат 8,88
6 Прибыль 25% 2,22
7 Цена за платную услугу 11,1

С учетом округления цена за услугу может быть установлена в размере 11 руб.

Т.Обухова

Эксперт журнала

«Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Новые принципы нормативного финансирования, закладываемые в основу расчета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, еще не начали применяться, но уже подверглись доработке. Минфин подготовил два документа, которые развивают положения Рекомендаций № 02-01-09/49180 и уточняют будущие «правила игры». К каким новшествам теперь готовиться учреждениям?

Минфин выпустил Письмо от 18.05.2015 № 02-01-09/28324, адресованное федеральным отраслевым министерствам и содержащее примерную форму нормативного акта, который им предстоит утвердить в ближайшее время. Кроме того, финансовое ведомство разработало и внесло в Правительство РФ проект акта, заменяющего Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 (далее – Положение № 671). Проект размещен на официальном сайте Минфина в разделе «Бюджет», подраздел «Нормативные затраты. Методологическая поддержка ФОИВ».

Эти документы полнее раскрывают принципы финансирования, подлежащие применению при формировании государственных и муниципальных заданий на 2016 год и плановый период. Остановимся на тех элементах системы расчетов, которые не были учтены в ранее выпущенных письмах и нормативных актах.

Затраты на имущество

В перспективе планируется отказаться от использования нормативов на содержание имущества. Одна часть этих расходов будет учтена в составе затрат на оказание услуг (поскольку имущество как раз и используется при их предоставлении), а другая станет отдельной составляющей формулы расчета субсидии.

Так, согласно п. 4 Примерной формы общих требований, п. 15 проекта положения затраты на приобретение особо ценного движимого имущества войдут в состав нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги (вместе с расходами на приобретение материальных запасов). А затраты на коммунальные услуги в будущем станут в полном объеме учитываться в составе норматива на общехозяйственные нужды (п. 5, 19 Примерной формы общих требований, п. 16 проекта положения), причем учитываться будут лишь те затраты на коммунальные услуги, которые производятся в отношении имущества, используемого для выполнения задания.

Таким образом, изменятся два важных момента.

1. Существующая в настоящее время группировка затрат на содержание имущества трансформируется. Напомним, что в силу п. 13 Положения № 671 к нормативу на содержание имущества бюджетного или автономного учреждения отнесены:

10% затрат на оплату потребления электроэнергии;

50% затрат на оплату потребления тепловой энергии;

затраты на уплату налогов, объектами обложения которыми признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным или автономным учреждением, в том числе земельные участки.

И если первые два вида затрат в будущем войдут в состав норматива на общехозяйственные нужды, третий вид расходов (на уплату налогов) станет самостоятельным элементом формулы расчета.

2. При определении норматива затрат на оказание услуги в будущем планируется учитывать затраты только на то имущество, которое задействовано в выполнении государственного (муниципального) задания, но переходить к этой схеме предполагается постепенно. В частности, при формировании заданий на 2016 год в составе субсидии все-таки будут учтены затраты на содержание имущества, не используемого в рамках задания (на потребление 10% электроэнергии и 50% теплоэнергии), однако уже при составлении заданий на 2017 год и плановый период данные расходы браться в расчет не будут. Об этом сказано в п. 6 проекта постановления.

Предлагая такую конструкцию, законодатели уходят от принципа предоставления гарантированной части субсидии (о нем не так давно заявлялось в Рекомендациях № 02-01-09/49180). Вместе с тем подобный шаг подтверждает другую тенденцию, касающуюся поиска резервов для экономии бюджетных средств (в том числе в части использования имущества, находящегося у учреждений в оперативном управлении) и обозначенную в Письме Минфина РФот 01.12.2014 № 06-03-05/61507.

Натуральные нормы как основа расчетов

Каждая составляющая норматива на оказание услуги (выполнение работы) будет определяться исходя из норм, выраженных в натуральных показателях (п. 8Примерной формы общих требований, п. 14, 23 проекта положения). К ним относится рабочее время персонала, материальные запасы, особо ценное движимое имущество, топливо, электроэнергия и другие ресурсы, используемые учреждением при выполнении государственного или муниципального задания. Натуральные нормы и есть тот базовый элемент, на котором выстраивается вся система расчетов, поэтому Минфин отдельно установил методы их определения.

Наилучшим является вариант, когда натуральные нормы содержатся в нормативных актах – ГОСТ, СНиП, СанПиН, стандартах, порядках и регламентах (паспортах) оказания государственной (муниципальной) услуги. При отсутствии же стандартов или установленных в них норм последние должны определяться на основе анализа и усреднения показателей деятельности наиболее эффективного учреждения, имеющего минимальный объем затрат на оказание единицы услуги при выполнении требований к качеству ее оказания. Также натуральные нормы можно определить на основе медианного значения по группе учреждений, предоставляющих аналогичную услугу (медианный метод), либо с помощью иного метода, утвержденного в субъекте РФ или муниципальном образовании. Как отмечается в п. 8Примерной формы общих требований, значения натуральных норм должны определяться по каждой государственной (муниципальной) услуге.

Поправочные коэффициенты

Чтобы полнее учесть специфику деятельности учреждений, при формировании задания на 2016 год будут использоваться корректирующие коэффициенты. В связи с этим норматив на оказание услуги станет считаться базовым (согласно п. 13 проекта положения он должен рассчитываться исходя из затрат, обеспечивающих достижение установленных в базовом перечне показателей качества услуги, а также показателей, отражающих содержание и условия ее оказания). К базовому нормативу при необходимости станут применяться два коэффициента.

Отраслевой корректирующий коэффициент рассчитывается исходя из соответствующих показателей отраслевой специфики, не учтенных при определении базовых нормативов затрат (п. 27Примерной формы общих требований, п. 20 проекта положения).

Территориальный коэффициент устанавливается к базовому нормативу на оказание услуги, скорректированному на отраслевой коэффициент, и состоит из двух частей – коэффициент на оплату труда с начислениями и коэффициент на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества (п. 28Примерной формы общих требований, п. 19 проекта положения). Здесь должны учитываться территориальные особенности и состав имущественного комплекса, необходимого для выполнения задания.

Планируется отказаться от использования нормативов на содержание имущества. Часть этих расходов будет учтена в составе затрат на оказание услуг, а другая станет самостоятельным элементом формулы расчета субсидии.

Согласно п. 29Примерной формы общих требований коэффициент на оплату труда рассчитывается как соотношение между средней зарплатой по субъекту РФ (федеральному округу, муниципальному образованию), на территории которого оказывается услуга, и средней зарплатой по субъекту РФ (федеральному округу, муниципальному образованию), данные по которому использовались для определения базового норматива на оказание услуги. В то же время коэффициент на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества представляет собой соотношение между суммой соответствующих затрат, определяемых на основании натуральных норм в субъекте РФ (федеральном округе) и (или) муниципальном образовании, на территории которого оказывается услуга, и суммой таких затрат в субъекте РФ (федеральном округе, муниципальном образовании), данные по которому использовались для расчета базового норматива на оказание услуги (п. 30 Примерной формы общих требований).

Кроме того, применяться начнет еще один корректировочный элемент – коэффициент платной деятельности. Он также должен использоваться при формировании задания на 2016 год, однако только в отношении затрат на уплату имущественных налогов и лишь в случае, когда бюджетное или автономное учреждение оказывает госуслуги (выполняет работы) за плату сверх установленного задания (п. 24 проекта положения).

Определяться такой коэффициент станет как отношение планируемого объема субсидии на выполнение задания (исходя из объемов, полученных на указанные цели в отчетном финансовом году) к общей сумме, включающей планируемые поступления от субсидии и платной деятельности (исходя из сумм, полученных в отчетном финансовом году).

Утверждение нормативов и коэффициентов

Конкретные значения норматива и коэффициента, относящиеся к той или иной услуге, должны быть утверждены федеральным органом исполнительной власти в своей сфере регулирования либо органом-учредителем. Так, значения базового норматива затрат на оказание услуги и отраслевого корректирующего коэффициента утверждает федеральное отраслевое министерство (п. 17, 20 проекта положения), а значения нормативных затрат на выполнение работ, затрат на содержание не используемого для выполнения задания имущества и территориального корректирующего коэффициента – учредитель (п. 19, 23, 25 проекта положения).

При этом норматив на оказание услуги принимается общей суммой, но с приведением сумм затрат:

  • на оплату труда (с начислениями) работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги;
  • на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного (муниципального) задания (в том числе на арендные платежи).

Для наглядности представим информацию о том, какой орган утверждает те или иные значения, в схематичном виде.

Кроме того, значения базовых нормативов на оказание услуг и отраслевых корректирующих коэффициентов необходимо будет разместить на официальном сайте bus.gov.ru (п. 21 проекта положения).

Поскольку уточненные правила расчета предстоит использовать уже в текущем году (при формировании обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, а также государственных и муниципальных заданий на 2016 год), федеральные отраслевые министерства должны утвердить общие требования к определению нормативных затрат в соответствии с предложенной Минфином примерной формой в самое ближайшее время. Проекты указанных документов, в частности, разработали Минтруд, Минспорт и Минкультуры – все выложено на едином портале для размещения информации о разработке проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru. Однако опубликованные проекты не учитывают измененные принципы нормативного финансирования, а значит, должны быть скорректированы.

Лишь после принятия общих требований учредители смогут точно рассчитать для подведомственных бюджетных и автономных учреждений объем финансового обеспечения выполнения государственного или муниципального задания, как определено в п. 4 ст. 69.2 БК РФ.

Методические рекомендации по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), утв. Письмом Минфина РФ от 01.10.2014 № 02-01-09/49180.

«О направлении примерной формы общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги государственным (муниципальным) учреждением» (далее – Примерная форма общих требований).

«О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – проект постановления, проект положения).

В части расходов на коммунальные услуги, а также на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества (см. п. 16 проекта положения).

В Примерной форме общих требований предусмотрена возможность передачи полномочий по утверждению названных значений органу, осуществляющему полномочия учредителя федерального государственного учреждения.

Источник: Журнал «Руководитель автономного учреждения»

>ПРИМЕНЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПЛАТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИМЕНЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПЛАТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.А. Ратовская,
консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Почти ежегодно вносятся изменения в порядок расчета нормативных затрат, на основании которых рассчитывается субсидия на выполнение государственного задания для бюджетных и автономных учреждений. Этот год также не стал исключением. Внесенные в начале осени поправки касаются в том числе порядка расчета коэффициента платной деятельности, который уменьшает размер субсидии в ряде случаев.

Платные услуги и приносящая доход деятельность

Основной задачей бюджетных и автономных учреждений является выполнение государственного (муниципального) задания, доведенного учредителем. Порядок формирования такого задания, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Положение № 640), с 15 сентября 2017 года изменен постановлением Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101 (далее – Постановление № 1101).
Согласно пункту 3 Положения № 640 государственное задание содержит:

показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы);
определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе в рамках госзадания, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ;
порядок контроля за исполнением госзадания и требования к отчетности о его выполнении.

Таким образом, ФГУ могут оказывать услуги платно как в пределах госзадания (если это установлено законодательством), так и сверх него.
Госзадание формируется согласно приложению № 1 к Положению № 640.
При установлении ФГУ госзадания на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ) оно формируется из нескольких разделов, каждый из которых содержит требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы).
Для каждой государственной услуги (работы) в таблице, характеризующей ее объем, указывается размер платы (цена, тариф). Данная графа заполняется учредителем в том случае, если оказание услуг (выполнение работ) осуществляется на платной основе в соответствии с законодательством РФ в рамках государственного задания. При оказании услуг (выполнении работ) на платной основе сверх установленного госзадания указанный показатель не формируется. Размер платы (цена, тариф) указывается по каждой услуге (работе) в рамках госзадания на очередной год и плановый период.
Согласно п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) бюджетное учреждение вправе сверх установленного госзадания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в его пределах выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом учреждения, путем выполнения работ, оказания услуг в соответствующих сферах (п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *