Международные нормы

Взаимосвязь и взаимодействие международно-правовых норм обуславливаются существованием определенной иерархии в рамках единой системы. Иерархия норм, установление их соподчиненности — еще один признак системы. Иерархия норм дает возможность определить их место и роль в системе международного права, упростить процесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для функционирования системы.

Наверху системы находится комплекс императивных норм (jus cogens – «неоспоримое право»), т.е. общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию. Они выражают коренные интересы всего сообщества, поэтому им придана высшая юридическая сила. Они могут создаваться и изменяться только сообществом в целом и имеют особый механизм обеспечения, поскольку последствия в связи с нарушением обязательств, вытекающих из таких норм, не могут быть такими же, как в связи с нарушением обязательств, вытекающих из норм, отклонение от которых допустимо на основе конкретных соглашений.

Основные виды иерархии международно-правовых норм: общая (генеральная) и договорная (специальная). Существуют также критерии системности норм международного права, такие, как непротиворечивость норм, взаимосвязь генеральных и специальных норм, уточняющих генеральную, взаимосвязь предшествующих и последующих норм с аналогичным предметом регулирования, неретроактивность норм.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Иерархия норм международного права и ее особенности.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Иерархия норм международного права и ее особенности.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Иерархия норм международного права и ее особенности.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Л. Н. Анисимов*

природа норм международного права

ключевые слова: международное право; субъекты международного права; норма международного права; международно-правовая ответственность; дипломатический протокол; внешняя политика; международные отношения; суверенитет государства; международный договор; международный обычай.

Аннотация: В статье рассматривается понятие нормы международного права, порядок ее образования; дается сравнение с нормами морали и нравственности; обращается внимание на то, что субъекты международных отношений реализуют свои права и выполняют обязанности в соответствии с нормами международного права, согласованными между государствами.

В теории права широко используется такое понятие, как социальные нормы, представляющие собой правила поведения, предназначенные для регулирования общественных отношений. Применительно к внутригосударственным общественным отношениям можно выделить правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные социальные нормы. Среди многочисленных, разноплановых социальных норм, существующих в каждом обществе и в отношениях между субъектами международного права, видное место занимают нормы морали.

Мораль, как и право, всегда имела и имеет социальный характер, а также общие с ним (правом) сферы распространения и регулирования. Однако это вовсе не означает, что сферы «приложения» права и морали в максимальной степени совпадают. Сфера регулятивного воздействия норм

* Заслуженный юрист Российской Федерации, профессор юридического факультета Московского филиала Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина.

морали, в том числе в международных отношениях, неизменно шире сферы, на которую распространяются нормы права. В этой связи некоторые авторы считают мораль основой любого права, а право «кристаллизовавшейся в законе» нравственностью.1 Правда, это делается с оговоркой, что такой подход к соотношению права и морали нельзя считать идеальным, потому что мораль далеко не всегда может предстать общесоциальной категорией, тем более для международного сообщества.

Вместе с тем важно иметь в виду, что «мораль также как и право никогда и нигде не бывали и не бывают вечной и неизменной. Она возникает вместе с обществом, вместе с ним изменяется и развивается. Это историческое явление».2 Наряду с переходящими от эпохи к эпохе нормами морали и ее ценностями, носителями которых являются те или иные кассы, социальные слои, правящие династии, группы, существуют и непреходящие, вечные, общечеловеческие ценности и элементы морали. Они закрепляются нормами права как в международных, так и в национальных правовых актах. И право в этом случае закрепляет и охраняет мораль, которая, в свою очередь, поддерживает право, в том числе и международное. Хотя, категории морали и права не всегда согласуются, тем не менее право опирается на упорядоченную совокупность норм морали.

Норма права (правовая норма, юридическая норма), представляет собой одну из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм с присущими ей существенными особенностями. В частности, правовая норма является критерием правомерности поведения, определяющим границы возможных и должных поступков в тех или иных общественных отношениях.

Если нормы внутригосударственного права создаются самим государством, то нормы международного права имеют координационный характер. Нормы, международного права, как и его принципы, создаются не органами, стоящими над государствами и другими субъектами международного права, а ими самими в результате решений, основных на взаимных уступках и разумных компромиссах, согласованной позицией по тем или иным международным вопросам.

Под нормой международного права понимается правило поведения, признаваемое государствами и другими субъектами международного пра-

1 См.: Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 353.

2 Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. М., 2005. С. 458.

ва в качестве юридически обязательного. Права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права, представляют собой содержание норм международного права. При вступлении в международные отношения субъекты международного права реализуют свои права и выполняют обязанности, предусмотренные нормами международного права. Субъекты международного права во взаимных отношениях соблюдают и так называемые обыкновения, или нормы международной вежливости (международной морали), которые в отличие от международно-правовых норм лишены качества юридически обязательных.

Если нарушение норм международного права является основанием для международно-правовой ответственности, то нарушение обыкновений такой ответственности не влечет, хотя и может осложнить отношения между государствами. Примерами международной вежливости может служить большинство правил дипломатического этикета.

Исторический опыт свидетельствует о том, что для необходимого функционирования сложных и разноплановых межгосударственных отношений и, в частности, поддержки нормальных дипломатических связей, помимо соблюдения установленных и сложившихся в международном общении правовых норм, необходимо также соблюдение определенных традиций, правил, условностей, обычаев, то есть того, что кратко именуется дипломатическим протоколом. Дипломатический протокол — это форма. в которую облекается любая внешнеполитическая акция, направленная на поддерживание мирных и доброжелательных отношений между субъектами международного права, прежде всего между государствами. Правила дипломатического протокола — основанные на традиции акты, многовекового общения государств. Протокол — категория историческая. В древности говорили: «Протокол — это фимиам дружбы». Уважительное отношение государств друг к другу, их официальным представителям, другим народам символам суверенитета (флагу, гербу, гимну) способствует созданию атмосферы доверия и доброжелательности, укреплению сотрудничества между государствами и другими субъектами международного права. Каждое государство подчиняет свой дипломатический протокол целям внешней политики и дипломатии. Многие нормы дипломатического протокола основываются на исторически сложившихся правилах международной вежливости, хотя они не зафиксированы в международно-правовых документах.

В наш век, век научно-технической революции, ядерной энергети-

ки, автоматики, космической связи, интернета и всеобщей компьютеризации, на первый взгляд может показаться, что некоторые международные правила вежливости протокольные нормы) стали архаичными. Однако сколько бы не совершенствовались научно-технические средства, они не могут заменить собою протокольных норм международной вежливости. Конечно, здесь все зависит от внешнеполитических целей, которых добивается то или иное государство или, скажем международная организация. Например, в международной протокольной практике принято отмечать национальные праздники государств. Характер и объем проводимых по этому случаю мероприятий зависит от состояния политических, культурных и иных отношений между государствами. Вступление главы государства в должность не остается незамеченным международным сообществом. Согласно нормам международной вежливости принято направлять новому главе государства поздравительные телеграммы, письма, послания. Дипломаты протокольной службы ведут учет поступивших поздравлений, чтобы подготовить на них ответы.

В ряде стран, особенно Латинской Америки, на церемонию вступления в должность нового главы государства приглашаются иностранные делегации. Оказываемые им почести зависят от уровня делегации, положения лица, возглавляющего делегацию (глава государства, глава правительства, министр иностранных дел или другое высокопоставленное лицо). Протоколом страны пребывания обычно предусматривается приглашение дипломатического корпуса на различные официальные мероприятия, церемонии, на которых присутствуют главы государства, правительства, министр иностранных дел и т. д.

В силу своей значимости, обобщающего характера, общепризнанности и существенной роли в международно-правовом регулировании некоторые нормы международного права стали называться принципами (например, принцип мирного урегулирования международных споров, принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип нерушимости границ и др.). Такие принципы имеют императивный характер (нормы jus cogens) и являются основой международного правопорядка. Несоблюдение этих принципов тем или иным государством (группой государств) может рассматриваться международным сообществом как посягательство на международный правопорядок в целом.

Единственным способом создания норм международного права

является соглашение субъектов международного права. Эти нормы еще называют согласительными, так как они возникают на основе свободного, добровольного волеизъявления их создателей. При этом не существует наднациональных органов, которые бы создавали для субъектов международного права юридически обязательные правила поведения. Согласованность и взаимная обусловленность воли субъектов международного права как участников соглашения является важной характерной чертой договорных международных норм. 3 «Согласованность как один из существенных признаков договорной нормы обуславливается тем, — отмечает В. М. Шур-шалов, — что в международной жизни вопросы, затрагивающие интересы нескольких государств, могут быть успешно решены только в порядке добровольной договоренности, достигнутой в результате взаимных уступок и компромиссов юридически равноправных партнеров».4 Разумеется, нарушение такого порядка, любые попытки получить уступки с одной только стороны приводят к нарушению принципа согласованности, недопустимому в отношениях равноправных суверенных государств привилегированному положению одной из стороны договорного процесса и, в конечном итоге, к разбалансированию международных отношений.

Нормы, созданные вопреки согласованию воли субъектов международного права, правоотношения, возникшие на их основе, являются противоправными и не подлежат защите международного права. К тому же ни одно государство или другой субъект международного права не может быть только обязанной стороной, не наделенной определенными правами. Взаимная обусловленность проявляется и в ходе реализации нормы международного права в конкретном правоотношении, так как ни одна из сторон договора не может рассчитывать на добросовестное поведение в договорном отношении другой стороны, если она сама должным образом не выполняет согласованные и закрепленные в соглашении договоренности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что согласованность и взаимная обусловленность воли субъектам международного права, будучи зафиксированной в правовой норме, в дальнейшем получает реализацию в конкретном правоотношении в органическом единстве прав и обязанностей создателей этой нормы. Процесс согласования воль субъектов международного права имеет как бы две составляющие: согласование воль

3 Тункин Г. И. Вопросы теории международного права. М., 1962. С. 168.

4 Шуршалов В. М. Международные правоотношения. М., 1971. С. 17.

государств относительно содержания правил поведения в определенном правоотношении и согласование их воль относительно признания этого правила поведения юридически обязательным.5

Для создания международно-правовой нормы необходимо согласование, воль государств. При этом следует разграничивать понятия воли как внутреннего убеждения и внутренней суверенной позицией государства и ее практическим воплощением, то есть волеизъявлением как внешним выражением воли, а также согласованной волей как результатом компромисса. Согласованная воля — это не новая воля, а определенным образом видоизмененное волеизъявление каждого участника договорного процесса по выработке международно-правовой нормы. «Согласованная воля государств, — подчеркивает И. В. Гетман-Павлова, — не является высшей, не стоит над волей каждого отдельного государства, и выражает их общее желание выработать единое правило поведения».6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При создании нормы международного права, государства выступают как суверенные и равноправные субъекты, а потому их волеизъявление имеет юридически равнозначный характер. Юридическое равенство государств, в свою очередь, означает, что большинство государств не может создавать нормы для меньшинства и не вправе навязывать такие нормы другим государствам против их воли и согласия. Что же касается международных организаций как субъектов международного права, то они могут принимать юридически значимые резолюции на основе соответствующего устава, наделяющего их определенными нормотворческими полномочиями.

В процессе выработки норм международного права любое государство стремится к тому, чтобы его интересы были бы максимально отражены в норме. В то же время каждое государство — участник договорного процесса понимает, что настаивание только на своей позиции без учета интересов других государств может привести к тупиковой ситуации срыву соглашения.

Первая стадия согласования воль государств относительно содержания вырабатываемой нормы заканчивается подписанием соответствующего международного договора. Что же касается второй стадии, то, как уже отмечалось, она состоит в признании правил поведения юридически обязательной правовой нормой. И, кстати, эти две стадии (две составляющие)

5 Гетман-Павлова И. В. Международное право: Учебник. М., 2006. С. 24 — 31.

6 Там же. С. 25.

нормотворческого процесса могут оказаться неразрывными во времени, если международный договор вступает в силу с момента его подписания. В тех случаях, когда требуется специальная процедура для выражения согласия государства на обязательность правила поведения (например, ратификация или утверждение), то между двумя стадиями будет иметь место соответствующий разрыв во времени. Более того, государство вправе подписать международный договор, то есть согласиться с содержанием правил поведения, но так никогда и не ратифицировать его (не выразить своего согласия на обязательность его для себя).

Международное право, характеризуется также тем, что ее нормы создаются преимущественно государствами как первичными и основными субъектами международного права. Другие субъекты, в частности международные организации, также принимают участие в нормообразовании, но их деятельность в этом направлении по преимуществу связана с подготовкой региональных или универсальных договоров. В любом случае только субъекты международного права могут признать тем или иным правилам своего поведения юридически обязательный характер. Их согласие относительно признания определенных правил поведения в качестве международно-правовых норм может быть явно выраженным (в основном в письменной форме) и молчаливым. В первом случае достигнутое соглашение именуется договором, а во втором — обычаем. Соответственно и нормы, содержащиеся в договорах, считаются договорными нормами, а содержащиеся в признанных обычаях — обычными или обычно-договорными.

При заключении договора субъекты международного права имеют своей целью создание международно-правовых норм с четкими и конкретными формулировками, необходимых для регулирования политических, экономических, научно-технических, культурных, военных и иных отношений между ними. Процесс создания обычных норм (обычая) является длительным и сравнительно сложным и определяется в Статуте Международного Суда ООН как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы»7 (п.16 ст. 38). В этом случае элемент «всеобщности» необходим для образования обычных норм общего международного права.

Обычные нормы, таким образом, формируются в результате весьма

7 Международный Суд ООН — один из шести главных органов Организации Объединенных Наций. Его Статут является неотъемлемой частью Устава ООН.

длительного, частого, многократного повторения одних и тех же действий многими государствами. Одноразовые или эпизодически повторяющиеся действия не создают и не могут создавать обычных норм международного права. Обычаи вырабатывались, соблюдались и соблюдаются не в результате какого-либо внегосударственного принуждения или иных форм официального давления, а в результате выработанной государствами привычки, их естественной потребности в определенной, очерченный рамками этого обычая линии поведения.

Процесс образования обычных норм международного права должен носить единообразный длительный и повторяющийся характер. Это не означает, что в нем должны участвовать все государства. Другие государства могут молчаливо признать обычай в качестве обязательного правила поведения. Собственно, в практике международных отношений так и было. Однако только признание государствами того или иного возникшего и утвердившегося правила поведения в качестве обязательной (правовой) нормы не превращает ее в международно-правовой обычай. Если в течение длительной международной практики в отношениях между государствами сформировалось определенное правило поведения, но оно тем не менее не было признано в качестве юридически обязательного, то в таком случае можно говорить об образовании обыкновения, правила международной вежливости. Обычные международные нормы имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы.

Вместе с тем возникает вопрос о соотношении международных договорных норм и обычных норм, и в частности: о том, могут ли договорные нормы изменять содержание или отменять действие обычных норм и, наоборот, могут ли обычные нормы международного права изменить или отменить нормы международного договора. Практика кодификации международного права свидетельствует в пользу того, что кодифицирующие договоры изменяли или уточняли содержание обычных норм, или вовсе их отменяли, если они устаревали. По причине того, что юридическая сила международных договорных и обычных норм одинакова, последние могут изменять содержание договорных норм или отменять их действие в международных отношениях.

В теоретическом, да и в практическом плане при характеристике обычных норм международного права возникает также вопрос о том, имеется ли здесь согласование воль государств или они возникают опосредо-

ванно без участия воль этих субъектов международного права. Западная доктрина придерживается той точки зрения, что обычная норма международного права возникает без согласования воли государств; отечественная доктрина — что процесс создания обычной нормы международного права отличается от создания норм международного договора, но тем не менее согласования воль государств необходимо. Принято считать, что на первой стадии происходит формирование международного обыкновения, элементами которого является устойчивость, повторимость, регулярность применения, длительность. При этом обыкновение может стать международной нормой при согласовании воль государств, их согласии соблюдать данное правило как юридически обязательное. Это положение вытекает из ст. 38 Статута Международного Суда ООН. В отличие от согласия, которое фиксирует договорная норма, согласие при признании юридической обязательности обычной нормы носит фактический характер. Оно выводится из поведения государств, а не из подписания или ратификации.

По способу (методу) правового регулирования международноправовые нормы подразделяются на диспозитивные и императивные. Диспозитивной является такая норма, в рамках которой субъекты международного права могут самостоятельно определять правила своего поведения, а также взаимные права и обязанности в международных отношениях с учетом конкретных обстоятельств. Основная часть норм международного права является диспозитивными в силу того, что субъекты международного права могут с учетом взаимных интересов изменить или отменить их в соответствии с ярко выраженным или молчаливым соглашением, то есть на основе договора или обычая. К примеру, в соответствии со ст. 14 Конвенции ООН по морскому праву 19S2 г. прибрежное государство может устанавливать исходные линии для отсчета ширины территориального моря, используя поочередно любой из двух методов — или линии наибольшего отлива вдоль берега (по ст. 5), или прямые исходные линии, соединяющие исходные точки (по ст. 7), или их сочетание.

Императивная норма — норма, которая выражена в категорических предписаниях и действует независимо от усмотрения субъектов международного права. Субъекты международного права неправомочны по своей воле изменять объем и содержание прав и обязанностей, установленных императивными нормами. Согласно ст. 5S Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. под императивной нормой (нормой jus

cogens) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой возможно только на основании предписания последующей нормой такого же характера.

Можно сказать, что императивные нормы (jus cogens) составляют основу всего международного права и всех международных отношений вообще, основу всего международного правопорядка и мировой политической стабильности. Императивные нормы обладают наивысшей юридической силой, любые иные нормы международного права должны соответствовать нормам jus cogens. Отличие этих норм от других норм императивного характера заключается в том, что любые отклонения от норм jus cogens делает действия субъектов международного права ничтожными. Нормы jus cogens являются основными нормами принципами международного права, в том числе закрепленными в Уставе ООН. Их содержание раскрыто и дополнено Декларацией о принципах международного права, касающейся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г., Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 1 августа 1975 г. К ним относятся также принципы соблюдения законов и обычаев войны.

Действия государств, нарушающие или попирающие императивные нормы jus cogens, квалифицируются как грубое нарушение международного правопорядка, агрессия, влекущие за собой самые серьезные международно-правовые санкции, вплоть до подавления агрессора силой на основании ст.42 Устава ООН, а также принципов соблюдения законов и обычаев войны. Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с Уставом ООН обязательства государств-членов по Уставу имеют преимущественную силу перед их обязательствами по какому-либо другому договору.

Международно-правовые договоры могут быть с ограниченным числом участников (двухсторонние и региональные), или как они именуются в литературе, партикулярными, и универсальные. Последние регулируют отношения всех участников международного права и составляют общее международное право. В некоторых случаях договоры подразделяются на правообразующие, (то есть создающие нормы общего международного права, и договоры — сделки (с ограниченным кругом участников),

не создающие таких норм. Однако приведенная классификация носит, в известной мере, условный характер, так как в любом из указанных случаев стороны ставят перед собой цель формирования нормы.

По видам международно-правовые нормы делятся на нормы материального права и нормы процессуального права.

Первые устанавливают права и обязанности субъектов международного права, в том числе и конкретным правоотношений (например, определяющие права и обязанности государств — участников Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., вступила в силу в 1964 г.), Вторые устанавливают порядок (процедуру) реализацию самих материальных норм (например, определяющие деятельности различных международных судебных органов, следственных и согласительных комиссий и др.).

В зависимости от функционального назначения международноправовых нормы делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов международного права (например, согласно Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии (1986 г.) государства-участники обязаны поставить в известность МАГАТЭ и другие государства о компетентных органах и пунктах связи, ответственных за направление и получение оповещения и информации); охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию самих регулятивных норм (например, нормы статей 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

Приведенная выше классификация норм не является исчерпывающей. В известной мере и сама она является условной по той причине, что ряд международно-правовых норм могут быть одновременно и договорными и многосторонними, договорными и двусторонними, универсальными и локальными и т. д.

  1. Понятие международного права. Предмет регулирования международного права.

  2. Основные черты современного международного права.

  3. Система международного права. Международное публичное право и международное частное право.

Понятие международного права

Международное право— это комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем заключения соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

Прообразом международного права является сложившийся в римском праве термин jus gentium(«право народов»). Но реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствами как суверенными политическими организациями, и ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.

Монистическая теория, дуалистическая теория.

Международное право как особая правовая система

В отечественной науке сложилась характеристика международного права как особой правовой системы. Имеется в виду реальное сосуществование двух правовых систем: правовой системы государства (внутригосударственной правовой системы) и правовой системы межгосударственного общения (международно-правовой системы).

В основе разграничения лежит, прежде всего, метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства, международное право — в процессе согласования интересов различных государств.

Существенное значение имеет и предмет правового регулирования: у внутригосударственного права это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права это преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.

Итак, в принятом понимании международное право — это самостоятельная правовая система. Согласно же ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Таким образом, в конституционной трактовке принятые Российской Федерацией международно-правовые нормы — это составная часть правовой системы государства.

Как разрешить это разноречие? Дело в том, очевидно, что формулировка Конституции исходит из широкой трактовки правовой системы, не ограничивая ее совокупностью юридических норм, т. е. правом, если иметь в виду сложившуюся терминологию.

В юридической литературе есть попытки усеченного восприятия и ограничительноготолкованияч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» применительно; к отдельным отраслям, которые будто бы в силу своей специфики не допускают прямого действия международно-правовых норм и их приоритетного применения в случаях расхождения с нормами соответствующих законов. Наиболее распространенным стал такой подход к уголовному законодательству, что обусловлено тем, что Уголовный кодекс РФ, как сказано в ч. 2 ст. 1, лишь «основывается» на нормах международного; права, и тем, что в нем отсутствует положение о применении правил международного договора в случаях иного, чем в УК РФ, регулирования.

Не согласуется такой подход с проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. В этом документе, одобренном Комиссией международного права ООН и ожидающем конвенционного воплощения, принцип уголовной ответственности выражен достаточно четко: «Преступления против мира и безопасности человечества являются преступлениями по международному праву и наказываются как таковые, вне зависимости от того, наказуемы ли они по внутригосударственному праву» (п. 2 ст. 1).

Такое положения исходит из того, что Комиссия по международному праву ООН признала общий принцип прямой применимости международного права в отношении личной ответственности и наказания за преступления по международному праву.

В теории разработаны аргументы в пользу концепции разграничениясоздаваемого государством права, т.е. внутригосударственного, национального права, и применяемого государством и в государстве права. Второй комплекс значительно шире и сложнее первого, ибо наряду с собственным правом государства он охватывает те находящиеся за рамками национального права нормы, которые подлежат применению или же могут быть применены в сфере внутригосударственной юрисдикции. Имеются в виду нормы межгосударственного права, принятые государством и предназначенные для внутреннего регулирования, и нормы иностранного права, применение которых в предусмотренных ситуациях допускается отдельными законами и международными договорами.

Предмет регулирования международного права

Отношения, регулируемые международным правом, определяют международные правоотношения, которые включают отношения:

а) между государствами — двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;

б) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;

в) между государствами и государствоподобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;

г) между международными межправительственными организациями.

Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения, поскольку каждая международная межправительственная организация — это форма объединения государств. Политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства.

Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера- между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения «с иностранным элементом» или «с международным элементом»), а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характераможно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.

При рассмотрении международных межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характерони приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом.

Утверждается, что нормы международного права обязывают государство в целом, а не отдельные его органы и должностные лица, а компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения международных обязательств, регулируются нормами внутригосударственного права. Здесь необходимо уточнение: нормы международного права не только обязывают, но и предоставляют правомочия, т. е. управомочивают. Что же касается существа проблемы, то в реальной международно-правовой практике адресатом этих норм становится не только само государство. Многие международные договоры напрямую формулируют права и обязанности вполне определенных государственных органов и даже должностных лиц, указывают вполне конкретных исполнителей договорных норм, именно на них непосредственно возлагая ответственность за реализацию обязательств. Более того, существуют международные договоры, отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам и различным учреждениям (юридическим лицам) как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых договорными нормами.

Международное право существует как бы в двух измерениях и поэтому может быть охарактеризовано в двух аспектах.(1)Оно сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества. Соответственно такой подход предопределяет понимание международного права как регулятора международных отношений, внешнеполитических действий государств как правового комплекса, существующего в межгосударственной системе и только в ней.

(2)Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характеристика международного права как составной части формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств, т. е. внутригосударственные, национальные правовые системы. Имеется в виду согласование, взаимодействие, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосударственных отношений, непосредственно применяются в сфере правовой системы государства.

Исторически сложилось разграничение двух категорий — международного публичного права и международного частного права. Международное публичное право – это регулятор межгосударственных отношений. К международному частному праву традиционно относят правила поведения и взаимоотношений участников международных отношений негосударственного характера, имея в виду прежде всего частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Такие правила содержатся как во внутреннем праве государств, под юрисдикцией которых находятся соответствующие физические и юридические лица, так и в международных договорах и международных обычаях.

Научное определение системы полагает ее восприятие как совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность. Наиболее элементарным понятием международного права является правовая норма, или юридически обязательное правило поведения.

Норму международного права можно определить как формально определенное, юридически обязательное к исполнению правило поведения государств и других субъектов международного права, устанавливающее для них права и обязанности, соблюдение которого обеспечивается специальным юридическим механизмом (добровольное соблюдение или с помощью особого вида принуждения, сложившегося в современной межгосударственной системе).

Отсюда следует, что международно-правовая норма должна отвечать следующим формальным требованиям:

  • а) регулировать отношения между субъектами международного права;
  • б) быть обязательной для субъектов международного права;
  • в) носить общий характер, позволяющий применять ее в различных ситуациях, а не в каком-то одном конкретном случае.

Первое требование – регулятивный характер, присущ нс только правовым нормам, но и иным видам норм социального регулирования (моральным, религиозным и т.д.). Кроме того, этот признак характерен и для норм внутреннего права государств, которые, однако, имеют иной предмет регулирования (общественные отношения внутри отдельного государства).

Второе требование – обязательный характер, присущ всем правовым нормам (международного и внутригосударственного права). Под обязательностью в данном случае следует понимать юридическую силу международно-правовых норм, поскольку собственной обязательной силой обладают и неправовые нормы.

Третье требование означает, что норма должна быть рассчитана на неопределенное число случаев, а не представлять собой индивидуальное правовое решение по конкретному спору, что также роднит нормы международного права с нормами внутреннего права. Таким образом, своеобразие норм международного права происходит из предмета их регулирования, к которому относятся общественные отношения, складывающиеся в межгосударственной системе.

Международно-правовые нормы могут обладать различными второстепенными признаками, что позволяет их классифицировать на основании различных критериев.

Международное право состоит из норм, которые различаются по характеру и значению содержащихся в них предписаний. В зависимости от их роли в механизме правового регулирования или точнее в зависимости от их содержания различают нормы-принципы (нормы общего содержания, устанавливающие исходные начала для международного права в целом или его отдельных отраслей) и нормы, непосредственно устанавливающие права и обязанности субъектов международного права, условия их реализации и т.п., т.е. определяющие конкретное содержание тех или иных видов правил поведения.

Кроме того, по форме объективирования различают договорные и обычные международно-правовые нормы.

По количеству участников следует различать нормы, обязывающие двух субъектов международного права, нормы, обязывающие трех и более субъектов международного права, и нормы, обязывающие международное сообщество государств в целом (нормы erga отпек).

В зависимости от субъектно-территориальной сферы действия выделяют универсальные и локальные нормы международного права.

По видам регулирования различают международно-правовые нормы материального и нормы процессуального права.

В зависимости от функционального назначения – регулятивные и охранительные (обеспечительные) нормы международного нрава.

По характеру субъективных прав и обязанностей – обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы международного права.

Наконец, по характеру содержащегося предписания международно-правовые нормы делятся на императивные и диспозитивные нормы. Императивная норма общего международного права представляет собой такую норму, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. В литературе иногда можно встретить смешение понятий основного принципа общего международного права и императивной (когентной) нормы общего международного права. Это неправильно, поскольку не все основные принципы международного права носят императивный характер. Диспозитивные нормы международного права предоставляют его субъектам право самим решать вопрос об объеме и характере прав и обязанностей. В отсутствие такой договоренности вступает в действие второе предписание, содержащееся в диспозитивной норме международного нрава.

Наряду с Конституцией РФ и гражданским законодательством, источником гражданского права России являются международные договоры, а также общепризнанные принципы и нормы международного права. Это — традиционные источники гражданского права, поскольку согласно ч. 4 сг. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.). Международные договоры РФ могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» предусматривает также, что частью правовой системы РФ являются заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства — продолжателя Союза ССР.

Примерами международных актов, закрепляющих международные принципы и нормы, применяемые к гражданским отношениям, являются Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, И апреля 1980 г.); Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) (1994 г.), Венская конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.); Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.). Их значение заключается в том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следующий блок в ряду источников гражданского законодательства представлен федеральными законами. Высшую юридическую силу среди них имеет Гражданский кодекс РФ. Он представляет собой кодифицированный акт, состоящий из четырех частей. В первой части ГК РФ определены предмет и основные начала гражданского законодательства, правовое положение субъектов гражданских правоотношений, система объектов гражданских прав, общие положения об обязательствах и т.д. Вторая часть ГК РФ посвящена отдельным видам обязательств. Часть третья ГК РФ регулирует наследственные отношения, а также гражданские отношения, осложненные иностранным элементом. Четвертая часть ГК РФ посвящена правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности. Она объединила ранее разрозненные нормы законодательства об авторском праве и смежных правах, товарных знаках, правовой охране программ для ЭВМ, нормы патентного права, обеспечивая единообразие правового регулирования в сфере участия исключительных прав в гражданском обороте.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3). В случае если возникает коллизия гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ, других федеральных законах, необходимо руководствоваться нормами ГК РФ, если только в самом Кодексе не предусмотрено иное (об этом см. в п. 3 ст. 22, п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 197 ГК РФ и т.д.).

Наряду с ГК РФ отдельные нормы гражданско-правового характера содержат и другие кодификационные акты. Например, гл. 2 В К РФ устанавливает основы права собственности и иных прав в отношении водных объектов. Глава 3 ЗК РФ содержит специальные статьи, посвященные праву собственности на земельные участки. Отдельные законоположения ЛК РФ регулируют гражданские отношения, например, в части установления правил купли-продажи лесных насаждений (ст. 75—77). Семейный кодекс РФ также входит в систему источников гражданского законодательства, поскольку регулирует отдельные личные неимущественные и имущественные отношения в семье.

Кроме кодексов в системе гражданского законодательства имеется и ряд законов федерального уровня, регулирующих более узкие сферы деятельности. Их условно можно разделить на собственно гражданско-правовые и законы, включающие отдельные нормы гражданско-правового характера. К первой группе относятся федеральные законы от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях», от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и ряд других.

Во вторую группу входят, например, следующие федеральные законы: от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите нрав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и т.д.

Нормы гражданского права содержатся также в подзаконных актах — указах Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК РФ). В качестве примеров следует привести Указы Президента РФ от 21 марта 1996 г. № 408 «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров», от 4 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации».

Указы Президента РФ должны соответствовать ГК РФ и иным федеральным законам; постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК РФ) — ГК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК РФ) — ГК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

В качестве сравнения рассмотрим действующие источники гражданского законодательства в различных зарубежных странах.

США. Источники гражданского законодательства большинства американских штатов составляют не кодексы, а законы, регулирующие отдельные гражданско-правовые институты, причем, что характерно, данное законодательство длительное время не обновляется. Однако в таких штатах, как Луизиана, Джорджия, Калифорния, Монтана, Северная и Южная Дакота все же приняты Гражданские кодексы, но они регулируют достаточно узкий круг вопросов гражданского права. Деятельность полных и коммандитных товариществ осуществляется на основе федеральных законов. Следует отметить характерную особенность: в США в каждом штате существует различный круг источников, поэтому отсутствует единая правоприменительная практика. Фактически в каждом штате действует своя система гражданских законов. Так, например, в 1970 г. Национальной конференцией уполномоченных был разработан общий закон о браке и разводе, но он действует только в 11 штатах, и в регулировании этих вопросов отсутствует единство. Исключение составляет лишь Единообразный торговый кодекс США (ЕТК), текст которого был выработан в 1952 г., и в современной версии вступил в силу лишь в 1978 г. Он принят во всех штатах, кроме Луизианы, и является, пожалуй, одним из немногих обще- американских законов. ЕТК состоит из девяти разделов, которые посвящены следующим вопросам: 1) общие положения, 2) продажа, 3) торговые бумаги, 4) банковские депозиты и инкассовые операции, 5) аккредитивы, 6) комплексное отчуждение, 7) складские свидетельства, коносаменты и другие товарораспорядительные документы, 8) инвестиционные ценные бумаги и 9) обеспечение сделок.

Канада. Как и в США, система гражданского законодательства в Канаде представлена законодательными актами, в основном законами федерального уровня. Только в провинции Квебек принят Гражданский кодекс, который заслуживает отдельного анализа. Исторически сложилось так, что Франция оказывала на данную провинцию немалое влияние, что и отразилось на законодательстве Квебека. Об этом свидетельствует тот факт, что Гражданский кодекс был принят на французском и английском языках и в целом воспроизводил структуру Гражданского кодекса Франции 1804 г. Впоследствии его структура претерпела ряд изменений, и в январе 1994 г. новый Гражданский кодекс Квебека вступил в силу и действует по настоящий день. Он сгруппирован по десяти книгам, посвященным крупным гражданско-правовым институтам: лицам; семье; наследованию; имуще- ствам; обязательствам; привилегиям и ипотеке; доказыванию; давности; гласности прав; международному частному праву.

Германия. Основным источником гражданского законодательства Германии является Германское гражданское уложение 1896 г. (ГГУ). Уложение состоит из пяти книг, которые имеют следующую структуру: общая часть (§ 1—240); обязательственное право (§ 241—853), вещное право (§ 854—1296), семейное право (§ 1297—1921), наследственное право (§ 1922—2385). Несмотря на эффективность норм ГГУ, в гражданско-правовой сфере действует ряд дополняющих его законов, главным из которых считается Закон об общих условиях договоров 1978 г. Гражданско- правовые отношения экономического характера регулируются Германским торговым уложением (ГТУ) 1897 г., представляющим собой дополнение к ГГУ и регулирующим только сделки, совершаемые коммерсантами либо приравниваемыми к ним торговыми товариществами. Как и в России, в Германии действует Закон об акционерных обществах 1965 г., который по содержанию намного больше российского закона и представлен в виде пятикнижия.

Великобритания. Если в предыдущих странах хотя бы прослеживалось общее деление на отрасли законодательства, то в английском праве вовсе отсутствует классическое для российского законодательства деление на отрасли. Отношения собственности регулируются достаточно давно принятыми законами. Так, например, отношения земельной собственности регулируются пятью основными законами, которые были приняты еще в 1925 г. Основным источником права, и гражданского права в том числе, являются прецеденты. В Великобритании изданы законы, регулирующие деятельность юридических лиц. Наиболее значимыми из них являются Закон о компаниях 1985 г., Закон об акционерных компаниях 1844 г. и др. Данные законы определяют правовое положение различных компаний (и акционерных в частности), порядок правления, выдела паев и облигаций, их полномочия, порядок управления и контроля. Наследственное право отчасти установлено в Законе о завещаниях 1857 г.

Франция. Французское гражданское законодательство основывается на Французском гражданском кодексе 1804 г. (ФГК). Он считается одним из наиболее совершенных нормативных актов, регулирующих гражданские отношения наряду с Германским гражданским уложением. Французский гражданский кодекс состоит из вводного титула и трех книг. Во вводном титуле содержатся правила действия гражданских законов во времени и пространстве, а также некоторые правила, относящиеся к вступлению в силу и применению правовых норм. Они распространяются на все французские законы. Первая книга ФГК посвящена лицам и устанавливает основы правового регулирования гражданских прав французов и иностранцев, в ней содержатся положения о порядке и последствиях признания лица безвестно отсутствующим, о браке и разводе, о правовом статусе несовершеннолетних, об опеке и попечительстве. Вторая книга носит название «Об имуществах и различных видоизменениях собственности». В ней содержатся нормы, касающиеся недвижимого и движимого имущества, государственной и коммунальной собственности, прав собственников и пользователей имуществом. В третьей книге «О различных способах, которыми приобретается собственность» сосредоточены основные институты французского гражданского права, такие как: институт наследования и дарения, обязательственное право, отдельные виды обязательств, сроки приобретательской и исковой давности. Кроме ФГУ имущественные отношения регулируются Французским торговым кодексом 1807 г. (ФТК) и рядом законов, включая закон о некоторых видах торговых договоров, декреты по вопросам банков, морской торговли, страхования, несостоятельности и банкротства, закон о торговых товариществах, декрет о торговых товариществах и т.д.

Таким образом, источники гражданского законодательства России и зарубежных стран имеют общие и отличные черты, причем главной отличительной особенностью является центральная роль ГК РФ в регулировании гражданских отношений и его действие на всей территории нашей страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *