Международный реестр судов

Транскрипт

1 РОССИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЕСТР СУДОВ Практический семинар для судовладельцев, шип менеджеров, морских агентов и капитанов морских судов Адвокатское бюро Санкт-Петербурга

2 Основные вопросы Основания для регистрации: Критерии судов, (не) подлежащих регистрации. Слайд 4-6 Порядок регистрации: Требования к документам. Государственная пошлина. Ежегодное подтверждение. Слайд 7-13 Последствия регистрации: Уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей. Слайд 14-16

3 РМРС средство привлечения тоннажа под Российский флаг Для увеличения количества судов, регистрируемых под Российским флагом; Для повышения интереса к Российскому флагу иностранных судовладельцев; Для возвращения национального флота в Россию; Для создания альтернативы «удобным» флагам; Для сокращения затрат и повышения конкурентоспособности.

4 В РМРС могут регистрироваться Часть 7 ст. 33 КТМ РФ: 1) суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки. 2) суда, используемые для перевозок и буксировки в каботаже не старше 15 лет; 3) суда, используемые для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводнотехнических работ, а также для обеспечения указанных работ и видов деятельности; 4) самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые для целей, торгового мореплавания;

5 В РМРС могут регистрироваться 5) суда, используемые для целей, торгового мореплавания (кроме рыбопромысловых), и принадлежащие на праве собственности Российским лицам; 6) суда, которые используются для целей, торгового мореплавания (за исключением рыбопромысловых), возраст которых на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает 25 лет, которые зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств и зафрахтованы по бербоут-чартеру юридическими лицами, зарегистрированными в свободных экономических зонах; 7) суда, используемые для регулярных перевозок грузов, пассажиров и их багажа и буксировки в каботаже (при продолжительности рейса до 24-х часов), принадлежащие на праве собственности Российским лицам или зафрахтованные ими по договорам бербоут-чартера.

6 Не подлежат регистрации Суда, если они зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств и их возраст на дату подачи заявления о государственной регистрации в Российском международном реестре судов превышает 15 лет; Самоходные суда с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью менее чем 80 тонн, построенные российскими судостроительными организациями до 1 января 2010 года; Маломерные и прогулочные суда.

7 Перечень морских портов, регистрирующих суда в РМРС (Распоряжение Правительства РФ от N 583-р Архангельск Астрахань Владивосток Калининград Корсаков Мурманск Находка Новороссийск Санкт-Петербург Таганрог Туапсе Холмск

8 СТАДИИ ПОДГОТОВКИ ДОКУМЕНТОВ Эксплуатация Таможенное оформление Регистрация судна в морском порту Заявление о регистрации судна с приложениями Классификация и освидетельствование судна Строительство / Купля-продажа / бербоут-чартер судна

9 СТАДИИ РЕГИСТРАЦИИ СУДНА В МОРСКОМ ПОРТУ Прием документов, необходимых для регистрации и отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации; Правовая экспертиза документов; Установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данное судно, а также основания для отказа или приостановления регистрации судов и прав на них; Внесение записей в судовой реестр при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления регистрации судов и прав на них; Выдача документов, подтверждающих регистрацию судов и прав на них. Срок регистрации 3 рабочих дня.

10 Документы, представляемые для регистрации Анкета судового реестра; Правоустанавливающие документы; Мерительное свидетельство; Классификационное свидетельство; Пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); Выписка из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера, если ипотека или обременение установлены; Платежное поручение (квитанция) об оплате государственной пошлины; Согласие собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации; Документ, выданный компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающий, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

11 Основания для отказа в регистрации C заявлением о регистрации обратилось ненадлежащее лицо; Не соблюдены требования об исключении судна из прежнего реестра судов; Документы, представленные на регистрацию прав на судно, не соответствуют установленным требованиям; Лицо, выдавшее правоустанавливающий документ о судне, не уполномочено распоряжаться правами на судно; Правоустанавливающий документ о судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно; Права на судно, о регистрации которых просит заявитель, не являются правами, подлежащими регистрации.

12 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА ЗА РЕГИСТРАЦИЮ В РМРС при валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до единиц валовой вместимости включительно рублей плюс 9,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости; при валовой вместимости судна свыше единиц валовой вместимости до единиц валовой вместимости включительно рублей плюс 8,8 рубля за каждую единицу валовой вместимости; при валовой вместимости судна свыше единиц валовой вместимости до единиц валовой вместимости включительно рублей плюс 5,0 рубля за каждую единицу валовой вместимости; при валовой вместимости судна свыше единиц валовой вместимости рублей плюс 3,2 рубля за каждую единицу валовой вместимости;

13 ЕЖЕГОДНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ До 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в РМРС, в отдел регистрации судов службы капитана порта представляется платежное поручение (квитанция) об оплате государственной пошлины в следующих размерах: при валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до единиц валовой вместимости включительно рублей плюс 22,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости; при валовой вместимости судна свыше единиц валовой вместимости до единиц валовой вместимости включительно рублей плюс 14,2 рубля за каждую единицу валовой вместимости; при валовой вместимости судна свыше единиц валовой вместимости до единиц валовой вместимости включительно рублей плюс 9,2 рубля за каждую единицу валовой вместимости; при валовой вместимости судна свыше единиц валовой вместимости рублей плюс 8 рублей за каждую единицу валовой вместимости.

14 Налоговое регулирование в владельцев судов в РМРС Налог на прибыль Доходы, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в РМРС, не облагаются налогом на прибыль (пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ). В перечень не учитываемых в целях налога на прибыль расходов судовладельцев включены расходы на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией, реализацией судов, зарегистрированных в РМРС (п ст. 270 НК РФ) Суда исключаются из состава амортизируемого имущества на период их нахождения в реестре РМРС (п.3 ст. 256 НК РФ). НДС Налог на имущество и транспортный налог 0% при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов (п.10 ст. 164 НК РФ). Не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество и транспортному налогу суда, зарегистрированные в РМРС (пп.7. п. 4. ст. 374 НК РФ, пп. 9. п. 2 ст. 358 НК РФ)

15 Социальные преференции для владельцев судов в РМРС До 2027 года тариф страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию 0% для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в РМРС, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна (пп. 9,11 п. 4 и Ст г. N 167-ФЗ) Право на заключение срочного трудового договора с членами экипажей (ст. 59 ТК РФ)

16 Таможенное оформление судов РМРС Ввоз судна освобождается от налогообложения (п. 12 ст. 150 НК РФ); Перемещение на таможенную территорию РФ без применения мер нетарифного и технического регулирования; В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта; Временный ввоз или временный вывоз.

17 Ключевые факты об РМРС В РМРС возможна регистрация судов, находящихся в собственности, как российских лиц, так и иностранных, но арендованных российским фрахтователем по договору бербоут-чартера. Регистрация судна в реестре предусматривает предоставление судну права плавания под флагом РФ. В РМРС регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, для перевозок и буксировки в каботаже. Регистрация судна в РМРС влечёт предоставление льготного налогового режима, предусматривающего уплату лишь государственной пошлины за первоначальную регистрацию судна в реестре и за ежегодное подтверждение такой регистрации. Суда, зарегистрированные в РМРС — транспортные средства международной перевозки и перемещаются через таможенную границу без применения мер нетарифного и технического регулирования.

18 Успешность заведения судна под Российский флаг в РМРС полностью предопределяется предшествующей регистрации правовой работе по составлению и согласованию судовых, правоустанавливающих и регистрационных документов. + 7 (812) , 8 (800) Адвокатское бюро Санкт-Петербурга

Российский международный реестр судов

В первую очередь обращаем внимание на следующие обстоятельства, так Федеральный закон № 168 ФЗ о Российском международном реестре судов предложилсудовладельцам значительные льготы и преимущества, связанные с регистрацией в Российском международном реестре судов.

При этом судовладелец освобождается сразу от четырех налогов:

1. НДС — Не подлежит налогообложению НДС ввоз на территорию РФ судов, подлежащих регистрации в Международном Реестре. . Порядок обложения НДС операций по реализации работ/услуг общий, т.е. по экспортным операциям также ставка 0 %.

2. На прибыль — Доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, не учитываются при определении налоговой базы организации по налогу на прибыль. При этом для применения данного пункта, под эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения транспортным налогом.

3. На имущество — Организации в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций.

4. Таможенные пошлины — Освобождаются от пошлины суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов. Для предоставления льготы, предусмотренной настоящим пунктом, в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации, декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре судов и копию документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в указанном реестре.

Судно может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.

Регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению.

Срок регистрации в Российском международном реестре судов судна, предоставленного российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), не может превышать срок действия указанного договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При этом учитывается наименее продолжительный из указанных сроков.

Судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, подлежит обязательному исключению из этого реестра по следующим дополнительным к п. 1 ст. 47 КТМ основаниям:

заявление судовладельца;

несоответствие зарегистрированного судна требованиям пункта 7 статьи 33 настоящего Кодекса;

истечение установленного пунктом 3 статьи 37 настоящего Кодекса срока регистрации судна;

просрочка судовладельцем уплаты государственной пошлины за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов.

При регистрации судна в российском международном реестре, судовладелец обязан заплатить государственную пошлину за регистрацию и в последующем производить ежегодные платежи за подтверждении регистрации. Суммы подлежащие оплате рассчитываются исходя из валовой вместимости судна:

За регистрацию судов в Российском международном реестре судов:

ст.333.33 п. 108

При валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 3000 единиц валовой вместимости включительно

плюс 9, 4 рубля за каждую единицу вал. вместимости

При валовой вместимости судна свыше 3000 единиц валовой вместимости до 8000 единиц валовой вместимости включительно

ст.333.33 п. 108

плюс 8, 8 рубля за каждую единицу вал. вместимости

При валовой вместимости судна свыше 8000 единиц валовой вместимости до 20000 единиц валовой вместимости включительно

плюс 5, 0 рубля за каждую единицу вал. вместимости

При валовой вместимости судна свыше 20000 единиц валовой вместимости

плюс 3, 2 рубля за каждую единицу вал. вместимости

За ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов

ст.333.33 п. 109

При валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 8000 единиц валовой вместимости включительно

плюс 22, 4 рубля за каждую единицу вал. вместимости

При валовой вместимости судна свыше 8000 единиц валовой вместимости до 20000 единиц валовой вместимости включительно

104 000

плюс 14, 2 рубля за каждую единицу вал. вместимости

При валовой вместимости судна свыше 20000 единиц валовой вместимости до 45000 единиц валовой вместимости включительно

плюс 9, 2 рубля за каждую единицу вал. вместимости

При валовой вместимости судна свыше 45000 единиц валовой вместимости

плюс 8, 0 рубля за каждую единицу вал. вместимости

В настоящее время частично урегулирован вопрос о классификационных общества, так технический надзор за судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, и их классификация, по выбору судовладельца, могут осуществляться, в том числе иностранными классификационными обществами, что создает условия для снижения расходов судовладельцев на переоформление свидетельств. Как показывает наша регистрационная практика при регистрации судна в Российском международном реестре судов ,со стороны регистрационных органов допускаются следующие иностранные классификационные общества Бюро Веритас (Bureau Veritas ) и Германский Ллойд (Germanischer Lloyd), РИНА (RINA).

Связанное с торговым мореплаванием страхование всякого имущественного интереса, в том числе на территории РФ, по выбору судовладельца может осуществляться у российского страховщика, имеющего лицензию, полученную в установленном законом порядке, или у иностранного страховщика. Суда, ввозимые на территорию РФ и подлежащие регистрации в Российском международном реестре судов, не облагаются налогом.

Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не облагаются транспортным налогом, а судовладельцы освобождаются в отношении них от налога на имущество. Действующее законодательство позволяет оптимизировать налогообложение российского юридического лица. В том числе путем перехода на упрощенную систему налогообложения. Но стоит оговориться, что такая возможность предоставлена не всем, а только тем организациям, которые отвечают требованиям, установленным законом.

Право использовать льготы, а точнее, зарегистрировать судно в Российском международном реестре РФ предоставлено только российским юридическим лицам. К такому выводу приводит буквальное прочтение ст. 15 КТМ РФ. В качестве исключения право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, переданному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру). В статье 16 КТМ РФ содержится лишь указание на момент возникновения такого права плавания под флагом РФ: с момента регистрации судна в одном из реестров. Таким образом, возможностью зарегистрировать судно в Российском международном реестре обладает только российское юридическое лицо, у которого судно находится либо в собственности, либо в бербоут-чартере.

Второй фактор, который необходимо учитывать при оценке привилегий, полагающихся при регистрации судна в Российском международном реестре, это наличие ограничений по району эксплуатации судна. Согласно п. 7 ст. 33 КТМ РФ в Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа. и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. В соответствии со ст. 4 КТМ РФ перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. То есть российский собственник или бербоут-фрахтователь, получивший право плавания под российским флагом, зарегистрировав судно в Международном реестре, ограничен вправе , осуществлять, морские перевозки в каботаже и перевозки по внутренним водным путям РФ. На настоящий момент несколько российских судоходных компаний ,осуществляющих оказание услуг по буксировке морских судов в портах Российской Федерации о ,которые используются для международных перевозок грузов успешно пользуются налоговыми и экономическими предоставляемым морским судам зарегистрированными в Российском международном реестре. При этом морские суда были построены и приобретены за границей , а в последующем при ввозе вышеназванного транспортного средства судовладельцами в полной мере были использованы льготы и преимущества, связанные с регистрацией в Российском международном реестре судов.

Со своей стороны считаем необходимым указать, что как показывает практика нашей юридической компании , несмотря на уже сложившуюся практику регистрации судов в Российском международном реестре судов в различных регионах Российской Федерации существует различных подходы со стороны таможенных и налоговых органов ,как к процедуре ввоза судна ,так и в последующем налогообложении , то есть следует констатировать ,что пока единая практика не сложилась.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Регистрация судна в Международном реестре судов

Регистрация в Государственном судовом реестре

1. В действующем законодательстве до сих пор не урегулирован вопрос допустима ли регистрация судна, находящегося в собственности иностранного юридического лица (нерезидента), в Международном Реестре.

Так как ст. 15 КТМ РФ устанавливает, что право плавания под российским флагом может быть предоставлено только в отношении судов, находящихся в собственности резидента (российских лиц).

Как показывает практика регистрации судов возможен отказ регистрации в Международном Реестре судна, находящегося в собственности иностранного юр. лица (например, оффшорной компании).

2. Согласно ст. 4 КТМ РФ перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) не могут осуществляться судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов (если иное не установлено международными договорами).

1. В государственном судовом реестре может быть зарегистрировано судно, под российским флагом и, соответственно, находящееся в собственности:

— граждан Российской Федерации;

— юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; муниципальных образований.

2. Нет ограничений по эксплуатации в каботаже судов под российским флагом, зарегистрированных в РМРС.

3. В соответствии с п. 4 ст. 22 КТМ РФ технический надзор за судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, и их классификация по выбору судовладельцев осуществляются российскими органами технического надзора и классификации судов (РМРС) или наделенным Правительством Российской Федерации необходимыми полномочиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации иностранным классификационным обществом.

3. Технический надзор и классификация — осуществляется российскими органами технического надзора и классификации судов (РМРС, РРР).

Налоговые преференции, при регистрации судов в Международном Реестре.

Налоговый режим при эксплуатации судов, зарегистрированных в Государственном судовом Реестре.

1. НДС

1.1. Не подлежит налогообложению НДС ввоз на территорию РФ судов, подлежащих регистрации в Международном Реестре.

1.1. Нет освобождения от уплаты НДС при ввозе на территорию РФ.

1.2. Порядок обложения НДС операций по реализации работ/услуг общий, т.е. по экспортным операциям также ставка 0 %.

1.2. По экспортным операциям — ставка НДС 0 %.

1.3. Операции по реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, облагаются НДС по налоговой ставке 0 % при условии представления в налоговые органы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ:

1) контракт (копия контракта) на реализацию судна, заключенный налогоплательщиком с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;

2) выписка из реестра строящихся судов с указанием, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в Российском международном реестре судов;

3) документы, подтверждающие факт перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;

4) документы, подтверждающие мощность главных двигателей и вместимость судна;

НО:

Налогообложению НДС по ставке 18 % (п. 3 ст. 164 НК) будет подлежать реализация судна, зарегистрированного в Международном Реестре, если такая реализация произойдет в течение десяти лет с момента регистрации и повлечет за собой исключение судна из указанного реестра, или если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена. (в этом случае налоговая база определяется налоговым агентом — бывшим собственником как стоимость, по которой это судно было реализовано, с учетом налога.

1.3.Операции по реализации судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, облагаются НДС по ставке — 18 %.

2. Налог на прибыль организаций

4. Судно может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.

Регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению.

Срок регистрации в Российском международном реестре судов судна, предоставленного российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), не может превышать срок действия указанного договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При этом учитывается наименее продолжительный из указанных сроков.

Судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, подлежит обязательному исключению из этого реестра по следующим дополнительным к п. 1 ст. 47 КТМ основаниям:

заявление судовладельца;

несоответствие зарегистрированного судна требованиям пункта 7 статьи 33 настоящего Кодекса;

истечение установленного пунктом 3 статьи 37 настоящего Кодекса срока регистрации судна;

просрочка судовладельцем уплаты государственной пошлины за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов.

5. В отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, страхование связанного с торговым мореплаванием всякого имущественного интереса, в том числе на территории Российской Федерации, по выбору судовладельца может осуществляться у российского страховщика, имеющего лицензию, полученную в установленном законом порядке, или у иностранного страховщика.

5. Страхование интересов юридических лиц — резидентов могут осуществлять только российские страховые компании, т.е. суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре (под флагом РФ) и связанные с ними имущественные интересы могут быть застрахованы только у российских страховщиков.

2.1. Доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, не учитываются при определении налоговой базы организации по налогу на прибыль. При этом для применения данного пункта, под эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.

2.1. При определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются доходы от эксплуатации судна, зарегистрированного в Государственном судовом Реестре, облагаются по ставке 24 %.

2.2.. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

3. Транспортный налог.

3.1. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения транспортным налогом.

3.1. Являются объектом обложения транспортным налогом.

4. Налог на имущество организаций.

4.1. Организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций.

4.1. Суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре, являются объектом обложения налога на имущество организаций.

5. Иные налоги и сборы.

5.1. Нет различий в обложении ЕСН и экологическим налогом.

6. Таможенные пошлины.

6.1. Освобождаются от пошлины суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов. Для предоставления льготы, предусмотренной настоящим пунктом, в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации, декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре судов и копию документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в указанном реестре.

6.1. Нет освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Управляющий партнер АБ «Юринфлот-СПб»

Владимир Морковикн

Об изменениях правил регистрации в Российском международном реестре судов



Напомним, что Российский международный реестр судов (далее — РМРС) был создан в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов». Хотя Закон и имеет такое название, не следует пытаться обнаружить отдельный законодательный акт о создании РМРС — его просто не существует. «Создание» РМРС осуществлено путем дополнения отдельных положений Кодекса торгового мореплавания РФ, Налогового кодекса РФ, Закона «О таможенном тарифе».
Так, согласно п. 12 ст. 150 Налогового кодекса, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость суда, ввозимые на таможенную территорию РФ, подлежащие регистрации в РМРС; согласно п. 10 ст. 164, налогообложение по налоговой ставке 0% осуществляется при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в РМРС. Не облагаются налогом на прибыль доходы судовладельцев от эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС; эти суда не являются объектом налогообложения транспортным налогом (п. 9 ч. 2 ст. 358), и судовладельцы освобождаются от налогообложения в отношении судов, зарегистрированных в РМРС.
За регистрацию судов в РМРС уплачивается государственная пошлина в размере, установленном Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, начисления льгот и преимуществ как в отношении налогообложения, так и при эксплуатации судна зависит от факта регистрации этого судна в РМРС.
Идея о предоставлении судам, плавающим под государственным флагом соответствующего государства, особого налогового режима появилась в середине прошлого столетия, когда практика регистрации судов под т.н. «удобным флагом» привела к резкому сокращению флота, плавающего под флагами традиционных морских стран. В 70 — 80 годах была предпринята попытка оказать влияние на этот процесс путем создания международного инструмента, который упорядочил бы регистрацию судов в странах «открытой регистрации». Эта попытка широкого успеха не имела — принятая в 1986 г. Конвенция ООН об условиях регистрации судов в силу так и не вступила. Федеральный закон N 168-ФЗ и был направлен на создание в нашей стране льготного правового режима для судов, осуществляющих в основном международные перевозки.
Перечень реестров судов, в которых подлежит регистрации судно, был дополнен ссылкой на Российский международный реестр судов, а ст. 33 КТМ «Реестры судов Российской Федерации» была дополнена п. 7, в котором устанавливалось, какие суда могут регистрироваться в РМРС: это суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных, связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. Суда, зарегистрированные в РМРС, могли использоваться для перевозки и буксировки в каботаже в соответствии с п. 2 ст. 4 КТМ. Цель настоящей оговорки состояла в том, что согласно ст. 4 КТМ перевозка и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляется судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации. При подготовке ФЗ N 168-ФЗ возобладала точка зрения, согласно которой суда, зарегистрированные в РМРС, как правило, не должны иметь права осуществлять каботажные перевозки и буксировку. Согласно п. 3 этой статьи они могут делать это лишь в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ (аналогичное правило установлено для судов, плавающих под флагом иностранного государства). В юридической литературе отмечалось, что было бы странным, если при наступлении обстоятельств в случаях, установленным Правительством РФ, предпочтение могло быть отдано иностранным судам. Критика указанного положения КТМ была воспринята законодателем положительно и ФЗ от 14.06.2011 N 141-ФЗ среди других многочисленных изменений были внесены изменения как в п. 7 ст. 33, так и в ст. 4 КТМ. Признан утратившим силу абзац второй, отсылающий к п. 2 ст. 4, а из самой статьи 4 исключено упоминание о Российском международном реестре судов.

Примечание. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 мая 2000 г. N 404 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.12.2007 N 803) перевозка и буксировка в каботаже могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в РМРС, в случае, если: а) для перевозки и буксировки требуется специализированный флот, отсутствующий в составе судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре РФ; б) необходимо обеспечить срочные перевозки и буксировку и невозможно осуществить это судами, зарегистрированными в Государственном судовом реестре РФ.

Казалось бы, справедливость восстановлена и запрет использовать суда, зарегистрированные в РМРС, окончательно снят. Однако не прошло и полгода, как принимается очередной Закон, в котором изменяются нормы, относящиеся к регистрации судов в РМРС.
Согласно ФЗ от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства», п. 7 ст. 33 КТМ принят в следующей редакции:
«7. В Российском международном реестре судов могут регистрироваться:
1) суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки. Не подлежат регистрации в Российском международном реестре судов суда, если они зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств и их возраст на дату подачи заявления о регистрации в Российском международном реестре судов превышает пятнадцать лет;
2) суда, используемые для перевозок и буксировки в каботаже, при условии что возраст этих судов на момент регистрации не превышает пятнадцать лет;
3) суда, используемые для разведки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводно-технических работ, а также для обеспечения указанных работ и видов деятельности;
4) самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года, используемые для целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Кодекса».
Согласно подп. 1 не подлежат регистрации в РМРС суда, если они зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств. Вместе с тем в РМРС могут регистрироваться только суда, имеющие право плавать под Государственным флагом РФ. В соответствии с п. 1 статьи 15 КТМ, право плавания под Государственным флагом РФ предоставляется судам, находящимся в собственности граждан РФ, юридических лиц, в соответствии с законодательством РФ, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, судно, зарегистрированное в реестре иностранного государства, не может быть зарегистрировано в РМРС. Правда, согласно п. 2 ст. 15 право плавания под Государственным флагом РФ может быть предоставлено судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства, но только в том случае, если это судно предоставлено в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер), при этом такое судно должно быть исключено из иностранного реестра или его регистрация в этом реестре приостановлена.
Определенное недоумение вызывает и вторая часть этой нормы, согласно которой возраст судна на дату подачи заявления о регистрации в РМРС не должен превышать 15 лет. Поскольку такое ограничение действует только в отношении иностранного судна, то следует признать, что законодатель исходил из того, что техническое состояние такого судна к этому сроку настолько неудовлетворительное, что его нельзя даже сравнивать с состоянием российского судна, для которого такое ограничение для международной перевозки и буксировки не устанавливается. Обычно ограничение по возрасту судна устанавливается исходя из максимального возраста судна, по достижении которого его дальнейшая эксплуатация не допускается. Норма, сформулированная в подп. 1, похоже, исходит из предпосылки, что после 15 лет эксплуатации общее состояние судна не будет ухудшаться: необходимо только направить заявление о регистрации до того, как судну исполнится 15 лет, после чего оно может состоять в РМРС и совершать международные перевозки в течение неограниченного периода времени.
Такие же вопросы вызывает и подп. 2 п. 7. Суда, принадлежащие российским судовладельцам, могут осуществлять перевозку и буксировку в каботаже в течение неограниченного периода времени. В том случае, если судовладелец считает необходимым продолжить эту деятельность, зарегистрировав суда в РМРС, он может это сделать, если возраст судна на момент регистрации в РМРС не превышает 15 лет. Обращает на себя внимание различный подход, применяемый к судам, упомянутым в подпунктах 1 и 2: если для регистрации иностранного судна его возраст не должен превышать 15 лет на дату подачи заявления о регистрации, то для российского судна, работающего в каботаже, возраст судна не должен превышать 15 лет на момент регистрации.
Серьезные трудности могут возникнуть и при толковании подп. 4 п. 7. Поскольку п. 7 содержит основные требования, предъявляемые к судам, которые могут быть зарегистрированы в РМРС, возникает вопрос, должны ли суда, упомянутые в подп. 1 — 3, соответствовать требованиям, установленным в подп. 4. Если перечисление основных технических критериев может вызвать лишь недоумение (аналогичные критерии для регистрации в РМРС содержатся в п. 1 ст. 22 КТМ), требование о постройке этих судов на российской судостроительной организации после 1 января 2010 г. просто ставит в тупик. Трудно предположить, что законодатель таким способом решил перечеркнуть все усилия, связанные с созданием РМРС. К такому парадоксальному выводу приводит то, что нормы, содержащиеся в подп. 4, помещены в п. 7, в котором определены условия регистрации судов в РМРС.
Конечно, надлежащему пониманию сферы применения данного подпункта помогает изучение истории создания ФЗ и изменения, которые были внесены этим Законом в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. В свое время в целях поддержки судоходства по внутренним водным путям было принято решение о распространении на речные суда, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г., тех же льгот, которые были предоставлены морским судам Федеральным законом N 168-ФЗ. В целях упрощения процедуры предоставления таких льгот было принято решение о предоставлении судам внутреннего транспорта права регистрации в РМРС. Нельзя утверждать, что такое решение было корректным, в т.ч. с точки зрения юридической техники, тем не менее оно было одобрено, и ФЗ от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ были внесены следующие изменения.
Во-первых, в соответствующие статьи 14, 15, 16, 23, 25 было включено упоминание о Российском международном реестре судов, а ст. 16 дополнена п. 2.1 следующего содержания:
«2.1. Суда, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г. и используемые в целях судоходства, включая их использование в сообщении между портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, а также между морскими портами Российской Федерации и портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, могут регистрироваться в Российском международном реестре судов».
Одновременно ст. 17 была дополнена п. 5 следующего содержания:
«5. Государственная регистрация судов, указанных в пункте 2.1 статьи 16 настоящего Кодекса, в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских портов в соответствии с правилами регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта».
Таким образом, анализ подп. 4 п. 7 ст. 33 КТМ и изменений, внесенных в КВВТ РФ, может помочь правильно определить сферу применения этого подпункта, что не исключает в будущем внесения в КТМ уточнений, устраняющих возникшие недоразумения.
В соответствии с п. 8 этой статьи к использованию судов, перечисленных в п. 7, для осуществления указанных в нем работ, услуг и видов деятельности относится также сдача этих судов в аренду.
Положения п. 8 также нельзя признать удачными. Согласно предыдущей редакции п. 7 ст. 33 в РМРС могли регистрироваться суда, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных, связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. Сдача судна в аренду также рассматривалась как оказание таких услуг.
В новой редакции п. 7 статьи 33 в подп. 1 иные виды деятельности и услуги вообще не упоминаются. Лишь в подп. 3, в котором речь идет о судах, используемых для разведки и разработки минеральных и других ресурсов, упомянуто о работах и других видах деятельности.
Возможно, правильному применению этих положений на практике будут способствовать изменения, одновременно внесенные в ст. 47 КТМ «Исключение судов из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов или судовой книги». Согласно п. 2 ст. 47 судно, зарегистрированное в РМРС, подлежит обязательному исключению из этого реестра также по заявлению судовладельца, из-за истечения срока регистрации судна в РМРС, просрочки судовладельцем срока уплаты государственной пошлины. Из перечня оснований исключено упоминание о несоответствии зарегистрированного судна требованиям п. 7 ст. 33 КТМ.

Регистрация судна в российском международном реестре судов

Российский международный реестр судов (РМРС) учрежден на основании Федерального закона № 168-ФЗ от 20 декабря 2005 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с созданием Российского международного реестра судов», путем дополнения отдельных положений Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ), Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), а также Таможенного кодекса Таможенного союза. Целью образования РМРС является создание экономических и организационных условий, обеспечивающих благоприятную эксплуатацию зарегистрированных в нем российских судов, имеющих все преимущества «удобного» флага. Традиционно регистрация судов в юрисдикциях «удобного» флага носит упрощенный характер — заявитель оплачивает взнос за совершение регистрационных действий с судном и далее вносит ежегодную оплату за подтверждение регистрации, безотносительно финансовых показателей деятельности судна и судовладельца, что существенно упрощает ведение отчетности.

В Российском международном реестре судов возможна регистрация судов, находящихся в собственности, как российских лиц, так и иностранных, арендованных российскими фрахтователями по договору бербоут-чартера. Регистрация судна в реестре предусматривает предоставление судну права плавания под флагом РФ.

Регистрация в РМРС в целом доступна для следующих типов судов, принадлежащих Российским судовладельцам (собственникам / фрахтователям):

  • Суда для международных перевозок и буксировки (не старше 15 лет);
  • Суда для перевозок и буксировки на территории РФ (не старше 15 лет);
  • Cуда для производства специальных работ (разведка морских ресурсов и т.п.);
  • Cуда, построенные на Российских судоверфях после 01.01.2010;
  • Суда, регистрируемые в портах Крыма;
  • Суда морской линии, выполняющей заходы в морские порты России с периодичностью не более 24 часов;
  • Cуда для хранения и перевалки нефти.

Подробно типы судов, подлежащих регистрации в РМРС описаны в части 7 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Исходя из буквального содержания указанной нормы, регистрации в РМРС подлежат любые суда, используемые для целей торгового мореплавания, как они определены в статье 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, за исключением судов рыбопромыслового флота. Одновременно с изложенным отсутствуют препятствия для регистрации в РМРС судов, используемых в море для учебных, спортивных и культурных целей, включая вспомогательные и обслуживающие суда.

Зарегистрироваться в Российском международном реестре судов, в отличие от иных реестров судов Российской Федерации, возможно в одном из следующих морских портов Российской Федерации, определенных в распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. N 583-р:

  • Архангельск
  • Астрахань
  • Владивосток
  • Калининград Корсаков
  • Мурманск
  • Находка
  • Новороссийск
  • Санкт-Петербург
  • Таганрог
  • Туапсе
  • Холмск

Регистрация в Российском международном реестре судов предоставляет судовладельцу существенные преимущества, в отличие от иных реестров судов Российской Федерации, в отношении выбора классификационного общества, уплаты налогов и сборов, а также возможностей эксплуатации судна. Регистрация судна в РМРС влечёт предоставление льготного налогового режима, предусматривающего уплату лишь государственной пошлины за первоначальную регистрацию судна в реестре и за ежегодное подтверждение такой регистрации. Суда, зарегистрированные в РМРС — транспортные средства международной перевозки и перемещаются через таможенную границу без применения мер нетарифного и технического регулирования. Более подробная информация о преимуществах регистрации судна в РМРС содержится в презентации «Российский международный реестр судов».

Для регистрации в РМРС в отдел регистрации судов службы капитана морского порта предоставляется заявление установленной формы, анкета судового реестра, правоустанавливающие документы на судно, классификационные документы, корпоративные документы судовладельца, судоверфи (в случае регистрации вновь построенного судна), доказательства уплаты государственной пошлины. Все документы на иностранном языке должны иметь нотариальный перевод.

В отличие от иных государственных реестров судов Российской Федерации, регистрация судна в российском международном реестре судов требует ежегодной уплаты государственной пошлины путем направления судовладельцем заявления с приложением доказательств уплаты государственной пошлины в установленном размере и выдачей капитаном морского порта свидетельства о подтверждении регистрации до следующего года. Указанная процедура производится до пятнадцатого марта года, следующего за годом внесения судна в российский международный реестр или последующего года, в котором производилось подтверждение регистрации.

В результате регистрации судна в РМРС судовладельцу выдается свидетельство о праве собственности на судно, а также свидетельство о (подтверждении) регистрации в российском международном реестре судов.

Российский международный реестр является выгодным инструментом ведения бизнеса для Российского судовладельца, при условии соблюдения судовладельцем заявленных целей эксплуатации судна и предоставления документов, необходимых для подтверждения прав на получение преимуществ, возникающих при регистрации в российском международном реестре.

Успешность заведения судна под Российский флаг в РМРС полностью предопределяется предшествующей регистрации правовой работе по экспертизе и формированию документов, представляемых для государственной регистрации, а также составлению и согласованию правоустанавливающих и регистрационных документов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *