МГУ кафедра уголовного права

Онлайн-интервью с заведующим кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктором юридических наук, профессором Леонидом Витальевичем Головко

Сегодня успешность экономиста или юриста во многом определяется его правильным выбором профиля, от этого зависит и будущий рост, и развитие карьеры специалиста. Поэтому в тот период, когда нужно определиться и выбрать специализацию, студенты ощущают большой груз ответственности и испытывают трудности при выборе профессионального пути. Ведь им нужно выбрать профиль по душе, который был бы востребован на рынке труда.

На этот раз мы поговорили с заведующим кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктором юридических наук, профессором Леонидом Витальевичем Головко. Он рассказал об уголовно-процессуальном профиле, чем он интересен и какие перспективы открывает студентам.

КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, как в вашем вузе у студентов происходит выбор кафедры, которая, как мы понимаем, и определяет выбор их профиля или специализации? Сколько времени им дается на обдумывание и принятие решения? Оказывают ли кафедры помощь студентам при их выборе и в чем эта помощь заключается?

Леонид Витальевич Головко: Переход от классической для России системы специалитета (5 лет для юристов) к двухуровневой системе высшего образования по модели «бакалавр + магистр» (т.н. болонская система) заметно изменил подходы к выбору кафедры, специализации и т.п. До того на юридическом факультете МГУ выбор кафедры (специализации) происходил по окончании 3 курса, после чего студенты изучали не только обязательные для всех дисциплины, но и дисциплины специализации (кафедральные спецкурсы). Хотя на сам диплом это не влияло, он для всех выпускников содержал одну специальность — правоведение, а специализацию того или иного студента можно было определить лишь по вкладышу к диплому (по набору сданных спецкурсов). Поэтому выпускник кафедры уголовного процесса вполне мог затем работать в бизнесе, а выпускник, скажем, кафедры гражданского права — в прокуратуре или следствии. Я таких примеров знаю немало.

Сегодня старой специализации уже нет. Поэтому студенты бакалавриата на 2 курсе выбирают профиль подготовки, включающий набор соответствующих кафедр по одному из трех направлений: государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой. Скажем, наш профиль составляют три кафедры: уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора; уголовного права; криминалистики. В рамках профиля читаются обязательные для профиля дисциплины (параллельно с фундаментальными дисциплинами, обязательными для всех профилей), а также каждая кафедра предлагает определенные дисциплины по выбору (спецкурсы). Студент должен выбрать определенное число из них, прослушать и сдать, причем это могут быть дисциплины разных кафедр, то есть жесткой привязки к какой-то одной кафедре нет.

Кроме того, студенты пишут курсовые и дипломные работы, для чего выбирают научного руководителя с какой-то кафедры. Но здесь также нет четкой привязки. На 1 курсе можно писать курсовую по одной кафедре, на 2 — по другой и т. п., а диплом написать — по 3-й или 4-й. Правда, после распределения по профилям выбирать можно только кафедры твоего профиля. Поэтому иногда очень сложно сказать, по какой кафедре специализировался студент. Единственный внятный критерий — это кафедра, по которой он пишет дипломную работу. Хотя, конечно, есть студенты, которые с самого начала знают, чего они хотят, поэтому все свои курсовые и дипломы они пишут на одной кафедре, выбирают соответствующие спецкурсы и т. д.

Другое дело — магистратура. Здесь студент поступает на определенную программу, в рамках которой и учится. Часто это кафедральные программы, поэтому магистерская подготовка напоминает старую специализацию. Это не всегда просто для кафедр, так как надо, чтобы дисциплины по выбору (спецкурсы для бакалавриата) не совпадали с магистерскими спецкурсами (чтобы здесь не было дублирования), но мы справляемся. Кроме того, немало и межкафедральных магистерских программ. Тогда это похоже на межкафедральную специализацию.

Что касается помощи при выборе специализации, то к моменту выбора профиля и уж тем более написания дипломной работы студент, как правило, знает, что ему интересно, знаком с кафедрами и их дисциплинами, представляет себе преподавательский состав кафедр. Поэтому в большинстве своем студенты делают свой выбор самостоятельно. К тому же чаще всего они выбирают не столько кафедру, сколько научного руководителя, что особенно характерно при подготовке дипломной работы. Но когда нужна помощь, на кафедрах всегда готовы ее оказать. Да и методических материалов, помогающих студентам при выборе, немало. Они все находятся в их распоряжении (списки предлагаемых кафедрами спецкурсов и т. д.). Хороший студент ориентируется еще и на научные труды преподавателей, читает их, оценивает научный потенциал кафедры и работающих на ней людей.

КонсультантПлюс: Существует ли при выборе кафедры добровольность? Если большинство студентов выражают желание специализироваться на одной кафедре, предпринимает ли в этом случае какие-то шаги администрация?

Леонид Витальевич Головко: Конечно, выбор кафедры, допустим, при написании курсовой или дипломной работы всегда построен на принципе добровольности. Другое дело, что кафедра не принимает студента механически: он должен предложить тему исследования, с которой согласится потенциальный научный руководитель. Встречаются случаи, когда у студента это не получается. Добросовестные студенты пытаются понять, в чем проблема, консультируются с научным руководителем, находят вместе с ним нужный ракурс исследования и, в конце концов, получают его согласие. Не очень добросовестные пытаются найти кафедру, где полегче. Такие поиски, как правило, ни к чему не приводят и нередко заканчиваются отчислением: человек не понял смысл и характер высшего образования, построенного на сочетании обучения с самостоятельными исследованиями. Это также своего рода естественный отбор тех, кто способен учиться.

Определенную роль играет и нагрузка преподавателей. Если все студенты вдруг пойдут писать курсовые и дипломные к одному (допустим, очень известному) профессору, то ясно, что он всех не примет. Как правило, студенты это прекрасно понимают, поэтому здесь не возникает необходимости в административном ресурсе: все выстраивается в сугубо академическом стиле на уровне взаимного уважительного общения, к которому быстро привыкают студенты. Это, к слову, отличает хороший вуз от плохого.

Что касается выбора профиля, то здесь также действует принцип добровольности. Однако в сочетании с принципом сохранения баланса между профилями. Этот баланс заключается в том, что на гражданско-правовом направлении (6 кафедр) должно специализироваться примерно 50 % студентов, на государственно-правовом (6 кафедр) — 30 %, на уголовно-правовом (3 кафедры) — 20 %. В результате мы получаем равенство частно-правового и публично-правового векторов. Обычно эти цифры складываются естественным путем. Но если вдруг наметится перекос, то он будет скорректирован за счет справедливого конкурса на тот или иной профиль, где основным критерием выступает успеваемость.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, чем должны руководствоваться студенты при выборе профиля? На что они должны ориентироваться в первую очередь: на свой интерес к конкретной отрасли права, ее популярность или перспективность?

Леонид Витальевич Головко: Здесь сложно обобщать — у каждого свои резоны. Я бы посоветовал прежде всего обращать внимание на свой интерес к предмету. Выбирать для специализации, на мой взгляд, надо ту материю, которая тебе более всего интересна в процессе обучения. Здесь, видимо, должен действовать тот же подход, что и при выборе профессии в целом. Какие-то сверхрациональные соображения про перспективность, как правило, от лукавого. Конъюнктура постоянно меняется, да и кто в 18 или 20 лет способен ее предсказать хотя бы на десятилетие вперед, не говоря уже о более отдаленной перспективе? Это почти невозможно сделать ни с точки зрения собственного жизненного или профессионального пути, ни с точки зрения общей ситуации. Допустим, лет 25 тому назад, когда я учился на факультете, некоторые преподаватели пугали нас страшной перспективой «давить мух в нотариальной конторе», если будем плохо успевать. Лет через десять профессия нотариуса стала одной из самых престижных и востребованных. Кто тогда мог это предсказать? Так что при выборе специализации исходить надо из творческих, а не псевдорационалистических критериев.

КонсультантПлюс: Расскажите более подробно: что происходит после того, как студент выбирает вашу кафедру? Что предполагает этот выбор — углубленное изучение каких-то дисциплин, написание дипломной работы или выполнение еще каких-либо работ?

Леонид Витальевич Головко: Поскольку, как я уже сказал, после перехода на двухуровневую систему «бакалавр + магистр» само понятие специализации стало весьма размытым, то и на этот вопрос ответить однозначно сложно. В бакалавриате студент выбирает профиль, после чего может избрать в качестве дополнительных дисциплины какой-то одной кафедры и по ней же писать диплом, а может разделить свой выбор между разными кафедрами. В магистратуре все более очевидно: студент выбирает программу какой-то кафедры или ряда кафедр, а затем слушает спецкурсы, пишет магистерскую диссертацию и т. п.

В целом, каждая кафедра предлагает определенный набор специальных дисциплин в рамках бакалавриата, а также дает возможность заниматься исследовательской работой при написании курсовых и дипломных работ под научным руководством одного из своих преподавателей. Кроме того, каждая кафедра имеет свои магистерские программы (чисто кафедральные или совместные с другими кафедрами).

Наиболее способные студенты имеют также возможность идти дальше: участвовать в научных конференциях и тому подобных мероприятиях, писать статьи. Кафедры дают для этого возможности, хотя воспользоваться ими могут не все, только наиболее подготовленные и заинтересованные студенты. Кроме того, при каждой кафедре действуют так называемые НСК -научно-студенческие кружки (иногда они называются семинарами, дискуссионными клубами и т.п., что не меняет их сути). Это также одна из форм специализации, но факультативная, которая, к слову, позволяет студенту присмотреться к той или иной кафедре более пристально.

КонсультантПлюс: Что дает студенту данный выбор в будущем? Влияет ли выбор профиля на последующее трудоустройство? Означает ли данный выбор, что будущий специалист сможет работать только в этой сфере? Насколько сегодня в российских реалиях ценится специалист по уголовно-процессуальному праву, в сравнении со специалистами других отраслей права?

Леонид Витальевич Головко: Строго говоря, в юриспруденции формальное деление на специальности (уголовный процесс, гражданское право, трудовое право и т. д.) возникает только при защите кандидатских и докторских диссертаций, то есть существует лишь в научно-теоретическом смысле, отражая деление права на отрасли. Поэтому с точки зрения практической юриспруденции такой категории как специалист по уголовно-процессуальному праву нет и быть не может: каждый выпускник факультета получает диплом, где написано, что его специальностью является правоведение, а по квалификации он юрист. Это связано с тем, что в отличие, например, от медицины, где стоматолог никогда не будет лечить сердце, а кардиолог — зубы, в праве все иначе: прокуратура обязана в некоторых случаях заниматься гражданскими делами, а коммерческая компания сталкивается с уголовным процессом, когда в ее офисе, например, производится обыск или ее признали потерпевшей по уголовному делу. Я уже не говорю про судей и адвокатов…

Поэтому для выпускников, специализирующихся на какой-то кафедре, нет, конечно, никаких ограничений в плане дальнейшего трудоустройства. Здесь существует совсем другая причинно-следственная связь: не специализация предопределяет профессиональную траекторию, а задуманная студентом профессиональная траектория предопределяет специализацию. Иначе говоря, студенты, специализировавшиеся по нашей кафедре, оказываются на следствии или в прокуратуре чаще, чем студенты, специализировавшиеся, допустим, по кафедре коммерческого права, прежде всего потому, что, зная о своих планах, они выбрали нашу кафедру для того, чтобы углубить свои знания в области уголовного процесса. Но никакой жесткой связи между кафедральной специализацией и будущим местом работы нет и быть не может. Для права это совершенно нормально.

Что касается ценности полученных знаний в области уголовного процесса, то она никаких сомнений не вызывает хотя бы потому, что уголовно-процессуальная деятельность является одним из важнейших направлений деятельности государства во все времена и эпохи. Более того, переход к рыночной экономике ценность этих знаний не уменьшил, а только увеличил. Появились новые пласты уголовно-процессуальных проблем, например в сфере экономической деятельности или в рамках международного сотрудничества государств. Так что никаких сомнений в востребованности сильных специалистов в сфере уголовного процесса у меня нет.

КонсультантПлюс: Чем, по вашему мнению, привлекательна для студентов специализация по уголовно-процессуальному праву? Где и кем они могут работать? Нет ли сегодня переизбытка или, наоборот, недостатка в данных специалистах?

Леонид Витальевич Головко: Студенты выбирают уголовно-процессуальную специализацию в трех случаях: либо когда им просто интересна соответствующая дисциплина, либо когда они хотят работать с определенным преподавателем (понравилось, как он ведет занятия, читает лекции и т. п.), либо когда точно знают, что их предполагаемое место работы будет связано с уголовным процессом.

Более всего специалисты по уголовному процессу востребованы, конечно, на следствии, в прокуратуре, адвокатуре, судах, то есть они работают следователями, прокурорами, адвокатами, судьями или работниками аппаратов судов (если сразу стать судьей не представляется возможным). Но не только. Таких специалистов нередко охотно берут к себе крупные юридические компании, в том числе международные, поскольку им все чаще приходится сталкиваться с уголовно-процессуальными проблемами при ведении сложных дел, в том числе в ЕСПЧ, международных судах, за рубежом. Нужны такие специалисты и при работе в госорганах, например в Госдуме или Минюсте, поскольку им приходится разрабатывать законопроекты и нормативно-правовые акты в сфере уголовного процесса. Сегодня даже юрисконсульты коммерческих компаний не могут оказаться в стороне от уголовно-процессуального права (вспомним нашумевший домашний арест В.П. Евтушенкова или обыски в офисе АФК «Система»). В общем, нет, наверное, такого направления юридической деятельности, где уголовный процесс оказался бы полностью ненужным, по крайней мере, если говорить не о клерке, а о правоведе высшей квалификации.

Переизбытка в специалистах по уголовному процессу как раз нет. Напротив, ощущается их дефицит. Это связано с тем, что в отличие от советского периода большинство студентов сегодня предпочитают специализироваться по цивилистическому направлению. Это, конечно, вполне объяснимая и понятная тенденция. Но она приводит к тому, что в нашей сфере возникает острая нехватка квалифицированных кадров, особенно на уровне серьезного анализа уголовно-процессуальных проблем.

КонсультантПлюс: Кто, по вашим наблюдениям, чаще всего выбирает специализацию по уголовно-процессуальному праву: парни или девушки? Сколько студентов сегодня учатся на вашей кафедре? Какое количество студентов вы ежегодно принимаете на обучение на своей кафедре?

Леонид Витальевич Головко: У нас какого-то перекоса по гендерному признаку нет, поэтому соотношение девушек и юношей соответствует общему их соотношению на факультете (а, может быть, и в обществе в целом), исчисляемому примерно из пропорции 60 % девушек — 40 % юношей (примерно, конечно).

Что касается числа студентов на нашей кафедре, то сегодня оно оптимально: в этом году дипломы по нашей кафедре защищают 22 студента 4 курса бакалавриата. Еще 20 человек заканчивают нашу специализацию в рамках последнего набора специалитета (5 курс). Эти цифры отражают тенденции последних лет.

По магистратуре пока сказать сложнее, так как интегрированная магистратура, то есть такая магистратура, куда будут поступать в том числе выпускники бакалавриата юридического факультета МГУ, откроется только летом 2015 г. Но мы надеемся набрать примерно два десятка бюджетных магистрантов, то есть будем ориентироваться на типичные для нас цифры специализации последних лет. К слову, наша кафедра оказалась в числе трех первых кафедр юрфака, которые смогли осуществить два года назад набор в магистратуру для внешних абитуриентов. Поэтому наша магистратура работает уже два года. Но там совершенно другие (очень небольшие) цифры бюджетных мест, хотя нам удается без проблем заполнить не только их, но и привлечь внешних магистрантов, успешно прошедших вступительные испытания, на договорной основе.

КонсультантПлюс: Сколько на вашей кафедре числится аспирантов? Охотно ли студенты поступают в аспирантуру? Какие перспективы открываются на вашей кафедре аспирантам?

Леонид Витальевич Головко: Сейчас у нас на кафедре учатся 11 аспирантов. Это не считая докторантов, соискателей, а также тех аспирантов, которые закончили обучение этой осенью. Только за последние несколько месяцев 5 аспирантов кафедры успешно защитили кандидатские диссертации, еще двое дорабатывают их, формально завершив обучение в аспирантуре, но фактически продолжая свои исследования на кафедре.

В аспирантуру кафедры конкурс достаточно серьезный. Скажем, в 2014 г. он составлял 5 человек на 2 выделяемых нам бюджетных места. Его результаты подводились с помощью «фотофиниша», когда два кандидата набрали одинаковое количество баллов, в силу чего пришлось прибегнуть к дополнительным критериям. При этом среди поступавших были выпускники не только МГУ, но и других известных российских вузов. Учатся у нас и иностранные аспиранты.

Для аспиранта перспективы понятны — защитить кандидатскую диссертацию. Наиболее успешные остаются работать на кафедре. Но всех оставить работать на ней мы, конечно, не в состоянии. Кто-то продолжает научно-педагогическую деятельность в других вузах и научно-исследовательских учреждениях. Для кого-то ученая степень кандидата наук служит прекрасной стартовой площадкой для начала или продолжения профессиональной карьеры, причем не только в науке. Ситуации могут быть разными. Но при поступлении в аспирантуру в любом случае надо думать не о карьере, а о науке. В противном случае поступать в нее не стоит: если у человека нет стимулов и способностей к научной деятельности, все равно ничего не получится, по крайней мере, на нашей кафедре.

КонсультантПлюс: Есть ли у вас данные, сколько выпускников вашей кафедры работают по профилю? Возможно, кто-то из них сумел найти себя в каких-то других сферах, если да, то в каких? Можете назвать наиболее известных ваших выпускников, кем вы особенно гордитесь?

Леонид Витальевич Головко: Точных данных у меня нет. Да их и невозможно получить, поскольку непонятны критерии. Скажем, выпускник может трудоустроиться в прокуратуру (казалось бы, по профилю), но заниматься там исключительно гражданскими и арбитражными делами, а может попасть на работу в юридический отдел коммерческой компании (казалось бы, не по профилю), но столкнуться там с проблемами уголовного процесса. Более того, сегодня тебе поручили готовить проекты договоров, а через три месяца перебросили на написание уголовно-процессуальных жалоб, поскольку в помещениях компании произведен ряд следственных действий по уголовному делу. Все это отследить невозможно. Могу только сказать, что подавляющее большинство выпускников кафедры работает по той специальности, которая указана у них в дипломе (юриспруденция). Исключения если и встречаются, то крайне редко.

Многие известные сегодня в России люди, причем не только в юридических кругах, являются выпускниками нашей кафедры. Могу назвать известного политика и юриста, депутата Госдумы Андрея Макарова, заместителя министра культуры Григория Ивлиева, референта государственно-правового управления администрации Президента РФ Михаила Палеева, основного разработчика «Концепции судебной реформы в РФ», судью в отставке Сергея Пашина и многих других.

К слову, карьеры Андрея Михайловича Макарова и Григория Петровича Ивлиева являются прекрасной иллюстрацией тезиса о том, что выпускники кафедры могут использовать полученные знания на самых разных направлениях работы. Скажем, А. М. Макаров защитил когда-то на нашей кафедре кандидатскую диссертации, затем несколько лет занимался преподаванием и наукой в сфере уголовного процесса, потом долгое время практиковал в качестве адвоката по уголовным делам, после чего занялся политической деятельностью, стал депутатом Госдумы, а сегодня возглавляет в нижней палате парламента комитет по бюджету и налогам. Г. П. Ивлиев также специализировался у нас, защитил на нашей кафедре кандидатскую диссертацию, много лет преподавал уголовный процесс в одном из ведущих вузов России, затем стал руководителем правового управления Госдумы, после чего — депутатом, возглавил комитет Госдумы по культуре. Сегодня он — статс-секретарь, заместитель министра культуры. Фундаментальное юридическое образование, полученное А. М. Макаровым и Г. П. Ивлиевым на юридическом факультете МГУ и нашей кафедре, позволяет им успешно решать самые разные задачи, выходящие за пределы их изначальной специализации.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, какие черты характера должны быть у специалиста, выбравшего специализацию юриста по уголовно-процессуальному праву? Кому противопоказано быть юристом?

Леонид Витальевич Головко: Специалисту по уголовно-процессуальному праву необходимы, во-первых, системное мышление, так как уголовный процесс может мыслиться лишь системно (как единый механизм, где работа всех деталей или элементов системы взаимосвязана), а во-вторых, определенные нравственные качества, такие как чувство справедливости, умение ощущать социальную боль, неподкупность… Неслучайно у нас на кафедре читается спецкурс «Нравственные начала уголовного процесса».

С другой стороны, на мой взгляд, такими качествами должен обладать любой юрист, независимо от специализации. Скажем, если человек не обладает системным мышлением, не чувствует логику правовых конструкций, то на юридическом факультете ему делать нечего. То же касается нравственных качеств. Поэтому не думаю, что каждая кафедра предполагает какие-то особые черты характера. Скорее речь идет о качествах юриста в целом.

КонсультантПлюс: Как вы относитесь к современным информационным технологиям? Как вы думаете, нужно ли юристу уголовно-процессуального права знать справочно-правовые системы? Почему?

Леонид Витальевич Головко: Право в целом и уголовный процесс в частности, разумеется, не могут и не должны оставаться в стороне от современных тенденций, связанных с бурным развитием информационных технологий. Это в полной мере касается и справочно-правовых систем. Мне трудно сегодня представить себе студента, аспиранта, преподавателя или практика, который бы ими не пользовался. Это связано, прежде всего, с тем, что справочно-правовые системы взяли на себя роль своеобразного современного кодификатора, заменив прежние своды или собрания законов. Поэтому сегодняшний юрист обойтись без них никак не может, независимо от того, специализируется он по уголовному процессу или, допустим, гражданскому праву.

КонсультантПлюс: Что бы вы посоветовали вашим студентам и студентам других вузов, остановившим свой выбор на специализации в области уголовно-процессуального права? К чему им стоит готовиться, какие качества характера развивать, на кого ориентироваться в профессии, на какие дисциплины обратить особое внимание, чтобы в будущем стать успешным юристом?

Леонид Витальевич Головко: Надо отдавать себе отчет, что они выбрали интересную, но очень сложную специализацию, поскольку уголовный процесс — это одна из несущих конструкций любой правовой системы. Поэтому надо готовиться к трудной и кропотливой работе по освоению бесчисленных процессуальных концепций и конструкций, многие из которых уходят корнями в глубь веков. Кроме того, в уголовно-процессуальном праве очень сильна сравнительно-правовая составляющая. Чтобы стать хорошим специалистом, придется прочитать очень многое — далеко не только УПК. На это и надо настраиваться.

Ориентироваться же есть на кого. В 2014 г. мы отмечали в России 150-летие судебной реформы 1864 г. Люди, которые ее разрабатывали и воплощали в жизнь, — прекрасный образец для подражания с точки зрения как профессиональных, так и нравственных качеств. Россия сегодня остро нуждается в специалистах подобного уровня.

Российский ученый-правовед. Доктор юридических наук. Профессор. Декан юридического факультета МГУ имени Ломоносова и заведующий кафедрой экологического и земельного права того же факультета.

Александр Голиченков родился 18 января 1952 года в городе Москва. В 1972 году поступил на юридический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, который окончил с отличием в 1977 году.

В 1977-1980 годах обучался в очной аспирантуре названного факультета по кафедре земельного и колхозного права. 10 января 1981 года защитил кандидатскую диссертацию «Государственный санитарный надзор по защите окружающей природной среды». Защита состоялась на юридическом факультете Московского Государственного университета имени М.В.Ломоносова.

В 1990-1991 годах обучался в докторантуре юридического факультета МГУ по кафедре экологического и земельного права. 09 октября 1992 года защитил докторскую диссертацию «Экологический контроль: теория, практика правового регулирования». Защита состоялась на юридическом факультете Московского Государственного университета имени М.В.Ломоносова.

В феврале 1993 года А.К.Голиченкову была присвоена ученая степень доктора юридических наук, а в июне 1995 года — ученое звание профессора.

А.К.Голиченков работает на юридическом факультете с 15 января 1981 года. Читает лекционные курсы «Земельное право», «Экологическое право». Читает специальные курсы «Актуальные проблемы природноресурсового права», «Экологическое управление и контроль».

Стажировался в Институте экологического права и на юридическом факультете Левенского католического университета / голланд. Katholieke Universiteit Leuven.

С сентября 1990 года по июнь 1993 года А.К.Голиченков работал в должности доцента, а с сентября 1993 года по июнь 1994 года в должности профессора кафедры права Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

С марта 1993 года по декабрь 1994 года А.К.Голиченков работал в должности профессора кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. С января по ноябрь 1995 года А.К.Голиченков исполнял обязанности заведующего названной кафедры. С ноября 1995 года по настоящее время А.К.Голиченков является заведующим кафедрой экологического и земельного права юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

В феврале 2003 года А.К.Голиченков был избран деканом юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Данную должность А.К.Голиченков занимает по настоящее время.

С 1993 года А.К.Голиченков является членом Ученого Совета юридического факультета; с 1993 года по январь 2003 года — Ученым секретарем этого Совета.

Лауреат конкурса молодых ученых МГУ, лауреат почетного звания «Зеленый человек года 2001». Награжден медалью «В память 850-летия Москвы»; медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени; Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Памятными медалями Союзного государства «За сотрудничество» и «За безупречную службу»; Нагрудным знаком «250 лет МГУ»; Нагрудным знаком «Антитеррористический центр СНГ»; орденом Русской Православной Церкви «Святого благоверного князя Даниила Московского» III степени; Почетной грамотой Московской городской думы; Знаком отличия Гильдии российских адвокатов «За вклад в развитие адвокатуры».

Указом Президента РФ от 09 января 2012 года № 31 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» декану Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, доктору юридических наук, профессору А.К.Голиченкову за выдающиеся заслуги в научной деятельности присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

История кафедры.

Кафедра государственного права была основана в составе историко-юридического факультета Якутского государственного университета в 1996 г. (Постановление Ученого Совета ЯГУ от 26 апреля 1996 г). Первым заведующим кафедрой была избрана к.ю.н., доцент Степанова Альбина Афанасьевна.

При образовании юридического факультета (Постановление Ученого Совета ЯГУ от 26 апреля 2000 г.) кафедра государственного права вошла в состав юридического факультета вместе с кафедрой гражданского права и кафедрой уголовного права.

С 2011 г по 2015 г. кафедра именовалась кафедрой конституционного, муниципального и международного права (приказ № 37-ОД от 31 января 2011 г. на основании Постановления Ученого Совета от 8 декабря 2010 г. № 03).

В сентябре 2015 г. кафедра переименована на кафедру конституционного и муниципального права приказом от 16 сентября 2015 г. № 965-ОД «О переименовании кафедры юридического факультета», изданного во исполнение Постановления Ученого Совета СВФУ от 19 июня 2015 г. № 12.

Состав кафедры соответствует функциональным задачам вуза и ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 (юриспруденция (уровень бакалавриата) от 1 декабря 2016 г. N 1511.

Состав кафедры:

1. Степанова Альбина Афанасьевна, кандидат юридических наук, доцент.

2. Миронов Дмитрий Николаевич, доктор юридических наук, профессор.

3. Корякин Иван Иннокентьевич, кандидат юридических наук, доцент.

4. Болотаева Ольга Сергеевна, кандидат юридических наук.

5. Докторова Александра Трофимовна.

6. Степанов Афанасий Игоревич.

7. Сергеева Сардана Семеновна, заведующая кабинетом государственного права.

Также на кафедре по совместительству преподают: доктор юридических наук, Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) П.В. Гоголев, доктор юридических наук, Председатель Конституционного Суда РС (Я) А.Н. Ким-Кимэн, кандидат юридических наук, заместитель Председателя Конституционного Суда РС (Я) Ю.Н. Бацев; кандидат юридических наук, доцент С.Н. Федулова, советник Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн РС (Я) В.В. Румянцева,. кандидат исторических наук С.В. Иванова и другие.

По целочисленным показателям остепененность кафедры составляет:

из 8,75 ставок обеспечены остепененностью 6 – 68, 57%;

из них докторов наук — 1,25 ставки – 14,28%.

по штатным преподавателям – 67, 85 % — (4,75 из 7)

по совместителям (1,25 из 1,75) – 71,42 %

по всем преподавателям — (6 из 8,75) – 68,57 %

Все преподаватели кафедры имеют базовое юридическое образование.

Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 5 лет) в общем числе работников должна составляет 14,28 % (1, 25 ставки из 8.75)

Ким Александр Николаевич

проф.

0,25

Д.ю.н.

Председатель .

Конституционного Суда РС (Я)

26 лет

Гоголев Петр

Васильевич

Проф.

0,5

Д.ю.н.

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я)

21 год

Федулова Саргылана Николаевна

Доц.

0. 25.

К.ю.н.

Начальник правового управления холдинга «Синема-центр»

32 года

Павлова Татьяна Валерьевна

Доц., 0, 25

Начальник Государственно-правового управления Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я)

16 лет

Румянцева Валентина Васильевна

Доц. 0,25

Советник Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) по правовым вопросам

20 лет

Организация образовательного процесса:

Деятельность кафедры обусловлена требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Юриспруденция» 40.03.01 юриспруденция (уровень бакалавриата) от 1 декабря 2016 г. N 1511 и соответствует этим требованиям.

Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением юридического факультета и Университета, обеспечивающим проведение учебной, научной и воспитательной работы. Главными задачами кафедры являются: качественная подготовка бакалавров, магистрантов и аспирантов по направлению подготовки «юриспруденция».

Для обеспечения учебного процесса на кафедре подготовлены, рабочие программы дисциплин, комплексы методического обеспечения учебных дисциплин кафедры по основным образовательным программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Кафедра осуществляет подготовку учебников, учебных пособий, разработку учебно-методических материалов по проведению всех видов учебных занятий.

Кафедра обеспечивает реализацию ООП магистратуры «Правовое обеспечение государственной и хозяйственной деятельности», а также ООП подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре 40.06.01 юриспруденция направленности программы: 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право.

В 2016 г. кафедра обеспечила успешную аттестацию и аккредитацию вуза по указанной программе аспирантуры. (Лицензия и Приложение 1.1. к Лицензии на осуществление образовательной деятельности от 29 сентября 2016 г. № 2411: высшее образование — программа подготовки научно-педагогических кадров по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция; Свидетельство о государственной аккредитации и Приложение № 1 к свидетельству о государственной аккредитации от 14 ноября 2016 г. № 2344)

Кафедра ведет базовые учебные дисциплины по направлению подготовки «Юриспруденция», в том числе такие, как «Конституционное право», «Финансовое право», «Административное право», «Муниципальное право», также дисциплины по выбору «Избирательное право». «Парламентское право» и другие; курсы основ права на других факультетах и институтах университета.

Остепененность штатных НПР составляет 66,7%. Общая остепененность кафедры по преподавателям составляет 66,7%, в том числе 13% докторов юридических наук;

На занятиях используются методы активизации образовательной деятельности:

· Методы IT (используются на занятиях по всем дисциплинам базового и вариативного цикла в форме электронных презентаций лекций, проектов и т.д.).

· Деловые игры и работа в команде

· Case-study

· Проблемное обучение (используются на занятиях по всем дисциплинам базового и вариативного цикла);

· Обучение на основе опыта (используются на занятиях по всем дисциплинам вариативного цикла);

· Междисциплинарное обучение и сравнительное правоведение

· Допускаются комбинированные формы проведения занятий:

Комбинированные формы проведения занятий в форме лекционно-практических занятий используются в преподавании вариативных дисциплин: права человека и их защита, международное право и современный мир, проблемы развития конституционного права, вопросы федерализма, бюджетный процесс и бюджетное устройство, государственная и муниципальная служба, административная реформа РФ, конституционное судопроизводство в России, защита прав местного самоуправления, правовое регулирование инвестиционной деятельности, институт президентства в современном мире, парламентское право, избирательное право и юридическая техника.

Преподаватели самостоятельно выбирают методы и формы проведения занятий из числа рекомендованных и согласуют выбор с кафедрой в процессе утверждения разработанных УМК по дисциплинам (модулям) и практикам.

В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных университетов и научно-исследовательских центров, государственных и муниципальных органов, общественных организаций, правоохранительных органов, мастер-классы экспертов и специалистов.

В современных условиях, когда овладение навыками практической деятельности является определяющим критерием оценки квалификации юриста, привлечение практикующих юристов к учебному процессу является необходимым условием качественной подготовки специалистов-юристов. Исходя из этого, большинство спецдисциплин на кафедре преподают юристы-практики. Так, длительное время с кафедрой сотрудничают Председатель Конституционного Суда РС (Я) доктор юридических наук А.Н. Ким-Кимэн, заместитель Председателя Конституционного Суда РС (Я) к.ю.н. Ю.Н. Бацев, Уполномоченный по правам человека в РС (Я) С.М. Гурьева и другие.

На кафедре осуществляется руководство прохождением учебной практики. Практика организуется и проводится с целью ознакомления с деятельностью органов и организаций, связанных с будущей профессией и приобретения практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углубления и закрепления полученных теоретических знаний. Базовыми организациями являются: Управление Министерства юстиции РФ по РС(Я), УФРС по РС(Я), Центральный аппарат по организационному обеспечению деятельности мировых судей в РС (Я) и др.

Дисциплины кафедры по направлению подготовки «Юриспруденция» 40.03.01 юриспруденция (уровень бакалавриата)

Дисциплины кафедры по направлению подготовки аспирантуры 40.06.01 юриспруденция; специальность 12.00.02: конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право.

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

доц., зав. каф. Степанова Альбина Афанасьевна

к.ю.н.

Методология науки и методы научных исследований

доц. каф. Болотаева Ольга Сергеевна

К.ю.н..

Академическое письмо

доц. Иванова Светлана Васильевна

К.и.н.

Местное самоуправление: организационно-правовые основы и практика их реализации

проф. каф. Гоголев Петр Васильевич

д.ю.н.

Защита прав человека

доц. Иванова Светлана Васильевна

к.и.н.

Научно-исследовательская практика

Болотаева О.С,

к.ю.н

Педагогическая практика

Болотаева О.С.

к.ю.н.

Дисциплины кафедры по направлению подготовки магистратуры 40.04.01 «Правовое обеспечение государственной и хозяйственной деятельности»

Основные направления научно-исследовательской деятельности. Сфера научных исследований преподавателей кафедры обусловлена преподаваемыми дисциплинами, и относится к конституционно-правовым проблемам развития государственности Республики Саха (Якутия), правовому статусу коренных малочисленных народов Севера, правовому регулированию реформы местного самоуправления в республике, обеспечению деятельности судебных органов, административной реформе.

Темы научных исследований:

Политика государственного протекционизма в отношении коренных малочисленных народов Севера;

Конституционный принцип обеспечения прав коренных нардов на природопользование;

Проблемы федерализма в Российской Федерации;

Государственность Республики Саха (Якутия) и организация местного самоуправления в республике;

Вопросы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по общим вопросам организации органов государственной власти и местного самоуправления;

Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Нормативно-правовая регламентация организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.

За 2016-2020 гг. на кафедре подготовлена диссертация на соискание учёной степени доктора юридических наук по теме «Концепция понятийно-категориального и структурно-функционального состава института организационного обеспечения деятельности судов Российской Федерации: проблемы оптимизации».

Также на кафедре подготовлена диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук по теме: Конституционно-правовая ответственность публичных должностных лиц.

Достижения.

В 2010 г. присвоено звание заслуженный юрист Республики Саха (Якутия) заведующей кафедрой Степановой А.А.

В 2013 г. Степанова А.А. была удостоена первой Государственной премии им. М.М. Федорова в области юриспруденции.

Степанова А.А, является Лауреатом Республиканского конкурса «Юрист года в Республике Саха (Якутия)»-2015 в номинации «Юридическое образование и юридическая наука».

В марте 2016 г. Степанова А.А. была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.

Достижения студентов.

Студенты кафедры неоднократно становились победителями и призерами Дальневосточного тура Всероссийских юридических Олимпиад по номинации «конституционное право».

Платонов Илья – 1999 г. – 1 место. Дальневосточный тур ВСЮО по номинации «конституционное право».

Гулюк Сергей – 2001 г. – 3 место. Дальневосточный тур ВСЮО по номинации «конституционное право».

Микешкин Игорь – 2003 г. — 3 место. Дальневосточный тур ВСЮО по номинации «конституционное право».

Тютюнник Екатерина – 2008 г. — 3 место. Дальневосточный тур ВСЮО по номинации «конституционное право».

Алексеева Туяра Владиславовна — 2009 г. -Победа в специальной номинации секции «Конституционное право» «За логичность и структурированность ответа». Дальневосточный тур ВСЮО по номинации «конституционное право».

Попова Екатерина – 2010 г. — звание лауреата. Дальневосточный тур ВСЮО по номинации «конституционное право».

Березкина Нарыйа – 2014 г. — 3 место. Дальневосточный тур ВСЮО по номинации «конституционное право».

Березкина Нарыйа – 2014 г. Диплом 3 степени за 3 место в Конкурсе на знание справочной правовой системы Консультант Плюс и умение работать с ней. Финальный тур ВСЮО в г. Москве.

Кириллин Ян — 2015 г. Дальневосточный тур ВСЮО. Специальная номинация жюри секции «Конституционное право» Диплом лауреата — «За высокий уровень знаний в области международного права»

Колесова Ньургуйаана 2016 г. — 3 место. Дальневосточный тур ВСЮО по номинации «конституционное право».

Бурнашев Геннадий – 2017 г. – 2 место Дальневосточного тура Всероссийских юридических Олимпиад по номинации «конституционное право».

Бурнашев Геннадий – 2017 г. Международный конкурс проектов для учащихся ССУЗов, студентов, магистрантов, аспирантов Interclover-2017. Диплом 1 степени. Победитель конкурса

Куприянов Кристиан – 2019 г. 1 место. Дальневосточный тур ВСЮО по номинации «конституционное право».

Сергеева Намыына Семеновна – 2019г. Лауреат Международного конкурса исследовательских работ в области юриспруденции и политологии, проводимого по инициативе проекта «Interclover-2019”.

Также студенты ежегодно успешно принимают участие в международных конференциях.

Перспективы развития. Стратегическая цель развития кафедры конституционного и муниципального права как структурного подразделения СВФУ производна от стратегической цели и направлений развития СВФУ и юридического факультета СВФУ.

Основной целью развития кафедры является повышение качества и эффективности ее научной и образовательной деятельности. Качество юридического образования понимается как мера соответствия результатов образования новым требованиям системы политических, экономических и иных общественных отношений. Критерием эффективности выступает профессиональная компетентность выпускника кафедры, его способность на высоком профессиональном уровне решать задачи государственной правовой политики, осуществлять защиту прав и свобод человека и гражданина.

Основные направления развития кафедры: Совершенствование организационной структуры кафедры; Организация площадок для проведения научно-исследовательской работы­ кафедры; Повышение квалификации сотрудников кафедры; подготовка на кафедре докторов и кандидатов и наук.


На вопросы главного редактора отвечает

Александр Константинович Голиченков

Декан Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, заведующий кафедрой экологического и земельного права Юридического факультета, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ. Адрес: 119991, Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, дом 1, строение 13. E-mail: office@law.msu.ru.

Аннотация

263 года Юридический факультет МГУ является передовым центром подготовки высококвалифицированных юристов. Девиз факультета – «Традиции и развитие». Сейчас факультет реализует уникальные образовательные программы: программу бакалавриата с 3 профилями, 24 магистерские программы, программу второго высшего образования, программы аспирантуры и докторантуры, дополнительного образования и подготовительных курсов. С 2013 г. факультет имеет новый учебный корпус, который создал предпосылки для реализации незаурядных проектов, нацеленных на повышение качества юридического образования (Библиотечно-информационный центр, Ситуационный центр правовых инициатив, Центр азиатских правовых исследований, Криминалистический центр, Центр правосудия, научно-образовательные центры, современные учебные аудитории и пр.).

Ключевые слова

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Юридический факультет МГУ, юридическое образование.

А.К.Голиченков родился в 1952 г. Окончил с отличием Юридический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в 1977 г., затем аспирантуру и докторантуру этого факультета. С 1978 г. ведет подготовку юридических кадров высшей квалификации, осуществляя преподавательскую деятельность в МГУ имени М.В.Ломоносова.

С 1995 г. по настоящее время – заведующий кафедрой экологического и земельного права. С 2003 г. по настоящее время работает деканом Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

Член Президиума ВАК России, член Президиума Ассоциации юристов России (АЮР), председатель Московского регионального отделения АЮР, член научно-методических, экспертных советов при ряде федеральных органов власти (Верховный Суд РФ, МВД России, Минприроды России и др.). Главный редактор журналов «Вестник МГУ. Серия 11, Право» и «Экологическое право». Автор более 250 опубликованных работ, в числе которых более 200 научных и научно-методических работ по вопросам экологического и земельного права, совершенствования юридического образования. Член Российской юридической академии (РАЮН) (с момента ее образования в 1999 г.), сопредседатель Ученого совета РАЮН (с 2003 г.). Действительный член (академик) Российской экологической академии (с 2000 г.), действительный член Национальной академии права Украины (с 2009г.), почетный доктор права (Honoris causa) Университета Неофита Рильского (Республика Болгария).

Работа А.К.Голиченкова отмечена государственными наградами: медалью «В память 850-летия Москвы», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а также почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания РФ, благодарностью Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, почетной грамотой Верховного Суда РФ, почетной грамотой Московской городской Думы; ведомственными и общественными наградами. Лауреат высшей юридической премии «Юрист года» в номинации «Юридическое образование и воспитание» (2012 г.), лауреат Национальной экологической премии в номинации «Образование для устойчивого развития» (2014 г.), награжден золотой медалью премии им. Федора Плевако (2016 г.), медалью им. О.Е.Кутафина «За заслуги в юриспруденции» (2016).

– Александр Константинович, что такое качественное юридическое образование и какие элементы такого качества Вы могли бы выделить?

– Качество юридического образования – это категория объективная: имеются внутренние и внешние его составляющие. Внутренние характеризуют преимущественно работу внутри вуза, позволяют судить о его способности подготовить «на выходе» юриста с определенным набором знаний, умений и навыков. Внешние (по отношению к вузу) характеризуют преимущественно общую политику и конкретную работу государства и общества по надлежащему обеспечению «подпитки» вузов талантливыми молодыми людьми, проверку качества выпускников «на выходе», переподготовку юридических кадров. Конечно, деление это весьма условно.

– Что такое профессиональный стандарт юриста и для чего он разрабатывается?

– Понятие профессионального стандарта определено в ст. 1951 Трудового кодекса России – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Многие существующие требования к профессиям были разработаны 20 – 30 лет назад и, конечно, в свете современного развития права, экономики, рынка труда потеряли свою актуальность. Задача профессионального стандарта – задать современные четкие требования к компетенции специалистов, в т.ч. юристов, служить ориентиром для них в части того, какими знаниями, навыками они должны обладать, чтобы быть востребованными на современном рынке труда. «Майским» указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и постановлением Правительства РФ от 22 января 2013г. № 23 было определено принятие Национального плана развития профессиональных стандартов. Также приказами Минтруда России были утверждены методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, его макет и применяемые уровни квалификации.

Таким образом, в настоящее время созданы общие подходы к разработке профессионального стандарта и процедуре его обсуждения со стороны профессиональных сообществ. Между тем профессиональные сообщества недостаточно встроены в работу образовательных учреждений и не всегда удовлетворены качеством образования. По нашему мнению, разработка профессиональных стандартов – это обязательно коллективная работа профессионального сообщества и образовательной организации, однако, к сожалению, не все работодатели готовы идти на диалог с вузом, принимать активное участие в подготовке квалифицированных специалистов – юристов, разработке профстандартов. Особо важно сподвигнуть работодателей (их объединения, саморегулируемые организации) на составление и передачу вузам своего рода технических заданий на разработку квалификационных требований (профессиональных квалификаций) для той или иной сферы практической деятельности юристов (профессиональных стандартов). Перспективным направлением является совместная с потенциальными работодателями разработка и реализация магистерских программ, ориентированных на особенности деятельности соответствующих органов, организаций и учреждений.

– В продолжение темы перспектив развития, какие можно выделить тенденции в развитии современного юридического образования? Какие инновации необходимы? Как Вы считаете, лекционный формат устарел?

– Набирает обороты тенденция сближения бизнеса и образования, подготовка современных бизнес-ориентированных юристов, наиболее популярными становятся направления подготовки юристов для бизнеса в новом формате образования, корпоративных юристов и сотрудников юридического консалтинга.

С 2011 г. в целях организации и осуществления образовательной, научно-исследовательской деятельности, направленной на решение актуальных и перспективных задач в сфере правового регулирования предпринимательства, на факультете работает Научно-образовательный центр «Правовое регулирование предпринимательской деятельности» («Право и Бизнес МГУ»). Благодаря использованию новых технологий работа в этом направлении вышла и за рамки нашего факультета: в настоящее время успешно функционирует дистанционный межфакультетский курс «Юридическая поддержка стартапов». Курс позволяет сблизить право и экономическую действительность, показать, что право должен знать не только юрист, но и начинающий бизнесмен, будь он математиком, физиком или геологом.

Что касается лекционного формата, то считаю, что он не устарел, однако во многом устарели формы подачи материала. Сегодняшние студенты с детства привыкли к простоте получения информации (не упорное записывание за лектором, а одним кликом), к иному визуальному ряду (не корявые рисунки от руки, а многоцветные схемы и графики). Они теряют интерес к лектору, если слышат пересказ закона и (или), не дай Бог, учебника (один клик – и их тексты на экране ноутбука, планшета или телефона). Сами студенты зачастую объясняют нежелание посещать лекции по-разному, чаще всего они пропускают занятия по причинам, связанным с качеством чтения лекций: сложная форма изложения материала, неумение заинтересовать предметом, недостаточная информативность, или по причинам лени, отсутствия интереса к учебе в целом и т.п. Поэтому с точки зрения содержания нужны лекции по проблемам той или иной отрасли права, а по форме – лекции-презентации, лекции с использованием кафедральных электронных учебно-методических комплексов. В любом случае лекции – это прямое, живое общение, неповторимое обаяние лектора, профессора, комедии положений с участием преподавателей и услышанные от них анекдоты, впечатления от которых будут передаваться из поколения в поколения, станут легендами и без которых нет атмосферы Университета!

– Александр Константинович, коль затронули вопрос академической атмосферы, расскажите про Юридический факультет МГУ, который Вы возглавляете.

– История Юридического факультета Московского университета начинается вместе с историей самого этого учебного заведения, открытого на основании изданного императрицей Елизаветой Петровной 24 января 1755 г. именного указа «Об учреждении Московского Университета и двух Гимназий». К данному акту был приложен «Проэкт об учреждении Московского Университета», который предусматривал создание в университете трех факультетов: юридического, медицинского и философского. Спустя 263 года Юридический факультет МГУ является крупнейшим центром юридического образования, науки, законотворчества, готовящим востребованных специалистов.

Юридический факультет МГУ – это, в первую очередь, уникальный научно-педагогический коллектив, включающий известнейших ученых и педагогов, которые представляют ведущие правовые научно-педагогические школы страны. Это 73 штатных профессора, доктора юридических наук, 112 доцентов, кандидатов юридических наук. Для чтения отдельных курсов привлекаются и др. известные российские и иностранные ученые и практики.

Сотрудники факультета реализуют масштабную программу научно-исследовательских работ в различных областях юридической науки, вносят ощутимый вклад в совершенствование российского законодательства, осуществляют научное консультирование различных государственных органов и международных организаций по правовым вопросам.

Вот уже 5 лет как факультет «живет в новом доме». Новый корпус Юридического факультета МГУ, торжественно открытый в 2013 г., создал предпосылки для реализации уникальных инфраструктурных проектов, нацеленных на повышение качества юридического образования. Активно работают Библиотечно-информационный центр, Ситуационный центр правовых инициатив, научно-образовательные центры, Криминалистический центр, создается современный Центр правосудия. И, конечно, нельзя не отметить светлые учебные аудитории, удобные кабинеты для профессоров и преподавателей, уютные кафе и столовую, оборудованный по последнему слову техники конференц-зал, книжный магазин. Сейчас на факультете запланированы и реализуются несколько приоритетных проектов. Например, весной 2016 г. открыт Центр азиатских правовых исследований (ЦАПИ) – единственная в России консолидированная база научной литературы о праве стран азиатского-тихоокеанского региона, действующая в целях формирования и развития научной деятельности по изучению особенностей правового регулирования стран Азии и, как следствие, в подготовке высококвалифицированных специалистов по азиатскому праву. ЦАПИ создан совместными усилиями Юридического факультета МГУ и Русско-китайского юридического общества.

– Чем уникально юридическое образование в Московском университете?

– Сегодня Юридический факультет МГУ – это образовательный центр, обеспечивающий разработку и реализацию уникальных образовательных программ. Они созданы на базе собственных образовательных стандартов Московского университета, разрабатывать которые он получил право в силу своего особого статуса, установленного специальным федеральным законом, с учетом самых высоких требований, предъявляемых к современному юридическому образованию. Факультет реализует: программу бакалавриата с 3 профилями, 24 магистерские программы, программу второго высшего образования, программы аспирантуры и докторантуры, дополнительного образования и подготовительных курсов.

Юридический факультет МГУ – единственный в России юридический вуз, реализующий программу непрерывной шестилетней подготовки специалистов в области юриспруденции. Таких возможностей нет больше ни у кого. В 2017 г. состоялся первый выпуск по этой программе. Инструменты магистратуры дают возможность кафедрам разработать ряд уникальных программ, востребованных на рынке. Шестилетний цикл обучения позволяет усилить практическую составляющую образования, дать студентам больше практики как в собственном смысле этого вида учебной работы, так и в форме мастер-классов, зарубежных стажировок. Мы большое внимание уделяем изучению иностранных языков (2 года в бакалавриате и 1,5 года в магистратуре) и формированию практических навыков.

– Как сегодня достигается интеграция юридического образования и практики? Как Вы реализуете практикоориентированное обучение?

– Бытует мнение, что наше образование лишено практической составляющей, что мы придерживается старого академического подхода. Уверяю Вас, это не так! Мы сочетаем в своей работе классическую академическую культуру и новейшие требования рынка труда. Не случайно девиз факультета – «Традиции и развитие».

Во-первых, интеграция достигается за счет нашего коллектива: преподаватели факультета не только известные ученые, представляющие ведущие правовые научно-педагогические школы страны, но и одновременно зачастую партнеры юридических и консалтинговых фирм, юрисконсульты, адвокаты и т.п. Нередко для чтения отдельных курсов и лекций привлекаются известные российские и иностранные ученые и практики, практические работники обязательно участвуют в государственной итоговой аттестации студентов.

Во-вторых, интеграция достигается путем сотрудничества со Студенческой бесплатной юридической клиникой (консультацией), «Объединением выпускников Юридического факультета Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова», успешной реализации программ дополнительного профессионального образования (профессиональной ориентации) студентов, например, долгосрочной комплексной образовательной программы международной юридической фирмы White&Case, работы Ситуационного центра правовых инициатив и т.д. Второй год реализуется проект «Школа мастеров». Благодаря этому проекту теперь у каждого студента, аспиранта и преподавателя есть возможность получить интересные и важные знания и навыки. На площадке «Школы мастеров» со своими курсами уже выступили и будут выступать ведущие юристы-практики юридических фирм и юридических департаментов крупнейших российских и иностранных компаний. Структура курсов включает в себя рассмотрение нескольких актуальных тем, по каждой из которых будет установочный мастер-класс, практический разбор кейсов и подготовка юридических документов. Данные курсы не являются обязательными в рамках образовательной программы, каждый может сам выбрать и посещать только те занятия, которые ему интересны. Студенты могут попробовать себя в преподавательской деятельности в рамках «Школы права», бесплатно обучающей заинтересованных школьников основам правовых знаний.

Ежегодно увеличивается количество баз практик, например, на сегодня заключено 47 договоров с учреждениями и организациями на прохождение практики студентами Юридического факультета (2016 – 41, 2015 – 35, 2014 – 31, 2013 – 26, 2012 – 23, 2011 – 21, 2010 – 17). Практика студентов является не только видом учебной работы, обязательной частью основной образовательной программы подготовки студентов, но и первым карьерным шагом будущего юриста. При прохождении практики студенты посредством выполнения практических, творческих заданий от практикующих юристов приобретают необходимые любому современному юристу навыки и умения на местах. Сегодня большое количество студентов желает и проходит практику в юридических подразделениях организаций и учреждений (в 2017 г. из 400 студентов 4 курса бакалавриата таких было 188). Партнеры Юридического факультета МГУ по практике – это самые лучшие, сильные и успешные компании, которые могут обеспечить получение юридических навыков и профессиональных умений (например, навыков юридического письма, консультирования, ведения переговоров, GR). Ряд студентов проходит практику в судах, органах следствия и прокуратуры, федеральных и региональных органах законодательной и исполнительной власти.

–Можно ли утверждать, что Юридический факультет МГУ – сильнейший юрфак России? А какое место он занимает в мире?

– Юридический факультет МГУ – признанный лидер российских и международных рейтингов.

В 2017 г. по направлению «Юриспруденция» МГУ–единственное российское образовательное учреждение, вошедшее в список лучших университетов мира по специальностям по версии престижного мирового рейтинга QS World University Rankings by Subject (находится в топ-100, примерно на 59-м месте в списке). По этому же направлению репутационного рейтинга Times Higher Education World Reputation Rankings – 2017 МГУ находится на 18-й строке и опередил такие престижные западные вузы, как Эдинбургский университет (University of Edinburgh), Вашингтонский университет (University of Washington), Гонконгский университет, Берлинский университет Гумбольдта и др. Юридический факультет МГУ по направлению «Юриспруденция» ежегодно готовит сотни молодых специалистов. В 2017 г. выпущено 864 человека, из них 497 бакалавров и 367 магистров; в 2016 г. – 568 человек, из которых 521 бакалавр и 47 магистров.

Кроме того, факультет неизменно занимает высшие строки в наиболее престижных общенациональных рейтингах, оценивающих качество образовательных услуг, объемы научной работы, влияние на принимаемые государственно-властные решения.

По результатам мониторинга трудоустройства выпускников вузов Минобрнауки России 2017 г. выпускники МГУ имени М.В.Ломоносова – самые востребованными и высокооплачиваемыми на рынке труда. Юридический факультет МГУ занимает первое место в рейтинге по числу партнеров (руководителей) юридических фирм, окончивших данное образовательное учреждение, а также первое место в рейтинге вузов по количеству нанятых ведущими юридическими фирмами выпускников. По данным исследовательского центра Superjob Юридический факультет МГУ – лидер по заработной плате выпускников – юристов (уровень зарплат молодых специалистов, занятых в юридической сфере, составляет примерно 95 тыс. руб.). Выпускники Юридического факультета работают в органах государственной власти и государственного управления, судах, прокуратуре, адвокатуре, государственных учреждениях и организациях, учебных заведениях, коммерческих российских и международных организациях, ведущих юридических фирмах мира. На факультете действует Центр карьеры, содействующий трудоустройству выпускников.

Нельзя забывать, что Юридический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова имеет знаки признания высшего качества преподавания и научной работы со стороны профессионального сообщества. Факультет получил высокую оценку одной из наиболее авторитетных общественных организаций юридического профиля в нашей стране Ассоциации юристов России – Свидетельство об общественной аккредитации №1 и Свидетельство о профессионально-общественной аккредитации№1, а также Свидетельство № 1 об аккредитации от Ассоциации юридического образования, премию «Фемида» (в номинации «Almamatter», 2004 г.).

Прим. ред.: указПрезидента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2334.

Прим. ред.: приказы Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» (см.: Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2013. № 8. С. 12); от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (в ред. от 29 сентября 2014 г.) (см.: Российская газета. 2013, 5 июня. № 119); от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (см.: Российская газета. 2013, 13 июня. № 125).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *