Микрозайм сколько процентов

С 1 января 2020 года максимальный размер задолженности по кредитам на срок до одного года не может быть в 1,5 раза больше суммы долга. C нового года вступает в силу ограничение Центробанка по потребительским займам и кредитам.

Реклама

Размер максимального долга включает в себя неустойки, штрафы, пени и оплату услуг, которые оказываются кредитором за отдельную плату.

Новый порядок означает, что если заемщик взял 1 тыс. руб., то кредитор не имеет права требовать более 1,5 тыс. руб. (тело долга плюс начисленные проценты и иные платежи).

«После достижения этой суммы закон запрещает дальнейшее начисление процентов, а также взимание неустойки (штрафов, пени), других платежей и применение к заемщику иных мер ответственности»,

— поясняли ранее в Банке России.

Ограничение максимальной суммы долга вводилось постепенно. В начале 2019 года предельная задолженность не могла превышать сам долг в 2,5 раза, с 1 июля 2019 года — не более чем в 2 раза. Теперь платежи, проценты и прочее не должны превышать сумму займа в 1,5 раза.

Новые правила и ограничения уже привели к сокращению числа игроков на рынке микрозаймов и ужесточению оценки кредитоспособности заемщика, пояснила в беседе с РИА «Новости» глава саморегулируемой организации «МиР» Елена Стратьева.

Из-за различных нарушений правил микрофинансовые организации за первое полугодие 2019-го вернули россиянам более 5 млн рублей, объявлял Банк России.

Кроме того, c этого года кредиторам запрещено передавать права взыскания задолженности «черным коллекторам» (организациям, которые не включены в реестр профессиональных коллекторов, опубликованный на сайте ФССП).

В первом полугодии 2019 года выросло количество жалоб россиян на действия коллекторов, рассказывал в сентябре РИА «Новости» глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута.

«Нередко долг мог быть передан «черному» коллектору, и именно в этих случаях происходит наибольшее количество нарушений. Кроме того, мы совместно с ФССП работаем над усилением ответственности за такие нарушения», — отмечал он.

Регулятор и эксперты ранее высказывали обеспокоенность в связи с ростом доли плохих долгов.

Эти ограничения уже привели к последствиям на рынке. В третьем квартале 2019 года у микрофинансовых организаций (МФО) снизилась выдача кредитов «до зарплаты» с 44% до 40%.

Однако его средний размер увеличился с 7,6 тыс. руб. до 8 тыс. руб. Всего за квартал было выдано займов на 103 млрд руб.

С 1 ноября МФО запретили выдачу потребительских кредитов под залог жилья или доли в жилом помещении. Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина объясняла, что эти меры необходимы, чтобы предотвратить мошенничества с недвижимостью.

«Нужно запретить выдавать микрофинансовым организациям кредиты под залог жилья.

Человек оказался в безвыходной ситуации, он не читает весь договор, в итоге остается без жилья, а там семьи, дети.

Нужно вводить на это запрет. Прошу без потери времени приступить к выработке такого законопроекта», — говорила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

За неделю до нового года в Госдуме и вовсе предложили запретить микрозаймы, поскольку те «загоняют людей в кабалу».

Депутат Госдумы, член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов призвал россиян не брать кредиты на покупку новогодних подарков. Об этом он заявил 23 декабря в беседе с агентством «Москва».

По его словам, лучше сделать подарок собственными руками, а не «вгонять себя в микрозаймы».

«Я считаю, их надо запретить, потому что такие проценты, которые они берут, загоняют людей в кабалу. А люди не всегда могут рассчитать свои силы, и потом эти праздники, знаете, обращаются в неприятности. Поэтому я считаю, что брать микрозайм под бешеные проценты для того, чтобы сделать подарок – не самое лучшее решение», — предлагал российский депутат.

Принят Государственной Думой 24 июля 2019 года

Одобрен Советом Федерации 26 июля 2019 года

Статья 1

Пункт 15 статьи 401 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4870; 2003, N 24, ст. 2248; 2006, N 45, ст. 4635; 2013, N 30, ст. 4048; N 51, ст. 6683; 2015, N 17, ст. 2474) дополнить предложением следующего содержания: «Процентная ставка по займам, предоставляемым кредитным кооперативом своим членам — физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, не может превышать максимальный размер, установленный Советом директоров Банка России.».

Статья 2

1) в пункте 15-2 слова «микрофинансовая компания» заменить словами «микрофинансовая организация»;

2) в пункте 15-3 слова «микрофинансовым компаниям» заменить словами «микрофинансовым организациям»;

3) в пункте 18 слова «микрофинансовой компанией» заменить словами «микрофинансовой организацией»;

4) в пункте 19 слова «микрофинансовой компании» заменить словами «микрофинансовой организации»;

5) в пункте 110 слова «микрофинансовая компания» заменить словами «микрофинансовая организация»;

6) подпункт 2 пункта 112 после слов «профессиональному участнику рынка ценных бумаг,» дополнить словами «микрофинансовой организации,».

Статья 3

1) часть первую дополнить пунктом 1712 следующего содержания:

«1712) определяет максимальный размер процентной ставки по займам, предоставляемым кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой;»;

2) часть вторую после слов «в рамках платежной системы Банка России,» дополнить словами «определения максимального размера процентной ставки по займам, предоставляемым кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой,».

Статья 4

Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3627; 2013, N 51, ст. 6683) дополнить предложением следующего содержания: «Процентная ставка по займам, предоставляемым кредитным кооперативом своим членам — физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, не может превышать максимальный размер, установленный Советом директоров Банка России.».

Статья 5

1) пункт 22 части 1 статьи 2 после слова «ограничений,» дополнить словами «удовлетворяющей требованиям настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России, в том числе к собственным средствам (капиталу), и»;

2) статью 41 признать утратившей силу;

3) в статье 41-1:

а) в наименовании слова «микрофинансовой компании» заменить словами «микрофинансовой организации»;

б) абзац первый части 1 после слов «осуществляющее функции» дополнить словами «единоличного исполнительного органа микрокредитной компании,»;

в) в части 2:

абзац первый после слов «осуществляющее функции» дополнить словами «единоличного исполнительного органа микрокредитной компании,»;

пункт 1 после слов «осуществляющего функции» дополнить словами «единоличного исполнительного органа микрокредитной компании,»;

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) для лица, осуществляющего функции главного бухгалтера микрофинансовой компании, — высшее образование, стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;»;

г) в части 3 слова «микрофинансовой компании» заменить словами «микрофинансовой организации»;

д) дополнить частью 81 следующего содержания:

«81. Микрокредитная компания обязана в письменной форме уведомить Банк России о назначении (избрании) на должность и об освобождении от должности лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа микрокредитной компании, в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Порядок направления в Банк России соответствующего уведомления, его форма и перечень прилагаемых к нему документов и сведений устанавливаются нормативным актом Банка России.»;

е) абзац первый части 10 изложить в следующей редакции:

«10. В случае, если после фактического назначения (избрания) лица на должность единоличного исполнительного органа микрокредитной компании или специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в микрофинансовой компании в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, микрофинансовой организацией выявлен факт его несоответствия установленным настоящим Федеральным законом квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, микрофинансовая организация обязана:»;

ж) в части 11 слова «микрофинансовой компанией» заменить словами «микрофинансовой организацией», слова «указанных в частях 4 и 8» заменить словами «указанных в частях 4, 8 и 81», слова «микрофинансовой компании» заменить словами «микрофинансовой организации»;

з) в части 13 после слов «осуществляющее функции» дополнить словами «единоличного исполнительного органа микрокредитной компании,», слова «микрофинансовыми компаниями, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к микрофинансовой компании (за исключением случая, если микрофинансовые компании являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами)» заменить словами «микрофинансовыми организациями, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к микрофинансовой организации (за исключением случая, если микрофинансовые организации являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами)»;

4) статью 42 признать утратившей силу;

5) в статье 43:

а) в наименовании слова «учредителям (участникам) микрофинансовой компании» заменить словами «учредителям (участникам, акционерам) микрофинансовой организации»;

б) в части 1:

в абзаце первом слова «микрофинансовой компании» заменить словами «микрофинансовой организации»;

пункт 4 дополнить словами «(для микрофинансовой компании)»;

в) в части 2 слова «к финансовому положению и деловой репутации» заменить словами «к финансовому положению и (или) деловой репутации», слова «или соответствующей микрофинансовой компании» заменить словами «или соответствующей микрофинансовой организации»;

г) в части 3 слова «микрофинансовая компания» в соответствующем падеже заменить словами «микрофинансовая организация» в соответствующем падеже, слова «Микрофинансовая компания» заменить словами «Микрофинансовая организация»;

д) в части 4 слова «микрофинансовой компании» заменить словами «микрофинансовой организации»;

е) в части 5 слова «Микрофинансовая компания обязана» заменить словами «Микрофинансовая компания, за исключением микрофинансовой компании, являющейся некоммерческой организацией, обязана»;

ж) дополнить частью 51 следующего содержания:

«51. Микрокредитная компания, за исключением микрокредитной компании, являющейся некоммерческой организацией, обязана раскрывать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о структуре и составе своих акционеров (участников), в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится микрокредитная компания, в сроки, установленные Банком России.»;

з) в части 6 слова «частью 5» заменить словами «частями 5 и 51», слова «микрофинансовая компания» заменить словами «микрофинансовая организация»;

6) в статье 5:

а) в части 4:

пункт 3 признать утратившим силу;

в пункте 5 слова «должностных лиц и органов управления юридического лица» заменить словами «лиц, указанных в части 1 статьи 41-1 настоящего Федерального закона»;

пункт 7 признать утратившим силу;

в пункте 71 слова «, — для юридического лица, намеревающегося приобрести статус микрофинансовой компании» исключить;

пункт 9 признать утратившим силу;

в пункте 10 слово «правил» заменить словами «копии правил»;

дополнить пунктами 12-14 следующего содержания:

«12) расчета собственных средств (капитала) юридического лица, составленного в соответствии с методиками определения собственных средств (капитала) микрофинансовой компании, микрокредитной компании и представляемого по форме, которая устанавливается нормативным актом Банка России (за исключением юридических лиц, учредителем (акционером, участником) которых является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование);

13) документов, подтверждающих наличие собственных средств (капитала) в размере, установленном частями 7 и 71 настоящей статьи, и представляемых по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России (за исключением юридических лиц, учредителем (акционером, участником) которых является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование);

14) сведений об источниках происхождения средств, внесенных учредителями (акционерами, участниками) в уставный капитал юридического лица, представляемых по форме, которая устанавливается нормативным актом Банка России, с приложением подтверждающих документов в соответствии с перечнем, установленным нормативным актом Банка России, — для юридического лица, намеревающегося приобрести статус микрофинансовой компании.»;

б) часть 5 признать утратившей силу;

в) дополнить частью 71 следующего содержания:

«71. Минимальный размер собственных средств (капитала) микрокредитной компании (за исключением микрофинансовой организации предпринимательского финансирования и организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) устанавливается в следующем размере:

1) с 1 июля 2020 года — один миллион рублей;

2) с 1 июля 2021 года — два миллиона рублей;

3) с 1 июля 2022 года — три миллиона рублей;

4) с 1 июля 2023 года — четыре миллиона рублей;

5) с 1 июля 2024 года — пять миллионов рублей.»;

г) дополнить частью 72 следующего содержания:

«72. Внесение в уставный капитал микрофинансовой компании заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается. Оплата уставного капитала микрофинансовой компании при его увеличении путем зачета требований к микрофинансовой компании не допускается, за исключением денежных требований о выплате объявленных дивидендов в денежной форме. Стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций (долей в уставном капитале) микрофинансовой компании, не может превышать 20 процентов цены размещения акций (долей в уставном капитале) микрофинансовой компании.»;

7) в статье 6:

а) в части 1:

в пункте 1 слова «настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России» заменить словами «законодательства Российской Федерации»;

в пункте 3 слова «частями 11 и 13» заменить словами «частью 11»;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) несоответствие юридического лица, намеревающегося приобрести статус микрофинансовой организации, и (или) лиц, указанных в части 1 статьи 41-1 и части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, требованиям законодательства Российской Федерации;»;

б) часть 11 признать утратившей силу;

8) в статье 7:

а) часть 11 дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:

«7) неоднократного в течение года снижения собственных средств (капитала) микрофинансовой организации ниже минимального значения, установленного настоящим Федеральным законом, или в случае, если размер собственных средств (капитала) микрофинансовой организации ниже такого минимального значения в течение не менее ста восьмидесяти календарных дней;

8) несоответствия лиц, указанных в части 1 статьи 41-1 и части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.»;

б) часть 13 признать утратившей силу;

в) в части 16:

в пункте 1 слова «микрокредитной компании» заменить словами «микрофинансовой организации»;

пункт 3 признать утратившим силу;

г) в части 17 слова «частями 11 и (или) 13» заменить словами «частью 11»;

д) в части 18 слова «частями 11 и (или) 13» заменить словами «частью 11»;

е) в части 2 цифры «, 13» исключить;

ж) в части 5 цифры «, 13» исключить;

9) в части 1 статьи 71 слова «частями 11 и (или) 13» заменить словами «частью 11»;

10) в статье 9:

а) пункт 3 части 1 после слова «ипотекой,» дополнить словами «с учетом ограничений, установленных статьей 12 настоящего Федерального закона,»;

б) пункт 5 части 2 признать утратившим силу;

11) в статье 12:

а) часть 1 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) выдавать займы физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязательства заемщика по которым обеспечены залогом (за исключением случаев, когда учредителем (акционером, участником) микрофинансовой организации, предоставляющей заем, является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование):

а) жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица — залогодателя по такому займу;

б) доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица — залогодателя по такому займу;

в) права требования участника долевого строительства в отношении жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица — залогодателя, вытекающего из договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».»;

б) пункт 3 части 3 признать утратившим силу;

12) в части 4 статьи 14:

а) абзац первый пункта 51 дополнить словами «(их значения, а также методики их расчета)»;

б) абзац первый пункта 52 дополнить словами «(их значения, а также методики их расчета)»;

в) в пункте 55 слова «методику определения собственных средств (капитала) микрофинансовой компании» заменить словами «методики определения собственных средств (капитала) микрофинансовой компании и микрокредитной компании»;

г) дополнить пунктом 56 следующего содержания:

«56) имеет право устанавливать в экономических нормативах микрофинансовых организаций дополнительные коэффициенты риска по отдельным видам активов из числа включаемых в расчет экономических нормативов микрофинансовых организаций, а также методику расчета таких коэффициентов;»;

д) дополнить пунктом 81 следующего содержания:

«81) запрашивает и получает в порядке, установленном Банком России, информацию о лицах, которые прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) корпоративным договором, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрокредитной компании, имеют право распоряжаться более 10 процентами акций (долей) микрокредитной компании, составляющих уставный капитал микрокредитной компании, а также о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа лиц, указанных в части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;»;

13) в пункте 3 части 2 статьи 15 слова «частями 11 и (или) 13» заменить словами «частью 11».

Статья 6

1) пункт 3 части 1 статьи 3 после слов «по предоставлению потребительских займов,» дополнить словами «лица, осуществляющие в соответствии со статьей 61 настоящего Федерального закона деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой,»;

2) в статье 61:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, может осуществляться кредитными организациями, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, учреждением, созданным по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы военнослужащих, единым институтом развития в жилищной сфере, а также организациями, осуществляющими деятельность по предоставлению ипотечных займов в соответствии с требованиями, установленными единым институтом развития в жилищной сфере, и включенными в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов.»;

б) дополнить частями 11 — 15 следующего содержания:

«11. Перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов, подлежит опубликованию на официальном сайте единого института развития в жилищной сфере в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок формирования перечня уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов, а также требования, предъявляемые к включаемым в него организациям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

12. Микрофинансовые организации вправе осуществлять деятельность по предоставлению займов физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, с учетом ограничений, установленных Федеральным законом от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

13. Кредитные потребительские кооперативы вправе осуществлять деятельность по предоставлению займов физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, с учетом ограничений, установленных Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

14. Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы вправе осуществлять деятельность по предоставлению займов физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, с учетом ограничений, установленных Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

15. Требования частей 1 и 12 настоящей статьи не распространяются на займы, предоставляемые работодателем работнику в целях, не связанных с осуществлением работником предпринимательской деятельности, и обязательства по которым обеспечены ипотекой.»;

в) в части 2:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«2. В кредитном договоре, договоре займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, должна быть определена полная стоимость кредита (займа), обеспеченного ипотекой, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом. Требования настоящей части по определению полной стоимости кредита (займа) и размещению информации о полной стоимости кредита (займа) на первой странице кредитного договора, договора займа не распространяются на договоры целевого жилищного займа, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». К кредитному договору, договору займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, также применяются требования настоящего Федерального закона в части:»;

дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6) размещения условий кредитного договора, договора займа, перечень которых определен пунктами 1 — 13, 15 и 16 части 9 статьи 5 настоящего Федерального закона, в виде таблицы, форма которой установлена нормативным актом Банка России, начиная с первой страницы такого договора, четким, хорошо читаемым шрифтом.».

Статья 7

Часть 4 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4351; 2016, N 26, ст. 3890; 2017, N 31, ст. 4767; 2018, N 1, ст. 90; 2019, N 26, ст. 3317) дополнить пунктом 33 следующего содержания:

«33) формирует перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и публикует указанный перечень на официальном сайте единого института развития в жилищной сфере в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;».

Статья 8

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2019 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Подпункт «а» пункта 10 и подпункт «а» пункта 11 статьи 5 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

4. Подпункт «в» пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

5. Положения части 1 статьи 41-1 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа микрокредитной компании, лицам, имеющим право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) корпоративным договором, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрокредитной компании, распоряжаться более 10 процентами акций (долей) микрокредитной компании, составляющих уставный капитал микрокредитной компании, и единоличным исполнительным органам указанных лиц в отношении юридических фактов, являющихся в соответствии с указанными положениями основаниями для признания лица не соответствующим требованиям к деловой репутации и имевших место с 1 июля 2020 года.

6. С 1 июля 2020 года при проведении оценки соответствия лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа микрокредитной компании, лица, имеющего право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) корпоративным договором, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрокредитной компании, распоряжаться более 10 процентами акций (долей) микрокредитной компании, составляющих уставный капитал микрокредитной компании, и единоличного исполнительного органа указанного лица требованиям к деловой репутации учитываются также юридические факты, имевшие место до 1 июля 2020 года и являющиеся основаниями для признания такого лица не соответствующим требованиям к деловой репутации (ограничением для занятия должностей), предусмотренными статьями 41 и 42 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

7. К лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа микрокредитной компании на 1 июля 2020 года, квалификационные требования, предусмотренные Федеральным законом от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (в редакции настоящего Федерального закона), применяются с 1 июля 2025 года, за исключением случаев назначения указанных лиц на данную должность в той же или иной микрофинансовой организации с 1 июля 2020 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

С 1 июля вступили в действие изменения в работе микрофинансовых компаний – МФО. Теперь максимальная ставка по займу должна составлять 1% в день, то есть не более 365% годовых. В случае невыплаты займа можно будет взыскать с должника не более двух сумм от той, которую получил заемщик при подписании договора.

Реклама

Это требование будет касаться как займов МФО, так и кредитов, взятых в банках. Однако поскольку по кредитам в банках процентная ставка никогда не бывала выше, чем 365% годовых, требование по максимальной ставке в 1% в день применимо только к МФО. Так, на микрофинансовом рынке ставки по 800% в год еще пару лет назад были отнюдь не редки.

Сейчас получить займ в МФО можно, не выходя из дома и за пять минут, – вводишь на сайте микрофинансовой компании свои данные, включая ФИО и реквизиты паспорта и деньги поступают на указанный счет. Взять кредит в банке сложнее – надо как минимум, помимо паспорта, предоставить в банк справку о доходах.

Микрофинансисты объясняют высокие проценты по займам тем, что они работают быстрее банков и спасают людей в критических ситуациях. Например, в таких, когда зарплата послезавтра, а деньги нужны срочно и сейчас. Например, если экстренно потребовалось купить лекарство. Высокий процент по таким займам – это плата за то, что МФО рискуют выдавать деньги практически любому человеку, даже тому, кто, скорее всего, их не сможет вернуть.

Это уже второе за год «закручивание гаек» со стороны Центробанка на рынке МФО. Так, с конца января этого года переплата по потребительским кредитам и займам не могла быть выше 2,5 размера суммы кредита. А максимальная ставка составляла 1,5% в день.

Если деньги в долг после 1 июля будут выдают на условиях, которые не соответствуют новым требованиям ЦБ, то необходимо будет написать жалобу в надзорный орган. Проценты по займу должны уменьшить, а кредитора накажет ЦБ.

С 1 июля компании получают понятные правила игры, которые в среднесрочной перспективе меняться уже не будут, говорит гендиректор МФК «МигКредит» Олег Гришин. Он считает, что это дает рынку определенность и стимул для развития.

МФО будут вынуждены переориентировать свои бизнес-модели в сторону продуктов, которые имеют более длинный срок и меньшую доходностью, что отрежет от доступа к заемным средствам наименее платёжеспособных и закредитованных заемщиков,

отмечает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Игорь Алексеев.

То есть для тех людей, которые привыкли хвататься за займ в МФО как утопающий – за последнюю соломинку, получить деньги в долг станет сложнее.

По словам директора саморегулируемой организации участников микрофинансового рынка «МиР» Елены Стратьевой, уже сейчас можно констатировать, что крупные компании, работающие в сегменте займов до зарплаты, начали вводить займы на более длинный срок. Это аналоги банковских потребительских кредитов.

Небольшие компании не смогли справиться с ограничениями и приняли решение о закрытии бизнеса, отметила Стратьева.

Между тем проблема проблема закредитованности очень остро стоит сейчас в России. Так, в апреле 2019 года ЦБ подсчитал, что сумма задолженности россиян перед банками уже достигла 16 трлн. рублей. Это — исторический рекорд. Люди берут займы и кредиты из-за низких заработных плат, высокой стоимости товаров, услуг и продукции, зачастую даже первой необходимости. Продукты питания, стоимость оплаты жилищно-коммунальных услуг и товаров первой необходимости в России продолжают дорожать, поэтому задолженность может увеличиться к концу года еще на несколько триллионов рублей.

При этом зачастую россияне, набравшие денег в долг, просто не могут их вернуть – нечем.

Интересный пример подал в решении вопроса закредитованности населения на днях показал Казахстан. Президент этой страны Касым-Жомарт Токаев поручил списать долги по кредитам семьям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Он поручил правительству и Национальному банку в порядке одноразовой акции принять следующие меры: в качестве прямой и адресной финансовой помощи за каждого заемщика из вышеназванных категорий граждан государство погасит основной долг и начисленное по нему вознаграждение в общем размере до 300 тысяч тенге (это примерно 50 тыс. рублей) в банках и микрофинансовых организациях. Об этом сообщается в указе президента.

Для более 55% заемщиков – это 250 тыс. жителей Казахстана – это означает полную оплату общего размера задолженности, включая основной долг и успевшие набежать проценты.

Российские финансисты считают, что президент России может воспользоваться примером соседа и тоже в какой-то момент потребовать от банков и МФО списать безнадежные долги.

Процентная ставка по займу – стоимость пользования заемными денежными средствами, обычно считается в процентах за день. В калькуляторе МФК или МКК в явном виде ставку обычно не указывают. Для ее расчета необходимо дневную переплату разделить на сумму займа. Размер дневной переплаты легко вычислить, разделив сумму переплаты по займу на число дней пользования.

Процентная ставка не является чистой прибылью, которую получает МФК или МКК. На ее размер влияет стоимость привлечения средств инвесторов, расходы на ведение деятельности, страхование рисков, налоги и ожидаемая прибыль. Нормальной для микрофинансирования считается прибыль в 10-15%.

Средняя ставка по займам в микрофинансовых организациях – 1% в день. Это максимально допустимый для микрозайма предел, установленный Центробанком с 2019 года. Размер ставки больше, чем у банковского кредита. Однако, размер займов обычно мал, а срок кредитования меньше месяца. Поэтому переплата составляет приемлемую сумму.

Как узнать процентную ставку по займу?

Рассчитать полную процентную ставку по займу вы можете, разделив переплату на число дней и сумму займа.

Ежедневная процентная ставка = (переплата)/ (cрок займа) / (сумма займа) * 100%.

Пример расчета ставки для займа:

  • Сумма — 9 000 рублей
  • Срок — 14 дней
  • Переплата — 2 331 рубль

Ежедневная процентная ставка = 2 331 / 14 / 9 000 = 0, 0185 * 100 = 1,85%.

Как формируется процентная ставка

Процентная ставка в каждом случае рассчитывается индивидуально. Ее размер зависит от того как каждая конкретная компания оценивает риск по займу. На величину процентной ставки влияют следующие параметры:

  • Сумма займа — чем больше денежных средств берете, тем ниже процентная ставка
  • Срок займа — чем дольше время пользования заемными средствами, тем меньше процент переплаты
  • Категория клиента — постоянным добросовестным заемщикам предлагают минимальные проценты по займам. Новым клиентам предложат ставку немного выше стандартной, в некоторых случаях — оформят бесплатный займ
  • Комиссии. Некоторые кредиторы могут брать дополнительные комиссии. Внимательно изучайте договор и пользуйтесь проверенными компаниями на основе нашего рейтинга

Зеленая зона (

Постоянные заемщики с хорошей репутацией могут рассчитывать на пониженную процентную ставку

Некоторые МФК и МКК предлагают льготные ставки для студентов и пенсионеров на особенно выгодных условиях. Сниженная ставка предлагается на большие суммы займов. Микрофинансовой организации удобнее выдать один займ на 30 000 руб, чем 3 займа по 10 000 руб.

Желтая зона (до 0,75%)

Немного повышенная ставка предлагается новым заемщикам с хорошей кредитной историей или на суммы менее 10 000 рублей. В этом случае, у МФК или МКК есть подтверждение финансовой дисциплины, однако нет информации о том, как клиент будет возвращать ему микрозайм.

Существующий риск задержки платежа или невозврата займа учитывается в увеличенной процентной ставке. Размер ставки составляет 0,7-0,8%. В случае успешного погашения займа, ставка снижается до стандартных условий, обычно — в «зеленую» зону.

Красная зона (1%)

В этой зоне ведут деятельность МФК и МКК, выдающие займы на невыгодных для заемщиков условиях. Выдавая займы под 1% в день, кредиторы обычно не уделяют пристального внимания оценке заемщика. Все возможные потери закладываются в процентную ставку по займу и комиссии. Переплата по займу в расчете на год превышает сотни процентов.

Пользоваться услугами таких организаций не рекомендуется. Существует значительный риск попасть в кредитную яму. Именно такие МФК и МКК находятся под пристальным вниманием Центрального банка. При превышении законодательно ограниченного лимита ставки у них могут забрать лицензию.

Относитесь осторожнее к компаниям, которая предлагает займы по ставке выше допустимого предела (более 1% в день). Такие компании часто не имеют разрешения на выдачу займов и не внесены в реестр микрофинансовых организаций ЦБ, но могут обещать гарантированное одобрение всех заявок независимо от характеристик заемщика. Обращаясь к ним, вы рискуете столкнуться с сомнительной или мошеннической МФК, которая в лучшем случае предложит вам заем с невыгодными условиями, а в худшем — может проводить махинации с договорами.

Вопрос-Ответ

Почему процентная ставка указывается за день, а не в годовых процентах?

Займ обычно выдается на срок менее 1 месяца. Финансовые расчеты удобнее производить, используя дневную процентную ставку. Банковские кредиты выдаются на более долгий срок — до 3-5 лет, поэтому проценты по ним считаются по годовой ставке.

МФК и МКК предлагают займы на одинаковых условиях для всех?

Ставка по займам рассчитывается индивидуально. Ее размер зависит от ряда параметров. Если у вас хорошая кредитная история вы можете рассчитывать на процентную ставку в «зеленой» или «желтой» зоне. Постоянным клиентам компании предлагают еще более выгодные условия.

У меня испорчена кредитная история. В компании мне предлагают займ под 2% в день. Неужели это нормально?

Плохая кредитная история действительно влияет на размер процента по займу. Однако, вам предложили займ на невыгодных условиях. Попробуйте обратиться в другую микрофинансовую организацию. Возможно вам предложат более выгодные условия.

Как можно снизить ставку займа?

Минимальные ставки МФК и МКК предлагают лояльным клиентам и льготным категориям заемщиков. Пониженный процент предусмотрен для займов на большие суммы и длительный срок.

Как выбрать МФК или МКК с нормальными условиями?

Нормальный размер дневной ставки за пользование займом составляет 1%. Для выбора лучших предложений можете воспользоваться нашим рейтингом, при расчете которого учитывается процентная ставка.

Комментарий эксперта

В большинстве МФК и МКК средняя ставка по займам составляет около 1% в день. Такая норма установлена для них Банком России. Кажется, что это очень большая плата. С другой стороны, большинство займов – маленькие суммы на короткий срок.

Переплата по займу 10 000 руб на срок 7 дней в среднем составит 1 400 руб. Приемлемый вариант, если деньги нужны именно сегодня. Например, нужно внести обязательный платеж по кредиту или не хотите пропустить выгодное предложение на покупку.

На размер переплаты, кроме процентной ставки, влияют страховки и комиссии. В «правильных» компаниях их нет. Тем не менее, чтобы избежать сюрпризов, внимательно изучайте договор.

Мы не рекомендуем обращаться в МФК и МКК, выдающие займы под процент, который находится в красной зоне. Даже небольшая просрочка может обернуться крупными убытками.

Эти изменения, инициированные ранее Банком России, содержатся в поправках к законам «О потребительском кредите (займе)» и «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Основная часть новаций, предусмотренных поправками, вступила в силу еще в январе. В целом изменения направлены на любые виды кредитов сроком до года, но коренным образом они затрагивают именно микрофинансовый рынок.

Так, до 30 июня 2019 года максимальный размер платежей по кредиту ограничивается его 2,5-кратной величиной, с 1 июля — двукратной, а с 1 января 2020 года — максимум полуторакратной.

Второе изменение — ограничение ежедневной процентной ставки. До 30 июня 2019 года она составляла 1,5 процента в день, но с 1 июля 2019 года ограничится одним процентом.

Третье изменение — создание финансового продукта-альтернативы для займов «до зарплаты» с максимальной суммой кредита 10 тысяч рублей и сроком до 15 дней. По таким займам невозможно будет начислить дополнительные проценты, кроме неустойки (штрафа, пени) — это 0,1 процента задолженности за каждый день просрочки. Также договор о таком займе будет содержать условие о запрете увеличивать его срок и сумму.

С 2020 года 
максимальный размер платежей по кредиту 
не должен быть в 1,5 раза выше займа

Ограничения направлены в первую очередь на снижение закредитованности населения и снижение социальной напряженности, сопровождающей сектор МФО, рассказывала ранее «РГ» директор саморегулируемой организации «Микрофинансирование и Развитие» (СРО «МиР») Елена Стратьева. Этого удастся добиться, если бизнес правильно воспримет полученный сигнал и сам возьмет на себя ответственность за честную реализацию инициатив, сфокусировавшись не только на адаптации к новым правилам, но и на объединении в борьбе с «серыми» схемами, считает Стратьева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *