Министерство обороны РБ очередь на жилье

Ордер за службу

Обеспеченность жильем — одна из составляющих благополучия в любой семье, военной — особенно. В стране есть интересный опыт решения жилищного вопроса в Вооруженных Силах. На сегодня численность военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сократилась с 11786 в 2011 году до 9095 человек в 2015.

Теперь в десятиэтажке живут старший офицер управления идеологической работы командования ВВС и войск ПВО майор Александр Сираев с женой Таисией, дочерью Миланой и сыном Никитой.


Чаепитие на уютной кухне — добрая традиция семьи СИРАЕВЫХ


Детская площадка во дворе очень нравится Милане и Никите

Александр отмечает: когда вселились в новую квартиру, ремонт не потребовался, настолько здесь все было добротно сделано. Привози мебель и — живи. Хозяйке нравится свежий воздух. Дом в окружении вековых сосен. Глава семейства доволен, что нет проблем с парковочными местами для автомобиля. Милана с удовольствием учится в школе неподалеку, а Никита обожает проводить время вместе с новыми друзьями на уютной детской площадке.

Ранее для военнослужащих в частях решение жилищных вопросов сослуживцев было фактически дополнительной нагрузкой. Существовали общественные комиссии по жилищным вопросам. Но эти вопросы специфические, требуют определенных знаний, которых порой не хватало военнослужащим. Сейчас всей работой занимаются наши специалисты, что упростило задачу военнослужащим.

Адрес жилого помещения

Характеристика жилого помещения

Срок подачи заявления

г.Новополоцк,
ул.Армейская, д.15, кв.1

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в Полоцком гарнизоне,
в порядке очередности

Столбцовский район,
п.Новоколосово,
ул.Спортивная, д.2, кв.17

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в п.Новоколосово,
в порядке очередности

Пружанский район,
д.Новые Засимовичи,
ул.Центральная, д.189, кв.75

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в Березовском гарнизоне,
в порядке очередности

г.Гродно,
ул.Тавлая, д.52Б, кв.15

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Гродно,
в порядке очередности
по 2015 г.

г.Минск,
ул.Основателей, д.13, кв.96

первоочередное право
для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Минске,
в порядке очередности

г.Минск,
ул.Основателей, д.13, кв.73

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Минске,
в порядке очередности
по 2011 г.

г.Минск,
ул.Основателей, д.13, кв.149

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Минске,
в порядке очередности
по 2011 г.

г.Минск,
ул.Павловского, д.50Б, кв.15

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Минске,
в порядке очередности
по 2013 г.

г.Минск,
ул.Основателей, д.13, кв.14

первоочередное право
для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Минске,
в порядке очередности

г.Минск,
ул.Основателей, д.13, кв.35

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Минске,
в порядке очередности
по 2011 г.

г.Минск,
ул.Основателей, д.13, кв.164

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Минске,
в порядке очередности
по 2010 г.

г.Островец,
ул.В.Короткевича, д.11, кв.22

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Островец,
в порядке очередности

г.Островец,
ул.Дубравная, д.3, кв.16

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Островец,
в порядке очередности

Лидский район,
аг.Гуды, ул.Лесная, д.2, кв.22

для военнослужащих,
состоящих на учете нуждающихся в Лидском гарнизоне,
в порядке очередности

Лидский район,
аг.Гуды, ул.Лесная, д.2, кв.9

для военнослужащих,
состоящих на учете нуждающихся в Лидском гарнизоне,
в порядке очередности

Лидский район,
аг.Гуды, ул.Лесная, д.3, кв.25

для военнослужащих,
состоящих на учете нуждающихся в Лидском гарнизоне,
в порядке очередности

Брестский район, д.Большая Курница, ул.Гагарина, д.41, кв.12

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в Брестском гарнизоне,
в порядке очередности

г.Барановичи,
ул.Комарова, д.17, кв.81

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Барановичи,
в порядке очередности
по 2017 г.

г.Барановичи,
ул.Федько, д.5, кв.164

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Барановичи,
в порядке очередности
по 2017 г.

г.Слуцк,
ул.Чехова, д.49, кв.24

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Слуцке,
в порядке очередности

г.Слуцк,
ул.Чехова, д.49, кв.49

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Слуцке,
в порядке очередности

г.Жодино,
ул.Советская, д.18В, кв.59

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Жодино,
в порядке очередности

г.Жодино,
ул.Советская, д.18В, кв.65

первоочередное право
для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Жодино,
при отсутствии желающих – для военнослужащих
в порядке очередности

г.Гродно,
ул.Тавлая, д.52Б, кв.43

первоочередное право
для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Гродно,
при отсутствии желающих – для военнослужащих
в порядке очередности
по 2015 г.

г.Островец,
ул.В.Короткевича, д.11, кв.29

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Островец,
в порядке очередности

Осиповичский район, д.Цель,
ул.Восточная, д.7, кв.28

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в Осиповичском гарнизоне,
в порядке очередности

Осиповичский район, д.Цель,
ул.Восточная, д.8, кв.2

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в Осиповичском гарнизоне,
в порядке очередности

г.Новополоцк,
ул.Армейская, д.10, кв.17

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в Полоцком гарнизоне,
в порядке очередности

Крупский район,
г.п.Бобр,
ул.Лагерная, д.99, кв.4

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.п.Бобр,
в порядке очередности

г.Гродно,
ул.Тавлая, д.52А, кв.17

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г. Гродно,
в порядке очередности
по 2015 г.

г.Минск,
ул.Павловского, д.50Б, кв.44

первоочередное право
для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Минске,
при отсутствии желающих – для военнослужащих
в порядке очередности
по 2014 г.

г.Минск,
ул.Павловского, д.50Б, кв.33

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Минске,
в порядке очередности
по 2014 г.

г.Минск,
ул.Павловского, д.50Б, кв.1

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Минске,
в порядке очередности
по 2014 г.

г.Минск,
ул.Павловского, д.50Б, кв.115

первоочередное право
для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Минске,
при отсутствии желающих – для военнослужащих
в порядке очередности
по 2014 г.

г.Минск,
ул.Павловского, д.50Б, кв.57

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Минске,
в порядке очередности
по 2014 г.

г.Минск,
ул.Основателей, д.13, кв.76

для военнослужащих состоящих на учете нуждающихся в г.Минске,
в порядке очередности
по 2011 г.

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (далее – Указ № 563), приказа Министра обороны Республики Беларусь от 01.10.2012 № 1000 «Об утверждении правовых актов в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил» (далее – Приказ № 1000) управление жилищного обеспечения Вооруженных Сил информирует о наличии свободных жилых помещений коммерческого использования.

Данные квартиры предоставляются военнослужащим, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы, в порядке, установленном в главе 3 Инструкции об организации работы по учету нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлению жилых помещений государственного жилищного фонда в Вооруженных Силах, утвержденной Приказом № 1000 (далее – Инструкция).

Военнослужащий, желающий получить жилое помещение коммерческого использования, обращается к уполномоченному должностному лицу с заявлением о предоставлении такого жилого помещения, для дальнейшего направления зарегистрированного заявления в управление жилищного обеспечения Вооруженных Сил (220056, г.Минск, ул.Рогачевская, д.20, время работы с 9:00 до 18:00, обед с 13:00 до 14:00, с понедельника по пятницу, тел. 8 017 266 06 86), не позднее срока, указанного выше.

  • справка о месте службы и занимаемой должности с указанием срока контракта;
  • выписка из послужного списка;
  • справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи (приложение 2 к постановлению Министерства ЖКХ Республики Беларусь от 27.12.2010 № 28) — согласно регистрации по месту жительства;
  • справки из БРТИ по Республики Беларусь, либо по месту предоставления жилого помещения на всех членов семьи, в том числе на девичью (и другие) фамилии супруги;
  • справка о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на всех совершеннолетних членов семьи (справку получают в исполкоме по месту регистрации по месту жительства);
  • справка о заключении (не заключении) кредитного договора на получение льготного кредита на всех совершеннолетних членов семьи (справку получают в ОАО «АСБ Беларусбанк»);
  • справка о регистрации граждан по месту пребывания по месту нахождения государственного органа (организации), в котором предусмотрена военная служба (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 08.2010 № 1241);
  • копии паспортов ( стр.31,32, с регистрацией);
  • копии свидетельств о рождении детей;
  • копия свидетельства о браке;
  • — справка из ЗАГСа, содержащая сведения из записи акта о заключении брака (для состоящих на учете по основанию 3.1.11 – молодая семья);
  • копия договора найма жилого помещения, для проживающих в общежитии, в жилых помещениях коммерческого использования и частного жилищного фонда;

и иные документы при необходимости.

Срок действия документов (кроме справки о месте службы и занимаемой должности с указанием срока контракта и выписки из послужного списка) – 6 месяцев.

При получении жилого помещения коммерческого использования, согласно пункту 7 Положения о порядке предоставления жилых помещений коммерческого использования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2014 № 1297, военнослужащий должен в течении 15 календарных дней со дня получения извещения обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган, организацию, в ведении которой находится жилое помещение, для заключения договора найма жилого помещения коммерческого использования. Необращение в установленный срок, рассматривается как отказ от предоставления жилого помещения коммерческого использования.

  • справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи;
  • копия договора найма жилого помещения коммерческого использования.

В соответствии с пунктом 32 Инструкции на основании имеющихся сведений о количестве жилых помещений коммерческого использования, предусматриваются места для первоочередного предоставления жилых помещений коммерческого использования военнослужащим, не имеющим жилых помещений в собственности (долей в праве общей совместной собственности на жилые помещения) и (или) во владении и пользовании в населенном пункте по месту военной службы (нахождения предоставляемого жилого помещения коммерческого использования) и назначенным на воинские должности (должности) согласно Перечню воинских должностей (должностей), при назначении на которые военнослужащие имеют право на получение жилых помещений коммерческого использования в первоочередном порядке, согласно приложению 1 к Инструкции.

С целью первоочередного обеспечения указанных военнослужащих жилыми помещениями коммерческого использования в управлении жилищного обеспечения Вооруженных Сил ведется отдельный список таких военнослужащих. Для включения в отдельный список военнослужащему необходимо обратиться с зарегистрированным заявлением и вышеперечисленными документами в управление жилищного обеспечения Вооруженных Сил.

! Согласно пункту 77 Указа № 563 военнослужащие имеют первоочередное право на предоставление жилых помещений коммерческого использования коммунального жилищного фонда, которые местные исполнительные и распорядительные органы выделяют Министерству обороны в рамках 10 процентов от общего количества незаселенных жилых помещений коммерческого использования коммунального жилищного фонда.

По вопросу подготовки индивидуальных ходатайств о предоставлении жилых помещений в порядке пункта 77 Указа № 563 обращаться с в управление жилищного обеспечения Вооруженных Сил.

Военнослужащий, желающий получить жилое помещение коммерческого использования согласно пункту 77 Указа № 563, обращается к уполномоченному должностному лицу с ходатайством о предоставлении такого жилого помещения (220056, г.Минск, ул.Рогачевская, д.20, время работы с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00, с понедельника по пятницу, тел. 8 017 266 06 86), не позднее срока, указанного выше.

Информация о предоставлении жилых помещений
коммерческого использования государственного жилищного фонда

(решение заместителя Министра обороны по тылу – начальника тыла Вооруженных Сил от 28.08.2019 № 25)

Дата постановки
на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий

Адрес предоставляемого жилого помещения

г.п. Мачулищи, Минский район

39872
г.п. Мачулищи

ул. Молодежная, д. 35А, кв. 107

ГУ «223 ЦАМ ВВС и войск ПВО ВС РБ»
г.п. Мачулищи

ул. Молодежная, д. 35А, кв. 95

г. Борисов

33196
г. Борисов

ул. Л.Чаловской, д. 51А, кв. 30

г. Минск

ГОУ ГШ ВС
г. Минск

ул. Основателей, д. 13, кв. 6

ул. Павловского, д. 50Б, кв. 117

52188
аг. Михановичи

ул. Павловского, д. 50Б, кв. 30

г. Слоним

ул. Доватора, д. 4А, кв. 3

ул. Доватора, д. 9, кв. 5

г. Слуцк

ул. Гагарина, д. 23, кв. 47

г. Бобруйск

96869
г. Бобруйск

ул. Урицкого, д. 77, кв. 28

г.п. Россь, Волковысский район

Документы для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий:

Информация об очереди на улучшение жилищных условий по Республике Беларусь и желающих получить жилое помещение в общежитиях г. Минска и Минского района

Дата обновления информации:

  • об очереди на улучшение жилищных условий — 17.05.2019
  • об очереди на получение жилого помещения в общежитиях г. Минска и Минского района — 31.01.2019

Кого сервис не найдет:

  • Если Вы не являетесь военнослужащим (гражданином, уволенным с военной службы в запас, отставку), не являетесь нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  • Если Ваши данные, переданные из управления жилищного обеспечения Вооруженных Сил, не совпадают с Вашими реальными ФИО или прописаны не полностью (опечатки, неправильные окончания в ФИО, аббревиатуры имен (Иванов И.И.).
  • Если Ваши данные еще не внесены в список.

Что делать, если Вы не нашли себя в списках нуждающихся:

  • Звоните по телефону в Минске 8 (017) 268-76-52 (учет нуждающихся в улучшении жилищных условий) или 8 (017) 266-06-86 (общежития).

Введите свои полные фамилию, имя и отчество в именительном падеже. Например, Иванов Иван Иванович.

Военный сертификат реализуется в рамках целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы. Военный сертификат — это ценная бумага, которая предоставляет военнослужащему или уже уволенному с военной службы гражданину финансовую возможность для приобретения жилья.

Предоставляемые государством средства носят строго целевой характер — приобретение жилья. При этом жилье может быть куплено в новостройке или на вторичном рынке. На строящиеся объекты сертификат не распространяется.

Получить сертификат можно только один раз. При этом в сертификате учитываются все члены семьи военнослужащего (супруг, дети и родители). Если среди них имеются действующие или бывшие военные, то они, в свою очередь, право на получение собственного сертификата в дальнейшем утрачивают.

Военный сертификат — именной. Помимо реквизитов, обязательных для любой ценной бумаги, он содержит:

  • Сведения о владельце;
  • Информацию о месте приобретения жилья;
  • Сумму субсидии, которая является окончательной.

Главное условие для получения военного сертификата — это отсутствие собственного жилья. То есть, гражданин должен состоять на учете как нуждающийся в улучшении условий проживания. Соответственно, жить такой военнослужащий может в общежитии, на съемной квартире и т.д.

Возможно также получение военного сертификата и при наличии собственного жилья, однако лишь в случае, если его площадь меньше нормы, то есть, на каждого домочадца приходится менее 18 м2.

По состоянию на 2017 год, получить военный сертификат могут следующие граждане:

  • Уволенные в запас по окончанию контракта или другим обстоятельствам, выслуга которых составляет более 20 лет;
  • Уволенные или увольняющиеся военнослужащие по состоянию здоровья или ввиду организационно-штатных мероприятий, выслуга которых составляет более 10 лет;
  • Военнослужащие, состоящие на учете в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий;
  • Члены семей военнослужащих, состоявших на таком учете и погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • Граждане, переселяемые из военных городков.

Получение военного сертификата проходит в два этапа. В первую очередь военнослужащему или другому гражданину, имеющему право на денежные средства в рамках программы, необходимо зарегистрироваться.

Для этого подается заявление (рапорт) в воинскую часть по месту службы либо в орган местной власти, где гражданин состоит на учете по улучшению жилищных условий. К заявлению прилагаются:

  • Документ, подтверждающий факт нахождения в очереди на улучшение жилищных условий;
  • Справка (выписка) о выслуге лет;
  • Копии паспортов (свидетельств о рождении) всех членов семьи;
  • Справка о составе семьи;
  • Справка о движении средств на лицевом счету за последние 5 лет (для уволенных с военной службы);
  • Согласие на исключение из очереди при получении сертификата.
  • Срок регистрации для военнослужащих начинается за 1 год до увольнения в запас. Уволенные с военной службы и другие граждане могут обращаться в местные органы власти в любое время.

Во вторую очередь — получение сертификата. Перечень граждан, которые должны получить сертификат, формируется ежегодно на основе поданных заявлений в предыдущем году.

Если гражданин планирует получить сертификат в 2019 году, то он обращается с заявлением в орган, где он состоит на учете, с 1 января по 1 июля 2019 года. За последующие полгода списки собираются, проверяются, и на поименованных в них граждан оформляются сертификаты.

Для подачи заявки на сертификат собирать какие-либо документы, кроме заявления, не нужно, так они уже имеются в деле каждого участника программы.

Действующий военнослужащий вправе выбрать любой регион для проживания в независимости от того, где он проходит службу.

Под такие сертификаты ежегодно закладывается соответствующие средства в бюджете. После выпуска сертификат направляется в орган, подавший заявку, который, в свою очередь, уведомляет об этом гражданина.

Как правило, военные сертификаты торжественно вручаются, поэтому каких-либо проблем с их получением не возникает.

Сумма, на которую военнослужащий может рассчитывать, определяется заранее и не подлежит изменению. Рассчитывается она следующим образом:

  • Определяется нужная военнослужащему и его семье жилая площадь. Если военнослужащий один, то принимается стандартное число в 33 м2, при наличие помимо него еще одного человека — 42 м2. Если членов семьи 3 и более, то жилплощадь определяется как произведение их количества на среднюю норму в 18 м2.
  • Получившуюся квадратуру умножают на среднюю стоимость жилья в выбранном регионе. Данная сумма определяется Министерством строительства РФ ежегодно.
  • Имеются также и ряд специальных коэффициентов, которые могут повлечь увеличение итоговой суммы. Они зависят от региона, например для Москвы используется коэффициент 1,2.
  • Получившаяся в итоге сумма и будет закреплена в сертификате.

С этого момента обладатель сертификата должен в течение 2 месяцев заключить со Сбербанком — участником программы временный договор банковского счета.

Работают с сертификатами и в жилищном кооперативе «Best Way”. Я являюсь официальным консультантом холдинга «Life is Good”, в состав которого входит жилищный кооператив «Best Way”.

Владелец сертификата через мою партнерскую ссылку заключает договор с жилищным кооперативом «Best Way” о вступлении в кооператив, причем, ничего не оплачивая. Во взаимодействии со мной, он отправляет сертификат в адрес жилищного кооператива ценным письмом с уведомлением о доставке.

Затем жилищный кооператив делает запрос на перечисление средств владельнцу сертификата и на целевой счет жилищного кооператива «Best Way”, который открыт в Сбербанке из бюджета будут перечислены деньги, с этого момента пайщик жилищного кооператива «Best Way” становится в очередь на получение жилья.

Сегодня среднее время ожидания жилья в жилищном кооперативе составляет 6 месяцев. Поскольку сумма субсидии владельцу известна, то можно на примере Москвы рассчитать пример получения жилья через жилищный кооператив «Best Way” с помощью военного сертификата.

Но об этом я расскажу в следующей своей публикации. Если у Вас есть друзья, которым эта информация будет полезной, поделитесь с ними!

В Казахстане с января 2018 года действует новый алгоритм решений жилищных проблем военнослужащих. Изменения в законодательстве направлены на то, чтобы каждый кадровый военный по завершении службы смог стать обладателем собственного жилья. И хотя с момента ввода нового механизма обеспечения жильем людей в погонах прошло почти два года, вопросов у них все еще немало. Ответить на наиболее часто встречающиеся мы попросили судью Верховного суда Елену МАКСЮТУ.

— Елена Тагировна, позволили ли поправки в закон урегулировать единообразие судебной практики по жилищным спорам военнослужащих? Ведь эти споры все еще многочисленны.

— Да, вы правы. Если взять из общего числа рассмотренных военными судами гарнизонов в 2019 году дел, то споры этой категории составили 36,6 процента. Камнем преткновения в большинстве из них явилось предпочтение военнослужащими денежной компенсации реальному предоставлению жилья. Поясню. В силу служебной необходимости военнослужащие вынуждены часто менять место своего жительства, как и, соответственно, предоставляемое им служебное жилье. На новом месте дислокации военнослужащие, как правило, требуют от командования военных частей компенсацию за оставленное ими жилье. Ссылаются при этом на норму статьи 45 закона о воинской службе и статусе военнослужащих, предписывающей обеспечение военнослужащих и членов их семей жилищем на период прохождения воинской службы за счет государства.

Неэффективность бесконечной выплаты таких компенсаций налицо. Это и порождало множество исков в суды. С целью урегулирования данного вопроса Минобороны инициировало новеллы в закон о жилищных отношениях. Поправками введен новый термин «жилищные выплаты”, направленный на обеспечение военнослужащего и его семьи жильем на новом месте службы. Причем жилищные выплаты предусмотрены взамен предоставления служебного жилища.

Действие поправок уже ощутили некоторые военнослужащие. Так, в настоящее время с момента признания военного нуждающимся в жилище независимо от выслуги лет ему выплачиваются жилищные выплаты целенаправленно для приобретения жилья, которые перечисляются на его личный специальный счет в банках второго уровня. Обладатель этого счета может использовать накопления конкретно на жилищные цели. Государством законодательно закреплены условия, при которых в период прохождения воинской службы и по ее завершении военнослужащий будет обеспечен жильем. Это очень важная новелла, ранее такой нормы в законе не было.

В целях обеспечения реализации этих норм постановлениями правительства от 12 февраля 2018 года утверждены правила обеспечения служебным жилищем военнослужащих, исчисления размера, назначения, перерасчета, осуществления, прекращения, приостановления и возобновления жилищных выплат, а также осуществления денежной компенсации.

— Не могли бы вы конкретизировать, на какие цели могут быть направлены данные выплаты?

— Согласно статье 101-5 нового закона, жилищные выплаты можно использовать на приобретение в собственность жилища, в том числе с рассрочкой платежей или использованием ипотечного кредита. Их можно потратить на оплату аренды жилья, в том числе с последующим выкупом, на погашение полученного ипотечного займа, уплату взносов при долевом участии в жилищном строительстве и взносов при участии в жилищном кооперативе. Обладатель выплат может их направить на пополнение накоплений в виде жилищных строительных сбережений, которые не могут быть истребованы иначе как на цели улучшения жилищных условий, за исключением уволенных со службы, а также улучшение жилищных условий.

— Почему тогда у военнослужащих все еще возникают вопросы? В чем проблема?

— Да, жилищные выплаты имеют целевую направленность, но с одной оговоркой: эти действия применимы с момента введения нового закона. Нельзя забывать о том, что ранее в жилищном законодательстве в отношении военнослужащих вообще не было понятия «жилищные выплаты и цели его использования”.

Иными словами, необходимо иметь в виду, что нормы статьи 101-5 закона образуют звено единой цепи введенных новшеств — со статьи 101-2 по статью 101-10, которые взаимосвязаны и логически согласуются между собой, в том числе и относительно распространения на правоотношения, возникшие с января 2018 года. То есть применение норм рассматриваемой статьи для погашения обязательств по договорам (ипотечный кредит, аренда жилища и т. д.), заключенным военнослужащими до указанной даты, противоречат требованиям других нововведенных статьей закона.

Как это выглядит на практике? Такой пример: военнослужащие имеют жилье или арендное жилье с правом последующего выкупа, которое получили по государственным программам («Нурлы жол”, через «Казахстанскую ипотечную компанию” и т. д.) до вышеуказанной даты. В настоящее время они оплачивают ипотечные займы и полагают, что вправе претендовать на ежемесячные выплаты для погашения кредита. Но они глубоко заблуждаются, поскольку закон обратной силы не имеет. Претенденты на получение жилья должны быть нуждающимися в нем, а эти военнослужащие в данном случае таковыми не являются, поскольку уже обеспечены жилым помещением согласно договорам аренды с последующим выкупом или купли-продажи недвижимого имущества.

— Ряд военнослужащих громко заявили, что закон не работает, ущемляются их права на получение заветных квадратных метров…

— Это мнение как раз тех, кто пытается применить нормы нового закона к правоотношениям, возникшим до 1 января 2018 года. А это, еще раз подчеркну, в корне неверно! Законодательные изменения не распространяются на отношения, возникшие до его введения.

При этом начиная с этой даты — 1 января 2018 года — прекращает действие норма, по которой военнослужащим, имеющим воинскую выслугу менее 10 лет по состоянию на 1 января 2013 года, ранее выплачивалась денежная компенсация за наем жилья.

Еще один важный момент. Лица, уволенные с воинской службы до 1 января 2018 года, не могут претендовать на жилищные выплаты, предусмотренные новым законодательством, поскольку опять-таки закон обратной силы не имеет.

— Помнится, военнослужащим предоставлялось жилье из государственного жилищного фонда. Это жилище они по выслуге лет могли безвозмездно приватизировать. Но эта норма не распространялась на жилье, расположенное в так называемом закрытом городке. Этот принцип сохранен в новом законе?

— Как известно, служебное жилье, расположенное в закрытых и обособленных воинских городках и пограничных частях, не подлежит приватизации. Поэтому в данном случае действуют нормы переходных положений закона о воинской службе и статусе военнослужащих, по которым военнослужащим с выслугой не менее 10 лет на 1 января 2013 года предоставляется служебное жилище, которое они имеют право приватизировать (за исключением жилищ, расположенных в закрытых городках).

Имеющие жилье в закрытом военном городке, а также выслугу 10 и более, но менее 20 лет, и уволенные с воинской службы до 1 января 2018 года по возрасту, состоянию здоровья или сокращению штатов, вправе обменять свое жилье на другое с целью дальнейшей его приватизации.

Приведу такой пример. После вступления в законную силу новелл обсуждаемого закона истец обращается в суд о взыскании денежной компенсации взамен приватизации жилья, расположенного в военном гарнизоне. Одним из главных условий для осуществления указанных прав является наличие 20-летнего стажа на воинской службе. В связи с тем, что выслуга истца на день увольнения в запас составила менее 20 лет, судом было принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

— Ну а кто же тогда может претендовать на компенсацию?

— По правилам выплаты денежной компенсации рассчитывать на нее могут уволенные с воинской службы в период с 1 января 2013 года до 1 января 2018 года по возрасту, состоянию здоровья или в связи с сокращением штатов с выслугой 20 и более лет. При этом они при увольнении не были обеспечены служебным жилищем и ранее не реализовали право приватизации жилья.

— Спасибо за разъяснение.

Есть два мнения на этот счет и они прямо противоположные.

Позиция 1. Сдача жилья в аренду не относится к предпринимательской деятельности, а потому допустима для военнослужащего

В соответствии с п.1 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Упомянутый в определении закон — это Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества (в том числе жилых помещений) в аренду принадлежит его собственнику. При этом закон не связывает статус арендодателя – физического лица с фактом его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Поэтому военнослужащий может быть арендодателем принадлежащего ему на праве собственности имущества как физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.

Деятельность военнослужащего по сдаче в аренду жилых (нежилых) помещений не является предпринимательской в соответствии с письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (актуальный правопреемник – Федеральная налоговая служба) от 06.07.2004 N 04-3-01/398 «О сдаче помещений в аренду (наем)» где указано, что арендодатель получает обусловленный договором аренды доход в виде арендной платы, являющийся объектом налогообложения по налогу на доходы по ставке 13%, но при этом не осуществляет на свой риск какой-либо экономической деятельности, поскольку именно арендатор осуществляет деятельность с использованием арендованного имущества.

Таким образом, деятельность по предоставлению жилья в аренду не подлежит обязательной государственной регистрации и не является для военнослужащего предпринимательской.

Позиция 2. Сдача жилья в аренду за плату относится к запрещенной для военнослужащего иной оплачиваемой деятельности

Весной 2018 года на официальном сайте Главной военной прокуратуры было размещено разъяснение, согласно которому возмездная сдача военнослужащим жилого помещения в наем запрещена для военнослужащего, поскольку относится к иной оплачиваемой деятельности. Нарушение запрета может являться основанием для увольнения с военной службы.

Было разъяснено, что военнослужащий праве передавать принадлежащее ему жилое помещение в пользование третьих лиц безвозмездно.

Практика применения такого подхода и принятия мер в отношении конкретных военнослужащих нам не известна. Не удалось найти и судебную практику.

Необходимо отметить, что в декабре 2018 года мы не нашли на сайте Главной военной прокуратуры уже и саму статью с позицией надзорного органа. Возможно, она была удалена.

Мы сделали запрос в Главную военную прокуратуру и получили ответ от 06.02.2019 N 2/5-45/19, в котором выражена следующая позиция надзорного органа:

Распоряжение военнослужащим принадлежащим ему объектом жилищного фонда путем его передачи другому лицу в найм или в аренду предпринимательской деятельностью не является.
Вместе с тем, совершение такой сделки следует отнести к иной оплачиваемой деятельности, поскольку оно предполагает систематическое получение собственником жилья дохода от ее заключения и реализации, что не допускается в силу пункта 7 статьи 10 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Короткая ссылка на эту статью: https://mlds.ru/~2IfZg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *