Модель внеурочной деятельности

Методическая разработка на тему: Модель организации внеурочной деятельности

Устимова А.А., учитель

МБОУ СОШ № 30 им.Павлюченко И.В.

2016 г.

№п/п

Раздел

Пояснительная записка

Цели, задачи и принципы организации ВУД

Основные направления и ценностные основы внеурочной деятельности обучающихся начальной школы

Структура модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 30

Содержание модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 30

Результаты реализации модели

Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности

Модель организации

внеурочной деятельности обучающихся начальных классов

в рамках внедрения ФГОС

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 30 им.Павлюченко

Кущевского района Краснодарского края

1. Пояснительная записка

Согласно ФГОС НОО в Базисном учебном плане МБОУ СОШ № 30 отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО мы понимаем образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образовании в большей степени личностных.

Оптимизационная модель внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 30 (далее модель ВУД) на основе оптимизации внутренних ресурсов МБОУ СОШ № 30 предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники. В каждом классе координирующую роль выполняет учитель, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели организации внеурочной деятельности:

— минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;

— создание единого образовательного и методического пространства в школе;

— формирование содержательного и организационного единства всех подразделений школы.

Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Таким образом, актуальность данной модели обусловливается:

— тенденциями изменения условий формирования личности, диктуемыми современностью;

— необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей потребностям развития школьника как личности;

— спецификой младшего школьного возраста;

— необходимостью оптимизации внутренних ресурсов МБОУ СОШ № 30.

2. Цели, задачи и принципы организации ВУД.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

— обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

— оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

— улучшить условия для развития ребенка;

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

— проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

— теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

— определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности;

— разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.

— эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Принципы реализации Модели ВУД:

— учёт возрастных особенностей;

— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

— связь теории с практикой;

— доступность и наглядность;

-формирование активной жизненной позиции;

На содержание Модели организации ВУД повлияли следующие факторы: школа находится на территории военного авиационного городка, который в свое время располагается на территории сельского муниципального образования Кущевский район с богатой историей и своей сформировавшейся культурой.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы — учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования районного Дома творчества, учитель физической культуры, учитель музыки, библиотекарь, педагог — психолог).

Все аудиторные занятия ВУД для учащихся проходят во второй половине дня. Дети посещают занятия по выбору в зависимости от своих интересов, по согласованию с родителями.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

3. Основные направления и ценностные основы внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

• приобретение учащимися социального опыта;

• формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

• приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения воспитательных результатов осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

4. Структура модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 30

Основными видами внеурочной деятельности нашей школы являются: познавательная, социальная, оздоровительно – спортивная, творческая, трудовая.

Модель организации внеурочной деятельности (схема1) нашей школы состоит из 5 направлений деятельности:

  1. Духовно-нравственное;
  2. Социальное;
  3. Общеинтеллектуальное;
  4. Общекультурное;
  5. Спортивно-оздоровительное.

Условия выбора направлений:

Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность осуществляется через кружки школы, учреждений дополнительного образования; походы, поездки, экскурсии, исследовательскую и проектную деятельность, интенсивы в каникулярное и летнее время. Режим работы в 1-х классах (классах начальной ступени образования) строится по традиционной схеме: 1-я половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во 2-ой половине дня ученики сначала отдыхают(прогулка на свежем воздухе) и обедают, а затем посещают занятия по интересам (кружки, клубы, творческие мастерские, часы занимательных наук).

В течение всего дня с детьми находится учитель начальных классов, который регулирует посещение учащимися внеурочных и других мероприятий.

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: занятия 1 классов проводятся в первую смену, все кабинеты начальных классов располагаются на первом этаже, имеется своя столовая, спортивный зал со спортивным инвентарем, игровая площадка, библиотека. Внеурочные занятия во всех классах проводятся по тдельному расписанию согласно учебному плану школы внеурочной деятельности.

Кабинеты начальных классов оснащены компьютером, проектором, интерактивной доской, видеоаппаратурой. Имеется видеотека начальной школы, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»), переносная лаборатория для наблюдения за погодой, цифровой микроскоп, «Мир птиц» (Наглядное интерактивное пособие по окружающему миру), программные конструкторы «Лего», игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу).

  1. Содержание модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 30

Программа организации внеклассной деятельности состоит из программ курсов внеурочной деятельности, в рамках которых реализуются следующие направления деятельности:

1. Спортивно-оздоровительное направление – программы курсов «Здоровый образ жизни» и «Здоровое питание»; «Игры народов Кубани».

2. Духовно-нравственное направление: «Знай и люби свой край», «История казачества»; » Моя малая родина»;

3. Социальное — «Юные инспектора движения»;

4. Общеинтеллектуальное — «Час занимательных наук»(по предметам); «Конструирование». «Планета загадок окружающего мира»

5. Общекультурное — «Мастерская самоделкина», «Изостудия», «Мир музыки», «Мир танца».

5.2. Используемые формы работы внеурочной деятельности

Направление

Программы (рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

Спортивно-оздоровительное

  1. «Здоровый образ жизни»
  2. «Здоровое питание»;
  3. «Игры народов Кубани».

Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, практикумы, соревнования, игры

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Духовно-нравственное

  1. «Знай и люби свой край»
  2. «История казачества»;
  3. «Моя малая родина»;

Экскурсии по родному краю, району, просмотр фильмов, знакомство с историей и бытом родного края, исследовательская деятельность.

Библиотечные уроки, встречи с писателями, работа с художественной, справочной литературой, праздники, викторины, путешествия.

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Общекультурное

  1. «Мастерская самоделкина»,
  2. «Изостудия»,
  3. «Мир музыки»,
  4. «Мир танца».ИЗО

Беседы о видах декоративно-прикладного искусства, сведения об используемых материалах, занятия в игровой форме, творческая деятельность, практические занятия.

Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, развитие творческих способностей, чувства прекрасного

Общеинтеллектуальное

1. «Час занимательных наук»,

2.»Конструирование». 3.»Планета загадок окружающего мира»

Занятия по предметам, викторины, олимпиады, работа с научно-познавательной литературой, исследовательская деятельность.

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, переход от игровой деятельности к учебной.

Социальное направление

1. Юные инспектора движения

работа с отрядом ЮИД, подготовка к районным соревнованиям, встречи с инспекторами ГИБДД, совместные мероприятия

Развитие социальных взаимодействий,

формирование социализации в области дорожного движения

5.3. Ожидаемые результаты.

  • Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  • воспитание уважительного отношения к своей школе, станице, краю, стране;
  • воспитание у детей толерантности;

навыков здорового образа жизни;

  • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры;
  • реализация основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

6. Результаты реализации модели

6.1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

6.2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

6.3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.

7. Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Личность самого воспитанника

Детский коллектив

Профессиональная позиция педагога

Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива

Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.

7.1. Мониторинг компетентностей учащихся

Компетенции ученика

Показатели

Методический инструментарий

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации.

1.Познавательная активность учащихся.

2.Произвольность психических процессов.

3.Эмоциональное состояние (уровень тревожности)

1.Методики изучения развития познавательных процессов личности ребёнка.

2.Педагогическое наблюдение.

3.Тесты по оценке уровня тревожности

4.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся.

5. Педагогическое наблюдение.

6 Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью».

7.Методики «Наши отношения», «Психологическая атмосфера в коллективе».

8.Анкеты.

9.Методики «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора».

Сформированность коммуникативного потенциала личности и её зависимость от сформированности общешкольного коллектива.

1.Коммуникабельность.

2.Знание этикета.

3.Комфортность ребёнка в школе.

4.Сформированность совместной деятельности.

5.Взаимодействиесо взрослыми, родителями, педагогами.

6.Соблюдение социальных и этических норм.

Сформированность нравственного, эстетического потенциала учащегося.

1.Нравственная направленность личности.

2.Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

3.Развитость чувства прекрасного.

7.2. Показатели деятельности педагогов по реализации модели внеурочной деятельности

  1. Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся (итоги учебного года);
  2. Проектная деятельность учащихся;
  3. Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы;
  4. Количество учащихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях;
  5. Посещаемость занятий, курсов;
  6. Количество учащихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса;
  7. Участие родителей в мероприятиях;
  8. Наличие благодарностей, грамот;
  9. Наличие рабочей программы курса внеурочной деятельности и ее соответствие предъявляемым требованиям
  10. Ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с учащимися (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности);
  11. Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения;
  12. Удовлетворенность учащихся и их родителей выбранными курсами внеурочной деятельности;
  13. Презентация опыта на различных уровнях;

Используемые интернет ресурсы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *