Модельный закон

Модельный закон

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН — имеющий рекомендательный характер акт, принимаемый либо международной организацией, либо законодательным органом федеративного государства в целях унификации законодательства разных государств или субъектов федерации: ориентир на согласованную законодательную деятельность. М.з., формируя образцы будущих законодательных решений, получают официальную юридическую силу в границах государства или государственного образования лишь после принятия их национальным парламентом. Содержание М.з. может быть различным. Это или определение целей и общих принципов будущего регулирования, т. е. концепции, или формулирование главных, принципиальных его норм, нормативных дефиниций, или рекомендация различных вариантов решения, или создание цельного и законченного акта, который парламент может принять за основу либо утвердить без внесения изменений и дополнений.

Внешние формы М.з. разнообразны — основные начала, общие принципы, главные положения, примерный закон и др. Так, в США широко развита практика создания типовых для штатов кодексов и иных законов для установления максимального единообразия в тех отраслях законодательства, где это необходимо. Их подготовка осуществляется Общенациональной комиссией представителей всех штатов совместно с Американским институтом права и Американской ассоциацией адвокатов. Для того чтобы М.з. стал законом для штата, он должен быть официально им утвержден. Среди подобных законов первым и наиболее известным является Торговый кодекс, содержащий 400 статей. Первоначально он был выработан в 1952 г., а затем несколько раз пересмотрен. Ныне кодекс принят практически во всех штатах. Были созданы также типовые кодексы по уголовному праву, уголовному процессу, закон о предпринимательских корпорациях.

М.з. создаются также в рамках межпарламентских объединений. Таковы, например, законодательные акты, создаваемые Межпарламентской Ассамблеей СНГ. Они адресуются законодательным органам государств — участников Содружества для использования в их работе. Ассамблеей уже приняты акты о принципах экологической безопасности, таможенном деле, принципах регулирования информационных отношений, согласованных принципах регулирования гражданства, нормативных актах. Решения Межпарламентской Ассамблеи о принятии М.з. считаются утвержденными на основе общего согласия (консенсуса). т. е. если отсутствует любое официальное возражение делегаций, присутствующих на заседании.

Парламентская Ассамблея Совета Европы принимает такие акты, как резолюции, конвенции, заключения, указания, служащие рекомендациями соответствующим правительствам. В качестве примера можно назвать Европейский кодекс социальных гарантий, который служит образцом для национального законодательства. Акты рекомендательного характера принимаются также Союзом африканских парламентов, Андским парламентом, Межпарламентской организацией Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и др. В ряде случаев подобные акты принимают международные организации. Например. Комиссия ООН по праву международной торговли приняла специальный акт под названием «О международных кредитных переводах», а Комиссия по рекламе МТП — Международный кодекс рекламной практики. М.з. могут создаваться и научными подразделениями. Так, в 1992 г. в Гарвардском университете разработан «Базовый международный налоговый кодекс» в рамках осуществления международной налоговой программы. Иберо-американский институт процессуального права в 1993 г. подготовил доктринальный проект модельного гражданского процессуального кодекса для государств Латинской Америки.

Пиголкин А.С.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Модельные законодательные акты

Модельные законодательные акты — это более высокая степень унификации норм национальных законодательств.

Модельный закон — это законодательный акт рекомендательного характера, содержащий типовые нормы и дающий нормативную ориентацию для законодательства.

Он не является обязательным, служит нормативно-ориентирующим стандартом для законодательных органов.

Модельные законы различаются по видам:

  • 1 — принимаются федерацией для ее субъектов;
  • 2 — межгосударственным объединением для государств-членов;
  • 3 — международными организациями в качестве правового образца;
  • 4 — разрабатываются учеными-юристами и специалистами и носят доктринальный характер.

Основное свойство модельных актов — быть «мостом» между нормами международного и внутреннего права. Они «впитывают» в себя принципы, нормы международного права и переводят их в нормативном виде в национальные законодательные акты.

Их структура и объекты регулирования близки к актам внутреннего права.

Субъекты их принятия:

федеральный законодательный орган;

межпарламентские ассамблеи (чаще).

Имеют рекомендательный характер, но могут быть и императивные нормы (признаются в порядке добровольных самообязательств).

модельных актов двоякое:

могут содержать нормативную концепцию и общие принципы регулирования, нормы-дефиниции;

могут быть четко структурированные правовым аспектом в качестве «родительского» нормативного образца.

Другое свойство модельных актов состоит в том, что они ролучают силу в границах того или иного государственного образования после принятия, признания и одобрения (в любом объеме) национальным парламентом.

Модельные акты имеют длительную историю. Еще в 1858-59гг. в Пруссии и Австрии обсуждался вопрос об общегерманском Торговом кодексе.

В 1952г. в США опубликован первый официальный текст модельного Торгового кодекса (подготовили: Национальная конференция уполномоченных по унификации права штатов (с 1892г.) совместно с Американским институтом права).

С 1954г. он стал действовать в штате Пенсильвания, к 1968г. — еще в 48 штатах. Всего было шесть изданий; законодательные собрания штатов могли модифицировать их в той или иной степени, вносить поправки.

В 1984г. одобрен модельный Закон о предпринимательских корпорациях (легисютуры штатов могут изменять и отменять его).

В СССР и др. социалистических странах федеративного типа модельные законы не получили распространения . Союзные законы и Основы законодательства содержали такую первичную унификацию, что не возникал вопрос о разнообразии систем в республиках.

Сейчас по Конституции РФ 1993г. в силу разграничения компетенции федерации и субъектов и наличии областей совместного ведения модельные законы вполне оправданы (законы о недрах, образовании, культуре и .т.д.)

Большую роль могут сыграть проекты законов, подготовленные учеными-юристами. Их сейчас публикуется немало. Так, например, в 1992 году специалистами Гарвардского университета был разработан «Базовый мировой налоговый кодекс» в рамках международной налоговой программы. Он состоит из 591 статьи. Значение его в том, что в нем даны нормативные определения, понятия, принципы, облегчающие формирование общих налоговых норм в рамках ЕС и СНГ.

Другая разновидность модельных законодательных актов возникает в рамках межпарламентских объединений.

В серии документов о создании и функционировании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (МПА) определены следующие виды актов:

заявления;

обращения;

рекомендации;

предложения;

рекомендательные законодательные акты (модельные).

В их числе были приняты такие акты, как: Справка о подготовке рекомендательных актов (модельных) государств СНГ (1994г.), «Предложения о подготовке рекомендательных законодательных актов государств-участников СНГ» (1995г.), «Основные направления сближения национальных законодательств государств-участников СНГ».

Признано, что под модельным законодательным актом целесообразно понимать типовой законодательный акт, принимаемый институтами СНГ в сфере их общих интересов, имеющий рекомендательный характер и направляемый парламентам государств-участников СНГ для использования в их законодательной деятельности.

Определены также возможные виды модельных законодательных актов:

общие принципы;

основные начала;

примерный закон;

модель кодекса;

основные условия;

основные положения.

Особо отмечается, что модельные законодательные акты целесообразно готовить с учетом норм международного права, актов государственных и международных организаций.

В Регламенте Ассамблеи урегулированы процедуры рассмотрения рекомендательных законодательных актов. Решения принимаются на основе общего согласия — консенсуса (отсутствие любого официального возражения делегаций, присутствующих на заседании и принимающих участие в обсуждении данного вопроса).

Рекомендательные законодательные акты направляются для рассмотрения парламентам участников Соглашения.

В ст.15 дается определение рекомендательного законодательного акта как примерного законодательного акта, принимаемого Ассамблеей для ориентации согласованной законодательной деятельности сторон.

Важное значение, как подчеркивает Ю.А.Тихомиров, имеет одобренный Межпарламентской Ассамблеей в мае 1995г. рекомендательный законодательный акт «О нормативных правовых актах государств-участников СНГ». Это типовой образец, подготовленный Институтом законодательства и сравнительного правоведения в соответствии с рекомендациями Международного консультативного семинара МПА «Соотношение Конституции и законодательства» (21-22 ноября 1994г.). В нем рассматриваются вопросы, связанные с созданием, упорядочением и действием нормативных правовых актов. Акт содержит как нормы — описания, так и нормы, которые можно непосредственно «вводить» в ткань национальных законов.

В мае 1994г. Межпарламентская Ассамблея приняла постановление «О ходе разработки модельного гражданского кодекса для государств-участников СНГ».

Модель гражданского кодекса может стать основой для сближения национального гражданского законодательства государств-участников СНГ по следующим ключевым для экономической интеграции вопросам:

правового статуса коммерческих организаций;

свободы грузопотоков и расчетов;

защиты законных интересов зарубежных инвесторов;

развития законодательства о договорах и гарантиях исполнения обязательств.

Поготовка модельного гражданского кодекса для стран-участников СНГ отвечает мировой и европейской тенденции развития гражданского законодательства.

В качестве уже действующего механизма сближения национальных законодательств можно привести пример рекомендательного акта о принципах правового регулирования информационных отношений в государствах-участниках Межпарламентской Ассамблеи, который повлек принятие Федерального закона «Об информации и защите информации» в России, готовятся законопроекты о праве граждан на информацию; развивается информационное законодательство на Украине.

Следующий вид модельных законодательных актов возникает в рамках деятельности международных межпарламентских институтов.

Так, например:

Праламентская Ассамблея Совета Европы принимает решения в форме:

рекомендаций правительствам;

резолюций;

конвенции (носят обязательный характер для тех государств, которые их ратифицировали);

заключения;

указания подчиненным органам.

Примечателен в этом контексте Европейский кодекс социальных гарантий (Рим, 1990г.), содержащий стандарты для национальных законов.

Союз африканских парламентов принимает:

решения;

рекомендации;

резолюции;

обращения и др.

Андский парламент принимает:

резолюции (по наиболее острым для латиноамериканских стран проблемам, которые трактуются с позиций субрегиональной и региональной солидарности, носят рекомендательный характер для национальных парламентов).

Межпараламентская организация Ассоциации государств Юго-Восточной Азии принимает:

резолюции по отдельным вопросам, которые могут носить как обязательный, так и рекомендательный характер.

Еще одна разновидность модельных законодательных актов — это акты международных организаций.

Чаще всего они представляют собой специализированные нормативно-структурные правила, которые легко воспринимаются в качестве части действующего национального права либо без труда преобразуются в законодательные и иные акты.

Примером тому является Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (принят XVIII сессией Международной морской организации).

Сюда же можно отнести, действующий в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), Кодекс таможенной оценки, Кодекс субсидий и компенсационных пошлин, Кодекс стандартов.

Другим примером является Международный кодекс рекламной практики, разработанный Комиссией по рекламе Международной торговой палаты (Париж). Кодекс содержит минимум норм этики, которые должны соблюдаться при ведении рекламной деятельности. Состоит из двух частей: часть первая устанавливает правила рекламирования; часть вторая — отношения между рекламной промышленностью и ее клиентами.

Получают распространение и модельные законы, предназначенные для государств отдельного региона. Так, летом 1992г. обсуждался подготовленный Иберо-американским институтом процессуального права проект модельного гражданского процессуального кодекса для Латинской Америки.

Очевиден тот факт, что модельные законодательные акты являются перспективной формой правотворчества и эффективным методом сближения национальных законодательств.

Оценивая значение модельных законодательных актов, Ю.А.Тихомиров — отмечает, что :

такие акты играют все более заметную роль в процессе сближения внутреннего и международного права;

модельные законодательные акты различаются по содержанию, форме, по субъектам принятия;

модельные законы предполагают специфические процедуры подготовки, рассмотрения и одобрения (принятия);

требуются усилия по использованию модельных актов в законотворчестве суверенных государств.

Контрольные вопросы

Какие способы и формы сближения национальных правовых систем вам известны?

Что такое юридические коллизии и каковы способы их преодоления?

Что означает процесс сближения национальных законодательств?

Каковы основные направления и формы проведения гармонизации законодательства?

Каковы принципы, сферы и законодательные методы сближения национальных законодательств стран-участниц ЕС?

Что такое модельные законодательные акты? Их виды, субъекты принятия, содержание?

Во исполнение пункта 4 Комплекса мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики работников, оказывающих услуги в социальной сфере, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 28 сентября 2012 г. N 5324п-П12 Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России направляет Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом.

Приложение: на 6 л. в 1 экз.

Заместитель директора департамента Т.Э. Петрова

Рекомендации
по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом

Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации разработан Кодекс профессиональной этики (далее — Кодекс).

Кодекс разработан с целью установления этических взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, поднятия престижа профессии педагога, создания в общественном сознании положительного имиджа учителя, обеспечения улучшения психологического микроклимата, оптимизации общения образовательной организации с внешней средой и в целом устойчивого ее развития в современных условиях.

Кодекс является составной частью документов, регламентирующих отношения участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, администрации, семьи).

Настоящие рекомендации адресованы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования для организации работы по внедрению настоящего Кодекса в образовательное сообщество в целом и конкретно, в каждую образовательную организацию, осуществляющую свою деятельность в системе образования.

В целях широкого распространения Кодекса рекомендуется разместить текст на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, общеобразовательных организаций, в средствах массовой информации, социальных сетях.

С учетом Устава конкретной образовательной организации, существующей корпоративной этики, в Кодекс могут быть внесены изменения и дополнения.

Для формирования положительного отношения педагогов к принятию Кодекса, может быть организовано его обсуждение на круглых столах, семинарах, конференциях, а также на курсах повышения квалификации работников образования. Результатом обсуждений должно стать понимание каждого педагога необходимости принятия Кодекса, как документа призванного компенсировать те позитивные моменты во взаимоотношениях учителя и ученика, которые были несколько утрачены в последние годы. Вернуть авторитет и уважение к профессии педагога в обществе, а самому педагогу обрести уверенность и достоинство.

Обсуждение кодекса может сопровождаться анализом конкретных фактов действий и высказываний дискриминационного характера при работе с детьми с особенностями психофизического развития, а также в условиях межкультурного взаимодействия. Предметом обсуждения может стать этический аспект роли педагога, как носителя русского (национального) языка, традиционной культуры, ответственного за передачу духовных ценностей.

При обсуждении Кодекса рекомендуется обратить внимание на социальные запросы и ожидания, которые стимулировали разработку данного документа:

— образование неотделимо от воспитания, фундаментом которого является гуманизм, нравственность, этическая культура; для всестороннего развития детей необходим благоприятный психологический климат, который формируется, в первую очередь учителем, воспитателем; профессионализм и эффективность его деятельности в значительной степени определяется его этической культурой;

— установление этических норм и правил поведения педагогических работников должно положительно повлиять на взаимоотношения всех участников образовательного процесса на основе равенства партнеров;

— важнейшим компонентом педагогической этики является выстраивание отношений педагог-ребенок (обучающийся), педагог инициирует чувства достоинства в ребенке, признает значимость его личности, занимает позицию равноправные участники общения.

Процедура принятия Кодекса как руководства к действию, в образовательных организациях может быть проведена на педагогическом совете, общем собрании коллектива, а также в форме некоторого торжественного акта.

После принятия Кодекса образовательная организация обязана создать необходимые условия для полной реализации его положений.

Заместитель директора Департамента
государственной политики в сфере воспитания
детей и молодежи Минобрнауки России
Т.Э. Петрова

I. Общие положения

1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Кодекс), разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности.

3. Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в своей деятельности.

4. Целями Кодекса являются:

установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;

содействие укреплению авторитета педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

обеспечение единых норм поведения педагогических работников.

5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей.

6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

II. Этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими трудовых обязанностей

7. При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

8. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

б) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

в) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

г) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

е) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально- психологического климата для эффективной работы.

10. Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

11. При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

12. Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным.

13. Педагогическим работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик.

14. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

III. Ответственность за нарушение положений Кодекса

15. Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательной организации и (или) комиссиях по урегулированию споров, между участниками образовательных отношений.

16. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *