Модернизация в здравоохранении

Основные направления модернизации российского здравоохранения

Цель модернизации российского здравоохранения

Главная цель модернизации российского здравоохранения — повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе повышения эффективности использования ресурсов и возрождения профилактической направленности в здравоохранении.

Современная концепция модернизации системы здравоохранения предполагает системное направление усилий и ресурсов на финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение процесса реструктуризации здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью на основе приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, профилактики, укрепления службы охраны материнства, отцовства и детства, совершенствования подготовки и переподготовки специалистов в соответствии с потребностями отрасли, улучшения лекарственного обеспечения граждан, развития медицинской науки.

Все это преследует одну стратегическую цель — улучшение состояния здоровья населения страны.

Задачи модернизации российского здравоохранения

Основными задачами модернизации здравоохранения являются:

· изменение принципов финансирования здравоохранения на основе ежегодно утверждаемого федерального минимального подушевого норматива финансирования (с учетом территориальных коэффициентов);

· обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи;

· обеспечение необходимой нормативно-правовой базы развития здравоохранения;

· расширение хозяйственной самостоятельности организаций здравоохранения;

· реформирование системы оплаты труда медицинских работников с учетом качества их деятельности;

· модернизация системы обязательного медицинского страхования;

· повышение эффективности функционирования государственной и муниципальной систем здравоохранения;

· создание систем управления качеством медицинской помощи;

· внедрение современных подходов к кадровому обеспечению отрасли;

· укрепление материально-технической базы медицинских организаций;

· удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи;

· усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья здорового человека и укрепление института семьи как основы философии современного общества;

· поддержка медицинской науки и ее ориентация на решение проблем доступности и качества медицинской помощи;

· создание на базе развития фармацевтики и биотехнологий принципиально новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения, лекарственных средств и диагностических препаратов нового поколения;

Реализация указанных задач возможна через федеральную целевую программу «Развитие здравоохранения Российской Федерации», одно из основных мест в которой должны занять мероприятия по укреплению первичной медико-санитарной помощи, обеспечению населения высокотехнологичными видами медицинских услуг и развитие профилактического направления в здравоохранении.

В программе целесообразно предусмотреть возможность создания национальных служб по лечению наиболее значимых заболеваний (онкологическая, сердечнососудистая, травматолого-ортопедическая, диабетологическая) с разработкой единых (общероссийских) подходов к диагностике, лечению и реабилитации пациентов.

Система предусмотренных программой мер должна также включать вопросы дополнительного лекарственного обеспечения населения, организации реабилитационных больниц и восстановительного лечения в специализированных санаториях за счет средств социального страхования.

здоровье медицинский федеральный укрепление

Модернизация здравоохранения рф. Цель и задачи программы.

  • •Ответы к курсовому экзамену по дисциплине «общественное здоровье и здравоохранение» для 4 курса лечебного факультета
  • •2012-2013 Уч. Год
  • •2. Основные методы предмета общественное здоровье и здравоохранение.
  • •Система законодательства об охране здоровья в рф.
  • •Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в рф» (2011), основные положения.
  • •Принципы охраны здоровья в рф. Основные пути организации охраны здоровья.
  • •Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в рф» (2010), основные положения.
  • •Национальный проект «Здоровье». Основные приоритеты.
  • •Национальный проект «Здоровье». Мероприятия по совершенствованию первичной медико – санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний.
  • •Национальный проект «Здоровье». Мероприятия по совершенствованию специализированной помощи и материально – техническому оснащению медицинских организаций.
  • •Модернизация здравоохранения рф. Цель и задачи программы.
  • •Модернизация здравоохранения рф. Внедрение современных информационных систем и стандартов оказания медицинской помощи.
  • •Санитарная статистика: определение, разделы, роль в оценке здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения. Организация статистического исследования и его этапы.
  • •Сравнительная характеристика методов сбора статистического материала.
  • •15. Генеральная и выборочная совокупность. Методы формирования. Понятие репрезентативности.
  • •16. Основные элементы первого, второго и третьего этапов исследования. Понятие единицы наблюдения.
  • •17. Особенности клинико – статистического исследования. Ошибки статистического исследования.
  • •18. Относительные показатели в санитарной статистике: виды, методика расчета. Практическое применение.
  • •19. Графические изображения в санитарной статистике.
  • •20. Средний уровень признака. Средние величины: виды, свойства, практическое применение. Среднее квардратическое отклонение. Оценка достоверности результатов исследования.
  • •21. Разнообразие признака в статистической совокупности: критерии, характеризующие границы и внутреннюю структуру вариационного ряда, их практическое применение.
  • •22. Методы изучения связи между явлениями и признаками, практическое применение. Оценка силы и характера корреляционной связи. Парная и множественная корреляция.
  • •23. Стандартизированные показатели. Этапы прямого метода стандартизации. Практическое использование.
  • •24. Здоровье населения. Определение. Современные представления о здоровье как важнейшей характеристике уровня жизни.
  • •25. Здоровье населения. Развитие концепций здоровья и болезни. Факторы, влияющие на здоровье населения, функции здоровья.
  • •26. Здоровье населения. Показатели, характеризующие здоровье, источники пути изучения.
  • •27. Образ жизни – понятие, основные элементы, влияющие на здоровье населения.
  • •28. Образ жизни и условия жизни населения рф.
  • •29. Эпидемиология как раздел общественного здоровья и здравоохранения, изучающий пути возникновения, распространения и меры общественной профилактики заболеваний.
  • •30. Факторы риска, их признаки, классификация. Группы риска в отношении развития заболеваний. Основные показатели оценки риска заболеваний.
  • •31. Здравоохранение – понятие. Социальные функции: управление живым трудом, воспроизводством, развитием личности.
  • •32. Профилактика: понятие, виды, использование профилактического метода в работе медицинских организаций. Вопросы профилактики в законодательных документах.
  • •33. Реабилитация: понятие, виды, современные особенности организации реабилитационной помощи населению.
  • •34. Образ жизни и условия жизни населения рф. Категории образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье различных групп. Центры по формированию здорового образа жизни граждан, их функции.
  • •35. Демография: понятие, основные разделы. Использование демографических данных для характеристики здоровья населения.
  • •36. Медицинская демография. Социально – гигиенические проблемы демографии.
  • •37. Закономерности и тенденции демографических процессов в мире.
  • •38. Перепись населения и методика проведения. Основные демографические данные по России и Краснодарскому краю.
  • •39. Показатели, характеризующие воспроизводство населения: методика расчета и оценка. Уровни по странам мира.
  • •40. Современные тенденции смертности населения в экономически развитых странах и развивающихся.
  • •41. Смертность населения. Источники информации. Методика расчета оценки. Динамика показателя в рф и Краснодарском крае.
  • •42. Общая и повозрастная смертность населения: методика расчета, причины смерти в различных возрастных группах.
  • •43. Младенческая смертность: методика изучения, причины. Характеристика младенческой смертности в России и Краснодарском крае.
  • •44. Перинатальная смертность: методика изучения, причины. Современные подходы к регистрации и оценке перинатальной смертности в России.
  • •45. Рождаемость: методика изучения, оценка показателя, уровень по странам мира.
  • •46. Средняя продолжительность предстоящей жизни: понятие, уровень по странам, данные по рф и кк.
  • •47. Показатели, характеризующие здоровье населения.
  • •48. Типы возрастной структуры населения. Медико – социальные аспекты «постарения» населения.
  • •49. Заболеваемость, болезненность, патологическая пораженность: понятие, методика расчета. Методы изучения заболеваемости, их сравнительная характеристика.
  • •50. Заболеваемость по обращаемости: методика изучения, виды, регистрационные формы, структура.
  • •51. Заболеваемость по данным медицинских осмотров: методика изучения, регистрационные формы, структура.
  • •52. Заболеваемость по данным о причинах смерти: методика изучения, регистрационные формы, структура.
  • •53. «Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем»: история создания, принципы построения, значение в работе врача.
  • •54. Туберкулез как социально значимое заболевание, формы туберкулеза, место в системе мкб – 10. Динамика заболеваемости туберкулезом, факторы, способствующие росту заболеваемости.
  • •55. Планирование и организация помощи больным туберкулезом. Важнейшие методы диагностики и профилактики туберкулеза. Группы диспансерного учета.
  • •57. Факторы риска, способствующие росту болезней системы кровообращения. Важнейшие меры профилактики болезней системы кровообращения.
  • •58. Организация медицинской помощи больным с патологией системы кровообращения. Комплексный подход к борьбе с болезнями кровообращения.
  • •60. Эпидемиология злокачественных новообразований, формы, наиболее частые у мужчин и женщин. Динамика заболеваемости, структура заболеваемости, и смертности от рака в рф и кк.
  • •Основные мероприятия по профилактике канцерогенной опасности
  • •62. Планирование и организация медицинской помощи онкологическим больным. Онкологические диспансеры
  • •63. Группы диспансерного учета онкологических больных. Диспансерное наблюдение за онкологическими больными, цель. Плюс см вопрос 63
  • •65. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение и их влияние на состояние здоровья. Проблемы, пути преодоления, профилактика.
  • •66. Органы управления здравоохранением, структура и функции.
  • •67. Единая номенклатура учреждений здравоохранения.
  • •»Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»
  • •2. Учреждения здравоохранения особого типа
  • •3. Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • •4. Аптечные учреждения
  • •68. Основные виды амбулаторно – поликлинических организаций.
  • •69. Основные виды больничных организаций.
  • •70. Основные виды и принципы работы диспансеров.
  • •71. Учреждения скорой медицинской помощи, переливания крови и санаторно – курортные учреждения согласно единой номенклатуре.
  • •72. Структура и организация работы поликлиники. Показатели оценки деятельности. Современные тенденции и проблемы организации амбулаторно – поликлинической помощи населению.
  • •73. Основные задачи поликлиники, функционирующей самостоятельно или в составе объединенной больницы. Функции кабинета учета и медицинской статистики поликлиники.
  • •74. Участковый врач – терапевт: величина участка, нормы нагрузки, разделы работы. Паспорт терапевтического участка. Критерии оценки эффективности деятельности участкового врача – терапевта.
  • •75. Врач общей практики: величина участка, нормы нагрузки, разделы работы. Паспорт терапевтического участка. Критерии оценки эффективности деятельности врача общей практики (семейного врача).
  • •I. Характеристика врачебного терапевтического участка
  • •II. Характеристика прикрепленного к врачебному (терапевтическому) участку населения
  • •76. Стационарная помощь населению: принципы организации, современные тенденции и проблемы.
  • •77. Структура и организация работы стационара. Порядок направления и выписки больных. Показатели оценки деятельности. Понятие об «оптимальной» коечной мощности.
  • •78. Работа врача в стационаре: основные разделы, показатели оценки деятельности. Главные функции медицинского документа в стационаре – истории болезни.
  • •79. Функции врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации.
  • •80. Диспансеризация: понятие, группы диспансерного учета, использование в работе лпу.
  • •81. Диспансеры: виды, формы, методы работы. Группы диспансерного учета в онкологических и противотуберкулезных диспансерах.
  • •82. Лечебно – профилактическая помощь сельскому населению: принципы организации, особенности, современные тенденции и проблемы.
  • •83. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению, объем медицинской помощи на разных этапах. Работа врача общей практики.
  • •84. Роль краевых (областных) медицинских учреждений в медицинском обслуживании сельского населения.
  • •85. Краевые (областные), республиканские больницы: категории, структура, организация работы.
  • •86. Основные задачи акушерско – гинекологической службы. Лечебные учреждения, оказывающие медицинскую помощь женщинам.
  • •87. Структура и организация работы жк, показатели оценки деятельности, оценочные уровни показателей.
  • •88. Работа акушера – гинеколога в жк: величина участка, нормы нагрузки, основные разделы работы, показатели оценки деятельности.
  • •89. Стационар родильного дома: структура, основные задачи, показатели оценки деятельности, оценочные уровни показателей.
  • •90. Преемственность в деятельности жк, родильного дома, детской поликлиники.
  • •91. Виды и формы медицинской деятельности. Условия оказания медицинской помощи в рф.
  • •92. Первичная медико – санитарная помощь населению – понятие, принципы организации.
  • •93. Порядок оказания медицинской помощи – понятие, основные элементы.
  • •94. Стандарты оказания медицинской помощи в рф – понятие, роль стандартов при оказании медицинской помощи.
  • •95. Паллиативная медицинская помощь.
  • •96. Экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности. Порядок заполнения и выдачи листка нетрудоспособности.
  • •I. Общие положения
  • •97Вопрос. — 100вопрс
  • •101. Социальное страхование: понятие, основные принципы, виды пособий.
  • •102. Виды и формы социального страхования и обеспечения.
  • •103. Объект и субъект медицинского страхования. Права и обязанности субъектов.
  • •104. Взаимоотношения субъектов медицинского страхования.
  • •105. Страховой риск: понятие, виды. Условия выплаты компенсации застрахованному.
  • •106. Медицинские кадры, система подготовки, специализация и усовершенствования, аттестация и сертификация врачей.
  • •Что нужно для аттестации на категорию?
  • •1. Иметь представление о порядке получения квалификационных категорий.
  • •2. Соответствовать квалификационным требованиям по своей специальности.
  • •3. Пройти обучение с целью обновления имеющихся теоретических и практических знаний.
  • •4. Посмотреть примеры готовых аттестационных работ врачей и медсестёр.
  • •5. Написать аттестационную работу.
  • •6. Представить в аттестационную комиссию необходимые документы.
  • •108. Источники финансирования системы здравоохранения России в условиях медицинского страхования. Понятие бюджетно – страховой медицины.
  • •109. Программа государственных гарантий оказания гражданам рф бесплатной медицинской помощи.
  • •110. Виды и условия оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам рф бесплатной медицинской помощи, нормативы объемов и финансовых затрат.
  • •111. Критерии качества и доступности медицинской помощи, представляемой населению в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам рф.
  • •Здравоохранение: понятие, роль в обществе. Основные базовые ценности здравоохранения в странах с различными типами систем здравоохранения.
  • •Факторы, определяющие характер системы здравоохранения. Факторы, определяющие медицинские потребности населения.
  • •Модели систем здравоохранения в мире. Характеристика. Преимущества и недостатки.
  • •1 Тип. Государственно – бюджетный.
  • •2 Тип. Частно – предпринимательский.
  • •3 Тип. Основанный на медицинском страховании.
  • •Монопольно-бюджетная государственная система (н.А. Семашко).
  • •Национальная система здравоохранения на основе всеобщего государственного медицинского страхования (у. Беверидж).
  • •Модель здравоохранения с государственным регулированием программ обязательного медицинского страхования для большинства граждан (о. Фон Бисмарк)
  • •Модель здравоохранения с государственным регулированием программ обязательного медицинского страхования для отдельных категорий граждан (рыночная система).
  • •Современная модель здравоохранения в Российской Федерации.

>Новости политических партий

10:24 02.12.2006 | Все новости раздела «Единая Россия»

Модернизация системы здравоохранения

Всероссийская политическая партия «Единая Россия»
VII Съезд
СТРАТЕГИЯ ПАРТИИ
Модернизация системы здравоохранения
Здравоохранение – важнейшая отрасль социальной сферы, максимально приближенная к людям. Именно на нем лежит основная ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости населения.
Перспективам развития здравоохранения политическая партия «Единая Россия» уделяет особое внимание. Среди наших важнейших целей – сбережение народа, сокращение людских потерь от управляемых причин заболеваемости и смертности.
Последние три года были отмечены многими новациями, которые непосредственно затронули сферу здравоохранения. Вступление в силу федерального законодательства о перераспределении полномочий между различными уровнями власти существенным образом изменило условия функционирования системы здравоохранения в регионах Российской Федерации. Осуществляется административная реформа. С принятием закона о льготных выплатах начата реформа в сфере социальной защиты населения. Данные изменения необходимо рассматривать как первый этап модернизации здравоохранения.
Усилия партии в этот период были направлены на увеличение объемов финансирования здравоохранения, прежде всего его первичного звена, создание предпосылок для стабильной работы лечебно-профилактических учреждений, повышение эффективности использования ресурсов системы здравоохранения.
Партии удалось не только добиться стабильного финансирования расходов на здравоохранение из федерального бюджета, но и обеспечить финансирование новых направлений расходов, нацеленных на достижение конкретных результатов. С 2006 года реализуется национальный проект «Здоровье».
Среди приоритетных направлений проекта – модернизация первичной медико-санитарной помощи, оснащение современным диагностическим оборудованием муниципального звена, в том числе центральных районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов, качественное обновление скорой медицинской помощи.
Национальный проект включает масштабную программу профилактики заболеваний, в том числе вакцинацию и диспансеризацию населения, борьбу с инфекционными заболеваниями, особенно с ВИЧ-инфекцией, внедрение новых программ медицинского обследования новорожденных, значительное увеличение объемов высокотехнологичных видов медицинской помощи, а также существенное повышение заработной платы ряду категорий медицинских работников первичного звена.
В настоящее время «Единая Россия» ведет последовательную работу по подготовке базы для продолжения модернизации здравоохранения и в центре, и на местах. Основные направления этой работы состоят в следующем.
На 2007 год за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрена реализация «пилотного» проекта в субъектах Российской Федерации. Он направлен на повышение качества услуг в сфере здравоохранения с ориентацией на конечный результат. При этом в «пилотных» регионах речь идет о переходе здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование.

Партия поддержала увеличение расходов федерального бюджета, бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования Российской Федерации на проведение диспансеризации. Это не только поможет выявлению заболеваний на их ранних стадиях и тем самым снизит инвалидизацию населения, но и побудит человека задуматься о «сбережении» собственного здоровья.
При поддержке «Единой Россия» принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях». Он предусматривает создание нового типа государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, науки, культуры с предоставлением им большей самостоятельности в пользовании имуществом и решении задач, закрепленных в уставе. Этот закон лишь временно не распространяется на учреждения здравоохранения. Партия планирует вести мониторинг реализации указанного закона с тем, чтобы затем максимально учесть в сфере здравоохранения опыт его применения в образовании, культуре и социальном обслуживании. Необходимо искать также специфические для системы здравоохранения формы работы, ведущие к расширению самостоятельности ее учреждений.
В числе приоритетных задач партии – реализация мер, направленных на охрану материнства и детства. Большое внимание и дальше будет уделяться совершенствованию системы дополнительного лекарственного обеспечения для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг.
Одними из центральных мы считаем вопросы оплаты труда работников здравоохранения. «Единой Россией» поддержан законопроект, направленный на повышение минимального размера оплаты труда с 1 сентября 2007 года до 2000 рублей в месяц. Однако в принципиальном плане решение этих вопросов мы связываем, прежде всего, с переходом на новые отраслевые системы оплаты труда, максимально адаптированные к новым условиям хозяйствования в соответствующих отраслях. С 2007 года в ряде регионов начнется проведение «пилотных» проектов по их внедрению.
Между тем ситуация с охраной здоровья в стране остается чрезвычайно сложной. Средняя продолжительность жизни у мужчин – 59 лет (136 место в мире), у женщин – 72 года (91 место в мире). Россия значительно отстает от развитых европейских стран и по такому показателю, как ожидаемая продолжительность здоровой жизни при рождении (в России у мужчин она составляет 53 года, у женщин – 64 года, в Великобритании соответственно 69 и 72, в Германии – 70 и 74, во Франции – 69 и 75, в Италии 71 год и 75 лет).
В нашей стране насчитывается 12 млн. инвалидов. Ежегодно на инвалидность выходит 1 млн. человек. За год в России регистрируется более 200 млн. различных заболеваний.
Одна из самых острых проблем – высокая смертность населения. В среднем по стране она в 1,5 раза превышает рождаемость, а в ряде регионов в 2 и даже в 3 раза. Преобладает смертность от болезней системы кровообращения – 56,1 процента умерших, внешних причин (травм, отравлений, несчастных случаев, самоубийств, убийств и т.п.) – 14,3, новообразований – 12,4 процента. Растет заболеваемость и смертность от отравлений суррогатным алкоголем.

Особое беспокойство вызывает состояние здоровья детей. Все меньше становится доля здоровых детей, которая составляет сейчас в различных субъектах Российской Федерации от 4 до 10 процентов. Одна из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, – неэффективность, а нередко и отсутствие профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, их адаптацию к изменениям социально-экономической, экологической и образовательной среды.
В последние годы наметились позитивные изменения в показателях материнской и младенческой смертности. Однако они по-прежнему заметно выше, чем в развитых странах.
В самой сфере здравоохранения накопилось множество проблем, которые требуют решения. Материально-техническая база здравоохранения изношена, заработная плата работников этой сферы остается крайне низкой. Действующий механизм финансирования учреждений здравоохранения, являясь затратным, не создает стимулов к сокращению издержек, экономии бюджетных средств, повышению качества предоставляемых услуг.
Снижается доступность и качество медицинской помощи. Следует констатировать, что подавляющее большинство населения (по оценкам экспертов 80 – 90 процентов) потребляет медицинскую помощь низкого качества. Хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в реальной жизни это право нарушается и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровнях.
Вместе с тем рост заболеваемости закономерно ведет к увеличению потребности населения в медицинской помощи, в том числе высокотехнологичных видов. В связи с ослаблением профилактической направленности здравоохранения особенно растет доля обращений к врачу по поводу хронических патологий.
Словом, модернизация здравоохранения назрела и ее надо начинать безотлагательно. Нынешняя ситуация в этой сфере не устраивает ни врачей, ни пациентов. Другой вопрос, как проводить модернизацию, какой путь выбрать, какое здравоохранение мы должны получить в конечном итоге.
Второй этап модернизации здравоохранения, в ходе которого должна быть решена такая фундаментальная проблема, как обеспечение конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, может быть завершен в течение ближайших десяти лет. При этом мы исходим из того, что достойное, цивилизованное финансирование здравоохранения (по мнению ВОЗ, не менее 5 процентов ВВП) – необходимое, но недостаточное условие развития отрасли. Необходимы меры по комплексному обновлению системы охраны здоровья населения в целом.
Целью модернизации здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Этой цели соответствуют следующие направления деятельности партии:
1. Законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению. Гарантируемые объемы этой помощи конкретизируются на основе стандартизации медицинских технологий, в том числе профилактики заболеваний. Для каждого вида заболеваний на федеральном уровне разрабатываются и утверждаются стандарты оказания медицинской помощи, включающие перечни медицинских услуг и лекарственных средств, а также алгоритмы выполнения медицинских услуг, единые для всей страны. На их основе субъекты Российской Федерации разрабатывают клинико-экономические стандарты, конкретизирующие требования федеральных стандартов и содержащие оценку стоимости оказания медицинской помощи.

Если предусмотренные клинико-экономическими стандартами медицинские услуги не могут быть предоставлены в связи с наличием медицинских противопоказаний к их применению, гарантируется оказание медицинской помощи, не предусмотренной этими стандартами. В данном случае решение принимается на более высоком уровне, то есть врачебной комиссией медицинской организации. Такой подход обеспечивает конкретизацию объемов бесплатной помощи и сохраняет необходимую свободу принятия врачом решения.
2. Модернизация системы обязательного медицинского страхования. Действующая в настоящее время система медицинского страхования работает неэффективно. Правительство ежегодно утверждает программу государственных гарантий по бесплатной медицинской помощи. Однако нечетко сформулированные границы «бесплатности», отсутствие конкретности при определении медицинских услуг, гарантированно оплачиваемых из общественных источников в рамках каждого вида медицинской помощи, приводят к тому, что в абсолютном большинстве регионов эта программа не обеспечивается финансовыми средствами. Дефицит средств по этой программе составляющий 30 – 40 процентов от расчетной потребности, покрывается вынужденными расходами пациентов на оплату лекарств и медицинских услуг. Нарастание платности порождает скрытую коммерциализацию государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений. По факту, на основе сети бюджетных медицинских учреждений, сформировалась скрытая, но почти узаконенная система платной медицинской помощи. В результате система государственных гарантий на деле превратилась в декларацию. Это подрывает доверие населения к государству, к созданным им институтам социальной защиты. В связи с этим необходимо:
усилить гражданско-правовую ответственность страхователей и страховщиков;
завершить перевод системы обязательного медицинского страхования и в целом отрасли здравоохранения на страховые принципы. Действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе, то есть двухканальная система поступления финансовых средств в медицинскую организацию должна уступить место преимущественно одноканальной системе;
перенести часть финансовой ответственности в негосударственный сектор. Страховые медицинские организации должны стать информированными покупателями медицинских услуг в интересах застрахованных. Участие страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования необходимо как для создания в системе здравоохранения субъектов, экономически заинтересованных в защите прав пациентов, так и для повышения эффективности использования ее ресурсов на основе конкуренции страховых медицинских организаций. Главным условием достижения конкуренции является обеспечение реального выбора самими застрахованными страховой медицинской организации;
укрепить финансовую базу системы обязательного медицинского страхования. С этой целью установить минимальную фиксированную сумму платежей работодателя в фонды обязательного медицинского страхования (стоимость страхового года), добиться выполнения обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации по страхованию неработающего населения. Страховые взносы субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения должны устанавливаться в размере, обеспечивающем сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования, и ее стоимости.

Уже в период подготовки к переводу здравоохранения на одноканальную систему финансирования финансовые средства системы обязательного медицинского страхования будут отделены от бюджетных средств и прямого государственного вмешательства, будет развиваться общественное управление этой системой.
3. Совершенствование системы оказания медицинской помощи. Сегодня 60 – 70 процентов средств здравоохранения тратится на стационарную помощь по сравнению с 30 – 35 процентами в западных странах; 75 – 80 врачей в России работают в больницах, в то время как на западе менее 50 процентов; средняя продолжительность пребывания пациента в стационаре – 17 дней, в странах Запада – 8 – 13 дней. Примерно 20 – 30 процентов больничных коек отдаются так называемым «социальным» пациентам, то есть больницы зачастую выполняют не свойственные им функции, тем самым компенсируя недостатки системы социальной защиты. В целях совершенствования системы оказания медицинской помощи мы считаем необходимым:
обеспечить приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профилактику заболеваний, осуществление программы развития общих врачебных практик. В предстоящее десятилетие будут оснащены новым диагностическим оборудованием все муниципальные поликлиники, а также районные, участковые больницы и фельдшерские пункты;
обеспечить доступность высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и, прежде всего, их использование при лечении детей. Предстоит повысить эффективность работы уже существующих центров высоких медицинских технологий и построить новые центры в субъектах Российской Федерации, в том числе расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке. Реализация действующего законодательства по разграничению полномочий между различными уровнями публичной власти выявила ряд проблем в сфере здравоохранения. Установленное законами положение о том, что высокотехнологичная помощь может оказываться только в федеральных учреждениях снизило ее доступность для населения. Необходимо обеспечить поддержку за счет средств федерального бюджета на принципах софинансирования существующих центров высоких технологий в регионах. При этом необходимо предусмотреть не только передачу полномочий субъектам Российской Федерации, но и средств на реализацию указанных полномочий (в том числе федеральных квот на проведение высокотехнологичных операций). Это позволит обеспечить центры высоких технологий необходимыми расходными материалами и оборудованием, на достойном уровне оплатить труд медицинских работников, и т.п.;
переместить часть объемов оказания медицинской помощи со стационарного этапа на амбулаторный, использовать излишние мощности больниц для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи. Эта работа должна быть скоординирована с развитием сектора социальной защиты;
преобразовать часть медицинских учреждений в государственные (муниципальные) автономные учреждения, обладающие большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающих эти ресурсы по результатам своей деятельности;

обеспечить переход от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов оказания медицинской помощи.
4. Улучшение системы лекарственного обеспечения. По данным Росздравнадзора, расходы на лекарства в России составляют примерно 46 евро на человека в год, что гораздо меньше, чем в развитых странах (для сравнения отметим: в Бельгии – 391 евро, в Швеции – 362, во Франции – 359, Испании – 293, Германии – 288 евро).
Сегодня российский фармацевтический рынок насыщен разнообразными иностранными препаратами, в которых далеко не всегда ориентируются не только потребители, но и сами врачи. В то же время государство практически устранилось от управления спросом на лекарственные средства, равно как и от решения вопросов ценообразования. Ситуация осложняется и тем, что отечественная фармацевтическая промышленность оказалась неспособной обеспечить население лекарственными средствами в необходимом объеме и ассортименте.
В целях обеспечения доступа граждан к качественным лекарственным средствам, формирования комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан будут решены следующие задачи:
внедрены в практику здравоохранения адресные механизмы финансирования лекарственного обеспечения социально незащищенных категорий граждан;
осуществлен переход на медицинское страхование лекарственного обеспечения граждан (лекарственное страхование);
усовершенствованы механизмы государственного контроля деятельности субъектов обращения лекарственных средств с учетом международных стандартов;
введено уголовное наказание за производство и оборот фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств.
Для гармонизации с международными требованиями в законодательство Российской Федерации по вопросам оборота лекарственных средств будут внесены соответствующие изменения.
5. Охрана здоровья матери и ребенка, репродуктивного здоровья населения России. В условиях нынешней социально-демографической ситуации мы считаем это одним из основных критериев эффективности здравоохранения. Государственная политика в этой области предполагает реализацию следующего комплекса мер:
интенсификация профилактической деятельности, всеобщая диспансеризация детей;
расширение видов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи;
внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных и врожденных заболеваний, пороков развития у детей;
развитие перинатальной помощи;
осуществление системы эффективных мер по сохранению и восстановлению здоровья матери;
улучшение здоровья подростков, в том числе юношей допризывного и призывного возрастов.
6. Усиление профилактической направленности здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения, 60 процентов всех заболеваний обусловлено семью ведущими факторами риска: повышенным кровяным давлением, потреблением табака, алкоголя, чрезмерным содержание холестерина в крови, избыточной массой тела, недостаточным потреблением фруктов и овощей, малоподвижным образом жизни.
Сегодня здравоохранение организационно разделено между лечебным и профилактическим секторами. Это ослабляет ответственность за укрепление здоровья и профилактическую помощь сферы здравоохранения в целом. Врачи за пределами профилактического сектора считают, что их единственная обязанность – это лечение заболеваний. К этому их подвигает преобладающая в действующей системе здравоохранения лечебная направленность.

Конечно, подобная ситуация сложилась не вчера. Она имеет давние причины, связанные прежде всего с тем, что влияние самой системы здравоохранения на здоровье человека крайне незначительно. В основном оно обусловлено образом жизни самого человека, социально-экономическими, биологическими, климатическими и другими факторами.
В этой связи высокая эффективность системы здравоохранения может быть обеспечена в первую очередь путем переориентации отрасли на профилактические и реабилитационно-восстановительные мероприятия и формирование здорового образа жизни, усиление мотивации человека на сохранение собственного здоровья. Необходимо перераспределение финансовых потоков здравоохранения в сторону существенного увеличения финансирования профилактических мероприятий, в том числе в системе обязательного медицинского страхования. Оплата труда медицинских работников будет стимулировать их профилактическую работу. Возможно введение дифференцированных страховых взносов для работодателей, зависящих от уровня заболеваемости на предприятии, а также стимулирующих налоговых льгот для граждан, не болевших в течение страхового периода.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации будет продолжено осуществление мероприятий, направленных на снижение уровня инфекционной заболеваемости, профилактику, выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды на здоровье человека, обеспечение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, недопущение распространения инфекционных болезней при занесении их на территорию страны.
Для развития нормативного правового регулирования в сфере обеспечения благополучия человека будут установлены (с учетом степени риска причинения вреда) необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности среды обитания человека, продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Будет реализован комплекс мер по снижению масштабов алкоголизма и наркомании, формированию здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта.
7. Развитие медицинской науки. Хотя некоторым институтам удается выполнять свои базовые функции с помощью грантов в основном от иностранных доноров и продолжать научную и исследовательскую работу, большинство научных структур находится в очень сложном положении. По сути дела они уже не отвечают необходимым научным стандартам, теряя репутацию, которую имели в прошлом. Партия будет способствовать инновациям в развитии биомедицинских исследований и биотехнологий для создания новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, лекарственных средств и диагностических препаратов нового поколения. Будут поддержаны мероприятия по развитию дистанционной диагностики, созданию систем мониторинга состояния здоровья населения, включая паспорт здоровья, систем персонифицированного учета медицинских услуг на основе внедрения телекоммуникационных технологий. Будут осуществлены меры по увязке государственного финансирования научных учреждений с объемами и тематикой научных исследований.

7. Повышение эффективности системы управления здравоохранением. Несмотря на новейшие достижения медицинской науки, освоенные нашими лучшими клиниками, довольно качественную диагностику, а также большое по мировым стандартам число врачей (47 на 10000 чел.) и больничных коек (12 на 1000 чел.), качество и результативность медицинской помощи в целом по России в настоящее время нельзя признать удовлетворительными. Это связано с невысоким уровнем государственного финансирования здравоохранения, чрезмерной загруженностью врачей второстепенной работой, которую должен и может выполнять средний медицинский персонал. В то же время требует совершенствования управление в системе здравоохранения кадровыми, материальными и финансовыми ресурсами.
8. Повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Речь идет, прежде всего, о формировании системы медицинского и фармацевтического образования, отвечающей международным требованиям. Медицинское образование сегодня делает основной упор на лечебную функцию здравоохранения и игнорирует его ориентацию на сохранение здоровья, которая в будущем станет главенствующей. Медицинское образование должно быть нацелено на решение двух задач: подготовку квалифицированных врачей общей практики, профессиональных менеджеров и экономистов здравоохранения. При этом будет совершенствоваться единая национальная система контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного образования.
Государственный заказ на подготовку кадров в области здравоохранения будет соответствовать дифференцированным нормативам потребности в различных видах медицинских услуг, учитывающим региональные особенности организации работы и размещения сети медицинских учреждений, демографическую ситуацию и динамику здоровья населения, а также необходимость возрождения профилактики заболеваний как традиции российской медицинской школы.
Если сравнить с широко принятыми международными стандартами, врачи в России все еще пользуются меньшим авторитетом, общественным вниманием и социальным престижем. Их доходы составляют 66 процентов от среднего уровня заработной платы в стране. Мотивация врачей не может быть основана исключительно только на высоких нравственных ценностях. Она должна подкрепляться адекватной репутацией в обществе и соответствующей оплатой труда, находящейся в прямой зависимости от объемов и качества работы.
9. Стратегические приоритеты партии. Учитывая сложную демографическую ситуацию, охрана здоровья в стране должна стать реальным фактором обеспечения национальной безопасности страны. Услуги здравоохранения должны быть доступны всему населению страны. Именно из этого будет исходить партия, проводя модернизацию здравоохранения.
Долгосрочный стратегический приоритет – реализация программ охраны материнства и детства, профилактики социальных болезней, в том числе алкоголизма, наркомании, СПИДа, туберкулеза.
В рамках модернизации системы здравоохранения будет обеспечено стимулирование развития добровольного медицинского страхования, устранение барьеров для привлечения в сферу здравоохранения частных инвестиций. Необходимо обеспечить гармонизацию федерального и регионального законодательства. Задача региональных властей – привести «свое законодательство» в соответствие с федеральным. Только в этом случае мы можем говорить о единой системе законодательства, регулирующей вопросы здравоохранения.
Партия считает важным принятие федеральных законов: «Об обязательном медицинском страховании», «О государственных гарантиях медицинской помощи», «О здравоохранении в Российской Федерации», «Об охране здоровья детей», «О страховании профессиональной ответственности медицинских и фармацевтических работников», «О правах пациентов», «О частной медицинской деятельности».
Партия поддержит также проекты федеральных законов, направленные на формирование здорового образа жизни населения, прежде всего детей и подростков (о физической культуре и спорте, о развитии туризма, о реабилитации больных алкоголизмом, о профилактике наркомании, об ограждении граждан от вредного влияния табачного дыма, о безопасности дорожного движения и другие).
В совокупности реализация перечисленных мер должна обеспечить комплексную модернизацию здравоохранения, коренным образом улучшить финансовое состояние отрасли, повысить качество и доступность медицинской помощи, усилить ее профилактическую направленность.

Обсудить новость на Форуме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *