Мой психологический портрет пример

Содержание

Подробное описание тонкостей характера и особенностей темперамента человека позволяет предугадать линию его поведения, совершаемые поступки и реакцию на различные ситуации. Если вы желаете вступить в близкие отношения, взять на вакансию сотрудника или просто интересуетесь судьбой определенной персоны, наверняка вам захочется получить готовый психологический портрет личности, о котором я расскажу в этой статье, а также покажу образец его написания.

Что из себя представляет

Это расшифровка личности в письменном виде, словами. Она дает возможность распознавать индивидуальные грани человека, выявлять его способности, определять возможные поступки.

Это методика широко востребована и применяется во всех сферах деятельности – личной, профессиональной, научной. Рекрутинговые агентства анализируют способности претендентов на должность, педагоги составляют психологические описания учеников для успешного построения учебной программы, руководители выявляют недостатки и сильные стороны сотрудников.

Для чего он нужен

Каждый может попытаться собственноручно сделать свой психопортрет или изучить линию поведения близкого человека. Однако для получения точных и наиболее достоверных данных, лучше обратиться за помощью к специалисту. Чтобы в полной мере определить характеристики личности, запишитесь на мою личную консультацию. Располагая подобными данными, вы сможете найти наиболее подходящий род занятий, хобби, узнать степень вашей открытости и коммуникабельности, выявить цели, повысить самооценку.

Ключевые моменты

Портрет включает детальное рассмотрение нескольких аспектов.

Темперамент

Научно выделено 4 группы людей: флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики. В совершенном виде темпераменты практически не встречаются. Обычно в личности объединены два разных типа. В зависимости от внутреннего состояния и эмоциональности, мы по-разному проявляем себя в жизненных процессах, реагируем на одни и те же ситуации, участвуем в разговорах и заводим отношения. Стоит учесть, что тип темперамента – врожденный параметр, который не меняется в течение существования. Не ждите, что безучастный флегматик вдруг станет организаторским и взрывным холериком, и даже если вам показались на лицо изменения – скорее всего, это временный порыв и ошибочное суждение. Доказана лишь небольшая корректировка первоначальных данных.

  • Холерики – наиболее активные, выносливые, яркие и устремлено идут к своей цели.
  • Меланхолики, напротив, ранимые, спокойные, нерешительные.
  • Флегматики легко общаются, они надежные друзья и сотрудники, адекватно оценивающие любую ситуацию.
  • Сангвиники – общительные, душевные, отзывчивые и доброжелательные.

Характер

Это совокупность устойчивых поведенческих черт, которые способны со временем трансформироваться и изменяться в зависимости от окружающей обстановки, воспитания и жизненных потрясений. Хотя и считается, что начальный перечень параметров заложен на генетическом уровне, он значительно дополняется приобретенными с течением времени моральными принципами.

Так, малыши одних и тех же родителей, попав на воспитание в семьи с разными устоями, могут получиться совершенно противоположными личностями. Характер любого человека можно одновременно описать с двух сторон. К примеру, вы можете быть добрым, душевным и открытым, но в той же мере ревнивым, обидчивым или ленивым.

Способности

Литературные источники делят их на три группы: духовные, физические и социальные. Естественно, первыми прививаются физиологические – здоровье, умения, сила, выносливость. Духовные больше зависят от воспитания и ареала обитания. Это образование, культурные наклонности, нравы. Социальные также являются приобретенными и формируются в процессе жизни – это открытость, коммуникабельность, умение налаживать контакт, ответственность, высокая пунктуальность и сильная дисциплинированность.

Направленность

Фундаментом этого параметра является мотивация. Она представляет ежедневную деятельность человека, объясняет его поступки. Одни желают удовлетворить свои потребности физиологии, хотят вкусно кушать, жить в уютной квартире или ездить на современном авто. Для других – это неважно, и в свои приоритеты они вкладывают общение, новую информацию, знакомства, реализуют свой творческий потенциал, занимаются спортом.

Эмоциональность

Этот параметр выражается в умении и способе выражать окружающим свои чувства, переживания, показывать настроение либо, наоборот, скрывать его. От степени присутствия в вас эмоциональности вы по-разному формируете обратную реакцию на окружающую действительность. Это то, что дает возможность понять ближнего вне зависимости от его языка, культуры, религии или уровня интеллекта. Каждый сможет распознать в собеседнике гнев, счастье, страх.

Психолог Дарья Милай

Интеллектуальность

Человек способен развивать себя благодаря восприятию новой информации, практическим занятиям, накоплению опыта, но базовый уровень интеллектуального развития, с которым рождается ребенок играет ключевую роль. Он помогает адаптироваться в новых условиях, оценивать незнакомую ситуацию и поведения сторонних личностей, давать оценки и умозаключения. Это способность размышлять рационально и действовать правильно относительно сложившейся ситуации. Как правило, талант или склонность к какой-либо области знаний обнаруживаются уже в детстве, главное, не упустить этот момент и начать ее развивать.

Коммуникабельность

Любой индивид, независимо от количества прожитых лет, финансового и социального положения, уровня интеллектуального развития должен уметь формировать общение с окружающими. Однако способности к разговору у личностей развиты неодинаково. Например, психопортрет юмориста или менеджера должен выявить высокий уровень навыков коммуникации, в отличие от садовника, комбайнера или рыбака. Стоит учитывать, что любая профессиональная деятельность нераздельно связана с общением и при отсутствии данного параметра добиться успехов и получить повышение будет практически невозможно.

Самооценка

Это уровень уверенности в собственных силах. Условно ее делят на завышенную, заниженную и объективную. При первой – идет переоценка своих возможностей, намеренное завышение достижений или даже приписание чужих высот себе. При второй – наоборот, присутствует излишняя самокритичность, неуверенность в своих силах, а нормальная говорит об адекватном оценивании себя и своих поступков. Если вы выявили пониженную самооценку – то лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Волевые качества

Воля – это своеобразный внутренний стержень личности, твёрдость характера и основной параметр, который позволяет добиться успеха. Волевые качества – это целеустремленность, твердая решительность и полная самостоятельность, отсутствие боязни рисковать, способность брать ответственность. Даже при наличии положительных жизненных условий, высокого интеллекта, одаренности, без воли индивид не добьется эффективных результатов. У волевого человека отсутствует пагубные лень, безынициативность, недисциплинированность, слабохарактерность.

Самоконтроль

Контролировать себя, свои эмоции, слова и действия, быть воспитанным – это те качества, которые помогут вам наладить хорошее общение с окружающими, завести деловые или любовные отношения. У тех, кто не может в достаточной мере держать себя в руках, а язык за зубами – не найдется достойных собеседников. Многие компании, при приеме сотрудников на работу обращают внимание именно на это умение. Рекрутеры намеренно создают различные стрессовые ситуации и задают неудобные вопросы, чтобы понять, как вы будете себя вести.

Способность к коллективной работе

Не все индивидуумы обладают умением работать в команде. Однако, это ценный навык, который позволяет подстраиваться и прислушиваться к другим людям. Его нужно развивать с детства.

Мотивация

Одно из самых сильных качеств человека. Даже ленивый и нерешительный индивид, при необходимости и желании совершить покупку, получить должность или завоевать расположение собеседника может пойти на неожиданные и необдуманные действия, ускоряя процесс достижения цели. У разных людей мотивация может быть скрытой, поверхностной или сильной, доходящей до мании и азарта.

Социальные установки

Одним из последствий общения является передача информации – обмен новостями, опытом, сведениями. Данные, полученные со стороны, влияют на поведение, настроение и действия людей, подталкивают к определенным поступкам.

Как составить правильный психологический портрет любого человека: образец

Чтобы оформить свой или чужой психопортрет нужно обратиться за помощью к специалисту в области психологии либо попробовать сделать это самостоятельно. Вам помогут различные опросники, действенные методики и техники оценки личности и скрупулезного анализа ее способностей. К ним относят портрет по рисунку, исследование почерка, постановка логических загадок, тестирование, общение без слов, но наиболее легкий и быстрый вариант – исследование вышеописанных свойств. Достаточно просто взять блокнот и прописать каждый пункт.

План

Типовой образец подскажет, как сделать достоверный психологический портрет личности. Стоит придерживаться простой инструкции:

  • Рассмотреть персональные данные – пол, сколько лет, внешние параметры.
  • Социальный статус – должность, специальность, семейное положение.
  • Небольшая биография, где указаны основные, самые важные события и моменты жизни, потрясения, эмоции.
  • Анализ 13-ти вышеописанных свойств личности.
  • Выводы, в которых осуществляется детальное рассмотрение каждого пункта, выявляются существующие проблемы, пути их решения, раскрываются способности и умения.

Вы должны понимать, что методика обязана соответствовать возрасту, опыту и уровню образования исследуемого. Необходимо создать комфортные условия прохождения эксперимента. Составлять общую картину надо таким образом, чтобы она была понятна человеку без профильного образования и не утяжеляла неизвестными терминами.

Пример и образец написания: как составить психологический портрет личности

Исторические издания, брошюры, учебники, художественная литература наполнены массой сведений о жизни известных персон. Конечно, особое внимание заслуживают их психопортреты. Каждый хочет узнать тонкости натуры и наклонности характера Гитлера, Пушкина, Сталина, Жанны Дарк и других выдающихся людей. Характеристики выявляют причины их поведения, образа жизни, формирования мотивации. Анализ проведен на основе личных дневников, письменных свидетельств очевидцев, расшифрованных архивов. Иногда для детализации данных используют сохранившиеся фото, видеофрагменты. В качестве примера, как писать психологический портрет личности, я опишу персону Наполеона Бонапарта:

  • Это мужчина маленького роста. Страдал от эпилепсии.
  • Согласно плану составлены персональные сведения об исследуемом: император Франции, активный государственный деятель. Два раза вступал в брак.
  • Присутствует любовь к литературе и военному делу. Некоммуникабельный, чрезмерно страдал от издевательств сверстников.
  • Активная и работоспособная личность, целеустремленная, пунктуальная, дисциплинированная, но в меру эгоистичная. Отличный стратег, молниеносно воспринимающий, перерабатывающий новую информацию и также быстро принимающий решения. Антисоциальная персона, испытывающая отвращение к окружающим. Держал себя в руках, даже при наличии внутренних смятений и неприятностей.
  • Основная мотивация – жажда власти.
  • Высокое положение в обществе, занимаемая должность и социальный статус существенно усугубили проблемы, зародившиеся в самом детстве, и породили гнев и презрение к людям.

Это удачный пример из психологии грамотного составления психологического портрета нестандартной личности. Проанализировав юность и условия обитания полководца, становится понятна его агрессия, раздражительность и непринятие общества в будущем.

Задайте вопрос

Поведенческий портрет

Это подробная характеристика факторов поведения личности, которые она показывает в различных ситуациях. Достаточно непродолжительное время понаблюдать за объектом либо тесно пообщаться с его родными. Такой портрет включает такие сведения, как: внешний вид исследуемого, его мимика и манера речи, поведение в комфортных привычных условиях и во время стресса или конфликта, ответная реакция на громкие события в стране или жизни окружающих.

Пример и образец: как правильно написать достоверный психологический портрет личности

Составлять характеристику может только опытный психолог. Однако, тесты и опросники имеются в свободном доступе в библиотеках и интернете, потому вы можете попытаться проанализировать человека самостоятельно. К примеру, возьмем 21-летнюю девушку, студентку одного из столичных ВУЗов:

  • Черты характера: коммуникабельна, имеет большое количество знакомых, доброжелательна, но импульсивна и эмоциональна, в порыве гнева может «наломать дров».
  • Темперамент согласно одному из опросников – сангвиник, который легко приспосабливается к новым обстоятельствам и просто заводит интересные общения.
  • Интеллект согласно тестированию (например, Айзенка) – выше среднего. Обладает хорошим вниманием, запоминанием и отличается абстрактным способом мышления.
  • Мотивация – сильная, направленная на достижение поставленных цели.
  • Эмоциональная стабильность – слабая: уперта, быстро раздражается и легко возбуждается.
  • Способности к коммуникации развиты, но направлены на создание положительного имиджа, формирование лидерства, завоевание внимания в новом окружении.
  • Итоги: все параметры в пределах нормы, важно внимательно посмотреть на неуступчивость и чрезмерную подозрительность исследуемой натуры.

Это простейший образец психологического портрета человека, который поможет вам при составлении своей или чужой характеристики. Не забывайте брать во внимание возраст, умственные данные и накопленный опыт испытуемого. Правильный анализ способностей и проблем поможет вам лучше узнать ближнего и предостеречь от неприятностей, а также выявить ценного сотрудника либо направить его энергию в нужное русло.

Личная консультация

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию Онлайн консультация

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Введение

В современном мире важно понять человека и определить, как он ведет себя в различных ситуациях. Особенно ценится предвидение конфликтного поведения человека и причин этого поведения. Данная информация ценится при подборе кадров, когда работодатель нацелен на длительное плодотворное сотрудничество, а конфликты между сотрудниками могут замедлить производственный процесс, повысить издержки, снизить прибыть. Важно не только охарактеризовать человека, описать его возможное поведение, но и дать рекомендации по его психической коррекции. Психическая коррекция поможет снизить конфликтность поведения, создать позитивную трудовую атмосферу и повысить прибыль компании.

Цель исследования: На основании психолого-диагностических методик, личного собеседования, наблюдения и опыта общения составить характеристики трех личностей на предмет конфликтности и описать их поведение в системе социального взаимодействия. На основании проведенного исследования разработать психологические коррекционные рекомендации.

Средства исследования:

  • наблюдение;
  • собеседование;
  • опыт взаимодействия с исследуемой личностью;
  • личностный опросник К. Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) (диагностика стратегий поведения в конфликтной ситуации) ;
  • шкала самооценки тревожности Ч. Спилбергер (адаптация Ю.Ханина) (диагностика личностной и ситуационной тревожности) ;
  • опросник Басса-Дарки (диагностика уровня агрессивности) .

Анамнез

  1. Надежда Н.

Возраст: 58 лет

Образование: высшее

Деятельность: финансовый консультант

Семейное положение: разведена, двое детей.

Общая характеристика: Не избегает конфликтов, специально их не ищет. Если они возникают – успешно урегулирует их. Спокойный человек, не переживает из-за конфликтных ситуаций.

  1. Алиса Л.

Возраст: 22 года

Образование: незаконченное высшее (учится)

Деятельность: воспитатель детского сада

Семейное положение: замужем

Общая характеристика: Старается избежать конфликтов, плохо умеет урегулировать конфликт, так как отстаивает свою позицию. Сильно переживает в конфликтной ситуации, но старается это скрыть

  1. Гарик Б.

Возраст: 25 лет

Образование: высшее

Деятельность: индивидуальный предприниматель

Семейное положение: холост

Общая характеристика: очень устойчив эмоционально – его невозможно вывести из себя, волевой человек. Если случается конфликтная ситуация старается найти компромисс, не лезет на рожон. Старается избегать конфликтов, но способен постоять за себя и проявить физическую силу.

Итоговая таблица экспериментальных данных

Методика
/Испытуемый

Личностный опросник К. Томаса

Шкала самооценки тревожности (Ч. Спилбергер)

Опросник Басса-Дарки

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избежание

Приспособление

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Индекс враждебности

Индекс агрессивности

1. Надежда Н.

2. Алиса Л.

3. Гарик Б.

  1. Психологическая характеристика Надежды Н.

Надежда чуткий человек и очень уважает интересы других (Томас соперничество – 0). Это может быть обусловлено большим жизненным опытом и богатым опытом взаимодействия с людьми. Ее навыки социального взаимодействия высоки. Она предпочитает сотрудничать с окружающими и всеми силами пытается удовлетворить и чужие и свои интересы. Если не получается сотрудничать Надежда либо откажется взаимодействовать вовсе, либо пойдет на взаимные уступки (Томас компромисс – 7, избегание – 8). Если другая сторона сильнее нее и Надежда не может выйти из этой ситуации – Надежда достаточно легко будет жертвовать своими интересами и приспособиться к ситуации (Томас приспособление – 6). Надежда отмечала часто и сама, что ей бывает трудно с некоторыми людьми, и она может действовать даже во вред себе. Об этом человеке можно сказать, что она спокойная, уверенная в себе. Есть потенциал для саморазвития и ничто не мешает ему адекватно реализовываться (Спилбергер – личностная тревожность 37). Однако стоит чуть более ответственно воспринимать окружающие ситуации (Спилбергер – ситуативная тревожность 33). Надежда миролюбивый и доброжелательный человек (Басса-Дарки индекс агрессивности – 11, индекс враждебности – 4), но если ее вывести из себя, что достаточно сложно, она может ударить или причинить физическую боль (Басса-Дарки физическая агрессия – 6). Возможно, если не рассчитает силы, ее будут мучить угрызения совести (Басса-Дарки чувство вины – 4). В целом Надежда миролюбивый, доброжелательный человек, который любит решать проблемные ситуации с пользой для себя и окружающих. У нее есть все предпосылки для продолжения гармоничного личностного роста. Окружающим людям будет приятно с нею работать, так как она разрешает конфликты и способствует личностному росту окружающих.

Рекомендации: рекомендуется посетить психолога или тренинг группу, для того что бы улучшить свои навыки взаимодействия с людьми. Научиться находить больше путей для сотрудничества с людьми. Обрести большую напористость в отстаивании своих интересов.

  1. Психологическая характеристика Алисы Л.

Алиса создает впечатление решительного целеустремленного человека, но немного застенчива. Она больше нацелена на взаимовыгодное сотрудничество с людьми (Томас сотрудничество – 8). Сотрудничество ей удается не всегда, тогда она идет либо на взаимные уступки (Томас компромисс – 6), либо жертвует своими интересами и отказывается от дела (Томас избегание — 6), либо может и не посчитаться с партнером и показать ему кукиш (Томас соперничество – 5). Стоит отметить, что такое поведение равновероятно для Алисы. Если взаимоотношения с партнером хорошие, она уступит. Если партнер сильнее нее и будет настаивать на своем, она убежит и потом пожалеет. А слабого партнера она готова немного потеснить и даже обидеть. При собеседовании она спокойна, уверена в себе, в своих силах. Так же здоровую тревожность показывает тест Спилбергера (Спилбергер оба показателя – 39). Алиса спокойный, слабовозбудимый человек, ее сложно вывести из себя (Басса-Дарки индекс агрессивности – 12, индекс враждебности – 4). Но если ее кто-то разозлит, например, начальство, она будет делать все наперекор (Басса-Дарки негативизм – 3) и при этом сильно ругаться (Басса-Дарки вербальная агрессия – 8). Она сама отмечает, что может позволить себе нецензурную лексику, что бы снять нервное напряжение. Но после того как Алиса успокоится она сожалеет о содеянном, считает, что может и не стоило так ругаться (Басса-Дарки чувство вины – 6). В целом Алиса ценный сотрудник, так как она стремиться решать конфликты во взаимовыгодном ключе. Но в особо напряженных для нее конфликтных ситуациях от нее можно ожидать противодействие и оскорбление второй стороны с последующим разрывом отношений.

Рекомендации: посетить тренинг общения или психолога с целью улучшить свои социальные навыки. Это поможет лучшему пониманию своих желаний, что приведет к большей их ценности, а так же уважению чужих желаний. Это снимет чувство вины за свои поступки и поможет взглянуть на конфликтную ситуацию с другой стороны.

  1. Психологическая характеристика Гарика Б.

Гарик выглядит сильным мужественным человеком, решительным и спокойным. Его накаченные руки и спортивное телосложение говорит о его увлечении физической силой. Гарик в конфликтной ситуации предпочитает, что бы ему в чем-то уступили и тогда он соизволит уступить оппоненту (Томас компромисс – 8). Однако бывает, что такая стратегия приводит к сотрудничеству (Томас сотрудничество – 7). Если оппонент кажется Гарику простаком, Гарик может позволить себе оставить его с носом (Томас соперничество – 5). Однако под давлением чувства вины (Баса-Дарки чувство вины – 5) и сильного давления оппонента Гарик жертвует своими интересами и может впасть в зависимость от этого человека (Томас приспособление – 6, избегание – 4). При этом если Гарик попал в такую зависимость, он будет сопротивляться – язвить (Басса-Дарке вербальная агрессия – 11), делать все наперекор (Баса-Дарке негативизм – 4). Однако Гарик обладает стрессоустойчивостью и эмоциональной стабильностью, сам на рожон не лезет. Но находятся люди, которые могут вывести его из себя (Баса-Дарке индекс агрессивности – 20, враждебности – 7). Из методов выражения негативного отношения предпочитает это говорить, а больше придумать какую-нибудь язвительную шутку(Басса-Дарке вербальная агрессия – 11). В крайнем случае может сильно повысить голос, обругать и даже ударить (Басса-Дарке вербальная агрессия – 11, физическая агрессия – 6). Ему иногда хочется что-то исправить после, но он очень редко это делает (Басса-Дарке чувство вины – 5). Гарик выглядит как уверенный в себе и в своих силах человек, это придает ему внутреннее и внешнее спокойствие (Спилбергер ситуативная тревожность – 38, личностная 32).

В целом Гарик уравновешенный человек, который предпочитает решать проблемы приходя к компромиссу и, если удастся, сотрудничать. Специально он не ищет повода для конфликтов, но находятся люди, которые могут вывести из себя. Такой конфликт закончиться мелкой ссорой с руганью и стороны будут нормально взаимодействовать дальше.

Рекомендации: посетить тренинг общения или психолога, чтобы научиться пускать свою агрессию в мирное русло. А так же более конструктивно взаимодействовать с людьми. Более глубокая работа с психологом поможет решить проблему зависимости.

Заключение

В данной работе были даны характеристики личности трех испытуемых, на предмет их конфликтности в системе социального взаимодействия.

Проведенная работа позволила мне по-новому посмотреть на особенности взаимодействия своих испытуемых с окружающими. Зная данные особенности, в дальнейшем я смогу правильно подобрать подход к человеку, чтобы оказать ему какую-либо помощь. Даже данное мной описание помогло задуматься и пересмотреть взгляды на себя моим испытуемым.

Данная работа оказалась очень ценной в плане наработки начальных навыков практического психолога. В итоге сложилась четкая картина – на что нужно обращать внимание при разговоре, в ходе простого наблюдения, и как правильно соотносить результаты проведенных методик с результатами наблюдения.

Используемая литература

Словесная характеристика, включающая личностные человеческие качества, поведенческие манеры в определенных ситуациях — это его психологический портрет. Он находит применение в различных сферах. В частности, используется при выборе профессии, приеме на работу. Психологический портрет личности часто составляется в целях выявления партнерской совместимости, определения соответствия партнеров друг другу. Составление психологического портрета проводится на основании результатов ряда тестов, в частности, Айзенка, Мехрабиана, Кеттелла при параллельном собеседовании с психологом.

Цель применения психологического портрета

Важен психологический портрет в выборе жизненного пути, будущей профессии. Он составляется еще перед вступлением в ВУЗ, поскольку это время определения дальнейшей деятельности. Применение психологического портрета человека поможет найти «свою» деятельность, от которой он будет получать не только прибыль, но также удовольствие.

Кроме того, психологический портрет — это инструмент, позволяющий ближе узнать человека, его способности, поведенческие характеристики. Он способствует выявлению слабых и сильных сторон индивидуума, его склонностей ко лжи, конфликтам.

Многие кандидаты на вакансию проходят тестирование, проводимое менеджерами по персоналу. Его цель заключается в определении личностных качеств, профессиональных способностей потенциального будущего сотрудника. Готовый психологический портрет личности помогает руководителям узнать, предугадать действия человека в конкретной сложной ситуации, его способность решения возникающих проблем, выявить качества, необходимые для работника, занимающего определенную должность.

В отношении детей психологический портрет помогает педагогам найти оптимальный подход к ним. Для родителей он важен в плане познания детской психологии, определения правильного курса воспитания ребенка в соответствии с его темпераментом.

Сегодня люди часто просят психологов составить психологический портрет в целях выявления сходных качеств потенциального спутника жизни. Известное ранее правило «плюс и минус притягиваются» сейчас не применяется. Известно, что люди с противоположными характерами не смогут найти общий язык. Во избежание споров, конфликтов партнеры должны обладать подобными темпераментами, иметь схожие ценности, цели.

Основные критерии составления психологической характеристики

Перед тем как составить психологический портрет человека, целесообразно ознакомиться с его составляющими. Ввиду единичности каждой личности присущи основные и направляющие качества. Основные компоненты включают:

  • темперамент;
  • характер;
  • личностные свойства.

К направляющим компонентам относятся:

  • самосознание;
  • интеллект;
  • направленность.

По восприимчивости представители социума классифицируются на несколько категорий:

  1. Ориентация на сегодняшний день. Человек легко вживается в роль, хорошо приспосабливается. Для него типично быстрое принятие решений. Для такого человека подходит руководящая должность.
  2. Ориентация на прошлое. Личность действует в соответствии с принятыми правилами, законами. Хорошо проявляет себя на исполнительной должности.
  3. Ориентация на будущее. Человек сложно входит в коллектив, не признает иерархию. Но такие люди часто выдвигают прогрессивные идеи. Для них подходит самостоятельная работа («сам себе начальник»).

Кроме рассмотренных критериев, перед тем как составить психологический портрет личности, надо определить следующие личностные черты.

Его основа — специфические характеристики нервной системы. От темперамента зависит поведенческая модель личности, его сложно скорректировать. Известны 4 его типа, которые применяет психологический портрет личности:

Тип темперамента Характеристики
Холерик Нестабильность настроения, эмоциональность, тяга к новизне
Сангвиник Уравновешенность, рациональное поведение
Меланхолик Нестабильная психика, пессимизм
Флегматик Завидная уравновешенность, стеснительность

Это отличительные человеческие качества. Они применяются в общении, в социальной деятельности. Характер определяется набором характеристик, включающих отношением к ряду жизненных аспектов, таких как:

  • работа;
  • окружение;
  • сам человек;
  • материальные ценности.

Это специфические качества человека. Способности предполагают достижение успеха в определенной деятельности, жизненной сфере. Эти свойства можно развивать посредством обучения, практики.

Целенаправленность

Основа целенаправленности — стимул, мотивация. От этого свойства зависит поведенческая модель личности, его деятельность. В то время как один человек жаждет удовлетворить собственные потребности, создать желаемые условия для своей жизни, иной находит себя в социальных сферах, волонтерстве, воплощает креативные способности.

Это свойство не зависит от желания человека, неподвластно его воли. Эмоциональность представляет собой ответ на внешние раздражители. Она показывает важность для него определенного события. Сила личности определяется способностью управлять эмоциями, держать их под контролем, не проявлять чувства.

Интеллект

Это показатель образованности человека. Уровень интеллекта предопределяется образованием, текущей деятельностью, возрастом. Он участвует в принятии решений, оценке ситуаций, контроле поведения, приспосабливаемости, создания отношений с окружением. От интеллекта зависит рациональность мышления, действий в соответствии с ситуацией.

Общительность

По психологии, готовый психологический портрет личности включает оценку коммуникабельности — важной отличительной черты характера, раскрывающей единичные качества. При общении передается не только информация, но также мысли, чувства, знания.

Самоанализ способствует выработке позиции личности к себе самой. Посредством самоанализа оценивается индивидуальная восприимчивость, место в социуме, достижения.

Волевые свойства

Черты характера, выявляемые при создании психологического портрета личности, предопределяют поступки, прямо воздействуют на жизненный курс человека. Для волевого характера типична способность самостоятельного принятия решений, преодоления жизненных сложностей, он характеризуется упорством, настойчивостью, решительностью. Для людей со слабой волей типична слабохарактерность. Несмотря на наличие качеств, необходимых для достижения успеха, они редко становятся успешными.

Самообладание

Самоконтроль влияет на способность к надлежащему поведению в социуме, воспитанность. Личность, не контролирующая свое поведение, эмоции, не может создать партнерские, дружеские отношения.

Способность к командной деятельности

Каждый человек отличается умением работать в коллективе. Способность к командной деятельности предполагает готовность к компромиссам, принятие во внимание иной точки зрения.

Принципы составления психологической характеристики

Перед тем как составить психологический портрет, надо изучить ряд правил:

  • способ изучения человека должен основываться на цели его составления, возрасте, образовании;
  • психологическая характеристика базируется не только на итогах собеседования исследуемого с психологом, но также на выводах анкет, тестов;
  • заключение по психологическому портрету человека выдается исходя из сопоставления выводов проведенных тестов, из взаимосвязи;
  • психологический портрет требует создания для исследуемого подходящих удобных условий в процессе исследования;
  • он должен восприниматься лицом, не являющимся специалистом в этой научной области.

Методики, используемые при создании личностной характеристики:

  • тесты Немчина, Баса-Дарки, Спилберга, метод САН (определение эмоционально-волевой области);
  • тест Векслера, интеллектуальное тестирование, таблицы Шульте (определение когнитивно-познавательной сферы);
  • социометрия, методики Лири, Бейлза, тестирование Эткинда (определение межличностно-социальной области);
  • 14 основных надобностей по Мюррею, виды трудовых стимулов по Герчикову, метод Орел (выявление потребностей, стимулов, мотивации).

Проективные методы, применяемые при составлении примера психологического портрета личности, изучении внутреннего мира человека, его проекции на внешний мир:

  • пятна Роршаха;
  • рисунок животного;
  • психогеометрическое исследование;
  • изображение «человек, дом, дерево».

Личностные анкеты, используемые в составлении примера психологического портрета личности путем определения личностных качеств:

  • MMPI (применяется как сокращенная, так и полная версия опросника);
  • анкета Кеттелла;
  • тест Леонгарда.

Психологический портрет — пример вывода, составленного на основании пройденного исследования:

  • инициалы, сфера деятельности, возраст человека;
  • цель тестирования (напр., соответствие качеств кандидата требованиям предполагаемой должности);
  • методики, примененные в рамках исследования;
  • поведение человека, проявленное при тестировании (заметное волнение, дрожание и т. д.);
  • результаты тестирования;
  • психологические характеристики исследуемого лица, прогностические данные о его поведенческих качествах;
  • выводы, рекомендации.

Пример составления

Психологический портрет, независимо от его цели, составляется специалистом. Психолог определяет подходящую методику в соответствии с предназначением тестирования. Для самостоятельного анализа можно применить упрощенные способы. Подходит, например, соционика, исследование DISC. Такие тесты можно пройти онлайн — они доступны в интернете.

Как выглядит готовый психологический портрет? Пример представлен ниже. Его заключение основано на результатах тестов Айзенка, Мехрабиана, Кеттелла:

  • Елена Никифорова, студентка, 20 лет;
  • особенности характера: коммуникабельность, дружелюбие, импульсивность, добродушие, склонность к агрессии, действиям под влиянием эмоций, эмоциональность;
  • темперамент (тест Айзенка): сангвиник, легкость в общении, знакомствах, хорошая способность к приспособлению;
  • интеллектуальные качества (тест Кеттелла): быстрое восприятие информации, абстрактное мышление;
  • мотивация (тест Мехрабиана): достижение намеченной цели;
  • эмоциональность: средняя стабильность, раздражительность, возбудимость, упертость;
  • общительные качества: коммуникабельность, независимость, активность, тяга к лидерству, хорошие адаптивные способности;
  • выводы: результаты исследования — в нормальных рамках, рекомендуется обратить внимание на повышенную подозрительность.

После подробного рассмотрения, что такое психологический портрет, становится ясной его роль в современном мире. Он применяется во многих областях жизнедеятельности человека: в профессиональной, общественной, личной сфере. Психологическая характеристика личности — это важный фактор в выборе жизненного пути, карьерного курса.

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Составление психологического портрета-зачем это нужно?

Психологический портрет помогает родителям, воспитателям, учителям найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Выявление характерных черт каждого малыша позволит грамотно выстроить процесс развития и воспитания.

Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами, мы не замечаем, как меняются наши дети?

Мы всегда рядом со своим ребенком, и иногда не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним, не замечая, что он повзрослел, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.

Существует множество подходов к периодизации психического развития ребенка, но наиболее приемлема периодизация развития предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д. Б. Элькониным.

1. Младенчество (от рождения до 1 года)

2. Раннее детство (от года до 3 лет)

3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 4-5)

4. Старший дошкольный возраст (4-5 до 6-7)

5. Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11)

6. Подростковый возраст (от 10-11 до 14-15)

7. Ранний юношеский возраст (от 14-15 до 16-17)

Весь процесс развития можно разделить на 3 этапа: от рождения до 6-7 лет; младший школьный возраст – от 6-7 лет до 10-11 лет; средний и старший школьный возраст –от 10-11лет до 16-17 лет.

Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие. Характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка. Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной кризис, то есть при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка.

Кризис- это не то, что случается с «неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе поведение ребенка меняется, и это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком и понимать, что это закономерно.

Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым.

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. Таким образом происходит общение ребенка со взрослым.

В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального(речевого) общения. Ребенок пользуется речью для установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления. Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребенок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых. В процессе ролевой игры идет личностное развитие ребенка, он овладевает предметной деятельностью и начальными навыками общения. В младшем школьном возрасте основной деятельностью становится учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности. Через учение строится вся система отношений ребенка со взрослыми людьми.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается ориентировочная деятельность. Ориентация может осуществляться на разных уровнях: материальном (практически-действенном), сенсорно- зрительном и умственном. В этом возрасте, как показывают исследования Л. А. Венгера идет интенсивное развитие сенсорных эталонов, т. е. цвета, формы, величины и соотнесение предметов с этими эталонами. Кроме того, происходит усвоение эталонов фонем родного языка.

Мышление ребенка формируется в ходе педагогического процесса. По мнению А.В. Запорожца овладение способами и средствами практической и познавательной деятельностью играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического, но и наглядно-образного мышления. Таким образом, мышление в своем развитии проходит следующие этапы:1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти 3) начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи, как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Внимание. Непроизвольное, вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми. На первый план выходит интерес. На начальной стадии перехода внимания от непроизвольного к произвольному, большое значение имеют средства управляющие вниманием ребенка и рассуждения вслух.

Воображение. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение. Оно заключается в механическом воспроизведении полученных впечатлений в виде образов. Обычно воспроизводят те события, которые произвели на ребенка эмоциональное впечатление. В старшем дошкольном возрасте оно превращается в воображение, которое творчески преобразует действительность. В этом процессе уже участвует мышление. Этот вид воображения применяется и совершенствуется в сюжетно-ролевых играх.

Речь. В дошкольном детстве завершается процесс овладения речью.

1. Идет развитие звуковой речи. У ребенка развивается фонематический слух.

2. Растет словарный запас. У разных детей он различен. Это зависит от условий их жизни и от того, как и сколько с ним общаются его близкие.

К концу дошкольного возраста в лексиконе ребенка присутствуют все части речи: существительные, глаголы, местоимения, прилагательные, числительные и соединительные слова. Немецкий психолог В. Штерн говоря о богатстве словарного запаса, приводил цифры: в 3 года -ребенок активно использует 1000-1100слов, в 6 лет-2500-3000слов.

3. Развивается грамматический строй речи. Ребенок усваивает закономерности морфологического и синтаксического строя языка. Он понимает смысл слов и может правильно построить фразы.

Появляется осознание словесного состава речи.

В ходе развития речь выполняет различные функции: коммуникативную, планирующую, знаковую, экспрессивную.

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием самосознания.

Начинает меняться представление о самом себе, своем «Я». Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка, базирующаяся на самооценке раннего детства, которая соответствует чисто эмоциональной оценке («Я хороший) и рациональной оценке чужого мнения. При формировании самооценки ребенок сначала оценивает действия других детей, потом собственных действий, моральных качеств и умений. Происходит осознание себя во времени. Он помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем (» Когда я был маленьким…»,. «Когда я буду большой…»)

У ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол. В ходе развития ребенок начинает присваивать себе поведенческие формы, интересы и ценности своего пола.

Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по –своему…

Тем не менее существуют общие закономерности развития. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования. и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возраста особенностях.

Литература:

  1. «Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.» Под редакцией Запорожец А. В.
  2. Эльконин Д. Б.- Москва .Просвещение 1984г.
  3. «Психическое развитие дошкольников» Дьяченко О. М. Лаврентьева Т. В.- Москва. Педагогика 1984г «Индивидуальные особенности детей» Ивлева И.А. Младик И.Ю. Сафунова О.В. –Москва «Генезис»2009г. «Возрастная психология: конспект лекций.»Хилько М. А.
  4. Ткачева М. С. http://bookap.info/genpsy/hilko_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/gl12.shtm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *